Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ «ШАХМАТЫ»

Федоров К.В. 1
1 МБОУ Качикатская СОШ имени С.П. Барашкова, 4 класс
Федорова В.В. (, МБОУ Качикатская СОШ имени С.П. Барашкова)
Иванова Н.И. (, МБОУ Качикатская СОШ имени С.П.Барашкова)
1. Гик Е.Я. Шахматы и математика. М.: Наука, 1976.
2. Гик Е.Я. Занимательные математические игры. М.: Наука, 1987.
3. http://matematiku.ru/index.phpoption=com_content&task=view&id=2015&Itemid=40
4. http://www.gambiter.ru/chess/item/1-pravila-shahmat.html
5. http://battlechess.ru/index/library/types/
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %9C %D0 %B8 %D0 %BD %D0 %B8- %D1 %88 %D0 %B0 %D1 %85 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8B
7. http://slovari.yandex.ru/~ %D0 %BA %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B3 %D0 %B8/ %D0 %91 %D0 %A1 %D0 %AD/ %D0 %A8 %D0 %B0 %D1 %85 %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %82 %D1 %8B/

В нашей школе проводятся кружки «Шахматы». Я занимаюсь шахматами с 1 класса. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным. Ребятам младшего школьного возраста трудно запомнить правила игры, ходы фигур, комбинации. Поэтому мы разработали интерактивное пособие с помощью программного обеспечения SMART Notebook для интерактивной доски. Пособие разработано как медиаприложение к учебнику И.Г.Сухина «Шахматы». Предназначено для учащихся начальных классов и рассчитано на поддержание и развитие навыков игры в шахматы.

Актуальность данной темы заключается в привлечении учащихся к изучению игры в шахматы посредством интерактивных учебных пособий, повышении их интереса к шахматам.

Объект исследования – программные средства создания интерактивных пособий.

Предмет исследования – процесс создания интерактивного пособия в среде программного обеспечения SMART Notebook.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что качество знаний учащихся начальных классов по предмету «Шахматы» существенно повысится, если сопровождать процесс обучения использованием интерактивного пособия.

Цель работы: создание интерактивной разработки по предмету «Шахматы» для учащихся начальных классов в среде программного обеспечения SMART Notebook.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по теме.

2. Изучить программное обеспечение SMART Notebook.

3. Создать интерактивное пособие по шахматам для учащихся начальных классов.

Пособие состоит из следующих разделов: правила игры, расстановка шахматных фигур, шахматные фигуры, шахматные задачки (игры), источники, методические рекомендации.

Практические задания разработаны таким образом, что их можно выполнять на интерактивной доске: можно свободно перемещать фигуры, выбирать фломастер и делать записи.

Глава 1. Программное обеспечение SMART Notebook

SMART Notebook – это программное обеспечение с множеством цифровых ресурсов, богатым набором дизайнерских и других возможностей, предназначенное для обучения. Приложение предоставляет полный набор контента, инструментов и поддержку, чтобы создавать интерактивные пособия высокого уровня, которые помогут любому пользователю.

Основные характеристики SMART Notebook:

Активные элементы – инструмент позволяет создавать объекты, реагирующие на действия посредством анимации или звука.

Встроенный веб-браузер – открывает Интернет-страницы прямо на странице ПО SMART Notebook.

Контекстная панель управления – реагирует на действия, предоставляя пользователям выбор требуемых инструментов в зависимости от выбранного объекта.

Карандаш – позволяет создавать карандашные зарисовки на интерактивной доске SMART Board.

Настраиваемое художественное перо – позволяет рисовать, используя любую картинку вместо цвета.

Сброс страницы – возвращает страницу к последнему сохраненному состоянию.

Распознавание жестов – поддерживает распознавание четырех касаний одновременно для интерактивных досок SMART Board и интерактивного дисплея 8070i.

Новый жест – встряхивание (shake) – позволяет группировать или разгруппировывать объекты.

Аудио запись – записывает звук прямо в файл SMART Notebook.

Вписывание изображения – регулирует размер изображения для размещения внутри фигур.

Обновленные таблицы – работа с таблицами: масштабирование, перемещение и правка внутри таблиц.

Обновленный инструмент ввода текста – обеспечивает лучшее форматирование и правку текста.

Исчезающие чернила – инструмент позволяет скрывать любые надписи электронными чернилами.

Полноэкранная рамка – отображает границы страницы.

Глава 2. Создание интерактивного пособия по шахматам

Я занимаюсь шахматами с 1 класса. Эта игра меня привлекает тем, что для победы необходимо логически мыслить, просчитывать комбинации на несколько ходов вперед и быть предельно внимательным. Ребятам младшего школьного возраста трудно запомнить правила игры, ходы фигур, комбинации. Поэтому мы разработали интерактивное пособие с помощью программного обеспечения SMART Notebook для интерактивной доски.

Ход работы:

1. Провели анализ литературы по теме исследования.

2. Проанализировали программное обеспечение SMART Notebook.

3. Спроектировали структуру и создали дизайн пособия.

4. Подобрали картинку шахматной доски, вставили в слайды. Для этого открываем меню «Вставка», выбираем пункт «Рисунок из файла». В открывшемся диалоговом окне «Вставить файл рисунка» выбираем картинку и нажимаем «Открыть».

fedor1.tif

5. Шахматные фигуры имеются в программном обеспечении SMART Notebook в пункте «Галерея изображений». Чтобы вставить в слайд их нужно просто вытягивать из галереи.

fedor2.tif

6. Далее необходимо настроить функцию гиперссылки. Для этого правой кнопкой мышки кликнуть на изображение. В предлагаемом меню выбрать «ссылка». В диалоговом окне связать ее с местом в документе (выбрать слайд на который необходимо перейти кликнув на изображение или текст) и нажимаем «ОК».

fedor3.tif

В результате у нас получилось интерактивное пособие «Шахматы».

Пособие разработано как медиаприложение к учебнику И.Г.Сухина «Шахматы». Предназначено для учащихся начальных классов и рассчитано на поддержание и развитие навыков игры в шахматы.

Цели и задачи пособия:

? повышение интереса к предмету «Шахматы»;

? позволяет преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся;

? предоставляет возможность на уроке использовать наглядные средства обучения, что существенно экономит время при объяснении нового материала;

? позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

? повышение познавательного интереса учащихся;

Структура учебного пособия

Пособие состоит из следующих разделов:

? правила игры;

? расстановка шахматных фигур;

? шахматные фигуры;

? шахматные задачки (игры);

? источники;

? методические рекомендации.

Разделы и понятия и расположены в таком порядке, чтобы удобно было пользоваться. Во время работы можно свободно перемещаться от одного раздела к другому с использованием гиперссылок и кнопок. Практические задания разработаны таким образом, что их можно выполнять на интерактивной доске: можно свободно перемещать фигуры, выбирать фломастер и делать записи.

Раздел «Расстановка шахматных фигур» знакомит с шахматной доской и основными понятиями (горизонталь, вертикаль, диагональ), расстановкой шахматных фигур.

fedor4.tif

Раздел «Шахматные фигуры» знакомит с каждой шахматной фигурой.

Значок fedor5.tif является гиперссылкой на практическое задание.

Значок fedor6.tif возвращает на страницу с содержанием

fedor7.tif

fedor8.tif

fedor9.tif

Раздел «Шахматные задачки». Здесь можно выполнять разные практические задания. Например,

Задание «Впиши адреса шахматных фигур». Здесь из инструментов выбирается фломастер и делаются записи на интерактивной доске.

fedor10.tif

Задания «Мат в 1 ход», «Мат в 2 хода». Здесь ребятам предлагаются разные комбинации.

fedor11.tif

fedor12.tif

Раздел «Методические рекомендации». Здесь даны рекомендации по использованию пособия.

В разделе «Источники» дан список использованной литературы.

Заключение

В заключение хочу сказать, что данное пособие, созданное с использованием программного обеспечения SMART Notebook очень удобно: возможно его дополнение, изменение.

Интерактивное пособие облегчает процесс изучения курса «Шахматы». Делает процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным, повышает интерес и мотивацию младших школьников.

Интерактивные пособия способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

Пособие в целом упрощает работу учителя, при этом делает процесс усвоения сложного материала доступным и наглядным.

Электронное пособие может применяться на различных типах урока.

При создании интерактивного пособия можно эффективно использовать возможности SMART Notebook.

Подготовленное учебное пособие обладает следующими преимуществами:

? Экономит время учителя при подготовке к уроку;

? облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на зрительную и эмоциональную память и т.п.;

? дает учащимся возможность самостоятельно оценить свои знания, за счет выполнения интерактивных тестов;

? электронный вариант позволяет реализовать индивидуализацию обучения, т.к. ученик может работать в своем темпе, у него есть возможность возвратиться к наиболее сложным для него вопросам, обратиться за помощью к учителю и одноклассникам, вновь попробовать сделать задание, что формирует его самоорганизацию, самоконтроль и, в конечном итоге, способность учиться самому.


Библиографическая ссылка

Федоров К.В. ИНТЕРАКТИВНОЕ ПОСОБИЕ «ШАХМАТЫ» // Старт в науке. – 2019. – № 1-4. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1423 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674