Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании становятся родители, дедушки, бабушки и другие родственники. Едва ли найдётся человек, который хотя бы раз в жизни не задумался над происхождением своего рода. Нас тоже эта тема заинтересовала. Для того, чтобы лучше узнать историю семьи и своего рода, мы решили составить свою родословную.
Цель: создание генеалогического древа и знакомство с историческими корнями своего рода.
Для достижения цели мы выделили следующие задачи:
1. Изучить историческую литературу по теме проекта.
2. Изучить программы построения фамильного древа.
3. Выявить уровень заинтересованности историей своей семьи среди учеников 3 "Б" класса.
4. Провести опрос родственников и собрать необходимую информацию.
5. Систематизировать и оформить генеалогическое древо семьи
Объект исследования: моя семья и родственники.
Предмет исследования: родословная.
Гипотеза: Мы полагаем, что составление родословной помогает лучше узнать историю своей семьи и укрепляет родственные связи.
Методика исследования:
1. Теоретический анализ литературы.
2. Анкетирование.
3. Математико-статистическая обработка данных.
4. Поисковый.
База исследования: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Шадринска.
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое родословная
Все члены семьи имеют свою историю. Наша семья связана с другими семьями, знакомыми, со многими людьми, каждый из которых в свою очередь имеет собственную историю. В то же время история каждой семьи является частью истории страны. Если вам плохо, трудно, кто вам поможет? Конечно, самые близкие и родные люди – семья.
Слова «Родина», «родители», «род», – слова одного корня. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, составляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается.
Родословная – это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства [1].
Генеалогия – это историческая дисциплина, которая возникла в 17–18 в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.
Семья? – социальный институт, базовая ячейка общества. Семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.
Родные люди – это те, с кем мы связаны кровными узами.
Род – группа людей, возводящих своё происхождение к общему предку-родоначальнику по одной линии.
Родители – ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи (мать, отец). Также в русской народной традиции – вообще предки.
Почти каждый может немало рассказать о своих родителях, бабушках и дедушках, но жизнь представителей старших поколений, как правило, скрыта от нас пеленой полного неведения. В лучшем случае сохранились фотографии в старых семейных альбомах.
На протяжении веков, память об ушедших поколениях сохраняли и передавали детям.
В России перелом произошёл в 20-е гг. XXв. После Октябрьской революции. Девиз того времени: «Отнять у богатых и раздать бедным». Люди стали бояться за будущее своих потомков и стали скрывать свою родословную [2].
Что изменится, если узнать о том, кем был мой прадед?
Генеалогические сведения полезны при вступлении в брак, по сути, он является союзом не людей, а родов. Знание о родовой предрасположенности к различным заболеваниям даёт возможность их эффективной профилактики.
Помогает разрешить вопросы, связанные с наследованием.
Сведения о судьбе предков могут облегчить выбор профессии.
Занятия генеалогией улучшают жизнь в семье, создают основу для семейной культуры.
Огромное воспитательное значение. Изучая историю своего рода, дети учатся уважению к старшим, бережному отношению к семейным реликвиям и с раннего возраста привыкают осознавать себя не центром мироздания, а личностью, существование которой определяется важнейшей связкой «я- семья- род- народ».
Анализ литературы показал, что слова «Родина», «родители», «род», – слова одного корня. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, составляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается.
Родословная – это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
1.2. Виды родословных
Родословные делятся на восходящие и нисходящие. Определения этих видов даны Л.Д. Савеловым [2].
Главный объект исследования при восходящем родословии – лицо, о предках которого собирают сведения. С него начинают сбор информации, затем поднимаются по восходящим ступеням (коленам) к отцу, деду, прадеду и т.д.
Этот вид родословных носит предварительный характер. Он составляется, если у исследователя нет достаточного количества сведений. В этом случае целесообразно двигаться от известного к неизвестному.
К составлению нисходящей родословной переходят, когда собрано достаточное количество материалов. Начинают с самого отдалённого из известных предков и затем постепенно переходят к его потомкам. В итоге составления такой родословной проясняется картина жизни рода, начиная с давних времён и до последних дней.
Восходящие и нисходящие родословные бывают мужские и смешанные.
Мужская родословная содержит сведения только о потомстве мужчин. Она бывает трёх видов.
– Нисходящая мужская родословная (часто встречается в научных работах). Информация о женщинах ограничивается только именами их супругов.
– Восходящая мужская родословная с указанием не только прямых предков определённого лица, но и братьев и сестёр в каждом поколении.
– Восходящая мужская родословная, в которой перечислены только прямые предки по мужской линии.
Родословные, принадлежащие к последней группе, было принято составлять давным-давно. Их особенностью являлось мифологичность, основателем рода считался прославленный исторический деятель или даже божество. Например, московские великие князья были уверены, что на вершине их семейного древа- римский император Август. В Библии (Евангелии от Луки) приведена восходящая мужская родословная Иисуса Христа. Она начинается со слов: «Сын Иосифов, Илиев, Матфатов» и заканчивается так: «Сифов, Адамов, Божий».
Подобная родословная приводится и в исторической книге В. Иванова «Повести древних лет». Предводитель викингов- ярл Оттар, отправляясь в поход, оставляет часть воинов охранять его новорождённого наследника Рагнвальда, «сына Оттара, сына Рекина, сына Гундера, сына Альфа, сына Свена, сына Олафа, сына Биера, сына Бю, сына Гардена, сына Эстута, сына Мотана, сына Гру, сына Асмунда, сына Сонта, сына Бранда, сына Ганунда…и так до отца Вотана». (Вотан – верховный бог древних скандинавов.)
Смешанными называются родословные, которые содержат информацию о потомках как мужчин, так и женщин и описывают историю не одного, а многих родов, восходящих к родоначальнику по женским линиям. Такие родословные составляются довольно редко.
Нисходящие смешанные родословные используют для выяснения вопросов о наследстве. Генеалогическое исследование в этом случае крайне трудоёмко, ведь уже четвертое поколение, начиная от основателя рода, представлено членами как минимум семи различных фамилий.
Восходящие смешанные родословные включают информацию только о прямых предках определённого лица как по мужской, так и по женской линии. При этом боковые родственные линии, в отличии от предыдущего случая, не учитываются. Для таких родословных характерна строгая математическая закономерность: в первом колене указывается 1 человек, во втором – 2, в третьем – 4, в четвёртом – 8, то есть количество родственников возрастает в геометрической прогрессии. При этом в четвёртом колене присутствуют представители 8 фамилий, в пятом колене – 16 фамилий и т.д.
Таким образом, изучив литературу мы узнали, что родословные есть двух видов- восходящие и нисходящие. Они бывают мужские и смешанные. Восходящие смешанные родословные включают информацию только о прямых предках определённого лица как по мужской, так и по женской линии. Мы будем создавать восходящую смешанную родословную.
2. Практическая часть
2.1. Анализ результатов исследования интереса к истории своей семьи
С целью выявления уровня заинтересованности историей своей семьи среди учеников 3 "Б" класса была проведена анкета (Приложение 1). В опросе принимали участие 23 человека.
Проанализировав результаты опроса можно сделать два обобщающих вывода:
1. Среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой области.
2. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.
Выраженность результатов исследования знания термина «родословная» среди учеников 3 "Б" можно увидеть на рис. 1.
Рис. 1. Выраженность результатов исследования знания термина «родословная», чел.
Рис. 2. Выраженность результатов исследования интереса к родословной, чел.
Рис. 3. Генеалогическое древо семьи
Диаграмма показывает, что 8 учеников 3 "Б" класса знают, что такое родословная, 15 человек не знают.
Выраженность результатов исследования интереса к родословной среди учеников 3 "Б" можно увидеть на рис. 2.
Графический анализ показал, что 22 ученика заинтересованы родословной своей семьи, 1 человек не интересовался этой темой.
Таким образом, мы выяснили, что среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье. Мы выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.
2.2. Составление родословной
Исследование в генеалогии – это поиск всей доступной информации о предках. Оно основывается на сборе данных, изучении различных генеалогических документов, систематизации информации. Информацию можно собрать по одной линии, например, линии отца – в этом случае поиск данных будет проводиться по линии отца, деда и так далее, насколько позволит схоронившаяся архивная информация. Так же исследование можно провести по двум линиям, например отца и матери, четырем (бабушек, дедушек) восьми линиям (прабабушек и прадедушек) [3].
В истории каждой семьи отразилась история России со всеми ее взлетами и падениями, войнами и революциями. Наши предки тоже были свидетелями и участниками жизни «старой» России, и они внесли свою лепту в копилку общего исторического и культурного богатства нашей страны [3].
Изучение истории семьи мы проводили по плану:
1. Сбор информации о предках нашего рода, изучение домашнего архива.
2. Изучение вспомогательных источников (фотографии, справки, документы)
4. Изучение мест проживания предков.
5. Систематизация и оформление документов.
Нами были опрошены родственники, совершены поездки. Мы изучили домашний архив. По результатам исследований была составлена родословная семьи Орловых (Приложение 1).
Составление родословной помогло нам лучше узнать историю нашего рода и создать генеалогическое древо семьи (рис. 3).
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Теоретический анализ литературы показал, что слова «Родина», «родители», «род», – слова одного корня. Они помогают нам узнать традиции и историю своей семьи. Издавна на Руси узнавали о своих предках из родословной, составляя генеалогическое древо. Сейчас эта традиция возрождается.
Родословная – это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. На протяжении веков, память об ушедших поколениях сохраняли и передавали детям. Занятия генеалогией улучшают жизнь в семье, создают основу для семейной культуры. Изучая историю своего рода, дети учатся уважению к старшим, бережному отношению к семейным реликвиям.
Проанализировав результаты опроса по выявлению уровня заинтересованности родословной у учащихся 3–Б класса, можно сделать выводы: среди учащихся наблюдается высокий уровень заинтересованности в истории своего рода, стремление к получению информации о своей семье, интерес к дальнейшей работе в этой области. Результаты анкетирования выявили тот факт, что для реализации всех стремлений и интересов учеников в родословии и генеалогии им недостаточно информации.
В ходе исследования мы изучили домашний архив, провели опрос среди родственников, узнали много нового о предках. По результатам исследований была составлена родословная семьи Орловых. Составление родословной помогло нам лучше узнать историю нашего рода и создать генеалогическое древо семьи.
Все поставленные задачи исследования выполнены, цель работы достигнута. Таким образом, гипотеза в ходе исследования нашла свое подтверждение.
Приложение 1
Рассказ о моей семье
Мои родители: папа Орлов Владимир Александрович и мама Орлова (Сычугова) Наталья Викторовна – образовали семью 19 сентября 1998 года. Потом родились мы – брат Илья и я – Лилия.
С рождения меня окружали и другие близкие родственники дедушки Орлов Александр Сергеевич и Сычугов Виктор Степанович, и бабушки Орлова(Слободчикова) Мария Дмитриевна и Сычугова (Завьялова) Надежда Аркадьевна.
В беседах с бабушкой Марией Дмитриевной и дедушкой Александром Сергеевичем, я узнала о их родителях.
Слободчиков Дмитрий Григорьевич и Слободчикова (Дягилева) Александра Андреевна родились в д.Перуново, Ольховского района (ныне Шадринского), Челябинской области (ныне Курганской). Родители деда- Орлов Сергей Васильевич и Орлова (Конева) Елизавета Степановна, родились в д.Титова, давно прекратившей своё существование. Находилась она по соседству с д.Перуново. Сергей Васильевич участник Великой Отечественной войны.
Нам стало известно, что прародители Орловы прибыли из Архангельской области. В начале XX в. в России произошёл перелом, массы крестьян в поисках лучшей доли переселялись. Здесь обрывается история этого рода.
Родители прабабушки Александры Андреевны известны – Дягелев Андрей Павлович и Гуляева Анна Ивановна. Родились там же.
Благодаря тому, что, немногим более десяти лет назад, родственники папы заинтересовались своей родословной, сейчас нам известны имена- Слободчиков Григорий Маркович и Марфа Ивановна, и её родители Иван Еремеевич и Елена Алексеевна.
Как мы видим, все мои родственники проживали в сельской местности и, следовательно, их трудовая деятельность связаны с сельским хозяйством: кормозаправщик (кормление скота), кочегар, тракторист, плотник, скотник, шофёр(водитель), слесарь.
Александра Андреевна родила 11 детей, была домохозяйкой. В то время рожали детей по многу, так как, жили и работали на земле. Для всех было достаточно работы и еды.
И сейчас мы постараемся описать, как интерес к своей родословной вырос в нечто большее.
Когда установили прародителей, Григория и Марфу Слободчиковых, появилась идея собрать всех на родной земле. Да не так-то просто объединить такое количество людей. Для начала инициаторы этой задумки, жительницы села Глубокое Суворова Татьяна Викторовна и Мартынович Вера Александровна, подробно обсудили все детали встречи, выбрали место- на полянке среди берёз, нарисовали схему генеалогического дерева и оповестили родных.
7 июля 2007года, более ста человек из Тюмени, Екатеринбурга, Полевского, Троицка, Нижнего Тагила, Кургана, Шадринска, их областей и районов в назначенный час собрались в д. Перуново.
По воспоминаниям участников, встреча была незабываемой. Каждая семья представила свою ветвь. Ведь многим после десятилетий разлуки приходилось знакомиться заново. После провели викторину на знание родословной. Лучшим знатокам вручили подарки. Пели под гитару, плясали под гармонь. Общались за накрытыми, истинно русскими – с хлебом-солью, щедро уставленными пирогами, столами!
Во главе стола сидели самые почётные гости праздника – Наталья Григорьевна Орлова и Анастасия Григорьевна Топорищева – двое из детей Слободчиковых. Каково же было удивление старейшин видеть вокруг себя столько дорогих их сердцу людей.
Знаменательным стал и такой факт. На встрече не смог присутствовать ещё один потомок – мой папа. В этот день, меня с мамой выписывали из роддома. На родовом дереве появилась ещё одна маленькая веточка.
И, как следствие, добрые традиции приживаются. Встречи с родственниками прошли 2010 г., 2015 г. К ним готовятся: сообщают информацию о вновь родившихся, умерших, поздравляют со значимыми событиями. Наша семья подготовила и оформила летопись своей жизни периода 2010–2015 гг. Следующая встреча назначена 2020 г.
Для того, чтобы получить информацию о Сычуговых – предках мамы, пришлось отправиться в г. Катайск.
В 2016 г. там проживала старейшина рода – Истомина (Сычугова) Полина Григорьевна (21.10.1924–15.12.2016 гг.) младшая сестра моего прадеда – Сычугова Степана Григорьевича. Не смотря, на почтенный возраст, она встречала нас в бодром настроении. И полились рассказы о долгой, нелегкой жизни её поколения. С особым трепетом мы приняли фотографии из её семейного альбома. Оказалось, в те времена начинали трудовую жизнь с детских лет. Школьное образование составляло 3 класса. Государство предоставляло профессиональное и высшее образование. Полина Григорьевна всегда училась и повышала свою квалификацию.
Эта отличительная черта моих родственников – стремление учиться, получать нужные знания, для повышения социального уровня.
В семье их было 3 сестры и 3 брата. Во время Второй мировой войны (21.06.1941–09.05.1945 гг.) она работала партийным организатором. Братьев призвали на фронт. Кузьма Григорьевич (1922 г.р.) написал письмо из Ростова-на-Дону, что отправляется в разведку. И больше семья не узнала о нём ничего. Пропал без вести. Виктор Григорьевич (1926–1945 гг.) воевал, погиб и захоронен у Бранденбургских ворот. Её мечтой осталось побывать на могиле брата Виктора и найти место захоронения брата Кузьмы.
К счастью, мой прадед Степан Григорьевич, весь израненный, но вернулся домой! Как хрупка жизнь и поэтому она так ценна. И я понимаю, если бы прадед не вернулся с войны, нас с мамой не было бы… В память о подвигах наших дедов, наша семья встала в строй «Бессмертного полка». И, по-моему, наш долг изготовить портреты погибших братьев прадеда и понести на параде Победы 9 мая. Ведь они ушли на фронт защищать нашу Родину такими молодыми, даже не создав своей семьи. Кто кроме нас?
Он как его братья воевал в разведке. Особый склад характера должен иметь разведчик: силу воли, терпение, выдержку и бесстрашие. Мне перешли по роду замечательные качества. Мы гордимся нашими предками! В мирное время Степан Григорьевич трудился бригадиром тракторной бригады в д. Понькино.
Из рассказа пратётушки мы узнали, что её отец, мой пращур – Сычугов Григорий Гаврилович, в родной деревне трудился бригадиром. А затем работал учителем труда в понькинской школе.
И вот, мне становится понятным моё желание с первого класса – Быть учителем.
За историей жизни Завьяловых, мы поехали на их родину в д. Максимово, Далматовского района. Встреча со старейшиной этого рода состоялось в «родовом гнезде».
Рассказчик – Завьялов Иван Афанасьевич (31.05.1930 г.) старший брат моего прадеда Аркадия Афанасьевича. С 12 лет работал разнорабочим в колхозе, как и основная масса детей того времени. Служил в армии СССР (Союз Советских Социалистических Республик) 3 года и 3 месяца в г. Москва, войска Министерства Госбезопасности. В 2015 г. его браку с Коротких Алевтиной Александровной исполнилось 66 лет. Это было отмечено администрацией Курганской области памятным знаком.
Его сын Александр (28.05.1955 г.) – ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС. И в мирное время люди становятся героями своего народа. Как известно, благодаря самоотвержанным действиям ликвидаторов, масштабы катастрофы были значительно сокращены.
В глубь истории… Его отец, мой пращур Афанасий Александрович воспитывался в сиротстве, отца не стало, когда ему исполнилось 3 года. И ещё два братишки оставались. Родственники не оставили их в нужде. Вырастили. Жили своим хозяйством: пахали, сеяли, выращивали необходимые злаковые культуры и овощи, разводили скот. В связи с политическими переменами в стране, в 1929 г. вступили в колхоз. Афанасий Александрович стал работать бригадиром полеводческой бригады, бригады плотников. Его старший брат Захар – 20 лет работал главным счетоводом(бухгалтером) в родном колхозе.
На этой старой фотографии мой пращур с детьми и мамой Кашеваровой Агафьей.
В результате сбора информации выяснилось, что мои родственники, как и большинство граждан моей страны родом из деревни. Нужно узнать, как и почему они оказались городскими жителями.
На то, появилась веская причина. Как мы уже убедилась, в результате исследования, мои родственники всегда придавали большое внимание образованию, приобретению профессии. Родители моей мамы инвалиды детства по слуху. Им потребовалось специальное образование. Такое невозможно по месту проживания. И их семьи переезжают в г. Шадринск. Так, моя мама и я родились в нашем замечательном городе Шадринск.
Библиографическая ссылка
Орлова Л.В. СОЗДАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА И ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЧЕСКИМИ КОРНЯМИ СВОЕГО РОДА // Старт в науке. – 2019. – № 3-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1570 (дата обращения: 23.11.2024).