Вышивание гладью – одна из наиболее изысканных техник в вышивке, в которой можно выполнить великолепные картины и панно, похожие на работы акварелью.
В моём классе обучается 9 человек (5 мальчиков, 4 девочки), и так вышло, что весь класс проявил желание посещать кружок «Волшебный стежок», на занятиях которого, изучают различные техники вышивания: ленты, крестик, гладь. Мальчикам по душе, оказалось, вышивание гладью, а девчонки с азартом взялись за вышивание лентами и крестиком. Первое время, у меня не возникало желания посещать кружок «Волшебный стежок». Я считал, что это занятие только для девочек. Но со временем, меня всё больше и больше стало интересовать вышивание. Классный руководитель объяснил, что вышиванием могут заниматься не только девочки, но и мальчики. Да и сделать подарок собственными руками – куда интересней и необычней.
Есть такая поговорка: «Лучший подарок тот, который сделан своими руками». Вышивка позволяет вложить всю свою любовь и благодарность к другому человеку. В каждую вышивку вкладываешь частичку себя. Из-за этого она гораздо ценнее, чем такое же фабричное изделие. Тот, кто получит такой подарок, оценит и поймет, что за его изготовлением проведено много времени. Такой подарок никогда не забудется!
Цель моего проекта: изучить искусство вышивания гладью и определить его место в современной культуре.
Актуальность. Вышивание гладью не утратило своей актуальности в современном мире. Способ вышивания гладью – это одна из самых популярных техник вышивания в настоящее время. На сегодняшний день многие увлекаются вышиванием не только потому что это модно, но и по велению души. Ведь это занятие не только помогает реализовать свои творческие способности, но и дарит радость, душевное равновесие. Вышивание не является пустым времяпрепровождением.
Задачи исследования:
– Найти и изучить книги, журналы, справочники, в которых рассказывается о вышивании гладью.
– Изучить историю развития вышивки гладью.
– Разработать мини – тесты для учащихся и учителей.
– Провести социологические исследования среди учащихся и учителей об умении и желании научиться вышивать.
– Исследовать и освоить технологии вышивки гладью.
– Сделать выводы, подвести итоги исследования.
Методы исследования:
– Анализ литературных источников и Интернет ресурсов;
– Анкетирование и беседы;
– Практическая работа, изготовление изделий.
Оборудование и материалы:
– Ткань, нитки «Мулине»;
– Схемы вышивок;
– Иглы короткие с большим ушком, ножницы, пяльцы.
Ресурсы:
– Книги, журналы;
– Интернет (сайты);
– Анкеты участников.
1. Основная часть
История вышивки
Искусство вышивания появилось с первым стежком, сделанным руками первобытного человека при шитье одежды из шкур животных. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, окрашенные или натуральные нити хлопка, льна, шёлка, конопли, шерсти, волосы, тонкая серебряная и золотая проволока, а также бисер, бусы, драгоценные камни, жемчуг, ракушки, монетки.
Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем к бронзовой и стальной игле благоприятно повлиял на возникновение новых способов вышивания. Наиболее древними вышивками считают изделия, найденные в Китае, которые были выполнены мастерицами в 6–7 веках до нашей эры. Изделия представляли собой шёлковые ткани, украшенные узорами из золотых и серебряных нитей, шёлка-сырца и волос.
В нашей стране вышивка тоже имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.
Русские женщины прекрасно владели искусством вышивки и отражали в своих работах старинные обычаи и обряды.
В дохристианской Руси вышивкой украшали занавески, покрывала, простыни, скатерти, а также головные уборы, сарафаны, рубахи. На Алтае при раскопках Пазырыкских курганов были найдены тканые, вышитые и украшенные аппликациями ковры, седла, черпаки, одежда и обувь знатных скифов. Учёные относят эти изделия к 6–3 векам до нашей эры.
С конца 10 века, с принятием христианства, вышивка на Руси приобрела новое значение.
Одна из первых школ вышивания была открыта сестрой Владимира Мономаха великой княжной Анной-Янкой в Киеве, в ею же основанном женском монастыре во имя святого апостола Андрея Первозванного. Девушек там обучали грамоте, пению, мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении многих столетий руками русских мастериц было создано немало пышных растительных орнаментов и узоров.
Девушки из знатных семей к вышивке относились как к развлечению, способу занять себя в свободное время. Они могли участвовать в светской беседе с гостями или приглашенным женихом, не прекращая работы над вышивкой. В то время, как для крестьянских девушек вышивание было необходимым занятием. Девочка, едва взяв иглу в руки, уже начинала готовить себе приданое: постельное и нижнее белье, скатерти, полотенца, повседневную и праздничную одежду. Заблаговременно готовили и вышитые подарки, предназначенные родственникам жениха. Перед свадьбой приданое выставляли на всеобщее обозрение, чтобы родственники жениха могли по достоинству оценить мастерство юной невесты.
С конца 18 века вышивание стало профессией. В России появились первые мастерские вышивального искусства.
В последние годы искусство вышивания вновь стало популярным. На стенах квартир и коттеджей можно увидеть прекрасные вышитые картины – пейзажи, натюрморты, портреты.
Материалы и инструменты для вышивания:
1. Пяльцы.
2. Ткань.
3. Набор игл.
4. Нитки мулине.
5. Швейные нитки.
6. Бисер.
7. Схемы.
8. Копировальная бумага.
Основы техники вышивки гладью
Вышивка гладью – вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В данной технике возможно использование различных видов швов и приёмов.
Для начала необходимо перенести рисунок на ткань с помощью карандаша или копировальной бумаги.
Затем закрепить нить, для этого сделать несколько стежков в технике «вперед иголку», и приступать к выполнению прямых стежков гладью, оставив конец нити спрятанным в толще полотна.
Вышивая техникой простой плоской глади – выкладывать стежки нитью по ширине всего элемента параллельно друг другу, не оставляя зазоров и просветом между ними. Направление стежков выбирать в зависимости от формы элемента, например, вышивать листья – от края к середине.
Если вначале нанести на ткань направляющие линии, то будет гораздо удобнее соблюдать угол и направление стежков.
Чтобы вышить плавным переходом цвета, задать места теней и оттенки – нужно использовать технику тоновой глади. Каждый ряд тона делать чередованием коротких и длинных стежков.
При выполнении некоторых элементов более объемно – следует применять технику «гладь с настилом». Прокладывать последовательно сначала один слой простой гладью и затем накрывать его еще одним слоем.
В ходе работы помнить, что ни на лицевой, ни на изнаночной стороне не должно получаться узелков, торчащих нитей и затяжек. Все хвостики необходимо скрывать как в начале работы, так и в конце.
2. Практическая часть
Исследование проблемы
С целью определения места вышивания гладью в современной культуре, я провел анкетирование учащихся, а также учителей МБОУ СОШ с. Фарн. (Приложение 1).
В анкетировании приняло участие 120 человек. Из них: 15 учителей, 105 учеников, не приняли участие в анкетировании 16 учеников.
На первый вопрос положительный ответ дали 52 человека, что составило 43,3 % опрошенных.
На второй вопрос положительный ответ дали 75 человек, что составило 62,5 % опрошенных.
На третий вопрос положительный ответ дали 90 человек, что составило 75 % опрошенных.
На четвёртый вопрос положительный ответ дали 63 человека, что составило 52,5 % опрошенных.
Как мы видим из диаграммы, что опрошенные в основном знакомы с таким видом творчества, как вышивка гладью. 75 % старшего поколения занимаются вышиванием гладью. В настоящее время, этот процент упал до 62,5 %. Из всех учащихся 3 класса (моих одноклассников), умеют вышивать 100 %.
Исходя из результатов анкетирования можно сделать вывод, что вышивание гладью не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Вышивание гладью – это одно из самых популярных видов рукоделия в современном мире.
После анкетирования, я решил провести опрос учителей и учащихся, которые умеют вышивать. Оказалось, что мой классный руководитель, Чисникова Валентина Вячеславовна, еще с начальных классов увлекается вышивкой. Во время обучения в школе, она освоила различные техники вышивания: крест, гладь, ленты, изонить (Приложение 2).
С тех пор, ничего не изменилось, в свободное время она также продолжает вышивать. Но помимо этого, еще и нас учит различным видам вышивания во время кружковой деятельности.
Дзиова Ольга Борисовна, учитель начальных классов, рассказала мне о своём любимом способе вышивания – вышивка на швейной машинке. (Приложение 3).
Дзабаева Ивета Эльбрусовна, завуч нашей школы, в свободное время занимается алмазной вышивкой, а также вышиванием крестом.(Приложение 4).
Также выяснил, что кружок «Волшебный стежок» посещают 40 учащихся нашей школы. Дети в кружке различного возраста от 7 до 14 лет. И большинство учащихся стараются успеть освоить все виды вышивания, что доказывает творческая выставка в холе нашей школы. (Приложение 5).
Две ученицы из нашей школы со своими работами одержали победу в районном конкурсе. (Приложение 6).
Практическая деятельность
Проведя исследования, узнав много новой информации о вышивании гладью, я решил овладеть данной техникой.
Моё знакомство с вышиванием в технике гладь, началось с нуля. До этого я ни когда не вышивал, даже не держал в руках иголку. Поэтому, прежде чем вышивать какую-нибудь картинку, учитель научил меня правильно делать отдельные стежки: (Приложение 7).
– стежок «вперёд иголку» (рис. 1);
– строчной стежок (рис. 2);
– стежок узелком (рис. 3);
– тамбурный стежок «вприкреп» (рис. 4);
– стебельчатый шов (рис. 5);
– петельный шов (рис. 6);
– простая гладь (рис. 7);
– художественная гладь (рис. 8).
Освоив данные техники вышивания гладью, я приступил в выполнению проекта. Итак, свою вышивку я начал с того, что на ткань нанёс рисунок с помощью копировальной бумаги, для того чтобы не совершить ошибок во время вышивания. Далее поместил ткань в пяльцы. У меня они были диаметром 200 мм. Подобрал необходимые цвета ниток. Обычно пасма мулине состоит из 6–ти тонких ниточек. Для своего проекта я использовал разное количество нитей, в зависимости от рисунка.
Выполняя проект, я постарался использовать все изученные техники вышивания гладью (Приложение 8).
Готовую работу оформил в рамку. Мама будет счастлива, если я подарю ей картину, изготовленную своими руками, на её день рождения. Пожалуй, это лучшее решение.
Выводы
Вышивка гладью является одним из популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное – большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно.
Работая над проектом, я много узнал об истории вышивки, способах и видах вышивания. В ходе исследования мне приходилось общаться с людьми разного возраста: как с учениками школы, так и с учителями; работать с книгами и интернетом в поиске новой информации.
По результатам анкетирования и опроса учеников и учителей, выяснил, что женщины большинства семей когда-либо занимались вышиванием гладью, а некоторые, и в настоящее время продолжают.
62,5 % опрошенных учащихся умеют вышивать гладью. Из учителей 86,6 % опрошенных знакомы с вышиванием гладью, но 66,69 % в данный момент занимаются другими видами вышивания.
Таким образом, но основе полученных результатом исследований на базе МБОУ СОШ с.Фарн, можно сказать, что вышивка гладью в настоящее время актуальна в с.Фарн.
Цели и задачи научно-исследовательской работы, считаю выполненными.
В дальнейшем планирую работать над проектом «Удивительный мир вышивки», так как в ходе исследования, я выяснил, что большая часть учащихся и учителей школы заинтересованны не только вышивание гладью, но и такими видами вышивки как алмазная, крест, ленты, изонить.
Приложения
Приложение 1
Анкетирование учащихся и учителей
Как вы думаете, много ли людей сейчас вышивает гладью? ДА НЕТ |
Вы когда-нибудь вышивали гладью? ДА НЕТ |
В вашей семье кто-нибудь вышивает гладью? ДА НЕТ |
Вы бы хотели научиться вышивать гладью? ДА НЕТ |
Приложение 2
Работы моего классного руководителя Чисниковой Валентины Вячеславовны
Приложение 3
Работы учителя начальных классов Дзиовой Ольги Борисовны
Приложение 4
Работы завуча школы с. Фарн Дзабаевой Иветы Эльбрусовны
Приложение 5
Работы учеников школы с. Фарн
Приложение 6
Дипломы победителей районного конкурса
Приложение 7
Стежки вышивания гладью
Приложение 8
Выполнение проекта
Библиографическая ссылка
Кокоев Т.М. ВЫШИВКА ГЛАДЬЮ // Старт в науке. – 2019. – № 5-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1720 (дата обращения: 23.11.2024).