Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ПО СЛЕДАМ БОЕВОЙ НАГРАДЫ

Майоров А.А. 1
1 п. Нарынка г.о. Клин Московской области, МОУ СОШ имени 50-летия ВЛКСМ, 7 класс
Локтева Т.А. (п. Нарынка г.о. Клин Московской области, МОУ СОШ имени 50-летия ВЛКСМ)
1. Андреев А.Н. «Великие события в жизни клинчан». – Клин: МАУК «КМО», 2014.
2.«Битва за Москву. 1941-1942 гг.»: Туристический путеводитель по местам военной истории Подмосковья. – Комитет по физической культуре, спорту, туризму и работе с молодёжью Московской области, М:. 2011.
3. «Клин военный: клинчане в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»: Сборник исследовательских работ клинских краеведов. – МБУК «Клинская централизованная библиотечная система». – 2015.
4. «Клин, опалённый войной»: Проект Клинской общественно-политической газеты «Серп и молот». – Клин, Сергиев Посад, 2005.
5. «Клинский край»: Учебное пособие по краеведению для учащихся общеобразовательных школ. – Клин: Издательство «АРТ-СИТИ», 2005.
6. Сухов В.В., Клемешов А.С., Жигирева Е.Г. «История Московской области»: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Издательство «Перо», 2012.
7. Торопцев А.П. «Чтобы знали и помнили»: – Изд-во «Подмосковье», 2014.
8. Капралова Е. «Как фронтовик, уверен: если мирное небо над головой – значит всё будет в порядке!»: Статья. – Газета «Истринские вести» № 33 (11.699).
9. Интервью со Секлетовой (Шкурак) В.А. и Кузнецовой С.А.
10. http://podvignaroda.ru
11. http://www.polkmoskva.ru
12. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. – М.: Просвещение, 1972. – 354 с.
13. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
14. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения. – М.: «Глобус», 2007. – 216 с.
15. Дмитренко Н.М. Историческое краеведение: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. – 221 с.
16. Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе и в вузе. – Кемерово: Изд-во Кемеровского гос. ун-та, 1994. – 367 с.
17. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Владос, 2002. – 256 с.
18. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
19. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. – 475 с.

«Солдат в атаку шел не за награду,

Но велика награды той цена.

Во имя павших и живых во имя:

Фронтовики, наденьте ордена!»

В. Сергеев

Актуальность

На Западе в настоящее время пропагандируется идея «несправедливой, захватнической» войны, которую вела Советская Армия в 1941-1945 годах. В странах, освобожденных нашими воинами от фашизма, разрушаются памятники, монументы, воинские захоронения…

Сегодня необходимо опровергнуть это лживое утверждение. Научить молодое поколение знать и ценить историю своего народа, своей семьи; гордиться отвагой и мужеством своих предков; беречь память о погибших воинах и мир на земле.

Цель исследовательской работы

На примере боевого пути моего прадеда, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 года, Секлетова Александра Александровича воссоздать историю награждения медалью «За оборону Москвы».

Задачи исследования:

1. Установить основные этапы жизни и деятельности Секлетова Александра Александровича по архивным снимкам семейного альбома.

2. Найти официальную информацию об участии моего прадеда в битве под Москвой и других сражениях Великой Отечественной войны.

3. Взять интервью у прабабушки Секлетовой Валентины Александровна (сестры Александра Александровича) и бабушки Кузнецовой Светланы Александровны (дочери Александра Александровича).

4. Ознакомиться с материалами статьи журналиста Екатерины Капраловой «Как фронтовик, уверен: если мирное небо над головой – значит всё будет в порядке!».

5. Получить информацию с сайтов: «Подвиг народа» и «Бессмертный полк».

6. Изучить боевой путь воинской части, в которой в годы войны служил мой прадед.

7. Обобщить собранные материалы и сделать презентацию для выступления перед учащимися школы.

8. Подготовить материал для участия во всероссийской акции «Бессмертный полк».

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования и одна из важнейших отраслей школьного краеведения. Оно же является важным средством связи школы с жизнью.

Изучением особенностей организации данной работы в разное время занимались известные историки, методисты, учителя-практики. Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова «О научном краеведении», Г.Н. Манюшина «Историческое краеведение», Д.В. Кацюбы «Историческое краеведение в воспитании учащихся». Тенденции и перспективы исторического краеведения рассматривали Н.Н. Лазунова, Л.К. Ермолаева, Н.П. Милонов, К.Ф. Строев и другие авторы.

Большое значение для изучения темы имеют труды таких известных отечественных педагогов, методистов, историков, как А.А. Вагин [12], Е.Е. Вяземский [13], М.А. Горбова [14], Н.М. Дмитренко [15], Д.В. Кацюба [16], А.Т. Степанищев [17], М.Т. Студеникин [18], В.В. Шоган [19.

В их работах глубоко и содержательно изучены различные аспекты исторического краеведения в целом, и школьного, в частности.

Проблема

Установление причины вручения боевой награды спустя 50 лет после окончания битвы под Москвой

Методы исследования

1) изучение исторических и архивных документов, библиографических статей, карт и схем боевых действий, материалов семейного архива;

2) беседа, интервью;

3) обобщение, выводы

Объект исследования: семейный альбом Секлетовых, архивные документы сайтов, материалы о битве под Москвой и других сражений ВОВ.

Предмет исследования: история подвига и боевых наград танкиста Секлетова Александра Александровича.

На теоретическом уровне в данном исследовании применялись такие методы как метод теоретического анализа источников по проблеме исторического краеведения, синтеза, обобщения, конкретизации.

Практическая работа была связана с изучением исторических и архивных документов, библиографических статей, карт и схем боевых действий, материалов семейного архива; беседой, интервью.

Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы и полученные результаты могут быть использованы при составлении учебно-методических комплексов по историческому краеведению в школе, планов-конспектов уроков, внеклассных мероприятий, планов работы школьных историко-краеведческих музеев военно-патриотической направленности.

Исследования по данной теме внесут большой вклад в историю краеведения Клинского района, пополнив фонды Краеведческого музея (Раздел экспозиции «Клинский край в годы Великой Отечественной войны»), школьного музея Боевой славы МОУ СОШ ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ ВЛКСМ и Клинской ЦБС.

Гипотеза

Исследование боевого пути моего прадеда докажет его неоценимый вклад в освобождении Подмосковья, роль и заслуги в Великой Победе над фашизмом.

По следам боевой награды

История памятной медали

….. В моих руках Удостоверение к медали «За оборону Москвы» (В№038499) (Приложение 2) [10]. Этой наградой был награждён мой прадед Секлетов Александр Александрович 16 января 1992 года.

Почему в девяносто втором? Ведь прошло целых 50 лет после окончания Московской битвы.

Этот факт заинтересовал меня, и я решил выяснить историю боевой награды.

В этом поиске мне помогли: моя прабабушка Секлетова (Шкурак) Валентина Александровна (сестра Александра Александровича) и бабушка Кузнецова Светлана Александровна (дочь Александра Александровича), которые рассказали много интересного о своём брате и отце. Большую помощь в исследовательской работе мне оказала учитель истории Локтева Татьяна Александровна.

Подробную информацию о судьбе моего прадеда я узнал из газеты «Истринские вести» от 05 мая 2006 года (№ 33), в которой была напечатана статья журналиста Екатерины Капраловой «Как фронтовик, уверен: если мирное небо над головой – значит всё будет в порядке!» Экземпляр этой газеты хранится в нашей семье.

Сайт «Подвиг народа 1941-1945» Министерства обороны Российской Федерации, а также сайт «Бессмертный полк Москва» позволил мне на основе электронного банка документов получить полную информацию о ходе и итогах боевых операций, в которых принимал участие мой прадед, а также его подвигах и наградах.

Биография Секлетова Александра Александровича

Когда я заинтересовался историей боевых наград моего прадеда Секлетова Александра Александровича, мне захотелось узнать о нем как можно больше. В какой семье он родился? Как он попал на фронт? Где он служил и как смог выжить в таких тяжелых условиях во время войны? Для того чтобы узнать об этом, я обратился к своей прабабушке Секлетовой (Шкурак) Валентине Александровне – это родная сестра Александра Александровича. Её рассказ сопровождался показом фотографий из семейного альбома. (Приложение 3) [9].

Мой прадед Секлетов Александр Александрович родился 17 марта 1921 года в с. Ново-Петровское Истринского района Московской области. В семье его родителей Александра Кузмича и Анны Максимовны Секлетовых было 11 детей. Александр был старшим сыном. (Приложение 4) [8].

Семья была дружной, работящей. Александр хорошо учился, закончил местную школу.

15 октября 1940 года он был призван в Красную Армию. Служил на Дальнем Востоке в 186-м танковом батальоне.

Когда грянула война, мужчины ушли на фронт.

Отец служил в истребительном батальоне, был бойцом Ново-Петровского партизанского отряда.

Сын Александр был танкистом, а его младший брат Сергей – лётчиком. Он погиб в 1942 году.

….Враг стремительно рвался на восток. Фашисты приближались к Москве. Осенью 1941 года на помощь защитникам столицы из Сибири, Урала, Дальнего Востока направлялись войска.

Так попал на Западный фронт мой прадед. Здесь началась для него героическая Великая Отечественная…..

В ноябре 1941 года младший сержант Секлетов Александр прибыл в 24 танковую бригаду Западного фронта.

С 8 декабря 1941 года в составе 20-ой Армии Западного фронта вела боевые действия в подвижной группе генерала Ремезова вместе с бойцами 64-ой отдельной морской стрелковой бригады.

Боевой путь прадеда

Клинско-Солнечногорская операция

Посёлок Нудоль в период контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 года находился в полосе боевых действий подвижной группы генерала Ремизова, в которую входили 145-я танковая бригада, 44-я кавалерийская дивизия и 17-я стрелковая дивизия.

15 декабря группа была передана из 16-й армии в состав 20-й армии и усилена 24-й и 310-й танковыми бригадами.

Группа получила задачу прорваться в Никольское, Нудоль, Ново-Покровское и к утру 17 декабря овладеть Волоколамском.

В ходе Клинско-Солнечногорской наступательной операции танкисты вместе с морскими пехотинцами участвовали в освобождении городов: Солнечногорск и Волоколамск, многих других населённых пунктах, в том числе п. Нудоль и д. Шарино (освобождены 15 декабря 1941 года) [3].

Клинско-Солнечногорская наступательная операция 6-25 декабря 1941 года

major1.tif

Братская могила создана в 1959 году [4]. В ней захоронено 16 известных и 124 неизвестных воинов Красной Армии, в том числе и воины-танкисты 24 танковой бригады, боевые друзья моего прадеда.

Над этим захоронением шествуют учащиеся школы ИМЕНИ 50-ЛЕТИЯ ВЛКСМ, в которой сегодня учусь я и мой младший брат Роман.

Так я узнал, что часть, в которой служил мой прадед, принимала участие в битве под Москвой, освобождала Клинский край. За этот подвиг он и был награждён медалью «За оборону Москвы».

Почему же он получил медаль через 50 лет? Ведь все эти годы он знал, что достоин этой награды. Мог напомнить о себе, потребовать, наконец! Но не пошел, не потребовал…. Скромный был человек. Обыкновенный, как все.

Фронтовой поэт Александр Твардовский написал такие строки:

«Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле….»

Наверное, в этих словах ответ на мой вопрос. В бой мой прадед шел ни ради орденов и медалей!

Он боролся за жизнь и за будущее, за свою страну и родное Подмосковье; за счастливую жизнь своих детей, внуков и правнуков. За нашу жизнь!

А может быть, когда медали вручали, лечился мой прадед в госпитале после очередного ранения (а их у него за войну было четыре) и не получил вовремя заслуженную награду.

Так на войне бывает!

24 танковая бригада

Исследуя военную судьбу прадеда, я решил узнать о его дальнейшем боевом пути.

Из архивных документов я выяснил, что Александр Александрович всю войну с 1941 по 1945 год прошёл в составе 24 танковой бригады, которая входила в состав 5 танкового корпуса 11 Гвардейской Армии под командованием Маршала Ивана Христофоровича Баграмяна [10].

Бригада прошла славный боевой путь. Танкисты бились под Москвой, на Орловско-Курской дуге, освобождали Белоруссию, Прибалтику, Польшу, где и встретили Великую Победу.

Сайты «Подвиг народа» и «Бессмертный полк Москва» помогли мне узнать и о других наградах прадеда (Приложение 5) [11].

В годы войны он был удостоен двух орденов Красной Звезды (1943, 1944 годы) и медали «За Отвагу» (1943 год) (Приложение 6)

В представлениях к награждениям сказано, что сержант Секлетов А.А.: «….в исключительно тяжёлых условиях своевременно и бесперебойно обеспечивал связь с войсками» (Приложение 7) [10].

Дополняя сведения о боевом пути прадеда нельзя не вспомнить и о случаях из его повседневной жизни во время сражений.

Моя прабабушка Секлетова Валентина Александровна рассказывала, что прадед не любил говорить о войне, как и многие ветераны-участники тех страшных событий…

Но одно из его воспоминаний было очень ярким, и я с большим интересом слушал рассказ бабушки об этом эпизоде в жизни Александра Александровича.

… Это был бой под Ригой. Александр Александрович служил радистом у командира бригады и ездил на английской машине «Виллис». Когда начался бой, командир сел в танк, а мой прадед ехал сзади на «Виллисе». Вдруг начался обстрел, и его ранило в голову. Прадед закричал: «Товарищ полковник, ранило меня!». А он – в ответ: «Беги назад, там медбатальон есть, там тебя перевяжут…» Где это? Куда бежать? Он уже терял сознание, рядом с ним снаряды летят, товарищи гибнут… Это был ужас… Но мой прадед выстоял и добрался до медбатальона. Очень многие его товарищи погибли в тот страшный день… Прабабушка рассказала, что Александр Александрович всегда со слезами на глазах вспоминал своих однополчан… [9].

Выслушав это воспоминание, я еще раз задумался над тем, как хорошо, что мы живем в мирное время, о том, что мы всегда должны помнить о тех, кто подарил нам это мирное будущее и сделать все возможное, чтобы не допустить подобной войны…

В мирные дни. Памяти павших будем достойны!

Александр Александрович прожил долгую и яркую жизнь.

Закончив войну в 1946 году, он был демобилизован из армии, работал в Егорьевском авиационном училище Гражданской авиации, трудился в Ново-Петровском райкоме партии, с 1957-1972 год служил в ГАИ. Службу в милиции закончил в звании майор, вёл активную общественную работу в районном Совете ветеранов [8].

25 июня 2008 года мой прадедушка ушёл из жизни, но память о нём осталась навсегда в наших сердцах.

В канун празднования годовщины освобождения г. Клин от немецко-фашистских захватчиков в школе проходят торжественные линейки, митинги, литературно-музыкальные композиции, викторины, интеллектуальные игры, спортивные соревнования, посвящённые этому историческому событию. Ежегодно 15 декабря мы чтим память павших героев, возлагая цветы к мемориалу в п. Нудоль-Шарино.

Заключение

В результате исследования изучены официальные исторические и архивные документы по теме исследования на основе сайтов «Подвиг народа 1941-1945» и «Бессмертный полк Москва»; установлены основные этапы жизни и деятельности Секлетова Александра Александровича по архивным снимкам семейного альбома; получено интервью у сестры Секлетовой (Шкурак) Валентины Александровны и его дочери Кузнецовой Светланы Александровны; проанализированы материалы статьи журналиста Екатерины Капраловой «Как фронтовик, уверен: если мирное небо над головой – значит всё будет в порядке!»; создана и продемонстрирована презентация для выступления перед учащимися школы; подготовлены материалы для акции «Бессмертный полк».

Достигнута цель проекта: на примере боевого пути моего прадеда, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 года, Секлетова Александра Александровича воссоздана история награждения медалью «За оборону Москвы»; доказан факт его участия в составе 24 танковой бригады, которая входила в состав 5 танкового корпуса 11 Гвардейской Армии под командованием Маршала Ивана Христофоровича Баграмяна; установлены причины, из-за которых вручение боевой награды состоялось только через 50 лет после окончания Московской битвы.

Московская битва развеяла миф о непобедимости немецко-фашистской армии [1]. 8 мая 1965 года Москве присвоено почётное звание «Город-герой» [7]. Это была первая серьёзная победа над фашистскими войсками во Второй мировой войне.

Народы земного шара поверили, что фашистов можно побеждать! И Советский Союз стал для всех народов примером!

Во многих, оккупированных Германией государствах, стало набирать силу антифашистское сопротивление.

Руководители великих держав поняли, какая сила – советский народ и заключили антигитлеровскую коалицию [7].

Изучение этих фактов позволили создать основу для противодействия попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны 1941-1954 года.

Из этого следует, что невозможно переоценить заслугу советского народа в Великой Победе над фашизмом. Это доказано героизмом, мужеством, доблестью и отвагой защитников Родины в годы войны.

Я горжусь тем неоценимым вкладом, который внёс мой прадед в общую Победу, и очень благодарен ему за этот подвиг. Надеюсь, что память об ужасах войны не позволит проявиться новой жестокости и поможет человечеству стать более миролюбивым и гуманным (Приложение 8).

Данная работа рекомендована для презентации учащимся общеобразовательных школ в целях воспитания чувства патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения.

Моему любимому прадеду, его боевым друзьям, освобождавшим Подмосковье от немецко-фашистских захватчиков, я посвящаю своё стихотворение.

Моему прадеду Секлетову Александру Александровичу, воину-танкисту 24 танковой бригады, освободившему 15 декабря 1941 года посёлок Нудоль Клинского района посвящается.

Автор

Памятник

Стоит солдат над речкой Нудоль

В глазах – тревога и печаль…

Давным-давно минула буря,

А он всё смотрит зорко вдаль.

Он видит годы боевые,

Когда над Родиной гроза –

Неслась, сжигая и сметая,

Деревни, сёла, города…

Здесь прадед мой прошёл когда-то,

Освобождая города

И танк его, «тридцатьчетвёрка»,

Он бился здесь, танкист геройский

Чтоб тут жил я, мои друзья –

И, чтоб грозы над речкой нашей

Уж не случилось никогда

Несём цветы мы к обелиску,

А сердце рвётся в облака…

На нас здесь смотрят прямо с неба

Его погибшие друзья

Не пьедестале навсегда!

Майоров Артём

Приложение 1

major2.tif

Секлетов Александр Александрович 17.03.1921-25.06.2008

Приложение 2

Медаль «За оборону Москвы»

major3a.tif

major3b.tif

Приложение 3

Семейный альбом

major4.tif

major5.tif

Ветераны у мемориала (В центре – А.А. Секлетов)

Приложение 4

Статья из газеты «Истринский вестник» от 5 мая 2006 года № 33 (11.699)

major6.tif major7.tif

Приложение 5

Клинско-Солнечногорская операция

major8.tif

Приложение 6

Красноармейская книжка

major9.tif

Наградной лист

major10.tif

Приложение 7

Медаль за Отвагу

major11.tif

Орден Красной Звезды

major12.tif

Орден Красной Звезды

major13.tif

major14.tif

Приложение 8

Памяти павших будем достойны!

major15.tif

с. Ново-Петровское Истринского района Московской области

major16.tif

п. Нудоль, Клинского района, Московской области


Библиографическая ссылка

Майоров А.А. ПО СЛЕДАМ БОЕВОЙ НАГРАДЫ // Старт в науке. – 2019. – № 2-5. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1539 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674