Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЯЗЫЧЕСТВО В ФОЛЬКЛОРЕ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Романчак И.М. 1
1 МАОУ «УТЛ им. Г.В. Рассохина»
Шаламова Н.Г. (, )
1. Афанасьев А.Н.. Поэтические воззрения славян на природу, т.2, 1995.
2. Голан А. Миф и символ.
3. Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции.
4. Налимов В. Загробный мир по верованиям зырян, 1907.
5. Преподобный Епифан Премудрый. Слово о житии святого Стефана, бывшего епископом в Перми.
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М., 1983.
7. Рыбаков Б. Язычество древних славян.
8. Сидоров А. Знахарство, колдовство и порча у народа коми.
9. Берёза у славян // Славянский сайт. – 15 июля 2016.
10. Грищенко В.В. Славянское язычество и мифология.

«Порой мы, сами того не замечая, доказываем, что мы находимся под влиянием языческих многовековых верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печём блины на Масленицу, гадаем на святки, хотя при этом считаем себя атеистами или верующими христианами и ходим в церковь, читаем молитвы». Мифы о язычестве.

В сказках я нашёл много описания того, что было в нашей истории на самом деле: обряды, традиции, описаны праздники, показана вера народа в какие – то предметы, явления и поклонение им.

По результатам анкетирования – большинство опрошенных респондентов, отметили языческие традиции именно в сказках. я решил проанализировать коми и русские сказки, художественную литературу и рассмотреть вопрос: «Присутствует ли язычество в современном мире?»

К одной из самых старых сказок славян можно отнести сказку «Курочка Ряба». Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», «в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции».

Когда возникла первая коми сказка? Мне не удалось найти ответ. Со второй половины 19 века на землю коми народа стали приходить экспедиции и появились первые записи фольклора. А вот первое упоминание о Зарни Ань – Золотой бабе, есть уже в 1023 году в скандинавской саге, то есть ещё в 11 веке.

Коми литература как письменное художественное творчество на коми языке возникла в первой половине 19 века: И.А. Куратов, 19–20 век – Г.С. Лыткин, К.Ф. Жаков, М.Н. Лебедев. Политические репрессии 30-х годов прервали развитие коми литературы. Все ведущие писатели были арестованы и признаны «врагами народа». В Великую Отечественную войну на фронт ушли почти все писатели – будущее коми литературы, большинство из них погибло. В послевоенный период коми литература трудно и медленно восстанавливалась. Тем благодатнее почва для исследования коми литературы, в том числе – и на предмет присутствия в ней отголосков язычества.

Целью моей работы стало разобраться, какой отпечаток наложило язычество на устное народное творчество, а в частности, сказки, а также на современную культуру.

Задачи:

1. Проанализировать теоретическую литературу по данному вопросу.

2. Провести опрос среди учащихся.

3. Проанализировать русские и коми сказки.

4. Проанализировать языческие обычаи в современной литературе.

5. Сравнить результаты анализа коми сказок и русских сказок.

6. Составить картотеку языческих богов коми и славян.

Объект: русские и коми народные сказки, современная коми и русская литература.

Предмет: языческие обряды и герои в сказках и современной культуре.

Актуальность моей работы в том, что исследование определяется новым подходом к толкованию народных сказок, их героев образов и символов. В современном мире происходит возрождение язычества в пределах России.

Гипотеза. Языческие обряды в сказках – это жизнь наших предков. Вся жизнь наших предков описана в сказках, а в последнее время языческие традиции нашли отражение и в литературе, в связи с повышенным интересом к ним в жизни современных людей.

Основная часть

Язычество у славян и коми народа

Язычество (от церк-славян. языцы – народы), обозначение нехристианских, в широком смысле – политеистических религий, было вытеснено официальной религией в область народной культуры.

Древние славяне и коми обожествляли природу, они жили в природе, и поэтому земля, вода, огонь и ветер – это силы, которым поклонялся народ. Люди зависели от урожая, улова или охоты. Признак язычества в коми и русских народных сказках – фетишизм – религиозное поклонение материальным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, волшебный клубочек).

Я «собрал» пантеон языческих богов славян и коми народа. (см. Приложение 1)

Представление о главных языческих богах даёт нам так называемый «Владимирский пантеон», составленный в 980 году. О язычестве коми мы узнаём из мифологии -комплекса мифологических представлений зырян, пермяков, язьвинцев).

В древнейшем источнике «Житие Стефана Пермского» 15 век, мы находим повествование о многобожии у коми (боги воды, воздуха, охоты, многочисленные божества леса), о поклонении животным, деревьям. «Прокудливая берёза», из которой изгнал бесов Стефан Пермский, и берёзу как мировое дерево в других финно-угорских традициях;

Чудь – мифический народ: персонажи мифического времени, предки-язычники, жившие в незапамятные времена Золотого века. «…дохристианское население Приуралья, предки современных финно-язычных народов, имевших своё, отличное от христианского мировоззрение, оно получило отражение в пермском зверином стиле» (Л.С. Грибова). Коми художник А.В. Мошев в своих работах отражал легенды о языческих предках коми-зырян и коми-пермяков. В предметах пермского звериного стиля образ птицы – созидательницы мира, олицетворявшей собой солнце и, возможно, небо, совмещает в себе и образ прародительницы рода (см. Приложение 6).

У коми народа были два самых главных бога верхнего и нижнего мира: Ен и Омэль – два брата. [6] У славян Род, от него пошла жизнь на Земле и Чернобог – бог смерти.

Прослеживаются ли в сказках языческие корни народа? Их верования в богов? Можно ли по литературным произведениям проследить ход времени, событий? Думаю, что да. Ведь каждый шаг человечества связан непосредственно с народом. Он, создавая сказки, заклички, прибаутки, отражал в них свою жизнь.

Сейчас я бы хотел просмотреть на произведениях коми и русского народов: какой отпечаток наложило язычество на устное народное творчество, литературу.

Результаты анкетирования

Перед началом проведения исследования текстов сказок и художественных произведений мною было проведено анкетирование среди учащихся:

1. Что такое язычество? 98 чел. (77 %) ответили, что знают, 30 чел. (23 %). Были даны ответы: язычество – это «религия, традиции, вера в нескольких богов, термин в христианстве, обряды, песни, наука, поклонение силам». (см. Приложение 1. Диаграмма 1 «Что такое язычество?»)

2. Какие языческие обычаи и традиции знаете? Ответы разделились ровно пополам – по 50 %. (см. Приложение 1. Диаграмма 2. «Какие языческие обычаи и традиции знаете?» «Какие языческие традиции?» «Поклонение богам, жертвоприношения; танцы, песни, обряды; идолы; праздники; шаманство; знахарство». Были и такие ответы: «не вижу в этом смысла». (см. Приложение 1. Диаграмма 3. «Какие именно традиции и обряды знают»).

3. Встречали ли Вы язычество в художественных произведениях?

Если да, то пример: современная русская и коми литература, сказки русские и коми народные. встречали в произведениях- 93 чел. (73 %), а не встречали – 35 чел. (27 %). (см. Приложение 1. Диаграмма 4. «Встречали ли Вы язычество в художественных произведениях?»)

Есть ли язычество в современном мире? Было опрошено 128 человек: 3 – 5 кл, 8 кл, 10 кл, взрослые.

Далее предлагалось привести примеры художественных произведений, где встречается языческий обряд.

– Современная русская литература. – 25 чел. – 19 % – Современная коми литература. – 11 чел. – 8 % – Народные сказки коми народа. – 82 чел. – 51 %

– Русские народные сказки. – 43 чел. – 27 % (см. Приложение 1. Диаграмма 5. «Художественные произведения»).

Ученики 3–5 классов и взрослые отвечали на все вопросы более подробно, отметили много сказок (больше коми, в 2 раза) и современную литературу. (см. Приложение 1. Диаграмма 6. Что такое язычество и в чём оно проявляется (сравнение по возрастам)).

Исходя из проведённого опроса по нескольким показателям, я сделал следующие выводы:

1. Учащиеся 3–5 классов читают много сказок, а взрослые их знают и помнят, учащиеся же среднего звена не обращают внимания на детали при чтении произведений или же не читают их вовсе, возможно, они не связывают события сказки или какого – либо произведения с языческими обрядами, традициями и культом жизни.

2. В коми сказках, быть может, ярче показаны обряды или какие-то действия, нежели в русских народных.

Языческие обряды и традиции в коми сказках отметили – 52 чел. – 41 %, в русских – 31 чел. – 24 %, в современной литературе – 7 чел. – 5 %.

Написали, что не встречали в сказках и произведениях язычество – 38 чел. – 30 %. (см. Приложение 1. Диаграмма 7. «Произведения с языческими обрядами или традициями»).

Языческие «корни» героев сказок

Сказка – один из жанров фольклора или литературы. »Во всякой сказке есть элементы действительности…» [2].

Сказочный смысл всегда требует иносказательного языка, тайны. Сакральные древние знания передавались особым языком, где каждое слово важно, иначе мудрость потеряется.

Важнейший вклад в изучение сказок внёс учёный В.Я. Пропп, который считал, что современные сказки восходят к сакральным преданиям, передаваемым во время обрядов инициации. По его мнению «сюжеты сказок, восходят к глубокой древности – дописьменной эпохе». (Таблица составлена по информации из трудов Проппа В.Я.).

Ситуация

Описание ситуации

Пример

Путешествие главного героя

Очень часто главного героя в сказках отправляют путешествовать. Происходит это обычно пешком. Нужно пройти испытания. Для путешествия часто снабжался сапогами, палицей, хлебом – это то, что клали мёртвому в могилу.

Коми сказка «Иван, сын охотника»

Русские народные «Иван царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка»

Вокруг героя была природа

В язычестве она была божественной, одушевленной. Чаще всего объекты природы помогают герою, подсказывают путь, умеют разговаривать.

Коми сказка «Иван, сын охотника»

Русские народные «Иван царевич и Серый волк», «Царевна-лягушка»

Взросление героя

Мужчины в сказках борются с кем-то, предстают мужественными и сильными, храбрыми и честными, доказывают всегда быть первыми. Женщины – кроткие, скромные, преданные, хитрые, умные, покорные, умелые, красивые.

Коми: «Пера-богатырь»

Русские: Иван-царевич в сказках

Причинение вреда здоровью

Главного героя пытались съесть, сварить, утопить, убить, нанести увечия, но в итоге герой возрождался и становился лучше, мудрее, сильнее. Обряд инициации. У язычников: пройти ряд испытаний.

Коми сказка: «Ёма», «Безручка», «Два брата», «Седун».

Русские сказки: сказки, где присутствует Баба Яга, «Иван царевич и Серый волк»

Особые герои

Не люди – существа. Например, в русских сказках это Кощей Бессмертный, Водяной, Леший, Баба Яга. В коми сказках – Ёма, Омэль, Гундыр, Войпель. Люди верили в них, поклонялись им, пытались задобрить. Они присутствовали в сказках и были неотъемлемой частью. Например, Баба-Яга. Она могла помогать главному герою или, напротив, вредить ему. А вот у коми народа – Ёма, всегда вредила, была злой.

Коми: «Ёма и две сестры», «Чукля»

Русские: «Кощей Бессмертный»

Магия и предметы волшебства

Подобное явление – это не что иное, как вера наших языческих предков в нечто магическое, сверхъестественное.

Коми: барашек с золотой шерстью, говорящая кобыла,

Русские: наливное яблочко и блюдечко, ковёр-самолёт.

«Хороший» конец сказки

Сказки у язычников чаще всего заканчиваются положительно, но герою нужно пройти ряд испытаний, чтобы свершилась его мечта. Добро побеждает зло. В язычестве ценилось добро, милосердие, сострадание, умение помочь и поддержать другого человека. Большинство сказок построены на обрядах инициации.

Коми «Безручка», «Два брата»

Русские «Гуси-лебеди», «Иван царевич и Серый волк», «Царевнв – лягушка».

Сюжет сказок русского народа и народа коми имеет общее – в них особое единение человека и природы, окружающего мира.

Заточение в башне, лишение свободы, передвижения, ограничение пространства.

Очень часто главного героя или возлюбленную ограничивали в свободе. Надо было выбраться самому или должны были освободить.

Обряд инициации, быть лишённым передвижения, чтобы выйти другим (новым, переродившимся) человеком.

«Седун», «Гундыр»

«Царевна лягушка»

Язычество в коми сказках

Сказка, сказ, а у народа коми сказания – одно из древнейших проявлений богатой культуры народа, его фольклора, верований и традиций.

rom-2.tif

Сказка «Прокудливая берёза» [3]. (см. Приложение 2.1)

«Главные жрецы сидели в наглухо закрытой избе и слушали сообщение молодого стража о пришедших в здешние места монахах из Руси. Идет к нам Стефан со спутниками». В 1379 году пришёл Стефан Пермский на коми землю, принёс веру Христа единого Бога. Он рассказывал коми народу о христианстве, а жрецы как носители языческой веры сопротивлялись. Мы видим противостояние зла и добра, а также и то, как трудно принимал народ коми единого Бога. Стефан Пермский понимал, что только на родном языке коми народа сможет донести до них свою истину. Была создана азбука, но долго не просуществовала.

В сказке описан верховный жрец Пам, который призывал народ не верить Стефану, придумывал разные испытания: так, предложил пройти сквозь огонь и доказать на деле существование прославляемого им Бога. Стефан согласился и заслужил у народа уважение. Пам отказался.

rom-1.tif

Ярко описана берёза, ставшая местом проведения ритуалов. «А гордячка Асныр …все рассчитывает, что поможет ей священная береза. Каждую весну ездит она на Вымь, просит жрецов сока березового». «Береза нынче не такая, как всегда. Все вокруг деревья оделись в яркую зелень, а у этой почки только начали распускаться, да, вроде, и застыли на этом. И стоит береза всеобщим страшилищем. На ее вершине каркает старый ворон».

rom-3.tif

Береза наиболее почитаемое дерево, в народной традиции выступает как «счастливое» дерево, оберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших».[4] Поверья о полезных и вредоносных свойствах этого дерева сосуществовали рядом. «На Русском Севере место, где когда-то росли березы, признавалось несчастливым, на нем не ставили новый дом. В районе Сольвычегодска избегали пользоваться березовыми дровами и не жгли бересту, считая, что от этого заводятся клопы».[4] В древности народ коми верил, что бывают «прокудливые» – злые, необузданные, вредоносные березы, считали несчастливыми в постройках те деревья, которые завились слоями против солнца.

Образ берёзы – матери и расцвета, появление жизни и счастья, переплетается с колдовством, разрушением жизней, несчастьем и болезнями. Стефан, не обращая на её мольбы, рубит её, а вместе с ней и всю нечисть, которая жила в ней. В сказке описано чтение молитвы Стефаном, изгнание нечисти.

Еще одна реликвия, посох Стефана – символ епископской власти, «хранится в Пермском краевом музее. По преданию, сам Стефан ходил с обычной палкой из лиственницы, а уже его последователи в 15 веке украсили посох резными цилиндрическими коленами [5].

rom-4.tif

Главная героиня Асныр очень верит в чудесный сок берёзы. Она настоящая язычница. Девушка хитрая, расчетливая, добрая, но жестокая, холодная, всеми силами добивается решения своей проблемы. Её жизненные силы забирает жаба – Шева. Асныр готова до конца защищать березу, с которой связана, по ее мнению, последняя надежда. Конечно, только в сказке произошло это так быстро. Но есть записи о том, что не все хотели верить Стефану: «Чтобы не допустить к своему жилью крестителя Стефана Пермского с его войском, чудь перегораживает реку Вишеру камнями и выставляет форпост…» [7].

Кузь, похож на Перу – представитель зырянского народа. Он добродушен, незлобен, уступчив, умеет любить и прощать, готов прийти на помощь. Кузь – язычник, но не настолько как Асныр.

Выводы:

1. Чётко отслеживаются языческие традиции, но Стефану удалось их разрушить: Божьим словом, молитвой, своим убеждением и силой духа.

2. В произведении есть герои, соблюдающие языческие традиции. Мы видим Асныр – истинная язычница, которой нужно исполнить своё желание. Её муж Кузь, тоже язычник, который любит свою жену и пойдёт на всё ради её счастья. Колдун Пам.

3. Прослеживается языческая традиция, чтобы достичь своего счастья, нужно пройти испытания колдовством (каждый год приходила за соком прокудливой берёзы).

4. Языческие обряды и традиции здесь уже переплетаются с христианскими верованиями.

Сказка «Чукля»

Охотник встречается с Вöрсой и с помощью старичка обманывает его. Коми охотники почитали природу. Прежде чем зайти в лес, они клали кусочек хлеба или сало на пенёк, крепили к ветке дерева. Это мы видим в произведении. Многие охотники делают это до сих пор (передавалось поколениями), чтобы задобрить лешего или его собаку.

«В обходе своих лесных угодий Вöрса обычно сопровождала его собака, отличающаяся от обычной тем, что от ее лая не было эха. Если охотник, встретив во время промысла собаку Вöрса, скармливал ей кусок хлеба, она становилась его собственностью. Считалось, что такие собаки очень добычливые» [9].

«Лесной дух-хозяин – строгий, но справедливый и не кровожадный лесной владыка. Он нейтрален к досконально соблюдающим все нормы и правила поведения в лесу» [9].

Вывод. Юноша – охотник, который чтит традиции своих предков.

Присутствует коми божество Вöрса, Чукля – леший. Он старается извести охотника. Но некий добрый старичок, помогает охотнику за его доброту. (Я предположил – это Араль. За добро и леший платил добром, но здесь он сам против себя не мог дать подсказку).

Чётко показаны уважение леса, традиции охотника коми народа, языческие приметы.

Сказки «Гундыр», «Ёма и две сестры», «Безручка». В этих сказках прослеживается обряд инициации, то есть, в одной сказке юноша, а в других девушка должны пройти некие препятствия, испытания, чтобы стать женщиной и мужчиной. Гундыр – традиционный образ сказочного чудовищного великана с тремя, шестью, девятью, двенадцатью, двадцати четырьмя головами. В фольклоре коми зырян Гундыр чаще всего имеет человеческий облик, ездит на коне, живёт в доме, во дворце, выполняет хозяйственную работу. Вероятно, под влиянием русского фольклора с 40 х гг. ХХ в. иногда начинает представляться гигантским змеем, драконом.. Йома (также Ёма, Юма) – злая лесная ведьма в фольклоре коми.

Выводы:

1. Юноша едет за невестой похищенной неким существом – змеем. Языческий обряд – происходит взросление героя.

2. В сказке встречаются языческие существа Гунлыр и Ёма.

3. По языческим традициям, чтобы попасть домой, нужно пройти ряд испытаний: прорубить лес, сразиться с Ёмой и Гундыром, происходит отрезание ног главному герою братьями, как испытание, обряд инициации.

Безручка

1. Девушка проходит ряд испытаний: языческий обряд изгнания из дома – взросление, нахождение своего счастья. Воспринимает спокойно, как должное.

2. Нет существ, встречается зло от людей (от родных: брата и его жены).

3. Отрезание рук братом, обряд язычества – нанесение увечий, затем удаление из дома мужа – изгнание (обряд инициации). Скитание, участие в войне, и как результат – счастье в своей семье.

Ёма и две сестры

1. Девушка – падчерица исправляет свои ошибки (утонула пряжа). Обряд инициации: взросление.

2. Даётся совет, выполняя который девушка обретает счастье. Традиция уважения старших и более мудрых.

3. Исполнение ряда поручений, ведёт к оплате. Обряд прохождения испытаний, с которыми каждый справляется по – своему. Взросление.

Вывод: При анализе 5 сказок я отобрал критерии для дальнейшего сравнительного анализа коми и русских сказок, сказок и современной литературы, взяв за основу вопрос: на каком уровне проявляется язычество в них:

а) герои, пришедшие из язычества, их количество

б) языческие боги, их количество

в) языческие традиции, их количество

В итоге, в 5–ти коми сказках были отмечены:

7 героев сказок, причем это обычные люди : девушки, парни, охотник

7 существ, божеств и святой – из 5 сказок, святой Стефан.

17 традици язычества, обрядов инициации – из 5 сказок.

Мы видим, что в этих коми сказках показано много традиций, примет и обрядов коми народа. Герои – обычные жители. (см. Приложение 1. Диаграмма 8. «Сказки народа коми»).

Язычество в русских сказках

Все мы знаем русскую народную сказку «Гуси-лебеди», в которой сестре было велено присмотреть за маленьким братцем. Девочка ослушалась совета взрослых, после чего ей самой пришлось всё исправлять. Здесь мы видим обряд инициации, который описывал В.Я. Пропп.

Уход маленького братца – становление его более взрослым и прохождение через ряд испытаний, а также сестра, которая идёт искать братца и выполняет советы печки, яблони и речки. Это тоже испытания для девушки.

rom-5.tif

Ей предстоит пройти испытания у Бабы Яги. По высказываниям В.Я. Проппа «Этот образ связан с функцией жрицы, проводящей подростков через обряд инициации», то есть подросток встаёт на более высокую ступень своего развития.

Гуси-лебеди – это могут быть мифологические птицы славян. Помогают тому, кто делает благое дело и тому, кто их хорошо об этом попросит. Иногда служат Бабе Яге, потому что она знает их язык и умеет с ними общаться [8].

rom-8.tif

Печка у многих народов – это символ мудрости, тепла, счастья и добра. В печи не только готовили еду, но и «перепекали» детей, когда они болели. Вообще, больного очень часто клали на печь, чтобы выздоровел. Баба Яга на лопате засовывала в печь, чтобы из ребёнка стал подросток или взрослый человек. Обрёл силу, разум. Прохождение обряда инициации.

rom-6.tif

Яблоня – это свадебное дерево. Его плоды широко использовались в восточнославянских обрядах, направленных на воспроизводство жизни и ее умножение, яблоко наделялось магической силой.

rom-7.tif

Речка. В славянской мифологической истории Смородина – река, (Смородина от запаха – сморда, смердит) между миром мертвых и живых, как бы преграда, которую проходит душа человека по длинной дороге, ведущей в иной мир.

Вся сказка построена на жизненных обрядах языческих славян. На их обычаях и верой в то, что Боги природы, высшие существа их защитят, а люди обретут мир, покой, лучшую жизнь. В данной сказке – это взросление сестры и братца, уход от детства и безрассудства. Языческие обряды и традиции здесь уже переплетаются с христианскими верованиями – роль Яблоньки. Яблонька просила собрать с неё яблочки, скорее всего это Яблоневый спас по христианским праздникам. Сбор урожая яблок – август месяц. Скорее всего, после 10 века, так как в 988 году было Крещение Руси.

Выводы:

1. В произведении девочка должна спасти братца, которого унесли птицы Бабы Яги, так как она не досмотрела.

2. Мы видим языческое существо – Бабу Ягу, а так же присутствуют гуси – лебеди (мифологические птицы славян).

3. Что бы стать взрослее (девушкой), нужно пройти испытания. Описываются языческие предметы, которые славяне наделяли некими силами. В данной сказке – это взросление сестры и братца, уход от детства и безрассудства.

Сказка «Царевна – лягушка»

Представлено перерождение невзрачной девушки в прекрасную женщину и прохождение пути испытаний молодого парня, чтобы стать достойным мужчиной.

Лягушка – водный мир – струями дождя, реками и быстрыми ручьями, с сумрачными, покрытыми ряской болотами. Лягушек считали гадами, нечистыми животными, живущие на грани Среднего и Нижнего миров, стражи и проводники. Лягушка плодовита, мудра, хитра и коварна. Она уничтожает врагов человека вампиров – кровососов. Знак высочайшего уважения наших предков к лягушкам.

rom-9.tif

Академик Б.А. Рыбаков, исследовавший русское прикладное искусство 10–13 веков, выделяет символику браслетов. Танец Царевны-Лягушки, после которого появилась вода и расцвели сады – описание плясок древнерусских женщин в одежде с распущенными рукавами, которыми они размахивали, подражая крыльям русалок».

Баба Яга в сказке показана доброй: накормила, напоила, в бане выпарила и путь указала.

Кощей Бессмертный. Его представление связано со смертью, разрушением. В язычестве – Чернобог.

В сказке присутствует медведь. Самый почитаемый славянский зверь. По поверью медведь был воплощением бога Велеса, образ которого сохранился со времен каменного века. Угрожающая стойка и воздетые к небу лапы медведя – люди взяли в свои танцы и обряды. Настоящее его имя – бер. Берлога считалась одним из проходов в Подземный мир, а ее хозяин – сторожем Навьего царства. Зайца славяне любили. Символ молодой, ярой силы, мощь нарождающейся жизни. Заяц труслив, проворен, ловок и быстр, чрезвычайно плодовит. Был посвящён Яриле – весеннему богу солнца и продолжения рода. Хитростью спасает себе жизнь, противостоя грозной, но не очень разумной силе прочих животных. Заяц бьётся до конца, отбиваясь от врага мощными задними лапами.

Рыба – опора Земли. Щука – наиболее популярна как в мифах восточных славян, так и в народных русских сказках. Транспортное средство Водяному служит щука (или сом) и сам он имеет вид старика с рыбьим хвостом. Зимой он спит, в жертву ему в полночь приносили коня. По первой, пойманной по весне щуке, предсказывали будущий урожай: если икра в щуке была толще к голове – ожидали хороший урожай от ранних посевов, если – к хвосту, то от поздних посевов, а ровная икра – ровный урожай. От повальных болезней привешивали к воротам хребтовые кости щуки, а щучьи зубы носили при себе, чтобы летом не укусила змея. Увидеть рыбаку щуку, плывущей хвостом перед ним – не проживет более 3-х лет. Временами щука приобретала вселенские размеры, уподобляясь небу: гигантская щука тянется через все широкое море мостом и проглатывает корабли с товарами. Стальная чешуя рыбы прямо указывает на твёрдый небесный свод. Если пролить воду, через щучью пасть, волчью гортань или змеиную голову – целебные свойства.

Выводы:

1. По своей глупости юноша теряет свою невесту. Она заколдована в лягушку – тотемное животное славян. И только пройдя обряд, можно найти её.

2. Присутствуют существа тёмных сил Баба Яга, Кощей Бессмертный – языческий бог славян Чернобог. Тотемные животные: Медведь – самый почитаемый славянский зверь, был воплощением бога Велеса, также очень древнего бога, образ которого сохранился со времен каменного века. Заяц – молодая, яркая сила, мощь нарождающаяся жизнь, животное Ярилы. Утка – сотворение мира, щука – транспортное средство мифическому Водяному, рыба – опора Земли.

3. Только пройдя испытания можно найти невесту и освободить её. Обязательно нужно убить Кощея, чтобы стать старше, мужчиной. Обряд инициации.

Иван царевич и Серый волк

Не случайно выбрано это животное. Волк символизирует жестокость и коварство, честолюбие и одиночество, но и самостоятельность, хитрость, справедливость, победу. Славяне его боялись и уважали.

rom-10.tif

Для древних славян волк чаще приносил пользу, чем вред. Охотился на зайцев – ассоциация волка с плодородием; на больных животных – очищает лес от грязи.

Славянский символ Волка всегда был сопряжен с подземным миром. Волк – это своеобразный проводник душ. С волком у древних славян ассоциировался холостяк. Чуть позже, волк стал отождествляться с женихом, который крадет невесту. В славянском язычестве символ Волка был одновременно и символом бога Семаргла (есть специальная руна).. А в Сварожьем Круге есть чертог Волка, с покровителем – богом Велесом.

Считаю, что неспроста именно волк стал помощником Ивана, прошёл с ним трудный путь и помог выполнить сложные задания.

Кроме волка присутствует Жар-птица, яблоки, конь, Елена Прекрасная. Есть условия: «Жар-птицу возьми, а клетку не трогай; коня возьми – узды не трогай». Отца, звали Выславом (от общеслав. «выше», «высший» + «слава»), в другой версии Берендеем (по народу берендеи, как в сказке Островского «Снегурочка»).

При прочтении этой сказки (ещё «Конёк-горбунок» П. Ершова) у меня возник вопрос: «Почему отец не награждает младшего сына за то, что он нашёл вора, а старших сыновей не наказывает». Наоборот, посылает неизвестно куда, выгоняет из дома. Может это связано как раз с проверкой и становлением мужчины? Старшие уже это прошли, а младшему только предстоит?

Выводы:

1. Три брата – юноши в поиске Жар птицы. Всё честно преодолеть сможет один – нелюбимый младший сын. Старшим всё сходит с рук, даже когда их обман раскрывается. Младший ещё не стал мужчиной, в отличии от старших братьев, поэтому он всё должен преодолеть.

2. Присутствуют жар-птица – чудесная птица славян, тотемное животное язычества Серый волк.

3. Иван-царевич проходит обряд инициации, после чего становится мужчиной. Ему помогает Волк. Убийство Ивана братьями и его оживление – новая жизнь (обряд инициации).

Курочка Ряба

«Курочка Ряба» – самая первая детская сказка, которую читают родители. Выше, в своей работе, я уже упоминал об этой сказке (с. 3). Многие исследователи фольклора связывают эту сказку с мирозданием, есть и другие теории. Курочка Ряба у исследователей фольклора В. Н. Топорова, – «мерцающая множеством звёзд», думаю, так люди видели ночь, ночное небо. Курица у славян ассоциировалась с плодовитостью. Очень много обрядов славян дошло до наших дней, связанные с курицей. Она несёт яйца, а яйцо у славян – это символ мироздания. Яйцо издавна считалось загадочным. Кстати, наши предки не ели курицу каждый день.

Богиня Макошь – богиня судьбы предстаёт перед нами здесь в образе мышки. Это одно из образов Макошь – смерть: «хвостиком махнула, яичко покатилось и разбилось». По Л.Г. Мощенской, в сказке отражаются мифопоэтические представления. «Она содержит в себе космогоническую модель мира, разделенного на верхний, средний и нижний миры. При этом средний мир (Землю) воплощают дед, баба и курочка ряба, нижний мир (преисподнюю) – мышка, а верхний мир – золотое космическое яйцо». А. Ужанков говорит с точки зрения христианства, образ – символ. «Дед и баба – это прародители Адам и Ева. Курочка. Вечный вопрос: Что первично: яйцо или курица? Яйцо снесла не простое, а золотое. На многих иконах мы видим золотой фон. Золото означает вечность, отсутствие времени. Если снесли яйцо золотое, а не простое, значит Яйцо – это мироздание. Адам и Ева получили рай, в котором не было времени». Отношение к мирозданию: «его били», плохое, отсюда вывод «не золотое, а простое», то есть наш мир со своими трудностями, а не Рай.

Выводы:

1. Образ старости в сказке – баба и дед.

2. Тотемное животное Курочка Ряба, Мышь – одно из проявлений богиня славян Макошь. Яйцо – символ мира, его начало и конец.

3. Плач бабы и деда по разбитому яйцу – плач о том, что всё завершится и дальше ничего не будет, но им обещают, что будет новое, лучше прежнего и будет новое начало. Предполагаю, что возможно было событие, «как конец света», т. к по мнению академика В.Н. Топорова – это «мифологическо-астрономическая религиозная русская традиция».

rom-11.tif

Сказка «Василиса Прекрасная»

Василиса жила со своим отцом и матерью, пока мать у неё не умерла. Она оставила своей дочери куколку, сказала, что ей нужно её кормить и слушаться. Что это за куколка? Это оберег? Идол? Наверное, да, ведь её нужно прятать от посторонних глаз, нельзя никому показывать, хранить и беречь. Это хранитель – оберег человека. Если его найдут, то могут уничтожить и тогда лишить человека защиты. Вот картинка археологических раскопок таких идолов. Такой идол нужно кормить, потому что голодный дух не сможет защищать. В районе Крайнего Севера губы идола – хранителя смазывали кровью и салом.

rom-13.tif

Также как и Асныр в коми сказке «Прокудливая берёза» Василиса была настоящей язычницей, которая выполняла все обряды. Мы видим её послушной и покладистой, она выполняет все требования мачехи, когда отец женился, работает и советуется, разговаривает только со своей куколкой. Мы видим по сказке, что сватались к Василисе женихи, а не к старшим сёстрам мачехи. Она работящая и будет хорошей женой.

rom-12.tif

Выводы:

1. Василиса – девушка, оставшаяся без мамы. Настоящая язычница: сама не ест, даёт куколке.

2. В произведении мачеха ассоциируется с ведьмой, присутствует Баба Яга, но здесь она не кровожадная, оберег – помощница – куколка.

3. Прохождение через испытания, уход, а в конце – счастье. Языческая куколка – оберег. Обряды, встречающиеся в этой сказке, были широко распространены во времена язычества.

rom-14.tif

Вывод (по анализу русских народных сказок)

При анализе 5 сказок я отобрал критерии (с. 9).

Из 5 сказок 8 героев – обычные люди: девушки и парни. Существа, божества – 10 из 5 сказок.

Языческие традиции и обряды – 14 из 5 сказок. (см. Приложение 1. Диаграмма 9 «Сказки русские»)

1. Вывод (общий). При сравнительном анализе сказок коми и русских сказок я выяснил, что:

2. В 10 – и проанализированных коми и русских сказках встретилось 29 языческих существ и героев, из них 48 % – это герои сказок коми, а 52 % из русских сказок.

3. В 10 сказках встретилась 31 языческие традиции. 55 % – в коми сказках , а 45 % – в русских сказках (см. Приложение 1. Диаграмма 10 «Сравнительная диаграмма»).

Язычество в современной литературе

Исторические исследования славянского язычества проводились учёными А.Н. Афанасьевым, Е.В.Аничковым, Н.М. Гальковским, Б.А. Рыбаковым и другими. Их научные труды опубликованы и ими пользуются. Большой вклад в изучение этого вопроса внёс В.Я Пропп.

Очень много было написано о язычестве в 1920–1998 годы, но и сейчас, в 21-м веке авторы обращаются к этой теме. Почему?

Думаю, что это происходит, во-первых, больше хочется узнать о жизни наших предков. Авторы, изучая историю, описывают её в художественной литературе и придумывают интересные произведения. Другие занимаются исследованиями и выявляют новые или забытые факты. Во-вторых, всё необычное, мистическое всегда притягивает и манит. Поэтому, создавая такие произведения, авторы знакомят читателя с прошлым. В-третьих, как было сказано многими опрошенными мною людьми: «вера в чудо и волшебство». Присутствие сказки очень важно людям, а языческие традиции и обряды они действительно необычные. Ещё одну версию того, что язычество возрождается, и создаются новые произведения об этом, я прочитал в одной статье: многие люди таким образом «уходят от действительности и тех проблем, которые их окружают».

Мною был проведён ещё один опрос, в котором 32 учащихся 5 и 8, 10 классов писали, какие произведения современной литературы читают. Из предлагаемого списка мой выбор пал на некоторые из них

«Ярилина рукопись» М. Козинаки, С. Авдюхина. В произведении встречаем Полину Феншо и Маргариту Руян – обычных девочек современного мира.

Девчонки попадают в Заречье – необычное место, это пристанище волшебников. Домовой, колдуны, Баба Яга, стихии Огонь, Вода, Марья Кощеевна, друиды, наставница Вера Николаевна, Велес… Волшебные вещи, например, скатерть – самобранка.

Испытания для девочек, попавших в другой мир, мир волшебства и чудес. Главное, думаю, будут слова домового: «А школа – это все вокруг нас. Природа – это школа, школа, учащая нас терпению, любознательности, наблюдательности, силе. Люди вокруг нас – это школа…»

Языческий обряд на Ивана Купалу заходить в реку, превращается попаданием к колдунам, к таким же, как она. Идёт переосмысление своих поступков, желаний, своей мечты. Нужно посмотреть на всё другими глазами.

«Валькирия» М. Семёнова. В произведении встречаем отважную девушку Зиму, варяга воеводу Мстивоя, друга Яруна, Велету, упоминание о Рюрике. Языческие имена переплетаются с языческими традициями, предсказаниями.

В произведении не встретилось ни одно языческое существо. Герои точно следовали жизни славян того времени, в душе была любовь.

Совершали военные обряды славян. Девушка смогла снять родовое проклятие.

«Сердце Пармы» Алексей Иванов. Князь Асыка, пам, русичи, князь Ермолай – все они знают о несметных богатствах Чуди, Зарни Ань – языческому божеству. Завладеть ею старались уже давно.

Упоминание о древних идолах, Золотой бабе, Северном ухе, Войпеле, Пере – это перенесение в мир древних коми, мир язычества.

Показана жизнь коренного народа, как не хотят они прихода чужих людей со своими традициями. И вроде, какие – то неведомые силы сопротивляются, «возвращают Парме всё своё». Необыкновенно показан быт того времени.

Костров В. «Злая ведьма Варвара, или Когда зацветет папоротник».

В произведении Варвара – девочка колдунья, умеющая гадать. Вся эта связь с тёмными силами указывает на её языческие взгляды,

Водяные, колдуны, домовые, русалки, кот Баюн, Макошь – все здесь: таинства шабаша и Лысой горы. Много языческих обрядов и традиций.

Колдовство, обряды, гадания, предсказания.

Д. и А Гавриловы «Кровь на мечах. Нас рассудят боги».

Обычные славяне – жители деревни, радовались жизни, мечтали о счастье. Добря – сын плотника, мечтал стать воином. Приход Рюрика одобрили не все. За князя Вадима встали сельчане: гнев и жестокость сражения. Присутствуют языческие обряды и традиции: головы убитых воинов вывешивались на колья ограды крепости.

Велес, Морок, волхвы, Чернобог, языческие боги, которые встречаются в произведении и подтверждают веру в них славян.

Поклонение богам, обряды, традиции.

Выводы по современной литературе:

1. Анализ 5 произведений современной литературы показал, на каком уровне проявляется язычество в них:

а) герои, пришедшие из времён, когда почиталось язычество: Рюрик и Вадим, Добря, Вяч, Торни, Маруся, Варвара, Ермолай Вычегский, Полина…- все обычные люди.

б) языческие боги: Чернобог, Морок, Велес, волхвы, кикимора, водяные, русалки, оборотни, колдуны, Кот Баюн, Макошь.

в) языческие традиции: становление Рюрика в князи, обряды, гадания, предсказания, Мёртвый лес, обереги, головы врагов вывешивали на заборе, обряд захоронения, нападение варягов, следование советам своих богов.

2. Мы видим, что и современные писатели прибегают к языческим обрядам, культам предков, традициям в литературе. Скорее всего, это связано с чем – то необычным, сакральным, до конца неизведанным и непонятным. То, что не даёт к себе приблизиться, и в то же время влечёт за собой. До нашего времени дошла малая часть артефактов. Исследователи по крупицам собирают материал о том времени.

3. Также могу предположить, что современному человеку сложно зарекомендовать себя в жизни, поэтому есть люди, которые хотят выделиться и прибегают к язычеству или хотят уйти от проблем и суеты современной жизни.

4. Во всех произведениях я нашёл историческое сходство и подтверждение этих фактов. Думаю, что так они и создавались: рассказывались истории из жизни, а доходя до нас, приобретали сказочный сюжет. Как мне отвечали в анкетах, «хочется волшебства», поэтому современные произведения строятся на языческих обрядах и традициях. В произведениях «Сердце Пармы» и «Ярилина рукопись» показаны обряды народа Севера и славян. Читая произведения, попадаешь в мир язычества, в мир сказки, попадаешь в прошлое и проживаешь с героями их жизнь.

5. Если посмотреть на обзор книг современных авторов, то количество произведений с языческими мотивами невелико. Из тех что мне посоветовали прочитать – 20 произведений, только 8 с язычеством, но они всё – таки есть. (см. Приложение 1. Диаграмма 11. «Произведения современных авторов»).

Язычество в современном мире

Есть ли язычество в современном мире? Задавая этот вопрос своим друзьям, я получил неоднозначные ответы: одни говорили, что язычества давно нет, другие задумывались и говорили о том, что, наверное, какие-то отголоски прошлого есть и сейчас.

rom-15.tif

Чтобы уточнить, я узнал мнение других людей, и задал им этот вопрос. Из 128 чел ответили положительно – 86 чел. – 67 %, затруднились ответить – 7 чел., 30 чел. сказали, что не существует. (см. Приложение 1. Диаграмма 12. «Существует ли язычество в современном мире») (2018 г) Видно, что язычество существует и сейчас, многие связывают язычество с верой в приметы или сектами. «Затрудняюсь» ответили те, кто или не верит, или не интересуется этим вопросом.

Откуда пошли праздники, возникли приметы? Какие современные язычники?

1. Всеми нами любимый праздник Новый год. А у наших предков по завершению праздника Карачун наступал праздник – Коляда, Солнечное Рождество. 21 декабря издавна и по сей день считается днём начала астрономической зимы. Сейчас у многих народов в эти дни (25 декабря) – Рождество. А вот в весёлый праздник Щедрец наши предки, в день Больших зимних Святок, готовились к наступающему в полночь Новому году. Встречали его весело, шумно на улице с угощениями. Мы сейчас также его встречаем и ставим новогоднюю ёлку. Сейчас никто не задумывается – зачем это делается, но основной и сакральный смысл Новогодней ёлки – именно образ Центра или Оси Мироздания. В каком-то смысле – это идол Священного Древа Мира.

А вот Позвизд, Зимник и Карачун – это имена языческих богов и они могли быть как наш Дед Мороз, которого дети ждут с подарками? До появления христианства на Руси, наши предки верили, что духи умерших охраняют свой род, заботятся обо всём. Поэтому, в награду за их заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала, их одаривали едой. Колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди них был один, одетый страшнее всех. Ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его часто называли Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды все не ушли, некоторые существуют сейчас. Колядующие люди изображают не духов предков, а небесных посланцев. Первоначально в силу своих языческих традиций древние славяне относились к Деду Морозу с опаской, считая его злым и жестоким духом. По легендам, он принимал жертвоприношения и воровал детей, унося их в мешке. О беспощадности Старца Севера повествует поэма Некрасова «Мороз, Красный нос», где Мороз хладнокровно расправляется с молодой крестьянкой, оставляя ее маленьких детей сиротами. У Н.В.Гоголя в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки» мы видим Колядки, канун Рождества.

2. Праздники Красная горка, Коляда, Масленица до сих пор празднуются нами. Всеми любимый праздник Масленицы – встреча Весны. Наши предки веселились приходу Ярилы, Даждьбога, Лады, Хорса – это боги солнца, тепла и света. В день Масленицы мы и сейчас печём блины – символ солнца, сжигаем чучело, чтобы ушло всё плохое, болезни, просим прощения в прощённое воскресенье и обязательно веселимся.

У многих из нас есть «счастливая» одежда, какой – либо предмет, многие верят в чёрную кошку, перебежавшую дорогу, а «присесть на дорожку» когда отправляешься в дальний путь? Женщина с пустым ведром – не будет удачи. Астрология, знаки зодиака и различные суеверия, которые тоже являются проявлением язычества.

Любой языческий культ всегда строился именно на суевериях, на боязни людей чего-то и попытке исправить ситуацию чем-то. В любых языческих культах всегда были жрецы, волхвы, ведуны, оракулы. В христианстве, для того, чтобы изменить своё будущее, – ты должен измениться сам, но в язычестве всё по-другому.

Раньше поклонялись идолам тех или иных богов, принося им различные дары, жертвы, а современные люди поклоняются деньгам, принося в жертву что-либо, ради увеличения и приумножения денег. У вас в кошельке не лежит «счастливая монета или купюра», «мышка для кошелька» из Мышкино, «ложка – загребушка»? Талисманом могут являться обычные вещи, например, предметы одежды.

Не обязательно быть родновером, или друидом, чтобы быть, при этом, язычником. Язычество сидит в нас, в самых глубоких уголках нашей необъятной внутренней вселенной, и удалить его полностью просто невозможно.

В сказках старины, и в художественных произведениях, и в современной литературе, и в нашей жизни присутствуют элементы язычества. Даже те люди, с которыми я разговаривал и которые говорили, что язычества нет или они не интересуются, говорили о том, что есть у них талисман, они пишут письма Деду Морозу, надевают на важные события «счастливую» одежду – всё это элементы обычаев и традиций, пришедших из глубокой старины.

В нашем современном мире у коми народа языческие традиции тоже существуют. Я часто смотрю программу по «Юрган» «Финоугория». Довольно часто говорится о том, что охотники и рыбаки Выльгорта, Корткероса, Печоры до сих пор соблюдают обычаи своих предков. Например, подходя к лесной избушке охотников, они разговаривают с ней: спрашивают разрешения войти и переночевать, обходят, кланяются, а когда уходят, то говорят «спасибо».

У каждого есть свои территории, на которые заходить другим нельзя.

В этих районах проводятся праздники Корт Айке (железному человеку), хоть это был злой персонаж. Съезжаются кузнечных дел мастера и показывают своё мастерство. Есть праздники «Йиркапу» и «Пере», в которых охотники, рыболовы соревнуются в мастерстве и сноровке.

А в Усть-Цильме до сих пор справляют замечательный праздник Красная горка. Например, «Усть-Цилемская Горка» – это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей солнцу – Яриле. Старообрядческий праздник, который до сих пор сохранил в себе обрядовую трактовку; на севере Коми – гонки на оленях, а женщины вяжут длинные тёплые носки для себя и мужчин, с орнаментом – оберегом.

Вывод. Таким образом, я выяснил, что элементы язычества присутствуют и в нашей современной жизни:

1. Даже если мы не являемся по происхождению коми, мы, не задумываясь об этом, соблюдаем традиции, пришедшие именно из коми язычества, например, охотники, грибники и рыбаки соблюдают традиции этих мест, заходя в лес – оставляют угощение.

2. Отмечаем праздники коми героям: Пере, Корт Айке, Йиркапу.

3. Есть частные традиции: а). у ижемских и удорских коми сохраняется традиция оставлять одежду больного человека (либо ее фрагмент) в качестве приклада на обетном кресте или унести в лес; б) многие хранят, передают по наследству от прабабушек одежды ручной работы вышитые узорами, которые несли в себе тайный смысл. Самое главное, что эти наряды не просто лежат, а одеваются на праздники;

4. Существует также языческие традиции, которые присущи многим:

а) делаем оберегом, талисманом какую-либо вещь;

б) совершаем некие ритуальные обряды;

в) в выборе одежды иногда следуем знаниям о символике цвета, т.к. определённые цвета имеют сакральный смысл;

г) вера многих людей в астрологию, гороскопы – попытка предвидеть будущее или его исправить;

д) обрядовые песни, которые сейчас мы можем услышать в фольклоре, как шуточные песенки для детей;

е) существуют группы людей – неоязычники, которые поддерживают традиции языческих славян, например «Родноверы»

Язычество – это не только иное верование, это и несколько иная культурная жизни, быт.

Заключение

Выводы:

1. Во многих сказках есть признаки язычества: герои, традиции, существа, обряды того времени. Иначе и быть не могло, т.к. наши предки жили в природе, чтили её законы и уважали её.

2. Авторы современных произведений обращаются к теме язычества, так как всё чаще мы ощущаем зависимость от природы. Нам хочется присутствия волшебства в жизни. Возможность переосмыслить современному подростку, что он делает не так.

3. До сих пор мы отмечаем праздники, пришедшие из старины, принимаем и дарим подарки, ставим ель на Новый год, поём песни и водим хороводы.

4. У многих из нас есть «волшебный» предмет – оберег, который в трудные минуты нас выручает: это и мишка из детства, и талисман, и просто любимая ручка.

5. Современному человеку зарекомендовать себя в нашем мире иногда сложно, поэтому чтобы выделиться, они обращаются к язычеству.

Ссылки

1. Термин «сказка» // Википедия.

2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 36. – С. 19.

3. Прокудливая берёза: Сказка коми народа.

4 Берёза у славян // Славянский сайт. – 15 июля 2016.

5 Преподобный Епифан Премудрый. Слово о житии святого Стефана, бывшего епископом в Перми.

6. Петрухин В.Я. Мифы финно-угоров – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2005.

7. Рочев Ю. Весьяс да чудьяс, 1984. «Весь и чудь». Записано в 1978 г от Ю.А. Поповой, г. Сыктывкар.

8. Культурная карта РК. Всё о культуре республики и не только. Вöрса – лесной дух-хозяин, леший http://www.komi.com.

9. Славянский Языческий Портал. – http://slaviy.ru http://slaviy.ru/zhivotnye-v-slavyanskoj-kulture/medved-v-slavyanskoj-yazycheskoj-mifologii/.

Выдержки из сообщений (анкета)

М А «Я придерживаюсь языческих традиций, и мне очень хочется возродить истинную дохристианскую веру народа коми. Веру в таких божеств как Войпель, Ен и Йомаль, а не в какого то христианского иудея! Кто думает так же как я, давайте объединимся!»

Е К.: «Ну вообще то я русский.славянин и верить мне должно в наших славянских богов. Перун Дажьбог Велес....вот истинно наши боги...а войпель ен йомаль.они вообще не наши боги»

Р.Б.: «Во имя Рода во Имя Перуна! Возродим нашу веру!!!»


Библиографическая ссылка

Романчак И.М. ЯЗЫЧЕСТВО В ФОЛЬКЛОРЕ И СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ // Старт в науке. – 2019. – № 3-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1631 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674