Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/7/5/40766.
Актуальность исследования. Нас, современных школьников, с самого раннего возраста сопровождают различные машины и механизмы. С ранних лет мы узнаем слово «технология» и начинаем самостоятельно конструировать модели, создавая собственные конструкции, которые мы иногда называем словом «чудо». Мое первое знакомство с упоминанием о семи чудесах света Древнего мира [28, с.288] очень меня заинтересовало тем, как были построены такие замечательные творения. Старшие члены моей семьи помогли мне подобрать книги об истории создания 7 чудес света Древнего мира [17; 18], в которых рассказывалось много интересного о 7 чудесах, но мало о технологиях. Поэтому мое первое исследование было посвящено истории появления 7 чудес света. В 5-м классе в школе у нас появились предметы «Технология» и «История Древнего мира», но там тоже ничего не рассказывалось о технологиях создания древних памятников. На эти вопросы ответили другие книги [7; 8; 11; 15] и интернет-ресурсы. При работе с поиском информации на Интернет-сайтах главная проблема состояла в том, чтобы выбирать сайты с научно обоснованной информацией. В результате была сформулирована тема нашего исследования: «Какие технологии использовались при создании 7 чудес света», цель которого – составить список технологий, которые применялись при создании 7 чудес света Древнего мира.
Объект исследования: история создания 7 чудес света Древнего мира. Предмет исследования: технологии создания 7 чудес света Древнего мира. Гипотеза: изучение технологий создания 7 чудес света Древнего мира позволяет лучше понять не только его культуру, но и истоки зарождения технологического многообразия современного мира.
Задачи исследования: 1. Показать историю появления списка «7 чудес света Древнего мира». 2. Кратко охарактеризовать историю 7 чудес света и составить список технологий, применяемых при их создании. 3. Обобщить собранную информацию и познакомить с ней своих одноклассников. 4. Провести опрос школьников 4-го, 5-го и 9-го классов по теме исследования.
Методы исследования, использованные при выполнении работы: поиск и сбор информации; систематизация информации по задачам исследования; составление анкеты и проведение опроса; синтез и обобщение результатов исследования. Практическая значимость исследования состоит в ознакомлении школьников с расширенными материалами по истории создания 7 чудес света Древнего мира и о технологиях, применяемых при их создании. Исследование проводилось с 07. 2017 по 02. 2019 в несколько этапов: I этап (07. – 12. 2017 г.) – изучение источников и сбор информации о создании 7 чудес света Древнего мира; II этап (01. – 05. 2018 г.) – формулирование темы исследования, дополнительный сбор материалов и их систематизация, разработка анкеты для опроса школьников, доклады по первичным результатам исследования на научно-практических конференциях: III этап (06. 2018 – 02. 2019 г.) – опрос школьников и анализ результатов, оформление исследования и выступления на научно-практических конференциях. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений.
1. Какие технологии использовались при создании 7 чудес света Древнего мира
1.1. Краткая характеристика истории появления классического списка «Семь чудес света»
Тайна появления списка «Семь чудес света» Древнего мира в разных источниках раскрывается по-разному, но все исследователи подчеркивают не случайность их появления в районе Средиземноморья [8; с.12]. Границы Ойкумены – «обитаемой или населенной земли» [5, с.868] греков обозначил Геродот на созданной им в IV-V веках до н.э. карте (Прил. 2, рис. 1]. В центре карты он поместил Средиземное море. Геродот составил карту по результатам своих путешествий и в комментарии к карте он написал: «Я не понимаю, почему единой земле даны три разные названия» [7, т. 2, с.380]. Геродот 20 лет прожил на острове Самос у берегов Малой Азии, одном из центров обитаемого мира. На Самосе он составил первый список «ϑαυμ?στ?ς» – удивительных творений [5, с.598], в который вошли: дамба в порту, храм Геры и акведук Эвпалина [20, с.507] – подземный водопровод. Дамба в порту и храм Геры были разрушены землетрясением. От храма Геры остались развалины и одна колонна (Прил. 2, рис. 2), бережно сохраняемые и сегодня. До наших дней сохранился в рабочем состоянии лишь подземный туннельный водопровод (Прил. 2, рис. 3], пробитый через гору больше 2,5 тысяч (около 535 г. до н.э) для обеспечения водой крепости и города (Прил. 2, рис. 4].
Новый список «ϑαυμ?στ?ς» появился через 200 лет в III веке до н. э.. Его автором историки античности [15, с. 8] называют Антипатра Сидонского, который в III веке до н. э написал эпиграмму о 7 удивительных творениях, которые должен увидеть каждый. Все они были созданы в важных городах древнего мира в центре Ойкумены (Прил. 2, рис. 5]. Включение в список 7 творений объяснялось тем, что в античном мире было особое отношение к этому числу, которое выделялось как священное число бога Аполлона и отражало его божественное значение и совершенную природу красоты [15, с.7]. Еще раз список 7 чудес света был изменен во II веке до н.э. древнегреческим ученым Филоном Византийским, который в своем сочинении «О семи чудесах» [15, с. 9] вместо стен Вавилона поместил в него Александрийский маяк. С тех пор все попытки изменить список не имели успеха, и он приобрел свою классическую форму. Для удобства рассмотрения всех 7 чудес света мы составили таблицу (табл. 1) последовательности создания всех чудес света в соответствии с хронологией [21, с. 627] их создания.
Для того чтобы выделить технологии создания каждого из 7 чудес света и сравнить их, мы будем опираться на хронологический порядок их строительства. Тогда мы сможем понять, какая технология уже находила свое применение, а какая рождались в процессе создания нового «ϑαυμ?στ?ς».
Таблица 1
Хронологический порядок места и времени создания Семи чудес света Древнего мира
Название |
Страна и город |
Время создания и гибели |
1. Пирамида Хеопса (три пирамиды Гизы) |
Древний Египет, плато Гиза |
ХХVIII век до н.э. – сохранилась до наших дней |
2. Вавилонские стены, ворота Иштар, Висячие сады Семирамиды |
Месопотамия, город Вавилон |
VII век до н.э. – сохранились развалины, фрагменты – в музеях Европы |
3. Храм Артемиды Эфесской |
Побережье Малой Азии, город Эфес |
VI-V век до н.э – 391–392 г. н.э. – закрыт и разрушен |
4. Статуя Зевса в Олимпии |
Древняя Греция, город Олимпия |
V век до н. э. – 476 год н.э. – погибла при пожаре |
5. Гробница-храм Мавсола в Галикарнасе |
Город Галикарнас в Малой Азии |
IV век до н.э. – 1300 г. н.э. -разрушен землетрясением. |
6. Колосс Родосский |
Побережье Малой Азии, остров Родос |
III век до н.э. – через 60 лет разрушен землетрясением |
7. Александрийский (Фаросский) маяк |
Древний Египет, город Александрия |
III век до н.э. – в XIV веке н.э. перестроен в крепость |
1.2. Технологии глубокой древности: что мы знаем о них?
Развитие технологий Древнего мира началось в глубокой древности, когда люди научились создавать первые инструменты для увеличения своих возможностей. Осваивая новые инструменты, люди научились упорядочивать последовательность своих действий. Так появились приемы действий и их последовательность. В древнегреческом словаре не было слова «технология», но были слова «механика» [20, с.352] и «техника» [20, с.574]. Слово «технология» появилось из соединения греческих слов: techne – искусство и logos – учение и стало употребляться как обозначение «совокупности знаний о способах и средствах проведения производственных процессов» [21, с.688]. Но в словаре древнегреческого языка значения слов техне и логос дается в более широком смысле: τ?χνη – искусство, ремесло, наука [5, с.1240] и λ?γος – слово, счет (число), разум (смысл) [5, с.766]. Видимо именно поэтому создание каждого из 7 «ϑαυμ?στ?ς»-удивительных творений греческие строители, инженеры и скульпторы понимали как создание совершенного творения большого коллектива художников, ремесленников, инженеров. История создания каждого из оставшихся в памяти поколений 7 чудес света Древнего мира свидетельствует об этом. Поэтому школьникам в школах античного мира полагалось наизусть заучивать историю творения 7 чудес света [15, с.10]. В наши дни изучение 7 чудес света вышло на новый уровень. Основное внимание теперь обращено на исследование техники и технологии создания этих памятников. Новые технологические возможности людей в расшифровке древних письменных источников и находки на местах новых раскопок исторических памятников [8, с.12] помогают получить новые свидетельства о технологиях древности. Рассмотрим историю создания каждого из 7 чудес света и попробуем выделить основные технологии, которые помогли людям с небольшим набором инструментов создать удивительные и неповторимые творения древнего мира.
1.2.1. Технологии создания пирамиды Хеопса. Первое из семи чудес света – пирамида Хеопса (Прил. 2, рис. 6], является одной из трех пирамид комплекса Гиза (Прил. 2, рис. 7] и до конца 19 века была самым высоким сооружением в мире [19, с.16]. Время создания пирамиды Хеопса относят к 2800 – 2550 гг. до нашей эры. Исследование пирамиды началось только в XVIII веке н.э. и продолжается до сих пор [11, с.17]. Расшифровка большого количества письменных памятников Древнего Египта (Прил. 2, рис. 8) и современные методы исследования [10] оказались недостаточны для получения точных данных о технологиях [11, с.68] примененных строителями пирамид. Различные варианты ответов существуют на следующие вопросы: как египтяне смогли добыть, доставить и сложить из 2,5 миллионов блоков, весом от 2 до 2,5 тонн (Прил. 2, рис. 9–10), высочайшее сооружение Древнего мира по точным математическим законам [15, с. 17]; что помогло им выстроить пирамиду с начальной высотой 146 метров так прочно, что за 5000 лет ее высота уменьшилась всего на 9 метров до 137 метров [11, с. 59]; как они могли облицевать грани пирамиды до зеркального блеска, чтобы этот свет был виден из космоса [25]; как можно было расположить три большие пирамиды Гизы в точной ориентации на три звезды из созвездия Орион [18, с.102–108]. Чтение книг и Интернет-сайтов по истории создания пирамиды Хеопса на разных этапах ее строительства позволило выделить список использованных технологий в соответствии с высказанными предположениями ученых (табл. 2).
Таблица 2
Список технологий, которые рождались и развивались при строительстве пирамид
Название |
Технологии |
1. Пирамида Хеопса |
1. Строительные технологии – крупноблочное и туннельное 2. Гидротехнические технологии 3. Технологии горные и добывающие – строительных блоков и руды 4. Технологии астрономических и математических расчетов 5. Градостроительные технологии 6. Технологии облицовки 7. Технологии обрабатывающие 8. Технологии кораблестроительные 9. Технологии оптические 10. Технологии транспортные 11. Технологии дорожного строительства 12. Инженерные технологии 13. Технологии письма и черчения 14. Технология организации работы большого количества людей |
В дальнейшем эти технологии использовались в других странах Древнего мира при строительстве городов и достопримечательных творений [24].
1.2.2. Технологии создания Висячих садов Семирамиды. Второе чудо света – «ϑαυμ?στ?ς», Висячие сады Семирамиды, было создано через 1800 лет после строительства пирамиды Хеопса – в VII в. до н.э. в столице Междуречья – Вавилоне. Стены Вавилона были известны еще в XVII-XV веках до н.э. [24]. В Новом Вавилоне, восстановленном в VII–VI веках до н.э., появилось удивительное творение – Висячие сады Семирамиды [4], при строительстве которых тысячелетние технологии кирпичного строительства [3] были усовершенствованы до универсальных. Город был воссоздан как единое архитектурное целое [4; и 15, с.31–37]. В архитектурной основе Висячих садов лежали технологии кирпичной кладки храмов Зиккурат [24]. Первое описание Садов Семирамиды дал «Отец истории» Геродот [15, с.37–38]. Другие описания оставили соратники Александра Македонского, который провел там свои последние дни [15, с.39–41]. Расшифровка глиняных табличек, росписей стен и т.д. [15, с.38–40] сохранили нам описание висячих садов очевидцами. Все источники описывают Висячие сады Семирамиды как четыре террасы высотой около 25–30 метров, выстроенные одна над другой в виде пирамиды (Прил. 2, рис. 11] с квадратным основанием фундамента. Над ним поднимались толстые стены и колонны с проходами. Всех авторов описаний поражала система подачи воды для полива растений, растущих на террасах, и система гидроизоляции, которая защищала пол и стены от воды [4]. Трубы для подачи воды на четыре террасы располагались в стенах и колоннах, а воду к ним подавало огромное колесо с черпаками [15, с.39]. В таблице 3 приведены технологии, которые были использованы при создании Висячих садов Семирамиды.
Таблица 3
Список технологий, которые рождались и развивались при строительстве вавилонских стен и висячих садов Семирамиды
2. Стены Вавилона и ворота Иштар, Висячие сады Семирамиды |
1. Технологии создания обожженного синего кирпича 2. Гидротехнические технологии – подъема воды на большую высоту и гидроизоляции 3. Строительные лестничные технологии 4. Технологии кирпичного производства 5. Технологии облицовочные – глазурованной плитки 6. Технологии оборонительных сооружений 7. Технологии геодезических расчетов и архитектурной планировки, организации большого количества людей |
1.2.3. Технологии создания храма Артемиды Эфесской. Третье чудо света – Храм Артемиды Эфесской строился 120 лет в VI в. – V в. до н.э. в городе Эфес [15, 49]. История строительства храма была известна давно [26, 15], но сам храм Артемиды считался безвозвратно утерянным до 1870 года [15, 43]. По результатам раскопок в 19–20 веках был восстановлен план храма (Прил. 2, рис. 12], и его предполагаемый вид (Прил. 2, рис. 13]. В процессе создания реконструкций храма детально изучались особенности его создания [15, с. 44–52]. Автор Херсифрон храма Артемиды разработал несколько технологий, которые позволили самому большому храму Древней Греции не развалиться от частых землетрясений. Он создал антисейсмическую технологию: построить храм на болоте – естественной «подушке», которую увеличили котлованом по размерам храма (110 м х 55 м) и заполнили его древесным углем и овечьей шерстью [15, с. 44–52). Для транспортировки и установки 127 белоснежных мраморных колонн высотой 18 м (Прил. 2, рис. 14] по периметру храма и укладки крыши на них, Херсифрон придумал особые устройства [15, с. 51–53]. Но он применял и известные уже технологии: снабжение храма водопроводом (Прил. 2, рис. 16], выкладывание пола мозаикой (Прил. 2, рис. 15). Внутри храма в отдельном помещении размещалась храмовая статуя Артемиды великого скульптора Праксителя [15, с. 55–56]. Впервые храм подвергся разрушению в 356 году до н. э. Геростратом [20, с. 135]. Восстановленный храм пережил много событий и в III веке н.э. был окончательно разрушен завоевателями и землетрясениями [26]. Изучение источников позволило выделить несколько технологий, использованных при создании храма Артемиды Эфесской (табл. 4).
Таблица 4
Список технологий, которые рождались и развивались при строительстве храма Артемиды Эфесской
3. Храм Артемиды Эфесской |
1. Технологии антисейсмические 2. Технологии добычи и обработки белого мрамора 3. Технологии транспортные – доставка по болотистому грунту 4. Технологии инженерные – установка и монтаж частей большого размера в различных плоскостях. 5. Развитие технологий древности: отделочные, архитектурные, скульптурные, обработки различных материалов, организации большого количества людей |
1.2.4. Технологии создания статуи Зевса Олимпийского. Четвертым чудом стала хрисоэлефантинная [20, с. 626] статуя Зевса в Олимпии, которая была построена в 435 год до н. э. для храма в его честь [15, с.60–61]. Статуя Зевса была создана великим скульптором Древней Греции – Фидием [20, с.605]. Созданная им 20 м статуя занимала центр храма (9,5 м – высота постамента, а 10,5 м статуя сидящего Зевса) (Прил. 2, рис. 17). По свидетельствам очевидцев, статуя производила впечатление живой [15, с. 68]. Правая ладонь ее находилась на высоте колонн первого яруса храма, а голова – на уровне колонн второго яруса храма. Для создания статуи Зевса была применена каркасная технология – конструкция статуи держится на деревянном каркасе, который сверху обшивается слоновой костью и золотом. Особенной заботой Фидия было решение трех проблем: создание и сохранение тончайшего покрытия статуи из слоновой кости и освещение статуи [15, с.69–72]. Статуя Зевса прожила тысячу лет и погибла там в Константинополе в 476 году н.э. при пожаре. Технологии, которые были использованы и придуманы Фидием, выделены в табл. 5.
Таблица 5
Список технологий, которые рождались и развивались при создании храма и статуи Зевса в Олимпии
4. Статуя Зевса в Олимпии |
1. Технологии архитектурной планировки расположения статуи 2. Технологии оптические – организация освещения статуи 3. Технологии реставрации статуи 4. Технологии каркасной скульптуры 5. Технологии обработки различных материалов – дерева, слоновой кости и золота, организации работы большого количества людей |
1.2.5. Технологии создания гробницы Мавсола в Галикарнасе. Пятое чудо – Гробница-храм Мавсола в Галикарнасе был возведен в 353 году до н.э. [20, с.326]. Уникальный храм-усыпальница был построен по решению правителя Карии – персидского сатрапа Мавсола (Прил. 2, рис. 18]. Особенностью этого сооружения стало совмещение в нем конструктивных элементов египетских пирамид и греческих храмов [15, с.95–97]. Огромное кирпичное здание из пяти ярусов, облицованное белым мрамором и украшенное мраморными рельефами, покоилось на пирамидальном основании. На уровне четвертого яруса периметр храма окружали 39 одиннадцатиметровых колонн, которые поддерживали крышу в форме пирамиды из 24 ступеней [15, с.98–101]. Нижняя часть усыпальницы вмещала в себя саркофаги Мавсола и его жены Артемисии. Мавзолей в Галикарнасе, простоял 19 веков и рухнул в XIII веке от сильного землетрясения. Технологии, примененные при строительстве этого сооружения [15, с.104], приведены в табл. 6.
Таблица 6
Список технологий, которые рождались и развивались при создании гробницы-храма Мовсола в Галикарнасе
5. Мавзолей в Галикарнасе |
1. Технологии архитектурной планировки – строительства многоярусного монумента 2. Технология совмещения архитектурных стилей храма и гробницы 3. Технология скульптурного обрамления монумента 4. Технология добычи, доставки и обработки 5. Технология организации труда большого количества людей |
1.2.6. Технологии создания Колосса Родосского. Шестым чудом в списке стала статуя бога Гелиоса на острове Родос, известная как Колосс Родосский [20, с.279]. Строительство его началось между 294–282 годами до н.э. и длилось 12 лет. Через 50 лет Колосс был разрушен землетрясением 226 (227) года до н.э, а его создатель – Харет из Линда [15, с.85], покончил с собой из-за долгов [13]. Достоверных изображений статуи не сохранилось, остались только словесные описания [15, с.88]. Реставраторы трактуют их различно, но все сходятся в том, что это была огромная статуя, которая возвышалась на 60 метров (Прил. 2, рис. 19]. Статуя, как и Зевс Олимпийский, была сооружена методом каркасного строительства, но в два раза больших размеров с применением пандусной технологии. Каркас – три каменных столба, к которым крепились железный конструкции (Прил. 2, рис. 20]. Тело скульптуры создавалось из глины, а сверху покрывалось массивными коваными бронзовыми листами, прикрепленными к железным конструкциям. По контуру скульптуры возводился земляной пандус, чтобы кованые медные листы можно было без ущерба поднимать на большую высоту [15, с.89–93].
Таблица 7
Список технологий, которые были созданы при строительстве Колосса Родосского
6. Колосс Родосский |
1. Технологии каркасной архитектуры и скульптуры 2. Технология пандусного строительства 3. Технологии бронзовой облицовки – ковка и крепление 4. Технологии организации работы большого количества людей |
Впоследствии в Древнем Риме с применением этих технологий был возведен подобный колосс, который был на 2 м выше Колосса Родосского [20, с.279].
1.2.7. Технологии создания Александрийского маяка. Седьмое чудо света – Александрийский (или Фаросский) маяк был построен на острове Фарос в гавани Александрии (Прил. 2, рис. 21) по решению Александра Македонского, который указал место расположения маяка (Прил. 2, рис. 22). Маяк с высотой 130 метров был построен между 299– 285 гг. до н. э. в течение шести лет Состратом Книдским [15, с.106]. Маяк представлял собой башню-крепость в три яруса, обнесённую толстыми крепостными стенами с бастионами и бойницами со всех сторон. Маяк не только освещал путь в Александрию, но и охранял вход в ее гавань (Прил. 2, рис. 23). Мощный квадратный фундамент маяка из гранита (190х190 м) поднимался из моря, а из его середины поднималась трех ярусная башня, облицованная белым мрамором, со статуей на вершине. Каждый из ярусов имел свои технологические особенности [15, с.112–114], но все они были объединены внутренним пандусом, сооруженным вокруг стен башни с подъемным механизмом (Прил. 2, рис. 24). Особые технологии были применены для сооружения круглой башни с восемью колоннами, которые поддерживали купол со статуей-автоматом повелителя морей Посейдона и защищали площадку с сигнальным костром и системой задвижек из отполированных металлических зеркал [1]. Маяк работал около 1800 лет, но при землетрясении XIV века был разрушен и на его фундаменте воздвигли крепость. При строительстве маяка совершенствовались технологии древности и рождались новые технологии будущего (табл. 8).
Таблица 8
Список технологий, которые были рождены при создании Александрийского маяка
7. Александрий-ский или Фаросский маяк |
1. Технологии многоярусного строительства 2. Технологии создания внутренних пандусов 3. Технологии создания подъемных механизмов внутри башни 4. Технологии оптические 5. Технологии акустические 6. Технологии создания «живых» скульптур-механизмов 7. Технологии обработки мрамора, организации труда большого количества людей. |
Общие выводы по первой главе: Проведенное исследование технологий, которые применялись при создании 7 чудес света Древнего мира показало: 1. Создание каждого из них стало возможным благодаря рождению новых технологий и развитию уже известных. 2. Сегодня многие из этих технологий, которые совершенствовались в течение 2,5 тысяч лет на каждом историческом этапе, по-прежнему применяются во всем мире. 3. Это подтверждается рассмотрением списка Всемирного наследия ЮНЕСКО [22], в который включены шедевры человеческого гения на всех континентах. Все они являются уникальными примерами конструкции архитектурных или технологических ансамбля, созданных с применением использованных при создании 7 чудес света технологий.
2. Исследование представлений школьников об истории Семи чудес света Древнего мира и технологиях их создания
2.1. Проведение опроса школьников 4-го, 5-го и 9-го классов и анализ его результатов. Для проведения опроса школьников трех классов по теме исследования была разработана анкета из 10 вопросов. (Прил. 1]. Общее количество школьников, принявших участие в опросе, показано на диаграмме 1 (Прил. 3, рис. 1). Опрос проводился в каждом классе отдельно. Перед опросом автором в 4–5-м классах были сделаны доклады с презентацией по теме исследования. Результаты проведенного опроса школьников систематизированы по каждому из вопросов, но в здесь приведены лишь общие результаты по двум типам вопросов. На диаграмме 2 (Прил. 3, рис. 2) представлено общее количество ответов на 6 однозначных вопросов (Прил. 1, вопр. 1,2,4,6,8,10), которые предполагают выбор одного из трех вариантов ответа: да, знаю; частично знаю; нет, не знаю. Из диаграммы видно, что меньше половины школьников утверждают, что знают ответы на поставленные вопросы, а остальные думают, что знают частично или не знают. Распределение ответов по каждому классу (Прил. 3, рис. 3) показывает, что школьники 9 класса дали больше всего ответов «нет, не знаю», а школьники 5 класса – «да, знаю». На следующих двух диаграммах представлено распределение полученных ответов на 4 тестовых вопроса (Прил. 1, вопр. 3,5,7,9], в которых школьники должны выбрать правильный ответ из предложенных вариантов и подтвердить или опровергнуть свои утверждения на однозначные вопросы. На диаграмме 4 (Прил. 3, рис. 4) из распределения общего количества ответов на 4 тестовых вопроса видно, что из 109 ответов «да, знаю» на однозначные вопросы только 9 ответов правильные и подтвердили свои утверждения, а на 23 тестовых вопроса школьники не дали ответов. На диаграмме 5 (Прил. 3, рис. 5] распределение ответов на тестовые вопросы по классам подтверждает, что все школьники 9–ого класса или допустили ошибки в своих ответах, или вообще не дали ответов на конкретные вопросы. Однако при ответах на десятый вопрос анкеты «Считаешь ли ты нужным изучать особенности создания 7 чудес света школьникам в ХХI веке?» большинство школьников всех трех классов дали положительный ответ «да».
Заключение
В результате проведенного исследования и на основе изучения книжных источников информации (книги, словари, энциклопедии) и различных сайтов по теме исследования: систематизирована собранная информация по истории списков чудес света; составлены хронологическая последовательность создания Семи чудес света и список технологий, использованных при их создании; выявлено, что школьники 4–5-го классов превосходят в своих знаниях по теме исследования школьников 9-го класса. В заключении можно сказать, что поставленные цели и задачи исследования выполнены, сформулированная гипотеза доказана полученными результатами исследования, а практическая значимость – результатами проведенного опроса.
Библиографическая ссылка
Борисов Ф.М. КАКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПРИ СОЗДАНИИ СЕМИ ЧУДЕС СВЕТА ДРЕВНЕГО МИРА // Старт в науке. – 2019. – № 3-3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1623 (дата обращения: 23.11.2024).