Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку —
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты.
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя.
(Ю. Левитанский)
В стихах известного современного поэта Ю. Левитанского прозвучала главная тема нашего исследования – тема выбора.
Счастлив тот учащийся, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Но если он не знает куда, в какое профессиональное русло направить свои усилия?
Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный вуз может оказаться неизбежным.
Но возможна и другая ситуация, сделав выбор «как сказали родители» далее учащийся начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единичные случаи.
Проблемы профориентации, к сожалению, возникают намного раньше. Сейчас современный ученик должен сделать профориентационный выбор уже после 7 класса.
В своем исследовании мы попытались выяснить насколько это целесообразно и готовы ли учащиеся МОУ Лицей №8 «Олимпия» сделать осознанный выбор?
Цель работы: исследовать особенности профориентационного выбора семиклассников МОУ Лицей № 8 «Олимпия», их предпочтения и склонности.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методологическую литературу по теме «Профориентация старшеклассников»;
2. Проанализировать литературные данные по проблеме исследования;
3. Провести диагностику мотивов выбора профессии, профориентационные предпочтения, склонности;
4. Проанализировать данные исследования.
5. Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения.
Предмет исследования: образовательный процесс и профориентационное самоопределение учащихся 7-х классов МОУ Лицей №8 «Олимпия».
Методы исследования: Тест «Психогеометрия», Тест «Мой характер определяет мою профессию», Тест «Узнайте ваш личный код по дате рождения», анкета определяющая выбор профиля обучения, дифференциально-диагностический тест Климова, анализ литературы, обобщение опыта.
База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8 «Олимпия» Дзержинского района Волгограда».
Актуальность. Статистика говорит о том, что 60 % своей жизни человек проводит на работе. Человек реализует свой потенциал, именно в профессии он самореализуется, а без этого человек не может быть счастливым, довольным, здоровым и спокойным. Что же происходит, если человек работает ради денег, без учета своих природных качеств? Психологи утверждают: «Хроническое недовольство собой, раздражение по поводу нелюбимой работы приводит к различным болезням, травмам и другим неприятностям». Поэтому можно сделать первый вывод: выбор профессии – это важнейший шаг для каждого, ведь он определяет дальнейшую судьбу!
А мы, семиклассники, делаем первый шаг на пути выбора соей дальнейшей профессии, поэтому для нас тема особенно актуальна.
1. Проблема профориентации. Теоретический анализ содержания профориентации семиклассников в МОУ Лицей №8 «Олимпия»
О том, насколько важно выбрать профессию, говорили и говорят многие мыслители, ученые:
Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Конфуций: «Выбери себе дело по душе, и тебе ни дня не придется работать».
К.Д. Ушинский: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
Е.А. Климов: «Выбор профессии – это второе рождение человека. От того, насколько правильно выбран профессиональный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье».
Таким образом, именно в работе человек реализует свой потенциал, именно в профессии он самореализуется, а без этого человек не может быть счастливым, довольным, здоровым и спокойным.
Согласно статистическим данным около 50 % неудовлетворенности жизнью связано с профессиональной деятельностью человека; 72 % опрошенных в России осваивают или выбирают профессию только потому, что она достаточно высоко оплачивается; 44 % людей утверждают, что при достаточном выигрыше в лотерею без сожаления оставили бы свою нынешнюю работу; столько же (44 %) заявили, что не ушли бы с работы даже при достатке денег, то есть работают для реализации, радости, удовольствия. Это же люди, которые сделали правильный выбор при освоении специальности!
У каждого взрослого есть своя история прихода к выбору профессии. Анализ жизненных ситуаций, данные статистики дают основание утверждать, что к этому выбору далеко не все подходили взвешенно и по собственному решению.
Приведем данные опроса взрослого населения Центра профориентации: 30 % людей к выбору профессии пришли благодаря тому, что с детства их ориентировали исходя из способностей и желания. Принятие решения родители оставляли за детьми; 50 % людей определялись к концу периода школьной жизни. Из них у половины выбор был обусловлен решением родителей (большинство из них не испытывает по этому поводу благодарности). Многие не стали работать по полученной специальности. Есть отдельные случаи, когда выбор вуза и факультета был обусловлен лишь подходящим набором баллов для поступления; только 20 % людей работают по той профессии, к которой готовились в юности; 20 % людей вообще не сформировали понимание своего предназначения.
Преведем данные Центра профориентации и самоопределения школьников ИСМО РАО: 58,2 % старшеклассников за четыре месяца до окончания школы еще не делают свой выбор профессии, точно не знают, где будут учиться и работать после окончания школы; 50 %, как правило, выбор профессионального будущего не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; 67 % не имеют представления о научных основах выбора профессии, в том числе не владеют информацией о требованиях профессии к ее соискателю и не владеют умениями анализировать свои возможности в профессиональном выборе; 45 % студентов плохо представляют сущность выбранной профессии; около 60 % молодых специалистов готовы поменять свою профессию уже после первого года работы.
Этих фактов вполне достаточно, чтобы убедить вас в том, что помощь учащемуся в выборе будущей профессии крайне необходима.
Ученые, занимающиеся проблемами профессионального выбора учащихся, определили основные ошибки, которые делают выпускники при выборе профессии:
• выбор работы или образовательной организации «за компанию» или под влиянием мнения знакомых, друзей, кумиров;
• поступление по принципу «куда возьмут», «никуда больше не поступлю», поступление в вуз с целью отложить начало взрослой жизни или избежать призыва в армию;
• концентрация всех усилий на выборе вуза, а не на специальности, сопровождающаяся, как правило, уверенностью в том, что главное – поступить, а дальше все пойдет само собой и ни о чем больше не надо заботиться;
• ориентация на внешнюю привлекательность профессии, недооценка трудностей выбранной специальности;
• ориентация на моду, приводящая к выбору одной из самых популярных и востребованных в данный момент специальностей.
И еще одна ошибка в выборе профессии, которая касается прежде всего родителей, – навязывание своего мнения, выбор профессии за ребенка, без учета его мнения.
А вот как чаще всего выбирают профессию наши дети или за них их родители.
Можно сделать вывод: подросткам нужна серьезная квалифицированная помощь в выборе профессии. И эту помощь должен оказать Лицей.
2. Исследовательская. Диагностика мотивов выбора профессии, профориентационные предпочтения, склонности
На данный момент семиклассникам, согласно учебному плану предлагается выбрать профиль обучения при переходе в 8 класс. Предполагаются следующие виды профильного обучения:
– историко-патриотический, с углубленным изучением таких предметов как история, краеведение, обществознание, Россия в мире, основы безопасности жизнедеятельности. Внеурочную деятельность, планируется ориентировать на патриотическое воспитание молодежи;
– гуманитарный, с углубленным изучением таких предметов как. Русский язык и литература. Внеурочную деятельность планируется ориентировать на изучение исскуств.
– социально-экономический, с углубленным изучением таких предметов как география, экономика и право. Внеурочная деятельность ориентирована на изучение экономической географии.
– химико-биологический, с углубленным изучением предметов химия и биология.
– физико-математический, с углубленныи изучением предметов алгебра, геометрия, информатика. Внеурочная деятельность ориентирована на изучение информационных технологий.
– технологический, с углубленным изучением предмета технология. Внеурочная деятельность направлена на получение определенной профессии.
Нами, учащимся 7-х классов, было предложено пройти анкетирование (приложение 1) «Выбор профиля и причины выбора»
Результаты представлены на гистограмме 1.
Анализируя полученные данные, мы увидели, что из 115 человек опрошенных еще не определились с выбором профиля. Что составляет 29,5 % лицеистов.
К сожалению, выбор профиля не всегда связан с выбором профессии. (Гистограмма 2). 60 % учащихся пока не связывают выбранный профиль с будущей специальностью. В основном выбор на данный момент ориентирован на успешную сдачу экзамена ГИА в конце 9 класса.
Ответ на вопрос о необходимости профильного обучения с 8 класса 72 % лицеистов ответили, что необходимо. При это стоит отметить, что 44 % лицеистов, отмечают необходимость в более информативном освещении о профильном обучении.
Гистограмма 1. Выбор профиля
Из предложенных новых профилей можно отметить профиль «Творческий», с углубленным изучением таких предметов как ИЗО, Черчение, Дизайн. Внеурочную деятельность предлагается ориентировать на изучение культурологи. Профиль ориентирован для подготовки к поступлению в ВУЗы по направлению архитектура, дизайн и прочие творческие специальности.
Гистограмма 2. Связан ли выбор профиля с будущей профессией?
Но совпадает ли выбор лицеистов с их личностью, предрасположенностью, предпочтениями, характером?
Нами было предложено пройти несколько тестов (приложение 2): Тест «Психогеометрия», тест «Мой характер определяет мою профессию», Тест «Ваш личный код по дате рождения» и тест Климова.
Эти тесты предназначены для выявления предрасположенности человека, которая выражается в его ценностных ориентациях, к определенным типам профессий.
Например, тест Климова основан на предположении, что человек, пройдя необходимое и соответствующее профессии обучение, сможет выполнять любую работу, независимо от того, к какой категории из перечисленных ниже она относится. И вместе с тем, если бы у человека изначально была возможность выбора своего будущего и профессионального поприща, какой бы вид деятельности он на самом деле предпочел?
Проективная методика исследования личности (Тест «Психогеометрия»). Опубликована С. Деллингер в 1989 г.
Стимулирующий материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: «это – Я» (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения.
Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной. В качестве теоретических предпосылок, лежащих в основе той науки, которую С. Деллингер определяет как психогеометрию, названы учение К. Юнга о психических типах и представления о функциональной асимметрии полушарий головного мозга.
Психогеометрия – уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет:
1) мгновенно определить форму или тип, (хотя здесь есть различия) личности интересующего Вас человека и, естественно, Вашу собственную форму;
2) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;
3) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85 %.
Тест «Мой характер определяет мою профессию», опубликован в журнале «Практика административной работы в школе» №5, 2016г. Предполагает выбор по большинству данных ответов. Например, если у вас большинство ответов А, то для вас выбор профессии должен касаться всего, где предполагается работа с людьми. Ваш долг – помогать, нести людям пользу. Ваши профессии – это область образования, медицины, любая сфера, где придется много общаться и помогать людям. Закон и порядок – это тоже к вам.
Тест «Ваш личный код по дате рождения» описывает наука нумерология. Предполагается, что с каждым числом связана определенная группа профессий.
Например: дата рождения 22.12.1987
Складываем: 2+2+1+2+1+9+8+7=32=3+2=5.
Число 5 – это личный код. (Профессии, связанные с международным обменом информации, командировками. Работа, где можно проявить себя, свои организаторские способности. Юристы, рекламные агенты, финансисты, государственные чиновники, психологи, писатели, гиды, переводчики, ученые, учителя, предприниматели).
Проанализировав результаты тестирования семиклассников делаем вывод, что преобладают в нашей параллели творческие личности (Психогеометрический тест)
Гистограмма 3. Тест «Психогеометрия»
«Зигзаг» – Символ креативности и творчества, создатель чего-то нового и оригинального. Зигзаг не заинтересован в консенсусе и добивается договоренности не путем уступок, а заострением конфликта идей. Он остроумен, язвителен. Зигзаг не может трудиться в хорошо структурированных и контролируемых ситуациях. Его раздражают четкая иерархия и инструкции, строго фиксированные обязанности и способы работы. Ему необходим максимум независимости на рабочем месте, и он оживет, начнет генерировать новые идеи и методы работы.
Однако ему не хватает дипломатии: он несдержан, очень экспрессивен, что наряду с эксцентричностью часто мешает ему проводить свои идеи в жизнь. К тому же Зигзаг не силен в проработке конкретных деталей (ему это скучно) и не слишком настойчив в доведении дела до конца, так как с утратой новизны у него теряется и интерес к идее.
Тест «Мой характер определяет мою профессию» показал, что к сожалению, у 37 % учащихся характер окончательно не сформировался и результаты тестирования будут некорректны.
Согласно нумерологическому тестированию, у лицеистов преобладает личный код 1. Это творческие люди. Организаторы. Подойдет активная, подвижная, разнообразная работа, где виден результат, где можно проявить решительность, ответственность, внедрять новые идеи, новый подход. Люди стремящиеся найти и реализовать себя.
Дифференциально-диагностический тест Климова показал, что преобладание склонности к профессии типа «человек – человек» и профессии типа «человек – художественный образ».
Таким образом, можем делать вывод о том, что большинство семиклассников люди творческие, креативные, ответственные, стремящиеся найти и реализовать себя.
Но, к сожалению, их личностный выбор не всегда связан с их предрасположенностями. Больше половины учащихся (60 %) выбирают профиль, который, по мнению большинства ученых, занимающихся профориентацией ошибочен. Это:
• выбор профиля «за компанию»;
• по принципу «куда возьмут»;
• навязывание мнения родителей;
• возможная успешна сдача экзамена ГИА.
Выводы
Лицеисты должны самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы. В свою очередь система профориентации должна быть направлена на формирование самоопределения и оказывать последовательную своевременную помощь при выборе образовательного профиля.
В практической работе профориентации актуальными являются вопросы: как оказать помощь лицеистам в профессиональном самоопределении, как диагностировать их склонности и профессиональные предпочтения, с помощью ненавязчивых методов.
Помимо диагностики необходимо осуществления всех остальных направлений профориентации, таких как, профессиональное просвещение и профессиональная консультация.
Профессиональному просвещению должно уделяться особое внимание, так как в современных условиях, когда СМИ оказывает большое влияние на формирование сознания подростков, это все необходимо использовать для осознанного выбора профориентации.
Незнание мира профессий, незнание своих способностей, требований к ним – все это являются типичными ошибками, которые мешают профориентации учащихся.
С этой целью нужно проводить просветительскую работу учащихся, информировать о новых профессиях и специализациях, и о тех профессиях, которые являются востребованными.
В профориентации важно вовремя провести диагностику, а также на основе полученных результатов оказать помощь в выборе образовательного профиля, осуществляя различные направления деятельности и реализуя конкретные методы профориентации.
Правильный профессиональный выбор – залог успеха в будущем карьерном развитии.
На основании проведенных диагностик, тестов, сравнений и прочих анализов нам удалось определить приблизительно подходящую профориентацию лицеистов и построить образовательную траекторию для получения этой профессии.
Приложение 1
Психогеометрический тест С. Деллингера
Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг.
Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1.
Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
Тест «Мой характер определяет мою профессию»
Данный тест состоит из пяти вопросоВ. В каждом пункте выберите один ответ, который вам ближе, После этого подсчитайте, каких букв у вас получилось больше.
Вопрос 1. Какой досуг вам по душе?
А. Общение с друзьями или семьей.
Б. Чтение журналов, газет, просмотр новостей или информационных программ.
В. Поход за покупками или просто по магазинам, изучение и сравнение цен на те или иные товары.
Г. Лучше провести день, занимаясь починкой или конструированием чего-то, ковыряясь в автомобиле или переустанавливая программы в компьютере.
Д. Пойти на выставку, в театр, в кино, на концерт, на любое интересное культурное мероприятие.
Вопрос 2. Что, по вашему мнению, главное в работе?
А. Сплоченный коллектив, правильно выстроенные отношения между людьми. Возможность нести что-то обществу.
Б. Простор для обучения, познания, изучения чего-то нового.
В. Стабильный доход, возможность карьерного роста.
Г. Возможность что-то создавать или улучшать.
Д. Творчество, вдохновение, полет фантазии.
Вопрос 3. Что главное в жизни?
А. Отношения с людьми.
Б. Поиск ответов на вопросы, познание.
В. Материальная стабильность.
Г. Технический прогресс, модернизация.
Д. Вдохновение, возможность творить.
Вопрос 4. Что главное в человеке?
А. Доброта, честность и сострадание.
Б. Ум и умение логически мыслить.
В. Честность, умственные способности, целеустремленность.
Г. Трудолюбие.
Д. Нестандартное мышление, смелый взгляд на мир, воображение.
Вопрос 5. Чем бы вы готовы были заниматься бесплатно?
А. Работать с людьми: помогать детям, старикам, заниматься благотворительностью.
Б. Изучать какую-либо интересную область.
В. Ничем.
Г. Изобретать или чинить.
Д. Творить.
Тест «Узнайте ваш личный код по дате рождения»
Подсчитайте личный код, сложив все цифры даты рождения. Например, дата рождения 25.12.1983.
Находим сумму даты: 25=2+5=7, месяца: 12=1+2=3, года рождения: 1983=1+9+8+3=21=2+1=3. В итоге получаем:
25.12.1983=(2+5)+(1+2)+(1+9+8+3)= =7+3+3=13=1+3=4.
4 – это и есть личный код.
В пустой графе впишите свои предложения по организации профиля и предметы, которые вы бы хотели изучать на углубленном уровне.
Чем вы руководствовались при выборе профиля?
_______________________________________________________________________________________________________________
Знаете ли вы точно, какую профессию хотите получить?
_______________________________________________________________________________________________________________
Существует ли необходимость профильного обучения с 8 класса?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Достаточно ли вы информированы о профильном обучении в лицее?
Приложение 2
Интерпретация тестов
1. Тест «Психогеометрия»
Квадрат |
Неутомимый труженик, главными чертами которого являются выносливость, терпение и методичность, постоянная потребность к получению новой информации, эрудиция, что делает Квадрата высококлассным специалистом в любой области. Квадраты самые настоящие педанты. Им очень важно, чтобы все лежало на своих привычных местах, а события проистекали по раз и навсегда установленному сценарию. Любое отступление от этого сценария способно надолго выбить Квадрата из колеи. Аккуратность, порядок соблюдения правил приличия могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможностью потери статуса, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами |
Треугольник |
Лидер, уверенный в себе человек, который привык быть правым во всем, энергичная, неудержимая, сильная личность, которая всегда достигает поставленных целей. Это человек, который всегда хочет быть первым, доминирующей установкой которого является установка на победу, выигрыш, успех. Для Треугольника травматично оказаться неправым в чем-то, признать свои ошибки, тем более публично. Треугольник всегда стремится достичь высокого положения, сделать карьеру. Главное отрицательное качество – сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти Треугольники могут идти по головам других |
Круг |
Символ гармонии, заинтересован прежде всего в хороших и теплых межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди и их благополучие. Круг скрепляет и рабочий коллектив, и семью, то есть приносит гармонию, тепло, любовь. Он обладает высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг – прирожденный психолог. Он пытается сохранить мир и ради этого избегает занимать твердую позицию и принимать решения, не поддержанные большинством. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг не слишком беспокоится о том, в чьих руках будет находиться власть, лишь бы все были довольны и царил мир. Однако в одном Круг проявляет завидную твердость: это касается нарушений вопросов морали или справедливости. Круг не отличается решительностью, слаб во всякого рода интригах и часто не может подать себя должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругом часто берут верх более сильные личности, например Треугольники |
Зигзаг |
Символ креативности и творчества, создатель чего-то нового и оригинального. В отличие от Круга, Зигзаг не заинтересован в консенсусе и добивается договоренности не путем уступок, а заострением конфликта идей. Он остроумен, язвителен. Зигзаг не может трудиться в хорошо структурированных и контролируемых ситуациях. Его раздражают четкая иерархия и инструкции, строго фиксированные обязанности и способы работы. Если вы хотите получить от работы Зигзага максимальную прибыль, то дайте ему максимум независимости на рабочем месте, и он оживет, начнет генерировать новые идеи и методы работы. Однако ему не хватает дипломатии: он несдержан, очень экспрессивен, что наряду с эксцентричностью часто мешает ему проводить свои идеи в жизнь. К тому же Зигзаг не силен в проработке конкретных деталей (ему это скучно) и не слишком настойчив в доведении дела до конца, так как с утратой новизны у него теряется и интерес к идее |
2. Тест «Мой характер определяет мою профессию»
Больше ответов А |
Для вас выбор профессии должен касаться всего, где предполагается работа с людьми. Ваш долг – помогать, нести людям пользу. Ваши профессии – это область образования, медицины, любая сфера, где придется много общаться и помогать людям. Закон и порядок – это тоже к вам |
Больше ответов Б |
Ваша сфера – это информация, все, что связано с наукой, изучением языков, тестов, схем, формул. Вы жаждете новых знаний и открытий. Из вас выйдет заслуженный ученый, исследователь, первооткрыватель |
Больше ответов В |
Финансы – ваша среда. Все, что связано с хрустом банкнот: кредитование, банковская сфера, акции, фонды… Вы не только любите деньги, но еще, как никто другой, умеете с ними управляться |
Больше ответов Г |
Ваши профессии связаны с техникой и технологиями. Вы прирожденный архитектор, изобретатель, конструктор, инженер, программист и т.п. |
Больше ответов Д |
Искусство – вот ваше поприще! Рисовать, петь или играть в кино – выбирать только вам |
3. Тест «Ваш личный код по дате рождения»
Код |
Сфера деятельности |
Профессии |
Цель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Руководители разного ранга. Творческие люди. Организаторы. Подойдет активная, подвижная, разнообразная работа, где виден результат, где можно проявить решительность, ответственность, внедрять новые идеи, новый подход |
Банкиры, менеджеры, секретари, врачи, государственные служащие, общественные деятели, ювелиры, артисты, художники |
Стремление найти и реализовать себя |
2 |
Профессии, связанные с помощью людям и заботой о них. Подходит работа в социальной и обслуживающей сфере, где есть общение с людьми |
Медики, социальные работники, деятели искусства, путешественники, философы, работники сферы обслуживания, домохозяйки, фермеры, актеры |
Развитие чувств и фантазии. Желание быть любимым и популярным |
3 |
Медицина, технические профессии, умение действовать самостоятельно. Подойдет любое дело, которое требует изобретательности, умственного напряжения |
Менеджеры, военные, таможенники, хирурги, спортсмены, рабочие специальности, бизнесмены, сотрудники МЧС, автогонщики, журналисты, системные администраторы |
Направить силу и энергию на свою реализацию, а также на людей, нуждающихся в помощи и защите |
4 |
Любое дело, где требуется внимание к деталям, производство чего-то материального, а также работа, связанная с охраной и контролем |
Аналитики, журналисты, учителя, администраторы, продавцы, делопроизводители, целители, работники информационных служб, торговые представители, врачи, строители |
Сбор, анализ, передача знаний и информации. Поиск новых путей познания |
5 |
Профессии, связанные с международным обменом информации, командировками. Работа, где можно проявить себя, свои организаторские способности |
Юристы, рекламные агенты, финансисты, государственные чиновники, психологи, писатели, гиды, переводчики, ученые, учителя, предприниматели |
Стремление к истине, к высшему познанию |
6 |
Сферы искусства, профессии, требующие общения с людьми. Работа, связанная с учебными заведениями, общественными организациями, медициной |
Косметологи, дизайнеры, дипломаты, адвокаты, врачи, рестораторы, фотографы, банковские служащие, музыканты, художники, писатели, артисты, ювелиры |
Привносить в мир и сохранять в нем красоту, искусство и гармонию |
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
Ответственные должности и работа в общественной сфере. Профессии, требующие сосредоточенности, терпения и большой выдержки |
Консультанты, стилисты, риелторы, строители, юристы, психологи, продавцы, работники банка, фермеры, шахтеры, администраторы, работники охраны правопорядка, врачи, чиновники |
Развитие личности, ради обретения самостоятельности и независимости, умение распознавать истину |
Библиографическая ссылка
Жадько А.О., Сысоев А.А., Вишневецкая А.В. ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В 7-Х КЛАССАХ, ЗА ИЛИ ПРОТИВ? // Старт в науке. – 2019. – № 5-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1713 (дата обращения: 21.11.2024).