С самого рождения наша жизнь сопровождается играми, которые способствуют развитию физических и духовных возможностей человека.
В наше время настольные игры перестают быть популярными, все больше детей сидят в интернете, играют в различные компьютерные игры. Я хочу рассказать об одной из популярных и древних настольных игр- это о шашках.
На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность, вырабатывает умение мыслить абстрактно, воспитывает усидчивость, пространственное воображение, развивает способность действовать в уме, самое главное – развивает память. Эта игра слишком известна и популярна, чтобы о ней кто-нибудь не знал. Они имеют почти пятидесяти вековую историю. Любителями шашек были А.С. Пушкин., Л. Н. Толстой, шашками увлекались Александр Суворов, Антон Чехов, Александр Грин и многие другие известные личности. Хотя многим игра в шашки кажется слишком простой и поэтому думают, что она малоэффективна. Но за кажущейся простотой шашечных правил не всем и не сразу заметна глубина этой древней игры и красота замыслов, которые можно реализовать на шашечной доске.
Итак, объект моего исследования – это игра в шашки.
Предмет исследования – число учащихся, играющие в шашки.
Я выдвинул следующую гипотезу: игра в шашки приносит пользу и может увлечь даже не заинтересованного.
Цель работы: довести до сверстников о положительной роли шашечной игры и заинтересовать игрой каждого одноклассника.
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
• Изучить историю появления игры в шашки.
• Научить детей правилам игры.
• Заинтересовать учащихся игрой в шашки через проведение шашечных турниров.
• Определить уровень логического мышления учащихся.
• Выявить число учащихся, играющих в шашки
• Показать пользу игры в шашки
• Сделать анализ полученных результатов.
Методы исследования:
• сбор информации;
• анкетирование;
• проведение турниров и анализ каждой игры.
• анализ собранной информации.
История возникновения шашек
Шашки входят в категорию так называемых игр шашечного типа, включающую множество разнообразных настольных игр для двух-четырёх игроков, в которые играют на расчерченной доске равноценными фишками.
Достоверных сведений об изобретении шашек история не сохранила. Вполне вероятно, что различные игры шашечного типа изобретались на протяжении истории человечества многократно и независимо, чему способствовала простота инвентаря и правил. Принципиальным отличием шашек от нардовых игр стал отказ от игральных костей, которые были неотъемлемой частью многих древних игр, имитируя фактор случайности в жизни. Ещё одна категория шашечных игр развилась на Востоке. В этих играх шашки не двигаются, а лишь выставляются на доску, образуя те или иные развивающиеся конфигурации, между которыми, собственно, и идёт борьба .
Наиболее древние изображения игроков за игрой, определяемой как вариант шашек, имеются ещё в памятниках Древнего Египта.
Народам, населявшим территорию нынешней России и прилегающие регионы, шашки были известны ещё в III веке. Игра в шашки была широко распространена на территории всей Европы в Средние века и эпоху Возрождения, не говоря уже о более поздних временах. В наше время игра в шашки в России занимает достойное место.
Виды шашек и правила игры
Возможны различные классификации шашечных игр. Прежде всего, можно выделить собственно шашки и «игры шашечного типа». Различают по размерам доски – 12×12 (канадские), 10×10 (международные), 8×8 (подавляющее большинство вариантов шашек), 10×8 (80-клеточные).
По особенностям правил игры. К ним относятся:
1. Начальное расположение шашек. Возможны разнообразные варианты.
2. Направление хода и взятия: по диагонали или по вертикали/горизонтали.
3. Возможность боя назад простой шашкой.
4. Степень свободы хода дамки.
Каждый вид шашечной игры имеет свои особенности, выделяют 15 видов шашек. Классификация по видам шашек представлена в таблице.
Виды шашек и их особенности
№ |
Виды шашек |
Особенности игры |
1 |
2 |
3 |
1 |
Русские шашки |
Используется доска 8×8 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 12 фишек – так называемых простых шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны. В ходе игры шашки движутся по чёрным полям, они могут вставать только на незанятые поля. Простая шашка может ходить по диагонали вперёд на одну клетку, бить вперед или назад(при этом шашка движется по диагонали на две клетки, перепрыгивая через шашку или дамку соперника, которая снимается с доски; если из нового положения бьющей шашки можно побить другую шашку соперника, ход продолжается, и т. д.). При достижении дамочного поля (любого поля последней горизонтали) или при бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки (теперь она может ходить на любое число полей по диагонали в любом направлении). За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). |
2. |
Международные шашки |
Игра наиболее популярна в Европе. Используется доска 10×10 клеток. У каждого игрока в начальной позиции по 20 шашек, которые занимают первые четыре ряда с каждой стороны, «простая» шашка может бить вперёд и назад, дамка может ходить и бить на любое число полей. «Простая» превращается в дамку только тогда, когда она заканчивает свой ход на поле превращения. При бое «простой» через поле превращения она не превращается и продолжает бой как простая. Цель игры, как и в русских шашках, – съесть или запереть все шашки противника |
3. |
Алтайские шашки |
Сочетают в себе правила шашек и шахмат |
4. |
Армянские шашки (Унифицированные) |
Оригинальны по внешнему виду армянские шашки. В них игра ведётся на стандартной 64–клеточной доске, но шашки ходят и бьют не по диагоналям, а по вертикалям и горизонталям, взятие назад для простой шашки запрещено. Ещё одна их особенность – наличие «джентльменских правил» – правил, требующих от игрока предупреждать противника, когда его шашки ставятся под удар и когда простая шашка оказывается на седьмой или восьмой горизонтали. |
5. |
Бразильские шашки |
Правила аналогичны международным шашкам, но игра ведётся на доске 8×8, по 12 шашек с каждой стороны |
6. |
Канадские шашки |
В канадские шашки играют на доске 12×12, по 24 шашки с каждой стороны. В остальном правила аналогичны международным шашкам |
7. |
Английские шашки (чекерс) |
Английские или американские шашки, или чекерс (англ. Checkers). Доска 8×8, в начальной позиции у каждого игрока по 12 шашек, расположенных в первых трёх рядах на чёрных клетках. Первый ход делают чёрные. «Простые» шашки могут ходить по диагонали на одну клетку вперёд и бить только вперёд, дамка может ходить на одну клетку по диагонали вперёд и назад и бить через одну клетку в любую сторону. Бить обязательно, если есть несколько путей, игрок может выбрать любой, не обязательно самый длинный, но пройти его до конца. |
8. |
Пул (Pool Checkers) |
Популярный в США вариант игры. Правила аналогичны международным шашкам, но игра ведётся на доске 8×8, по 12 шашек с каждой стороны. Ещё одно отличие – не требуется бить максимальное количество шашек. |
9. |
Итальянские шашки |
В итальянские шашки играют на шахматной доске размером 8×8 клеток, которая повернута на 90 градусов по сравнению со стандартной. Шашки игроков занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на белых полях. Правила игры в итальянские шашки похожи на правила игры чекерс, но имеют некоторые отличия |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
10. |
Испанские шашки |
Правила подобны бразильским шашкам, но доска повёрнута на 90 градусов по сравнению со стандартной. Шашки игроков занимают первые три ряда с каждой стороны, располагаясь на белых полях. Ещё одно отличие – простые шашки не могут бить назад. |
11. |
Турецкие шашки |
Правила игры в поддавки (здесь также существуют варианты 8×8 и 10×10) аналогичны правилам в соответствующие русские и международные шашки, однако цель игры – поддать или запереть все свои шашки. |
12. |
Поддавки |
Играются на доске 8×8. В отличие от русских шашек, однако цель игры – поддать или запереть все свои шашки. |
13. |
Столбовые шашки |
Старинный русский вариант, где побитая простая шашка не снимается с поля, а ставится под побившую её башню. |
14. |
Ставропольские шашки |
По сравнению с русскими шашками добавлено лишь одно новое правило, резко усложнившее характер борьбы: в ставропольских шашках любой из игроков вместо хода своей шашкой всегда может сделать ход за противника. Так, начиная игру, белые имеют право играть чёрной шашкой. Двигать чужие простые шашки можно только в свою сторону и брать ими следует только свои шашки. Взятие обязательно. |
15. |
Диагональные шашки |
Правила аналогичны правилам в русские шашки, но начальная расстановка – иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от нее все клетки заняты черными шашками, снизу и справа – белыми). |
Вывод: из теоретического исследования выявлены различные виды шашек, у нас в России и в Якутске особенной популярностью пользуются русские шашки и международные шашки.
Исследование шашечной игры как вида спорта
В настоящее время спортивные соревнования проводят следующие организации по следующим шашечным системам игры:
Европейская конфедерация шашек, штаб-квартира которой находится в столице Эстонии Таллине, организует командные и гроссмейстерские турниры по международным шашкам за звание чемпиона Европы.
Всемирная федерация шашек (ФМЖД) – международные шашки, русские шашки, бразильские шашки, английские шашки и их разновидности. Также шашечная композиция.
Чемпионы мира по шашкам определяются с XIX века, официальный статус с 1948 года имеют чемпионаты ФМЖД.
В детском спорте тоже есть свои чемпионаты, проводятся шашечные турниры на городских, российских и международных уровнях. Схематично выглядит следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Уровни детского спорта по шашечной игре
Анкетирование и анализ учащихся по шашечной игре
Для изучения отношения к шашечной игре моих одноклассников, я провел анкетирование, в ходе которого предлагалось ответить на пять вопросов, чтобы узнать умеют ли мои одноклассники играть в шашки и насколько им интересна эта игра. В анкете было пять вопросов:
1. Знаешь ли ты правила игры в «шашки»?
2. Умеешь ли играть в шашки?
3. В чем польза от игры в шашки?
4. Участвовал ли когда-нибудь в соревнованиях по шашкам?
5. Хочешь ли принять участие в шашечном турнире?
Ответы одноклассников проанализировал и представил в следующих диаграммах:
Результаты анкетирования среди одноклассников на выявление отношения к шашечной игре
Всего приняли участие в анкетировании 37 человек.
Вопрос 1: Знаешь ли ты правила игры в шашки?
Вывод: правила игры знают 27 человек, а не знают как играть 10 человек.
Вопрос 2: Умеешь ли ты играть в шашки?
Вывод: считают себя умеющими играть 27 детей, а не умеют 10 детей.
Вопрос 3: Как ты думаешь в чем польза от игры в шашки?
А) Развивает усидчивость
Б) Развивает логическое мышление
В) Нет пользы
Вывод: из всего класса только один человек считает, что от игры в шашки нет никакой пользы, остальные 36 считают эту игру полезной.
Вопрос 4: Участвовал ли ты когда-нибудь в соревнованиях по шашкам?
Вывод: хоть и большинство знают правила и умеют играть, только 6 одноклассников принимали ранее участие в турнирах, у остальных не было такой возможности.
Вопрос 5: Хочешь ли ты принять участие в шашечном турнире?
Вывод: 20 детей желают участвовать в турнирах, испытать свои знания и умения, 2 человека сомневаются, а 15 одноклассников не проявили интереса.
После проведения анкетирования я рассказал ребятам о правилах игры, поделился личным опытом участия в соревнованиях на различных уровнях.
Я заниматься стал шашками с 5 лет, когда ходил в детский сад, мои первые победы начались в саду, потом в округе, городе и самую важную медаль и кубок чемпиона завоевал на республиканских соревнованиях «Юные таланты-2013» в Чурапче, где было моего возраста почти 200 спортсменов со всей республики, я стал чемпионом по русским и международным шашкам. Позже был годовой перерыв и это отразилось на моей игре, оказывается , очень важна системная работа, только постоянные занятия приводят к хорошему результату, на протяжении целого года, когда редко занимался шашками были результаты 3,4 места. После усиленной работы занятиями снова стал победителем.
Я рассказал ребятам о шашках, какую пользу они могут принести, если играть систематически, каждый раз открывая для себя что-то новое. Показал основные интересные ходы, способствующие успеху.
Для себя сделал следующий вывод: заниматься шашками нужно постоянно, иметь план и тогда будет виден результат на шашечных турнирах, также это влияет на успехи в учебе в школе.
Мое исследование стало основанием для проведения шашечного турнира в классе, и я построил план проведения, пригласил на первый турнир только тех детей, которые в анкете ответили, что хотят участвовать в соревнованиях – 20 человек. В нашем классе первый турнир состоялся успешно. По окончании турнира победители были награждены медалями и дипломами, а все участники сертификатами за активность.
Диаграмма 1. Исследование на начало учебного года учащихся 3 «А» класса ГКГ на умение играть в шашки
По первому турниру выяснилось, что 20 % ребят знают правила игры и умеют играть, 47 % играют с переменным успехом и 33 % не умеют. Результаты представлены в диаграмме Исследование на начало учебного года учащихся 2 «А» класса на умение играть в шашки.
Вывод: для того, чтобы помочь ребятам лучше узнать шашечную игру, всем раздал памятки с правилами игры и своими практическими советами. Не умеющие играть в шашки ребята, понемногу стали изучать правила. Для достижения успехов нужно больше тренироваться, в этом я стал сам личным примером, так как показал в первом турнире новые шашечные открытия для моих одноклассников. С помощью моих родителей приобрели 10 комплектов шашек и оставили в классе, теперь на переменах дети тренируются, больше общаются и меньше времени проводят в телефоне.
Было принято решение провести второй турнир для всех желающих, все ребята, которые сначала не проявили никакого интереса, теперь первыми записались на следующий турнир. Вторые соревнования по шашкам в классе состоялись 15 октября 2017 года. И уже каждую субботу стали проводить шашечные турниры. Результаты турнира отражены в таблице Приложения 2. Результаты II шашечного турнира в классе.
После проведенных турниров в классе я проанализировал насколько изменилось логическое развитие моих одноклассников, с помощью классного руководителя изучил результаты решения логических задач на конец первого класса и результаты на сегодняшний день и изобразил в диагр. 2.
Диаграмма 2. Логическое развитие учащихся «до» и «после» шашечных турниров
Вывод: в конце 2 класса по математике высокие показатели были у 40 % учащихся, к концу I четверти равнялось число учащихся 55 %, во 2 четверти 65 %, в 3 четверти 88 %. Это качественные показатели успеваемости.
Таким образом, мое исследование подтверждает, что игра в шашки приносит пользу, дети становятся более усидчивыми, терпеливыми, целеустремленными, повышается уровень логического мышления, и главное, игра интересна и увлекательна, каждый проявляет интерес.
Практическое применение данного исследования
Проведение шашечных турниров приводит к положительным результатам, дети больше стали играть в шашки, меньше проводят времени в компьютерных играх и телефонах, больше общаются и дружат. Чтобы дать еще больше стимула и помочь моим одноклассникам лучше играть, я раздал каждому буклет с памяткой с правилами игры и советами из моего личного опыта, теперь дети готовятся к следующему турниру, изучают литературу о шашках, интересуются еще больше. Памятка Приложение 3.3. Памятка практических советов для успешной игры в шашки. В этой памятке я перечислил самые главные приемы, которые помогут новичку освоить такую интересную игру, а также подготовить поле для дальнейшего развития и совершенствования собственных навыков. Добиться этого можно лишь с практикой.
Вывод: больше тренироваться, не останавливаться на достигнутом, нужно постоянство, все эти качества помогут и в дальнейшем – в учебе, работе, по жизни.
Создание детских шашек для дошкольного возраста
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм, таким как шашки.
В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.
Я сам начал заниматься с садовского возраста, поэтому решил проследить на примере подшефной группы детского сада №29 «Золотая рыбка». Для создания более благоприятной среды для игры в шашки детям дошкольного возраста, я придумал яркие, цветные шашки, чтобы сначала вызвать интерес у детей к этой игре. Шашки с изображением известных героев из мультфильмов «Смешарики» помогли сразу заинтересовать детей к этой игре: розовые шашки с героем «Нюша» и голубые с героем «Крош».
Первая игра в шашки в детском саду прошла интересно и весело, теперь планирую на протяжении двух лет наблюдать за изменениями, надеюсь, что помогу детям выбрать этот вид спорта и они будут и дальше заниматься и добиваться успехов во всем.
В ходе работы я понял, что чем раньше привлечь детей к шашечной игре, тем меньше будут поддаваться влиянию компьютерных игр.
Заключение
Шашки являются одними из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и в мире. Шашки – это игра, которая может увлечь. Шашки заставляют думать и искать новые идеи в «ведении боя». И по своей, кажущейся на первый взгляд простоте, являются не такими простыми. Ведь не зря было сказано, что всё гениальное просто. Вот и шашки, не только простая, но ещё и гениальная игра, раз столько веков заставляет в себя играть.
Мое исследование показало, что игра в шашки развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, терпение, тренирует внимание и память.
Игра очень полезная и интересная, каждый участник моего исследования проявил большой интерес к игре и с удовольствием принял участие в шашечном турнире.
Я буду и дальше сам тренироваться, добиваться успехов и передавать мой опыт другим, чтобы дети были больше вовлечены в мир настольных игр и меньше проводили времени за компьютером.
Моя гипотеза полностью подтвердилась: игра в шашки – это полезно и интересно!
Приложение 1
Анкета на выявление отношения учащихся к шашечной игре
Фамилия и имя_____________________
1. Знаешь ли ты правила игры в шашки?__________________________________
2. Умеешь ли ты играть в шашки______
3. Как ты думаешь в чем польза от игры в шашки? (обведи в кружок ответ: можно несколько ответов)
А) Развивает усидчивость
Б) Развивает логическое мышление
В) Нет пользы
4. Участвовал ли когда-нибудь в соревнованиях по шашкам?______________
5. Хочешь ли принять участие в шашечном турнире?_____________________
Спасибо за внимание и участие в анкетировании!
Приложение 2
Результаты II шашечного турнира в классе
Приложение 3
Практические советы для успешной игры в шашки
Хорошенько изучить правила игры: во-первых, они могут отличаться в зависимости от выбранного вида (русские шашки, международные и т.д.). Стараться как можно больше тренироваться на практике, читать тематическую литературу и выбирать более опытных противников. Конечно, сначала будет больше поражений, но со временем, уровень мастерства будет только повышаться. Есть даже такое мнение, что нужно проиграть ровно 100 раз, чтобы достигнуть хорошего уровня. При этом это не должны быть бездумные игры, каждый раз важно работать над своими ошибками, обдумывать причины поражения и выносить ценные уроки.
Для того чтобы не забывать полученные выводы, их можно записывать в специальную тетрадку, туда же заносить самые интересные с личной точки зрения партии, а также выписывать собственные оригинальные идеи.
Чтобы играть в шашки действительно хорошо, не лишним будет узнать и запомнить несколько удачных беспроигрышных комбинаций. Они представляют собой последовательность определенных ходов, в результате которых играющий максимально быстро и успешно приближается к поставленной цели – победе. Иногда эти действия заключаются в хитром создании угрозы для противника или же, напротив, искусственно жертвуя шашки, чтобы в дальнейшем забрать у противника большее количество шашек или же добиться прихода в «дамки». Некоторые из этих комбинаций придется просто запомнить (из книг или от более опытного игрока), но в дальнейшем, с практикой, научитесь создавать свои собственные «обманные маневры».
Пытайтесь свои и действия противника просчитывать наперед: разгадав его комбинации, намного проще уберечь собственные фигуры от возможного риска и последствий.
Всегда стремитесь к одному: чтобы шашек противника все время становилось меньше на доске, чем ваших. Вроде бы простое правило, но иногда его можно добиться лишь специальными приемами.
Старайтесь, как можно больше простых шашек перевести в дамки, что существенно увеличит ваши шансы на победу.
Последний ряд собственных шашек удерживайте на своих позициях, как можно дольше – это не даст возможности вашему противнику на ранних этапах игры перевести свои шашки в дамки
Старайтесь все время двигаться «в тандеме», то есть передвигать свои шашки парами или даже небольшими группами.
Иногда разумно обмениваться с противником шашками, но делать это нужно только в том случае, если это выгодно для вас.
Старайтесь, чтобы всегда хотя бы несколько ваших фигурок оставалось в центре доски – так вы сможете, в случае необходимости, в кратчайшие сроки перебросить свои силы на более выгодное положение поля. Если же центр поля займет противник – большая часть преимущество окажется на его стороне.
Библиографическая ссылка
Огонеров В.Г. ИГРА В ШАШКИ – ЭТО ПОЛЕЗНО И ИНТЕРЕСНО // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1590 (дата обращения: 05.10.2024).