Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КАК ЛЕГКО БЫТЬ ДОБРЫМ!

Ахмадишин А.А. 1
1 г. Туймазы, МБОУ «СОШ № 7», 6 «В» класс
Хисматуллина Е.В. (Туймазы, МБОУ «СОШ № 7»)
1. Данилюк Л.Е. Проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей // Социальная работа в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 9–10 апреля 2009 г.) / под ред. В.В. Бахарева, М.Е. Поленовой, Е.С. Сазоновой. – Белгород: БелГУ, 2009. – С. 308–311
2. Мудрик А.В. Социализация человека. / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172 с.
3. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. / Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. – 364 с.
4. www.minobraz.ru/.../federalnye_gosudarstvennye_obrazovatelnye_standarty_ dlja_det.институт-коррекционной-педагогики.рф/specialnyj-fgos/ 5. https://минобрнауки.рф/документы/5132.
6. usperm.ru/content/obuchenie-na-domu Школа и право.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/8/37726.

Я живу в небольшом городе Туймазы, что по преданиям означает «пчелиная дорога». Окна нашего дома смотрят на центральный парк, где с весны до осени веселятся и играют дети. Один из них – я! Именно в этом парке я делал свои первые шаги, именно здесь меня впервые кружила карусель, и именно здесь я теперь гоняю на роликах и гиро скутере. Раньше я не замечал, но, немного повзрослев, стал обращать внимание на то, что детки, которые не в силах делать свои шаги самостоятельно, могут только наблюдать за тем, как обычные ребята катаются на аттракционах и веселятся. Я задумался: а существуют ли вообще аттракционы для детей с ограниченными возможностями здоровья? Задав этот вопрос Google, я получил ответ: «Есть! Большое множество. И в городских парках создают целые площадки». «Но почему их нет в нашем городе?» – подумал я. Так родилась не просто тема нашего нового исследования, а еще и идея создания адаптивной детской площадки в парке нашего города.

Цель исследования: создать макет адаптивной детской площадки и установить первый аттракцион для этой площадки.

Задачи:

1. Познакомиться с понятием дети с ограниченными возможностями.

2. Узнать о создании безбарьерной среды.

3. Определить месторасположения площадки.

4. Собрать данные о детях с ограниченными возможностями в нашем городе.

5. Выбрать элементы для адаптированной площадки.

6. Изучить мнение об адаптированной площадке у детей с ограниченными возможностями, у психолога и заведующей детского сада.

7. Разработать электронный макет и установить аттракцион.

Объект исследования: дети с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: адаптированная площадка для детей с ограниченными возможностями.

Гипотеза исследования: предполагаем, что в центральном парке культуры и отдыха нашего города можно создать адаптированную площадку для детей с ограниченными возможностями.

Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная работа может быть использована для создания адаптированных площадок в других городах.

Методы исследования: метод поиска информации, наблюдение, обработка и анализ результатов исследования, опрос.

База исследования: дети с ограниченными возможностями, реабилитационный центр, благотворительные фонды.

l. Дети с ограниченными возможностями в обществе

l.1. Дети с ограниченными возможностями

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке [1, с.308].

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития: дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями интеллектуального развития, дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с комплексными (сложными) нарушениями развития.

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы [3, с.218].

l.2. Создание безбарьерной среды

В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. «Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество». Продолжением этой стратегии стал новый проект – Десятилетие детства, который Президент В.В.Путин утвердил на 2018–2027 годы Указом от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [5].

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды – одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие «безбарьерная среда» содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы. В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для людей с ОВЗ [2, с.86]. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для людей с ОВЗ – это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Выводы

Изучив литературу мы выяснили, что для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру. Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи. Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

2. Безграничные возможности

Изучив и проанализировав литературу, мы узнали, кто такие дети с ограниченными возможностями и что такое безбарьерная среда. Мы решили создать кусочек безбарьерной среды в нашем парке культуры и отдыха.

Мы наметили следующие этапы исследования:

1. Определить месторасположения площадки.

2. Собрать данные о детях с ограниченными возможностями в нашем городе.

3. Выбрать элементы адаптивной площадки.

4. Изучить мнения специалистов и детей о необходимости площадки.

5. Разработать электронный макет площадки и установить первый аттракцион.

2.1. Определение месторасположения площадки

На первом этапе нашего исследования мы отправились в центральный парк культуры и отдыха, с целью выяснения возможности обустройства на территории парка площадки для детей с ограниченными возможностями здоровья. Мы встретились с директором МУП «Центральный парк культуры и отдыха» г.Туймазы Ващук Дмитрием Степановичем. Дмитрий Степанович был очень обрадован тому, что появилась эта идея и разрабатывается такой проект, ведь на территории парка нет ни одного аттракциона либо тренажера для детей с ограниченными возможностями. Он поделился с нами своими мыслями о том, где именно могла бы располагаться такая площадка. Это рядом с детской горкой, где много свободного места. Дмитрий Степанович также выразил, что было бы очень здорово, если бы особенные дети могли наравне с остальными играть и развлекаться в парке, а не просто посещать его и наблюдать за тем, как здоровые дети катаются на аттракционах (Приложение 1).

2.2. Сбор данных о детях с ограниченными возможностями

Далее мы решили собрать статистические данные о детях с ограниченными возможностями нашего города. С этой целью мы сделали запрос в Государственное бюджетное учреждение Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями (Приложение 2). Ответ они направили в Отделение Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Туймазинском районе (Приложение 3), куда мы и отправились.

Мы побеседовали со специалистом по социальной работе Салимовой Нафисой Баяновной, которая пояснила, что на сегодня в Туймазинском районе 451 ребенок с ограниченными возможностями, из них 256 ребят живут в городе Туймазы, остальные 195 – селах и деревнях нашего района.

Также состоялась беседа с заведующей отделением Верещагиной Светланой Евгеньевной (Приложение 4). Светлана Евгеньевна рассказала нам о том, что среди общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья 88 – это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а это 1/5 часть этих детей, что говорит о большом количестве детей с такими нарушениями здоровья, а значит, и большой необходимости в обустройстве для них площадки. Именно поэтому мы решили приступить к реализации разработанного нами проекта именно с приобретения и установки в парке аттракциона для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Светлана Евгеньевна отметила особую актуальность нашего исследования, поддержала нашу инициативу, особо отметив, что реализация такого важного проекта обеспечит решение проблемы, которая существовала в районе всегда, пожелала нам успехов в этом начинании.

Рассказала, что детям лишь один раз в году в День защиты детей, Центральный парк культуры и отдыха предоставляет возможность покататься на каруселях, и то только на четырех. Но и на них дети боятся кататься, так как они не приспособлены для детей с ограниченными возможностями здоровья.

На территории самого реабилитационного центра стоит лишь один уличный тренажер, других устройств (качелей, специализированных песочниц и т.д.) нет (Приложение 5).

Обсудили со Светланой Евгеньевной и то, что особенному ребенку, конечно же, было бы очень радостно, и в первую очередь, безопасно и удобно, если он будет самостоятельно, сидя в своем «родном» и уютном кресле, усаживаться в специальные качели, или, например, находясь в своем кресле, удобно играть в специальной песочнице, или кружиться на аттракционе.

С целью получения информации о том, как может повлиять на физическое и психическое состояние ребят возможность развлекаться в парке наравне со здоровыми, мы провели беседу с врачом-педиатром детской поликлиники г.Туймазы Валиуллиной Зульфией Ильгизаровной (Приложение 6). Зульфия Ильгизаровна пояснила, что сегодня на учете в поликлинике состоит 451 ребенок с ограниченными возможностями здоровья, почти 100 из которых- с нарушением опорно-двигательного аппарата. Каждый ребенок находится под контролем врачей, все они проходят реабилитацию в реабилитационном центре, однако в городе нет специализированной площадки, адаптированной для таких ребят. «Ее появление», – пояснил доктор, «принесло бы огромную пользу, ведь возможность таких детей совместно развлекаться и играть в парке наравне со здоровыми положительно сказывалось бы на их физическом и психическом здоровье».

После этих слов мы еще больше убедились в том, что двигаемся в правильном направлении.

2.3. Выбор элементов адаптивной площадки

С целью выяснить, что представляют из себя адаптированные площадки, мы отправились в Уфу. Выяснили, что прошлым летом в парке Лесоводов Башкортостана открылась первая игровая площадка, адаптированная для детей с ограниченными возможностями здоровья (Приложение 7). Мы посетили ее. Именно здесь впервые увидели своими глазами элементы такой площадки – это тренажеры, качели, игровой городок, песочница. Разглядывая их, мы представили, как будет здорово, если хотя бы часть таких элементов появится на игровой площадке, о создании которой мечтаем мы.

Также мы узнали, что совсем недавно, 12 октября 2018 года на территории Уфимской коррекционной школы-интерната № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата открылась площадка для таких детей. Чтобы узнать, какие именно тренажеры и игровые элементы установлены на этой площадке, нравятся ли они детям и удобно ли ими пользоваться, мы отправились в эту школу (Приложение 8). Директор школы Кириллова Альфия Фаритовна с удовольствием поделилась с нами информацией, показала площадку, предоставила возможность пообщаться с ребятами. Кстати говоря, как пояснила Альфия Фаритовна, именно эта школа является единственной в России среди коррекционных, которая входит в состав ассоциированных школ ЮНЕСКО. В школе обучается 180 ребят. В ходе беседы с директором школы мы посмотрели площадку, и даже попробовали позаниматься на нескольких тренажерах, затем встретились с учениками школы. Ребята рассказали, что очень рады появившейся площадке, на уроках физкультуры они занимаются на тренажерах, в свободное время есть возможность покататься на качелях. По нашей просьбе Альфия Фаритовна передала нам сведения о производителе и поставщике элементов площадки, а также координаты для связи с ними, за что мы ей очень благодарны.

2.4. Изучение мнений специалистов и детей о необходимости площадки

Для ответа на этот вопрос, мы решили пообщаться со специалистами, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями и с самими детками.

Чтобы выяснить мнение специалистов, как влияет на физическое и психическое здоровье ребенка с ограниченными возможностями его общение, развлечения и игры совместно со здоровыми, мы отправились в службу социально-психологической помощи семье, детям и молодежи «Райдо» при Администрации нашего района. Нам представилась возможность пообщаться с руководителем службы – педагогом-психологом высшей категории со стажем работы более 20 лет Кадыровой Эммой Магафуровной (Приложение 9). Она выразила мнение, как специалист, что «особенные» дети испытывают еще большую потребность находиться в обществе, чем здоровые; они нуждаются в общении со здоровыми детьми, совместных играх, развлечениях и так далее, поскольку это помогает им адаптироваться в социуме.

Также мы посетили в своем городе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 14» (Приложение 10). Пообщались с заведующей Бурашниковой Натальей Анатольевной. Детский сад посещают 10 детей с нарушением слуха, несколько ребят со сложными дефектами (два и более дефекта здоровья), большое количество – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Она пояснила, что на территории детского сада нет ни одного тренажера, либо качелей для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поделилась, что они обращались по этому вопросу в Благотворительные фонды, но такую помощь не смогли получить. Один из фондов помог приобрести специальную мебель для занятий, а другой канцелярские товары. Наталья Анатольевна выразила мнение, что появление на территории городского парка аттракционов и тренажеров для таких детей принесло бы им огромную радость и пользу.

В ходе работы мы также направили обращения в Министерство здравоохранения, которое особо отметило актуальность нашей работы, поддержало нашу инициативу (Приложение 11).

В нашей школе, тоже обучаются несколько ребят с нарушениями опорно-двигательного аппарата. С целью выяснения их мнения о том, хотелось бы им, чтобы на территории нашего парка появилась детская адаптивная площадка, мы пообщались с двумя девочками – Кариной и Таисией (Приложение 12). Обе они ответили, что с удовольствием бы приходили на такую площадку поиграть и позаниматься на тренажерах.

После получения всей информации мы убедились, что площадка нужна! И она будет!

2.5. Разработка электронного макета площадки и заказ первого аттракциона

Мы изучили ассортимент тренажёров и аттракционов для детей с ограниченными возможностями на заводах изготовителях, выбрали наиболее подходящие элементы для нашей площадки. Затем произвели расчет стоимости данной площадки (Приложение 13). После чего приступили к изготовлению электронного макета. Электронный макет создавали всей семьей на протяжении двух месяцев (Приложение 18). В этой работе нам очень помог интернет. Но так как нашей целью являлось не только создание электронного макета будущей площадки, но и начало реализации этого проекта, мы сделали заказ на изготовление первого аттракциона нашей площадки.

Дети с любыми возможностями и ограничениями остаются детьми, и сегодня, в мире новых технологий, взрослые должны приложить все силы и возможности, чтобы детство таких ребят было счастливым. Мы считаем, что и дети могут прилагать к этому свои усилия. Именно поэтому мы решили организовать сбор средств и приобрести первый аттракцион.

Конечно же, помогли родители. Вместе мы обратились в Кировский завод «Техтрон» по вопросу поставки адаптивных качелей.

Мы направили на имя директора ООО КЗ «Техтрон» Садакова Михаила Владимировича письмом-заявку (Приложение 14), которое было оперативно рассмотрено и в наш адрес поступило коммерческое предложение о возможности поставки интересующих нас качелей.

Предложенная цена качелей изначально составляла 60 тысяч рублей, а с доставкой все 80 тысяч. Мы связались с менеджерами по продаже и попросили рассмотреть возможность снижения цены, поскольку качели приобретаются в благотворительных целях по инициативе ребенка, организовавшего сбор средств. Мы очень благодарны, что руководство завода снизило цену качелей до 45 тысяч рублей, что с доставкой составило 65 тысяч рублей.

Мы заключили с заводом договор (Приложение 15), в котором в качестве покупателя выступила моя мама, ведь я еще несовершеннолетний, после чего произвели оплату и наши качели были запущены в производство. Условия договора обеими сторонами были выполнены в полном объеме.

В приобретении адаптивных качелей для парка г.Туймазы приняли участие наши родные, друзья, близкие, предприниматели города, и конечно, я сам. Я передал на эти цели свои сбережения – это денежные подарки от родных и близких за победы в различных олимпиадах, фестивалях, научных конференциях, и стипендию, которую получаю от Главы района.

Пусть это и не большие деньги, но мы считаем, что добро не измеряется в деньгах, зато делает сердце больше и светлее.

Выводы

Таким образом, мы встретились с директором парка Ващуком Дмитрием Степановичем, который поддержал нашу идею и показал, где можно организовать данную площадку.

С целью сбора статистических данных мы направили запрос в Государственное бюджетное учреждение Республиканский центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, посетили Отделение Республиканского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Туймазинском районе, пообщались со специалистами данного центра, провели беседу с врачом-педиатром детской поликлиники г. Туймазы Валиуллиной Зульфией Ильгизаровной. Посетили адаптированные площадки в городе Уфа, в парке Лесоводов и на территории Уфимской коррекционной школы – интерната № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Также побеседовали с воспитанниками интерната и директором Кириловой А.Ф., которая передала нам сведения о производителе и поставщике элементов площадки, а также координаты для связи с ними. Мы узнали мнение о необходимости таких площадок педагога-психолога высшей категории службы социально-психологической помощи семье, детям и молодежи «Райдо» Кадыровой Эммы Магафуровны, заведующей МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 14» Бурашниковой Н.А., у детей с ограниченными возможностями. Мы направили обращение в Министерство здравоохранения, которые поддержали нашу инициативу.

После получения данных, мы изготовили электронный макет адаптированной площадки, составили его расчетную стоимость и заказали первый аттракцион для нашей площадки. Красота нашей Земли не перестает восхищать и удивлять! Мы делимся своей радостью, общаемся, гуляем, занимаемся спортом, посещаем театры и выставки. Так хочется, чтобы все это было доступно всем детям!

Заключение

Изучив литературу мы выяснили, что для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру. Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи. Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.

По результатам проделанной работы мы создали электронный макет адаптированной площадки для детей с ограниченными возможностями, составили его расчетную стоимость и приобрели первый аттракцион для нашей площадки.

Мы направили обращения в Благотворительные фонды: Российский детский, Изгелек добро и Мархамат с просьбой рассмотреть возможность участия в проекте создания детской адаптивной площадки в нашем городе (Приложение 16). Благотворительный фонд Мархамат откликнулся на наше обращение.

Макет нашей площадки, с его расчетной стоимостью и инициативным письмом направлен Главе Администрации Суфиянову А.Р. (Приложение 17).

Таким образом цель нашей работы достигнута. Гипотеза подтвердилась, в центральном парке культуры и отдыха нашего города действительно можно создать адаптированную площадку для детей с ограниченными возможностями.

Мы очень рады тому, что даже один аттракцион в парке сделает счастливыми большое количество особенных детей! А если наш проект будет принят руководством города, то в парке появится целая площадка, и мы верим, что это обязательно будет! Ведь, чтобы помочь другому человеку, не обязательно быть сильным и богатым, достаточно быть добрым.

Тезаурус

Адаптированная площадка – позволяет ребятишкам с ограниченными возможностями играть, обучаться и развиваться вместе со своими здоровыми сверстниками.

Безбарьерная среда – это среда, в которой все виды преград для осуществления продуктивной жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями максимально устранены.

Дезадаптация – это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

Сенсорные дефекты – изъян или врожденный недостаток одного из главных органов чувств – например, зрения или слуха.

Социализация – процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками.

Приложение

Приложение 1

ahm-1.tif

Посещение городского парка

ahm-2.tif ahm-3.tif

Беседа с директором парка Ващуком Д.С.


Библиографическая ссылка

Ахмадишин А.А. КАК ЛЕГКО БЫТЬ ДОБРЫМ! // Старт в науке. – 2019. – № 1-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1397 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674