Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/7/23/40122.
Изучением насекомых я занимаюсь уже давно. Я собрал большую коллекцию насекомых в акриле, прочитал много книг и журналов о насекомых, всегда просматриваю передачи о насекомых. Я очень люблю наблюдать за насекомыми и собирать их. Собираю я только погибших насекомых, чтобы не причинять вред природе.
Однажды я нашел красивую бабочку желтого цвета. Такую бабочку я раньше никогда не видел. Я начал изучать, что это за бабочка, и выяснил, что это краснокнижная бабочка «Желтушка торфяниковая». Меня заинтересовало, какие ещё насекомые занесены в Красную книгу Томской области – так и возникла идея моей научно-исследовательской работы.
Актуальность моей работы в том, что на данный момент люди активно развивают высокие технологии, но забывают про окружающий их мир. А если нарушить экосистему, человечество может исчезнуть.
На уроках окружающего мира мы изучаем природу в целом, поэтому изучение не всех насекомых, а только тех, которые внесены в Красную книгу Томской области является для меня и моих сверстников новым, в этом и заключается новизна моей работы.
Практическая значимость заключается в том, что в результате изученного материала мы сможем сберечь краснокнижных насекомых, тем самым улучшив экологическую обстановку нашего родного края.
Цель моей работы: изучить краснокнижных насекомых Томской области и приобщить одноклассников к данной теме.
Задачи:
1. Изучить информацию о насекомых, включённых в Красную книгу Томской области, а также более подробно изучить информацию о насекомых в целом.
2. Поделиться полученными знаниями с одноклассниками, приобщить их к данной теме.
3. Провести исследование и оформить собственную коллекцию насекомых.
Для достижения поставленных цели и задач я для себя определил следующие этапы реализации (план действий):
• изучить книги, журналы, телевизионные передачи, информацию в сети Интернет о насекомых, а также о насекомых Томской области и о насекомых, включённых в Красную книгу Томской области;
• посетить Зоологический музей Томского государственного университета;
• посетить выставку в музее г.Северска «Удивительный мир пауков»;
• подготовить первый продукт – буклет о краснокнижных насекомых Томской области;
• выступить с докладом о насекомых на уроке окружающего мира;
• провести на классном часу интерактивную игру (викторину) о насекомых для одноклассников;
• изучить способы хранения насекомых;
• провести исследование;
• подготовить второй продукт – собственную коллекцию насекомых;
• сделать выводы о проделанной работе.
Основная часть
1. Изучение информации о насекомых, включённых в Красную книгу Томской области, а также более подробное изучение информации о насекомых в целом
Информацию для своей работы я собирал не только из общеизвестных источников (книг, журналов, телевизионных передач, сети Интернет). А ещё из увлекательных бесед с учёным энтомологом, профессорами и аспирантами кафедры биологии Томского государственного университета, заводчиком членистоногих. Для этого я посетил Зоологический музей Томского государственного университета и выставку в музее г.Северска «Удивительный мир пауков».
И вот что я узнал. Сегментированные животные с плотным хитиновым покровом, выполняющим функцию наружного скелета, с членистыми конечностями – самая многочисленная по числу видов группа животных – объединяет 2/3 всех типов живых организмов на Земле [9].
К типу членистоногие относятся следующие классы: ракообразные, паукообразные, сороконожки, многоножки, насекомые. К классу насекомые относятся такие отряды, как: жуки, бабочки, стрекозы, перепончатокрылые, двукрылые, прямокрылые и другие.
При изучении данной информации мне удалось развеять главный миф – что пауки это насекомые. На самом деле пауки – это членистоногие, относящиеся к классу паукообразные.
Тело насекомых состоит из трёх отделов – головы, груди и брюшка.
При таком строении все тело насекомого, а также его конечности кажутся покрытыми насечками. Отсюда происходит название: насекомые, или «насеченные».
Насекомые – это живой организм, отличительная черта которого шесть ходильных ног. Насекомые бывают разного размера, обладают разнообразной окраской, у них различный характер питания.
Насекомые – это самый многочисленный класс, включающий более 1 млн. видов. Более 80 процентов всех живых существ на земле составляют насекомые. [10] Они живут везде, даже в Антарктиде, на безжизненных скалах, высоко в горах и глубоко в океанах [2].
Энтомология – наука, изучающая насекомых. Учёных, которые изучают насекомых, называют энтомологами.
В Томской области обитают свыше тысячи видов, относящихся к десяткам отрядов этого гигантского по биоразнообразию класса. Среди животных, обитателей леса и луга, подавляющее большинство составляют насекомые. Они чрезвычайно разнообразны как по видовому составу, так и по внешнему облику и характеру питания. Среди насекомых немалую долю составляют фитофаги – потребители живых растений, многочисленны также хищники, потребители растительного опада и грибов, а также опылители растений. [1, с. 4]
Обычных для нашего региона насекомых, встречающихся ежедневно преимущественно в садах, огородах, приусадебных участках, а также в лесных и луговых экосистемах 90 видов. [1, с. 4]
В Красную книгу Томской области занесены насекомые большая часть которых подходит под это описание:
– виды (подвиды), численность которых еще относительно высока, но сокращается катастрофически быстро, что в недалеком будущем может поставить их под угрозу исчезновения;
– редкие виды (подвиды), которым в настоящее время еще не грозит исчезновение, но встречаются они в таком небольшом количестве или на таких ограниченных территориях, что могут исчезнуть при неблагоприятном изменении среды обитания под воздействием природных или антропогенных факторов.
Насекомых в Красной книге Томской области 26 [4, с.14–15], это:
11 видов бабочек
6 жуков
2 стрекозы; 1 цикада и 1 верблюдка
1 пчела и 4 вида шмелей
Большая часть краснокнижных насекомых обитает в нашей местности (ЗАТО Северск, г.Томск и прилегающие к ним окрестности), поэтому мы, прежде всего, в ответственности за их сохранение.
2. Информирование одноклассников и приобщение их к данной теме
Чтобы поделиться полученными знаниями с одноклассниками на уроке окружающего мира я выступил с докладом «Насекомые и их знакомые».
Я рассказал ребятам обо всех членистоногих (ракообразные, паукообразные, насекомые, сороконожки, многоножки), о насекомых рекордсменах, и конечно же о насекомых занесенных в Красную книгу Томской области.
А на классном часу я провел увлекательную интерактивную игру (викторину) «Насекомые и их знакомые», в которую я включил вопросы по 5 категориям: пауки, скорпионы, многоножки, жуки, бабочки. В каждой категории вопросы были поделены по степени сложности от 10 до 50 баллов.
По итогам интерактивной игры (викторины) я раздал ребятам разработанный мной буклет «Насекомые Красной книги Томской области».
Этот буклет я разработал с целью заинтересовать одноклассников краснокнижными насекомыми Томской области.
Данный буклет стал первым продуктом моей работы.
А разработал я его на основе Красной книги Томской области.
В буклет я включил подробное описание категорий статуса редкости (условные обозначения в Красной книге Томской области), изображения с названиями насекомых, а также описание лимитирующих факторов (факторов влияющих на численность) и мер охраны каждого насекомого.
Мой буклет настолько понравился одноклассникам, что они попросили у меня ещё его электронную версию. Более подробно буклет представлен в приложении 1 к моей научно-исследовательской работе.
3. Проведение исследования
Как я уже писал ранее, по счастливой случайности в моей коллекции оказалась краснокнижная бабочка «Желтушка торфяниковая». И чтобы было удобно её хранить и изучать, мне очень захотелось красиво оформить свою собственную коллекцию.
Поэтому целью моего исследования стало определение наилучшего способа хранения насекомых.
Я для себя определил следующие задачи исследования (основные этапы исследования):
• собрать информацию об имеющихся способах хранения насекомых;
• провести эксперимент;
• наблюдение за экспериментальными образцами;
• анализ полученных результатов;
• формирование вывода по результатам исследования.
1) Сбор информации об имеющихся способах хранения насекомых.
В музеях и профессиональных коллекциях насекомых насаживают на иглу и хранят их под стеклом. Но мне показалось это не очень гуманным, да и само насекомое нельзя разглядеть со всех сторон. Многие наклеивают насекомых на основу и вставляют их в раму (в целях украшения дома), но при таком способе хранения отсутствует возможность разглядеть брюшко насекомого. А еще на производстве насекомых заливают в акрил. Получаются удобные для хранения бруски, и насекомое можно разглядеть со всех сторон. Такая покупная коллекция у меня уже есть. Но только акрил в магазинах не продают.
Поэтому передо мной встала проблема исследования: чем лучше всего залить насекомых, чтобы хранить и исследовать их.
Так как мы недавно дома делали ремонт, я выдвинул гипотезу – что насекомых лучше всего заливать эпоксидным клеем.
Объектом моего исследования стали характеристики клея.
А предметом исследования – клей.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ полученных результатов.
Практическая значимость – я думаю, результаты данного исследования будут полезны не только мне при оформлении своей коллекции насекомых, но и всем ребятам, желающим сделать свои различные коллекции (растений, цветов, ракушек и т.д.).
2) Проведение эксперимента.
Свой эксперимент я проводил в несколько этапов:
• На 1 этапе (подготовительном) мы с мамой купили в магазине 10 видов различного прозрачного клея: каучук, жидкие гвозди, эпоксидный, акрил, кристалл, гель момент, мастер клей, титан, герметик, клеевой пистолет.
Я подготовил: 10 одинаковых по форме и размеру сухих мух, основу для расположения образцов клея, шаблон с нарисованными одинаковыми кругами (чтобы размеры налитого клея были одинаковые).
• 2 этап – на подготовленную основу я налил образцы 10 видов заготовленного клея. Чтобы соблюдать условия эксперимента, образцы я наливал по шаблону с нарисованными одинаковыми кругами. Таким образом, размеры налитого клея получились одинаковые.
• На 3 этапе – на высохшие круги клея я разложил сухих мух, затем залил их еще одним слоем клея и оставил их сохнуть при комнатной температуре. Таким образом, у меня получились одинаковые образцы различных видов клея для исследования.
3) Наблюдение за экспериментальными образцами.
Я наблюдал за тем, как клей засыхает, становится прозрачнее, как появляются пузырьки воздуха.
4) Анализ полученных результатов.
Когда все образцы высохли, я оценил образцы 10 видов клея по следующим характеристикам (параметрам): время полного высыхания; прозрачность; наличие пузырьков воздуха; растекаемость; прочность; стоимость 10 грамм клея.
Полученные результаты я записал в таблицу, а затем перевел их в баллы.
В баллы я переводил по следующей разработанной мной шкале:
• время полного высыхания: от 1 минуты до 1 часа – 3 балла; от 2 часов до 10 часов – 2 балла; от 11 часов до 72 часов – 3 балла;
• прозрачность: высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1 балл;
• наличие пузырьков воздуха: нет–3балла; мало – 2 балла; много – 1 балл;
• растекаемость: высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1 балл;
• прочность: высокая – 3 балла; средняя – 2 балла; низкая – 1 балл;
• стоимость 10 грамм клея: от 1 до 10 рублей – 3 балла; от 11 до 20 рублей – 2 балла; от 21 до 30 рублей – 1 балл.
После этого я сложил баллы по каждому виду клея по всем параметрам. При соблюдении одинаковых условий, получились следующие результаты: каучук – 9 баллов, жидкие гвозди – 10 баллов, эпоксидный – 17 баллов, акрил – 11 баллов, кристалл – 13 баллов, гель момент – 13 баллов, мастер клей – 12 баллов, титан – 12 баллов, герметик – 13 баллов, клеевой пистолет – 15 баллов.
После этого я распределил виды клея по местам: I место – эпоксидный клей; II место – клеевой пистолет; III место – кристалл, гель момент, герметик; IV место – мастер клей, титан; V место – акрил; VI место – жидкие гвозди; VII место – каучук.
Более подробно результаты исследования представлены в таблице (приложение 2 к научно-исследовательской работе).
5) Формирование вывода по результатам исследования.
Вывод: выдвинутая мной гипотеза подтвердилась, насекомых лучше всего заливать в эпоксидный клей, так как при проведении эксперимента он занял I место.
Я достиг цели своего исследования: определил, что наилучший способ хранения насекомых – заливать их в эпоксидный клей.
При проведении исследования я научился: выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и реализовывать его.
Проведенное исследование помогло мне перейти к следующей задаче моего проекта, а именно к оформлению собственной коллекции насекомых.
4. Оформление собственной коллекции насекомых
Различных насекомых я собираю уже давно. И так как я против того, чтобы губить природу, я собираю только погибших насекомых. Изучая информацию про насекомых, я узнал, что краснокнижных нельзя ловить, их нужно беречь и охранять!
И так как у меня оказалась краснокнижная бабочка «Желтушка торфяниковая», которую я собираюсь изучать дальше, а для этого мне нужно её хранить так, чтобы не сломать, мне захотелось красиво оформить свою собственную коллекцию насекомых.
Собственная коллекция насекомых является вторым продуктом моего проекта. Цель создания продукта – хранение для дальнейшего изучения своих собственных экспонатов насекомых.
Оформлял я коллекцию в 5 этапов:
На 1 этапе (подготовительном) мы с мамой закупили эпоксидный клей. Причём для краснокнижной бабочки мы купили прозрачный эпоксидный клей, чтобы можно было рассматривать её досконально, даже под микроскопом. А для остальной коллекции насекомых мы купили строительный эпоксидный клей, чтобы было ощущение, что они застыли в янтаре.
Далее «на водяной бане» (над банкой с горячей водой) я распарил жука и мотылька, а затем расправил им крылышки. Данному способу меня научил учёный энтомолог Томского государственного университета.
После этого я разложил всех имеющиеся у меня насекомых и определил, как я распределю их по имеющимся пластиковым контейнерам.
После того, как всё было готово, я приступил к заливанию насекомых эпоксидным клеем.
На 2 этапе я развел эпоксидный клей (смешал две его составляющие: смолу и загуститель), налил в заготовленные пластиковые контейнеры первый слой клея. И оставил его застывать.
На 3 этапе я выложил имеющихся насекомых на застывший стой клея и заливал их вторым слоем эпоксидного клея. Так как данный клей сохнет очень быстро, для каждого этапа заливки я разводил новую порцию клея.
Когда второй слой высох, я приступил к 4 этапу реализации своего проектного продукта. Я залил насекомых третьем слоем клея, так чтобы клей скрыл их полностью. Таким образом, насекомых я заливал эпоксидным клеем в 3 этапа.
На 5 этапе подготовки проектного продукта, когда клей высох полностью, я вынул брусочки с насекомыми из пластиковых контейнеров.
Вот такая замечательная коллекция у меня получилась! Само собой, главную роль в моей коллекции занимает краснокнижная бабочка.
Второй продукт моей работы готов – теперь у меня есть образцы насекомых, которых легко хранить и очень удобно изучать.
Я уже показал свою коллекцию своим друзьям и одноклассникам. Им очень понравилось то, что у меня получилось. Так что, я продолжаю приобщать сверстников к изучению краснокнижных насекомых Томской области, к сохранению их численности.
Заключение
В ходе реализации своей научно-исследовательской работы я выполнил все поставленные мной в начале работы задачи:
• изучил информацию о насекомых, включённых в Красную книгу Томской области, а также более подробно изучил информацию о насекомых в целом;
• поделился полученными знаниями с одноклассниками, приобщил их к данной теме.
• провёл исследование и оформил собственную коллекцию насекомых.
Вывод – считаю, что цель моей научно-исследовательской работы достигнута, я изучил краснокнижных насекомых Томской области и приобщил одноклассников к данной теме.
А в ходе реализации работы я получил два продукта:
• буклет о краснокнижных насекомых Томской области;
• собственную оформленную коллекцию насекомых.
Я узнал много нового и интересного о краснокнижных насекомых Томской области и собираюсь дальше продолжать их изучение, способы сохранения их численности. Ведь мы должны беречь это маленькое чудо. Наша задача – сохранить то, что создала природа!
Библиографическая ссылка
Котлевский Д.О. КРАСНОКНИЖНЫЕ НАСЕКОМЫЕ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Старт в науке. – 2019. – № 4-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1663 (дата обращения: 03.12.2024).