Наука и порождаемые ею новые технологии оказывают все более глубокое и многообразное воздействие на жизнь человека и общество. Из года в год увеличивается число людей, имеющих отношение к научной работе, сокращается промежуток времени, проходящий между научными исследованиями и практическими приложениями [1]. Сегодня достижения науки привлекают внимание всего общества, в том числе бизнесменов, политиков, а также различного рода авантюристов и террористов. Практически любое человеческое сообщество (будь то государство в лице правительства, торгово-промышленный концерн или, наконец, преступная группировка) стремится заполучить в свои руки новейшие научно-технические достижения. В современном мире идет ожесточенная борьба за обладание новейшими научно-техническими идеями и проектами, а, следовательно, борьба за их авторов – ученых. В этой ситуации многократно возрастает ответственность ученых перед обществом за сделанные ими открытия и изобретения.
Актуальность темы заключается в том, что наука стала мощной силой, изменяющей жизнь человечества. Бездумное использование достижений науки может привести к катастрофе.
Гипотеза. При соответствующем контроле научной деятельности наука может служить во благо человечества.
Цель работы: Изучение проблемы социальной и профессиональной ответственности учёного.
Задачи:
1. Осветить основные положения научной этики.
2. Выявить условия, при которых наука служит во благо человечества.
3. Сформулировать необходимые ограничения в научной деятельности.
Исследование велось следующими методами:
1. Описание основных положений научной этики.
2. Анализ открытий и изобретений в различных сферах науки и техники.
1. Научная этика
Что такое наука и кто такие «ученые»
Наука – это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний обо всем, что нас окружает, в том числе о природе, обществе и самом человеке. Целью науки является получение новой информации, в том числе фундаментальных законов действующих в окружающем нас мире. Например, ученый Исаак Ньютон в 1666г. открыл закон всемирного тяготения. Он гласит, что между любыми телами (предметами) действует сила взаимного притяжения. Этот закон является фундаментальным, поскольку распространяется на все существующие во Вселенной тела (предметы).
Ученые – это люди, профессионально занимающиеся наукой, т.е. получением новых знаний. Деятельность ученого зависит от той области науки, которой он занимается. Например, ученые-биологи изучают живые организмы, ищут способы повышения урожая и повышения устойчивости растений к вредителям и т.д. Ученые-медики ищут способы лечения болезней, разрабатывают новые лекарства, ищут способы защиты человека от вредных факторов окружающей среды. Ученые-математики ищут способы описания языком формул окружающего нас мира. Ученые-историки занимаются изучением событий, произошедших много лет назад (иногда сотни и тысячи). Ученые-геологи ищут полезные ископаемые на нашей планете. И так далее. В настоящее время очень многие ученые занимаются разработкой новых технологий: 3D-печать, получение новых материалов с неизвестными ранее свойствами, выведение новых пород животных и сортов растений, получение энергии новыми способами и т.д. Эти работы носят название «прикладные исследования». Именно они непосредственно влияют на жизнь человека. Например, в 1928 году шотландский ученый Александр Флеминг (рис. 1) открыл пенициллин – первый антибиотик. Без него мы до сих пор бы умирали от многих болезней.
Рис. 1. Александр Флеминг
В 1860 году французский ученый Луи Пастер (рис. 2) открыл способ термической обработки продуктов питания для их длительного хранения. В основе технологии производства современных консервов лежит именно технология Пастера. Эта технология получила его имя – пастеризация.
Рис. 2. Луи Пастер
Отцом современной энергетики можно считать русского ученого Михаила Осиповича Доливо-Добровольского (рис. 3). Михаил Осипович (примерно в 1890 г.) придумал все основные элементы современных энергосистем: трехфазный генератор и двигатель, трансформатор, линию электропередачи. Более того, работая главным инженером фирмы AEG в Германии разработал конструкции этих элементов и организовал их производство.
Рис. 3. М.О. Доливо-Добровольский и изобретенный им трехфазный генератор
Таких примеров можно приводить множество – какую бы сторону современной жизни мы не взяли, за ней всегда стоят ученые с их идеями, открытиями и изобретениями.
Каковы изобретения и открытия «сами по себе». В чем опасность науки
Открытия и изобретения «сами по себе», как правило, не являются не «плохими» не «хорошими». Они нейтральны. Полезными или опасными они становятся в результате использования их человеком. Понять это можно на несложном примере, не имеющем никакого отношения к науке. Возьмем простой предмет – кирпич. Этот кирпич можно использовать при строительстве дома, а «можно» (на самом деле, конечно же нельзя!) ударить по голове другого человека (рис. 4).
Рис. 4. Два способа использования кирпича
Так и достижения науки сами по себе «не опасны», опасными их делает человек. Даже наркотики нельзя считать абсолютно вредными, а ведь их тоже изобрели ученые [2]. Наркотики используются как обезболивающее средство в некоторых лекарствах при лечении тяжело больных людей. Кроме того, каждый солдат на поле боя в индивидуальной аптечке (рис. 5) имеет шприц с обезболивающим наркотическим средством, которое он обязан применить в случае ранения.
Риc. 5. Военная аптечка
Даже ядерное оружие (рис. 6) нельзя считать «абсолютным злом». Наличие ядерного оружия у СССР (а сейчас у Российской Федерации) является сдерживающим фактором для других стран, имеющих ядерное оружие. Каждая из сторон понимает, что в случае нанесения ядерного удара она получит «адекватный ответ».
Рис. 6. Ядерное оружие России
На сегодняшний день, по-видимому, лишь биологическое и химическое оружие (рис. 7) можно считать абсолютно опасным изобретением для человечества.
Рис. 7. Международный знак биологической опасности
Основные положения научной этики
Этика – это сложившееся у людей представление о том, что такое хорошо и что такое плохо. Она позволяет нам оценивать то или иное учение, жизненную позицию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны. Научная этика определяет, что такое хорошо и что такое плохо в деятельности ученого, а именно как ученый должен взаимодействовать с коллегами и учениками, как он должен относиться к своему исследованию. Таким образом, научная этика – это свод правил, которых должен придерживаться ученый в своей деятельности.
Этика ученых заключается в следующем:
1) Каждый ученый должен заниматься тем, в чем он разбирается. Биолог не должен лезть в ядерную физику и учить физика ядерщика правильно выполнять свою работу. Так же и физик не может указывать биологу, чем ему заниматься (рис. 8).
Рис. 8. Физика и биология
2) Изобретение или открытие должно быть многократно проверено прежде чем оно начнет использоваться.
В 1954 г. в Германии начало продаваться лекарство от бессонницы Талидомид (рис. 8) [3]. В последствии выяснилось, что у женщин, принимавших этот препарат рождались дети с врожденными уродствами (без рук или ног и т.п.). В целом пострадало около 10 000 детей. Данный препарат не был должным образом испытан и проверен, прежде чем поступить в продажу.
Рис. 8. Препарат Талидомид
Однако некоторые ученые настолько ответственно относились к своим работам, что испытывали свои изобретения на себе. Самый свежий пример из этой серии: чтобы убедить оппонентов в том, что гастрит вызывает микроб хеликобактер пилори, врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл (рис. 9) проглотили микробную взвесь и заболели гастритом, а потом сами себя вылечили антибиотиками и в 2005 г. получили Нобелевскую премию за открытие [4].
Рис. 9. Врачи Робин Уоррен и Барри Маршалл
3) Добросовестность научных исследований.
Проблема здесь в том, ученые такие же, как и все, люди. И как в самом обществе есть честные люди и мошенники, есть законопослушные и есть преступники, есть бескорыстные и есть жадные, так и среди ученых есть мошенники, преступники и стяжатели [5].
В науке бывали случаи, когда один из ученых делал открытие, но не успевал запатентовать, а другой своровал идею и получил патент первым. Примером такого случая является открытие радио. Русский ученый Александр Степанович Попов продемонстрировал свое радио 7 мая 1895 г. на заседании русского физико-химического общества в г. Санкт-Петербурге (рис. 10).
Рис. 10. Демонстрация Александром Поповым радио
Итальянский ученый Гульельмо Маркони создал свое радио годом позже, но именно он запатентовал его и долгие годы считался создателем радио. Хотя истинным изобретателем радио является наш соотечественник Александр Попов [6].
Один из самых известных ученых-мошенников – Ян Хендрик Шёна (риc. 11). Он опубликовал работы в которых утверждал, что создал транзистор из одной молекулы. Эти данные были ложными [7]. Он стал лауреатом нескольких премий и, даже, считался претендентом на Нобелевскую премию. Однако, другие ученые не смогли воспроизвести его результаты, и он был лишен всех научных званий признан мошенником.
Рис. 11. Ян Хендрик Шёна. Какой позор!
Еще один «ученый» – американский профессор Донг-Пай Хан (рисунок 12) признался в фальсификации результатов исследования возможности создания вакцины против СПИДа. Он сообщил, совершил преступление из-за денег, которые он регулярно получал за свои исследования [8]. Всего он получил около 19 млн. долларов прежде, чем его обман был раскрыт.
Рис. 12. «Профессор» Донг-Пай Хан. Стыдно!
Перечисленные выше ученые нанесли не только моральный вред науке, но и огромный материальный ущерб.
4) «Не навреди». Ученые не должны заниматься тем, что может навредить человечеству. Точнее всего этот принцип сформулировал врач Гиппократ (рис. 13), живший в V веке до нашей эры [9].
Рис. 13. Принцип Гиппократа
Это самое главное правило. И самое трудновыполнимое. Причин у этой проблемы две. Первая заключается в том, что очень часто ученый просто не может предвидеть последствия своих исследований. Ученым движет стремление познать изучаемый предмет – это очень сильный мотив. В своих исследованиях ученый может совершить такое открытие, которое, попав в недобрые руки нанесет огромный вред человечеству. Поэтому, он должен, прежде всего, контролировать сам себя. Но только самоконтроля недостаточно, направления науки должны быть под контролем как государства, так и общества в целом.
Вторая причина заключается в том, что ученый такой же человек, как и все. Ему, как и всем, нужны деньги, чтобы обеспечивать свою жизнь, иметь семью, покупать вещи, отдыхать и т.д. (рис. 14). И, соблазн провести «по заказу» за большие деньги какие-либо исследования очень велик. А «заказ» может быть разным – это и новые виды оружия, смертельные вирусы, вредоносные компьютерные программы и т.д. Поэтому, за проведение таких бесконтрольных работ должна быть предусмотрена административная и уголовная ответственность. Конечно, пока нет сведений, что кто-либо из ученых выполнил заказ преступной группировки или террористов, но исключать это полностью нельзя.
Рис. 14. Ученый и деньги
Таким образом, можно сделать вывод, что исследования ученых не должны проводиться бесконтрольно. Необходимо осуществлять контроль как со стороны общества и государства, так и самих ученых. И. тогда, ученым не придется жалеть о сделанных ими открытиях.
2. Ученые, которые пожалели о своих открытиях
Альфред Нобель
Нобель был одним из первых ученых, который в своем стремлении достичь мира, создал самое ужасное оружие своего времени [10]. В 1867 году он запатентовал динамит (рис. 15). Нобель предполагал, что его изобретение будет использовано при горных разработках. Он надеялся также с помощью своего изобретения положить конец крупным военным конфликтам. Он считал, что люди, увидев разрушительную силу динамита, должны задуматься о последствиях своих действий и прекратить войны. Он жестоко ошибся. Изобретение динамита привело к гибели тысяч людей, сделав войны более кровопролитными.
Рис. 15. Изобретение Альфреда Нобеля
Искупая свою вину Альфред Нобель учредил премию для ученых сделавших очень важные открытия, а также Премию Мира (рис. 16).
Рис. 16. Медаль нобелевского лауреата
Альберт Эйнштейн
Альберт Эйнштейн [11] создал специальную теорию относительности. Она послужила теоретической основой для создания атомной бомбы. В 1939 г. он написал письмо американскому президенту Франклину Рузвельту о том, что Германия стремится создать атомное оружие и призывал США сделать то же самое. Как известно Германия не создала это оружие, а вот США не только создали, но и применили его в войне с Японией (рис. 17). Эйнштейн сожалел о своем поступке и до конца жизни критиковал разработку ядерного оружия и его применение в Японии, а свою причастность к созданию атомного оружия считал величайшей трагедией своей жизни.
Рис. 17. Взрыв атомной бомбы
Александр Шульгин
Американский химик русского происхождения Александр Шульгин [12] много лет работал над лекарством от депрессии. В 1978 г. он создал такое лекарство, получившее название Экстази (рис. 18). С помощью него депрессия, действительно, поддавалась лечению. Но это лекарство беспринципные люди стали распространять среди молодежи как наркотик, вызывающий эйфорию. Именно это вызывало у Шульгина угрызения совести по поводу своего изобретения.
Рис. 18. Таблетки экстази
Итан Цукерман
Любого пользователя сети Internet очень раздражает всплывающая реклама (рис. 19). Она появляется на экране компьютера без ведома пользователя. Программист Итан Цукерман [13] совсем недавно сознался в том, что это было его творение. «Мы лишь хотели сделать рекламу, которая не была бы связана с содержимым сайта. Простите. У нас были благие намерения».
Рис. 17. Всплывающая реклама
Роберт Пропст
Дизайнер Роберт Пропст в 1960 г. придумал «открытый офис». Это большое помещение, разделенное невысокими перегородками на отдельные комнаты (рис. 20). Такой офис гораздо дешевле, чем офис с отдельными помещениями. К тому же его очень быстро можно создать. В таком офисе люди чувствуют себя некомфортно из-за постоянного шума. Увидев, как используется его изобретение, Пропст ужаснулся и назвал это «крысиными норами».
Рис. 20. Открытый офис
Заключение
Наука один из самых интересных видов деятельности человека. Она является мощной силой развития человечества. Чтобы деятельность ученых не принесла вред людям ученые должны соблюдать правила научной этики. Самое главное из них: «не навреди». Но и этого недостаточно, над деятельностью ученого должен осуществляться государственный и общественный контроль.
Библиографическая ссылка
Васильев А.И. ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕНЫХ // Старт в науке. – 2019. – № 5-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1712 (дата обращения: 23.11.2024).