Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте VI Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/6/2/36367.
Когда путешествуешь, существует множество способов добраться до задуманного места. Чтобы процесс ориентирования был точным и безопасным, путешественнику помогает GPS – навигатор. Сегодня такой гаджет, как GPS-навигатор в смартфоне или планшете является необходимым и обязательным элементом. Мне стало интересно: «Как люди раньше путешествовали без навигаторов, переводчиков, интернета и поисковой системы?»
Актуальность проекта. С появлением Географических Информационных Систем (ГИС) значение карт не уменьшилось, а лишь немного изменилось. Карты стали электронными, а зачастую GPS приемники используются как удобное дополнение к обычной «бумажной» карте.
Географическая карта – одно из величайших творений человеческой мысли. Она появилась на заре цивилизации и много веков служит людям для познания и преобразования окружающего мира. Ни одна работа, связанная с изучением территорий, не обходится без карты. Без нее не отправится в путь ни один путешественник, ни одна экспедиция. Не имея карты, невозможно строить города и поселки, заводы и гидроэлектростанции, автострады и железные дороги, прокладывать каналы и линии электропередач, нефте – и газопроводы. Инженер и исследователь, летчик и строитель, геолог и агроном, офицер и синоптик, ученый и государственный деятель – все обращаются к карте и находят в ней ответы на свои вопросы. По картам можно изучать отдельные кварталы городов и Землю в целом, перелеты птиц и транспортные потоки, дно океана и атмосферу, строение толщ земной коры и ледниковые покровы, размещение населения, промышленного и сельского хозяйства в настоящем и будущем.
Карта является одним из важнейших источников знаний. Она используется при изучении многих дисциплин и особенно географии. Карта – это, по выражению известного ученого-географа Н. Н. Баранского, особый второй язык географии, язык, без которого география не может обойтись.
Карта рассказывает о незнакомой местности и создает ее зримый образ при помощи рисунка, состоящего из знаков и линий, цветов красок, шрифтов надписей.
Изучение истории картографии позволяет понять её современное положение и задачи, яснее видеть перспективы её последующего развития. Изложение истории картографии строится в соответствии с общей исторической периодизацией, поскольку развитие картографии всегда определялась потребностями жизни, запросами производства, сильно изменявшимися в условиях различных общественно-экономических формаций.
Мы поставили цель: всесторонне изучить становление русской картографии.
Задачи:
1. Ознакомиться с зарождением русской картографии.
2. Исследовать русскую картография в XVIII веке.
3. Ознакомиться с деятельностью М.В. Ломоносова в географическом департаменте Академии Наук.
4. Исследовать виды и задачи картографии России в настоящее время.
5. Провести анализ Генеральной карты Российской империи как художественного произведения
6. Выявить знания школьников о картах.
7. Сделать карту – пазл из Атласа Российской Империи 1745 года.
8. Провести классный час на тему «Собрание карт XVIII в. – национальное достояние нашей страны».
Объект исследования: исторические карты.
Предмет исследования: развитие русской картографии.
Мы выдвинули гипотезу, что если изучить развитие русской картографии и сделать карту – пазл из Атласа Российской Империи 1745 года, то это поможет повысить интерес моих сверстников к изучению географии и истории.
Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.
Практическая значимость определена возможностью использования результатов и выводов при подготовке к классному часу, на уроках географии, истории. Созданная карта из Атласа Российской Империи 1745 года позволяет в игровой форме детально изучить территорию страны в это историческое время.
Методы исследования:
1. Изучение литературы и Интернет источников;
2. Опрос;
3. Качественный и количественный анализ полученных данных.
Базу исследований составили учащиеся МБОУ «СОШ №7» г. Туймазы.
1. Исторические этапы развития картографии в России
Географическая карта – одно из величайших творений человеческой мысли.
А.М. Куприн
Карты допускают единовременный обзор пространства в любых пределах – от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом. Они создают зрительный обзор формы, величины и взаимного положения объектов, позволяют находить их пространственные размеры: координаты, длины, площади, высоты и объемы. Карты содержат необходимые количественные и качественные характеристики этих объектов и, наконец, показывают существующие между ними связи: пространственные и некоторые другие. Эти свойства объясняют значение и ценность карт для практики.
Карты служат надежным путеводителем на суше и в океане, при движении войск и в туристических походах, для полета на воздушном корабле и для пешеходного маршрута.
Известный русский историк и географ В. Н. Татищев в своём «Предложении о сочинении истории и географии Российской», направленном в Академию наук, чётко определил взаимоотношение между этими двумя науками в следующих словах: «…летопись без землеописания (географии) совершенного удовольствия к знанию нам подать не могут».
1.1. Зарождение русской картографии. Большой чертеж. Труды С.У. Ремезова
Насколько обширны были географические знания в Киевской Руси, можно судить по дошедшим до нас многим историческим документам. Весьма ценным из них является русская летопись, приписываемая Нестору. Эта летопись, называемая ещё «Повестью временных лет» (около 1114–1116 гг.), считается первой отечественной историей и в то же время первой отечественной географией (Приложение 1).
Несторовская летопись обрывается 1114 годом. Однако после этого географические сведения на Руси не переставали увеличиваться. Об этом свидетельствуют появившиеся новые летописи, описывавшие разные края Русской земли (Приложение 2).
Таким образом, «не позже XII – XIII вв. огромный прибрежный участок севера Восточной Европы, начиная от западной окраины Кольского полуострова и до устья Оби включительно, был уже, по-видимому, хорошо известен русским людям» [8, с.18].
Долгое время территория Сибири была громадным белым пятном на географической карте. В 1499–1501 гг. в северо-западную Сибирь совершают поход московские воеводы, ярославские князья Семён Курбский и Пётр Ушатый. При этом они открыли самую высокую часть Уральского хребта. Для географических знаний особенно важным был тот факт, что они первые определили истинное направление Урала – с севера на юг.
«Открытие С. Курбским и П. Ушатым истинного направления Уральского хребта вскоре получило отражение на карте австрийского дипломата и путешественника Сигизмунда Герберштейна (1486–1566 гг.), составленной по русским источникам в первой четверти XVI в. На этой карте впервые нанесены горы, называемые «Земным Поясом», тянущиеся с севера на юг между Печорой и Обью»[2, с.146].
Таким образом, в последней четверти XV в. русские проникли на Иртыш, а на рубеже XV–XVI вв. сухим путём – в низовья Оби. С этого времени посещённые ими земли за Уральским хребтом стали относиться к Московским владениям.
Образование централизованного русского государства в конце XV века, таким образом, сопровождалось ликвидацией феодальной раздробленности отдельных земель и княжеств, быстрой централизацией управления и активизацией внешней политики. В таких условиях стала ощущаться необходимость в изучении страны и в её подробной карте. Изготовление карт (в допетровское время они назывались чертежами) поощрялось государством и осуществлялось силами служилых людей в результате непосредственного ознакомления с местностью. Русские карты XVI–XVII вв. являлись государственным достоянием и не служили предметом торговли и коммерческого интереса.
«Первые чертежи Московии были составлены в 1497 и 1523 гг. Эти материалы послужили источниками для разработки и публикации за рубежом ряда карт Российского государства, в частности, карты литовского географа Антония Вида (1542 г.) с надписями на русском и латинском языках» [1, с.248].
Карты XVI–XVII вв. не имели градусной сетки, их составление не сопровождалось съёмкой местности при помощи специальных инструментов, поэтому для них принято употреблять термин «чертежи», в противоположность картам XVIII в., основанным уже на другой картографической технике.
Около 1600 г. в Разрядном приказе (который ведал военными силами государства) была изготовлена карта всей территории страны – «Большой чертёж всему Московскому государству по все соседние государства». К его второй редакции (1627 г.) была написана «Книга Большому чертежу» – обновленное географическое описание государства, сохранившееся в нескольких копиях (Приложение 3).
В XVII в. присоединение Сибири и её хозяйственное освоение сопровождались выдающимися географическими открытиями. Сибирские первооткрыватели – служилые люди и казаки – не являлись картографами, но им неизменно поручалось составлять «росписи» и чертежи новооткрытых или посещённых земель. Эти документы собирались в воеводских канцеляриях, где нередко сводились вместе в карты отдельных областей, уездов и даже карты всей Сибири. Необходимость в сводных картах всей Сибири была настолько велика, что их составление предписывалось специальными правительственными указами.
Первой дошедшей до наших дней картой Сибири считается Общий чертёж Сибири Петра Годунова, отпечатанный в Тобольске в 1667 г. (Приложение 4).
Особого внимания заслуживают труды тобольского уроженца Семёна Ульяновича Ремезова (1642 – после 1720 гг.). Его чертежи по годам относятся к Петровскому времени, но по своему характеру подводят итог самобытному развитию русской картографии XVI–XVII веков. «Чертёжная книга Сибири» С.У. Ремезова – вершина, итог русской картографии XVII века (Приложение 5).
Русские карты XVI и XVII веков являлись государственным достоянием и не служили, как это было на западе, предметом торговли и коммерческого интереса.
1.2. Русская картография в XVIII веке. Государственные съёмки России
С начала XVIII века отечественная картография получает новое направление, развивающееся на научной основе.
Этому способствовала преобразовательная деятельность Петра I, направленная на укрепление экономической и политической мощи страны. Преобразования во всех областях хозяйственной и культурной жизни страны требовали всестороннего изучения её территории и создания точных географических карт. Для подготовки специалистов в области геодезии, картографии, морского дела заграницу посылались офицеры, которым впоследствии в России было поручено выполнение съёмок русских земель и гидрографических работ на морях. Результатом этих работ должно было стать создание генеральной карты страны (Приложение 6).
Всеми составленными картами и продолжающимися астрономическими, топографическими и картографическими работами ведал Сенат, а возглавлял эту деятельность при Сенате его обер-секретарь Иван Кириллович Кирилов (1695–1737 гг.) – крупный государственный деятель, выдающийся русский картограф и географ XVIII в.
Свои картографические работы, начатые ещё при Петре I, И.К. Кирилов полагал завершить изданием «Атласа Всероссийской империи» в трёх томах, по 120 листов каждый. Ранняя смерть не позволила И.К. Кирилову завершить работу над атласом, он успел напечатать и подготовить к печати 37 карт (Приложение 7).
1.3. Географический департамент Академии Наук и деятельность М.В. Ломоносова
В эпоху Екатерины II картография продолжала развиваться быстрыми темпами. Особенно много в этом отношении было сделано гениальным русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711–1765 гг.), с 1757 по 1765 гг. находившимся во главе Географического департамента. В XVIII в. Географический департамент являлся основным картографическим учреждением страны, которое было организующим центром и вело систематическую работу по составлению географических карт России.
В 1759 г. М.В. Ломоносов обратился в Сенат с просьбой предоставить сведения об экономическом значении каждого поселения. «Таким образом, М.В. Ломоносов стремился к научно обоснованному отбору содержания составляемых карт. Экспедиции доставили обширный материал, на основе которого Географический департамент составил и выпустил в свет свыше 30 карт отдельных губерний и провинций, очень подробных и совершенных по исполнению. Всего Географический департамент изготовил свыше 250 карт и планов. Для своего времени это количество было велико» [2, с. 360] (Приложение 8).
1.4. Картография в современном мире. Классификация карт
С 1920 года начали применять аэрофотосъёмку, что позволило создать карты на огромные территории и к 1954 году завершить картографирование России.
В 1977 году в России была создана уникальная карта мира в масштабе 1×2500000. Такого глобального портрета нашей планеты до тех пор не было. На ней изображена вся поверхность Земли, и показан рельеф морского дна.
Последние десятилетия ознаменовались бумом в области применения карт и это связано с возникновением Географических Информационных Систем (ГИС). Это современные компьютерные технологии позволяющие редактировать карты в цифровом формате. Карты, созданные таким образом можно назвать картами нового поколения.
«Перспективы развития картографии определяются непрерывным и быстрым ростом потребления карт и других картографических произведений»[8]. (Приложение).
Задачи развития отечественной картографии можно изложить следующим образом:
• непрерывное и постоянное обеспечение новыми, точными современными картографическими материалами народного хозяйства, научно-исследовательской деятельности, культуры;
• обновление устаревших карт на регионы с интенсивными изменениями действительности;
• создание новых тематических и специальных карт, развитие комплексного картографического метода исследований, тематического картографирования, связанных с освоением космоса, Мирового океана, с картографированием других планет;
• использование достижений смежных географических наук, математической статистики, автоматизированных систем информации и вычислительной техники;
• использование первоклассной картографической и полиграфической техники и технологии в издании карт;
• разработка новых видов накопления и хранения информативных данных.
Классификация карт
Карта – это уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости с использованием условных знаков.
Географические карты классифицируют
• по масштабу (крупномасштабные от 1:10000 до 1:20000; среднемасштабные от 1:200000 до 1: 1000000; мелкомастабные мельче 1: 1000000);
• по назначению (научно-справочные – предназначены для выполнения научных исследований и получения максимально полной информации; культурно-образовательные – предназначены для популяризации знаний, идей; учебные – используются в качестве наглядных пособий для изучения географии, истории, геологии и других дисциплин; технические – отображают объекты и условия, необходимые для решения каких-либо технических заданий; туристские и др.);
• по территориальному охвату (карты мира; карты материков; карты стран и регионов);
• по содержанию (общегеографические, тематические).
По содержанию карты бывают самые разнообразные. На общегеографических показывают все основные объекты местности как естественные (рельеф, воды, растительность), так и созданные человеком (населенные пункты, дороги). Но на одной карте невозможно отразить все явления природы и результаты деятельности человека. Поэтому на одну и ту же территорию имеется большое количество различных карт, которые получили названия тематических.
Так их называют потому, что на них отображают определенные сведения, например, этапы развития человеческого общества, данные, характеризующие население и населенность, экономику и сельское хозяйство, растительность и животный мир, исторические события. Историческая карта отображает какой – либо прошлый период (эпоху) развития человеческого общества, исторические явления и события на данной территории.
Мы рассмотрели основные виды карт, но в практической части работы хотели бы остановиться на исторических картах и выбрали Генеральную карту Российской империи.
Выводы
Изучив литературу и Интернет источники, мы ознакомились с развитием картографии нашей страны, ее видами и задачами. Мы поняли, что географическая карта не просто важнейший источник географических знаний, а особое средство информации, которое нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.
Человек создавал карты с древних времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши или морей.
История картографии – неотрывная часть истории цивилизации. Исторический прогресс в картографии охватывает этапы развития картографического инструментария, методов и технологий, идей и концепций, а также историю создания конкретных произведений: карт, атласов, глобусов.
Мы рассмотрели основные виды карт, но в практической части работы хотели бы остановиться на исторических картах и выбрали Генеральную карту Российской империи.
2. Погружение в картографию
Изучив разные источники по данной теме, мы наметили следующие этапы исследования:
Провести анализ Генеральной карты Российской империи как художественного произведения;
Провести опрос школьников «А знаете ли Вы…?»;
Сделать карту из Атласа Российской Империи 1745 года;
Провести классный час на тему «Собрание карт XVIII в. – национальное достояние нашей страны».
2.1. Анализ Генеральной карты Российской империи как художественного произведения
Рукописные и печатные карты с XVI до XXI века – старинные и современные атласы, генеральные карты Российского государства и карты губерний, навигационные карты, карты экспедиций, учебные иллюстрированные карты из фондов Российской государственной библиотеки показывают не только утилитарную функцию карты, а её красоту. Карты как арт-объект, карты как предмет искусства: рукописные, гравированные, раскрашенные вручную, населённые неведомыми животными, украшенные аллегорическими картушами, они заслуживают самого пристального внимания.
Рассмотрим Генеральную карту Российской империи 1745 года. Масштаб приблизительно 200 верст в дюйме, то есть около 1: 8 400 000 – 84 км в 1 см. Заглавие карты в художественном картуше с изображениями двуглавого орла, под ним – герб Москвы, а также гербы шестнадцати губерний.
На переднем плане – гербы Новгородской и Киевской губерний.
Примечателен рисунок, помещенный на карте. Он в определенном смысле является продолжением картографического изображения и художественными средствами характеризует прибрежную акваторию Северного Ледовитого океана. В рисунке отражены и природные особенности – ледяные торосы, белый медведь, полярные птицы, а также сцены охоты на морского зверя. Присутствие кораблей под российскими флагами подчеркивает приоритет России в исследовании и картографировании северо-восточной Азии, чему были посвящены многочисленные экспедиции 1730–1740-х гг. Основным содержанием карты является политико-административное устройство Российской империи. Внешние границы показаны на основании различных мирных договоров. Включение в пределы государства «Степей казачьей орды» основано на неоднократных переговорах об их вступлении в русское подданство в 1730–е гг. Однако эти договоренности часто нарушались, и более четкое разграничение земель в этом регионе было принято значительно позднее.
Внутренние границы показаны в соответствии с Указом Петра об административном делении Российской империи 1708 г. К 1745 году фактическое административное устройство выглядело так: общее число губерний –16, общее число провинций – 45, общее число уездов – 166, столица – Санкт-Петербург.
Однако на карте имеется ряд несоответствий с фактическим административным устройством. Например, отсутствует Нижний Новгород, являющийся центром губернии; Смоленская губерния названа провинцией; границы Астраханской губернии не соответствуют ситуации 1745 г. Следует отметить, что в атласе не всегда выдерживается строгость административной терминологии. Но, несмотря на отмеченные погрешности, Генеральная карта позволила получить представление обо всей территории огромной Российской империи и ее административном устройстве. Она явилась необходимым справочным картографическим источником «для всего света» и «всенародного употребления» (Приложение 9).
2.2. Анализ результатов исследования (опрос «А знаете ли Вы карту?»)
Географическая карта и вообще знание географии нужны везде, интеллектуально развитым людям любых профессий. При наличии карты гораздо удобнее ориентироваться на местности. Нас заинтересовало мнение моих сверстников, знают ли они, что такое карта, как она появилась и менялась в России. Также нас заинтересовало, знают ли школьники, в каких сферах применяются карты.
Что же мы получили (Приложение): в опросе приняло участие 50 человек в возрасте от 11–12 лет.
100 % знают, что такое карта.
90 % правильно показали на карте границы нашей страны, 10 % – затруднились сделать это.
На вопрос «Как создаются карты?» мы получили такие ответы: при помощи фотосъемки со спутников– 92 %; затрудняюсь ответить – 8 %.
А на вопрос «Как создавались карты раньше?» мы получили такие ответы: рисовали карты вручную – 25 %; карты создавались во время проведения экспедиции – 5 %; при помощи аэрофотосъемки – 2 %; затрудняюсь ответить – 68 % (Приложение 10).
2.3. Создание карты – пазл из Атласа Российской Империи 1745 года
Обработав результаты опроса, мы решили сделать карту – пазл из «Атласа Российской империи 1745 года». Мы выбрали «Генеральную карту Российской империи», для того чтобы нагляднее и в игровой форме рассказать об уездах и губерниях Российской Империи XVIII в.
Памятка «Как самостоятельно сделать карту – пазл»
Пазл представляет собой игру-головоломку, в которой нужно составить мозаику из большого количества фрагментов рисунка разной формы. Делать такую головоломку – очень увлекательное занятие. Для изготовления вам понадобятся: ножницы, бумага, клей, линейка, карандаши, плотный картон.
1. Возьмите рисунок карты. Также не забудьте сделать ксерокопию – при составлении вы сможете ей пользоваться как подсказкой.
2. Наклейте картинку на плотный картон, после чего оставьте его до полного высыхания.
3. Переверните изображение лицевой стороной вниз.
4. Канцелярским ножом или ножницами вырежьте по линиям пазл.
5. Смешайте детали и наслаждайтесь их сборкой.
2.4. Классный час «Собрание карт XVIII в. – национальное достояние нашей страны»
Мы с куратором по научной работе Натальей Геннадьевной решили провести классный час, цель которого рассказать о русской картографии моим одноклассникам, тем самым пробудить интерес к картам, к их изучению.
Во время выступления мы продемонстрировали ребятам карту – пазл из Атласа Российской империи 1745года. В игровой форме изучили территориальные границы уездов и губерний Российской Империи XVIII в..
Также мои одноклассники узнали, что «Генеральная карта Российской империи» входит в Сборник «Карты Российской империи и ее частей XVIII века», который является документальным наследием, представленное Российской Федерацией и включенное в Регистр «Память мира» ЮНЕСКО в 1997 году.
Сборник «Карты Российской империи и ее частей XVIII века» является одним из самых значительных культурных событий в мире. Огромные географические исследования и картографические работы значительно расширили знания не только внутри страны, но и северного побережья Азии, Дальнего Востока и Тихого океана, которые привели к открытию Северной Америки. Второй сборник «Рукописные и печатные городские карты второй половины 18–го по начало XIX века» представляет большой интерес с точки зрения топонимических и экономических данных о Российской империи.
Собрание карт и атласов, находящихся в Российской государственной библиотеке, – крупнейшее в стране и одно из самых представительных в мире. Оно примечательно не только объемом фонда, но также внутренней целостностью и универсальностью.
Карты Российской империи XVIII века хранятся в отделе картографических изданий РГБ (Приложение 11).
Выводы
Проанализировав Генеральную карту Российской империи, мы пришли к выводу, что картография – это своего рода искусство, и картограф не может быть безразличен к художественному мастерству. Он должен ясно представлять себе возможности изобразительных средств, владеть ими, чтобы любая карта, созданная им, была красива, привлекала к себе внимание и лучше читалась. Многие картографы известны как большие мастера графики.
Таким образом, проведя опрос среди моих сверстников, мы выяснили, что все знают, что же такое карта. Нас очень порадовало, что 90 % правильно показали границы нашей страны на карте. Также немного, но все- же знают, как создаются карты в настоящее время. Только 8 % затруднились ответить.
А вот на вопрос «Как создавались карты раньше?» мы получили такие ответы: рисовали карты вручную – 25 %; карты создавались во время проведения экспедиции – 5 %; при помощи аэрофотосъемки – 2 %; затрудняюсь ответить – 68 %. Больше половины опрашиваемых, не знали.
Обработав результаты опроса, мы решили сделать карту – пазл из Атласа Российской империи 1745 года. Выбрали Генеральную карту страны, потому что она уникальна. Она имеет особое значение в истории отечественной картографии.
Появление «Атласа российского» в 1745 году было крупным событием в мировой географической науке. Достаточно сказать, что во второй половине XVIII века только одна Франция имела атлас, который мог бы сравниться с русским.
На классном часе «Собрание карт XVIII в. – национальное достояние нашей страны» мы рассказали о русской картографии моим одноклассникам. Им очень понравилось, они внимательно слушали. Во время выступления мы продемонстрировали ребятам карту – пазл из Атласа Российской Империи 1745 года. Она вообще вызвала бурю эмоций! Все хотели поучаствовать в игре «Найди свое место». Это, когда пазл в форме губернии, «ищет свое место» на карте. Вот так в игровой форме изучили территориальные границы уездов и губерний Российской Империи XVIII в..
Заключение
Карта важнее текста, так как говорит нередко гораздо ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста.
Семенов-Тянь-Шанский
В результате выполненной работы мы изучили литературу и Интернет источники, ознакомились с развитием картографии нашей страны, ее видами и задачами. Ведь человек создавал карты с древних времен, пытаясь наглядно представить взаимное расположение различных участков суши или морей.
История картографии – неотрывная часть истории цивилизации. Исторический прогресс в картографии охватывает этапы развития картографического инструментария, методов и технологий, идей и концепций, а также историю создания конкретных произведений: карт, атласов, глобусов.
Работая над этой темой, мы поняли, что вся многовековая история картографии как науки, технологии и производства свидетельствует, что она развивалась в соответствии с запросами общества. Это было связано с торговлей и мореплаванием, с задачами управления страной и ее хозяйством, развитием армии, с научными открытиями и путешествиями – одним словом, главным фактором прогресса картографии всегда была потребность общества в картах как средстве познания окружающего мира, управления им, фиксации, визуализации и передачи пространственной информации.
Мы осознали, что географическая карта не просто важнейший источник географических знаний, а особое средство информации, которое нельзя заменить ни текстом, ни живым словом.
Для истории картографии особую ценность представляют карты, географические труды и другие письменные источники – непосредственные свидетельства прошлого.
В настоящее время для создания карт используют аэро – и космические съемки и компьютерные технологии, а электронные модели глобусов значительно расширили их свойства, сняли многие ограничения, связанные с их изготовлением, расширили сферу применения.
Мы рассмотрели основные виды карт, но в практической части работы хотели бы остановиться на исторических картах и выбрали Генеральную карту Российской империи.
Проведя анализ Генеральной карты Российской империи, пришли к выводу, что данная карта показывает не только утилитарную функцию, но и представляет художественную ценность.
На следующем этапе нашего исследования мы провели опрос моих сверстников и выяснили, что 8 % затруднились ответить, как создаются карты сейчас. А 68 % не знают, как создавались карты раньше.
Поэтому мы сделали карту – пазл из Атласа Российской империи 1745 года. Выбрали «Генеральную карту Российской империи», для того чтобы нагляднее и в игровой форме рассказать как создавались карты уездов и губерний Российской Империи XVIII в.
На классном часе «Собрание карт XVIII в. – национальное достояние нашей страны» мы рассказали о русской картографии моим одноклассникам. Им очень понравилось, они внимательно слушали. Во время выступления мы продемонстрировали ребятам карту – пазл из Атласа Российской Империи 1745 года. Она вообще вызвала бурю эмоций! Все хотели поучаствовать в игре «Найди свое место». Это, когда пазл в виде, какой – нибудь губернии, «ищет свое место» на карте. Вот так в игровой форме изучили территориальные границы уездов и губерний Российской Империи XVIII в..
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, что если изучить развитие русской картографии и сделать карту из Атласа Российской Империи 1745 года, то это поможет повысить интерес моих сверстников к изучению географии и истории.
Тезаурус
Га?джет – небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека.
Геоде?зия – одна из наук о Земле, точная наука о фигуре, гравитационном поле, параметрах вращения Земли и их изменениях во времени. Тесно взаимодействует с астрометрией в области изучения прецессии, нутации, движения полюса и скорости вращения Земли.
Губе?рния – высшая единица административно-территориального деления и местного устройства в Российской империи XVIII – начала XX веков, в РСФСР и СССР до конца 1920-х, оформившаяся в XVIII веке при Петре I в процессе организации абсолютистского государства.
Департамент – отдел министерства, высшего государственного учреждения.
Карта – изображение модели земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде.
Картография – (от греч. χ?ρτης – бумага из папируса, и γρ?φειν – рисовать) – наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества.
Карту?ш – в архитектуре и декоративном искусстве – «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись.
Ле?топись (или летописа?ние) – исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.
Обер-секретарь – старший секретарь, заведующий канцелярией в синоде или сенате (в Российском государстве до 1917 г.).
Провинция при Петре I – была посредствующей единицей между губернией и уездом.
Уе?зд – низшая административная, судебная и финансовая единица в Российской Империи, а также в РСФСР в первые годы после Октябрьской революции (до советской административной реформы) и в некоторых других странах, образовавшихся после распада Российской империи.
ЮНЕСКО – аббревиатура, составленная из первых букв слов United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, что расшифровывается, как Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Приложение 1
Анализируя летопись Нестора, нетрудно заметить, что географический кругозор русских уже к X веку был весьма значительным. Мир, известный летописцу, может быть нанесен на современную географическую карту в следующих пределах: на севере границей его служит параллель от Уральского хребта к Невскому устью (≈ 60° с.ш.), побережье Балтийского моря, южное побережье Северного моря и Британии; на западе – океанические берега Европы и отчасти северо-западной Африки; на юге – крайние страны, известные летописи: в Африке – побережье Средиземного моря и нижнее течение Нила, в Азии – Аравия и Индия; на востоке – Каспийское море и Волга.
Библиографическая ссылка
Фазлиев М.Д. СЛОВО О КАРТЕ // Старт в науке. – 2019. – № 1-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1343 (дата обращения: 04.12.2024).