«У моряка нет трудного или легкого пути: есть только один... путь – славный».
Адмирал П.С. Нахимов
Самое любимое мое занятие – это рассматривать коллекцию военно-морских знаков моего деда, Коваленко Анатолия Владимировича. Как рассказывает дедушка, он еще с малых лет коллекционировал различные значки, а с периода военной службы на Северном флоте, и по настоящее время – это увлечение стало его любимым занятием, и в основном, на морскую тему.
Больше всего меня заинтересовали знаки военных кораблей. У каждого знака этой коллекции своя история. Многие знаки переданы деду в его личную коллекцию друзьями, с которыми он служил на кораблях и подводной лодке.
Цель: воспитание и привитие любви у молодого поколения к традициям, истории и развития военно-морского флота.
Задачи:
1. Узнать больше о военно-морском флоте.
2. Изучить историю военно-морских знаков.
3. Узнать о жизни людей, связавших свою жизнь с морем.
Объектом моего исследования являются военно-морские корабли.
Предметом исследования являются венно-морские знаки.
Методы: изучение, наблюдение, анализ и обобщение собранного материала.
Область применения результатов: участие в научно-исследовательских конкурсах.
Актуальность:
Военно-морской флот отважно и доблестно решает поставленные перед ним задачи по обеспечению безопасности государства.
Трудна, опасная профессия военного моряка, манит и увлекает наших мальчишек. Начиная с изучения военно-морских знаков, началась и моя история изучения военных кораблей и людей, которые отдавали жизнь служению флоту.
Во все времена моряки считались образцом выправки и сноровки, примером мужества, героизма и бесстрашия, эталоном настоящего мужчины.
Знаки «За дальний поход»
Мой дедушка рассказывает, что на западе и востоке, на севере и юге нашу Родину омывают воды двенадцати морей, трех океанов, и двух внутренних морей, которые нужно защищать. Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки, и составляют военно-морской флот.
Как сказал Петр I: «Военное дело-первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего Отечества - «который, едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот – обе руки имеет».
Дед сам, с восемнадцати лет начал свою военно-морскую службу, морского города Кронштадт. В отряде подводного плавания он прошел обучение военно-морскому делу. По рассказам моего деда, огромный опыт он получил на подводной лодке особого назначения, после обучения в отряде. Именно, там, проявилась настоящая любовь к военно-морскому флоту и его истории, а также заслуженных им памятных знаков «За Дальний поход» и « 20 лет бригады подводных лодок».
Знаком «За Дальний поход» награждаются наиболее отличившиеся моряки за участие в дальних и специальных походах на боевых кораблях и подводных лодках. Главное у военных кораблей – это их боевая мощь, подвижность, скорость хода и способность совершать дальние походы. Во все времена дальние плавания кораблей являлись школой мужества.
Первые значки «За дальний поход» изготовлены в г. Ленинград, в 1954 году, для экипажа крейсера «Свердлов», в честь пребывания крейсера в Англии. Знаком были награждены все члены экипажа, принимавшие участие в параде, посвященного коронации Англии Елизаветы II.
Следующий знак напоминает о визите в Англию нашего отряда кораблей «Орджоникидзе», эскадренных миноносцев «Совершенный» и «Смотрящий», в 1956 году.
Первый официальный нагрудный знак «За Дальний поход» двух видов — с изображением силуэта подводной лодки (для награждения личного состава подводных лодок) и с изображением силуэта крейсера (для награждения личного состава надводных кораблей (судов) был утвержден Приказом Главнокомандующего ВМФ № 149 от 22.05.1961.
Решение о награждении знаком «За Дальний поход» принималось главнокомандующим Военно-морским флотом в торжественной обстановке перед строем личного состава. Награждение этим нагрудным знаком производилось один раз в течение всей службы. Все моряки от матроса до адмирала очень гордились им, считая за честь носить его на своих форменных, кителях и фланках.
Однако, в 1976 году, рисунок и статус награды был изменен. Недаром на флоте, за нелепую форму, знак получил обидное прозвище «лопата».
И только, с августа месяца 1987 года знак возвратился прежнего образца. В мае месяце 1970 года было проведено учение «Океан», где участвовали все флота Советского союза. Все участки были награждены знаком «За дальний поход», с подвеской «Океан», для надводных кораблей и подводных лодок.
В 1971 году на учениях Черноморского флота и Каспийской флотилии вручались знаки «За дальний поход», с подвеской «Юг», только одного образца с изображением крейсера.
Знак СКР «Дружный»
В коллекции моего деда есть интересный знак – сторожевой корабль (СКР) «Дружный». Он мне интересен потому, то там проходил службу мой дед. Служба на военном корабле – часть его жизни, где проверялась настоящая мужская дружба. Этот знак лично был заказан моим дедом в г. Москва, на одном из заводов. Эскиз первого знака был сделано одним из талантливых матросов экипажа боевой части 2 .
Сторожевой корабль (СКР) «Дружный»
Каждый военный корабль имеет свою историю.
Сторожевой корабль (СКР) «Дружный», кодовое название Буревестник, был заложен на судостроительном заводе «Янтарь» в г. Калининград . 25 октября 1975 года корабль был включён в состав Балтийского флота, где прошли его лет 28 морской службы.
Предшественником СКР «Дружный», в годы Великой Отечественной войны, на Северном флоте, был эсминец, который воевал, и не имел наименования. Командующий Северным флотом адмирал А. Головко, посетив в 1944 году корабль, назвал его «дружным», за боевую и военно- морскую выучку. Это название закрепилось за кораблем и его экипажем (2).
Эсминец, 1944 г.
По морским поверьям имя корабля – это и его собственная судьба и характер экипажа.
На флоте есть такое убежденье,
И в это верят испокон веков
Как наречен корабль от рожденья-
Таков на нем характер моряков
Название корабля соответствовало его названию. Экипаж корабля был всегда надежный и слаженный, отличался высоким профессионализмом, морской выручкой и постоянной готовностью к выполнению всех поставленных задач. На корабле было немало людей, образцово служивших Родине (Рис. 1).
Корабль нес боевые службы, совершал дружеские и деловые визиты, обеспечивал встречи и приемы первых лиц страны. За годы службы в соединении Балтийского флота надводных кораблей Балтийского флота корабль прошел боевые службы и дальние походы. Его флаг реял у Гибралтара, Средиземном, Карибском, Норвежском морях. Он был постоянным участником практически всех учений стран – участниц Варшавского Договора, начиная с 1980 года (Рис.2, 3)
Экипаж – одна семья не на словах, а в жизни. Семьи офицеров и мичманов «Дружного» жили жизнью корабля, праздники проводили с экипажем (Рис.4). Все, кто служил на этом корабле, помнят, что 12 июля – годовой праздник корабля. СКР «Дружный» в 2020 году исполняется 45 лет. Его уже нет, к сожалению, в составе ВМФ, но память о нем остается. СКР «Дружный» базировался в городе Балтийске, где родился я, и сейчас живет моя семья. Ежегодно, в июле месяце экипаж всегда помнит и отмечает День своего родного корабля в г. Балтийск, Калининградской области (Рис.5).
Заключение
Данное исследование, дало толчок для дальнейшего исследования истории военно-морского флота, военных кораблей и военно-морских знаков. Поэтому, на примере корабля «Дружный», я изучил историю создания самого корабля и его знака. Считаю, что память о корабле «Дружный», который являлся домом и крепостью многих поколений офицеров, мичманов, старшин и матросов, будет всегда жить в наших сердцах. Люди, служившие на корабле, отсчитывали свою жизнь морскими вахтами и горькими морскими милями. Каждый, кто служил на корабле, достоин восхищения силой воли, мужеством. Я горжусь этими людьми и моим дедом, которые отдали свои годы этому военно-морской службе, защищая морские рубежи, а корабль служил им надежным другом.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Библиографическая ссылка
Зайнетдинов Р.Э. ИСТОРИЯ ОДНОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ЗНАКА КОРАБЛЯ // Старт в науке. – 2019. – № 2-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1464 (дата обращения: 21.11.2024).