У каждого слова есть своё происхождение, своя история, своё значение. Все слова, которые мы говорим, хранят тайну своего рождения. И очень интересно её разгадать. И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы – захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Придется рассуждать, логически мыслить, сопоставлять.
Однако установление «исходного» значения слова не исчерпывает задач этимологического исследования, так как, изучая происхождение слова, мы узнаем много интересного и об истории народов. В этом и заключается актуальность нашего исследования.
Выражение «избушка на курьих ножках» известно, наверное, каждому с детских лет. Те же, кто знаком с пушкинской поэмой «Руслан и Людмила», наверняка помнят строчки:
…Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Понятно, что Пушкин не мог быть автором этого выражения. Он вставил в поэму образ сказочного жилища нечистой силы как готовый фразеологический оборот, о котором слышал, когда ему самому в раннем детстве любимая няня рассказывала народные сказки.
Откуда же пошло это странное выражение – избушка на курьих ножках? Мы попытаемся выяснить, миф это или реальность, лежащая под толстым слоем вымысла. Имеет ли странная конструкция избушки какой-то реальный прототип?
Авторы нескольких исследовательских работ, с которыми мы ознакомились (Г.С. Белякова, А. Иванов, Г. Сердитый, А. Усачев), связывают этимологию выражения избушка на курьих ножках и сказочного образа Бабы Яги с древним погребальным обрядом финно-угорских и славянских племен. В книге Р.Бравиной «Погребальный обряд якутов (XVII – XIX вв.)» описываются разные формы погребения у якутов, в том числе воздушное погребение «арангас». В Интернете и других источниках мы не обнаружили исследовательских работ, где сопоставляются погребальные обряды финно-угорских и древних славянских племен со старинными погребальными обрядами якутов.
Объект нашего исследования – языческие традиции, связанные с погребением умерших.
Предмет исследования – фразеологический оборот «избушка на курьих ножках».
Цель работы – с помощью этимологического исследования фразеологизма «избушка на курьих ножках» выявить сходство погребального обряда древних славян, финно-угорских племен и якутов.
Задачи:
– исследовать происхождение фразеологизма «избушка на курьих ножках»;
– познакомиться с погребальным культом древних славян и финно-угорских племен («домики мертвых»);
– выявить сходство «домиков мертвых» с воздушным захоронением якутов «арангас».
Новизна исследования заключается в нашей попытке выявить сходство древнего обряда захоронения северных славян, финно-угорских племен и якутов через этимологию выражения «избушка на курьих ножках».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Этимология фразеологического оборота «избушка на курьих ножках»
Любая сказка возникает не на пустом месте, а является смесью старинных верований и преданий…
Нам придётся расстаться с одним из наиболее любимых визуальных образов из детских сказок – с видом избы на птичьих, вернее, на куриных, ногах. В самом деле, сказочное описание избушки Бабы Яги фактически превращает это строение в живое существо, так как избушка на курьих ножках может сама двигаться, поворачиваться «ко мне передом, к лесу задом» и разве что не кукарекает и не летает. Однако специалисты по фольклору и древнерусскому языку полагают, что столь красочный образ и персонаж стал следствием элементарной ошибки: курьи ножки были поняты и переведены на современный русский язык как куриные ножки.
В действительности же к домашней птице эти слова не имели никакого отношения: «курьи» происходили от слова «курные», то есть окуренные дымом. Дело в том, что в древности у многих, особенно у финно-угорских племён и северных славян, похоронный обряд предполагал помещение тела покойника в «избу смерти», которая устанавливалась на опушке леса, глухой стеной в сторону деревни. Ставилась же эта погребальная избушка на специальные опоры-балки, которые в ходе ритуала окуривали, то есть слегка обжигали. Так и появились курьи ножки и избушка на них.
Исходя из обозначенных истоков самого понятия «избушка на курьих ножках» и характера такого персонажа, как Баба Яга, большинство экспертов утверждают, что избушка на курьих ножках в русской мифологии выполняет функции входа (портала) между двумя мирами – миром живых и миром мёртвых. Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека. Она узнавала о его прибытии по запаху – «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым).
В русских сказках герой, направляясь в подземное царство, чтобы освободить пленную царевну, находит избушку Бабы Яги. Пройдя испытания в ее избушке, он оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём.
Таким образом, курьи ножки и избушка на них – это погребальная избушка на специальных опорах-балках, которые в ходе ритуала окуривали, то есть слегка обжигали. В русской мифологии избушка на курьих ножках представляет собой вход из мира живых в мир мертвых, а Баба Яга является как бы стражем при входе в подземное царство.
«Домики мертвых» – прообраз сказочной избушки
В русских сказках Баба Яга выступает как представительница мира мертвых или проводник в иной мир. В связи с этим многие исследователи связывают ее с погребальными культами древних славян.
Древние славяне кремировали (сжигали) своих предков, а после помещали прах в особые могильные домики на высоких столбиках. Вот такие могильные домики, по мнению исследователей, и являются прообразом сказочной избушки.
Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны. Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых».
В русских народных сказках Баба Яга хочет засадить своих гостей в печь и изжарить. Видимо, эта сюжетная линия как раз и связана с тем, что «домик мертвых» представлял собой хранилище для сожженных останков.
Наряду с этим некоторые исследователи связывают образ Бабы Яги с финно-угорской колдуньей, а ее обиталище, ее избушку – с охотничьим и ритуальным домиком.
Значит, избушка на курьих ножках также может быть не чем иным, как широко распространенным до сих пор лесным лабазом для охотничьих трофеев, который устраивается на двух-трех опорах. Лабаз такой всегда устанавливается входом к тропе, а «к лесу задом».
Подобный лабаз на стволы деревьев, как защиту от диких зверей, до сих пор водружают и якутские охотники.
В очерке об истории Урала о таких избушках финно-угорцев исследователь Алексей Иванов пишет: «...На Урале русские столкнулись с местной обрядовой практикой. Уральцы устраивали свои святилища на тайных полянах в глухом лесу.
Поляну огораживал частокол, на котором вывешивали черепа животных, принесённых в жертву. Посреди поляны стоял священный амбарчик – маленькая избушка. Он назывался «сомъях», а по-русски – чамья. Его водружали на стволы подрубленных деревьев, чтобы не забрались дикие звери. В амбарчике не было ни окон, ни дверей – зачем они нужны? Внутри лежала резная деревянная кукла – «иттарма». В неё вселялся дух умершего. Кукла была одета в национальную одежду – в ягу» [3].
Как мы видим, «домики мертвых» у северных славян и священные амбарчики-«сомъях» у финно-угорских племен не только внешне, но и по своему назначенью напоминают сказочную избушку на курьих ножках и могут выступить прообразами жилища Бабы Яги.
Избушка на курьих ножках и арангас: взаимосвязь языческих традиций
До прихода русских у якутов существовало несколько форм погребения.
Наиболее распространенной формой похорон, свидетелями которой стали первые исследователи края, было так называемое воздушное погребение «арангас». Основных причин существования подобного архаичного ритуала было две.
Во-первых, его диктовала суровая зима, которая в сочетании с вечной мерзлотой на большую часть года превращала землю в сплошной ледовый монолит, в котором не так-то просто было вырыть могилу.
Второй причиной воздушных похорон были сохранившиеся языческие традиции, существовавшие тогда не только в Якутии и среди якутов, но и на сопредельных лесных территориях у многих северных и северо-восточных народов вплоть до монголов.
Главным и общим для всех без исключения якутов тотемным животным является лошадь – Кюрюё Дьёсёгёй (божество коневодства). В обрядовом захоронении лошади у якутов также часто выделяется воздушный вариант погребения «арангас».
Для сооружения воздушного захоронения, называемого «арангасом», якуты (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте около двух метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Иногда, чтобы корни деревьев меньше подгнивали, их обнажали, снимая сверху дерн и действительно превращая их в «курьи ножки».
Не всем сегодня известно, но далекие предки европейских славян и их соседи когда-то, еще до погребальных костров, хоронили своих усопших тоже подобным образом. Отсюда и идут русские народные сказки, например, о царевне, спящей в хрустальном гробу, подвешенном на цепях. А если вспомнить под этим углом описание «избушки на курьих ножках» и «бабы яги – костяной ноги», у которой «нос уперт в потолок, голова – в стену, ноги – в дверь», то пред нами предстанет самое настоящее воздушное
погребение.
Сравнив «домики мертвых» северных славян и языческие священные амбарчики финно-угорцев с воздушным погребением якутов «арангас», нетрудно заметить не только внешнюю схожесть, но и схожесть в их назначении.
Заключение
Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. И мы редко задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь можно открыть тайну рождения слов, заглянув в глубь столетий…
В своей небольшой работе, исследовав историю фразеологического оборота «избушка на курьих ножках», мы делаем следующие выводы:
1) курьи ножки и избушка на них – это погребальная избушка на специальных опорах-балках, которые в ходе ритуала окуривали (обжигали). Значит, ничего общего они не имеют с куриными ножками;
2) прообразом сказочной избушки являются «домики мертвых» древних славян и священные амбарчики-«сомъях» финно-угорских племен;
3) в древних языческих погребальных традициях финно-угорских племен, северных славян и древних якутов есть много общего.
В заключение хочется отметить, что тема о сходстве погребального обряда древних славян, финно-угорских племен и якутов недостаточно изучена и потому очень интересна.
Приложение
Сказочная избушка на курьих ножках
Домик мертвых – прообраз ибушки на курьих ножках
Арангас лошади в Сунтарском улусе Якутии
Библиографическая ссылка
Румянцева Д.А., Саввин А.Т. ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ: СХОДСТВО ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА ДРЕВНИХ СЛАВЯН И ЯКУТОВ // Старт в науке. – 2019. – № 2-4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1523 (дата обращения: 23.11.2024).