Проблема изучения эпопеи Великой Отечественной войны чрезвычайно разнообразна и многопланова. История этого периода является неисчерпаемой.
9 мая 2018 года вся наша страна будет праздновать 73-летие Великой Победы, память о войне будет всегда жить в сознании человечества. Современные школьники являются правнуками участников и героев той страшной войны. За период мирного времени родилось, выросло и уже состарилось целое поколение. Но интерес к подвигу советского народа не ослабевает. Никого не могут оставить равнодушными воспоминания ветеранов той страшной войны. Они являются подлинными историческими источниками для изучения и исследования всех этапов боевых сражений и жизни на фронте.
Главная тяжесть вооружённой борьбы легла на советского солдата. Именно он на своих плечах вынес всю тяжесть поражений и побед. В едином строю защитников Родины храбро сражались и наши сельчане. Многие судьбы ветеранов нам не известны, но чтобы хоть незначительно уменьшить этот пробел и проявить больше должного внимания нашим землякам, вернувшимся с фронта, и оставшихся на полях сражений я решила провести исследовательскую работу. В ней я постаралась проследить ратные подвиги своих земляков. Какие испытания выпали на их долю? Какие имена прославили Никольскую землю? Мне пришлось обратиться к архивным материалам и краеведческим материалам уголка Боевой Славы.
Анализируя возникающие при изучении этого материала вопросы, я оценила актуальность темы и выбрала её в качестве своей исследовательской работы.
Актуальность темы: Тема является актуальной, так как, рассмотрев её можно формировать в сознании и чувствах подрастающего поколения патриотические ценности, взгляды и убеждения. Уважение к историческому прошлому России, что особенно важно в настоящее время. Реализация задачи воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, предполагает пропаганду героизма воинов фронта, исследования процесса героического фронтового пути наших земляков. Работа позволяет составить представление об отношении учащихся нашей школы к истории страны, об уровне их исторической памяти.
Цель работы. На основе анализа исторических источников, писем, фотографий, вырезок из газет, воспоминаний ветеранов – односельчан показать в своей работе всю важность вклада в победу, внесённого участниками Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. На основе воспоминаний и рассказов ветеранов проследить их фронтовой путь.
2. Проанализировать и систематизировать тексты воспоминаний на предмет отражения в них реальных событий.
3. В результате проведённого анкетирования в 3,7 и 9 классах установить, насколько события войны личностно значимы для учащихся нашей школы; насколько для них важна память о войне.
Объект исследования: краеведческие материалы школьного уголка Боевой Славы.
Предмет исследования: воспоминания ветеранов – односельчан, архивные документы.
Степень разработанной темы: Материалы о Великой Отечественной войне привлекают внимание многих исследователей как российских, так и зарубежных. В них можно максимально проследить героизм советских солдат прошедших фронтовой путь, ценой своей жизни, приближая великую Победу. Для изучения данной темы мной были выявлены следующие источники:
1. Они победили фашизм / автор-составитель А.П. Клочков. – М.: Издательский дом «Граница», 2005.
2. Суворов Н.М. Сирены зовут на посты.
3. История Лаишевского края // составители: К.М. Низаметдинов, И.Х. Халиуллин, 1997.
4. Русские праздники Лаишевского края / сост. Н.Д. Бордюг, 1997.
5. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана 20 – начало 21 века. – Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер», 2006.
Каждый из перечисленных источников имеет свою специфику. В представленных записях имеются материалы о фронтовом пути односельчан, о положении и настроении людей в этот период. Данные записи являются незаменимым источником в изучении и исследовании выбранной мной темы. Государственные и ведомственные архивохранилища содержат колоссальное количество документов, из которых мы можем почерпнуть многое о Великой Отечественной войне. Но сухие строки отчётов не дадут полной картины о данном периоде. В моей работе использованы подлинные воспоминания моих односельчан, воевавших на фронтах в годы Великой Отечественной войны.
Структура работы: Работа имеет следующую структуру: Весь основной текст разделён на две главы, посвящённых периоду Великой Отечественной войны. В первой главе дана информация о земляках – фронтовиках, прошедших дорогами войны. Вторая глава освещает расчёты результатов анкетирования учащихся 3, 7 и 9 классов, проведена систематизация полученных данных. В заключении сделаны выводы по проделанной работе, приложен список использованных источников и литературы.
Земляки в годы Великой Отечественной войны
Благодаря советскому солдату было уничтожено великое зло, имя которому -– фашизм. И поэтому в памяти народной навсегда останутся подвиги тех, кто в годы Великой Отечественной войны, не щадя своей крови и самой жизни, приближал час Победы [4, 1]. Общее количество населения села Никольское на 1941 год составляло 1000 человек. С нашего родного села ушли на защиту Отечества 822 человека, что составляет 94 % от общего состава населения, 728 человек навсегда остались на полях сражений. Это 83 % от общего количества ушедших на фронт. Возвратились в родные места с войны 94 человека – это 45 % от ушедших на фронт земляков.
Во все времена и у всех народов высоко ценился ратный подвиг на поле брани. Воину, отмеченному знаками отличия, всегда воздавалось честь и хвала. Подвиги отдельных бойцов ставились в пример, которому следовали и подражали сотни и тысячи солдат. Особенно ценился личный подвиг. Его совершали люди, одарённые смелостью и отвагой, любящие свою Родину и свой народ (Приложение 1) [2]. В едином строю защитников Родины храбро сражались и наши сельчане.
22 февраля 2015 года в деревне Тарлаши по согласованию с родственниками, была организована и проведена торжественно-траурная церемония захоронения останков погибшего воина Шестерикова Ивана Гавриловича. Он погиб 22 февраля 1943 года. Его останки были найдены во время поисков возле деревни Кукуевка. В Болтовском районе раскопали воронку, в ней – останки пятерых воинов. И только у одного из них оказался бакелитовый медальон, в котором солдаты оставляли посмертные анкеты, чтобы не оказаться в пропавших без вести. Из суеверия или по каким-то другим причинам, но воины рабоче-крестьянской Красной Армии тогда свои медальоны не берегли. Кто – выбрасывал с глаз долой, кто забывал в вещмешках. А если и заполняли анкету, то карандашом. От времени и сырости многие записи исчезли, стерлись. Прочитать их порой не может и самая современная техника. А тут медальон «выжил». Обнаружил находку с мизинчик Артур Парфенчиков. Открывали «бакелитовую память» и боялись дышать – записка с данными красноармейца сохранилась. Бумагу, пролежавшую в земле почти 70 лет, отправили на экспертизу. Прочитать запись смогли специалисты из Казанского отделения Всероссийского информационно-поискового центра «Отечество». «Рядовой красноармеец 356 стрелковой дивизии Шестериков Иван Гаврилович, 1902 года рождения, уроженец деревни Тарлаши Столбищенской (ныне Лаишевский район. – Ред.) волости Казанской губернии» – короткая и емкая запись...[3].
С первых и до последних дней войны прошёл свой солдатский путь Воркунов Григорий Фёдорович. Он ушёл вслед за своим отцом защищать Родину. На фронт был призван 24 августа 1942 года, ему было тогда 18 лет. Сначала Григорий Фёдорович учился на пулемётчика в г. Горьком. На фронт попал в 1943 году, автоматчиком на Курскую дугу. В грандиозном сражении на Курской дуге столкнулись главные силы группировок немецко-фашистских войск с войсками Советской Армии. Григорий Фёдорович воевал в районе д. Обоян в отдельной роте, их называли «стрегачами». Главные усилия врага были сосредоточены на Обоянском и Прохоровском направлениях – кратчайшем пути к Курску. К этому месту были подтянуты войска: 1200 стволов не считая авиации, танки «Тигры» и «Пантеры». Гитлеровский план операции «Цитадель» потерпел полное поражение. В сентябре 1943 года советские войска вышли на Днепр. Перед Григорием Фёдоровичем и его товарищами стояла боевая задача: навести переправу через реку Днепр для отвода глаз немцам. Немцы думали, что русские будут переправляться только в этом месте (ширина реки была1,5 км.) и поэтому укрепляли здесь свои позиции. В то время, как наши готовили переправу совершенно в другом месте. Григорию Фёдоровичу вместе с девятью товарищами надо было переплыть на лодке на другой берег. Переправлялись под непрерывным артиллерийским огнём противника. Живыми добрались только 5 человек. Берег, на который они сошли, был песчаный, но через 30 метров начинался обрыв. Это место называлось «Островом Смерти». Много полегло здесь наших солдат, чудом остался жив и сам Григорий Фёдорович. Во время боя его засыпало землёй, снаряд упал совсем рядом с ним. Это заметил один из бойцов, он откопал его и оказал медицинскую помощь. Сейчас «Остров Смерти» называют «Островом Героев». Григорий Фёдорович помнит стихи, которые они сложили в эти дни.
«Шли по улицам Полтавы,
Видел нас и Кременчуг.
Старый Днепр встречал приветом,
Видел нас и Южный Буг».
В стихотворении упоминается о Южном Буге. Григорий Фёдорович, как сейчас помнит о боях у этой небольшой реки в Западной Украине. Двадцати двум солдатам, среди которых был и он, нужно было незаметно пройти в тыл врага, ворваться в город Первомайск и не дать немцам взорвать мост. Незаметно пройти не удалось. Не могли русские солдаты смотреть на то, как немцы сжигали хаты и сады, расстреливали мирных жителей и скот. У одного хутора, недалеко от города, к которому они шли, пришлось им вступить в неравный бой. В этом бою они уничтожили 50 немцев, 20 человек взяли в плен, с их стороны потерь не было. Ранило только несколько бойцов, которых удалось спасти. Несмотря на столкновение с силами противника, боевую задачу они выполнили.
До окончания войны оставалось 4 месяца. В начале января войска, в которых служил Григорий Фёдорович, перешли в наступление на Германию. 22 января перешли границу, успешно форсировали реку Одер. Затем Григорий Фёдорович до победы воевал в районе города Дрезден. Советские войска, сосредоточенные в этом районе представляли грозную силу для врага. Немцы оказывали упорное сопротивление на всех рубежах. О победе над фашистской Германией Григорий Фёдорович узнал 8 мая. С великой радостью, как и все советские люди, встретил он весть о победе. Но для него война ещё не закончилась. В ночь с 8 на 9 мая войска, в которых служил Григорий Фёдорович, направили на помощь Праге. На рассвете 9 мая, мощными ударами в нескольких направлениях советские войска ворвались в Прагу. Через несколько часов город был полностью очищен от фашистских оккупантов. Свою службу в армии Григорий Фёдорович продолжил в Австрии, в городе Вене, откуда и вернулся домой в 1946 году.
За героизм на фронтах Великой Отечественной войны он награждён «Орденом Славы 3 степени», медалями: «За боевые заслуги, «За взятие Праги», «За победу над Германией». За отличные боевые действия Григорий Фёдорович имеет благодарности от товарища Сталина.
Из нашего села воевать уходили не только мужчины, но и женщины. Среди них: Уткина Анастасия Павловна, она является единственным ветераном Великой Отечественной войны дожившая до 70 – летия Великой Победы. Родилась она 22 августа 1923 года в селе Никольское. Образование 6 классов. С ранних лет начала работать в колхозе «Прожектор». Была разнорабочей. В 1941 году строила дорогу Казань – Бугульма. В этом же году призвали рыть окопы в Буинском районе. По возвращению с окопов, колхоз направил учиться на трактористку. Весной 22 мая 1942 года её забрали в армию. Тогда ей было 19 лет. Привезли Анастасию Павловну на аэродром под Москвой. Анастасия Павловна подвозила бомбы, подвешивала их на самолёты, стояла на посту, на аэродроме. Служба была тяжёлая: на постах стояли и днём и ночью, жили в холодных землянках, загружали эшелоны противотанковыми снарядами (ящик со снарядами весил более 72 килограмм). В 1945 году она приехала в Москву на парад Победы. Анастасия Павловна имеет награды «За победу над Германией», «30 лет Победы», «60 лет вооружённых сил».
2. Анализ и обобщение проведённого анкетирования среди учащихся Никольской школы
Современное поколение должно знать и помнить, что благодаря самоотверженности и стойкости наших ветеранов мы живём под мирным небом. Для того чтобы узнать, что учащиеся нашей школы знают о Великой Отечественной войне была составлена анкета с вопросами.
Вопросы анкеты:
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Знаешь ли ты, какие страны были участниками войны? Почему началась война?
3. Почему войну называют Великая Отечественная?
4. Знаешь ли ты, кто из нашего села воевал на фронте?
5. Лично для тебя, что значит день 9 мая 1941 года?
6. Нужно ли помнить нам и следующим поколениям об этой войне? Почему?
Вопросы анкеты были предложены учащимся 3-го, 7-го и 9-го классов. В анкетировании участвовало 29 учеников.
Таблица 1
Класс |
Всего учеников в классе |
Приняли участие в анкетировании |
3 |
12 человек |
12 человек |
7 |
9 человек |
8 человек |
9 |
10 человек |
9 человек |
Необходимо отметить, что анкетирование проходило по желанию, не было ни одного случая отказа от участия в анкетировании. Те ребята, которые не отвечали на вопросы, не присутствовали в период анкетирования в школе. Вопросы анкеты вызвали живой интерес у учащихся нашей школы.
На вопрос №1 «Когда началась Великая Отечественная война?», все ребята ответили правильно, назвав точную дату Великой Отечественной войны, что составляет 100 %, а также правильно дан ответ на вопрос №2, названы страны-участники – СССР и фашистская Германия – 100 %. Ученики старших классов назвали и союзников СССР – Великобританию, США и Францию (Приложение 2) [4].
На вопрос №3 «Почему войну называют Великая Отечественная?» – ребята дали различные ответы:
А) «Защищали свою Родину» из «29» человек ответили «20», что составляет 67 % от общего количества опрошенных.
Б) «Воевала вся страна, все люди» из «29» человек ответили «5», что составляет 17 % от общего количества опрошенных.
В) «Воевали наши прадеды» из «29» человек ответили «2», что составляет 7 %, от общего количества опрошенных.
Г) «Не знаю» из «29» человек ответили «2» – 7 %.
На вопрос №4 «Знаешь ли ты, кто из нашего села воевал на фронте?» большинство ребят назвали: Шестериков И.Г. из «29» – «22» человека – 93 %,
Воркунов Г.Ф. из «29» – «19» человек – 66 %, Уткина А.П. из «29» – «15» человек – 52 %, другие из «29» – «7» человек – 24 % (Приложение 3) [5]. Анализ ответов показал, что ребята не только знают, что их односельчане воевали на фронте или работали в тылу, многие учащиеся называют имена своих прадедушек и прабабушек. Этот вопрос – один из ключевых в анкете, т.к. ответ на него показывает уровень уважения ученика к истории своей семьи, своего села.
На вопрос №5 «Лично для тебя, что значит день 9 мая 1945 года?» Объясняя причины большой важности и значимости праздника, ученики пишут:
А) «Великий День Победы» из «29» – «3» учащихся – 8 %
Б) «День, когда наши солдаты победили Германию» – «7» из «29» человек – 20 %.
В) «Русский народ выстоял, чтобы мы мирно жили» – «7» из «29» человек – 20 %.
Г) «Вспоминаем тех, кто погиб» – «7» из «29» учащихся – 20 %.
Д) «Благодарим тех, кто вернулся» – «11» человек из «29» – 32 %.
На вопрос №6 «Нужно ли помнить нам и следующим поколениям об этой войне?» все ребята ответили «Да, нужно» – 100 %
«Непременно нужно помнить, ведь в этой великой войне погибло много людей, защищавших Родину». – Яшин Никита, 9 класс
«Нужно помнить, чтобы больше не было войны». – Касаткин Вадим 3класс
«Забывать этого нельзя, ведь без прошлого нет будущего». Суханова Ксения 7 класс.
«Войну забывать нельзя, потому что за Родину сражались наши прабабушки и прадедушки. Если мы забудем войну, это будет предательство по отношению к ним, к Родине». Давыдов Артём 7 класс.
«Нужно помнить, ведь это история нашего государства». – Волков Александр 9 класс.
«Такое не забывается, ведь погибло столько людей». – Вафин Амир 7 класс
«Чтобы нам хорошо жилось, поэтому за нас воевали наши прадеды. Забывать войну нельзя». – Елизарова Диана 7 класс
«Помнить о войне обязательно нужно и нужно отмечать День Победы! Ведь ради благополучия страны отдали жизни огромное количество людей». – без подписи, 9 класс.
Сострадание и сопереживание, к тем, кто пережил войну, уважение, гордость за своих предков, участвовавших в событиях Великой Отечественной войны – чувства, которые ярко проявились у учеников при работе с вопросами анкеты.
Заключение
В данной работе был использован краеведческий материал школьного уголка Боевой Славы и архивные материалы, проведена систематизация воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, позволяющая представить события, происходившие с 1941 по 1945 годы.
Для решения задач, поставленных в исследовательской работе, была изучена литература об истории Лаишевского района, проведены расчёты по вопросам анкетирования среди учащихся Никольской школы. Проанализировав собранный материал, на основе полученных данных были составлены диаграммы, в которых отражены ответы учащихся в процентном соотношении.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
– по биографиям и воспоминаниям ветеранов можно проследить нелёгкий и трагический путь советского солдата в годы Великой Отечественной войны.
– систематизировав данные анкетирования учащихся можно сделать вывод о том, что современное поколение знает, какой ценой завоёвана Великая Победа, с каким врагом воевал наш советский народ.
– Рассмотрев, и изучив литературу по истории Лаишевского района, в исследовательской работе представлен материал о реальных событиях 1941–1945 годов.
Приложение 1
Диаграмма 1. Процентное соотношение односельчан ушедших на фронт и вернувшихся с фронта, от общего количества населения села Никольское на 1941 год
Диаграмма 2. Почему войну называют Великая Отечественная?
Приложение 2
Диаграмма 3. Кто из нашего села воевал на фронте?
Диаграмма 4. Что значит день 9 мая 1945 года
Приложение 3
Шестериков Иван Гаврилович
Уткина Анастасия Павловна
Библиографическая ссылка
Косова В.С. ЗЕМЛЯКИ НА ФРОНТАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Старт в науке. – 2019. – № 2-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1442 (дата обращения: 23.11.2024).