Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ «НЕБЕСНЫЕ АНГЕЛЫ»

Сахошко Я.Н. 1
1 Иркутская область. п. Бадарминск, МОУ «Бадарминская СОШ», 6 класс
Чемель Е.М. (п. Бадарминск, МОУ «Бадарминская СОШ»)
1. Попова С.Н. Аэрофлот от А до Я: Научно-популярная библиотека школьника. – М.: Транспорт, 2010.
2. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://enjoy-job.ru/professions/stuardessa.
3. Электронный ресурс. – Режим доступа: https://www.ucheba.ru.

Божественны стюардессы.

Возвышенна их семья.

Они твои поэтессы

сегодняшние, Земля.

В них все твои перемены

и сдвиги отражены.

Их волосы современны.

Их руки напряжены.

За ними гербы их родин,

созвездия и ветра.

Их орден международен.

Профессия их мудра.

Мне нравятся очень эти

глядящие из-под век

разумные твои дети,

о мой неразумный век.

Пока ты висишь над бездной

и треплет тебя гроза,

какой синевой небесной

наполнены их глаза!

Пока под раскаты грома

ты вглядываешься во тьму,

их брови нужнее брома

смятению твоему.

...Среди черноты зловещей,

сквозь темные небеса,

несутся улыбки женщин,

их царственные глаза.

Юрий Давидович Левитанский

Обоснование и выбор темы работы. В будущем я хотела бы связать свою жизнь с профессией «Бортпроводница» – это официальное название профессии, поэтому я уже сейчас интересуюсь и выбрала в качестве темы своего исследования.

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время профессия бортпроводницы достаточно престижна, очень интересная, ведь во время полёта можно постоянно общаться с пассажирами, а в перерывах между рейсами можно гулять по незнакомому городу, изучая достопримечательности, а ёще она высокооплачиваемая. Поэтому найти работу по данной специальности непросто. Претендентка должна иметь хорошие манеры, уметь устанавливать контакт с людьми, быть сдержанной, приветливой, толерантной со всеми без исключения пассажирами. Знание иностранного языка становится сегодня одним из главных условий при приеме на работу. Хорошее владение английским языком требуется даже в тех компаниях, которые производят местные рейсы. Для бортпроводниц сегодня приоритетны не только приятная внешность, но и диплом о высшем образовании, правильная дикция, хорошее здоровье.

Основная цель работы – ответить на вопрос, а действительно ли мне подойдет выбор этой профессии в будущем?

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи.

Задачи работы:

1. Изучить литературу по теме;

2. Провести профессиограмму профессии;

3. Пройти самотестирование, сравнить полученные результаты;

4. Сделать выводы, обобщить опыт.

Объект исследования: профессиональная карьера.

Предмет исследования: процесс выбора профессии.

Методы исследования: изучение литературы, профессиограмма профессии, диагностика, обработка данных полученных в ходе исследования.

Гипотеза исследования: предположим, чтобы стать хорошим специалистом, нужно выбирать себе профессию по душе и прививать к ней интерес с детства. А знания по выбранной профессии, полученные еще в детстве, обязательно пригодятся тебе в жизни.

1. Основная часть

1.1. История профессии

Стюардесса или стюард (бортпроводница, бортпроводник) - специалист водного и воздушного судна, выполняющий на них работы по обслуживанию пассажировип проведения ряда мероприятий по обеспечению безопасности на воздушном судне.

Самой первой женщиной-стюардом можно назвать медсестру Эллен Черч, совершившую первый рейс в 1930 году. Она и еще восемь девушек, которых компания «Боинг» взяла на работу бортпроводницами, выполняла примерно такие же обязанности, что и сегодняшние стюардессы. Но кроме этого, девушки взвешивали багаж и самих пассажиров, помогали при заправке самолета и даже при закатывании его на стоянку. Первоначально стюардессы должны были быть миниатюрными: весить не больше 50 кг и иметь рост не выше 160 см. Сейчас эти требования не являются главными, хотя стройность и миловидность стюардесс остаются в приоритете. Сегодня каждая авиакомпания выдвигает к претенденткам на должность стюардессы свои требования, однако существуют и общие правила. Претендент должен быть приятной внешности, без изъянов, у него должен быть приятный тембр голоса, плавная речь без дефектов, он должен иметь правильный прикус, пропорциональные черты лица, отсутствие на лице родинок и родимых пятен, должен быть здоров. Зрение должно быть корректируемым в пределах 20/30% или лучше. Возраст кандидатов на место стажера варьируется от 19 до 29 лет (в некоторых компаниях возрастная планка колеблется от 18 до 24 лет). Вес должен соответствовать росту и медицинским нормам. Для молодых людей рост – от 170 до 190 сантиметров, у девушек – от 160 до 175 сантиметров.

Авиалинии предпочитают нанимать стюардесс, которые имеют опыт в общении с людьми. От будущих бортпроводников требуются такие качества, как коммуникабельность, дипломатичность, толерантность, эмоциональная сдержанность. Один из основных критериев у российских авиаперевозчиков - хорошее владение русским языком и одним или несколькими иностранными языками. Особенно авиакомпании заинтересованы в специалистах, которые имеют среднее специальное образование. Приветствуются такие профессии, как медицинский работник, педагог, лингвист, официант, бармен и повар. В последние несколько лет при наборе отдается предпочтение тем, кто имеет высшее образование.

1.2. Профессиограмма профессии

Одним из важнейших источников информации о профессиях являются профессиограммы, в которых описаны особенности профессии или специальности.

Профессиограмма позволяет глубже узнать содержание будущей профессии, оценить свою профпригодность к ней.

Я решила познакомиться поближе с профессией «Бортпроводница». Для этого мне необходимо изучить профессиограмму этой профессии.

Современный бортпроводник выполняет функции представителей различных профессий. Он и высококвалифицированный специалист сервиса‚ и чуткий психолог‚ и при необходимости отважный спасатель. Кроме того‚ бортпроводники – это хорошие менеджеры‚ умеющие принимать решение и координировать действия большого количества служб‚ которые обеспечивают сервис на борту авиалайнера.

Так давайте же разберёмся о плюсах и минусах, сложности и красоте самой престижной и романтичной профессии мира – бортпроводник!

Полеты на авиалайнерах отрицательно влияют на здоровье стюардесс:

1. Воздействие излучения, вибрации;

2. Перепады давления, смена часовых поясов, шум, стрессовые ситуации;

3. Постоянно нужен самоконтроль, ведь пассажиры бывают разными, а вести себя нужно корректно со всеми.

4. Но все эти сложности не уменьшают романтичности этой профессии.

Положительные стороны профессии:

1. Возможность путешествовать и открывать для себя новые страны.

2. Возможность попробовать местную кухню и привозить сувениры домой.

3. Новый опыт общения.

4. Новые впечатления.

Претендентов экзаменует специальная комиссия, которая принимает решение о приеме. Если после собеседования и тестов члены комиссии одобряют кандидатуру претендента, ему предстоит пройти врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК). На основании протокола заседания конкурсной комиссии и заключения ВЛЭК кандидат зачисляется на должность бортпроводника-стажера и направляется в учебно-тренировочный центр для прохождения курсов первичного обучения. Обучение в учебном комплексе и медицинская комиссия - платное, хотя многие работодатели оплачивают теоретическую подготовку своих потенциальных кадров. Правда, на разных условиях: одни безвозмездно финансируют процесс, другие планируют вычесть издержки из заработной платы новичка или вообще не вмешиваются в материальные затраты стажеров.

Программа обучения и ее оригинальные методики направлены на быстрое и успешное введение в профессию, тем более что учебников мало. В среднем же обучение длится около 2 месяцев, однако на длительность обучения влияет уровень владения иностранными языками. Если работодатель готовит сотрудников для международных чартерных рейсов, то срок обучения возрастает до 3 месяцев. Однако на курсах бортпроводники не получают классических знаний иностранного языка - они с ними уже приходят. Стажеров подковывают профессиональной фразеологией, разговорной лексикой, а страноведение знакомит новое поколение бортпроводников с политикой и культурой разных государств, с менталитетом и привычками иностранцев.

Сегодня, чтобы соответствовать международным стандартам, авиакомпании готовят стюардесс к общению с пассажирами не только на международном английском языке, но и на французском, и немецком. Авиакомпания «Аэрофлот», например, являясь одним из членов альянса, специально обучает стюардесс японскому, китайскому, корейскому на базе Восточного университета РАН. А стюардессы немецкой авиакомпании Lufthansa, работающие на российских рейсах, в ответ на пожелания российских пассажиров начинают учить русский язык.

Девушки и юноши на курсах изучают:

• конструкцию самолета, чтобы в случае каких – то непредвиденных ситуаций (воздушные ямы, гроза) уметь объяснить пассажирам причину тряски самолета, успокоить их, не компрометируя экипаж и компанию.

• пользоваться аварийно – спасательными средствами. Они отрабатывают аварийные посадки на сушу и воду, учатся погружать пассажиров на плот, эвакуировать через надувной трап, открывать двери и люки самолета.

• учат, как правильно подавать еду, сервировать тележку, стандартно обслуживать пассажиров первого и бизнес-класса.

• проходят воздушно-правовую и медицинскую подготовку. Они также тренируются тушить пожары.

Профессиональная деятельность обязывает бортпроводников безупречно выглядеть на рабочем месте: с достоинством носить форму, демонстрировать безупречные манеры. С этой целью в образовательную программу введены обязательные посещения театров и музеев. После окончания курсов Учебно-тренировочный комплекс выдает стажерам теоретическое свидетельство. С оценкой ниже «хорошо» стажер не проходит технологическую практику. Если в этом документе будет тройка, перед стажером закроют двери все авиакомпании страны. Только владельцам хороших оценок предложат пройти практику под эгидой инструктора. Обычно испытательный срок заканчивается, когда новичок налетает не менее 30 часов. Квалификационная комиссия выдает окончательное свидетельство и присваивает статус бортпроводника 3-го класса.

Раз в год стюардессы проходят медицинский осмотр. Карьера женщин заканчивается где-то в возрасте 45 лет, мужчины летают до 50.

Принято считать, что стюарды и стюардессы - лицо авиапредприятия: от их работы зависит признание той или иной авиакомпании на международном рынке.

2. Описание исследования

2.1. Выявление интересов, мотивов, исследование самооценки

Выбор профессии – один из главных жизненных выборов. «Делай своё дело и познай самого себя» _ именно так ещё в Древней Греции определялся основной путь самопознания. Каждый, кому предстоит заниматься какой-либо деятельностью, должен понять, что он из себя представляет, и на что способен. В этом поможет самотестирование. Чтобы сделать правильный выбор, надо выявить свои интересы, склонности и способности, для этого используются различные формы и методы работы.

Для выявления интересов, склонностей, способностей мы будем использовать «ПРОФОРИЕНТАЦИОННУЮ СИСТЕМУ ПРОФИ – II» (Программа компьютерной обработки блока психологических тестов).

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности. Интерес имеет важное значение в жизни человека: он подвигает нас узнавать новое, преодолевать какие-либо барьеры, распутывать сложные задачи и многое другое.

При помощи различных методик, тестирований, анкетирований можно выявить интересы. На основе интересов формируется профессиональный интерес.

Карта интересов по методике (А.Е. Голомшток)

Опросник состоит из 174 вопрос, отражающих направленность интересов в 29 сферах деятельности. Испытуемому предлагается заполнить прилагаемый лист ответов в соответствии со степенью выраженности интереса к тому или иному роду занятий (направленностью личности). Пройдя опросник мы получили следующие результаты, которые отражены в (табл. 1, Приложение 1).

Сфера деятельности

Баллы

Анализ

Физическая культура и спорт

5

Выраженный интерес

Музыка

3

Слабая выраженность интереса

Право, юриспруденция

2

Слабая выраженность интереса

Сценическое искусство

1

Слабая выраженность интереса

Биология

0

0

Отрицаемые сферы деятельности: география, геология, медицина, легкая и пищевая промышленность, физика, химия, техника, радиотехника, строительство, транспорт, авиация, морское дело, военные специальности, история, литература, журналистика, общественная деятельность, сфера обслуживания, математика, экономика, иностранные языки, ИЗО.

Данные сферы деятельности не интересны подростку. Они отрицаются и избегаются. В ситуации когда будущая профессия может лежать в какой – либо из данных областей, деятельность будет неэффективна и осуществятся с большими энергетическими затратами для организма.

Интересующие сферы деятельности: право, юриспруденция, сценическое искусство, музыка. Интерес к данным областям незначительный. Если будущая профессия будет связана с осуществлением этих видов деятельности, велика вероятность низкой результативности и потери интереса к работе со временем.

Данные сферы деятельности вызывают наибольший интерес подростка: физическая культура и спорт. Рекомендован выбор будущей профессии в данном русле. В этом случае вероятна высокая результативность деятельности и получение удовлетворения от работы, достижение самореализации личности в профессиональной сфере. Интересы поверхностны и динамичны, методика рекомендует провести опросник через некоторое время (через 1 или 2 года).

Мотивы профессиональной деятельности (Л.А. Головей)

Под мотивом понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. (А.А. Реан). Для изучения мотивов профессиональной деятельности предлагается опросник на выявление ведущих мотивов, опросник состоит из ряда утверждений, которые условно разделены на 4 основные группы мотивов:

• мотивы собственного труда;

• мотивы социальной значимости труда;

• мотивы самоутверждения в труде;

• мотивы профессионального мастерства;

Пройдя опросник мы получили следующие результаты (Приложение 2).

Мотив профессиональной деятельности, связанный непосредственно с самим трудом выражен слабо. Вероятно успешность выполняемой деятельности не зависит от самого выполнения этой деятельности, а подвержено влиянию других факторов (например, личной заинтересованности и социальной значимости).

Мотивация профессиональной деятельности, связанная с социальной значимостью труда, выражена на среднем уровне. Желательно, чтобы польза от выполняемой деятельности по выбранной специальности была видна и понятна подростку.

Мотивация на достижение профессионального мастерства выражена на среднем уровне. Эффективность работы повышается, когда удается достичь высоких результатов и стать лучшим в выбранной сфере.

Методика дифференциально-диагностический опросник (ДДО) разработанный Е.А. Климовым

В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. Пройдя опросник мы получили следующие результаты, которые отражены в (табл. 2, Приложение 3).

Тип направленности

Сумма балов

«Человек – природа»

3

«Человек – техника»

5

«Человек – человек»

2

«Человек – знак»

3

«Человек – художественный образ»

7

Исследование самооценки (Дембо, Рубинштейн)

Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она во многом определяет отношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию. Данная методика основана на непосредственном оценивании школьниками ряда своих качеств:

• здоровье;

• ум, способности;

• характер;

• авторитет у сверстников;

• умение много делать своими руками, умелые руки;

• внешность;

• уверенность в себе.

Пройдя тест, мы получили следующие результаты: самооценка «средняя», что соответствует норме. Такие подростки хорошо знают чего они хотят достичь, не стремятся к большему, а имеют ровно столько, сколько им нужно для комфорта.

Вывод: выполнив четыре диагностики мы можем сказать, что интерес проявляется к искусству, склонность к такому типу профессий как «Человек – художественный образ», рекомендуются все творческие специальности (например: актер, драматург, писатель, композитор, журналист, художник, реставратор), а работа с сфере профессии «Человек – человек» – не желательна, не рекомендуются все профессии связанные с общением, обслуживанием людей (например: адвокат, юрист, менеджер в различных областях и к моему сожалению – Стюардесса).

Заключение

Для того, что бы правильно выбрать профессию, необходимо прочитать литературу о различных учебных заведениях, учесть свои интересы и склонности, пройти диагностики и только потом можно будет определиться с выбором профессии.

Цель моей работы была – ответить на вопрос, а действительно ли мне подойдет выбор профессии «Бортпроводница» в будущем? По результатам диагностик, я могу сделать следующий вывод, что профессия «Бортпроводница» мне не желательна. Но это не окончательный результат, у меня ещё есть в запасе время, потому что я обучаюсь на данный момент в 6 классе, и мой взгляд на выбор профессии может поменяться, хотя я прислушаюсь к результатам методик, так как все наши мысли спрятаны где – то далеко в нашем подсознании, но всё впереди…

Моя гипотеза подтвердилась, чтобы стать хорошим специалистом, нужно выбирать себе профессию по душе и прививать к ней интерес с детства. А знания по выбранной профессии, полученные еще в детстве, обязательно пригодятся тебе в жизни. Выполнение данной исследовательской работы в будущем поможет мне точно определиться с выбором профессии.

Приложение 1

sah-1.tif

Приложение 2

sah-2.tif

Приложение 3

sah-3.tif

Приложение 4

sah-4.tif


Библиографическая ссылка

Сахошко Я.Н. МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ «НЕБЕСНЫЕ АНГЕЛЫ» // Старт в науке. – 2019. – № 4-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1689 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674