Мы живем в XXI веке и высказывание, сделанное Платоном более двух тысяч лет назад, возможно, сегодня покажется кому-то нелогичным, или даже абсурдным. Почему? Ответ на этот вопрос я надеюсь дать в своем эссе.
Сначала мне представляется важным обратиться к персоне автора и к периоду, в котором были сказаны эти слова.
Платон – древнегреческий философ 5–4 вв. до н.э., ученик Сократа и учитель Аристотеля, основоположник диалектики и автор множества трудов. В школе мы косвенно затрагиваем две работы Платона – «Государство» и «Законы». В них философ рассуждает о причинах возникновения государства, о его формах, об идеальном государстве и идеальном человеке, о структуре общества.
Три формы правления, по мнению Платона, являются правильными – демократия, аристократия и монархия. Отличаясь разными источниками власти, все они существуют во благо общества. Однако, демократия, как форма правления, дискредитировала себя в глазах философа, когда в Афинах был казнен Сократ, учитель Платона. Может ли государство, источником власти в котором является народ, принимать решения о казни, основываясь на ложном доносе? И если в законе не запрещена казнь, то почему проведение этой казни не запретила совесть? Ведь совесть – ни что иное как зависимость от общественного мнения, стыд, часть нравственности, которая не зависит от отдельного человека и является врожденной. Законы придумали люди, а совесть дана свыше. Может быть, именно совесть должна стать мерилом справедливости?
Главная проблема, которую поднимает Платон в своем высказывании, – это противоречие между законом и совестью, правом и нравственностью. Возможно, не в силах смириться с несправедливостью, Платон и произнес эту знаменитую фразу, над которой сегодня я размышляю в своем эссе.
Вернемся в современность. Учитывая, что мы живем в правовом государстве, а, следовательно, ожидаем от него, что во всей своей деятельности оно будет подчиняться праву, а разногласий между правом и нравственностью не будет.
Человек и общество складывается в результате воздействия на него разнообразных законов – и природных, и государственных. Одни влияют на биологическое в человеке, другие – на социальное. Являясь частью общества, человек стремится найти себе место в нем, занять нишу. Он ищет способы реализации, воплощения способностей и талантов. Этот поиск ограничен рамками социальных норм. Особую роль во всем их многообразии занимает право.
Право – это система общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и поддерживаемых силой государственного принуждения. Закон, как часть системы права, обладает следующими признаками: это формально-определенный акт, он принимается в особом порядке высшим законодательным органом государства, закон регулирует наиболее существенные стороны общественной жизни, за нарушением закона следуют санкции.
Какова эволюция законов от момента появления до сегодняшнего дня? Составим совсем короткий экскурс: сначала законы были табуированными, они запрещали определенные действия; с появлением вождей и знати, законы начали отражать их волю (стоит ли говорить об их соотношении со справедливостью?!). И далее, ситуация мало менялась, т.к. большинство режимов еще долго не будут демократическими. Но сами законы развивались, менялись: например, под влиянием принятия христианства на Руси изменилось и нравственное, и юридическое отношение к существованию кровной мести в «Русской Правде» (сначала кровная месть была ограничена, а затем запрещена).
По мере формирования нравственных ценностей формировалось и осознанное желание не совершать несправедливости, не приносить горя, не нарушать законы. И в этом деле у каждого свой помощник, и он же судья, – совесть.
Платон считал стыд и совесть опорой души человека, он говорил, что ее отсутствие неминуемо приведет к разрушению личности. Так и в государстве, если законы не строятся на совести и нравственных принципах, то его постигают несчастья.
Однажды, в 7 классе на уроке обществознания учитель попросил поднять руку тех учеников, кто не нарушает законы. Рук было много. Далее прозвучал вопрос о том, почему это происходит: семиклассники еще не знают (не изучали) законы, но живут в соответствии с ними? Мы рассуждали о том, что видим пример родителей, что учимся в процессе жизни не нарушать общественные нормы, и что нам не позволяет поступать неправильно совесть… Сейчас, вспомнив этот эпизод учебы, я соглашусь с мнением о том, что уважение человеком законов общества – и это тоже проявление патриотизма.
К сожалению, совесть и законопослушность не в равной степени свойственны всем людям. Только за последнее время в нашей стране в СМИ освещается несколько громких коррупционных процессов. Их примеры наиболее показательны, т.к. это публичные люди. Они, в силу своего высокого социального статуса, занимающиеся профессионально политикой, экономикой, государственным управлением, по-своему понимают фразу Платона… И это печально.
Почему в начале эссе я сказал, что фраза Платона может быть воспринята, как нелогичная. Потому что, живя в условиях правового государства и гражданского общества, мы вправе ожидать, что между законом и совестью не будет разногласий. Но жизнь, к сожалению, дает нам примеры исключений из этого ожидания. А в целом, я хочу согласиться с Платоном: какими бы ни были законы, поступая по совести и в соответствии с представлениями о справедливости, гуманности, уважении, человек их вряд ли нарушит.
В заключение хочу привести цитату, принадлежащую Иммануилу Канту: Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Библиографическая ссылка
Ярков М.А. НЕ ВСЕ, ЧТО РАЗРЕШАЕТ ЗАКОН, ПОЗВОЛЯЕТ СОВЕСТЬ // Старт в науке. – 2019. – № 3-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1568 (дата обращения: 21.11.2024).