Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – УЧИТЬ ДЕТЕЙ

Чеснова Д.А. 1
1 с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области, ГБОУ «СОШ №1», 11 класс
Чеснова Н.А. (с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области, ГБОУ «СОШ №1»)
1. Миронов Ю.Ф. Пишем родословную книгу // Всемирное слово. – 2005.
2. Воспоминания родных и близких.
3. Фото и документы из семейного архива.
4. http://40418–s-008.edusite.ru.
5. http://www.russian-family.ru.
6. http://samsud.ru.

Родословная семьи интересует учёных разных специальностей: этнографов, демографов, экономистов, генетиков, философов, историков, социологов, но прежде всего она интересна каждому человеку, как члену своего рода.

Изучать историю своего рода всегда очень увлекательно, потому что, в жизни почти не встречается таких людей, которые не интересовались бы своими предками.

Пока живы наши бабушки и дедушки мы должны заинтересоваться вопросом, откуда идут корни нашего рода, иначе уже будет поздно и некому будет задать возникшие вопросы. Наши бабушки и дедушки очень любят вспоминать свою молодость, свои детские годы, а это ведь и есть страницы истории семьи.

Наша работа представляет интерес для людей, изучающих историю своей семьи. Выбранная тема актуальна потому, что семья, род, любовь к ближнему, долг, достоинство, служение Родине – это самые значимые и важные ценности, то, без чего мы не можем жить.

Свою работу я хочу посвятить учительской династии.

Учителя – это люди, для которых профессия становится судьбой и передается из поколения в поколение, как эстафета добра, человечности и искренности.

Быть учителем – значит нести свет знания, дарить душу и сердце детям.

Наши первые исследования были посвящены родословной. Составляя ее, мы узнали, что в нашем роду много учителей.

Учительская династия – это особый образ жизни.

Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена.

С чего начинаются учительские династии? С любви к профессии, к детям и умения эту любовь передать по наследству.

Актуальность – естественный интерес к собственным корням, к истории своей семьи.

Объект работы – жизнь и деятельность членов нашей семьи, поскольку многие являются педагогами и членами педагогической династии.

Предмет исследования – учительская династия нашего рода.

Целью работы является изучение учительской династии нашей семьи.

Задачи исследования:

1. Ознакомиться с литературой по родословию.

2. Опросить родственников и записать результаты опроса.

3. Собрать и отсканировать все документы из архива семьи.

4. Оцифровать и обработать фотографии из семейных альбомов.

5. Составить таблицу общего педагогического стажа династии.

6. Записать весь материал на CD-диск.

7. Передать собранный материал в школьный музей ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье и в МКОУ «Мармыжовская основная общеобразовательная школа» с. Мармыжи Мещовского района Калужской области

Гипотеза нашего исследования: традиции учительства передаются из поколения в поколение в нашем семейном роду.

Практическая значимость заключается в том, что наша работа может быть использована в работе музея школы, для опубликования материалов в СМИ, на уроках, конференциях.

Методы исследования:

– поиск и анализ информации;

– интервьюирование;

– описательный;

– компьютерные технологии.

Планируемый результат:

– собран материал о жизни и деятельности педагогической династии нашей семьи,

– размещён собранный материал в школьном музее.

– отправлен материал в школу с. Мармыжи Мещовского района Калужской области

Для написания работы мы проанализировали документы, фотографии из семейного архива. Ценнейшим источником для написания работы послужили записи моего прадедушки Мелюшкина Алексея Дмитриевича (Приложение 17) и его воспоминания. Собранные данные были систематизированы и обобщены.

Важным итогом является подсчет общего педагогического стажа семьи.

Есть профессии, которые люди выбирают для себя, а есть профессии, которые выбирают людей. И тогда мы произносим доброе старое слово «призвание».

В начале своей работы, мы отметили, что в своих первых исследованиях, изучая родословную, заметили, что в нашем роду много учителей: со стороны бабушки Степановой (Мелюшкиной) Валентины Алексеевны и один со стороны дедушки Степанова Александра Григорьевича.

Начало профессии положил мой прапрадедушка Мелюшкин Дмитрий Михайлович. К сожалению, моя бабушка родилась уже после его смерти. И знает о нем только из рассказов своего отца (моего прадедушки). Нам хотелось узнать – есть ли какая-нибудь информация о нем в интернете. К нашей радости мы обнаружили сайт одной маленькой школы в Калужской области . На сайте есть немного информации о нем. Мы отправили письмо директору школы. Там помнят и знают прапрадеда. Но коллективу школы хотелось бы узнать больше о наших родственниках. Я опросила мою бабушку. Изучила автобиографию прадеда. Моя двоюродная бабушка из Москвы прислала фото прапрадеда.

Мелюшкин Дмитрий Михайлович родился в1862 году в с. Мармыжи Калужской области (Приложение 1). До 1905 года был учителем в своем селе. С 1905 по 1917 был священником в храме Георгия Победоносца. В 1929 году на свои собственные средства построил школу. Здание школы кирпичное. Кирпич был не привозным, а обжигался и выделывался недалеко от села Мармыжи, в так называемом Чулковом саду. Сначала школа была начальной, четырёхлетней. Она была рассчитана на 160 человек. В 40–50 годы школу посещали 100 человек из 6 деревень: Мармыжи, Юрасово, Хордово, Ломакино, Барановка, Рудаково. Сейчас некоторых из них нет на карте. Школа сохранилась до наших дней. И там до сих пор учатся ребята.

Первым директором был сын священника – Мелюшкин Алексей Дмитриевич (мой прадедушка).

Мой прадедушка Мелюшкин Алексей Дмитриевич родился в 1895 году . Детство, отрочество, юность и половину своего рабочего стажа он провел в с. Мармыжи Мещовского района Калужской области.

1 сентября 1919 года начал работать учителем и заведующим школой в Калужской губернии. В 1921 году на уездном съезде работников просвещения был избран председателем уездного правления союза работников просвещения. В 1923 году был назначен председателем чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности. В 1925 году Алексей Дмитриевич был переведен опять учителем, а в1929 и директором школы. Ещё прадедушка организовал на селе вечернюю школу для обучения неграмотного или малограмотного населения. В 1937 он закончил Новозыбковский учительский институт в Смоленской области

С 1 января 1941 года преподавал русский язык и литературу. В июне 1941 года Алексей Дмитриевич ушел на фронт. Он был командиром взвода, сапером. Под Москвой был ранен и контужен. Потерял слух, осколками был ранен в позвоночник. После лечения в г. Горьком был направлен в г. Ставрополь Куйбышевской области, освобожден от воинской обязанности. Работал директором детского дома в г. Ставрополь. По состоянию здоровья в 1945 году уехал в с. Н-Васильевка. Там он был назначен директором школы и учителем начальных классов.

В том же году к нему приехала из эвакуации жена с двумя детьми, тоже учительница, уроженка с. Овсорок Брянской области.

Из воспоминаний дочери Алексея Дмитриевича (моей бабушки) Валентины Алексеевны Степановой:

– Что я могу сказать о своем отце? В детстве, безусловно, он был для меня богом. Честный, добрый, справедливый. Он прожил трудную, но яркую жизнь. Жизнь школы во время директорствования отца жила удивительной жизнью. Он сразу взял на себя полную ответственность и за образование, и за воспитание детей. Он прикладывал все усилия к тому, чтобы дети получили максимально качественные знания. В то время в селе было много бедных многодетных семей, а многие дети хотели учиться. И когда из– за отсутствия обуви и одежды ученики не могли посещать в школу, отец ходил по домам и занимался с ними. Мой отец был очень требовательным к ученикам, он стремился, как можно больше дать знаний детям. И нам, своим детям, не делал никаких поблажек. Увидит, что весь вечер пробегали на улице, не сделали уроки. Обязательно спросит на следующий день. И было очень стыдно, когда получали «2».

Я в детстве часто видела, как до начала занятий ранним утром при свете керосиновой лампы, он, обложившись книгами, выписывал нужные материалы для уроков. Могу с уверенностью сказать, что он был учитель учителей, душа коллектива, большой друг детей. Уже взрослыми людьми к нам приезжали его бывшие ученики. И я видела, с каким чувством благодарности они относились к нему.

Моя прабабушка Садовникова Анна Ивановна родилась в далеком 1902 году в крестьянской семье. После окончания педагогического техникума в 1921 году работала учителем начальных классов.

С первых шагов на педагогическом поприще её отличали целеустремлённость, чувство высокой ответственности за порученное дело, настойчивость в достижении поставленных задач.

Мечта о высшем образовании не покидала прабабушку, и она поступила в Заочный Педагогический Институт при Ленинградском Государственном Университете. После окончания Анна Ивановна была назначена преподавателем русского языка и литературы. А жизнь сельского учителя в то время была очень тяжёлой. Зарплата маленькая, своего хозяйства не было. Жили они с прадедушкой при школе во флигеле. Ни о каких магазинах и рынках в то время в деревне и не слышали. Всё приходилось покупать у односельчан втридорога. Но все эти бытовые проблемы не заслоняли главного, ради чего они работали в школе. Своими руками создавала уютную атмосферу во всем здании школы. Здесь она и учила, и топила печь, чтобы детям было тепло, и готовила обеды для них. Сама была и поваром, и учителем, и хранителем очага школьной жизни! Все сделано ее руками с душой и любовью! Она проработала педагогом 37 лет. И была всю жизнь рада, что посвятила себя – детям! Это был очень веселый, жизнерадостный человек, любящий детей, отдающий им всю свою душу. Она очень хорошо пела, всегда выступала на всех концертах. И своим ученикам передала любовь к знаниям. Прабабушка в школе давала прекрасные открытые уроки, делилась своим мастерством с другими учителями. И уже, будучи на заслуженном отдыхе, скучала по школе, ученикам, которые никогда её не забывали: навещали, справлялись о ее здоровье, поздравляли с праздниками, писали письма. Анна Ивановна была награждена медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100–летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина

Из воспоминаний дочери Анны Ивановны (моей бабушки) Валентины Алексеевны Степановой:

– Большой стол. Посередине керосиновая лампа. За столом я и брат Олег, учим уроки и мама с огромной стопкой тетрадей. Днем до прихода родителей нам «некогда» было учить уроки, потому что мы играли на улице.

Иногда даже нам – детям перепадала мамина стопка. Нам нравилось проверять тетради, ставить «5» или даже «2».

Какая была мама как учительница? Строгая, требовательная. Требовательная, в первую очередь, к себе. Одевалась очень строго. И мы, ее дети, ходили на занятия только в школьной форме, хотя в ту послевоенную пору это было совсем не обязательно. Приходила мама домой поздно. Очень много занималась после уроков с отстающими ребятами, даже приглашала их домой.

Последним местом работы моих прадедушки и прабабушки стала школа в

с. Ключи Исаклинского района Куйбышевской области.

Одна прадедушкина и три прабабушкиных сестры тоже учительствовали. Но, к сожалению, про них мне известно не очень много. Информацию я нашла только в автобиографии прадеда и помогли очень воспоминания моей бабушки.

Мой дедушка Степанов Александр Григорьевич родился в 1936 году. Рано умер его отец. Тяжело жилось им с моей прабабушкой в военные годы. Но они справились со всеми трудностями. Дедушка окончил школу после войны. Учился он хорошо. После школы поступил в сельскохозяйственный институт. Работал 2 секретарем РК ВЛКСМ. В школе не хватало учителей, и его направили работать учителем основ с/х обучения и биологии. Конечно, было сначала трудновато, не было у него и в мыслях, что он будет работать в школе, да еще и не один год. Дедушка до сих пор вспоминает это время. Всего 5 лет был он учителем, но его наградили грамотой. Дедушке нравилось работать с детьми, проводить опыты на школьном участке. И он расстроился, когда его направили на другую работу.

Мой двоюродный дедушка Мелюшкин Олег Алексеевич родился в 1936 году. После окончания средней школы поступил в сельскохозяйственный институт. Но, наверное, потому, что родился в семье учителей, судьба привела его в школу. Он был мастером производственного обучения. Учитель он был строгий, попробуй, приди без фартука и нарукавников, не допустит к работе! Он даже учил ребят ездить на тракторах! В те годы ученические бригады играли важную роль в воспитании подрастающего поколения. Олег Алексеевич организовал первые трудовые звенья. Вместе с ребятами он работал на полях района. Они работали наравне с взрослыми. Собирали зерна не меньше, а иногда даже больше. Подводились итоги соревнований между звеньями. Выпускались боевые листки, молнии, где отражалась жизнь членов ученической бригады.

Лучших участников награждали ежегодной экскурсией по разным городам. Они были в Брестской крепости, в Москве, в Волгограде, Санкт-Петербурге и многих других городах. Эти экскурсии были лучшей наградой.

К сожалению, дедушка давно умер. Но он в памяти его благодарных учеников.

Из воспоминаний Евгения Павловича Цирулёва, руководителя КФХ Цирулёва Е.П.:

– У нас был учитель Олег Алексеевич Мелюшкин. Он преподавал нам дисциплину «Тракторы». Именно он объяснил нам, что такое работа механизатора. Вообще, если посмотреть со стороны, то, на первый взгляд, сельское хозяйство – это пыль, грязь, но мы этого не гнушались. За этой пылью и грязью он смог показать нам красоту земли, показать значимость профессии механизатора. Он показал, что если человек знает свое дело, если он мастер, то он сможет работать везде и при любых условиях. А еще он очень хорошо пел. Помню, август, тишина на поле, влажность высокая, а потому слышимость хорошая. Он встает на кабину и… начинает петь песни из Лещенко. Так хорошо, аж до мурашек! Он, безусловно, сыграл в моей судьбе очень важную роль.

Чеснова Наталья Александровна – моя мама.

Мой прадедушка очень хотел, чтобы его дочь (моя бабушка) стала учителем иностранного языка. Но так получилось, что только моя мама выполнила пожелание дедушки. После окончания Казанского педагогического института она пришла работать в школу, в которой училась. И вот 25 лет она – учитель английского языка. Мама никогда не пожалела, что выбрала именно эту профессию. Ей нравится каждый день заходить в класс, учить детей. Её ученики успешно принимают участие в конференциях и олимпиадах различного уровня. Мама ещё и классный руководитель. У неё уже было три выпуска. Дети уходят со школы. Но они продолжают звонить, приходить к маме. Сообщают о своих удачах и проблемах. Именно это, считает мама, наполняет светом благодарности нелёгкую профессию учителя.

История одной семьи, одной династии. Общий педагогический стаж нашей семьи составляет 263 года! Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: традиции учительства в нашем роду действительно крепки.

У всех учителей нашего рода была и есть одна общая цель: правильно воспитать детей, дать им крепкие знания и вырастить достойных людей. Работая над данным проектом, я поняла, что учитель – это не только специальность, работа, призвание. Бывает так, что профессия учитель – это нить, связывающая целые поколения одной семьи. Из поколения в поколение члены нашей семьи как эстафету передают гордое знамя учительской профессии. Они преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая требовательность к себе и желание отдавать сердце детям.

Свою работу я посвящаю своим бабушкам, дедушкам, маме – всем педагогам нашей семьи.

Все, что я узнала, делая эту работу, я сохраню в памяти и буду рассказывать о своей родословной своим детям, внукам и правнукам. С удовольствием перешлю материалы в школу с. Мармыжи. Моя мечта – посетить эту школу и установить мемориальную доску в честь моих прапрадедушки и прадедушки – основателях школы.


Библиографическая ссылка

Чеснова Д.А. ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – УЧИТЬ ДЕТЕЙ // Старт в науке. – 2019. – № 1-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1353 (дата обращения: 26.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674