Речь человека – это его визитная карточка. Недаром Сократ сказал: «Заговори, чтоб я тебя узнал».
Речь, бесспорно, главная составляющая человека. Умение высказываться, понимать речь другого– это неотъемлемая часть общения. Такие умения, безусловно, приобретаются в школе. Проверить такие умения школьников призван новый экзамен – устное собеседование.
Тема моего исследования «Собеседование в 9 классе. Реальность сдачи»
Актуальность исследования. Считаю, что актуально поднимаются вопросы речевого общения, потому что в наш компьютерный век, век Интернета, общение рискует снизойти на язык символов и смайлов. Именно поэтому введение собеседования в 9 классе просто необходимо, для создания ситуации речевого общения и понимания участниками собеседования, что нельзя переходить на язык смайлов, что живое общение приятнее, да и в конце концов необходимо для становления человека в обществе. Для нас, современных ребят, поколения, круглосуточно проводящими время с гаджетами, возникает вопрос, а справимся ли мы с собеседованием. Реально ли его сдать?
Гипотеза – сдать собеседование в 9 классе реально.
Цель – проанализировать реальность сдачи собеседования в 9 классе через эксперимент с обучающимися 7 класса МБОУ «Украинская СОШ».
Для этого требуется решить следующие задачи:
1. Узнать, что такое собеседование, познакомиться с КИМами, разобраться в заданиях КИМа;
2. Провести эксперимент в виде лингвистической игры «Экзамен»;
3. Протестировать себя через игру «Экзамен»;
4. Обработать и проанализировать результаты участия в игре «Экзамен»;
5. Прийти к выводу о реальности сдачи собеседования в 9 классе через эксперимент с обучающимися 7 класса МБОУ «Украинская СОШ».
Материал исследования – собеседование.
Экспериментальная группа – испытуемые из числа обучающихся 7 класса МБОУ «Украинская СОШ»
При подготовке были использованы следующие методы:
1. Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме).
2. Теоретические (изучение, обобщение и систематизация сведений).
3. Лингвистический эксперимент в форме игры.
4. Статистический метод (статистический учет данных, полученных в результате лингвистической игры).
1. Что представляет собой собеседование по окончании 9 класса? Знакомство с КИМами для собеседования
Собеседование – это новая форма проверки знаний учеников, который вводится для определения навыков устной речи девятиклассников. Начиная с 2018–2019 учебного года, получение «зачета» на итоговом собеседовании является обязательным условием допуска к государственной итоговой аттестации для всех девятиклассников. Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи. Поэтому на подготовку участнику будет даваться 2–3 минуты, само собеседование займет около 15 минут.
Что такое КИМ?
КИМ – это контрольно-измерительный материал, то есть задания, которые экзаменуемый должен выполнить (см. приложение 1).
Модель собеседования включает следующие типы заданий
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.
Критерии оценивания собеседования
В критерии оценивания входит: чтение, пересказ и включение цитаты в него, монолог, участие в диалоге, речь ученика при чтении и пересказе, речь ученика при монологе и диалоге, с учетом речевого оформления монолога и диалога (см. приложение 2).
Оцениваться оно будет по системе «зачёт»/«незачёт». Зачет выставляется, если обучающийся набрал не менее 10 баллов.
Критерии дают следующую разбалловку:
Задание 1. Чтение текста вслух оценивается от 2 до 0 баллов. Оценивается интонация и темп чтения.
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания оценивается от 4 до 0 баллов. Оценивается сохранение микротем, фактическая точность, уместность цитаты и правильность её языкового оформления.
Задание 1 и 2 также оценивается с точки зрения правильности речи от 4 до 0 баллов.
Максимальное количество баллов за чтение и пересказ – 10.
Задание 3. Монологическое высказывание оценивается от 3 до 0 баллов.
Оценивается количество предложений, учет речевой ситуации, высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
Задание 4. Диалог оценивается от 2 до 0 баллов. Оценивается полнота ответов на вопросы, учет речевой ситуации.
Задание 3 и 4 также оценивается с точки зрения правильности речи от 4 до 0 баллов.
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов (см. приложение 2)
Выводы по первой главе
Подводя итоги теоретическая части работы, я делаю следующие выводы.
Новая форма проверки знаний учеников – собеседование, направлена на проверку навыков спонтанной речи. Проводится собеседование по специальным КИМам (контрольно-измерительным материалам).
Собеседование включает такие типы заданий, как:
1) чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником.
Оценивание выполнения заданий происходит по специальным критериям.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оцениваться оно будет по системе «зачёт»/«незачёт». Зачет выставляется, если обучающийся набрал не менее 10 баллов.
В критерии оценивания входит: чтение, пересказ и включение цитаты в него, монолог, участие в диалоге, речь ученика при чтении и пересказе, речь ученика при монологе и диалоге, учитывая речевое оформление монолога и диалога.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
2. Эксперимент сдачи собеседования в виде лингвистической игры «Экзамен»
Краткая характеристика участников игры «Экзамен»
Испытуемый А – девочка, обучается в 7 классе МБОУ «Украинская СОШ» с первого класса. За время учебы показала себя старательной и ответственной ученицей. Обладает отличным уровнем знаний. С 1 класса имеет оценку «отлично» по всем предметам.
(Из характеристики классного руководителя 7 класса МБОУ «Украинская СОШ» Подоляко Е.К.)
Штрек Виктория – испытуемая В.
Штрек Виктория обучается в МБОУ «Украинская СОШ» с 1 класса. За время обучения проявила себя как ученица с развитыми интеллектуальными способностями. С 1 по 6 класс обучения успевает на отметки «отлично».
В 2017–2018 учебном году имела высокие результаты:
Лауреат XVIII научно-практической конференции учащихся Исилькульского муниципального района (секция Лингвистика);
Лауреат 50-й межрегиональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи (секция Лингвистика);
Лауреат интернет-конференции детских исследовательских работ обучающихся образовательных организация Омской области (секция Филология);
Победитель Всероссийского онлайн-тестирования по русскому языку.
(Из характеристики классного руководителя 7 класса МБОУ «Украинская СОШ» Подоляко Е.К.)
Средства для определения результатов реальности сдачи собеседования в 9 классе через эксперимент с обучающимися 7 класса МБОУ «Украинская СОШ» Исилькульского района Омской области
Изучая вопрос реальности сдачи собеседования в 9 классе через эксперимент с обучающимися 7 класса МБОУ «Украинская СОШ», я прошла итоговое собеседование и предложила стать испытуемой моей однокласснице, ученице 7 класса Украинской школы (далее испытуемая А).
Исследование проводилось в течение нескольких месяцев. В ходе исследования можно выделить следующие этапы:
1 этап (октябрь-ноябрь 2018). Содержание этапа: подбор средств для изучения данного вопроса, выбор испытуемых.
2 этап (декабрь 2018). Содержание этапа: проведение экспериментальной работы;
3 этап (январь-февраль 2019). Содержание этапа: обработка результатов и формулирование выводов.
Средством для изучения реальности сдачи собеседования в 9 классе через эксперимент с обучающимися 7 класса МБОУ «Украинская СОШ» была избрана лингвистическая игра в форме экзамена.
Лингвистическая игра «Экзамен»
Цель применения – выявить реальность сдачи собеседования.
Описание: Испытуемому предлагается пройти собеседование в форме, в которой оно будет проходить в 9 классе.
Инструктаж для участника итогового собеседования по русскому языку: За 15 минут отведенного времени выполните все задания собеседования. На подготовку к заданиям отводится соответствующее время, оно объявляется собеседником. Следуйте инструкциям экзаменатора (см. приложение 3).
Обработка результатов: Подсчитывается количество баллов, которые может набрать испытуемый в соответствии с критериями оценивания (см. приложение 2).
Интерпретация:
На основании полученных результатов определяется реальности сдачи собеседования семиклассниками МБОУ «Украинская СОШ», реальность получения зачета.
Результаты игры «Экзамен». Анализ и интерпретация результатов
Результаты испытуемого А
Для выявления у испытуемой А 7 класса Украинской школы реальности сдачи собеседования была предложена лингвистическая игра «Экзамен», где ученица должна была в течение 15 минут выполнить как можно лучше задания КИМа собеседования, взятого из сборника Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов». (см. приложение 5). Ей нужно стараться получить как можно больше баллов, чтобы был зачет. В это время велась аудиозапись ответа (см. приложение6–диск с аудиозаписью), чтобы создать правдивую ситуацию экзамена и после прослушивания записи оценить ответ ученика по критериям собеседования (см. приложение 2).
Анализ аудиозаписи показал, что испытуемая А 7 класса МБОУ «Украинская СОШ» набрала по критериям собеседования 13 баллов и получила зачет.
Выставленные баллы испытуемой А представлены в табл. 1.
Таблица 1
Форма протокола эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования
ФИО участника: |
Испытуемая А |
||||
Класс: |
7 |
Номер аудитории |
5 |
Номер варианта |
1 |
№ |
Критерий |
Краткое название |
Балл |
Критерии оценивания чтения вслух |
|||
1 |
Интонация |
ИЧ |
1 |
2 |
Темп чтения |
ТЧ |
1 |
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
|||
3 |
Сохранение при пересказе микротем текста |
П1 |
1 |
4 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
П2 |
1 |
Окончание табл. 1
5 |
Работа с высказыванием |
П3 |
0 |
6 |
Способы цитирования |
П4 |
0 |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 |
|||
7 |
Соблюдение грамматических норм |
Г |
0 |
8 |
Соблюдение орфоэпических норм |
О |
1 |
9 |
Соблюдение речевых норм |
Р |
1 |
10 |
Искажения слов |
Иск |
1 |
Критерии оценивания монологического высказывания |
|||
11 |
Выполнение коммуникативной задачи |
М1 |
0 |
12 |
Учёт условий речевой ситуации |
М2 |
1 |
13 |
Речевое оформление монологического высказывания |
М3 |
0 |
Критерии оценивания диалога |
|||
14 |
Оценивание диалога |
Д1 |
1 |
15 |
Учёт условий речевой ситуации |
Д2 |
1 |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 |
|||
16 |
Соблюдение грамматических норм |
Г |
1 |
17 |
Соблюдение орфоэпических норм |
О |
1 |
18 |
Соблюдение речевых норм |
Р |
1 |
19 |
Речевое оформление |
РО |
0 |
Итог: |
13 |
Зачет |
зачет |
Не зачет |
Штрек Виктория, Подоляко Е.К. / / 21.12.2018
ФИО эксперта Подпись Дата
Полученные данные показывают, что обучающаяся 7 класса МБОУ «Украинская СОШ» имеет реальные возможности сдать собеседование в 9 классе.
Самоанализ участия в игре «Экзамен»
Для проверки собственных сил и реальности сдачи собеседования было также пройдено собеседование по второму варианту, взятому из сборника Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. «ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов». (см. приложение 5). Велась аудиозапись ответа (см. приложение 6 – диск с аудиозаписью). Прослушивание и анализ аудиозаписи показал, что при собеседовании набрано по критериям 16 баллов и получен зачет.
Самооценка собеседования представлена в табл. 2.
Таблица 2
Форма протокола эксперта для оценивания ответов участников итогового собеседования
ФИО участника: |
Испытуемая В (Штрек Виктория) |
||||
Класс: |
7 |
Номер аудитории |
5 |
Номер варианта |
2 |
№ |
Критерий |
Краткое название |
Балл |
Критерии оценивания чтения вслух |
|||
1 |
Интонация |
ИЧ |
1 |
2 |
Темп чтения |
ТЧ |
1 |
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
|||
3 |
Сохранение при пересказе микротем |
П1 |
1 |
4 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе |
П2 |
0 |
5 |
Работа с высказыванием |
П3 |
0 |
6 |
Способы цитирования |
П4 |
0 |
Окончание табл. 2
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 |
|||
7 |
Соблюдение грамматических норм |
Г |
1 |
8 |
Соблюдение орфоэпических норм |
О |
1 |
9 |
Соблюдение речевых норм |
Р |
1 |
10 |
Искажения слов |
Иск |
1 |
Критерии оценивания монологического высказывания |
|||
11 |
Выполнение коммуникативной задачи |
М1 |
1 |
12 |
Учёт условий речевой ситуации |
М2 |
1 |
13 |
Речевое оформление монологического высказывания |
М3 |
1 |
Критерии оценивания диалога |
|||
14 |
Оценивание диалога |
Д1 |
1 |
Учёт условий речевой ситуации Д2 1 Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 |
|||
15 |
Соблюдение грамматических норм |
Г |
1 |
16 |
Соблюдение орфоэпических норм |
О |
1 |
17 |
Соблюдение речевых норм |
Р |
1 |
18 |
Речевое оформление |
РО |
1 |
Итог: |
16 |
Зачет |
зачет |
Не зачет |
Штрек Виктория, Подоляко Е.К. / / 21.12.2018
ФИО эксперта Подпись Дата
Данные табл. 2 достаточно понятны. Мне удалось получить зачет по собеседованию.
Общие результаты эксперимента в форме лингвистической игры «Экзамен» наглядно иллюстрирует рисунке.
Лингвистический эксперимент «Экзамен» среди учеников 7 класса МБОУ «Украинская СОШ»
Таким образом, анализируя участие в эксперименте через лингвистическую игру «Экзамен», я могу сделать вывод, что сдать собеседование в 9 классе реально, так как обе семиклассницы прошли успешно данное испытание. Только для большей уверенности в сдаче собеседования, избежания ошибок и получения высшего балла по собеседованию необходима предварительная подготовка к экзамену При достаточной предварительной подготовке сдать собеседование в 9 классе реально.
Заключение
Итак, в работе мы попытались исследовать собеседование, а точнее реальность сдачи собеседования в 9 классе
Предмет исследования – собеседование.
В ходе написания работы задачи поставленные в начале исследования были выполнены.
Гипотеза – сдать собеседование в 9 классе реально подтвердилась.
Цель достигнута.
Рассматривая полученные в результате эксперимента материалы, мы установили, что сдать собеседование в 9 классе задача реальная.
Работая над этой темой, я решила создать памятки для учащихся, которые помогут школьникам правильно готовиться к выразительному чтению текста, упражняться в пересказе, сочинить монолог, подготовить себя к участию в диалоге (см. приложение 5).
Хочется, чтобы на собеседовании в 9 классе реализовывались слова А С Пушкина «Ну а речь-то говорит, словно реченька журчит».
Помните: «Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство».
Приложение
Приложение 1
Демонстрационный вариант итогового собеседования по русскому языку 2019 года. Источник – сайт ФИПИ
Приложение 2
Критерии оценивания собеседования
Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух. |
Баллы |
|
Интонация. |
||
ИЧ |
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. |
1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. |
0 |
|
Темп чтения. |
||
ТЧ |
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. |
1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания |
Баллы |
|
П1 |
Сохранение при пересказе микротем текста. |
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены |
1 |
|
Упущена или добавлена одна или более микротем. |
0 |
|
П2 |
Соблюдение фактологической точности при пересказе . |
|
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (одна и более) |
0 |
|
П3 |
Работа с высказыванием. |
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично. |
1 |
|
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, или приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа. |
0 |
|
П4 |
Способы цитирования. |
|
Ошибок нет. |
1 |
|
Допущены ошибки при цитировании (одна и более). |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)* |
||
Г |
Соблюдение грамматических норм. |
|
Грамматических ошибок нет. |
1 |
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более). |
0 |
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). |
1 |
|
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) |
0 |
|
Р |
Соблюдение речевых норм. |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. |
1 |
|
Допущены речевые ошибки (четыре и более). |
0 |
|
Иск. |
Искажения слов. |
|
Искажений слов нет. |
1 |
|
Допущены искажения слов (одно и более). |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не более двух баллов.
Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) – 10.
Задание 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М). |
Баллы |
|
Выполнение коммуникативной задачи. |
||
М1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. |
1 |
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания. |
0 |
|
М2 |
Учёт условий речевой ситуации. |
|
Учтены условия речевой ситуации. |
1 |
|
Условия речевой ситуации не учтены. |
0 |
|
М3 |
Речевое оформление монологического высказывания (МР) . |
|
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. |
1 |
|
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более). |
0 |
|
Максимальное количество баллов
|
3 |
Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Критерии оценивания диалога (Д). |
||
Д1 |
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все вопросы в диалоге. |
1 |
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы. |
0 |
|
Д2 |
Учёт условий речевой ситуации. |
|
Учтены условия речевой ситуации. |
1 |
|
Условия речевой ситуации не учтены. |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
2 |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)* |
||
Г |
Соблюдение грамматических норм. |
|
Грамматических ошибок нет. |
1 |
|
Допущены грамматические ошибки (одна и более). |
0 |
|
О |
Соблюдение орфоэпических норм |
|
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок. |
1 |
|
Допущены орфоэпические ошибки (три и более) |
0 |
|
РО |
Речевое оформление. |
|
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. |
1 |
|
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. |
0 |
|
Максимальное количество баллов |
4 |
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2) ставится не более двух баллов.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19. Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 10 или более баллов.
Приложение 3
Сценарий проведения инструктажа для участника итогового собеседования по русскому языку
Текст, который выделен жирным шрифтом, должен быть прочитан обучающимся.
Комментарии, отмеченные курсивом, предназначены экзаменаторам-собеседникам и не зачитываются обучающимся.
Здравствуйте! Садитесь. Представьтесь, пожалуйста, из какого вы класса? Покажите, пожалуйста Ваш паспорт. |
|
Обучающийся произносит в средство аудиозаписи ФИО, класс |
|
Экзаменатор-собеседник записывает в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории: ФИО участника; класс серия, номер документа, удостоверяющего личность |
|
Сегодня вы проходите итоговое собеседование по русскому языку. Прочитайте инструкцию по выполнению заданий. |
|
Выдать обучающемуся инструкцию и дождаться, пока обучающийся прочитает инструкцию |
|
Напоминаю, что перед началом ответа, вы должны четко произнести в средство аудиозаписи номер варианта, а перед ответом на каждое задание вы должны назвать номер задания. Внимательно читайте задания. Приступайте к выполнению. |
|
Вы сейчас получите текст, обращаем внимание на то, что с этим текстом вы будите работать, выполняя задания 1 и 2. В первом задании вы должны прочитать текст. |
|
Экзаменатор-собеседник выдает обучающемуся текст для чтения |
|
Обучающийся произносит номер варианта |
|
Экзаменатор-собеседник фиксирует в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории время начала ответа обучающегося |
|
Обучающийся читает текст про себя |
2 мин |
Обучающийся произносит номер задания и читает текст вслух |
2 мин |
Переходите ко второму заданию. Вы должны будете пересказать прочитанный вами текст, включив в него приведенное высказывание. |
|
Организатор выдает обучающемуся второе задание |
|
Приступайте |
|
Обучающийся готовится к пересказу текста |
1 мин |
Экзаменатор-собеседник забирает исходный текст у обучающегося |
|
Обучающийся произносит номер задания и пересказывает текст |
3 мин |
После пересказа забрать у обучающегося материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2 |
|
Сейчас вы переходите к выполнению заданий 3 и 4. Эти задания связаны тематически. Для выполнения задания 3 вы должны выбрать одну из предложенных тем беседы. |
|
После того как обучающийся выбрал тему, выдать ему карточку участника собеседования с планом ответа |
|
Хочу напомнить, что ваш ответ должен длиться не более 3 мин. |
|
Обучающийся готовится к монологическому высказыванию |
1 мин |
Обучающийся произносит номер задания и отвечает |
3 мин |
А теперь четвертое задание. Ответьте на следующие вопросы по выбранной вами теме. |
|
Экзаменатор задает обучающемуся вопросы, приведенные в карточке экзаменатора-собеседника |
3 мин |
Спасибо, собеседование закончено. |
|
Экзаменатор-собеседник фиксирует в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории время окончания ответа обучающегося |
|
Экзаменатор-собеседник просит обучающегося расписаться в ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории |
Приложение 4
Памятки для самостоятельной подготовки к собеседованию
Памятка 1. Как подготовиться к выразительному чтению
1. Внимательно прочитать текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно)
2. Определить тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих читателей.
4. Найдите слова, на которые падает логическое ударение, подчеркните их.
5. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
6. Обозначьте паузы, обязательно делайте их при чтении на месте знаков препинания.
7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
8. Продумайте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например: темп речи, громкость голоса.
9. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи и умеренную громкость.
Памятка 2. Как готовится к пересказу текста
1. Внимательно прочитайте текст; выясните значение непонятных слов.
2. Ответьте на вопросы, данные в пособии или предложенные учителем. В случае затруднение перечитайте соответствующие части текста.
3. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Определите, к какому типу речи относится текст.
4. Разделите текст на композиционные и смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.
5. Выпишите ключевые слова каждого абзаца.
6. Определите стиль текста. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении или пересказе.
7. Прочитайте снова, разделяя смысловые части его значительными паузами и стараясь запомнить содержание текста.
8. Закройте книгу, персказывайте текст, опираясь на план и ключевые слова.
Памятка 3. Как работать над сочинением
1. Конкретизируйте тему, задав себе несколько вопросов по теме.
2. Подумайте: кого, в чём и как вы будете убеждать своим сочинением.
3. Соберите или отберите необходимый материал.
4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический и др.).
6. Составьте план.
7. Создайте текст сочинение письменно или устно.
Памятка 4. Как подготовить себя к диалогу
Единый алгоритм действий ученика при ответе на каждый вопрос в диалоге.
Этот ответ должен быть рассуждением-объяснением и когда диалог продолжает описательный или повествовательный монолог, и когда он является продолжением монолога-рассуждения.
Шаг 1. Внимательно слушаем и слышим.
Шаг 2. Быстро выделяем и запоминаем основные тематические слова (2 или 3 существительных). Настраиваемся на составление их определения.
Шаг 3. Поскольку ответ на любой вопрос должен быть рассуждением-объяснением, то сначала надо сформулировать основную мысль. Доля этого повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
Шаг 4. Формулируем аргументы, объясняющие полученную ОМ. Откуда их можно взять? Ученик делает короткие толкования каждого из тематических слов, делая их аргументами к основной мысли.
Отвечая на вопрос, ученик соединяет два определения связкой поэтому – получается связный ответ объемом 3 фразы.
Работа с другими вопросами идет аналогично. В результате весь объем реплик в диалоге составит примерно десять фраз.
Обучающая работа
1. Есть ли у Вас какое-либо увлечение и в чём его привлекательность?
О чём в вопросе идет речь, нашли тему.(Что такое увлечение?).
Выделяем и запоминаем основные тематические слова. (Привлекательность увлечений).
Повторяем заданный вопрос без вопросительной интонации и без вопросительных слов. Получаем основную мысль нашего рассуждения-объяснения.
Что такое увлечение? По моему мнению, увлечение – это такое занятие, которое человек выполняет с особым интересом. Я люблю русские народные песни, поэтому уже несколько лет занимаюсь народным пением в ДШИ в образцовом фольклорном ансамбле «Ладушки».
2. Какие необычные увлечения есть у Ваших друзей и знакомых?
Среди моих друзей и одноклассников много тех, кто занят – танцами, пением, живописью, спортом, коллекционированием...
3. Может ли увлечение повлиять на выбор профессии?
Безусловно, увлечение может повлиять на выбор профессии. Я после окончания девятого класса собираюсь поступать в техникум культуры, так моё увлечение в будущем станет профессией.
Приложение 5
КИМы для лингвистического эксперимента
Источник (Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. ОГЭ. Русский язык. Устное собеседование: типовые варианты: 20 вариантов. – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
(Прилагаются к работе в файле КИМы в распечатанном виде, подготовленные для проведения собеседования.)
Библиографическая ссылка
Штрек В.Е. СОБЕСЕДОВАНИЕ В 9 КЛАССЕ. РЕАЛЬНОСТЬ СДАЧИ // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1604 (дата обращения: 05.10.2024).