Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОТНОШЕНИЕ К ПАМЯТНИКАМ КАК КРИТЕРИЙ ДУХОВНОСТИ НАЦИИ

Огонеров В.Г. 1
1 г. Якутск, городская классическая гимназия, 4 «А» класс
Чиина А.А. (г. Якутск, )
1. Воронин Н.Н. Архитектурный памятник как исторический источник. – М.: Просвещение, 1984.
2. Искусство / Под ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта Плюс, 2003.
5. Попов Г.А. История г. Якутска. – Якутск: Якут. край, 2002.
6. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника / сост. А.А. Воротников. – Минск: Валев, 1995.
7. Пруцын О.И. Реставрация и реконструкция архитектурного наследия: учеб. пособие для вузов по спец. «Реставрация и реконструкция архитектурного наследия».
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд., 1990.
9. Энциклопедический словарь / сост.: И.Е. Андреевский.

Памятники являются большой ценностью культурного и исторического наследия. В прошлом и настоящем они представляют собой значительное явление в общественной и культурной жизни нашей страны в целом и Якутска в частности. Изучение истории их создания позволит нам лучше узнать прошлое и настоящее Якутска. Благодаря им мы сохраняем духовную и материальную память о прошлом. Одно и тоже памятное место, но разное отношение к нему. Почему так происходит? В чем причина? Чтобы ответить на эти вопросы, я провел исследование. Чтобы ответить на все эти вопросы, я провел свое исследование.

Гипотеза – Отношение людей к историческим памятникам это и есть духовность.

Итак, объект исследования – памятники и события.

Предметом исследования является отношение людей к историческим памятникам как критерий духовности нации.

Цель исследования состоит в изучении отношения людей к историческим памятникам и поиска путей сохранения памяти.

Поставленную цель я достигну, решая задачи:

– собрать информацию о памятниках;

– изучить архивные материалы по данной теме;

– провести анкетирование среди учащихся ГКГ;

– провести интервью с представителями Министерства Культуры и Духовного развития РС(Я) и Управлением Архитектуры города Якутска.

– провести опрос населения по выбранной теме.

Методы: анкетирование, интервью, изучение событий, анализ.

Область практического применения результатов: Результаты исследований могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов и Уроков Мужества подрастающего поколения. Наш долг – знать историю, хранить память и передавать будущим поколениям. В связи с Юбилеем Великой Победы, в 2020 году состоится реконструкция площади Победы в городе Якутске, и я хочу внести свой вклад в создание нового образа главной площади нашей столицы.

Теоретическая часть

Что такое памятник? Люди разных профессий и специальностей ответят на этот вопрос по-разному. Филолог назовет памятником «Слово о полку Игореве», новгородские берестяные грамоты, произведения Гомера, Шекспира, Пушкина и др. Для историка памятником будут те же берестяные грамоты, трон Ивана Грозного или камзол Петра I, хранящиеся в Историческом музее Москвы. Искусствовед назовет памятники архитектуры – старинные строения и сооружения, находящиеся под охраной государства.

В изобразительном искусстве памятником называется статуя или бюст на пьедестале, установленные в память какого-либо человека, сыгравшего выдающуюся роль в жизни всего общества.

А если памятник увековечивает важное историческое событие, например, победу советского народа в Великой Отечественной войне, завоевание космоса, то его обычно называют монументом (хотя в точном переводе слово «монумент» тоже обозначает памятник). Монумент в отличие от памятника более величественное, сложное сооружение. Памятником может быть также барельеф, стела (вертикальная плита с надписью или рельефным изображением), архитектурное сооружение.

Памятники – это свидетели исторического самосознания народа, его уважения к своему прошлому. Люди и события, увековеченные в памятниках, не только напоминают нам о себе, но и наглядно показывают, что же ценит в своем прошлом сегодняшний человек, что он считает важным в своей истории и культуре.

Определение понятия «памятник»

Памятник в Энциклопедическом словаре:

1) в широком смысле – объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые памятники; по типологическим признакам они делятся на памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, а также памятники письменности (документальные памятники). Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. Подобным памятникам свойственна обычно функция активного обществ, воздействия, проявляющаяся не только в их идейной программе, но и в самом характере их постановки и пластической трактовки; памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.

Значение слова Памятник по Ожегову: Памятник – Скульптура или архитектурное сооружение в память кого-чего-нибудь (выдающейся личности, исторического события).

Отношение людей к памятникам

Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. Так же и в наше время этот вопрос остался актуальным. А ведь многое зависит от воспитания, как воспитывался человек, что заложено в его материальные и духовные богатства, ценности искусства, а также от нашего окружения, нашего убеждения в жизни. Памятники старины не дают нам забыть о подвигах, совершаемых нашими предками, культурную историю нашей страны.

Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, «духовность» – это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Большая психологическая энциклопедия даёт определение понятия «духовность», как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.

Духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью. Она занимает ведущую роль в сфере моральных отношений. Так, например, в селе Троица школьники добровольно начали заниматься уборкой территории вокруг памятника погибшим воинам-землякам в Великой Отечественной Войне, что является уважительным отношением к памятникам.

Отношение людей к памятникам выражается в либо почитании, либо осквернении, либо в равнодушии.

Почитание проявляется в виде возложения цветов, уважении, то есть знании истории, рассказывании этой истории остальным. Проявляется в содержании этого памятника в чистом виде, распространении информации об этом памятнике. В проведении вовремя реставрационных работ над этим памятником.

Осквернение памятника выражается в виде порчи его, обливании краской, разрисовывании, нецензурными надписями. Так же памятники разрушают, то есть полностью уничтожают.

Города-герои

Звание «город-герой» стали получать с середины 1940-х годов те города СССР, жители которых проявили особый героизм в Великой Отечественной Войне. На сегодня список городов-героев включает 13 городов России, Украины и Белоруссии, а также Брестскую крепость-герой (табл. 1).

Почетное звание «Город-герой» присваивалось Указом Президиума Верховного Совета СССР тем городам Советского Союза, жители которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Вот список городов-героев, с указанием года, в котором было присвоено это звание.

Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса были названы городами-героями в приказе Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года, однако официально это звание было закреплено за ними в Указе Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о почетном звании «Город-герой» от 8 мая 1965 года.

Городу, удостоенному высшей степени отличия «Город-Герой» вручалась высшая награда Советского Союза – орден Ленина и медаль «Золотая Звезда», которые изображались затем и на знамени города.

Таблица 1

Города-герои

Город-герой

Дата присвоения

История

Фотография

1

2

3

4

Ленинград

(Санкт-Петербург)

1945 год

Ленинград – единственный город, переживший почти 3-х летнюю блокаду (872 дня), но так и не сдавшийся врагам.

Благодаря непревзойдённому мужеству жителей и участников обороны города этот престиж был потерян в 1944 году, когда захватчики были отброшены от Ленинграда, и окончательно растоптан советскими войсками на руинах Рейхстага в мае 45-го...

ogon-1.tif

Сталинград (Волгоград)

1945 год

События, происходившие здесь в период с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года, изменили ход всемирной истории. Именно здесь, на берегах красавицы Волги, был сломлен хребет немецко-фашистской военной машины.

ogon-2.tif

Севастополь

1945 год

герой Севастопольвыдерживал ожесточённые атаки и осаду врага на протяжении 250 дней. С 30 октября 1941 по 4 июля 1942 гг. защитники города держали героическую оборону.

ogon-3.tif

Одесса

1945 год

Такой высокой чести город удостоился за героическую оборону в период с 5 августа по 16 октября 1941года. Эти 73 дня дорого обошлись немецким и румынским войскам, потери которых исчисляются 160 тысячами солдат и офицеров, более чем 200 самолётами, примерно сотней танков.

ogon-4.tif

Продолжение табл. 1

1

2

3

4

Киев

1965 год

Уже спустя 2 недели (6 июля 1941 года) после вероломного нападения немецко-фашистских войск на Советский Союз, в Киеве был создан Штаб обороны города, а несколько дней спустя началась героическая оборона украинской столицы, продолжавшаяся 72 дня (до 19 сентября 1941 года), в результате которой оборонявшимися советскими войсками и жителями города были уничтожены свыше 100 тыс. солдат и офицеров Вермахта

ogon-5.tif

Москва

1965 год

Среди городов-героев Советского Союза, город-герой Москва занимает особое место. Именно в битве под советской столицей мир весь мир увидел первое в истории поражение безупречно-отлаженной военной машины III Рейха.

Именно здесь состоялась битва колоссального масштаба, равной которой всемирная история не знала ни до, ни после, и именно здесь советский народ продемонстрировал высшую степень мужества и героизма, которая потрясла мир

ogon-6.tif

Брест

1965 год

Крепость-герой Брест, первой принявшая на себя удар массированной армады немецко-фашистских войск, является одним из самых ярких символов ВОВ

ogon-7.tif

Керчь

1973 год

город-герой Керчь, впервые захваченный фашистами 16 ноября 1941 года. Однако спустя полтора месяца город был освобожден советскими войсками (30 декабря) и пребывал под контролем Красной Армии почти 5 месяцев, вплоть до 19 мая 1942 года.

ogon-8.tif

Окончание табл. 1

1

2

3

4

Новороссийск

1973 год

Одной из самых выдающихся страниц Великой Отечественной войны была оборона Новороссийска, длившаяся 393 дня (дольше в той войне оборонялся только Ленинград). Врагу так и не удалось полностью взять город – крошечный участок Новороссийска в р-не цементных

ogon-9.tif

Минск

1974 год

Город-герой Минск, находившийся в направлении главного удара гитлеровских войск, оказался в самом жернове ожесточённых боёв уже в первые дни войны. Несмотря на ужасы гитлеровской администрации (за время германского правления город лишился третьей части жителей – погибло более 70 тысяч горожан), захватчикам не удалось сломить волю минчан, которыми было создано одно из самых крупных подпольных соединений времён ВОВ, объединявшее примерно 9 тысяч человек, к которому прислушивались

ogon-10.tif

Тула

1976 год

Тула – один из немногих городов-героев Великой Отечественной войны, который отбил все атаки противника и остался непокорённым. В течение 45 дней Тульской операции, длившейся с октября по декабрь 1941 года, находясь практически в полном окружении, защитники города не только выдержали массированные бомбардировки и яростные атаки противника, но и при практически полном отсутствии производственных мощностей (почти все основные предприятия были эвакуированы вглубь страны), умудрились отремонтировать 90 танков, более сотни артиллерийских орудий, а также наладить массовый выпуск минометов и стрелкового оружия (автоматов и винтовок).

ogon-11.tif

Мурманск

1985 год

Город-герой Мурманск в годы Великой Отечественной войны так и не был взят гитлеровским войсками, несмотря на усилия 150-тысячной немецкой армии и постоянные бомбардировки (по суммарному количеству сброшенных на город бомб и снарядов Мурманск уступает лишь Сталинграду). Город выдержал всё: и два генеральных наступления (в июле и сентябре), и 792 авианалёта, во время которых на город было сброшено 185 тыс. бомб (в иные дни гитлеровцы совершали до 18 налётов).

ogon-12.tif

Практическая часть

Площадь Победы

Главная площадь столицы Якутии – это площадь Победы.

Площадь Победы входит в число самых больших в Якутске, на ней находится одно из самых почитаемых в республике памятных мест – мемориальный комплекс «Победа»: здесь была открыта стела с бронзовым всадником и памятные плиты городам-героям. Мемориал был открыт в 1975 году – к 30-й годовщине праздника победы в Великой Отечественной войне. Место для мемориала выбрано не случайно. Известно, что именно из этой части города в годы войны уходили на фронт десятки тысяч якутян.

В 1980 году, с другой стороны площади был установлен на постаменте подлинный танк Т-34 в память о танковой колонне «Советская Якутия», которая была построена на деньги, собранные населением республики в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны. В 1995 году была произведена реконструкция площади Победы. Здесь появилась Триумфальная арка, а в 2005 году мемориальный комплекс дополнил еще один памятник, представляющий собой скульптурную группу из пяти фигур под названием «Проводы на фронт»: трех солдат и женщины с ребенком, отлитых в бронзе. Все они установлены на большом общем постаменте, ставшем символом причала, откуда воины отправлялись на фронт. Над проектом юбилейного памятника работала группа авторов под руководством архитектора И.С. Андросова. Значительную лепту внесли художник Э. Пахомов и скульптор М. Павлов. Работа по отливке мемориала в бронзе велась в Санкт-Петербурге, как и во многих последующих случаях создания монументов для Якутска. Длина постамента для пяти бронзовых фигур – трех бойцов и матери с сыном-подростком – составила 18 метров.

Скульптурная композиция «Проводы на фронт» в Якутске занесена в список памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране как республиканское наследие.

ogon-13.tif

Монументальный комплекс на площади Победы включает танк Т-34 (1980), скульптурную композицию «Проводы на фронт» (2005)

8 мая 2015 года на площади Победы в Якутске состоялись торжественно-траурная церемония «Поклонимся великим тем годам» и зажжение Вечного огня. Впервые в истории площади Победы здесь зажегся Вечный огонь, привезенный из Москвы с мемориала Неизвестному солдату. В 1941 году из Якутии на фронты Великой Отечественной отправились свыше 17 тысяч человек. Всего на войну было мобилизовано более 62 тысяч якутян, 37 965 воинов остались на полях сражений, более 6 тысяч пропали без вести. Призванные из Якутии бойцы служили во всех родах войск.

Особенное внимание хотел бы обратить памятным плитам городам-героям, расположенные в центре площади Победы.

Анкетирование и его анализ

В начале своего исследования я провел анкетирование среди учащихся нашей гимназии. Всего было опрошено 97 человек (2 «А», 4 «А» и 6 «А» классы), результаты анкетирования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Анкетирование учащихся 2–6 классов ГКГ

Вопрос

Ответы на вопросы учащихся

Правильный ответ

Неправильный ответ

1. По фотографии определить, что не так?

73

24

2.Знаешь ли ты, как называются эти памятники?

66

31

3. За что городу присваивается звание «Город-герой»?

52

45

 

Вывод: по итогам анкетирования видно, что из всех опрошенных 70 % учащихся считают, что памятники так нельзя использовать (кататься, вставать ногами), 64 % дали правильный ответ по названию данных постаментов, историю происхождения знают 50,4 %. Результат анкетирования показывает о необходимости изучения данного вопроса.

Такой же вопрос был задан и для взрослой аудитории в социальных сетях, где все ответили однозначно, что необходимо с раннего возраста воспитывать у детей бережное отношение к памятникам.

Вывод: наше общество нуждается в знаниях, воспитание патриотизма начинается с семьи, но и на протяжении всей жизни необходимо давать инструменты для развития самого ценного чувства.

Проект реконструкции площади Победы

В 2020 году наша страна отметит главный праздник – Юбилей Великой Победы, в преддверии знаменательной даты особое внимание уделяется памятным местам, посвященные Великой Отечественной войне.

Побеседовав с заместителем министра Культуры и Духовного развития РС(Я) Левочкиным Владиславом Валерьевичем, я узнал, что в план 75–летия Победы ВОВ включены памятно-мемориальные мероприятия, проведение благоустройства мемориальных и памятных мест; культурно-массовые и спортивные акции. Юбилейную дату важно и необходимо использовать для сохранения исторической памяти, преемственности, патриотического воспитания поколений, осмысления и глубокого понимания событий тех лет. В связи с этим изменились акценты в подготовке мероприятий, усилена пропагандистская работа в молодежной среде, в плане мероприятий одним из больших направлений является работа с детьми и молодежью.

Хочу опубликовать интервью с Левочкиным В.В. о вопросах, которые беспокоят мне, об отношении к памятникам в нашем городе:

1. Почему одни люди бережно относятся к памятникам, а другие позволяют себе не уважительное отношение (катаются на них, лазают)?

– Скорее всего это зависит от уровня культуры людей. Если маленькие дети ещё не понимают, какой смысл мы вкладываем в увековечивание памяти великих личностей, то подобное поведение подростков и молодёжи просто недопустимо. К сожалению, у нас были случаи кощунственного поведения по отношению к памятникам павшим воинам со стороны студентов. Ребята размещали свои фотографии в социальных сетях, и общественная реакция была очень категорична. Я надеюсь, они извлекли для себя большой урок.

2. Как Вы считаете, если возле постаментов, посвященных городам-героям поставить таблички-памятки или огородить цепью, засадить цветами это решит проблему отношения людей к памятникам?

– Каждый из нас может внести свой вклад в воспитание бережного отношения к памятникам. Многие дети устраивают субботники, чистят и моют памятники, убирают оставленный кем-то мусор, траву, снег. Это очень помогает нам в сохранении памятных мест.

3. Или нужно архитектурное решение?

– Памятниками являются не только скульптурные композиции, но также старинные дома и другие строения. Огораживание и установление табличек, конечно, тоже было бы очень полезно, но это всегда подразумевает материальные затраты. Гораздо важнее воспитание внутреннего ощущения уважения.

4. Как Вы думаете, нужна ли реконструкция площади Победы? если да, то каким видите образ новой площади?

– Любое общественное пространство должно время от времени обновляться. При этом основные монументы желательно не подвергать изменениям, потому что с ними связаны традиции и ритуалы. Площадь Победы с одной стороны – излюбленное место отдых для горожан, с другой – место проведения главных военных парадов Якутии. Расположение площади обязательно должно учитывать эти два приоритета.

После проведенного интервью, я решил тоже внести свой вклад в создание образа новой площади Победы в моем родном городе. Получился такой эскиз (Приложение 3. Рисунок Площадь Победы моими глазами).

А также с помощью Совета по культуре и искусству Губинского округа направлено письмо в организационный комитет по подготовке к 75–летию Победы в ВОВ. (Приложение 4. Письмо от Совета по культуре и искусству Губинского округа).

Заключение

Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Только историческая память, выражающаяся в преемственности поколений, позволяет нам развиваться гармонично.

Своей работой и активным участием в событиях, связанных выражаю свою гражданскую позицию и призываю всех, не быть равнодушными, наше бережное отношение к памятникам сохранит историческую память для будущих поколений.

Отношение людей к историческим памятникам это и есть духовность, моя гипотеза полностью подтвердилась, и я очень надеюсь, что данное исследование поможет детям лучше понимать ценность прошлого, относиться бережно к памятным местам и памяти наших предков.

Приложение 1

Площадь Победы в городе Якутске

ogon-14.tif

ogon-15.tif

ogon-16.tif ogon-17.tif

Приложение 2

Анкета для учащихся

Дорогой друг! Прошу ответить на вопросы:

1. Посмотри, пожалуйста, на фотографию и напиши, что здесь не так?

ogon-18.tif

________________________________________________________________________

2. Знаешь ли ты, как называются эти памятники?

__________________________________________________________________________

3. За что городу присваивается звание «Город-герой»?

__________________________________________________________________________

Спасибо!


Библиографическая ссылка

Огонеров В.Г. ОТНОШЕНИЕ К ПАМЯТНИКАМ КАК КРИТЕРИЙ ДУХОВНОСТИ НАЦИИ // Старт в науке. – 2019. – № 3-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1587 (дата обращения: 05.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674