Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ВЛИЯНИЕ ШАШЕК НА МАТЕМАТИКУ И УСПЕВАЕМОСТЬ

Габышева Д. 1
1 МБОУ «Намская СОШ №2», 3 «Б» класс
Дьяконова П.Г. (, МБОУ «Намская СОШ №2»)

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/7/37618.

Шашки – настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определенным образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски.

Математика – это наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов [1].

Актуальность. В наше время очень много увлекательных игр. Большинство современных детей предпочитают компьютерные игры. Но давно известно, что настольные игры развивают смекалку, внимание, память, вырабатывают у ребенка дисциплинированность, целеустремленность и волю к победе. А это такие важные качества для достижения успехов и самореализации в будущем. Шашки один из таких видов игр, которые как раз объединяют в себе все вышеуказанное.

Проблема. Как развить в ребенке интерес к шашкам и математике.

Цель. Изучить влияние шашек на математическое способности и взаимосвязь с успеваемостью.

Объект исследования: шашки.

Предмет исследования: школьники и взрослые.

Методы исследования:

1. Анкетирование путем проведения опроса.

2. Анализ собранной информации.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения шашек.

2. Провести опрос среди детей и взрослых.

3. Придумать игру для детей и показать на примере.

История возникновения шашек

Шашки – одна из самых древних игр. Известно, что ими увлекались еще египетские фараоны. Древние египтяне считали, что шашки изобрел бог мудрости Тот, а древние греки приписывали создание этой игры вестнику богов Гермесу, покровителю воров и торговцев [2].

О популярности шашек на Руси свидетельствуют находки археологов. Так в слоях, относящихся к 10 веку, были обнаружены шашки из камня, янтаря и глины. Считается, что эта игра была завезена в Киевскую Русь викингами, поскольку похожие шашки, принадлежавшие к этой эпохе, были найдены в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. В средневековой Европе умение играть в шашки считалось одной из рыцарских добродетелей [2].

Во времена Петра I игре в шашки и шахматы уделялось особое внимание. На учрежденных императором ассамблеях для игроков выделалась особая комната [2].

Первую статью о шашках в России написал в 1803 году Н.М. Карамзин. Среди русских поэтов и писателей шашками увлекались: Г.Р. Державин, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой. Наполеон Бонапарт (рис. 1) предпочитал шашки шахматам, черпая в той игре стратегию ведения боя, известно, что он никогда не расставался перламутровой шашечной доской [2].

gabis-1.tif

Рис. 1. Наполеон Бонапарт во время боя

История шашек, как и многих других игр, уходит в далекую древность. Игра, подобная шашкам (Алькерк) была распространена в Древнем Египте (Рис.2) и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э. Невооруженным глазом видно сходство игры в шахматы и шашки – об этом говорят и клетчатые доски, и разделенные на «черные» и «белые» фигуры, и поочередность ходов и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны – игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в 12 веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы [2].

gabis-2.tif

Рис. 2. Древние фараоны играют в шашки

Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Так до сих пор в некоторых частях Англии называют «draughts» – словом, обозначающим ход королевы в шахматах [2].

Современное название игры в шашки появилось от слова, обозначающего шахматную доску «checkered» – что в переводе означает «клетчатый» [2].

В 16 веке в правила шашек добавляют условие: если шашку соперника можно бить, то игрок обязан это делать. Это правило действует до сих пор в неизменном виде [2].

Первый Чемпионат Мира по шашкам был проведен в 1847 году. Выиграл шотландец Энрдю Андерсон. Игра проходила в стиле «ходи как нравится». Такая игра в большинстве случаев приводит к ничейным результатам. Чтобы изменить это в правила внесли двухходовый запрет. А позже трехходовый запрет [2].

Шашки приобретают всю большую популярность. В 19 веке проводятся национальные чемпионаты. Из-за отсутствия единых правил долгое время не удавалось организовать международные соревнования. Но, наконец, был найден «компромисс» в виде 100-клеточных шашек [2].

Существуют следующие виды шашек по размерам доски:

12х12 канадские шашки;

10х10 международные шашки;

8 х 8 русские шашки.

А также бывают бразильские, английские, итальянские, испанские, турецкие, ставропольские.

Влияние шашек на математические способности и успеваемость

Исследование путем опроса

Шашки – это игра, которую знает каждое поколение. В нее можно играть дома, в дороге, в одиночку или с друзьями. А еще можно найти на компьютере и мобильных устройствах. Правила просты и понятны, но в то же время сложные. Необходимо решать много различных задач. Их бесконечное количество. Тем и увлекательна эта игра. Играя в нее – мы развиваем память, ум, внимание, терпение. Что очень важно для жизнедеятельности человека.

Шашки это также спорт, которая набирает огромную популярность не только в России, но и в других странах мира. А спорт, как нам известно, помогает нам развить настойчивость, характер, целеустремленность.

Шашки – это психологическая нагрузка, где несколько часов подряд один решаешь проблемы, возникающие на доске. Он качает мозг и развивает соревновательный характер.

Даже если человек не занимается шашками профессионально, надо хотя бы время от времени включать в свой «рацион» дня. Потому что, я считаю, что он тесно взаимосвязан с математикой (одним из основных предметов в школе и университете), а также влияет на общую успеваемость детей, успех и востребованность человека в будущем.

Для того, чтоб выяснить так ли это в действительности, я провела исследование путем опроса среди детей (Приложение 1) и взрослых (Приложение 2).

Как мы видим, были опрошены две категории людей: это дети до 17 лет и взрослые от 30 и выше. Всего было опрошено 216 человек (результаты ответов респондентов показано в Приложении 3). Опрос проводился путем заполнения анкет (бумажно) для детей и через мессенджер whatsapp среди взрослых.

Исследования среди детей (всего 50 человек).

gabis-3.tif

Рис. 3. Кто из опрошенных детей играет в шашки, кто – нет

gabis-4.tif

Рис. 4. Показатели успеваемости среди детей, играющих в шашки

gabis-5.tif

Рис. 5. Показатели успеваемости среди детей, не играющих в шашки

Исследования среди взрослых (всего 100 человек).

gabis-6.tif

Рис. 6. Сколько человек играет в шашки среди взрослого населения

gabis-7.tif

Рис. 7. Оценка качеств жизни среди взрослых, ранее игравших в шашки

gabis-8.tif

Рис. 8. Оценка качеств жизни среди взрослых, ранее не игравших в шашки

Результаты опроса среди детей показали следующее: те, кто занимаются (или ранее занимались шашками) им предмет «математика» дается легко, среди них отличников и хорошистов больше, чем у тех, кто не интересуются шашками.

А среди взрослых: те, кто занимался (или занимается шашками) им математика также давалась легко, и они практически все имеют больше баллов во всех трех категориях. Т.е. успешны в работе, в финансах и самореализовались в жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что моя теория доказана на 99,9 %.

Настольные игры и развитие ребенка

Согласно проведенным исследованиям, шашки безусловно влияют на математические способности, успеваемость в школе и дальнейший успех ребенка во взрослой жизни. Значит, необходимо заинтересовать ребенка к играм в шашки, создать для этого благоприятные условия.

Настольные игры оказывают немаловажное влияние на интеллектуальные способности ребенка, формирование его личности. Ведь проще всего в игровой форме усвоить знания о различных сторонах жизни. Разнообразие настольных игр в нашем мире очень велика. Они все безусловно помогают в развитии ребенка. Есть игры простые и смешные, а есть сложные и интересные. Что они нам дают:

1) ребенок учится сидеть на одном месте;

2) развивают любознательность;

3) развивают координацию движений и мелкую моторику;

4) отличный способ для общения с друзьями.

Поэтому мы с мамой придумали такую коробку c играми и назвали «BOXplay». Это комплекс развивающих игр. Она ориентирована для детей дошкольного возраста и начальных классов.

Здесь есть: шашки, сонор, карточки, домино, бизиборд, блокнот, краски, кубики-рубики. Многое мы делали своими руками. А также положили туда книжечку со стишком, это своеобразная “рекламка” для детей, чтоб привлечь их к игре шашками.

gabis-9.tif

Рис. 9. Распакованный BOXplay

Конечно, все это можно приобрести в магазине, но когда делаешь сам, это:

1) интересно,

2) взаимодействие с родителями,

3) экономия семейного бюджета.

BOXplay удобен тем, что это:

1) порядок в доме,

2) в любой момент можно взять его с собой в дорогу.

gabis-10.tif

Рис. 10. Собранный BOXplay

Как бы в современном мире не были популярны компьютерные игры и мобильные приложения, настольные игры – это хорошая база для всестороннего развития ребенка. Плюс это общение с реальными людьми, что являтся глобальной проблемой в нашем мире.

На слайде показано видео, как дети в детском саду познакомились с BOXplay. Им очень понравилось. Играли с удовольствием.

gabis-11.tif

Рис. 11. Дети детского сада №4 «Чэчир» с играми из «BOXplay»

gabis-12.tif

Рис. 12. Маленькая девочка с бизибордом из «BOXplay»

Заключение

Таким образом, подводя итог нашей работы, можно сделать вывод, что шашки безусловно влияют на математические способности и успеваемость в целом, а также дальнейший успех во взрослой жизни.

Шашки и математика развивают:

• усидчивость,

• целеустремленность,

• характер,

• дисциплинированность,

• решительность,

• смелость,

• выдержку,

• волю к победе.

Исходя из этого, хотелось бы порекомендовать детям и их родителям заниматься шашками, а также другими видами настольных игр.

Хотелось бы закончить свой доклад цитатой французского философа Пьера Буаст «Образование – клад, а труд – ключ к нему».

Список литературы

1. http://ru.m.wikipedia.org.

2. http://www.onlineigry.com.

Приложение 1

ОПРОС (среди детей школьного возраста)

1) Вы играете (или играли ранее в шашки)?

да___ нет___

2) математика легко вам дается в школе?

да___ нет___

3) Вы отличник, хорошист, троечник, двоечник (подчеркните нужно).

***ответьте, пожалуйста, максимально быстро и честно

**необходимо выбрать только 1 вариант ответа

Благодарим за ответ!

Приложение 2

ОПРОС (среди взрослого населения)

1) Вы играете (или играли ранее в шашки)?

да___ нет___

2) математика легко вам давалась в школе?

да___ нет___

3) как вы оцениваете следующие критерии своей жизни (оцениваем в баллах по шкале от 1 до 10):

а) успех в работе ___

б) успех в финансах ___

в) самореализация ___

***ответьте, пожалуйста, максимально быстро и честно

**необходимо выбрать только 1 вариант ответа

Благодарим за ответ!

Приложение 3

Результаты ответов респондентов (дети)

 

играют в шашки,

в шт

не играют шашки,

в шт

всего

28

22

математика

   

****легко

21

6

****не легко

7

16

отличник

8

1

хорошист

16

4

троечник

4

15

двоечник

0

2

Результаты ответов респондентов) (взрослые)

 

играют в шашки, в шт

не играют шашки, в шт

всего

124

42

математика

   

****легко

89

13

****не легко

35

29

оценка

плохо

средне

отлично

плохо

средне

отлично

успех в работе

13

25

86

20

12

10

успех в финансах

15

35

74

21

11

10

самореализация

14

34

76

26

9

7


Библиографическая ссылка

Габышева Д. ВЛИЯНИЕ ШАШЕК НА МАТЕМАТИКУ И УСПЕВАЕМОСТЬ // Старт в науке. – 2019. – № 2-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1444 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674