Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МИР КОНТРАСТОВ В РАССКАЗЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»

Слободяник К.Ю. 1
1 г. Мелеуз, МОБУ СОШ № 5 МР, 7 класс
Габитова Л.Г. (г. Мелеуз, МОБУ СОШ № 5)
1.?Евангелие от Матфея 25:31-46
2.?Касаткина Т. «Мальчик у Христа на елке»?// http:?// www. religare. ru/monitoring48204. Htm
3.?Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»?// Литература в школе – 2003. – №?5. – С.35-36.
4.?Крикунова Я.В. Лингвокультурологический анализ текста «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М. Достоевского на уроке литературы?// Молодой ученый. – 2012. – №?10. –
С. 195-196. – URL https://moluch.ru/archive/45/5470/

«Человек родится совершенным…»

(Л.Н. Толстой)

«Да и как не любить детей? Если уже перестанем

детей любить, то кого же после этого мы сможем

полюбить, и что станется тогда с нами самими?»

(Ф. Достоевский)

«Будьте как дети»

(из христианской заповеди)

Актуальность темы исследования. Ф.М. Достоевский в произведении «Мальчик у Христа на елке» размышляет о детях, об их ранних впечатлениях, обманутых ожиданиях. Писатель был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому, к их невинности и к трогательной их беззащитности». Тема детского страдания актуальна и сейчас.

Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный – «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых.

Объектом исследования является рассказ «Мальчик у Христа на елке».

Предмет работы – мир контрастов в исследуемом произведении.

Цель исследования – рассмотреть мир контрастов, контрастов резких, жестких в рассказе Ф. Достоевского.

Задачи работы:

1) установить особенности рассказа «Мальчик у Христа на елке»;

2) проанализировать мир контрастов в данном рассказе;

3) провести опрос среди обучающихся 6-7- х классов, посетить приют, побеседовать с заведующей местным отделением социального приюта для детей и подростков ГБУ РБ «Южный» МЦ «Семья» Ириной Евгеньевной Уразовой, проанализировать результаты, подвести итоги исследования.

Методы исследования – опрос, беседа, анализ.

Структура работы.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения, списка источников.

Во введении обоснованы выбор и актуальность нашего исследования, а также сформулированы цель, задачи, указаны объект и предмет работы.

В первой главе мы рассматриваем особенности рассказа, выявляем два мира в произведении.

Во второй главе результаты опроса ребят 6-х и 7-ых классов по данной теме, беседы с заведующей. В заключении подведены итоги работы по теме исследования.

В списке источников указаны основные материалы, использованные для написания данной работы.

Глава I

Первым и единственным святочным рассказом Ф.М. Достоевского является «Мальчик у Христа на елке», вошедший в январский выпуск «Дневника писателя» 1876 года.

В центре произведения – тема детства, детских страданий, одна из центральных тем в творчестве писателя. Центральной темой рассказа является тема потерянности и одиночества человека, конкретнее, ребенка в многолюдном городе, в мире.

Достоевский предельно жестко и вызывающе строит образ: в центре города, готовящегося праздновать Рождество – разоренный вертеп. Мать мертва, а младенец голоден и ему холодно. И для всех, празднующих Рождество, кто так наглядно воображается в мальчике, он, мальчик – лишний и мешающий празднику.

Ситуация Рождества повторяется в рассказе: когда-то для готовой родить Богоматери, приехавшей из другого города, не нашлось места в домах Вифлеема; спустя почти две тысячи лет в христианском городе в канун великого праздника умирает приехавшая из чужого города и вдруг захворавшая мать и не находит помощи и пристанища ее мальчик. Мы в своей жизни постоянно оказываемся перед событиями Евангельской истории, мы оказываемся такими же жестокосердными, неотзывчивыми, неблагодарными. Здесь в образе героя никто не хочет узнать младенца Христа. Ребенок встречается с удивительным равнодушием со стороны взрослых. Никто не узнает Христа в «рабском виде». И только Христос готов распахнуть свои объятия для «униженного и оскорбленного» мальчика. Снова и снова реализуется предсказанное в Евангелии: «ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». И когда спросят Его: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне»[1].

Критик Ю.В. Стерликова в своей статье пишет о том, что «герои – дети Достоевского способны смягчить души черствые, преступные, возродить святые и спасительные чувства, скрытые в глубине души каждого человека. По мысли писателя, дети живут как «некое указание нам», они – посланники Божии на земле. Эту идею воплощает автор, раскрывая удивительное влияние ребенка на взрослого. Дети напоминают о возможности возрождения»[4]. Здесь нет мотива возрождения черствой души в рассказе «Мальчик у Христа на елке». Здесь герой встречается с поразительным бездушием и равнодушием к нему со стороны взрослых. Писатель не дает и имя мальчику, потому что это могло могли произойти с любым брошенным и забытым ребенком. В этом произведении Достоевского образ ребенка напоминает о чем-то добром и вечном.

В городе, в котором оказывается мальчик, находим взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, отъединенность всех друг от друга, поэтому чувство одиночества и ощущение суеты вокруг не покидает того, кто оказывается в этом огромном пространстве: «И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко…». Результатом всеобщей разъединенности является равнодушие к детскому страданию: «Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика», потому что такие дети для общества проблема, общество виновато в том, что дети страдают.

У Достоевского картина нищеты и страданий ребенка написана слишком резкими и яркими красками, чтобы эти страдания могли быть прощены, могли бесследно изгладиться из памяти читателя. Не случайно то, что мальчика встречают на Христовой елке не ангелы, но дети, такие же, как он. И у каждого ребенка своя страшная история смерти: «И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду…». Достоевский не может позволить забыть о детских страданиях не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают покой и уют. Но с другой стороны, как отмечает исследователь В.Н. Захаров, в укор злобе этому миру возникает радость приглашенных на елку к Христу. Достоевский не случайно напоминает читателю об ином мире – справедливом мире радости и Христовой любви[2].

Рассказ построен на резких контрастах. Перечислим их:

1. Мир нищеты, бедности, голода («в сыром и холодном подвале») – мир роскоши, богатства, сытости («…там четыре богатые барыни …дают пироги, …входит к ним с улицы много господ»);

2. Реальный мир – мир фантастический (Царство Божье);

3. Мир добра, милосердия, божественного дара любви, Души – мир внутренней бедности, равнодушия, жестокости, без тепла и бездушья;

4. Хаос (зло человеческого мира) – Космос;

5. Люди – Бог;

6. Мир детский, безгрешный – мир взрослых («…все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей»);

7. Мир семьи, дома (мотивы: «мать и дитя», «воссоединение семьи», «домашний очаг», «семейный уют», «единение близких людей», все люди – братья) – мир подвала, бездомности (угол подвала, места не для человеческого проживания, «… мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале»);

8. Мир одиночества, тоски – мир единения («…это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, все они целуют его…смотрит его мама…»);

9. Мир грязи, голода, холода, побоев («Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали!») – мир духовного очищения и самопознания, смирения и упования на Бога даже в самых трудных жизненных ситуациях («кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку»);

10. Мир жизненного отрезка человека – мир Вечности.

Перемещения из подвала, город с «деревянными низенькими домишками», откуда приехал герой, большой город, подворотня, где замерзает мальчик; оппозиции «холод – тепло», «суета – покой», «мрак – свет» – нагнетают безысходность ситуации. Мы видим, кроме горизонтального перемещения, вертикальное – душа уходит на небо.

Мир контрастов отражается в лексике произведения. От рассказа веет холодом («ужасный мороз», в …холодном подвале», «белый пар изо рта», «на совсем не двигается и стала такая же холодная», «замерзшего за дровами») не только физически ощутимым, а внутренним холодным равнодушием.

1 мир

2 мир

«а свету-то, свету-то!», «нарядные, чистенькие», музыка, «какая хорошенькая девочка!»;

пироги, разодетые, вдруг рассмеялся, «так смешно-смешно на куколок», стало так ему хорошо;

«стало так тепло, так тепло, как на печке», «запела его мама песенку», «спать хорошо!», тихий голос, обнял его, «о, какой свет!»;

все блестит, все сияет, такие светлые, «…все они целуют его», смеясь и любя их, здесь так хорошо, ангелы, «у господа бога в небе», «Христова елка», «благословляет их», Христос.

«ужасный мороз», «в сыром и холодном подвале»;

«на тонкой … подстилке и на каком-то узле», «больная мать его», «мертво пьяный», хотелось кушать;

помиравшая одиноко, «жутко стало ему, наконец, в темноте», «на плече покойницы», холодно, «собаки, которая выла»;

картузишко, больно, раздавят; «болят пальчики»;

«хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь», испугался, одиноко и жутко;

«большой злой мальчик … вдруг треснул его по голове», скорчился;

«одни замерзли еще в своих корзинах», «другие задохлись у чухонок», «третьи умерли у иссохшей груди …матерей», «задохлись в вагонах третьего класса от смраду», их грешных матерей, маленький трупик, «замерзшего за дровами мальчика».

Глава II

Среди обучающихся 6–7-х классов мы провели опрос (Приложение № 1), ребята отвечали на следующие вопросы:

1. Жалко ли вам мальчика?

2. Виноват ли мальчик в том, что у него такая судьба?

3. В наше время есть такие дети?

4. Как вы понимаете значения слов «бедный», «бездомный»?

5. Что повлияло на такую жизнь, как у мальчика и кто виноват?

100 % детей на первый вопрос ответили: «Да, жалко».

На второй вопрос Виноват ли мальчик в том, что у него такая судьба? шестиклассники ответили «нет» (100 %), ребята из 7 класса, ответив «нет», добавляли, что виноваты родители (70 % из числа опрошенных), из них 50 % детей виноватым назвали отца. И мы предположили, почему виноват отец, потому что мужчина должен нести ответственность за жену и детей.

На вопрос «Есть ли сейчас такие дети?» 60 % подростков сказали, что да, и устно сказали, что таких детей отправляют в приют. Был и такой ответ: «Есть, но их просто не замечают»

На четвертый вопрос «Как вы понимаете значения слов «бедный», «бездомный»? шестиклассниками дан такой ответ: «когда у человека нет денег и дома», учащиеся 7-х классов говорили, что – это «потерявшийся человек», «без матери», «потерянный в жизни человек», «бедный человек не только тот, у которого нет денег, а еще нет родственников помочь», «бедность – это когда грустишь».

На пятый вопрос Кто виноват? 40 % детей увидели причину в пьянстве взрослых, 50 % – в воспитании родителей и пьянстве, 10 % добавили к предыдущим ответам, что виновато общество. Самым распространенным ответом был следующий: «Отец, видимо, пил и выгнал жену и сына». Были и такие ответы: «Возможно, у них сгорел дом или они все пропили», «виновато общество», «обстоятельства жизни».

Мы посетили социальный приют для детей и подростков ГБУ РБ «Южный» МЦ «Семья» и побеседовали с заведующей. Приводим часть нашего интервью (Приложение № 2)

Слободяник К., ученица 7б класса: Что такое приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Приют создан для временного пребывания детей, от слова «приютить», значит, приласкать, помочь. Дети находятся до месяца, в редких случаях – до года. На 04.02.2019 находились девять дошкольников, шесть школьников.

Слободяник К., ученица 7б класса: А как дети попадают в приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: По заявлению родителей, личному заявлению ребенка, если ему исполнилось 10 лет, по ходатайству органов опеки и попечительства, по рапорту органов МВД.

Слободяник К., ученица 7б класса: А часто ли родители возвращают своих детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Такие случаи редки.

Слободяник К., ученица 7б класса: Что надо сделать, чтобы было меньше брошенных детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: В основном, это дети из бедных, неблагополучных и малообеспеченных семей. Необходимо менять сознание людей, чтобы люди научились думать и осознавать свои поступки. Дети, конечно, в приюте ни в чем не нуждаются, но у них нет самого главного – семьи.

Как мы видим, подростки остро реагируют на несправедливость.

Заключение

Много веков люди размышляют, что такое добро и зло, есть ли Бог или нет, ищут смысл жизни, пытаются понять для чего мы, люди, на этой земле, и еще столько веков, пока будет живо человечество, будут думать люди о своем предназначении. Но нам дано сердце для любви и милосердия и разум для понимания, а мы все равно, как «неразумные дети» ведем себя в этой жизни и на этой земле. Надо помогать обездоленным людям.

Текст интервью с заведующей местным отделением социального приюта для детей и подростков ГБУ РБ «Южный» МЦ «Семья» Ириной Евгеньевной Уразовой.

Слободяник К., ученица 7б класса: Что такое приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Приют создан для временного пребывания детей, от слова «приютить», значит, приласкать, помочь. Дети находятся до месяца, в редких случаях – до года. На 04.02.2019 находились девять дошкольников, шесть школьников.

Слободяник К., ученица 7б класса: А как дети попадают в приют?

Уразова И.Е., заведующая приютом: По заявлению родителей, личному заявлению ребенка, если ему исполнилось 10 лет, по ходатайству органов опеки и попечительства, по рапорту органов МВД.

Слободяник К., ученица 7б класса: А часто ли родители возвращают своих детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: Такие случаи редки.

Слободяник К., ученица 7б класса: Что надо сделать, чтобы было меньше брошенных детей?

Уразова И.Е., заведующая приютом: В основном, это дети из бедных, неблагополучных и малообеспеченных семей. Необходимо менять сознание людей, чтобы люди научились думать и осознавать свои поступки. Дети, конечно, в приюте ни в чем не нуждаются, но у них нет самого главного – семьи.


Библиографическая ссылка

Слободяник К.Ю. МИР КОНТРАСТОВ В РАССКАЗЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ» // Старт в науке. – 2019. – № 5-4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1794 (дата обращения: 02.12.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074