Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ОБ ОСНОВАНИИ СТАНИЦЫ АКАН-БУРЛУКСКОЙ – РОДИНЫ МОИХ ПРЕДКОВ

Ларин И.Е. 1
1 Омский район, МБОУ «Ключевская СОШ», 4 класс
Ларина А.А. (Омский район, МБОУ «Ключевская СОШ»)
1. Метрические книги Тобольской Духовной консистерии Акмолинской области Кокчетавского уезда станицы Акканъ-бурлукской Николаевской церкви за 1876–1913 гг.
2. Памятная книжка: Адрес-календарь Акмолинской области на 1887 г. – Омск, 1887. – 216 с.
3. Памятная книжка: Адрес-календарь Акмолинской области на 1912 г. – Омск, 1912. – 146 с.
4. Памятная книжка: Адрес-календарь Акмолинской области на 1915 г. – Омск, 1915. -152 с.
5. Справочная книга Омской епархии / Сост. по поручению 7–го Епарх. съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. – Омск: Иртыш, 1914. [2], IV, 1250 с. – (223–224 с о станице в целом).
6. Тобольская Епархия. Описание церквей и монастырей. ч. 2; вып.4. – Омск, 1892.
7. Андреев С.М. К истории основания станиц Кокчетавского уезда Акмолинской области // Степной край: зона взаимодействия русского и казахского народов (XVIII – ХХ вв.): II Междунар. науч. конф.: тез. докл. и сообщ. / Под ред. А.П. Толочко. – Омск; Кокшетау: ОмГУ, 2001. – С. 49–51.
8. Андреев С.М. Мордва в этническом составе сибирского казачества (по материалам Г.Е. Катанаева 1890–1891 гг.) // Архивный вестник: Ежегодник архивного управления администрации Омской области. – Омск: [б. и.], 1994. – № 5. – С. 26–29.
9. Андреев С.М. Старообрядчество и сектантство в Сибирском казачьем войске // Научный вестник Омской академии МВД России. – 2005. – № 1. – С. 39–42.
10. Андреев С.М. Становление и развитие станичного самоуправления в Сибирском казачьем войске // Власть и общество в Сибири в XX веке: Сборник научных статей. Вып. 3 / Науч. ред. В.И. Шишкин. – Новосибирск: Параллель, 2012. – С. 3–34.
11. Усов Ф.Н. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. – Омск, 1879. – С. 163.
12. Формирование казачьего населения Степного края (на примере Кокчетавского округа) / Г.Т. Каженова // Отан тарихы. – 2007. – №1. – С. 217–223.
13. Всероссийское генеалогическое древо:[Электронный ресурс] . – URL:http://forum.vgd.ru/ (дата обращения 12.06.2017).
14. Караганов Д. Наше прошлое с нами. 2009 [Электронный ресурс] . – URL:http://www.proza.ru/2009/12/25/352 (дата обращения 11.12.2017).
15. Красовский М.И. Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргизов. Ч.3. [Электронный ресурс]. – СПб., 1868. – С. 388. – URL: http://www.runivers.ru/lib/book3308/16871/ (дата обращения 07.01.2018)
16. Мищук В.В. Нижний Бурлук – вехи истории [Электронный ресурс]. – URL: https://saumalkol.com/forum/ (дата обращения 26.12.2017).
17. Мищук В.В. Шалкар, Чалкар, Челкар [Электронный ресурс]. – URL: http://ka-z-ak.ru/2011–04–25–05–11–25/64–2011–07–25–22–09–04(дата обращения 17.10.2017).
18. Памятная книжка Сибирского казачьего войска. – Омск, 1884. – C. 31 [Электронный ресурс] . – URL: http://www.nia-stanichnik.ru/wp-content/uploads/2015/02(дата обращения 19.01.2018).
19. Потанин Г.Н. В юрте последнего киргизского царевича. Русское богатство. – СПб., 1896. – №8 [Электронный ресурс]. – URL: http://ka-z-ak.ru/index/51–-/2470–khudozhestven-literatura-i-stanitsa-nizhne-burlukskaya(дата обращения 07.10.2017).
20. Словцов И. Путевые записки, веденные во время поездки в Кокчетавский уезд Акмолинской области в 1881 г. // Записки ЗСО ИРГО. Кн. 3., 1881. – С. 35–37. [Электронный ресурс]. – URL:http://ehistory.kz/ru/books/library/read/687#scontent (дата обращения 16.01.2018).
21. Сибирский казак [Электронный ресурс] . 2011–2018. – URL: http://ka-z-ak.ru/ (дата обращения 21.12.2017).
22. Саулмалколь [Электронный ресурс]. – Саулмалколь, Володарское, 2006–2018. – URL: http://saumalkol.com/ (дата обращения 21.12.2017).
23. Фотоальбом. Г.Е. Катанаева [Электронный ресурс] ..Tipy kazakov. Sibirskie kazaki na sluzhbe i doma. Iz snimkov, eksponirovannykh na 1–oi Zapadno-Sibirskoi vystavke v gorode Omske v 1911 godu Omsk State Museum of Regional History and Folk Life. Omsk, Russia. – URL:http://international.loc.gov/cgi-bin/query/hintldl/mtfront:@OR(@field(NUMBER+@band(mtfxtx+wkz4025))) (дата обращения 19.01.2018).
24. Храпова Н.С. Быт казаков в записках Г.Е. Катанаева [Электронный ресурс] // Исторический архив Омской области. – URL:http://iaoo.ru/note145.html (дата обращения 09.01.2018).

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/18/36373.

Земля отцов, земля далёких предков, Моя земля, о, как ты далека. Ты зацепила душу мою крепко, Зовут меня родные берега.

Лариса Шульга

Начиная работать над своей родословной, мы столкнулись с тем, что ни одна электронная энциклопедия, ни какие-то другие сайты не давали четкой, грамотной информации об истории развития села Акан-Бурлук, месте, куда переселились мои предки в 1849 и проживали до 1977 г. На сайте областной библиотеки им.Сабита Муканова (г.Петропавловск) существует проект, рассказывающий об истории создания и развития сел и деревень области, но и там нет сведений об Акан-Бурлуке. А ведь когда-то это была одна из крупнейших станиц Акмолинской области, центром которой был г. Омск.

На основных сайтах – «Сибирский казак» и «Саулмалколь», где можно очень многое узнать о сибирском казачестве, акан-бурлукцы не проявляют активность в поисках своих корней, истории своей станицы.

Стало несколько обидно за родину моих предков. Составляя свою родословную, мы нашли много информации о становлении сибирского казачества и основании казачьих станиц.Поэтому хотим заполнить пробел и,изучив различные материалы и документы, составить историю основания станицы Акан-Бурлукской.

Цель работы – изучить историю основания и развития родины моих предков станицы Акан-Бурлукской.

Задачи работы:

1.. Найти и изучить источники информации об Акан-Бурлукской станице.

2.. Найти фотографии тех времен в архивах семьи или односельчан.

3.. Сделать анализ и обобщить сведения о жизни станичников.

Объект исследования: происхождение и история развития казачьих станиц 1 военного отдела Сибирского Казачьего Войска.

Предмет исследования: история основания станицы Акан-Бурлукской Кокчетавского уезда Акмолинской области.

Методы работы:

1. Поиск информации и исторических документов в интернете, архиве.

2. Изучение различных источников информации.

3. Опрос родственников, односельчан.

4. Изучение семейных фотографий и документов.

5. Сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

Гипотеза: Если мы изучим историю станицы, то сможем глубже узнать о жизни своих предков.

Хронологические рамки охватывают середину XIX века – начало XX века.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков. Работа может быть размещена на сайтах «Сибирский казак» в теме «Об основании и основателях станицы Акан-Бурлукской», в социальной сети «Одноклассники» в теме «Акан-Бурлук», на сайте «Саулмалколь». Мы предложили нашу работу областной библиотеке г. Петропавловска и они разместили ее на своем сайте.

1. Основание казачьей станицы Акан-Бурлукской

1.1. Местоположение

Село Акан-Бурлук Айыртауского района Северо-Казахстанской области расположено в 3-х километрах от горы Жалгыстау (Красивая одинокая гора). Высота 730 м над уровнем моря. У подножья горы Жалгыстау расположено озеро с одноименным названием Жаксы-Жалгызтау (Якши Янгистау) – (жаксы-лучшее).Из озера вытекает река Акан-Бурлук, давшая название селу, что означает: «бурлук» – крутые берега, акан-сеть для ловли рыбы; протекающая вдоль южной стороны села и впадающая в Ишим. Территория эта в настоящее время входит в состав национального природного парка «Кокшетау».

Первые сведения об этом месте среди российских источников упоминаются в Дневнике майора Набокова Ф.К. – командира экспедиции в Киргизскую степь в 1816 году для выбора удобных мест для новых крепостей. Экспедиция двигалась тремя отрядами и «... сборное назначенное у горы и озера Якши-Янгистова, в 240 верстахъ от линии лежащее место». В разных местах название озера и горы написано по- разному [1].

«22 числа (июнь). Позади горы Якши-Янгыстова стояли аулы разных караульских волостей до 1000 кибитокъ, где и ханъ Валий находился. »

Речку Акан-Бурлук называют как Кулай-Агырь-Бурлук. Под таким названием мы видим ее и на карте 1825 г (Приложение 1).

Григорий Потанин, побывавший этих краях позже, в 1895 году, также сообщал, что эти места использовались потомками знаменитого сарымбетского хана Валия как летние пастбища. Здесь он нашел отца Чокана Валиханова- султана Чингиза [18].

1.2. История переселения и основания станицы

Станица Акан-Бурлукская Кокчетавского уезда Акмолинской области Степного Генерал-губернаторства Российской Империи была образована в 1849 году во исполнение указа Императора Александра I, как и многие другие близлежащие поселения.

В 1848 г. центральной властью для военной и хозяйственной колонизации

Киргизской степи было решено в течение 1849–1850 гг. переселить на избранные командиром Отдельного Сибирского корпуса места 3600 душ м.п. (или 1200 семейств) малороссийских казаков, войсковых обывателей, малоземельных крестьян из граничащих с Сибирью Оренбургской и Саратовской губерний. Каждая семья переселенцев должна была иметь не менее 2 работников, пару волов или лошадей. Всем переселенцам предоставлялся ряд пособий и льгот: со стороны министерства госимуществ и казны – путевое пособие до мест водворения для найма проводников, подвод, на продовольствие в пути по 7 коп. в сутки на каждую душу, с них слагались все недоимки по податям, земским повинностям. Переселенцы должны были получить денежное пособие «для домообзаводства» – на строительство жилья по 30 руб. и приобретение скота и лошадей по 25 руб. на семейство. В течение льготных лет они обеспечивались продовольствием. Со стороны войска им выделялось зерно для посева (из расчета на.2 дес. ржи, 4 дес. овса, 1 дес. ячменя на семью), с возвратом его через 3 года, им предоставлялась отсрочка от службы в течение двух лет со времени прибытия в новые поселения. Так как одной из задач переселения было развитие хлебопашества в Киргизской степи, то на каждую мужскую душу отводилось по 30 дес. земли [7].

Командованием отдельного Сибирского корпуса планировалось основать, 12 новых поселений,расположенных двумя группами; на юго-запад и юго-восток от Кокчетава. Весной 1849 г. началось переселение крестьян из Оренбургской и Саратовской, губерний. Шесть партий переселенцев с разницей в несколько дней (с 18 по 29 мая) отправились со сборных пунктов округов Оренбургской губернии. Протяженность маршрутов следования составляла от 200 до 960 верст [7]. Из Саратовской губернии вышло еще 13 партий переселенцев, прибывших в войско в августе-сентябре [7] (Приложение 2). В 1849 г. были основаны 6 поселений: на южном берегу оз. Котур-куль (ст.Котуркулъская), при восточной оконечности оз. Чалкар (ст. Аиртавская), при оз. Култуккуль (ст. Лобановская), при оз. Арык-Балык (ст. Арык-Балыкская), вниз по течению р. Бабык-Бурлук (ст. Нижне-Бурлукская), вниз по течению р. Акан-Бурлук (ст. Акан-Бурлукская).

Последние партии переселенцев были направлены в район новых кокчетавских стариц в мае 1851 г. Все 6 партий формировались из крестьян Кузнецкого округа Саратовской губернии [7]Большая часть этих партий были мордвой. Переселенцы 1851 г. (199 семей – 1 949 чел.) распределялись по всем кокчетавским поселениям. Г.Н Катанаев отмечал, что население станицы Акан-Бурлука составили преимущественно украинцы, «пришедшие сюда не из малороссийской губернии, а из Самарской губернии, где они долго жили» [7].

Наши предки – Болоховцевы и Науменко, поселившиеся в Акан-Бурлуке – были в 10 и 11 партиях переселенцев из Саратовской губернии Новоузенского уезда села Терновки.

Петр Осипович Болоховцев 27, жена Прасковья Ефимовна, 24, сын Епифан 4, дочь Аксинья 5, мать Варвара Макаровна 57, его брат Лукьян – 11. 3 лошади, 2 рогатого, 1 телега.

Василий Иванович Науменко(33 г), ж. Марфа Андреевна, дети Дмитрий (16), Михаил(8), Матвей (3), Иван 3(месяца?), Параскева (6), 4 лошади, 3 рогатого скота (Приложение 3).

В 1852 г выселок Акан-Бурлукский значится относящимся к станице Янши-Янгиставской,. С1867 году Акан-Бурлук являлся станицей с поселками Нижнебурлукский и Якши-Янгиставский [15]. Народы, поселившиеся здесь, зачислялись в русские казаки, в Сибирское казачье войско. Казачество пользовалось особыми правами, они имели земельные и лесные наделы, должны были служить Царю и Отечеству.

2. История развития станицы Акан-Бурлукской

2.1. Состав населения

Этнический состав переселенцев был разнообразным: среди них были украинцы, мордва, белорусы. Интересен тот факт, что переселенцы пяти партий из Новоузенского округа Саратовской губернии были исключительно украинцы. С.М. Андреев считает, что «можно предположить, что это были потомки переселенных в 1730–1740 гг. в Поволжье в район Царицынской и Оренбургской линий малороссийских казаков, позже зачисленных в «гражданское состояние». [7 ] Например, в нашей семье говорилось, что Болоховцевы были родом с Черниговщины и жизнь в Поволжье была недолгой.

Основателями станицы можно считать такие фамилии: Ребро, Науменко, Порох, Гонаго, Тертышный, Антоненко, Болоховцев, Рыбальченко, Легкоступ, Тонкошкур, Колисниченко, Теплинский, Кожушко, Солошенко, Сердюченко, Головченко, Ступаченко, Пшеничный, Зима,Караганов.

По официальным данным войсковой администрации, в 1879 г в ст. Акан-Бурлукская проживало – 1613 человек, по национальному составу: украинцы – 954 (59,14 %), белорусы – 335 (20,77 %), мордва – 324 (20,09 %) [21].

Среди наших предков были и с русской фамилией, но очевидно, причислявшие себя к малороссам-украинцам, Болоховцев; украинцы – Науменко и, по воспоминаниям родственников, Болоховцева Татьяна Артемьевна (девичья фамилия пока нам не известна) – мордва.

Г.Е. Катанаев отмечал, что казаки-мордвины «носят фамилии по христианским именам своих прадедушек, пришедших из России – Ивановы, Николаевы, Артемьевы и проч. Некоторые в виду чрезвычайной многочисленности членов одной и той же семьи переменили при самом своем поселении свои фамилии – прадедов на другие – по отцам или старшим представителям разделившихся семейств...» [8]. Этот факт, конечно, осложняет поиски предков. 4, 13, 15 партии переселенцев состоят полностью из подобных фамилий, что косвенно указывает нам на мордву.

То, что в станице было много мордвы, говорит и тот факт, что именно в Акан-Бурлукской станице было много старообрядцев. В большинстве своем мордвины исповедали православие, хотя отдельные из них, проживающие в станицах Якши-Янгизставской, Акан-Бурлукской и др., были сторонниками раскола и сектанства.

В 1894 г. общины «Духовных христиан нового духовного Израиля» в Сибирском войске объединяли 136 чел. Возникнув в казачьей среде, эта секта продолжала оставаться преимущественно казачьей. Так, в 1907 г. из 555 ее членов, проживавших исключительно в станице Акан-Бурлукской и поселках Якши-Янгизставском и Нижне-Бурлукском, 540 были казаками [9]. В 1914 г в станице было 256 «раскольников», в 1915 -390.

2.2. Жизнь станичников

Всех переселенцев на местах уже ожидали прибывшие в мае в первых шесть поселений 6 офицеров, 12 урядников и 72 казака-инструктора. Их кандидатуры тщательно отбирались командирами казачьих полков. Это были высоконравственные, усердные по хозяйству, вполне знающие обязанности службы, нижние чины должны быть обязательно женатые.

Выбрали станичное управление, атамана, его помощников, станичный суд, который занимался только хозяйственными тяжбами и проступками. Суд мог присудить штраф в размере до шести рублей или общественные работы до восьми дней. Государство передало казакам значительные земли, которые разделились для пашни, сенокоса и выпаса скота. Пахотная земля делилась на участки, их получала каждая семья. Леса находились в общем пользовании. Земельным наделом в пределах тридцати десятин казак наделялся с семнадцати лет, когда начинал исполнять станичные повинности. Земельные наделы у казаков были большими, в зависимости от количества членов семьи.

Гужевая повинность и натуральные работы, поставки строительных материалов, мелкий ремонт мостов, исправление дорог, установка вех на проселочных дорогах так же, как и денежная раскладка, возлагалась на паевые души.

Был составлен план размещения административных построек, церкви, утвержденных генерал-губернатором. Вся застройка проводилась под контролем. Казаки распахивали необжитые земли, засевали их, преображая этот прекрасный уголок природы. Земли хорошо орошены речкой. Озеро с пресной водой было богато рыбой. Все способствовало налаживанию жизни в этой живописной местности.

Выращивали яровую пшеницу, рожь в небольшом количестве, ячмень, просо, горчицу овес. Из технических культур – лен, конопля, подсолнечник. Для распашки целинных земель использовали тяжелые малороссийские плуги и волов в качестве более выносливого рабочего скота. К началу ХХ в. развито садоводство, рыболовство и пчеловодство. Разводили лошадей, КРС и немного овец, были даже верблюды (у Карагановых).

В 1854 г. была построена часовня. Деревянная на каменном фундаменте церковь во имя святителя и Чудотворца Николая была построена в 1867 г. с высочайшего разрешения. В 1904 было построено новое здание на средства прихожан [5].

В 1853 г. построены здания: деревянный цейхгауз (аммуничник и овсяник) в 2 комнаты; одноэтажный дом с 3 комнатами для станичного управления, канцелярии и школы. Школа была мужская и женская. Известно, что в 1869 г. в ней училось 72 мальчика [4].

В 1859 г. построено еще одно общественное здание с амбаром, завознею и конюшнями и отданное местному священнику.

На 1851 год в станице числилось 69 дворов, в 1863 уже 221.

Весной 1878 года Западно-Сибирский отдел русского географического общества поручил статскому советнику, директору Тюменского реального училища Ивану Яковлевичу Словцову, исследовать Кокчетавский уезд, пока ещё малоизвестный. Его маршрут пролегал через казачьи станицы и посёлки, в том числе и Акан-Бурлукскую. Вот что писал И.В. Словцов.

Под руководством казаков-инструкторов, новосёлы строили дома геометрически правильными квадратами; жили обыденной жизнью согласно воинскому регламенту: вставать в установленное время по сигналу трубача, идти на уборку казённых лошадей, мести по субботам улицы и переулки, чистить золою и мыть – полы, горшки, кадушки, вёдра, варить щи, с которыми, например, были мало знакомы мордвины, составляющие четверть переселившихся в станицу и ставших казаками. Словцов указывает, что мордвины – народ трудолюбивый, они – отличные хлебопашцы, скотоводы и рыбаки. Эту особенность мордвы отмечал и Г.Е. Катанаев. «Зачисленные в казаки-мордвины оказались весьма восприимчивыми к новым условиям ведения хозяйства. Настойчивость в труде замечательная. Перенимают способы ведения земледелия у украинцев»…. «Хозяйственная и торговая изворотливость не уступает вообще великороссу и во всяком случае превосходит как хохлацкую, так и, особенно, староказачью. Мордвин, как говорят; – «на дыре дыру вертит». …Честность в обязанностях, верность данному слову, отсутствие обмана в житейских делах, особенно в отношение, мордвина к мордвину же,... не подлежит сомнению» [8].

С усилением торгово-хозяйственных контактов с казахами среди сибирских казаков широко распространилось знание казахского языка.

В станице проводилась Тихановская ярмарка с 1 по 15 июня, но действовала до 10, а после и до 7 июня. Главные предметы торговли: хлеб и продукты крестьянского хозяйства. В 1887 г в станице были: лавок 4, здание станичного атаманства, 2 хлебных магазина,11 водяных и 6 ветряных мельницы, 3 кузни, питейный дом, мужская и женская школы [3, c. 106]. Моя бабушка застала в селе 2 водяные мельницы и ветряную, т.е. они функционировали до 2 пол. 20 в.

Есть сведения об учителях в 1912 г. Это Петр Алексеев Карлин и Анфиса Андреевна Алексеева [3]. В станице был фельдшер. В конце 19 века это был Кожушко,священник Яков Смирнов, в 1909 Вениамин Юртов, псаломщиками в разное время были Байченко, Петр Карлин, Павел Андрианов, Алексей Дьяконов, Михаил Гонага, Леонид Солодовников [1].

Дома вначале строились в 1–2, редко 3 комнаты. Жили вместе с телятами и курами; мебели кроме не крашеных столов и скамеек не было. В 90-х гг. почти «в каждом доме есть стулья, диванчики, голландские печи, половики, самовары, чайная посуда. Самовары, как и у всех сибиряков, сильно привились и к мордве» [8].

Это описание дома семьи Болоховцевых по воспоминаниям моей бабушки. «Дом был справный – каменный фундамент и подклеть, где были все хозяйственные помещения: погреб, загоны для скота, помещение для дроби кизяка, баня. Сверху жилой бревенчатый сруб из сосны или лиственницы в 2 комнаты. Дом простоял более 100 лет. В комнатах был настелен пол из сосновых плах шириной 50 см. Пол красили краской собственного приготовления: в лесу брали глину- белую, желтую, использовали масло льняное, конопляное. Красили щетками из ковыля и растирали ладошками, такая краска держалась 10–15 лет.» «Бутовый камень брали с горы Якши-Янгистау («Лысая гора»), которая находилась в 11 верстах от станицы. Камень грузили на лодки, потом по озеру входили в реку, вытекающую из озера и, проплыв семь вёрст, выгружали на берег» [14].

В описях Катанаева приведено подробное описание традиционного для казаков комплекта одежды, в том числе, широкое распространение получившие у мужчин пиджак, брюки, сюртук, пальто, у женщин – юбки с кофтой, платья; из головных уборов: платки, шали, полушалки, головные наковки; из украшений: серьги и кольцо, у девушек – бусы и головные ленты. Здесь же можно сказать и о форменном обмундировании, которое обязательно имелось у всех казаков в возрасте от 20 до 38 лет (мундирная пара, шинель, папаха, фуражка).

Общение с казахским населением и налаживаемая связь народов прослеживается и в одежде. Казаки носили и «киргизскую» одежду, очевидно, в этих краях она была удобнее привычной (Приложение 5).

Мордва к 90-м годам придерживается городского русского стиля. Мужчины подчеркивают свое казачество постоянным ношением фуражки и бешмета, носят также пиджаки, сюртуки, любимый цвет, как и у казаков, темно-коричневый, материя «киргизская».У женщин сохранялась национальная особенность в завязывании особым способом платка на голову (Приложение 5).

Основой питания казаков были продукты земледелия, животноводства, рыболовства, овощеводства и садоводства, из покупных продуктов в потреблении были соль и перец, постное масло, крупы (ячневая, рисовая, просо).

В 1867 году в Акан-Бурлуке насчитывается население 587 чел. мужского пола. По памятным книжкам Акмолинской области (1887–1915) мы видим рост население и укрупнение станицы. В 1887 насчитывается 223 двора, то 1915 -375, население выросло с 1697 человек-до 3276 [2 ,3, 4].

Мы изучили данные по метрическим книгам за 1876–1913 гг. В среднем количество браков, заключенных церковью, от 20 до 40 в год. Рождалось детей от 119 (1876 г) до «урожайного 1906»-286 человек. Среднее число-150. Из таблицы видна очень печальная статистика тех лет. Большинство рожденных умирало если не в первый год жизни, то после. До 5 лет не доживало и половины детей. Возможно, что хоть в станице и был фельдшер, но медицинская помощь не оказывалась в нужном количестве. Врач был один, в Кокчетаве (Приложение 4).

Увеличение шло также и за счет переселения следующей волны – конца 90-х, многие прибыли с тех же сел, что и первые переселенцы, но они уже не зачислялись в казаки, а оставались крестьянами.

2.3. Служба казака

Из прибывших в новые кокчетавские станицы линейных казаков и крестьян-переселенцев 6 сентября 1850 г. был сформирован 10-й полк, командование которым было поручено войсковому старшине Казачинину.

2 декабря 1851 г. полк был переименован и назван «Сибирским линейным казачьим конным № 1 полком», на службе в станице находилось 126 чел. кавалерии. Пехоты, артиллерии, гарнизонной артиллерии там не было. В 1860 году уже выселок Акан – Бурлукский относился к станице Атбасарской и составлял 3 сотню 2-го полка 1 бригады СКВ. В Атбасарском степном охранительном отряде на службе находилось 175 человек, из них: 80 казаков и 95 человек пехоты. Отряд обслуживал 10 степных пикетов [15].

C 5 марта 1861 г. полк стал именоваться Сибирский казачий конный № 1 полк. Штаб-квартира 1 Сибирского казачьего полка перенесена в станицу Кокчетавскую. Полк состоял из 6 сотен.

В 1868 году, при образовании степных областей, земли 1, 2, 3, 4, 5 и части 6 полковых округов вошли в состав Акмолинской области. Главное управление областями и войском было вверено генерал-губернатору Западной Сибири, который одновременно был и командующим войсками Западно-Сибирского военного округа в звании войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска. С 1869 г станица относится к 1 полку [19] (Приложение 6).

12 декабря 1882 года Сибирскому казачьему № 1-му полку Высочайше было пожаловано имя атамана Ермака Тимофеева.

Казаки распахивали необжитые земли, засевали их, преображая этот прекрасный уголок природы. Нужно было охранять свои станицы от набегов, обрабатывать пашни, заготавливать сено для скота на зиму, дрова, содержать почтовые станции, держать разъезды по степи и по линии. Весной с апреля месяца казаки обучались ружейным приемам, маршировкой, владению шашкой и пикой. Затем лошади выгонялись на траву, а казаки шли на пашни. В начале июня собирались в лагерь на тактические занятия до 15 июля. Затем по домам и на покос. В августе месяце убирали созревший хлеб. С 15 сентября начиналась молотьба хлеба и только в конце октября распускались по домам для своих домашних работ. Затем, к 1 февраля, они снова собирались для обучения военному делу.

По положению 1860 года порядок прохождения службы был таков: 3 года (с 18 до 21 года) он должен был находиться в подготовительном разряде (готовился к казачьей службе); по достижении 21 года он должен был поступить в строевой разряд, в котором состоял 12 лет. 4 года должен был находиться на действительной службе в 1-м Сибирском казачьем полку (полку первой очереди), служить на границе с Китаем. Затем на 4 года должен быть зачислен в 4 полк (второй очереди) и ещё 4 года числиться в 7-м полку (третьей очереди). Если войн в период нахождения во втором и третьем разряде не было, он должен был всё это время заниматься своим хозяйством: крестьянствовать или заниматься какими-то другими заработками. Далее казак на 5 лет должен быть отправлен в запас, после чего уходил в отставку и продолжал заниматься своим хозяйством. Если начинались войны, выпускались соответствующее распоряжение правительства, и казак мог быть призван в армию в 4-й, 7-й полки в качестве пополнения [20].

Сыновья казаков начинали подготовку к военной службе с 9–15 лет в станичных школах. Их обучали пешей строевой подготовке и верховой езде, давали представление об истории войска, о воинской дисциплине.

С 18 лет зачисляли в подготовительный разряд. Молодежь этого разряда жили в своей станице и четыре раза в год проходили учебные сборы в уезде. Летние лагеря для проведения сборов находились при станице Кокчетавской.

В Кокчетаве казаков распределяли по местам службы, а именно в полки № 1-й, 4-й, 7-й, 1-ю запасную сотню и управление 1-й бригады льготной Сибирской казачьей дивизии, а также в Лейб-гвардии Сводный Казачий Полк [14]. Законом 1880 г. о воинской повинности, с незначительными изменениями действовавшее до гибели войска, сибирские казаки обязаны в мирное время давать на Государеву службу 3 конных шестисотенных полка и с 1906 г. полусотню в лейб-гвардии Сводный Казачий полк. 1-й и 2-й полки составляли Отдельную Сибирскую казачью бригаду (стоянки в городах Джаркент и Верный Семиреченской области).

Атаманы и их помощники избирались на три года, остальные должностные лица – на год. Станичный атаман утверждался в должности начальником области.

Заключение

Работая над данным исследованием, мы изучили историю основания и развития родины моих предков станицы Акан-Бурлукской и выполнили все поставленные нами задачи: нашли и изучили источники информации об Акан-Бурлукской станице, фотографии тех времен в архивах акан-бурлукцев и нашей семьи, а также в интернете; узнали, как жили мои предки- казаки станицы Акан-Бурлукской.

Проделанная работа была большой и интересной. Очень много времени уходило на поиски сведений о казаках станицы, пришлось выходить на многие сайты, сверять сведения из разных источников, но сведений именно по станице Акан-Бурлукской сохранилось очень мало. Приходилось делать дополнительные запросы. Все это дало возможность все-таки составить картину создания и развития Акан-Бурлукской станицы, узнать о жизни, быте и занятиях казачества станицы, моих предков в том числе. Для меня очень интересным стало узнать как становились сибирские казаки отличными воинами.

В результате исследований я узнал не только о казачьем характере, а также и о характере мордовского народа, о котором мне было известно лишь немногое. Считаю, что в следующих поколениях моей семьи эти черты тоже проявляются: трудолюбие, порядочность, взаимовыручка

Работа по изучению моей родословной продолжается, нами уже частично собран материал для моего следующему исследования.


Библиографическая ссылка

Ларин И.Е. ОБ ОСНОВАНИИ СТАНИЦЫ АКАН-БУРЛУКСКОЙ – РОДИНЫ МОИХ ПРЕДКОВ // Старт в науке. – 2019. – № 1-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1388 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674