Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ ДОСУГА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Бочаров А.А. 1
1 г. Зеленогорск, МБУ ДО "Центр образования «Перспектива»", 9 класс
Порошина Е.А. (Зеленогорск, МБУ ДО "Центр образования «Перспектива»")
1. Молодежь в России 2010: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2010. – 166 с.
2. Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах [Электронный ресурс]. – https://studopedia.org/9–195790.html.
3. Шестаков В.П. Английская литература и английский национальный характер [Электронный ресурс]. – www.koob.ru/shestakov/english_literature.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. Общеизвестно, что досуговая сфера жизнедеятельности является значимой частью жизни личности. В современном мире качественный досуг становится частью цивилизованной жизни, способствует духовному самочувствию нации.

Эффективность современного досуга является актуальным вопросом, так как от него зависит успешность остальных видов жизнедеятельности человека – учебной, профессиональной.

Проблема. Важным является обстоятельство, что досуг зависит не только от того, какая потребность у человека в отдыхе, но и какой у него есть выбор, какие возможности ему предоставляет социум, доступность отдыха и качество его.

Предмет исследования – особенности досуга современного подростка малого города.

Цель: выявление особенностей форм досуга современного подростка на примере ЗАТО Зеленогорск.

Задачи:

1. Рассмотреть сущность понятия досуг и современные формы молодежного досуга.

2. Выявить предпочтения в формах досуга старшеклассников г. Зеленогорска.

3. Сравнить особенности форм досуга молодежи российской и зарубежной (Великобритания).

4. Разработать рекомендации по улучшению форм досуга на уровне города.

Гипотеза – предполагается, что формы досуга зарубежной молодежи незначительно отличаются от форм и качества досуга российских подростков.

Методы – теоретические – обобщение, сравнение, индукция, дедукция.

Практический – социальный опрос, статистический анализ.

Краткий обзор литературы. Проблема досуга не новая, теоретически разработана, но в данной работе она изучалась на местном, локальном материале, кроме того в сравнении с зарубежными формами.

В ходе исследования обращались к монографиям – Акимова Л.А. «Социология досуга», учебной литературе – Доронкина Е.Г. «Культурно-досуговая деятельность», Лавриненко В.Н. «Социология». Особенности юношеского возраста изучались с помощью монографии Бестужева –Лада И. В. «Молодость и зрелость. Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи». Информацию, характеризующую социально-экономическое положение молодежи в Российской Федерации, взяли из Статистического сборника «Молодежь в России». Досуговую сферу молодежи зарубежных стран изучали с помощью исследования Шестакова В.П. «Английская литература и английский национальный характер» и Кротовой Ю. «Педагогика досуга в англоязычных странах».

Основная часть

В теоретической части работы рассмотрены сущность понятия досуг и современные формы молодежного досуга.

В практической части работы выявлялись предпочтения в формах досуга старшеклассников школ города, а так же предпринята попытка сравнить особенности форм досуга молодежи российской и зарубежной на примере опроса старшеклассников двух школ Великобритании.

Сибирский город Зеленогорск является закрытым территориальным образованием, имеет развитую социальную инфраструктуру, население 63 тысяч человек, удален от краевого центра на 150 км. В ходе исследования был проведен опрос старшеклассников школ города, которые по возрастной периодизации относятся к периоду юношества. Опрошено 75 респондентов. Целью опроса было узнать формы досуговых предпочтений старшеклассников, а так же удовлетворенность условиями досуга, предоставляемыми городской средой. При подсчете результатов исследования опирались на следующую классификацию видов деятельности человека в свободное время:

1. Просто отдых – игры, развлечения, созерцание и др;

2. Просвещение – усвоение, потребление культурных ценностей;

3. Творчество – научное, техническое, художественное;

4. Спорт.

boch-2.tif

Диаграмма 1

Из всех досуговых занятий большинство старшеклассников г. Зеленогорска – 37 % – предпочитают просто отдых, способствующий восстановлению физических и душевных сил, в анкетах пишут: «гуляю, слушаю музыку, гуляю с друзьями, родственниками, сижу дома, прогулки, просмотр фильмов, сериалов, отдыхаю от школы, компьютерные игры, хожу на каток». 33 % респондентов предпочитают отдых просветительского характера, способствующий приобщению к культуре. Наиболее частые ответы: «Читаю, занимаюсь английским дополнительно, занимаюсь самообразованием, развиваю себя, слушаю аудиокниги». На третьем месте располагается такой вид досуга как спорт. Заниматься им в свободное время предпочитают 24 % респондентов. Немного старшеклассников предпочитают творческие виды досуга – 7 %, увлекаются танцами, рисованием, пением. Даже встретилось такое творческое увлечение – «монтирую видео».

boch-3.tif

Диаграмма 2

Говоря об удовлетворенности условиями для досуговых занятий большинство респондентов – 64 % – отмечают, что удовлетворены, тогда как меньшая часть – 36 % – условиями недовольны. Респонденты, неудовлетворенные условиями досуга, отмечают следующие причины. Большая часть загружены, «нет времени» – отмечают 60 % опрошенных, 26 % отметили, что желаемая форма досуга не развита в городе, для 7 % респондентов на занятия недостаточно материальных средств, 5 % – не находят единомышленников для занятий (например, добровольчеством). В общем полученные данные мало отличаются от научных статистических данных. По данным Росстата в распределении свободного времени лиц от 15 до 17 лет на первом месте располагаются также простые виды досуга: просмотр телевидения, компьютерные игры, прогулки и походы [1].

Одна из задач исследования предполагала сравнение особенностей форм досуга подростков российских и зарубежных. Необходимо было обратиться к другой культуре. Для начала познакомились с научной литературой по проблемам молодежного досуга за рубежом и выделили особенности [2].

Далее в рамках реализации задачи сравнения особенностей форм досуга молодежи российской и зарубежной провели небольшое исследование досуговых предпочтений старшеклассников двух школ Великобритании. Школы располагаются также в небольших городах, примерно с таким же количеством населения – одна школа в графстве Йоркшир, другая в небольшом городе не далеко от Лондона. Школьникам были предложено ответить на такие же вопросы. Опрошено 45 старшеклассников (русскоязычных, обучающихся в школах Великобритании).

boch-4.tif

Диаграмма 3

По результатам опроса оказалось, что старшеклассники отдают предпочтение просветительской форме досуга – 40 % опрошенных указывали, что у них на первом месте «учеба, кинематограф, посещение галерей». 35 % респондентов предпочитают отдых в форме прогулок, шоппинга, посещения кафе. На третьем месте занятия спортом – указывают 20 % опрошенных, 5 % в свободное время занимаются творчеством.

Сравнив результаты опроса зеленогорских и английских старшеклассников, видим небольшую разницу в досуговых предпочтениях. Российские старшеклассники на первое место ставят простые формы отдыха – игры, прогулки, развлечения, способствующие восстановлению физических и душевных сил, тогда как зарубежные старшеклассники предпочитают более просветительские, культурные формы досуга. Занятия спортом и творческими видами досуга у российских и зарубежных старшеклассников находятся на одинаковых позициях. Нужно отметить, что 100 % зарубежных респондентов отметили удовлетворенность условиями досуга.

Объяснить данные расхождения можно более высоким благосостоянием и высокоразвитой культурой западного общества, которое может представить более широкие возможности для развития личности. Сегодня у Великобритании показатели экономического благосостояния в два раза выше, чем в РФ. Повышение роли человеческого фактора и изменение культурного досуга – черта информационного общества, к которому относится сегодня Великобритания.

В ходе исследования был рассмотрен вопрос о совершенствовании организации досуга в городе Зеленогорске. В ходе опроса респонденты отмечали, каким видом досуга они хотели бы заниматься, но эти направления не развиты в городе.

Предложения по организации досуговых направлений в городе

Сфера

Желаемое направление досуга

Спорт

– Горнолыжный спорт

– Велосипедный спорт или любительские занятия велопрогулками (сейчас отсутствуют велодорожки)

– Акробатика

Искусство

– Игра на гитаре (кратковременные курсы)

– Рисование акварелью (кратковременные курсы)

– Занятия танцами (кратковременные курсы)

– Занятия профессиональным дизайном

– Занятия профессиональной фотографией

Социальная сфера

– Разнообразные формы добровольчества

– Парк аттракционов

Результаты и обсуждение

В ходе исследования получены результаты.

Досуг является важной сферой жизнедеятельности современного человека и реализуется в многообразных формах, которые тесно взаимосвязаны и выполняют важные социальные функции. Молодежь как субъект досуговой деятельности характеризуется особыми чертами досугового поведения.

Установлено, что старшеклассники г. Зеленогорска в досуговой деятельности отдают предпочтение досуговой форме, способствующей восстановлению сил организма – просто отдых, развлечения, прогулки; на втором месте просветительские формы досуга – чтение, самообразование; далее спорт и творчество. Большая часть респондентов – 64 % – удовлетворены условиями города для досуговых занятий.

Формы досуга подростков российских и зарубежных имеют небольшие различия – российские старшеклассники на 7 % меньше отметили среди досуговых предпочтений просветительские и культурные формы занятий в отличии от зарубежных сверстников, по остальным позициям выбор примерно одинаков. Причина отличий объясняется более высокоразвитой культурой западной цивилизации, вступившей в фазу информационного общества.

Городская среда должна развиваться и совершенствоваться в целях предоставления широких возможностей для развития досуговой деятельности современного члена общества. Сформированы предложения для развития культурных запросов молодежи для местных органов власти – отдела культуры Городской администрации.

Вывод. Выявлены особенности форм досуга современного подростка малого города на примере ЗАТО Зеленогорск и установлены небольшие отличия от досуговых предпочтений западной молодежи. Отличия определяются объективными причинами – более высоким уровнем культуры и экономики западного общества и возможностями, которое оно предоставляет своим гражданам.

Гипотеза о том, что формы досуга зарубежной молодежи незначительно отличаются от форм и качества досуга российских подростков подтверждена.


Библиографическая ссылка

Бочаров А.А. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМ ДОСУГА СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Старт в науке. – 2019. – № 3-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1565 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674