Каждый из обучающихся школы ежедневно взаимодействует с посредником в передаче инфекционных заболеваний – столы и стулья. Мы постоянно взаимодействуем с ними в любом учебном заведении. Таким образом, на этих поверхностях оказывается множество патогенных и условно патогенных микроорганизмов, способных передаваться через кожные покровы. По данным Росстата ежегодно в Российской Федерации регистрируется около 7000 тыс. случаев заболеваний острыми кишечными инфекциями. При этом 60-65 % приходится на долю детей [9].
Актуальность: одной из главных причин заболеваний кишечными инфекциями у детей могут быть школьные поверхности, однако, их микробиологические исследования проводятся крайне редко
Цель работы: исследовать значение школьных поверхностей в передаче инфекций.
Задачи исследования:
1. Определить общую обсемененность столов и стульев в школе;
2. Выявить наличие БГКП и S.aureus на школьных поверхностях;
3. Сравнить обсемененность на столах и стульях в кабинете и столовой.
Объект исследования: микрофлора школьных поверхностей (столы, стулья).
Предмет исследования: влияние микроорганизмов поверхности столов и стульев в школе на здоровье человека
Гипотеза: школьные парты, стулья, а также столы и стулья в столовой значительно обсеменены и на их поверхности присутствуют условно-патогенные и патогенные микроорганизмы, способные вызывать заболевания у человека.
Школьные поверхности как фактор передачи инфекции
Факторы передачи возбудителя инфекции – это элементы внешней среды (объекты неживой природы), участвующие в передаче возбудителя инфекции от источника восприимчивым животным или человеку, но не являющиеся естественной средой обитания возбудителя. В совокупности факторы передачи возбудителя инфекции представляют собой пути передачи (распространения) заразного начала [12].
Для того чтобы доказать, что столы и стулья могут являться фактором передачи возбудителей инфекции, необходимо знать, какие механизмы и пути передачи инфекции могут через них осуществляться.
Механизм передачи инфекции – это способ перемещения возбудителя инфекционной или паразитарной болезни из зараженного организма в восприимчивый. Включает последовательную смену трех стадий:
? Стадию выделения из зараженного организма;
? Стадию циркуляции во внешней среде;
? Стадию внедрения в очередной организм [3, 6].
Вторая и третья стадии механизма передачи реализуются через факторы передачи.
К механизмам передачи инфекции относят:
? Аэрогенный;
? Контактный;
? Трансмиссивный;
? Алиментарный (фекально-оральный);
? Аертикальный (в том числе, трансплацентарный);
? Гемоконтактный;
? Половой [3, 6, 11].
Фекально-оральный механизм передачи
Специфическая локализация возбудителя в кишечнике определяет его выведение из зараженного организма с испражнениями. В дальнейшем он может проникнуть в организм с загрязненной водой или пищей, после чего микроорганизм колонизирует желудочно-кишечный тракт. Поскольку входными воротами для подобных возбудителей служит рот, то такой механизм передачи возбудителей кишечных инфекций называется фекально-оральным. Реализация фекально-орального механизма передачи реализуется с помощью конкретных путей передачи (водного, пищевого, контактно-бытового), включающих разнообразные факторы передачи, непосредственно участвующие в переносе возбудителя от его источника к восприимчивым лицам [11].
Реализация контактно-бытового пути передачи в рамках фекально-орального механизма осуществляется посредством обсеменения предметов обихода и труда. Поскольку патогенные микроорганизмы на предметах обычно не размножаются и постепенно погибают, то роль зараженных вещей в их передаче неодинакова. Она зависит от массивности обсеменения, жизнеспособности возбудителей, частоты и характера использования вещей здоровыми людьми. Сильно загрязненными возбудителями кишечных инфекций могут быть столы и стулья. Патогенные микроорганизмы попадают на них с рук больных и носителей, а затем загрязняют руки здоровых людей, создавая возможность их заражения [3, 6, 11].
Контактный механизм передачи
Возбудители инфекционных болезней, паразитирующие на кожных покровах, передаются контактным прямым или непрямым путем. Прямым путем передаются возбудители гонореи, сифилиса, ВИЧ-инфекции и других заболеваний, передающихся половым путем. Непрямым путем (через предметы и вещи больного) происходит передача трахомы, чесотки, парши и др. К этой же группе относят заболевания, главным образом раневые инфекции (столбняк, газовая гангрена и др.), возбудители которых проникают через поврежденные кожные покровы, но патологический процесс локализуется в глубине тканей [11].
Таким образом, предметы обихода в школе могут являться фактором передачи возбудителей различных инфекций в фекально-оральном и контактном механизмах.
Микробиологические показатели, указывающие на загрязненность школьных поверхностей
К микробиологическим показателям, которые прямо или косвенно могут указывать на загрязненность школьных поверхностей, относятся следующие: показатель общей обсемененности (общее микробное число – ОМЧ); наличие БГКП, S.aureus и патогенных энтеробактерий.
Общая обсемененность (или общее микробное число – ОМЧ) – выражается общим числом микроорганизмов, способных образовывать видимые колонии после засева на плотные питательные среды, в пересчете на 1 мл исследуемой жидкости, 1 г плотного вещества, 1 м3 воздуха или 1 см2 поверхности. Его значение выражают в колониеобразующих единицах: КОЕ/мл, КОЕ/см3. Колониеобразующая единица – это микроорганизм, образующий колонию в процессе размножения [3].
Считается, что чем выше показатель ОМЧ, тем больше вероятность обнаружить патогенные микроорганизмы. В действительности, на величину этого показателя влияют также сапротрофы, препятствующие росту микроорганизмов, и ОМЧ однозначно соотносится лишь со степенью органической загрязненности объекта. Однако это важный санитарный показатель, поскольку он позволяет оценить чистоту и качество дезинфекции поверхностей [8, 13].
Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) – вид шаровидных грамположительных бактерий из рода стафилококков. Приблизительно 25–40 % населения являются постоянными носителями этой бактерии, которая может сохраняться на кожных покровах и слизистых оболочках верхних дыхательных путей [1, 4].
S. aureus – бактерия-комменсал; она колонизирует кожу и поверхности слизистых (носа, глотки). Простое наличие микроорганизма на слизистых носа или на коже не вызывает ответа организма. Золотистый стафилококк может вызывать поражения тканей и вызывать следующие заболевания: фурункулы (гнойное воспаление волосяных фолликулов); гидраденит (воспаление потовых желез); панариций (воспаление мягких тканей пальца); абсцесс (гнойно-воспалительный процесс в мягких тканях, ограниченный капсулой); флегмона (разлитый гнойно-некротический процесс в мягких тканях) [4].
При попадании S. aureus в полости внутренних органов возможно возникновение таких заболеваний, как синусит, отит, тонзиллит, пневмония, менингит, артрит, пиелонефрит [1, 13].
Если же в пищеварительный тракт человека попадает не сам стафилококк, а его токсины (чаще всего с продуктами питания, обсемененными возбудителем), развивается тяжелое пищевое отравление с выраженной интоксикацией [13].
Патогенные энтеробактерии – это представители семейства Enterobacteriaceae, способные вызывать кишечные инфекции (брюшной тиф, дизентерию, пищевые токсикоинфекции, иерсиниоз, колиэнтерит), вызываемые представителями родов Salmonella, Shigella, Yersinia, Escherichia и характеризующиеся фекально-оральным или оральным механизмом заражения и водным, пищевым или контактно-бытовым путями передачи [5, 8, 14].
БГКП – бактерии группы кишечной палочки (колиформы) – группа бактерий семейства энтеробактерий, используемая санитарной микробиологией в качестве маркера фекального загрязнения, относятся к группе санитарно-показательных микроорганизмов. К бактериям группы кишечных палочек относят представителей родов Escherichia (в том числе и Е. coli), Citrobacter, Enterobacter, которые объединены в одно семейство Enterobacteriaceae благодаря общности морфологических и культуральных свойств [2,5].
Собственные исследования
1. Материалы и методы
Собственные исследования проводились в учебной лаборатории микробиологии и иммунологии биологического факультета ФГБОУ ВО «ЧелГУ» на базе бактериологической лаборатории МБУЗ ГКБ № 6 г. Челябинска в период с 16.02.18 по 07.03.18. В качестве исследуемых объектов выбрали парту и спинку стула в кабинете, а так же обеденный стол и стул в столовой школы.
1.1. Взятие проб и подготовка проб к исследованию
Пробы с объектов отбирали методом смывов, согласно МУ 2657-82. В день, предшествующий взятию смывов в пробирку со стерильным ватным тампоном на металлической палочке наливали в условиях бокса над горелкой 5 мл однопроцентной пептонной воды так, чтобы тампон оставался сухим. Непосредственно перед взятием проб, тампон увлажняли средой. Для проведения самого смыва ватным тампоном обрабатывали всю поверхность столов и стульев площадью 100 см2 (10*10), после чего погружали его в подписанную пробирку в среду. Смывы доставлялись в лабораторию.
1.2. Проведение микробиологического исследования
Посев для определения общей обсемененности объекта
Посев проб на питательные среды производился в день взятия проб. Первым проводили посев на общее микробное число методом глубинного посева: 1 мл пробы в чашке Петри заливали мясо-пептонным агаром. Чашки помещали в термостат при температуре 30 °С. Предварительный подсчет колоний производился через 48 часов, а итоговый – через 72 часа.
Посев для определения наличия золотистого стафилококка (S. aureus)
Для определения наличия на поверхностях столов и стульев S.aureus 1 мл пробы приливали в солевой бульон, который инкубировали 24 часа при 37 °С. После делали высев на плотный желточно-солевой агар. После инкубации в течение 48 часов при температуре 37 °С, чашки просматривали на наличие колоний желтого цвета, образующих помутнение вокруг (обнаружение выделяемой только S.aureus лецитиназы).
Посев для определения наличия БГКП
Для определения наличия БГКП проводили посев 1 мл пробы в среду Кесслера, пробирки инкубировали при 37 °С, через 24 часа производили высев на плотную дифференциально-диагностическую среду Эндо. Посевы помещали в термостат при температуре 37 °С на 24 часа, после чего чашки просматривали. На некоторых пробах был обнаружен рост колоний, из которых готовили мазки, окрашивали по Граму и микроскопировали. Если при микроскопии обнаруживали грамотрицательные палочки, давали положительный ответ на выявление БГКП.
2. Результаты собственных исследований
Результаты собственных исследований представлены в таблице.
Результаты микробиологического исследования школьных поверхностей
Исследуемые точки |
Общая обсеменен-ность (КОЕ/мл) |
БГКП |
Staphylococcus aureus |
Парта в кабинете (образец № 1) |
125 |
не обнаружено |
не обнаружено |
Парта в кабинете (образец № 1) |
123 |
не обнаружено |
не обнаружено |
Спинка стула в кабинете |
238 |
не обнаружено |
обнаружено |
Стол в столовой (образец № 1) |
124 |
не обнаружено |
не обнаружено |
Стол в столовой (образец № 2) |
142 |
обнаружено |
не обнаружено |
Спинка стула в столовой |
119 |
не обнаружено |
обнаружено |
Практически во всех точках показатели общей обсемененности оказались довольно большими (от 119 до 238 КОЕ/мл). Примерно равные показатели были обнаружены на партах в кабинете, столе и стуле в столовой (119-125 КОЕ/мл), наибольший показатель отмечается на спинке стула в кабинете (238 КОЕ/мл). При этом, средний показатель общей микробной обсемененности поверхностей в кабинете (468 КОЕ/мл) выше, чем в столовой (385 КОЕ/мл).
В одной точке забора проб в столовой (стол в столовой) были обнаружены бактерии группы кишечной палочки.
Золотистый стафилококк был обнаружен в школе на спинках стульев в кабинете и в столовой.
Таким образом, практически все изучаемые поверхности в школе, оказались достаточно сильно обсеменены и на поверхности некоторых из них были обнаружены условно-патогенные микроорганизмы – БГКП и золотистый стафилококк, способный вызывать инфекционные заболевания у человека.
Заключение
В ходе нашего исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась: на поверхности стульев и столов в школе были обнаружены микроорганизмы (S. aureus), способные вызывать инфекционные заболевания у человека, а также было выявлено фекальное загрязнение, что было установлено по наличию бактерий группы кишечной палочки. Кроме того были выявлены достаточно большие показатели общей обсемененности. Это свидетельствует о том, что школьные поверхности в действительности являются посредником при передаче бактериальных инфекций, передающихся через кожные покровы, и могут представлять опасность для здоровья человека.
Из-за ряда факторов: расположение, широкий круг контактирующих лиц, столы и стулья в школе действительно могут служить средством передачи инфекционных заболеваний.
Решением данной проблемы может быть регулярная обработка столов и стульев дезинфицирующими средствами, а для предупреждения кишечных и других инфекционных заболеваний, передающихся контактно-бытовым путем, требуется тщательно мыть руки. Администрацией учебного заведения принято решение провести в школе генеральную уборку и регулярно контролировать чистоту школьных поверхностей в кабинетах и столовой.
Выводы
1. Большинство исследуемых школьных поверхностей были достаточно сильно обсеменены микроорганизмами (показатели от 119 до 238 КОЕ/мл). Значительно обсемененным оказалась одна точка забора: «спинка стула в кабинете»;
2. БГКП были обнаружены на столе в столовой (образец № 2) и S.aureus обнаружен в двух образцах – на списках стульев в столовой и кабинете;
3. Средний показатель общей микробной обсемененности поверхностей в кабинете (468 КОЕ/мл) выше, чем в столовой (385 КОЕ/мл).
Библиографическая ссылка
Гапеев В.П. ШКОЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ КАК ФАКТОР ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ // Старт в науке. – 2019. – № 2-4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1504 (дата обращения: 15.02.2025).