Актуальность: Начало 21 века в развитии человечества и школьного образования – время больших перемен. Требования к информационной грамотности возросли из-за потока информации через интернет и другие средства информации, особенно это ощущается в школе учащимися. Возникает вопрос: «Как осилить такой объём поступающих сведений?». Ответ: «Нужно обладать навыками скорочтения!».
Проблема: В интернете есть информация о техниках, методах по обучению скорочтению, опубликованы различные лайфхаки (практические советы) по скорочтению. Но целостной картины по обучению скорочтению не было найдено. Используемые техники помогают частично. Это мы проверили на себе. От чего же зависит обучение скорочтению? Как добиться высокой скорости? У Джозефа Беннетта в книге «Скорочтение со скоростью света» говорится о применении воображения. Если говорится о воображении и творческом подходе, значит, нужно проверить, какая взаимосвязь между личностной креативностью и скорочтением.
Объект исследования: Скорочтение.
Предметом исследования является взаимозависимость скорочтения и личностной креативности.
Методы исследовательской деятельности: сравнение, анализ, синтез, анкетирование, тестирование, математические методы обработки результатов анкетирования и тестирования, корреляционный анализ, наблюдение.
Гипотеза: Существует положительная корреляция между личностной креативностью и скорочтением.
Цель: Выявление корреляции между скорочтением и креативностью.
Задачи:
1. Проанализировать имеющуюся информацию по скорочтению.
2. Изучить зависимость скорочтения от личностной креативности.
3. Разработать лайфхаки на основании полученных результатов.
Разработанность темы:
Просмотрены различные сайты и литература, где описываются техники, методики по обучению скорочтению. [1-8] Большинство из них дают общие алгоритмы, которые хорошо бы использовать в обучении чтению, начиная с 1 класса. В некоторых источниках, например, в книгах Кузнецова О.А., Хромова Л.Н. «Техника быстрого чтения» и Андреева О.А., Хромова Л.Н. «Учитесь быстро читать» представлены техники по скорочтению, большое внимание уделяется упражнениям по развитию памяти и внимания. [1; 2]
Особого внимания заслуживает книга Джозефа Беннетта «Скорочтение со скоростью света» об овладении интуитивным скорочтением. Автор уделяет большое внимание воображению, что связано с темой нашего исследования. По концепции Е.Е. Туник, воображение – один из факторов личностной креативности. [4]
Перспективность: В дальнейшем, опираясь на научные данные и результаты исследования, можно разработать тренинг обучения «креативному скорочтению» для обучающихся средних классов. В процессе проведения тренинга было бы интересно исследовать изменения показателей воображения и скорочтения. Перспективно рассмотреть данную тему по различным возрастам.
Эта тема оказалась важной для автора, так как при переходе в средние классы навык скорочтения жизненно необходим для успешной учёбы, так как нужно много читать. Все методики и пробы испытаны на себе, результаты записывались в календаре достижений. Освоена работа в компьютерной программе Microsoft Excel, в которой сделаны все вычисления данных по тесту, анкетированию и пробам чтения.
Глава 1. Теоретические основы
Чтение – это процесс распознавания символов для понимания текста. Оно является средством информационного обмена. [11]
«Скорочтение» (быстрое, динамическое, рациональное чтение) – это чтение, дающее понимание текста при малых затратах усилий и времени. Под скорочтением авторы различных интернет-источников подразумевают скоростное чтение методом проговаривания вслух с пониманием текста и чтение «про себя» с пониманием текста. Так как чтение вслух ограничено скоростью проговаривания слов, то есть возможностями голосового аппарата, органов дыхания, работы мышц лица и рта, то мы будем рассматривать под скорочтением, прежде всего, чтение «про себя».
Чтение «про себя» может быть с разной скоростью в зависимости от целей читающего: просматривание или углубленное изучение текста, поиск нужной информации, запоминание для изложения, чтение художественного текста как развлечение и др. [1]
Навык скорочтения имеет большое значение для успешности обучения учащихся. В Харьковском педагогическом институте было исследование. Результаты: 53 % быстро читающих учащихся учились хорошо, а среди слабо читающих – 4 % хорошистов. [5]
Многие знаменитые люди имели большую скорость чтения. Наполеон – 2000 слов в минуту; Максим Горький – 4000 слов; В.И. Ленин – 2500 слов; Президент Америки Джон Кеннеди – 1000 слов. Рузвельт перед завтраком прочитывал целую книгу. [9]
Интересен пример с Горьким. Писатель А.С. Новиков-Прибой решил проверить запомнил ли Максим Горький то, что быстро прочитывал ранее. В беседе Горький легко вспоминал факты, сюжет и образы прочитанного текста. Такие факты наталкивают на мысль, что чтение нужно рассматривать с точки зрения развития образного мышления и воображения. [4]
По нейрофизиологическим закономерностям проговаривание текста вслух и одновременно его запоминание, понимание – это разные процессы, и за их осуществление отвечают различные зоны мозга, поэтому психологи рекомендуют для понимания текста чтение «про себя». [13]
Психолог Выготский Л.С. говорил о том, что понимание текста лучше при быстром чтении. [5] При обычном чтении понимание текста – 60 %, при скорочтении – 80 %.
Нормы по чтению вслух в разных странах различные. В.А. Бородина, С.М. Бородин в книге «Учим – читать» пишут, что нормативы по чтению вслух в нашей стране в 1 классе 30-60 слов, в 3 классе до 140 слов и нужно стремиться иметь скорость чтения – 250-300 слов в минуту. [14]
В США для начальной школы скорость чтения считается 80—158 слов в минуту; для средней – 175 – 204; для старшей – 214–250 слов в минуту. [6]
В своей книге «Как повысить культуру, качество и скорость чтения» М. А. Зиганов отметил, что только 2 % читателей имеют скорость чтения про себя от 800 до 1200 знаков в минуту.
Почему так различаются люди по скорости чтения? Что нужно развивать в себе, чтобы быстро читать и хорошо усваивать тексты, в частности, стихи? Джозеф Беннетт пишет, что нужно при обучении скорочтению пользоваться воображением, выполнять упражнения по установлению гармонизации работы правого и левого полушария, доверять интуиции, иметь установки на уверенность в своих силах, использовать возможности состояния сна. Тогда информация открывается как целая картина, и можно быстро «ухватывать» мысль автора. Скорость при интуитивном чтении высокая. Д, Беннет предлагает свой тренинг по скорочтению и рекомендации взрослым по обучению чтению маленьких детей от 1 года до 8 лет.
Творческое мышление и развитое воображение присуще креативным людям. Из разных тестов, изучающих креативность, был выбран тест Е. Е. Туник, так как он ориентирован на подростковый возраст, и в нем конкретно рассматривается способность к воображению. [10]
Глава 2. Практическая часть
В исследовании приняли участие 16 человек из 5 и 6 класса нашей школы. Пробы чтения и замеры времени ребята производили попарно друг у друга, делая записи показателей. Был использован тест личностной креативности Е.Е. Туник, в котором рассматривается 4 фактора: готовность к риску, любознательность, фактор сложности, воображение. [10] Ссылка на тест в интернете: http://www.gurutestov.ru/test/347.
Чтобы сделать оценку рациональности чтения школьников, использовался опросник М.А. Зиганова. [6, с.4-5] (ПРИЛОЖЕНИЕ) В нем 11 вопросов с вариантами ответов по применению техник скорочтения, интуитивному чтению, по развитию памяти и внимания.
Результаты исследования заносились в таблицу в компьютерной программе Microsoft Excel. (Таблица 1)
Таблица 1
Результаты теста Е.Е. Туник, анкеты М.А. Зиганова и проб по скорочтению
№ учащегося |
(гр) готовность к риску |
(л) любознательность |
(фс) фактор сложности |
(в) воображение |
(лк) личностная креативность |
(рч) рациональность чтения |
(чп) чтение «про себя» |
(чв) чтение вслух |
1 |
17 |
13 |
7 |
12 |
49 |
32 |
287 |
122 |
2 |
15 |
14 |
15 |
10 |
54 |
30 |
348 |
130 |
3 |
13 |
9 |
20 |
6 |
48 |
32 |
308 |
126 |
4 |
14 |
22 |
14 |
12 |
62 |
34 |
330 |
128 |
5 |
10 |
10 |
4 |
6 |
30 |
16 |
132 |
98 |
6 |
10 |
18 |
16 |
10 |
54 |
32 |
304 |
124 |
7 |
20 |
16 |
12 |
8 |
56 |
25 |
207 |
113 |
8 |
13 |
18 |
12 |
14 |
57 |
29 |
300 |
110 |
9 |
6 |
12 |
13 |
8 |
39 |
31 |
208 |
120 |
10 |
15 |
19 |
18 |
13 |
65 |
34 |
357 |
133 |
11 |
17 |
15 |
10 |
11 |
53 |
30 |
250 |
112 |
12 |
21 |
10 |
22 |
11 |
64 |
25 |
240 |
115 |
13 |
14 |
16 |
13 |
6 |
49 |
34 |
210 |
120 |
14 |
11 |
17 |
11 |
12 |
51 |
22 |
210 |
108 |
15 |
9 |
14 |
10 |
10 |
43 |
24 |
224 |
162 |
16 |
12 |
13 |
7 |
17 |
49 |
33 |
351 |
174 |
Коэффициенты корреляции были получены при помощи Мастера функции КОРРЕЛ в программе Microsoft Excel, где автоматически введена формула коэффициента корреляции. Корреляционный анализ – статистический метод, выявляющий зависимость показателей друг от друга. Если коэффициент в диапазоне от -1 до 0, то существует отрицательная корреляция, то есть при увеличении одного из показателей происходит уменьшение второго. Если коэффициент от 0 до +1, то увеличение одного показателя вызывает увеличение другого. При коэффициенте, равном 0, факторы не зависят друг от друга. Из полученных коэффициентов корреляции (округление сделано до сотых долей) составлена таблица, в которой показана взаимосвязь между показателями. Жёлтым цветом выделены значимые коэффициенты. (табл. 2)
Таблица 2
Корреляция результатов теста Е.Е. Туник, анкеты М.А. Зиганова и проб по скорочтению
Параметры |
л |
фс |
в |
лк |
рч |
чп |
чв |
гр |
л (любознательность) |
0,36 |
0,36 |
0,01 |
|||||
фс (фактор сложности) |
0,35 |
0,37 |
-0,06 |
|||||
в (воображение) |
0,28 |
0,61 |
0,46 |
|||||
лк (личностная креативность) |
0,46 |
0,61 |
0,04 |
|||||
рч (рациональность чтения) |
0,74 |
0,38 |
||||||
чп (чтение про себя) |
0,74 |
0,51 |
||||||
чв (чтение вслух) |
0,38 |
0,51 |
||||||
гр (готовность к риску) |
0,08 |
0,16 |
-0,21 |
Как видно из таблицы, между скорочтением и личностной креативностью существует положительная корреляция (коэффициент равен 0,61), то есть при увеличении одного показателя увеличивается и второй показатель. Значимые положительные коэффициенты корреляции получены между чтением «про себя» и воображением (коэффициент равен 0,61), между чтением «про себя» и рациональностью чтения (коэффициент равен 0,74). Развивая воображение, можно добиться высоких результатов в скорочтении.
Опираясь на результаты исследования, и используя некоторые известные техники, были составлены лайфхаки (полезные советы) для учащихся и преподавателей по обучению скорочтению поэтапно:
1. Настройка: Перед тем, как читать книгу, нужно ознакомиться с ней: полистать страницы, посмотреть автора и содержание, чем она заканчивается, прочитать аннотацию. Настроить себя на «предвкушение удовольствия от чтения»;
2. Распознавание:
1) Читать текст без регрессий (возвратных движений глаз), водя пальцем или ограничивая прочитанное линейкой;
2) Читать без артикуляции (движений языка, мышц голосового аппарата): держать язык за зубами, выстукивать обеими руками или другими способами ритм;
3) Использовать периферическое зрение: пользоваться техниками «зелёная точка» (внимание на центр страницы), читать по вертикали;
4) активизация и гармонизация полушарий головного мозга при помощи чтения сначала одним глазом (второй закрывают повязкой или любой ширмочкой), затем другим; 5) Читать тексты разных шрифтов, а также тексты, повёрнутые вправо, влево, «вверх тормашками».
3. Интуитивное чтение: предугадывание того, что написано впереди: использование техники «перекрытия» части текста при помощи шаблонов с вырезанными вертикальными тонкими полосками (можно сделать шаблоны разных размеров), перекрывающими часть текста.
4. Работа с чувственным миром при чтении текста: формирование образов, вхождение в «мир автора», как в кино. Беседовать, спорить, дискутировать, соглашаться с автором, сравнивать со своим внутренним миром. Можно использовать упражнения по системе К. С. Станиславского. [14]
5. Смысловая обработка текста: создание единой картины из образов и логических схем в прошлом времени, настоящем и будущем. Образы выстраиваются по разным каналам восприятия: зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые. Для обучения можно использовать метод системного оператора ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
6. Воспроизведение текста методом возвращения по «чувственным» следам, тем образам, что были во время чтения текста.
Заключение
Цель нашей работы достигнута: проведено исследование зависимости скорочтения от личностной креативности в 5-м и 6-м классе по тесту личностной креативности Е.Е. Туник, опроснику рациональности чтения М. А. Зиганова, пробам чтения текстов вслух и про себя. Результаты обработаны и введены в таблицу при помощи компьютерной программы Microsoft Excel. Затем были найдены коэффициенты корреляции показателей при помощи Мастера функции КОРРЕЛ в данной программе и составлена таблица коэффициентов корреляции. На основании полученных данных проведён корреляционный анализ.
Наша гипотеза подтвердилась: скорочтение «про себя» зависит от личностной креативности, коэффициент корреляции значимый и равен 0,61. Из 4-х факторов личностной креативности наиболее значимым оказалось воображение: коэффициент корреляции между скорочтением и воображением равен 0,61. Чем лучше развито воображение, тем выше результаты в скорочтении. Значимые положительные коэффициенты корреляции получены также между чтением «про себя» и рациональностью чтения (коэффициент равен 0,74), что говорит о важности техник чтения и развития внимания, памяти для чтения про себя.
Теоретическая значимость работы в том, что мы исследовали тему, которая мало освещена в источниках информации. Наши результаты ориентируют на дальнейшее изучение подходов к изучению «креативного скорочтения». Это огромный потенциал для развития скорочтения со скоростью света. Практическая значимость: Результаты проведённого исследования могут быть полезны для разработок новых техник и методов чтения. Новые подходы можно объединить с темой интуитивного чтения Джозефа Беннетта, при котором большое значение уделяется формированию образов, что связано с воображением.
Выводы
1. По теме скорочтения существует много исследований и практик, но единых позиций нет. Исследований взаимосвязи между личностной креативностью и скорочтением не найдено.
2. Между скорочтением и показателями рациональности чтения, личностной креативности, воображения существует положительная корреляция: соответственно коэффициенты корреляции 0,74; 0,61; 0,61. Чем выше перечисленные показатели, тем выше скорость чтения.
3. Нужны новые практики по скорочтению, учитывающие полученные результаты. Развивая воображение можно добиться высоких результатов в скорочтении, так как любой текст – это кладезь различных образов.
Приложение
Оценка рациональности чтения. Анкета М.А. Зиганова
Обведите наиболее подходящие ответы на 11 вопросов
1. Перед чтением новой книги, новой статьи и т.д. вспоминаете ли вы все, что знаете по данной тематике?
а) Никогда; б) иногда; в) часто; г) всегда.
2. Просматриваете ли вы весть текст для предварительного ознакомления перед тщательным изучением?
а) Никогда; б) иногда; в) часто; г) всегда.
3. Удается ли целиком сосредоточиться на тексте, который вы читаете?
а) Долго не могу сосредоточиться, часто отвлекаюсь;
б) иногда удается, если интересный материал;
в) удается только после прочтения нескольких страниц;
г) сразу удается сосредоточиться, даже если не очень интересно.
4. Пытаетесь ли вы предугадать содержание, факты, особенности материала,
который вы собираетесь прочитать?
а) Никогда; б) иногда; в) часто; г) всегда.
5. Возвращаетесь ли вы во время чтения к уже прочитанной части текста?
а) Всегда; б) иногда; в) редко; г) никогда.
6. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что вы читаете?
а) Всегда; б) иногда; в) редко; г) никогда.
7. Как двигаются ваши глаза при чтении?
а) Вдоль строки, останавливаясь на каждом слове;
б) вдоль строки, делая 2-3 остановки;
в) зигзагообразно от строки к строке;
г) вертикально по середине страницы.
8. Как вы запоминаете информацию?
а) Запоминаю все, что удается;
б) стараюсь запомнить все, даже самую незначительную информацию;
в) отбрасываю ненужное, запоминаю только существенную информацию;
г) отбрасываю ненужное, выделяю основные мысли и связываю их логически.
9. Планируете ли вы время, необходимое для прочтения каждого текста?
а) Никогда;
б) иногда, только во время подготовки к экзаменам;
в) часто планирую время чтения;
г) всегда планирую время чтения;
10. Перед началом чтения планируете ли вы стратегию чтения (читать основательно или выборочно, или поверхностно просмотреть весь текст)?
а) Всегда; б) иногда; в) редко; г) никогда.
11. Как вы повторяете информацию, которую хотите сохранить в памяти надолго?
а) Никогда не повторяю;
б) перечитываю несколько раз;
в) самостоятельно вспоминаю информацию;
г) самостоятельно вспоминаю и составляю короткий конспект.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
буква
балл
Просуммируйте баллы за каждый выбранные ответ:
а) 1 балл, б) 2 балла, в) 3 балла, г) 4 балла.
Если ваш результат
более 40 баллов – вам не нужно заботиться о развитии ваших читательских навыков и стоит обратить внимание на курсы развития памяти;
от 33 до 40 баллов – вы привыкли много работать с текстовой информацией, поэтому ваши приемы чтения достаточно эффективны. Курс «Скорочтение» позволит вам быстрее ориентироваться в тексте и усваивать намного больше информации в единицу времени;
от 25 до 33 баллов – вам необходимо совершенствовать свое чтение. Ваши приемы чтения не позволяют вам быстро и полно усваивать необходимую информацию. Вам не всегда удается сосредоточиться. Вы переутомляетесь при длительной работе с текстом. Курс «Рациональное чтение» – для вас;
менее 25 баллов – вы тратите слишком много времен и сил для того, чтобы запомнить необходимую информацию, часто отвлекаетесь и не всегда понимаете смысл прочитанного. Поэтому вы не испытываете удовольствия во время чтения.
Библиографическая ссылка
Варфоломеев А.В. КРЕАТИВНОСТЬ – ПОТЕНЦИАЛ ДЛЯ СКОРОЧТЕНИЯ СО СКОРОСТЬЮ СВЕТА // Старт в науке. – 2019. – № 5-3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1755 (дата обращения: 21.11.2024).