Что такое семья? Какой смысл каждый человек вкладывает в это слово? Все мы понимаем слово «семья» по-своему. Я считаю, что семья – это близкие люди, это самое главное в жизни человека, ведь никто так хорошо не поймет тебя, как член семьи. Членов семьи объединяют не только родственные связи, но и духовные. В любой сложный момент родственник поддержит тебя и скажет напутствующие слова. Я очень люблю людей, которых называю своей семьей. Они заботятся обо мне, я дорожу ими, стараюсь беречь и не обижать их.
Имея свою семью, человек чувствует себя стоящим, кому-то нужным. Ему комфортно в семье. Однако, прочитав повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и новеллу Проспера Мериме «Маттео Фальконе», я поразился, как у отцов в этих произведениях поднялась рука на самое дорогое, что есть у человека – собственных детей. Я задумался над значением слова «семья»: имеет ли действие в указанных мною произведениях идейно-нравственную основу или все-таки слово «семья» в то или иное время имело другое содержание, что позволило писателям изобразить жестокость родителей? Мне захотелось узнать этимологию этого слова, а также понять, менялся ли на протяжении многих лет его смысл. Актуальность данной работы я вижу в практической значимости – формировании умения составлять лингвистический портрет слова, чтобы понимать его глубинный смысл. Отсюда вытекает цель исследования – проследить за изменением значения слова «семья» с древних времен до современности.
Задачи:
1) ознакомиться со значениями слова «семья», используя лингвистические словари;
2) сравнить значения слова «семья» в разное время;
3) отметить функционирование значений слова «семья» в древних и современных текстах;
4) провести анкетирование разных возрастных групп на тему «Лексический портрет слова «семья» от современных школьников».
Объект исследования: слово «семья».
Предмет исследования: функционирование значений слова «семья» в текстах XI-XXI веков.
Гипотеза: с древних времён до современности слово «семья» имело разные оттенки своего основного значения.
Методы исследования:
– сравнительный анализ словарных статей;
– наблюдение за функционированием слова «семья» в текстах разных веков;
– обобщение накопленного материала;
– анкетирование разных возрастных групп;
– систематизация полученных сведений в результате анкетирования.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использовать данный материал на дополнительных занятиях и при подготовке к олимпиадам по русскому языку.
Прикладная ценность – в обращении к истокам русского языка, воспитание уважения к родному языку, понимание его богатства и красоты.
Специальной литературы, в которой описывался бы план или правила создания портрета слова, я не обнаружил. В учебных проектах, размещённых в сети Интернет, можно найти разные способы создания портрета слова: от его фонетического облика до его функционирования в литературе и живописи. Я же хочу попытаться создать именно лингвистический портрет слова «семья», связанный непосредственно со значениями этого слова, выбрав свой путь исследования.
В ходе работы я использовал современные лингвистические словари русского языка, а также словари русского языка XI-XVII веков, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Функционирование значений слова «семья» в разное время было проверено мною по «Национальному корпусу русского языка».
1. К истокам слова «семья»
Итак, обратимся к корням слова «семья». В этимологическом онлайн-словаре русского языка Макса Фасмера [10] находим указание на употребление данного слова в значении «жена» в устном народном творчестве. И только потом находим однокоренные слова в славянских, балтийских и германских языках с похожими значениями: «челядь, домочадцы, семья; муж, жена». Выясним по толковому словарю значение слова «челядь», чтобы понять, почему оно употребляется в одном ряду с исследуемым.
В толковых словарях С.И. Ожегова и Д.Н. Ушакова основное значение этого слова определяется так: «при крепостном праве – дворовые слуги помещика» [7,8]. Т.Ф. Ефремова, С.А. Кузнецов дают такие толкования [5,6]:
1) население феодальной вотчины, находившееся в разных формах зависимости от феодала (в Древней Руси);
2) дворовые люди, слуги помещика (в Российском государстве до отмены крепостного права).
Получается, что челядью назывались люди, которые не имели своего жилья и денег и жили вместе с хозяином за его счёт до конца своих дней, при этом прислуживая ему и его семье (родственникам – жене, детям). Теперь становится понятно, что, скорее всего, родственники и челядь, проживающие вместе, считались одной большой семьёй. Это и объясняет родство слова «челядь» со словом «семья» в разных языках.
Похожее значение имеет и слово «домочадцы»: (устаревшее) члены семьи; люди, живущие в доме на правах семьи [6].
В «Словаре русского языка XI-XVII веков» [3] слово «семья» имеет 4 значения. И самое первое – это «челядь, домочадцы, рабы». Приведённый в словарной статье пример подтверждает первоначальный смысл исследуемого слова: «Взяли его, Стеньку, въ полонъ татаровя съ женою и съ д?тьми и со всею семьею, а взято де у него из одного дому въ полонъ 10 челов?к» (1660 г.) Попробуем перевести предложение с древнерусского языка: «Взяли его, Стеньку, в плен татары с женою и с детьми и со всей семьёй, а взято в плен у него из одного дома 10 человек». Как видим, слова «жена» и «дети» лишь входят в понятие семьи, но не обозначают всех её членов.
2. От В.И. Даля до наших дней
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение слова «семья» отождествляется со значением слова «семейство»: «...совокупность близких родственников, живущих вместе; в тесн. знач. родители с детьми; женатый сын или замужняя дочь, отдельно живущие, составляют уже иную семью» [4] Получается, что в XIX веке под семьёй подразумевались не все люди, живущие под одной крышей и зависимые от одного человека, а именно кровные родственники: муж, жена и дети. Интересно, что взрослые дети, покинувшие отчий дом, входят уже в другую семью, как отмечает Владимир Иванович Даль. Так, Александр Сергеевич Пушкин пишет в 1834 году своей супруге, Наталье Николаевне: «Мое мнение: семья должна быть одна под одной кровлей: муж, жена, дети покаместь малы; родители, когда уже престарелы» (А.С. Пушкин. Письмо Н.Н. Пушкиной. 1834.06.11) [2] Этот пример поясняет, что уже к XIX веку семья, состоящая из супругов и несовершеннолетних детей, стремилась жить обособленно. Взрослая дочь, вышедшая замуж, или женившийся сын, создавали новую семью и жили отдельно от родителей.
Помимо этого значения, В.И. Даль выделяет еще одно, касающееся флоры и фауны: «В естеств. истории: разряд подобных и сродных, схожих; семейство кошек, кошачье: лев, тигр, барсы, все роды кошек; семья грибов, папоротников. Иногда семья есть подразделенье разряда»
Современные толковые словари дают несколько определений слову «семья». Так, Большой толковый словарь выделяет 5 значений:
1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
2. Группа людей, сплочённых общей деятельностью, интересами, дружбой.
3. Группа животных, состоящая из самца, самки (самок) и детёнышей, живущих вместе.
4. Обособленная группа растений одного вида, произрастающих рядом.
5. Лингв. Группа родственных языков [1].
Итак, мы видим, что круг значений слова «семья» значительно расширился к сегодняшнему дню. Словом «семья» уже называют не только группу людей, но и животных, растений и даже языков. Обратим внимание, что в основе всех значений – понятие группы, которая объединяет по какому-либо признаку всех своих членов. Семьей обозначается группа людей по родственному признаку и проживающих вместе. Сравнивая со словарём В.И. Даля, можем утверждать, что смысл этого понятия не менялся на протяжении двух веков:
«А у меня отец, мать, четыре сестры. Большой семья был. Кушать садились ? целый взвод» (Юрий Бондарев. Горячий снег (1969)) [2].
«В глубине, под горизонтально вытянутым окном, выходящим на кирпичную стену, стояла огромная семейная кровать, на которой, как на русской печи, спала обыкновенно вся семья: мать, Тома, двое младших братьев» (Людмила Улицкая. Казус Кукоцкого [Путешествие в седьмую сторону света] // «Новый Мир», 2000) [2].
Второе, третье, четвертое и пятое значения слова «семья» находим только в современных словарях и, соответственно, примеры в языке литературы XX–XXI веков:
2) «Ее всегда все любили, и она словно овевала всех своей любовью, колхоз при ней был как одна семья» (Нонна Мордюкова. Казачка (2005)) [2].
3) «Семья медведей ? медведица, два медвежонка и пестун устраивались в ямке от вывороченной с корнем сосны…» (С.Т. Григорьев. Легенда (1935)) [2].
4) «Но ни запах, ни фиолетовый оттенок мельчайших цветков, собранных в корзинки, не оставляли сомнений: на сухом пригорке приютилась семья тысячелистников» (Владимир Щербаков. Открытие планеты // «Техника – молодежи», 1974) [2].
5) «Было много баталий по поводу того, существует ли вообще алтайская семья языков» (Сергей Старостин, Григорий Зеленко. У человечества был один праязык // «Знание – сила», 2003) [2].
Так как В.И. Даль отождествляет понятия «семья» и «семейство», в словарной статье, посвященной последнему слову, находим пояснение: «Иногда семья есть подразделенье разряда». Это касается классификации животных и растений в естественных науках. В современных словарях все-таки значения выше обозначенных слов чётко разграничиваются, и для каждого существует отдельная словарная статья. Отождествление этих слов происходит только в одном значении слова «семейство»: «1. То же, что семья (в 1 знач.). Отец семейства. Приехали всем семейством. Прибавление семейства (рождение в семье ребёнка)» [7].
3. Результаты анкетирования «Лексический портрет слова «семья» от современных школьников
Для того, чтобы разобраться в том, какой смысл вкладывают сегодня школьники в слово «семья», я провёл анкетирование «Лексический портрет слова «семья» от современных школьников» среди обучающихся трёх возрастных групп: 5, 7 и 9 классов. Было опрошено 23 пятиклассника, 19 семиклассников и 22 девятиклассника.
На первый вопрос анкеты «Что Вы понимаете под словом «семья»?» 18 пятиклассников (78,26 %) ответили приблизительно так: «Семья – это родители, братья и сёстры, люди, которые всегда помогут; 5 (21,73 %) человек записали ответ ассоциациями: «тепло, радость, доверие». 14 (73,68 %) семиклассников дали следующее определение исследуемому слову: «Группа людей, объединённых общими связями, которые в любой момент могут тебя поддержать»; для 5 человек (26,31 %) семья – это любовь, друзья, взаимопонимание, теплое, родное чувство. 16 девятиклассников (72,72 %) определили понятие семьи как малую социальную группу людей, объединённых родственными связями; для 6 человек из них (27,27 %) это самые близкие люди. Итак, мы наблюдаем, что для большинства школьников семья – это люди, объединённые общими связями, как правило, родственными, готовые в любой момент помочь, поддержать и вызывающие тёплые чувства любви, взаимопонимания. Надо сказать, что такое понимание расширяет значение словарного определения слова «семья». Важным в определении значения этого слова, на мой взгляд, является для ребят не только родственная связь, но и духовная, внутренняя.
Подобный вопрос был задан 15 взрослым (родителям и учителям). Ответы были разные (определения обобщённо отражают суть высказываний опрашиваемых):
• «Союз близких людей, объединённых кровным родством, общими взглядами, возможно, моралью, поддерживающих друг друга в жизни, дающих друг другу, прежде всего, моральную подпитку» (5 человек, 33,3 %);
• «Группа людей, объединённых браком или кровно-родственными отношениями» (4 человек, 26,6 %);
• «Единство двух и более людей» (2 человека, 13,3 %);
• «Ячейка общества» (1 человек, 6,6 %);
• «Социальный институт» (1 человек, 6,6 %);
• «Жизнь, любовь; люди, живущие вместе и любящие друг друга» (2 человек, 13,3 %).
Второй вопрос анкеты звучал следующим образом: «Являются ли значения слов «семейство» и «семья» одинаковыми?» 16 пятиклассников (69,56 %) не признали общий лексический стержень у значений этих слов, ответив, что «семейство – это вид животных, а семья может быть только у людей». Остальные (7 человек, 30,43 %) увидели различия в количестве объектов, мыслимых под этими существительными, и ответили, что семейство обозначает большое количество людей, а семья гораздо меньше. Так же посчитали и 18 семиклассников (94,73 %). И только один, приведя в качестве примеров словосочетания «семейство Ивановых» и «семья Ивановых», убеждён, что эти слова схожи по значению. В девятом классе все обучающиеся признали слова разными по значению, отметив, что семейство связано с родом и видом животных. Обратим внимание на то, что большинство школьников не принимают схожесть значений слов «семья» и «семейство», а «семейство» связывают только с родом животных.
Интересными были ответы на третий вопрос анкеты: «Что Вы знаете о происхождении слова «семья»?» 10 (43,47 %) пятиклассников не смогли дать ответ на этот вопрос. Однако остальные 13 (56,52 %) пятиклассников предположили, что слово «семья» образовалось от числительного «семь» и личного местоимения «я», так как, по их мнению, раньше было принято иметь в семьях по семь детей. Видимо, на такое мнение повлияли малые жанры устного народного творчества и современные реалии: одноимённые названия детских порталов, сети магазинов и тому подобное. Семиклассники (100 %) так же, как и часть пятиклассников, ничего не знают о происхождении слова «семья». К этой группе примкнули и 4 (18,18 %) девятиклассника. Версия же 18 (81,81 %) выпускников 9 класса оказалась интересной: слово семья образовалось от слова «семя». Возможно, исторические корни эти два слова и имеют, так как, например, в этимологическом онлайн-словаре Н.М. Шанского указаны такие значения в одном ряду: «потомок, род». А все мы знаем, что потомков и предков связывают родственные узы, соответственно семейные. Можно сказать, потомок – это плод семени, семьи.
В качестве синонимов слову «семья» все пятиклассники (100 %) и 19 человек из 9 класса (86,36 %) предложили слова «близкие люди» и «родные». 15 человек (78,94 %) из 7 класса назвали в ряду синонимов этого слова следующие слова: «друзья», «родственники». Четверо семиклассников (21,05 %) – «семейство, семейное древо». 3 человека из 9 класса (13,63 %) не смогли подобрать синонимы к слову «семья». Гораздо сложнее для школьников оказалось задание подобрать антонимы. Несколько человек из 5 класса и большинство девятиклассников назвали слово «враг», в 7 классе – «одиночество».
Среди фразеологизмов со словом «семья» были названы такие, как «В семье не без урода» (3 человека из 7 класса (15,78 %)), 6 человек из 9 класса (27,27 %)), «В большой семье рот не разевай» (1 человек из 7 класса (5,26 %)). Других пословиц, афоризмов ребята, к сожалению, не вспомнили. Пятиклассники и вовсе не справились с этим вопросом.
Надо всё же отметить, что, работая со словом «семья», школьники пытались находить более глубокие смысловые связи, чем нам дают различные словари: они включали своё эмоциональное отношение к слову, его значению. И это, на мой взгляд, важный штрих в создании лексического портрета слова.
Заключение
Проследив поведение значений слова «семья» и родственного ему «семейство» в различных словарях и текстах с древности до современности, я пришёл к выводу, что своё основное значение – «группа людей, объединённых родственными связями» – эти слова имели всегда. Однако в определенную эпоху эти близкие по смыслу слова приобретали отличающиеся или вовсе разные смысловые оттенки. Более того, к XXI веку лексическое поле этих слов значительно расширилось. Таким образом, моя гипотеза нашла своё подтверждение. Однако, по моему мнению, в современных словарях не хватает указания на эмоциональную составляющую значения слова «семья». Исследования показали, что слово «семья» многие школьники и взрослые понимают более глубоко, чем предлагают словари. Это не только группа, союз, единство, брак, кровная и родственная связь, а это еще и поддержка, это помощь, любовь и взаимопонимание. Так, может, было бы правильным внести изменения в толковые словари? Например, первое значение слова «семья» могло бы звучать так: «Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе на основе взаимных любви, поддержки, помощи и понимании». Тогда, на мой взгляд, и учебники обществознания будут трактовать значение термина «семья» по-другому. И отношение к институту брака в нашем обществе среди молодёжи изменится.
Теперь я, к тому же, понимаю, почему так жестоко родители в указанных мною ранее произведениях обошлись со своими детьми. Не было между этими членами семьи взаимопонимания. А это одна из значимых составляющих того определения слова «семья», которое я вывел в результате своей работы.
Приложение 1
Результаты анкетирования «Лексический портрет слова «семья» от современных школьников
1. Что Вы понимаете под словом «семья»?
5 класс:
• родители, братья и сёстры, люди, которые всегда помогут (18 человек);
• тепло, радость, доверие (5 человек);
7 класс:
• группа людей, объединённых общими связями, которые в любой момент могут тебя поддержать (14 человек);
• любовь, друзья, взаимопонимание, теплое, родное чувство (5 человек);
9 класс:
• малую социальную группу людей, объединённых родственными связями (16 человек);
• самые близкие люди (6 человек).
Диаграмма 1. Распределение ответов обучающихся на первый вопрос анкеты в процентном соотношении и в зависимости от класса
2. Являются ли значения слов «семейство» и «семья» одинаковыми?
5 класс:
• род или вид животных (16 человек);
• семейство обозначает большое количество людей, а семья гораздо меньше (7 человек);
7 класс:
• семейство обозначает большое количество людей, а семья гораздо меньше (18 человек);
• одно и то же (1 человек)
9 класс:
• род или вид животных (22 человека).
3. Что Вы знаете о происхождении слова «семья»?
5 класс:
• ничего не знают (10 человек)
• от числительного «семь» и личного местоимения «я»;
7 класс:
• ничего не знают (19 человек);
9 класс:
• ничего не знают (4 человека);
• от слова «семя» (18 человек).
4. Можете ли Вы назвать синонимы и антонимы к слову «семья»?
5 класс:
• близкие люди и родные (23 человека);
7 класс:
• друзья, родственники (15 человек);
• семейство, семейное древо (4 человека);
Диаграмма 2. Распределение ответов обучающихся на второй вопрос анкеты в процентном соотношении и в зависимости от класса
Диаграмма 3. Распределение ответов обучающихся на третий вопрос анкеты в процентном соотношении и в зависимости от класса
Диаграмма 4. Распределение ответов обучающихся на четвертый вопрос анкеты в процентном соотношении и в зависимости от класса
9 класс:
• близкие люди и родные (19 человек);
• не смогли подобрать синонимы (3 человека).
Антонимы: враг, одиночество.
5. В состав каких фразеологизмов входит слово «семья»?
5 класс:
• не справились с заданием (23 человека);
7 класс:
• «В семье не без урода» (3 человека);
• «В большой семье рот не разевай» (1 человек);
9 класс:
• «В семье не без урода» (6 человек).
Диаграмма 5. Распределение ответов обучающихся на пятый вопрос анкеты в процентном соотношении и в зависимости от класса
Библиографическая ссылка
Сокол К.М. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СЛОВА «СЕМЬЯ» // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1602 (дата обращения: 21.11.2024).