Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЧТОБЫ МЫ ПОМНИЛИ…

Аюкина С.А. 1
1 Нижнекамский муниципальный район республики Татарстан, «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов», 4 класс
Нуруллина Г.Г. (Нижнекамский муниципальный район республики Татарстан, «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов»)
1. Словарь Ожегова С.И. – http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/3424.
2. Боги войны. – https://anastgal.livejournal.com/1061083.html.
3. Смоленский военный некрополь. – http://war-smolnecropol.ru/.
4. Фразеологизмы. – http://supermif.com/frazeologizm/rus/rus_z_fraz.html.
5. Токарев С.А. Духи // Мифы народов мира: Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – С. 413–414. – ISBN 5–85270–161–0// http://www.rubricon.com/about_mnw_1.asp.
6. Рэй Бредбери. – http://itmydream.com/citati/mir-mirozdanie.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VII Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/7/5/38922.

«Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же...»

А. Твардовский

Каждый год 9 мая наша страна отмечает большой праздник – День Победы. Война – это горе и слезы. 74 года прошло с той поры, как отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Миллионы людей прошли через все испытания и мучения самой тяжелой войны 1941–1945 годов.

Когда шла Великая Отечественная война, на свете не было ни меня, ни моих родителей. Но я много слышала о войне, ведь, горе и беда не обошли стороной и моих близких, война вошла в каждый дом.

Нужно ли молодому поколению 21 века знать о событиях тех лет, о судьбе конкретных людей?

Я уверена, что нельзя забывать об ужасах войны, о страданиях людей, о смерти миллионов. Это было бы преступлением перед павшими и ныне живущими, преступлением перед будущим. Помнить о Великой Отечественной войне, о героизме и мужестве солдат, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.

Тема исследовательской работы: «Чтобы помнили…»

Актуальность моего исследования заключается в том, что:

1. Память о подвигах русского народа в годы Великой Отечественной войны должна жить в сердце каждого из нас.

2. Мы, подрастающее поколение, должны собирать, изучать и хранить материал о тех, кто защищал Родину, так как с каждым годом всё меньше остаётся выживших в той войне.

3. Свою родословную надо знать каждому человеку: как проходил жизненный путь предков и передавать знания будущим поколениям.

Объект исследования: биография моих прадедов, что воевали.

Предмет исследования: биографии моих родственников, записи из семейного архива, фотоматериалы.

Цель работы: изучение биографии моих героических предков.

Гипотеза: мы будем знать и помнить свою многовековую историю сохраняя, тот мир, который отстояли наши деды и прадеды – мы будем независимы.

Сохранив память о ветеранах – мы горячо будем любить свой родной край и гордиться воинами, которые подарили нам мир. Достойный жизненный путь должен служить образцом для молодого поколения.

Основные задачи исследования:

1. Изучить документальные источники с сохранившимися фотографиями об истории моей семьи; поработать с семейным архивом.

2. Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.

3. Привлечь внимание сверстников к изучению истории Родины.

4. Проследить военную и трудовую биографию моих дедов.

5. Собрать фотографии и документальный материал.

6. Рассказать о своей работе одноклассникам и всем заинтересованным лицам.

Методы исследовательской работы и инструменты исследования: исследование, сбор информации, опрос, наблюдение, изучение, анкетирование, интервью, обобщение и анализ.

Теоретическая значимость работы. Источники исследования: при написании работы использованы неопубликованные источники, которые хранятся в личном архиве семьи. Были изучены фотоматериалы и личные документы: похоронка, свидетельство о заключении брака, регистрационная карточка, трудовая книжка.

Практическая значимость работы: материалы могут быть использованы в краеведческом музее; на классных часах и внеклассной работе.

Работа может побудить ребят к поиску информации о своих «корнях».

Структура работы:

1. Опросить ближайших родственников о жизни моего прадедушки и прабабушки.

2. Изучить документов из архива моей семьи.

3. Изучить материала в сети Интернет, литературные источники.

4. Обобщить полученных данных, применив свой жизненный опыт и наблюдения.

Историческая справка по проблеме

«Чтобы помнили…» – цикл документальных программ об известных в советское время актёрах, уже ушедших из жизни и незаслуженно забытых. Автором и ведущим программы был Леонид Филатов. Многих актёров он знал лично.

Вот так и про воинов Великой Отечественной войны надо снимать программы или вести устные летописи со слов тех, кто ещё жив и помнит.

1. Теоретическая часть

1.1. Подготовка к исследованию. Как всё начиналось

Был один из уроков по «Основам религиозных культур и светской этике» (ОРКСЭ), который у нас ведёт Нуруллина Гульнара Гильфановна. Как всегда, на уроке было познавательно и увлекательно. Тема урока: «Род и семья – исток нравственных отношений» (Приложение 1). На этом уроке мне запомнились слова Василия Сухомлинского: «Семья – это не просто важная вещь, это всё».

Я узнала, что очень хорошо и подробно семью и весь свой род можно узнать, составив генеалогическое древо. Но его надо тщательно и скрупулёзно изучить. Одним из творческих заданий, которое дала нам Гульнара Гильфановна и было: «Сделать свою родословную, как можно больше узнав о пращуре».

Выполняя задание, я углубилась в поиск информации. В моей семье, оказывается, многие воевали! Мне решили помочь дедушка и мама. И я задалась вопросом: «Кто и как воевал в нашей семье?» Я всегда слышала, что у меня был замечательный прадед, который участвовал в Великой Отечественной войне. В связи с этим мне захотелось побольше узнать о моём прадедушке и рассказать о нём.

План исследований

Мы живём и, обычно, никогда не задумываемся, а могло ли наше мирное небо быть другим? Не узнав и не постигнув этого, на вопрос ответить очень трудно.

Поэтому целью нашей работы является изучение биографии моих героических предков.

Работа состоит из нескольких этапов:

1. Подбор и изучение научной литературы, с целью узнать, сколько человек погибло в годы Великой Отечественной войны. Люди какого возраста шли на фронт.

2. Установление связи между войной и мирной жизнью.

3. Опора на мои знания, мои наблюдения, анализ и применение их в исследовательской работе.

4. При необходимости обращение к Интернет-ресурсам для дополнительной информации и справок.

Вывод Работа, которую я запланировала и проделала поможет в работе обучающихся, учителей и краеведческих музеев.

1.2. Анализ специальной литературы

Определение понятия «война»

В толковом словаре Ожегова даётся такое определение понятию «война»: вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государства; враждебные отношения с кем-чем-то [1].

В ходе исследования и подбора литературы мы поняли, что враждебные чувства, которые приводят к раздору и войне, появляются тогда, когда присутствует злость, жажда наживы, завладение чем-то чужим.

В ходе исследования мы постарались открыть истоки этих эмоций, так как они отрицательные и приводят к дурному.

Представление о «войне» в истории

Изучая литературу в Интернет-ресурсах на одной из страниц, мы прочитали: «Если бы наши предки вежливо пропускали других к еде, они, возможно, умерли бы с голоду, прежде чем смогли бы передать свои гены следующему поколению. Поэтому, люди, которые вели себя злобно, когда были голодные, получали преимущество для выживания. Мы несём в себе их гены по сегодняшний день, независимо от того, сталкиваемся мы с нехваткой пищи или с её изобилием» [4].

Представление о войне в разные времена у разных народов было одинаковое. Война: безнравственность, достойная осуждения.

Проблема войны всегда была в центре внимания всех государств. Её стараются предотвратить десятки стран, так как знают: будет ответственен каждый.

Олицетворение «войны» в мифологии

Первоначально древний человек очеловечивал какие-то жизненные аспекты, элементы окружающего мира. Так было персонифицировано такое, как война.

Возникали племенные боги. Чаще всего это боги-воители. Они известны прежде всего у воинствующих племен. Зачастую верховный бог нес в себе черты бога-воителя, совмещая функции бога войны.

Так возникают более специализированные Боги войны и т. д.

В греческой мифологии

Эньялий – бог битвы; Энио – богиня войны

Гавайская мифология

Ку – бог войны, птица и огонь; Пеле – богиня насилия, огня и молнии.

Этрусская мифология

Ларан – бог войны; Менерва – богиня войны.

Индуистская мифология

Хануман – бог войны, мудрости и мужества;

Кали – богиня времени, изменений и войны.

Хеттская мифология

Шаушка – богиня войны; Вуррукатте – бог войны.

Вывод

Понятие «война» досталось нам от далёких предков, которые каждый день боролись за выживание. А наше мирное время мы просто живём и радуемся каждому новому дню.

Каждый народ и каждая нация индивидуальны. И из-за чувства власти над миром порабощать нельзя никого. Никто на нашей Земле не лучше и не хуже другого. Никто не может быть счастлив в одиночку. Мы поняли, что противостоять войне можно, но всем вместе.

2. Практическая часть

2.1. «Война» в нашей жизни

Понятие «война» до сих пор существует в тех семьях, где чтят и помнят о тех, кто ушёл – и не вернулся; кто ушёл – и вернулся, но с полным сердцем скорби; кто ушёл – и вернулся глубоким инвалидом и радоваться жизни, уже, просто нет сил.

Так и в моей семье…

Первоначально, всё, что я узнала о воинах нашего рода – я узнала от своего дедушки по материнской линии – от Бусова Владимира Андреевича. Сначала это была информация о Семье Бусовых по ветви моего деда.

А через некоторое время я всё узнала и о семье Платоновых, прадеде по ветви моей бабушки.

Исторические сведения о семье Бусовых

Мой дедушка, Бусов Владимир Андреевич, очень часто рассказывает мне о моём прадедушке Бусове Андрее Ивановиче. Я решила узнать всё о тех, кто воевал в моём роде.

И началось моё маленькое, но очень великое расследование.

В маленькой деревушке Красный Бор Шереметьевского района (ныне Нижнекамский район Татарстана) жила семья Бусовых: отец Бусов Иван Филаретович (1891 – 1963 гг.), мать Бусова Марфа Ивановна (1892–1985гг.) и их семеро детей: Екатерина 1911г.р., Андрей 1916 г.р., Михаил 1925 г.р., Пелагея 1928 г.р., Дмитрий 1929 г.р., Мария 1932 г.р., Кузьма 1934 г.р., (причем, ещё их четыре ребёнка: Илья, Иван, Степанида, Петр умерли в младенчестве и детском возрасте от детских болезней).

Родители трудились с утра до ночи, чтобы прокормить многочисленную семью. Дети с детства были опорой родителям: старшие девочки помогали матери по дому, нянчились с младшими; старший сын Андрей помогал отцу, учился у него плотницкому делу. По достижении призывного возраста, Андрей пошёл в армию и участвовал в советско-финской войне (1939 – 1940 гг.) (Приложение 2).

По ее окончании он вернулся на родину, где встретил свою будущую жену Матрёну.

2.2. Война

В декабре 1940 года сыграли свадьбу, а через полгода вновь на фронт – началась Великая Отечественная война. Андрея призвали в ряды Рабочее-Крестьянской Красной Армии. Осенью 1941 года в одном из боев солдат получил сильную контузию, после которой был комиссован. Вернулся солдат домой инвалидом – он стал практически глухим. Начались мирные годы, но проклятая война давала о себе знать каждодневно. Его преследовали приступы болезни, которые случались по 7 – 10 раз в день.

2.3. Мирная жизнь Андрея и Матрёны

В 1942 году родился в молодой семье Андрея и Матрены Бусовых первенец – сын Иван, названный в честь деда (Приложение 3).

Затем через каждые три-четыре года появились дети: Александр (1945 г.р.), Мария (1949 г.р.), Николай (1953 г.р.), а позже и через каждые два года: Владимир (1955 г.р.), Михаил (1957 г.р.), Татьяна (1959 г.р.), Юрий (1961г.р.), Валентина (1963 г.р.) и Валерий (1965г.р.).

Матрена работала в колхозе «Красные пески» от зари и до зари, не отказываясь ни от какой работы, а Андрей плотничал. Затем семья переехала в рабочий поселок «Соколки» Мамадышского района, где сельский совет выделил многодетной семье дом для проживания. Андрей Иванович стал работать в Сокольском рейде, основная функция которого – лесосплав (многочисленные бригады сплавщиков формировали древесину в огромные плоты и сплавляли их по рекам Каме, Вятке, Волге для строительства и восстановления разрушенного хозяйства страны в годы Великой Отечественной войны.)

Позже Андрей стал строителем, а потом бригадиром строительной бригады, которая возводила двухквартирные и обычные дома. Также его бригада построила школу-восьмилетку, сельский клуб, детский сад, медпункт, лесозавод и другие объекты в селе Соколки.

Время шло. Андрей Иванович, будучи на пенсии, устроился сторожем на базу отдыха «Дубравушка» ПАО «НКНХ» и вскоре семья Бусовых въехала в городскую квартиру. Как радовались Андрей Иванович и Матрена Николаевна, когда их квартира наполнялась многочисленной семьей (10 детей с семьями и 18 внуков).

В 1990 году супруги Бусовы Андрей Иванович и Матрена Николаевна отметили золотой юбилей – 50 лет совместной жизни в кругу своей семьи и многочисленных родственников! (Приложение 4)

Андрея Ивановича не стало в 1991 году, скончался от приступа астмы (болел много лет, был инвалидом 2 группы), не дожив одного месяца до своего 75–летия. Жена Матрена Николаевна – мать-героиня, воспитавшая с мужем 10 детей и награжденная золотой звездой «Мать-героиня», пережила супруга на девять лет. В 2000 году не стало и её. Но память о них сохраниться в сердцах детей, внуков и правнуков.

2.4. Мой прадед, погибший в той войне

Но, родословное древо не может иметь одну ветвь, тем более я всегда слышала, что родственников у меня много. Моё исследование продолжалось. И вот что стал вспоминать мой дедушка Бусов Владимир Андреевич, а я нашла тому подтверждение в архивах через сеть Интернет вместе с мамой Аюкиной Ириной Владимировной.

Оказывается, из семьи Бусова Ивана Филаретовича, кроме сына Андрея, ушел на Великую Отечественную войну еще один сын – Михаил (1925 г.р.).

Он был призван Шереметьевским районным военным комиссариатом Татарской АССР в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию, где пропал без вести. Долго не было о нём никаких известий (Приложение 5).

С сети Интернет и размещением информации на сайтах «Мемориал», «Книга памяти» и других, удалось найти следующую информацию: «Бусов Михаил Иванович, 1925 г.р., д. Старое Минькино (Борок), мобилизован Шереметьевским РВК, гвардии ефрейтор. Участвовал в Великой Отечественной войне будучи стрелком в 87–м гвардейском стрелковом полку 29-й гвардейской стрелковой дивизии.

Погиб в бою 20 сентября1943 года. Первоначально был похоронен в километре от деревни Прудиново Глинковского района Смоленской области. Позднее перезахоронен в братской могиле в селе Глинка (Приложение 6).

Кроме того, в сети Интернет мы нашли фотографию памятника братской могилы павших воинов на территории села Глинка. В списке мемориала имеется и фамилия моего другого прадедушки Бусова Михаила Ивановича (Приложение 7).

2.5. Прапрадед Платонов Павел Яковлевич

Я хотела узнавать всё больше и больше… Меня нельзя было остановить… И вот мы нашли информацию ещё об одном пращуре по бабушкиной линии (Бусовой Надежды Дмитриевны) – о Платонове Павле Яковлевиче (Приложение 8).

Родился Павел Яковлевич в 1898 году в селе Мальцево, Трёхсвятской волости Елабужского уезда Вятской губернии. Призван на фронт был осенью в 1941 году Елабужским районным военкоматом (Приложение 9).

В 1942 году пропал без вести. В 1975 году, к 30-летию Победы, пришло письмо с Украины на имя жены Павла Яковлевича, Платоновой Марии Осиповны. Письмо было от «красных следопытов» с известием о том, что найдена гильза от патрона, в которой имелась записка с указанием места жительства, погибшего: село Мальцево, Елабужского района ТАССР и Ф.И.О. жены.

Кроме этого в письме имелось приглашение посетить могилу воина в первичном захоронении на северной окраине в деревне Гавриловка Барвенковского района Харьковской области Украинской ССР.

Четверо детей Платонова Павла Яковлевича со своими семьями посетили могилу отца и привезли ему землю с родины. В ходе встречи с сельчанами они узнали от очевидцев о событиях Великой Отечественной войны тех лет. В ходе ожесточенных боев в течении одного дня деревня Гавриловка переходила из рук в руки 7 раз.

В 2016 году были найдены архивные документы, подтверждающие о том, что Платонов Павел Яковлевич погиб 16 сентября 1943 года в звании рядового. Имеется копия извещения о смерти на имя жены (Приложение 10). В ходе розыскных работ установлено точное место захоронения Павла Яковлевича. Это не деревня Гавриловка, а поселок Котовка того же района (Приложение 11). Имя Платонова Павла Яковлевича навечно высечено на мемориальной плите братской могилы.

2.6. Братья моего прапрадеда: Платонов Григорий Яковлевич и Платонов Дмитрий Яковлевич

На войну были призваны и младшие братья Павла Яковлевича: Платонов Григорий Яковлевиа (1906 г.р.) и Дмитрий Яковлевич (1908 г.р.). На тот момент проживавших так же, в селе Мальцево Елабужского района ТАССР.

В 1943 году жена Григория Яковлевича, Платонова Евдокия Евграфова, получила извещении о смерти красноармейца-стрелка, служившего в 952 стрелковом полку 268 стрелковой дивизии армии Белова Павла Алексеевича. Григорий Яковлевич был убит 14 января 1943 года в Ленинградской области Мгинского района в деревне Марьино (Приложение 12). Южнее её, на расстоянии 2,5 км, находится дивизионный пункт погребения Платонова Григория Яковлевича… Его могила №17 (Приложение 13).

Через несколько месяцев в семью вновь приходит похоронка.

Теперь на Платонова Дмитрия Яковлевича (Приложение 14). Её получила жена, Татьяна Ивановна. 15 марта 1943 года ходе сражения в Курской области, а ныне Орловская область, в Дмитровском районе в деревни Брянцево был убит Платонов Дмитрий Яковлевич...

Источники:

• Учётная карточка захоронения.

• Донесение о безвозвратных потерях.

• Похоронные извещения.

2.7. Анкетирование

Мы провели анкетирование в нашем классе «У кого в семье есть герой войны?» (Приложение 15). Оказалось, что воины-герои есть в 21 семье нашего класса.

Задали вопрос в классе: «Как можно избежать чувства вражды и ненависти?». Ответы оказались самыми разными. Данные приведены в таблице ниже с использованием архивного материала класса.

auk-1.tif

Прогулки и игры с друзьями помогают почувствовать крепкое плечо товарища и друга.

А если это ещё и на коньках!

То вражде здесь места нет. Поможем любому, научим каждого, поддержим слабого!

auk-2.tif

Посещение кружков и секций по интересам – замечательное время провождения.

И глупые мысли в голову не лезут!

А только толк! Только дело! Только увлечения!

Попробуй, построй такого робота.

auk-3.tif

Развивающие настольные игры в классе и дома помогают мозгу концентрироваться на важном, умном. На том, что поможет в жизни и самому и при поддержке товарищей.

auk-4.tif

Скучно?

Сделай доброе дело другим.

Например, почисть хоккейную коробку, даже, если сам не играешь в хоккей.

auk-5.tif

А, уж, если совсем не знаешь, чем заняться и недовольство распирает от скуки – тогда дерзай!

Ставь театр, например, как мы «Репку на новый лад!»

auk-6.tif

Сходи вместе с нами на экскурсию, позаботься о братьях наших меньших.

Сколько бездомных, брошенных, покалеченных зверушек обихаживает наш эколого-биологический центр. Сходи, помоги, покорми!

Вывод

Мои прадеды пожертвовали своей жизнью, чтобы я и мои сверстники жили счастливо и не знали тяготы порабощения, унижения и безволия. Я – молодое поколение моих предков, я – нравственный облик моей семьи, и я – будущий хранитель мира на планете Земля.

Заключение

Я и моя семья до сих пор говорим Гульнаре Гильфановне большое спасибо за то, что она на своих уроках говорит о доброте, о семье, родственниках, родословной, о корнях эпохи… Если не тот урок «Род и семья – исток нравственных отношений» я бы никогда не углубилась в своё родословное дерево и, наверное, так и не узнала о том, сколько моих прадедов отдали свою жизнь в той войне. Я говорю спасибо всем, кто чтит и бережёт память о тех годах, кто лелеет малую крупицу памяти о тех в семье, кто воевал… погиб, но жил …

По итогам работы можно сделать следующие выводы:

Война калечит судьбы людей, приносит в семьи боль, горе и сострадание. Такие потери невосполнимы. Они меняют людей до неузнаваемости и становятся решающими в судьбе человека.

Мы узнали и рассказали одноклассникам, почему война – это плохо:

– пережито много и, далеко не положительного, а надо идти вперёд;

– военные события приносят огромную боль и нескончаемые страдания людям;

– немногие выживают и несут тяжкое бремя на своих плечах;

– влияние войны на жизнь людей настолько велико, что никогда и ни с чем не сможет сравниться.

3. Установили, что есть много различных поводов поссорится, но эти ссоры не стоят того, чтобы начинать войну.

4. Начали познавать, как вырасти добрым и отзывчивым.

5. Придумали, как можно разрешать конфликты, чтобы они не переросли во что-то серьёзное:

– написать письмо гнева, рассказав в нём, как на кого-то злишься;

– можно побить подушку, представив, что это тот, на кого злишься;

– поставить стул, посадить игрушку, и, представив, что это тот, на кого злишься, высказать всё со злостью.

А если тот, кто обидел – рядом – безопаснее всего проговорить, не обвиняя, не предъявляя претензий, свои чувства вслух. Все сказочные герои злились, все злые духи мешали, но в конце каждой сказки, мифологической истории добро побеждает злость, так как зло съедает, испепеляет, грызёт и не даёт покоя. И рядом со злыми людьми мало друзей, приятелей, просто знакомых.

Всеми открытиями мы поделились с одноклассниками.

Мы с большим интересом стали:

• Вглядываться в поступки героев на литературном чтении.

• Изучать исторические данные на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и дополнительных внеклассных занятиях.

• Анализировать портреты людей.

Таким образом, гипотеза, которую мы предположили в начале исследования – подтвердилась. И если знать и регулировать причины серьёзных ссор, то в жизни можно избежать военных действий.

Шире открой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрёшь. Старайся увидеть мир. Он прекрасней любой мечты, созданной на фабрике или оплаченной деньгами. (Рэй Бредбери [7]).


Библиографическая ссылка

Аюкина С.А. ЧТОБЫ МЫ ПОМНИЛИ… // Старт в науке. – 2019. – № 3-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1621 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674