В связи с требованиями, предъявляемыми Федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования (ФГОС ООО), меняется технология проектирования образовательного процесса и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Варианты их проектирования предложены в различных учебно-методических комплектах (УМК) и образовательных системах.
Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.
Я предлагаю своё видение реализации системно-деятельностного подхода на внеурочных занятиях. Его важнейшая особенность – взаимосвязь всех структурных компонентов: их целей и задач, этапов проведения, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся.
Системообразующим компонентом является цель занятия. При этом надо иметь в виду не только тактические, но и стратегические цели, которые ставятся в начале изучения курса, больших разделов и тем; создавать условия для понимания иерархичности целей, их взаимосвязи.
Системно-деятельностный подход – во внеурочной деятельности:
- представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности
- на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи
- выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся
Задачи формулируются по отношению к ведущей цели как конкретные действия учащихся, которые необходимы для её достижения. Таким образом, последняя задача выводит нас на результат, зафиксированный в ведущей цели занятия. Важно формулировать задачи через деятельность, которую должны осуществить учащиеся. Каждый этап занятия или каждое занятие должен соответствовать определённой задаче или нескольким задачам.
Пример. Занятие по теме «Дикие и домашние животные». Цель: сравнить диких и домашних животных по образу жизни и вывести правило отношения человека к ним. Задачи: 1) актуализировать знания о животных; 2) выявить общие признаки в образе жизни диких и домашних животных; 3) составить рассказ о животном, работая в паре; 4) оценить свою работу.
Системно-деятельностный подход предполагает:
1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д
2) развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат
3) признание решающей роли содержания, способов организации деятельности и взаимодействия в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся
4) учет особенностей ребенка: индивидуальных, физиологических, возрастных и психологических
5) Разнообразие организационных форм обеспечивающих рост: творческого потенциала, взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, мотиваций
6) гарантированность достижения планируемых результатов, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности
И в результате - развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности.
Системно-деятельностный подход опирается на активные методы обучения, это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Ученики получают: способность к самоорганизации, прогресс в личностном развитии, умение решать поставленные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.
Системно-деятельностный подход помогает в создании условий, обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование гражданской ответственности, правового самосознания.
Активное применение базовых технологий:
- ИКТ и
- технологии, основанной на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
- Технологии, основанной на реализации проектной деятельности.
- Технологии, основанной на уровневой дифференциации.
В зависимости от направления, формы и вида внеурочной деятельности выбирается учебная ситуация (игровая, трудовая, исследовательская – в зависимости от доминирующего вида деятельности).
Например:
- учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования, сюжетные, ролевые;
- учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: подготовка праздника, написание книги, изготовление подарков;
- учебные ситуации с элементами научно-исследовательской деятельности:
- эксперименты;
- маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение;
- мини-исследования;
- описание и оценка.
Учебная ситуация позволяет связать ведущие категории системного и деятельностного подходов, так как именно в ходе решения учебных (игровых, трудовых, исследовательских и др.) ситуаций ребёнок имеет возможность осознать и чётко сформулировать цель, продумать и осуществить её на практике, оценить результат своей деятельности.
Меняется функция учителя: он становится организатором деятельности учащихся, консультантом, помощником, который создаёт условия.
Учитель, используя системно-деятельностный подход:
- Дарит ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
- Ведет ученика от собственного опыта к общественному;
- Будет не «НАД», а «РЯДОМ»;
- Радуется каждому вопросу, но отвечать не спешит, давая возможность ученику самому найти ответ;
- Учит анализировать каждый этап работы;
- Критикуя, стимулирует ученика.
Вывод:
Системно-деятельностный подход, на мой взгляд, является универсальным, даёт чёткий ориентир для проектирования внеурочных занятий и в то же время не исключает творчество учителя. Так же системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете.
Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Внеурочная деятельность для меня в новинку, это первый год. Я вела занятия внеурочной деятельности в параллели 5 классов: «Юный исследователь» - это проектная деятельность.
Занятия были нацелены на формирование новых умений, развитие ранее приобретенных, умение работать в коллективе, развитие личностных качеств. Главная идея – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно-значимой проблемы.
Проще говоря, мы вместе и отдельно с каждым выбирали ту тему, которая была именно им интересна. Отсюда получились такие разные (относящиеся к разным предметным областям) темы их проектных и научно-исследовательских работ:
- «Фотомоменты из жизни класса»
- «Известные люди в информатике»
- «Макет машины будущего»
- «Дикие и домашние животные»
- «Компьютерная зависимость»
- «Мои любимые кошечки»
- «Распорядок дня школьника»
- «Рассказы о ПДД»
- «Вирусология»
- «Звезды на небе»
- «Дизайн детских комнат»
- «Сайт о ПДД»
Каждой работой занимались либо 1 учащийся, либо команда из 2 – 3 человек. Не все работы были закончены по различным причинам.
Цель занятий – это участие в школьной НПК, до которой из вышеперечисленных дошло 6 работ. На районную НПК из 6 работ 5-классников прошло 5.
Я считаю, что учитель сам должен быть настроен на результат, но результат для каждого ребенка свой, индивидуальный. Приобретение новых полезных навыков, достижение определенной цели за занятие – вот, что определяет личностный рост.
В свое работе я основывалась на следующих принципах:
- Принцип интереса
- Принцип единства воспитательных воздействий, предполагающий совместную деятельность педагогов, родителей
- Принцип совместной деятельности,
- Принцип уважения личности и позиции ученика,
- Принцип целостности педагогического процесса – единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
На занятиях дети смотрели работы друг друга, помогали, искали ошибки у себя и у других, анализируя, поправляли, находили и исправляли похожие неточности у себя. Конечно, в силу своего возраста, не все они могли заметить и тогда подсказывала я.
Еще один пример проведения занятий - внеурочная деятельность в 6 классе. Название курса: «Инфознайка». На занятиях было положено начало изучению различных графических редакторов. Детям удалось приобрести новые навыки и расширить круг своих возможностей в редактировании и создании изображений. Также 6 учеников поучаствовали в школьном ККГ (конкурсе компьютерной графике), трое из которых стали лауреатами.
Как мне кажется, мне удалось в ходе осуществления программы у учащихся сформировать следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)
Библиографическая ссылка
Лашина Т.С. РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 5, 6 КЛАССАХ // Старт в науке. – 2020. – № 1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1830 (дата обращения: 21.11.2024).