В рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности, на занятиях кружков технической и естественнонаучной направленности, проводимых на протяжении нескольких лет, детьми создаются проектные и исследовательские работы, которые в первую очередь интересны самим школьникам. Под моим руководством дети реализуют как групповые, так и индивидуальные проекты.
Своей целью я ставлю просвещение и разнонаправленное развитие обучающихся.
Основная задача – это научить ребенка работать, делать проекты с минимальной помощью учителя.
Учитель становится наставником, человеком который помогает команде вести проект, показывать где и как искать знания, привлекать экспертов.
Роль проектного наставника существенно отличается от роли учителя в школе. Он сопровождает работу школьников в проекте, удерживает рефлексивный контур, помогает фокусироваться и не терять динамики.
Задача проектного наставника заключается в том, чтобы участники команды постоянно осознавали, что, зачем и когда нужно делать по проекту, какие ресурсы нужно привлечь и какие компетенции, знания и умения нужно освоить.
Основные функции наставника:
- подбор конкурсов
- индивидуальная траектория обучения
- саморазвитие
Стратегия используемая мною, разработана на основе личного опыта работы наставником. Главное в ней - личностный рост каждого ученика, повышение индивидуальных показателей.
Начало всего - это внеурочная деятельность, далее занятия в школьных кружках, потом обучение на курсах; постоянное участие детей в конкурсах, олимпиадах и конференциях, начиная со школьных и районных и далее по мере «научного взросления» обучающихся
Предшественник – это внеурочная деятельность. В школе, начиная с 5 класса дети посещали курс «Проектной деятельности» и кружки технической направленности. В рамках сначала школы, потом района они тренировались выступать.
В 7 классе добавились занятия в МНТА «МИФ». Как раз в это время открылся центр дополнительного образования для одаренных детей под руководством Енина П.В.
В 8 – 9 классе – мы вышли на всероссийские конкурсы и олимпиады, приводящие к образовательным сменам – например,
- Образовательный центр «Вектор успеха» на базе ГОБУ «Физтех-лицей» им.П.Л.Капицы,
- Инженерные каникулы от МИСиС
- Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Профильные техноотряды» (организатор: ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» - проектный офис национального проекта «Образование», международное движение WorldSkills Russia и ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс» при поддержке индустриальных партнеров (ГК «Роскосмос», ПАО «ОАК», ПАО «Ил», АО «Вертолеты России»)).
На этой смене 4 ребят, прошедших двухгодичное обучение в МИФе, много учились, познакомились с инженерией космических систем; инженерным дизайном. В командах сделали проекты, приобрели практические навыки, познакомились со стандартами WorldSkills.
В перспективе участие в следующих проектах:
- Кадры будущего для регионов,
- Билет в будущее
- Интернет вещей
и дополнительное обучение в Кванториуме и на базе образовательной платформы Лекториума, Проектория и т.д.
Успешность работы каждого учителя – это в первую очередь успешность его учеников.
Школьники получают новые знания и опыт, находят единомышленников, им не скучно, они чувствуют, что их жизнь наполняется смыслом.
Если родители видят, что их дети занимаются чем-то полезным, социализируются и готовятся ко взрослой жизни, то они ценят то место, где это происходит.
Результатом совместной деятельности становятся победы и призовые места в конкурсах.
Международный конкурс проектных работ, 2019г.
Окружная НПК ШНОО «ЛУЧ», 2018г.
Акулы пера, 2019г.
А добиться результата помогает правильный подбор конкурсов. В ВК и Инстаграмм я подписана на:
- @minprosvet,
- Инженерные школы,
- Юниквант,
- WorldSkills
и из «первых уст» узнаю о новых конкурсах.
Так я узнала о Юниквант и КосмОдис.
Для участия в конкурсах ребята сами взяли название школы доп. Образования, в которой на протяжении последних двух лет проходили обучение.
команда «МИФ» приняла участие в XV фестивале проектных работ школьников "КосмОдис-Московская область-2019». Из 50 проектов со всей Московской области было выбрано 20 для защиты перед экспертами.
Учащиеся 8кл.: представили проект - Колония "Закрытая экосистема". Ребята вышли в финал и стали призерами, получив право на участие в Московском международном салоне образования на стенде Московской области
Так же добиться результата помогает правильно выстроенная индивидуальная траектория обучения
• Школьные кружки
• Внеурочная деятельность
• Занятия на курсах
Привлечение экспертов
Поиск знающих людей в областях, выходящих за пределы знаний (это могли быть учителя в школе, преподаватели с курсов, учителя из других школ, сотрудничество с Роболабораторией и т.д.)
Саморазвитие
• курсы повышения квалификации АСОУ,
• он-лайн курсы Лекториума. На платформе Лекториума размещаются массовые открытые онлайн-курсы.
• Академия WorldSkills Russia. Обучение на он-лайн курсах беспатно и очень удобно.
Я закончила бесплатно он-лайн курсы «Эксперт демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия» и «Навигатор по Future Skills»
Самыми выдающимися результатами нашей совместной работы за год стало:
- призер 74 Дней науки в МИСиС, что дало право на образовательную смену «Инженерные каникулы»
- Команда МИФ – победители Всероссийского конкурса Юниквант, что дало право на образовательную смену «Профильные техноотряды»
- Команда «МИФ» - финалисты КосмОдис
- ребята - Победители Международного конкурса Старт в науке
Всего за прошедший учебный год 553 обучающихся приняли участие в 29 мероприятиях по информатике и ИКТ, из них:
- школьный уровень – 4;
- районный – 5;
- региональный – 6;
- всероссийский – 3;
- международный – 9.
А что это дает детям? Нравится ли им?
Заканчивая я хотела бы процитировать слова ребят:
- «Интересно»
- «Развивает»
- «Учит»
- «Нам не скучно»
- «А что еще будем делать?»
Библиографическая ссылка
Лашина Т.С. СТРАТЕГИЯ РОСТА – ПРАКТИКА УСПЕХА. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ // Старт в науке. – 2019. – № 6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1812 (дата обращения: 23.11.2024).