Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.
Цель исследования – выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Задачи:
– сформировать представления о режиме дня и его компонентах;
– развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;
– воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования – режим дня.
Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.
Методы исследования:
1. Обработка литературных источников.
2. Анкетирование учащихся.
3. Статистическая обработка результатов.
1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм
1.1. Основные элементы здорового образа жизни
Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.
Здоровье человека зависит от:
– состояния медицины – на 10 %;
– влияния экологических факторов – на 20–25 %;
– генетических факторов – на 20 %;
– условий и образа жизни – на 50 %.
Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.
Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура – часть общей культуры.
Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!
1.2. Режим дня и биоритмы человека
Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.
Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы», обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.
Суточные ритмы человека
Время суток, ч. |
Состояние человека |
1–5 |
Фаза замедления биоритмов. |
5–9 |
Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой. |
10–13 |
Повышение активности, период мобилизации всех сил. |
14 |
Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе. |
15–17 |
Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений. |
18–20 |
Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная. |
21 |
Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти. |
22–24 |
Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток. |
Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.
В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.
Исследования показали, что: 8.00–12.00 – наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
Изменение работоспособности в течение суток представлено на рис. 1.
Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».
В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.
Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.
Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать – это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Рис. 1. Динамика работоспособности
1.3. Соблюдение режима дня и последствия его нарушения
Чтоб здоровье сохранить
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня!
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:
1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Соблюдение режима дня способствует:
– нормальному росту и развитию детей;
– повышению иммунитета;
– здоровому сну;
– правильному пищеварению;
– восстановлению нервной системы;
– высокой работоспособности;
– бодрое состояние в течение длительного времени;
– помогает выработать полезные привычки и навыки;
– способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
– чрезмерным нагрузкам;
– отставанию в физическом и умственном развитии;
– неврозам;
– заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
– быстрому переутомлению;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
1.4. Определение и структура рационального режима дня
Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:
– выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;
– рациональное чередование работы и отдыха;
– регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;
– занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
– пребывание на чистом воздухе, не менее 2–3 часов в день;
– строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
В табл. 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.
Таблица 1
Режим дня школьника
№ п\п |
Пункты режима дня |
Возраст (класс) |
|||
7–9 лет (1–4класс) |
10–12 лет (5–7класс) |
13–14 лет (8–9класс) |
15–16 лет (10–11класс) |
||
1. |
Подъём |
7.00 |
7.00 |
7.00 |
7.00 |
2. |
Утренние гигиенические процедуры (умывание, чистка зубов), одевание, уборка постели, гимнастика |
7.00–7.30 |
7.00–7.30 |
7.00–7.30 |
7.00–7.30 |
3. |
Завтрак |
7.30–7.50 |
7.30–7.50 |
7.30–7.50 |
7.30–7.50 |
4. |
Дорога в школу |
7.50–8.20 |
7.50–8.20 |
7.50–8.20 |
7.50–8.20 |
5. |
Занятия в школе |
8.30–12.30 |
8.30–13.30 |
8.30–14.00 |
8.30–14.30 |
6. |
Дорога из школы |
12.30–13.00 |
13.30–14.00 |
14.00–14.30 |
14.30–15.00 |
7. |
Обед |
13.00–13.30 |
14.00–14.30 |
14.30–15.00 |
15.00–15.30 |
8. |
Отдых |
13.30–14.30 |
14.30–15.00 |
- |
- |
9. |
Прогулка на воздухе |
14.30–16.30 |
15.00–16.30 |
15.00–17.00 |
15.30–17.00 |
10. |
Выполнение уроков |
16.30–17.30 |
16.30–18.30 |
17.00–19.30 |
17.00–20.00 |
11. |
Прогулка на воздухе |
17.30–19.00 |
18.30–19.30 |
19.30–20.30 |
20.00–21.00 |
12. |
Ужин, свободное время |
19.00–20.00 |
19.30–20.30 |
20.30–21.00 |
21.00–21.30 |
13. |
Вечерний туалет |
20.00–20.30 |
20.30–21.00 |
21.00–22.00 |
21.30–22.00 |
14. |
Сон |
20.30–7.00 |
21.00–7.00 |
22.00–7.00 |
22.00–7.00 |
Так как многие школы стараются по возможности перейти на обучение всех классов в первую смену, данная структура режима дня для школьников обучающихся в первую смену.
Для обучающихся во вторую смену первые 3 пункта должны остаться без изменения, а остальные корректируются в зависимости от начала занятий в школе. Пункты режима дня в вечернее время (п.11–п.14) желательно так же оставить без изменения.
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование учащихся и анализ полученных данных
Для анализа отношения школьников к соблюдению режима дня нами была разработана анкета и опрошены учащиеся нашей школы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14».
Пример анкеты представлен в приложении 1.
По результатам анкетирования было выявлено, что лишь в семьях 61 % опрошенных школьников составляется распорядок дня. Из них, только в 30 % соблюдается выполнение пунктов распорядка дня регулярно, 61 % следует им иногда. В большинстве случаев, в семьях школьников младшего звена за соблюдением режима дня следят родители (рис. 2).
В старшем звене конечно большая часть школьников контролируют себя сами, так как начинают понимать важность соблюдения режима дня. Соблюдение режима дня способствует тому, что дети просыпаются в хорошем настроении, выспавшись, что способствует положительному настрою на весь день и помогает справиться с школьными нагрузками (рис. 3, 4).
Рис. 2. Контроль за соблюдением режима дня
Рис. 3. Время засыпания и состояние после сна
Рис. 4. Степень усталости от школьных занятий и время их выполнения
Повышению степени адаптации к нагрузкам способствуют:
• перемена вида деятельности,
• физическая активность,
• регулярные прогулки на свежем воздухе (рис. 5).
Рис. 5. Смена видов деятельности
Большинство опрошенных (83 %) считают, что соблюдение режима дня очень важно, так как способствует повышению работоспособности, степени усваивания информации и улучшению физического и психического здоровья школьника.
2.2. Выводы и рекомендации по итогам проведённого исследования
По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся знакомы с понятием режима дня и 83 % считают важным его соблюдение но лишь 30 % удаётся это сделать.
Режим позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.
Подведя итоги анкетирования для учащихся младших классов рекомендуется:
• просыпаться рано (7.00 первая смена – 9.00 вторая смена);
• соблюдать оптимальный двигательный режим (утром зарядка, в течение
• дня ежедневные прогулки общей продолжительностью 2,5 – 3,5 часа);
• завтрак обязательно должен быть горячим и плотным (каши, творог),
• обед в 13 – 14 часов, ужин – не позднее 19.30, должен быть легче завтрака.
• вернувшись из школы, обязательный отдых 1–1,5 часа;
• при выполнении уроков необходимо делать перерывы через каждые 25–30 минут, для восстановления работоспособности, желательно с физ. минуткой;
• 1,5 – 2 часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телепередач);
• продолжительность сна должна быть не менее 9–10,5 часов.
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Если у ребёнка отмечается раздражительность, беспокойство, плохой аппетит, нарушение сна, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Примерный режим дня для школьников разных классов представлен в приложении 2.
Заключение
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня. Ответственность за своё здоровье в отношении школьников младшего звена должны воспитывать родители, показывая собственным примером стремление к здоровому образу жизни, одним из элементов которого является соблюдение режима дня. Для школьников старшего возраста культура здорового образа жизни должна стать стилем жизни. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха.
Приложение 1
Пример анкеты
Анкета для учащихся
Составляется ли в Вашей семье распорядок дня?
• да
• нет
Соблюдают ли в Вашей семье пункты распорядка дня?
• да
• нет
• иногда
Соблюдаете ли Вы режим дня?
• да
• нет
• иногда
Кто в Вашей семье контролирует соблюдение режима дня?
• мама
• папа
• я сам (сама)
• никто
В какое время Вы просыпаетесь?
• 7.00
• 8.00
• 9.00
• 10.00
В каком состоянии Вы просыпаетесь?
• в хорошем настроении
• выспавшись
• часто не высыпаюсь
• в плохом настроении
Делаете ли Вы утром зарядку?
• да
• нет
• иногда
Какие утренние процедуры Вы проводите?
• умывание
• чистка зубов
• душ
• (обтирание и др.)
Завтракаете ли Вы перед школой?
• да
• нет
• иногда
Устаёте ли Вы в школе на уроках?
• да
• нет
Сколько времени занимает прогулка на свежем воздухе?
• менее 30 минут
• 30 минут
• 1 час
• более 1 часа
Какие кружки Вы посещаете?
• танцы
• плавание
• спортивные секции
• муз. школа
• школа ин. языков
• ________________
Много ли времени уходит на выполнение домашних заданий?
• менее 30 минут
• 30 минут
• 1 час
• более 1 часа
Делаете ли Вы перерывы при выполнении домашнего задания?
• да
• нет
15. Отводится ли время на вечерний отдых?
• да
• нет
В какое время Вы ужинаете?
• 17.00
• 18.00
• 19.00
• 20.00
• 21.00
• 22.00
Как Вы проводите время перед сном?
• читаю
• смотрю телевизор
• ___________________
• играю
• общаюсь с семьёй
Как проходит подготовка ко сну?
• подготовка одежды в школу
• планирование следующего дня
• гигиенические процедуры
• анализ прошедшего дня
• _______________________________________________________________
19. В какое время Вы ложитесь спать?
• 22.00
• 24.00
• 23.00
• 01.00
Сколько времени проводите за просмотром телевизора, работой за компьютером?
• 30 минут
• 1 -1,5 часа
• 1,5 -2 часа
• более 2 часов
Как часто Вы планируете свой день?
• каждый день
• не планирую
• иногда
• ___________________
Считаете ли Вы важным соблюдение режима дня?
• да
• нет
Ваш возраст: ______________________
Приложение 2
Образец памятки ученику
Режим дня школьника начальной школы 1–4 класса
Библиографическая ссылка
Лячина А.В. РЕЖИМ ДНЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ // Старт в науке. – 2019. – № 1-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1378 (дата обращения: 21.12.2024).