1. Актуальность обращения к теме
Имя Николая Васильевича Гоголя известно всем читателям. Моё знакомство с Гоголем-писателем состоялось благодаря фильму Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки». Экранизация повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» этого гениального режиссера произвела на меня глубокое впечатление. Веселая история про то, как в рождественскую ночь в украинском селе всех попутал бес и как могучему кузнецу Вакуле удалось одолеть нечистую силу и добыть для своей невесты царские черевички. Я всей душой переживал за Вакулу, радовался его успехам и сочувствовал неприятностям. Искренне смеялся над комичными моментами и эпизодами с участием нечистой силы.
Совершенно неожиданным было для меня другое знакомство с Гоголем. Однажды во время знакомства с семейным архивом я наткнулся на листок бумаги и обнаружил, что держу в руках генеалогическое древо нашей семьи. Я заинтересовался находкой и начал внимательно читать записи. И вдруг до моего сознания доходит, что мой дальний родственник – Николай Васильевич Гоголь!..
Передо мной возникла проблема: А действительно ли это так? И если это так, что нас связывает?
2. Гипотеза. Цель. Задачи и этапы работы. Методы исследования
Мною была выдвинута гипотеза: Если обратиться к старинному рукописному древу, использовать воспоминания родственников, биографию и произведения Н.В.Гоголя, можно найти ответы на возникшие вопросы.
Цель проекта: Установление родства с Гоголем.
Задачи:
1. Исследовать родословную, составленную предками родной сестры Гоголя (её правнуками).
2. По родословной и воспоминаниям родственников установить родство с Гоголем.
3. Изучить биографию писателя для выявления общих интересов и увлечений с Гоголем.
4. Прочитать произведения писателя, чтобы разобраться по отношению к героям, наблюдается ли духовное родство между нами.
5. Определить, наследником каких традиций писателя я могу быть.
Этапы:
1. Изучение родословной.
2. Беседа с родственниками с целью установления родства с Гоголем.
3. Извлечение информации из биографии писателя для выявления общих интересов и увлечений.
4. Извлечение информации из произведений для установления духовного родства между нами.
5. Продолжение традиций Гоголя в театральном и, возможно, писательском творчестве.
Методы исследования:
1. Метод классификации
2. Метод сравнения
3. Метод измерения
4. Метод анализа
5. Метод синтеза (обобщения)
6. Метод индукции (вывод)
3. О чём свидетельствует генеалогическое древо
Оказывается, наша родословная бережно передавалась из поколения в поколение, тем самым сохраняя для потомков историю нашей семьи. Так родословная оказалась у моей бабушки Перегонцевой Натальи Геннадьевны и была предана моим родителям.
По свидетельствам родственником, родословная была составлена потомками Ольги Васильевны Гоголь-Головни (сестры Н.В. Гоголя) правнуком Савченко В. праправнучкой Константиновой Т. в середине 60-х годов прошлого века и выглядит следующим образом.
Моё родство с Гоголем берёт начало от Ольги Васильевны Гоголь-Головни и происходит по линии Арндт, Константиновых, Снежко, Черновых и, наконец, Перегонцевых.
4. Что общего в биографии Гоголя и в моей?
Если Гоголь – мой родственник, то у нас с ним может быто много общего. Именно с такой мыслью я обратился к книгам о жизни Н.В. Гоголя: Викентия Вересаева «Гоголь в жизни», Пантелеймона Кулиша «Записки о жизни Гоголя».
Из них я узнал, что мечтательность, мнительность, меланхолия, нежелание ждать являются важнейшими чертами характера Николая Васильевича Гоголя. Я такой же мечтательный и иногда такой же нетерпеливый, как и мой предок. Однако меня, как мне кажется, отличает жизнелюбие и жажда новых открытий.
Оказывается, Гоголь не проявлял интереса к учёбе и не был любимцем учителей. «Туп, слаб, резов» [9], – вот характеристика, данная ему в Полтавском училище. Зато он стал известен как актер в лицейском театре. У него был особый талант исполнять роли комических стариков. Забывалась его некрасивость, небольшой рост, застенчивость – зал умирал от хохота, наблюдая за гоголевскими персонажами на сцене. А я наоборот, проявляю интерес к учёбе, но не знаю, являюсь ли любимцем учителей.
Что меня больше всего поразило – это наша общая любовь к театру. В нашей семье театральным искусством занимаются мама и я. Это увлечение мне приносит дополнительные знания о литературных произведениях, помогает развивать фантазию и креативное мышление. Занятия в театре помогли мне попробовать и почувствовать себя актером, чтецом, ведущим. Нам с мамой интересны уроки актерского мастерства, занятия хореографией и вокалом, очень нравится изучать историю театра.
Гоголь читает «Ревизор»
Минуя поколения… Я играю в спектакле «Рождественская сказка» по мотивам произведений Н.В. Гоголя
5. А есть ли между нами духовное родство?
Чтобы ответить ещё на один возникший у меня вопрос, я обратился к произведениям писателя «Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба».
Духовное родство, на мой взгляд, проявляется в общих взглядах на события, идеалах, любимых героях. В названных мною книгах моими любимыми героями являются Тарас Бульба, Вакула, Левко. По строчкам из произведений я понял, как сам писатель относится к своим героям и сопоставил его отношение со своим. Вот что у меня получилось.
Что нравится Гоголю в Тарасе Бульбе?
1. «Любил простую жизнь» [5]. – Жизнелюбие.
2. «Какая вам нежба? Ваша нежба – чистое поле да добрый конь – вот ваша нежба. А видите вот эту саблю? Вот ваша матерь! Вот, лучше отправлю на Запорожье. Вот где наука, так наука! Там вам школа; там только наберетесь разуму!» [5] – Патриотизм.
3. «Нету уз святее товарищества» [5]. – Верность дружбе, боевому братству.
4. «Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия [5]». – Боголюбие.
5. «Но не на костёр глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты было видно, как на ладони [5]». – Самоотверженность, героизм.
Чем мне нравится Тарас Бульба?
1. Необыкновенная сила духа
2. Патриотизм
3. Верность и преданность
4. Мужество и целеустремлённость, бесстрашие.
Что нравится Гоголю в Вакуле?
1. «…силач и детина хоть куда…» [4] – Удальство.
2. «…Железо на оковку положил такое, которого не клал на сотникову таратайку… А как он будет расписан! .... Гореть будет, как жар [4]». – Мастерство.
3.«Что за картина! Что за живопись! – рассуждал он, – вот, кажется, говорит! Кажется, живая! А дитя святое! И ручки прижало! И усмехается, бедное! А краски! Боже ты мой, какие краски! [4]» – Любовь к красоте.
4.«Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства. Дай мне лучше мою Оксану» [4]. – Преданность любимой.
Чем мне нравится Вакула?
1. Бескорыстность;
2. Умение ценить прекрасное;
3. Трудолюбие;
4. Умение любить;
5. Целеустремлённость;
Что нравится Гоголю в Левко?
1. «С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак Левко» [3]. – Ловкость и находчивость.
2. «орлиные очи парубка» [3], «чернобровый козак» [3], «чёрные усы» [3]. – Мужественность.
3. «Нет, хлопцы, нет, не хочу! Что за разгулье такое! Как вам не надоест повесничать? И без того прослыли мы, Бог знает, какими буянами» [3]. – Серьёзность и ответственность за своё поведение.
4. «Мы, слава Богу, вольные козаки! Покажем ему, хлопцы, что мы вольные козаки!» [3] – Смелость и независимость.
Чем мне нравится в Левко?
1. Вольнолюбие;
2. Человечность и благородство;
3. Смелость;
4. Непреклонность;
5. Стремление к независимости;
6. Твёрдость характера;
7. Чувство собственного достоинства;
Данное сопоставление является убедительным доказательством неоспоримого духовного родства между мною и моим прославленным предком.
6. Какое завещание оставил мне Гоголь? Или какие жизненные уроки я извлёк из его произведений
Персонажи Н.В. Гоголя помогли мне понять, какие черты характера стоит в себе развивать ивоспитывать. Своими яркими образами они показали мне необходимости быть честным, справедливым по отношению к себе и своим товарищам.
Благодаря произведениям Гоголя и его героям, я понял, что необходимо воспитывать в себе и укреплять твёрдость характера, силу воли и целеустремлённость, развивать стремление к прекрасному.
Мой далёкий предок завещал мне придерживаться принципов добра, прислушиваться к голосу своей совести, любить Родину, родителей, ценить дружбу, быть преданным любимой.
Библиографическая ссылка
Перегонцев Е.В. ГОГОЛЬ И Я: ЧТО НАС СВЯЗЫВАЕТ, КРОМЕ КРОВНОГО РОДСТВА // Старт в науке. 2019. № 5-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1718 (дата обращения: 02.04.2025).