Тема моего исследования – корневая система деревьев, произрастающих в условиях Крайнего Севера, а если быть более точным, то деревьев, посаженных для озеленения в городе Северодвинске. Поводом выбрать именно эту тему, послужили последствия сильного урагана, который бушевал в нашем городе в августе 2018 года. После которого, были с корнями вывернуты некоторые породы деревьев.
Цель моего исследования – изучение корневых систем разных типов деревьев. Привлечение внимания к правильному выбору пород деревьев для озеленения нашего города.
Для достижения данной цели надо решить следующие задачи:
– изучить виды корней деревьев;
– узнать какими деревьями надо озеленять улицы и скверы нашего города;
– посмотреть корни деревьев после урагана;
– спросить у родственников, учителей и знакомых, что они знают о корнях деревьев;
– изучить литературу по данной теме;
– собрать и обработать материал;
Сотни растений и деревьев окружают нас в лесу и в городе. Названия одних мы хорошо знаем: берёза, рябина, тополь, ель, сосна, дуб. А вот другие растения для многих моих сверстников, пока что просто деревья, и мы ещё многого о них не знаем. Ведь деревьям и кустарникам свойственно меняться: разрастаться, набирать массу и увеличиваться в размерах. Не менее важно знать и детали «подземной» жизни корневых систем деревьев.
Наш город является центром судостроения, стоит на берегу Белого моря. Этот берег очень болотистый. Чтобы построить здесь дома и посадить деревья и кустарники необходимо намыть песок. Вот поэтому, очень важно знать, какими породами деревьев надо озеленять наш город. А это в условиях Крайнего Севера является очень актуально.
В этом нам очень помогла полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом. Природа Севера земли». Как хорошо, что эта книга есть в каждой северной школе, она укрепит вековую традицию бережного отношения к северной природе.
Объектом исследования являются корни деревьев.
Виды корней и корневых систем
Корень – подземный осевой элемент растений, являющийся самой важной их частью. Корнем растение закрепляется в почве и удерживается там в течение всего жизненного цикла, а также обеспечивается водой, минеральными и питательными веществами. Существуют разные виды и типы корней. У многих растений, помимо основного (главного) корня, развиты еще и другие виды корней – боковые и придаточные.
Главный корень – растительный орган развивается из зародышевого корешка семени. Сохраняется он на протяжении всей жизни дерева. Придаточными корнями могут быть стебли, листья, побеги и пр.
Что называется корневой системой? Корневой системой называют все виды и типы корней, имеющихся у одного растения.
Типы корневых систем.
Существует два основных типа корневых систем (рис. 1). У большинства дубов, некоторых сосен (например, жесткой и болотной) и многих других деревьев эта система стержневая: основание ствола переходит в крупный вертикальный корень, который постепенно сужается и ветвится подобно надземной части дерева. В случае мочковатой корневой системы, характерной, например, для буков и кленов, у дерева имеются только такие горизонтальные корни, а главный среди них не заметен. Кроме того, деревья одного и того же вида могут образовывать стержневую корневую систему на мощных плодородных почвах и мочковатую – на сырых или каменистых местах (Приложение № 1).
Диаметр корневой системы дерева приближен к диаметру кроны.
Трудно выкорчевывать пни с глубоким стержневым и развитыми боковыми корнями (дуб, сосна, лиственница), легко корчевать деревья с боковыми, поверхностно-стелющимися корнями (осина, ольха, ель).
Примеры пород деревьев с разной корневой системой:
Мочковатая корневая система:
– Береза повислая – неглубокие;
– Береза пушистая;
– Береза черная;
– Клен красный – неглубокие;
– Клен остролистный – не очень глубокие;
– Липа (большинство видов);
– Лиственница (большинство видов) – глубокие;
– Ольха серая – не очень глубокие;
– Пихта (большинство видов) – глубокие.
Стержневая корневая система:
– Боярышник гладкий;
– Боярышник круглолистный;
– Рябина обыкновенная;
– Сосна (большинство видов) – менее глубокие на тяжелых почвах;
– Черемуха обыкновенная.
Поверхностная корневая система:
– Ель (большинство видов);
– Ива (многие виды);
– Ирга;
– Сосна;
– Тополь [2,78].
На болотных же почвах при избытке влаги корни растений развиваются главным образом в верхних слоях почвы, где они приобретают мочковатый тип корневых систем, поэтому они менее устойчивые при сильном, шквалистом, северном ветре [1, 71].
Из этого следует, что надо проводить специальные мероприятия по охране существующих зеленых насаждений и предусматривать постепенную замену деревьев и кустарников породами, более устойчивыми к городской среде и северному климату.
Рост и восстановление деревьев и кустарников в условиях Севера протекают медленно, что не позволяет быстро получить эффект при посадке молодых саженцев.
Рекомендуемые породы деревьев для посадки в городских условиях Крайнего Севера:
осина – одна из разновидностей тополя, самая морозо– и влаго-устойчивая. Она обладает свойством очень долго не гнить в воде.
Лиственница – род древесных растений семейства сосновые, одна из наиболее распространённых пород хвойных деревьев. Корневая система лиственницы обеспечивает ветроустойчивость дерева.
Сосна – род древесных растений семейства сосновые, может расти на сухом песке, на моховом болоте, на гранитной скале. Она очень хорошо очищает воздух.
Ущерб, нанесенный городу после урагана
22 августа 2018 года в городе Северодвинске сложились очень неблагоприятные метеорологические условия. Скорость ветра достигала 18 – 22, а при порывах – 30 метров в секунду.
Городская комиссия ввела повышенный уровень готовности для спасателей, диспетчеров и сотрудников предприятий жилищно-коммунального комплекса.
В состав оперативного штаба, кроме руководителей администрации, вошли главные инженеры градообразующих предприятий, командование Беломорской военно-морской базы Северного флота, ОМВД России по Северодвинску и пожарно-спасательной части № 7, а также руководители предприятий ЖКХ.
Спецслужбы ликвидировали последствия стихии. Работы по восстановлению города шли до наступления темноты.
На ликвидации последствий урагана были задействованы девять бригад, а это 162 человека и 51 единица специальной техники [4].
Основные усилия работников жилищно-коммунального хозяйства и спасателей были направлены на расчистку города от поваленных деревьев, восстановление поврежденных кровель зданий и остекления домов, а также ликвидацию аварии на электросетях в старой части города (приложение 4).
Город устранял последствия разгула стихии. По предварительным данным с корнями вырвано около 670 деревьев, и это только в самом городе, не считая санитарно-защитных и парковых зон. (Приложение 2).
В городе были созданы ремонтные бригады для уборки поваленных деревьев. Жители города тоже активно помогали устранять последствия урагана.
Тестирование
В результате написания работы был составлен тест (Приложение 5).В тестирование приняли участие два класса : 2 «А» и 4 «А». Общее количество человек – 45. Тестирование было проведено 16 октября 2018 года.
а) Результаты тестирования 2 «А» (22 человека);
Результаты ответов на первый вопрос представлены на рисунке 1(Приложение 3).
По диаграмме можно сделать вывод, что в нашей области, по мнению ребят, растут такие деревья как: берёза, дуб, осина, елка, рябина, тополь, ель, сосна, клен. На первом месте в 20 % стоит берёза, а на втором тополь – 15 %. Можно предположить, что это связанно со штормом в августе, именно эти деревья в большей степени повалило на землю и поэтому они так запомнились всем.
Результаты ответов на второй и третий вопросы представлены на рис. 2, 3 (Приложение 3).
Изучив ответы на эти два вопроса видно, что ребята знают больше лиственные деревья нашего города, чем хвойные. Более 90 % правильных ответов именно по лиственным деревьям, но и по хвойным не так уж мало, более 60 %. Можно предположить что это связанно с тем, что в самом городе больше посажено деревьев именно лиственных пород, а хвойных в основном за городом и в бору на острове Ягры.
Результаты ответов на четвертый вопросы представлены на рис. 4 (Приложение 3).
Этот вопрос самый важный для данной работы, так как именно выявлению нового дерева, которое надо сажать вместо поваленных в ураганом, она посвящена. Ученики 2 «А» хотят в нашем городе видеть такие деревья как: береза (41 %), тополь (23 %), дуб (14 %).
б) Результаты тестирования 4 «А» (23 человека);
Результаты ответов на первый вопрос представлены на рис. 5 (Приложение 3).
По диаграмме можно сделать вывод, что в нашей области, по мнению ребят, растут такие деревья как: берёза, дуб, осина, елка, рябина, тополь, ель, сосна, клен, каштан, пихта, кедр, лиственница, ива, ясень, яблоня, черемуха, ольха. На первом месте в 15 % стоит берёза, а на втором дуб – 14 %. Берез у нас и правда много, а вот дуб именно в нашем городе не так и часто встретишь. На третьем и четвертом месте такие деревья как сосна и ель – 11 и 12 %, а вот тополь аж на шестом месте вместе с рябиной и кленом (8 %).
Результаты ответов на второй и третий вопросы представлены на рис. 6, 7 (Приложение 3).
Изучив ответы на эти два вопроса, видно что ребята в 4 «А» классе знают примерно одинаково как лиственные, так и хвойные деревья нашего города. Более 80 % правильных ответов по лиственным деревьям, а по хвойным более 70 % правильных ответов.
Результаты ответов на четвертый вопросы представлены на рис. 8 (Приложение 3).
Ученики 4 «А» хотят в нашем городе видеть такие деревья как: береза(42 %), дуб(18 %), клен(13 %), рябина(11 %).
По результатам тестирования можно сделать вывод, что более взрослые ребята меньше хотят видеть тополь вновь посаженным в нашем городе, вместо упавших деревьев, чем ребята помладше.
Заключение
В ходе нашего исследования мы выявили, что в нашем городе лучше посадить такие деревья, как – сосна и лиственница, так как корневая система у них очень мощная, что обеспечивает ветроустойчивость дерева.
А вот осина и тополь не подходят для нашего края, корни у них находятся близко к поверхности, из-за чего они очень не устойчивы при сильных ветрах. Поэтому столько поваленных деревьев было после урагана.
Считаю, что цель моей работы выполнена, и решены следующие задачи:
– изучены виды корней деревьев;
– узнали, какими деревьями надо озеленять улицы и скверы нашего города;
– обследованы корни деревьев после урагана;
– изучена литература по данной теме;
– собран и обработан материал;
Горожане уверены, что деревья, самостийно выросшие на городских пустырях, более живучи, чем те, что выращивались в питомниках. Диким деревцам нипочём ни наш суровый климат, ни болотистые почвы: они привыкли. Таким образом, обречённые деревья получают шанс выжить и вырасти, а северодвинские дворы – озеленение.
Приложение 1
Типы корневых систем
Приложение 2
Последствия урагана
Приложение 3
Тестирование
Рис. 1. Деревья растущие в нашей области
Рис. 2. Лиственные деревья растущие в Северодвинске
Рис. 3. Хвойные деревья, растущие в Северодвинске
Рис. 4. Новое дерево вместо упавшего
Рис. 5. Деревья растущие в нашей области
Рис. 6. Лиственные деревья, растущие в Северодвинске
Рис. 7. Хвойные деревья, растущие в Северодвинске
Рис. 8. Новое дерево вместо упавшего
Приложение 4
Ущерб после урагана
Ущерб после урагана
Ущерб после урагана
Приложение 5
Тест «Деревья северного края»
Ф.И. ________________________________________ Класс_____________
«Деревья северного края»
1. Названия деревьев растущие в нашей области:________________________________
__________________________________________________________________________
2. Какие лиственные деревья растут в городе Северодвинске? ______________________
__________________________________________________________________________
3. Какие хвойные деревья растут в городе Северодвинске?________________________
__________________________________________________________________________
4. Какое бы дерево (название дерева) вы хотели бы посадить вместо упавших деревьев?
__________________________________________________________________________
Дата __________________
Библиографическая ссылка
Недашковский М.Е. КОРНЕВАЯ СИСТЕМА ДЕРЕВЬЕВ, ПРОИЗРАСТАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА // Старт в науке. – 2019. – № 2-5. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1550 (дата обращения: 21.11.2024).