Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

МОЙ ПРАДЕДУШКА – ЧЕЛОВЕК НЕБЕСНОЙ ПРОФЕССИИ…

Бутакова В.О. 1
1 г. Якутск, МБОУ «Городская классическая гимназия», 4 «А» класс
Чиина А.А. (Якутск, МБОУ «Городская классическая гимназия»)
1. Васильев М.Е. Отцы-командиры. События и люди.
2. Зуев Ю.Н., Остапенко Ю.А., Бородин О.П. Авиация в Якутии.
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Диксон_(посёлок_городского_типа).
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Моторист.
5. http://avia.pro/blog/aviakatastrofa-24b-v-r-ne-batagaya-1970.

Судьба сложилась так, что ни я, ни моя мама не застали при жизни моего прадедушку, а моей бабушке и не было и 10 лет, как его не стало. Я всегда слышала в семье, что он был замечательный человеком, обладающий небесной профессией, жизнь которого трагически оборвалась. Мне захотелось больше узнать о жизни и профессиональной деятельности моего прадедушки и рассказать вам о нём.

Актуальность моего исследования заключается в необходимости и важности знать свою родословную. Через жизненный путь родных мы можем узнать историю родного края, страны. В каждой семье это происходит через рассказы и живое общение, но устные рассказы недолговечны, многое со временем утрачивается, забывается, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы история семьи не исчезла бесследно.

Цель моего исследования заключается в изучении жизненного пути моего прадедушки.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

• изучить сохранившиеся документы, фотографии в семейном архиве;

• разыскать сведения о жизни и профессиональной деятельности моего прадедушки;

• систематизировать полученный материал.

Объектом моего исследования является биография моего прадедушки, а предмет – семейный архив.

Я выдвинула гипотезу, что через историю жизни моего прадедушки познается история развития авиации родного края.

Во время исследования применялись следующие методы: опрос родственников, изучение семейного архива, поиск и сбор документов путем посещения библиотеки, архива, музея.

1. Аэропорт «Диксон»

Моего прадедушку звали Токарев Анатолий Иванович, родился он 29 мая 1933 году в городе Шахты Ростовской области в семье шахтера.

Трудовую деятельность мой прадедушка начал в 19 лет после окончания Актюбинской школы авиационных механиков и первым его местом работы стала Московская Авиагруппа Особого Назначения. Был зачислен на должность авиамоториста в аэропорт «Диксон». В его обязанности входило осмотр и смазка двигателя перед пуском, управление и ремонт. На первый взгляд простые обязанности, но они требовали больших знаний, а именно: принцип работы двигателя, правила техники безопасности и способы устранения возможных неполадок.

Аэропорт «Диксон», располагался на островной части посёлка Диксон, расположенный на побережье Енисейского залива Карского моря. Поселок Диксон самый северный населенный пункт нашей страны, его называли «Воротами Арктики» в связи с активным освоением Арктики и Северного морского пути. Параллельно с трудовыми буднями в период с 1954 по 1956 годы учился в Диксонской средней школе рабочей молодежи, окончание которой давало право поступить в высшее учебное заведение Союза ССР. По истечению срока трудового договора с Московской авиагруппой особого назначения поступил в Сасовское летное училище, по окончании которого получил специальность пилота и был направлен в Якутию.

2. 139 Якутский объединенный авиаотряд

В Якутию он приехал в период бурного послевоенного развития авиации. В 50-х годах перед авиацией ставили большие задачи:

1. Участие в геологической разведке – с высоты в 200–300 метров специальный прибор, установленный на самолете, показывал наличие в недрах земли полезных ископаемых (уголь, цветной металл, золото, алмазы);

2. Грузовые перевозки по доставке оборудования;

3. Участие в отстреле волков, которые наносили большой урон оленеводству;

4. Авиахимическая борьба с вредителями лесов, производилось изучение лесных массивов, выявлялись ресурсы;

5. Вывоз рыбы, мяса, дичи, шкур и т.д. из Северных районов, а также завоз на Север овощей, фруктов;

6. Добираться в населенные пункты, которые не были связаны между собой ни речными, ни автомобильными путями;

7. Осуществлять пассажирские перевозки.

В 1958 году он поступил на работу в 139 Якутский объединенный авиаотряд, на тот момент авиацию республики представляли всего два авиаотряда. Он был зачислен вторым пилотом самолета ИЛ-14, который был основным пассажирским самолетом, рассчитанным на 36 пассажирских мест. В дальнейшем по окончании курсов в Школе высшей летной подготовки в 1960 голу был назначен командиром корабля самолета ИЛ-14.

В 60-х годах в связи с увеличением объемов работ для авиации на территории республики работали не 2 авиаотряда, а 16. Возникла необходимость в обновлении авиапарка и в октябре 1965 года в Якутске приземлился новый турбовинтовой самолет АН-24, который мог взять на борт до 52 пассажиров и перевезти их на расстояние до 1850 км. Это было началом нового этапа в освоении воздушных просторов Якутии. Из Якутского авиапредприятия в Кировоградскую школу высшей летной подготовки изучать самолет АН-24 отправилась большая группа летного состава, в том числе и мой прадедушка. В последствии он стал командиром корабля АН-24.

В течение своей трудовой деятельности моего прадедушку назначали исполняющим обязанности пилота-инструктора, задачей которого была обучить управлению летательным аппаратом, а также временно исполняющим обязанности командира Первой авиаэскадрильи и исполняющим обязанности заместителя командира Второй авиаэскадрильи, что говорит о том, что он зарекомендовал себя как высококвалифицированный специалист.

3. Трагедия под Батагаем

28 января 1970 года мой прадедушка на самолете АН-24 в качестве командира корабля выполнял рейс из поселка Черский в город Якутск с посадкой в поселке Батагай. Подходя к аэропорту Батагай, экипаж вышел на связь с диспетчером и доложил о расчетной точке начала снижения, в ответ на что диспетчер дал разрешение на снижение, после чего связь с самолетом пропала. Пилоты в последний момент увидели опасность и потянули штурвал на себя, но из-за рельефа местности и продолжающегося по инерции снижения, не смогли избежать столкновения. Самолет врезался в заснеженный скалистый склон горы в 40 км от аэродрома и разрушился полностью. На борту самолета находилось 6 членов экипажа и 28 пассажиров. Все они погибли. Жизнь моего прадедушки трагически оборвалась, когда ему было всего 36 лет.

Заключение

Всю свою жизнь мой прадедушка посвятил развитию авиации республики, за 12 лет работы в Якутском объединенном авиаотряде он налетал более 8 тысяч часов, о нем писали в газетах, неоднократно награждали почетными грамотами Управления гражданской авиации, за высокие производственные показатели, активную работу в партийной и профсоюзной организации, высокую дисциплинированность он награжден знаком «Отличник Аэрофлота».

В ходе исследования была проведена следующая работа: изучены документы, фотографии из семейного архива, направлен запрос в Национальный архив РС (Я), посетила Национальную библиотеку РС (Я), а также Музей авиации Якутии, поездку в который я особенно ждала, ведь я там ни разу не была и очень хотелось еще больше узнать о моем прадедушке, но ожидало разочарование, так как информации о нем по какой-то причине не было. Сотрудник музея не остался равнодушным и предложил предоставить в музей фотографии и краткую биографию о моем прадедушке, которую в дальнейшем разместят в альбоме.

Таким образом, результатом исследования стали сплошные плюсы:

во-первых, узнала интересные факты об авиации нашего родного края;

во-вторых, почувствовала себя настоящим детективом при поиске, сборе и изучении информации о моем прадедушке;

в-третьих, то, что удалось найти – систематизировала в отдельную папку.

Практическая значимость моего исследования заключается в том, что информация о моем прадедушке появится в Музее авиации Якутии.

Исходя из этого, могу сделать вывод и с уверенностью сказать, что мой прадедушка внес неоценимый вклад в историю развития авиации.

Гипотеза подтвердилась – через историю жизни моего прадедушки познается история развития авиации родного края.

Приложения

Фотографии из семейного архива

but-1.tif but-2.tif

but-3.tif but-4.tif

but-5.tif but-6.tif

Документы из семейного архива

but-7.tif

but-8.tif

but-9.tif

but-10.tif


Библиографическая ссылка

Бутакова В.О. МОЙ ПРАДЕДУШКА – ЧЕЛОВЕК НЕБЕСНОЙ ПРОФЕССИИ… // Старт в науке. – 2019. – № 2-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1449 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674