Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ УСТНОЙ РЕЧИ ПОДРОСТКОВ

Василенко П.А. 1
1 с. Молдаванское Краснодарского края, МБОУ СОШ № 16, 6 Б класс
Баева Е.Б. (с. Молдаванское Краснодарского края, МБОУ СОШ № 16)

Заметив различия в устной речи моих одноклассников, я решила узнать отличается ли она, если посмотреть с точки зрения гендерного развития.

Цель:

1. Изучить историю вопроса.

2. Познакомиться с произносительными особенностями речи моих одноклассников.

3. Познакомиться с работами, посвященными гендерным составляющим языковой личности.

4. Записать речь одноклассников

5. Проанализировать записанные фрагменты с точки зрения соответствия орфоэпической норме, типичному представлению о речи мужчин и женщин.

В работе использованы методы эксперимента, сопоставительного анализа, описательного анализа, статистического, а также слухового анализа.

Актуальность: Актуальность моей работы заключается в том, что с каждым годом происходят какие-то различия в устной речи между подростками девочками и подростками мальчиками. И я решила узнать, какие различия есть в устной речи подростков

Методы исследования:

1. Выбор и анализ информации из печатных и медийных источников.

2. Анализ диктофонных записей речи моих одноклассников и учеников школы.

Исследование:

Фактор пола учитывался с давних пор большинством известных наук, занимающихся проблемами антропологии. Первые исследования с учетом пола проводились психологами, чтобы выявить различия в представлении мужчин и женщин друг о друге. Социокультурную же роль в обществе, как женщин, так и мужчин позволяет изучить гендерный подход. «В отличие от данного природой биологического пола понятие гендер означает, как тот или иной социум определяет, формирует и закрепляет в общественном сознании и в сознании личности социальные роли женщины и мужчины». Наиболее распространенный жанр коммуникации у мужчин – беседа-информация, у женщин – частная беседа, диалог, было выявлено, что мужчины редко перебивают друг друга, в болтливости не отличаются от слабого пола, некогда словесные дуэли на публике воспринимались мужчинами как своеобразное соревнование. В разговоре с мужчинами женщины сохраняют молчание 3,21 секунды, с женщинами-1,35 секунды. Женщины чаще задают вопросы, приносят свои извинения. Для женщин при передаче информации главным становится углубление в детали. У мужчин детализация часто вызывает негативную реакцию. Кроме того, одним из достижений гендерных исследований в лингвистике является признание того факта, что, даже если мужчины и женщины родились, воспитывались и жили в одной социальной среде, они говорят на разных «языках», по-разному понимая одну и ту же ситуацию, по-разному воспринимая и познавая мир и себя в этом мире. Важную роль в процессе развития человека как члена общества играет усвоение ребенком языка. Интересно, что особенности женского и мужского речевого поведения проявляются уже в детстве. Бытует мнение, что молодежный язык-это промежуточный язык, уже не детский лепет, но еще и не взрослый. Молодежный язык является социально обусловленной разновидностью языка, своеобразным итогом реализации свободы и поиска собственного «Я». В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, начало юношеского возраста было определено с 16–22, а у девушек с 15–19 лет. Первый этап юношеского возраста относится соответственно к 16 и 15-летнему возрасту разных гендерных групп. Этот период характеризуется стремлением соответствовать стереотипному образцу «маскулинности» или «феминности» не только внешности, поведения, но и, что самое главное – речи.

Давайте рассмотрим речь девочек-подростков, и речь мальчиков подростков.

Спонтанное речевое поведение. Девочки-подростки в процессе просмотра телепередач и кинофильмов чаще, чем мальчики издают различные звуки и возгласы, а также комментируют происходящее на экране. Это различие возникает в силу того, что девочки более эмоциональны, коммуникабельны, их одолевает желание поделиться своими мыслями и соображениями по поводу происходящего.

Речевые способности. У мальчиков подросткового возраста больший словарный запас, они быстрее читают и понимают прочитанное. Девочки подросткового возраста больше используют в речи существительных, дополнений; лучше понимают аудиозаписи речи учителя; у них меньшее количество ошибочных ассоциаций; большие способности к словообразованию;.

Разговор. В межличностном общении мальчики-подростки большое внимание уделяют вопросам физического здоровья, безопасности и денег, а также они проявляют более открытую заинтересованность к темам полового опыта. Обсуждая какие-то спорные вопросы, мальчики-подростки ориентированы на практическое решение проблемы, реальные практические советы, план действий в сложившейся ситуации.

Девочки в подростковом возрасте настроены на сопереживание, обговаривание, обсуждение различных сторон проблемы и морально-нравственная оценка ситуации. Девочки-подростки более охотно ведут «исповедальные» разговоры. Чаще всего ведутся разговоры о своих проблемах, делах, успехах и неудачах, о взаимоотношениях с окружающими людьми и в собственной семье. Первенство отдаётся темам, касающимся личной привлекательности, распорядка дня, психического состояния, личных качеств своих и окружающих, межличностного общения с представителями своего и противоположного пола.

Девочки – подростки превосходят мальчиков – подростков в расшифровке и «чтении».

Конфликтные отношения, возникающие в межличностном общении. Если мальчики решают конфликт диалогом, то тут не обойтись без оскорблений и нецензурной брани.

Конфликтные ситуации, возникающие между девочками подросткового возраста, решаются более мирным путём, но иногда не менее жестоко. Конфликты в основном решаются в эмоциональном спорах, бойкотировании. Хотя нужно заметить, что накалившиеся межличностные отношения девочки-подростки могут выяснять, применяя силовые методы, но такие случаи не так часто встречаются. Девочкам более свойственны наговоры друг на друга и заговоры. И к сожалению, так же очень часто может встречаться ненормативная лексика.

Мальчикам – подросткам свойственно награждать своих товарищей прозвищами и кличками, за основу которых берутся физические особенности или фамилии. У девочек прозвища более нежные.

Стили общения. Сравнивая стиль общения мальчиков и девочек, можно сказать, что первые придерживаются более активного, предметного, соревновательного, а зачастую и конфликтного стиля общения.

Вывод: Итак, изучив литературу, статистику, проведя опросы среди учителей, а так же записав речь одноклассников и проанализировав ее, я могу сделать вывод-речь девочек и мальчиков отличается, но все же есть некоторое сходство.

1. Мальчики более сдержанны в своих разговорах, но в конфликтных ситуациях их поведение очень сильно меняется: они начинают кричать, перебивать друг друга, оскорблять и могут употреблять нецензурную брань.

2. Девочки более развязны и эмоциональны в своих высказываниях. Они чаще смеются и употребляют междометия, чем мальчики. Но к сожалению, в конфликтных ситуациях ведут себя точно также, а иногда и переходят на личности.

Приложение № 1

Жаргонизмы учеников нашего класса.

Косметос – косметика,

Инет – интернет,

Инста – популярная социальная сеть «Инстаграмм»,

Маник – маникюр,

Пацыки – мальчики нашего класса,

Кубаша – кубановедение,

Матеша – математика,

Русич – русский язык,

Музло – музыка,

Классуха – классный руководитель,

Офигеть – выражение чувства удивление,

Ссыкло – трус,

Стрела – запланировваная драка,

Предки – родители,

Шмот – одежда,

Кроссы – кроссовки,

Зыришь – смотришь,

Не шелестите особо – не шумите,

Не возникай – не лезь,

Вломить – ударить,

КПЗ – комната приятных запахов(туалет),

Хата – дом,

Стасикообразный – странный,

Атас – хороший.


Библиографическая ссылка

Василенко П.А. ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ УСТНОЙ РЕЧИ ПОДРОСТКОВ // Старт в науке. – 2019. – № 5-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1736 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674