Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ В ПОВЕСТИ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ «БУДЕМ ДРУЗЬЯМИ»

Терегулова Р.Р. 1
1 МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы, Республика Башкортостан, 8 класс
Зайдуллина М.И. (Туймазы, Республика Башкортостан, МБОУ СОШ № 7)
1. Асфандияров А.З. Башкирская семья впрошлом (ХVШ? первая половина ХIХ в.).? Уфа, 1997.? С. 70.
2. Башкирское народное творчество. I том. Обычаи/ Составитили А. Сулейманов, Р.Султангареева.– Уфа: Китап, 1995. 560 с.
3. Баязитова Р.Р. Традиционный семейный этикет башкир.– Уфа: Издательство БГПУ, 2007.– 156 c.
4. Биишева З.А. Будем друзьями. Уфа: Китап, 2008.
5. Биишева Зайнаб. (Произведения II том. Роман, повести, рассказы. Уфа: книжнее издательство Баш?ортостан, 1981.
6. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир. XIX– ХХ вв.– М., 1991. ? С. 28.
7. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: этническая история итрадиционная культура.– Уфа: НИ Башкирская энциклопедия, 2002.– 247 с.
8. Гайнуллин М.Ф., Хусаинов Г.Б. Писатели Советской Башкирии. Биобиблиографический справочник/ Оформление А. Королевского.– Уфа: Башкирское книжное издательство, 1977.– 416 стр.
9. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкир.? Уфа: Китап, 1997.
10. Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа.? Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979.
11. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Ч.I. (родоплеменные организации башкир вXVII?XVIII вв.).? Уфа: Башкирское книжное издательство, 1957.? 184 с.
12. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения.? М.: Наука, 1974.? 571 с.
13. Назаров П. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение.? 1890.? № 1.? 1990. С. 70.
14. Никольский Д.П. Из поездки клесным башкирам // Землеведение.– 1895. Кн. 4.– С. 10.
15. Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое исанитарно-антропологическое исследование.? СПб., 1899.? С. 141.
16. Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки.? М.- Л.: Издательство академии наук СССР. 1955.? 394 с.
17. Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч. П. Быт башкир.? Л., 1925.? 330 с.
18. Флоринский В. Башкирия ибашкиры. Путевые заметки// Вестник Европы. Журнал истории, политики, литературы.? СПб., 1874.? Т
19. Энциклопедия Баш?ортостана. Уфа: «Энциклопедия Баш?ортостана» научно-издательский комплекс, 2013.
20. Башкортостан: Краткая энциклопедия.– Уфа: НИ Башкирская энциклопедия, 1996.– 672 с.

На протяжении многих лет политики и социологи говорят о неминуемой глобализации и единении культур и цивилизаций, государства земного шара по-прежнему сохраняют свою яркую индивидуальность, самобытность и исторический колорит. Обычаи народов мира – неотъемлемая часть этой индивидуальности, ведь в каждой стране люди смотрят на одни и те же явления сквозь призму собственной культуры.

Башкирский народ тоже соблюдает ряд традиций, которые обусловлены историей существования народа и мусульманскими обычаями. Их многообразие можно увидеть и в литературе башкирского народа. Писатели и поэты создают яркие художественные произведения, в которых находит отражение жизнь, быт, история башкирского народа, чудесная природа края, а так же народные обычаи башкир.

Одним из ярких представителей башкирских писателей является народный писатель Башкортостана Зайнаб Биишева, творчество которой стало подлинным достоянием народа. Талант Зайнаб Биишевой богат и многогранен: она является прозаиком, драматургом, журналистом, переводчиком и поэтом. Ее перу принадлежит несколько произведений для детей и юношества, в том числе и повесть «Будем друзьями», в котором отразились множества обычаев башкирского народа. Целью нашей научной работы является отражение народных обычаев в повести Зайнаб Биишевой «Будем друзьями». Актуальность изучения обычаев своего народа во многом обусловлена еще возросшим интересом в последнее время населения к национальной культуре своих предков.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи: 1) изучить народные обычаи башкир на основе опубликованных источников; 2) обзор произведений устного народного творчества, отражающих особенности обычаев башкир; 3) изучить жизненный и творческий путь народного писателя З.Биишевой; 4) изучить народные обычаи в произведении З.Биишевой «Будем друзьями»; 5) выпустить сборник с результатами исследования.

Обьект исследования: обычаи башкирского народа.

Предмет исследования: народные обычаи в произведении З.Биишевой «Будем друзьями»;

Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, литературы и приложения.

Теоретическая значимость работы – изучение и обобщение материала о национальных обычаях башкирского народа. Практическая значимость – материалы исследовательской работы могут быть использованы учениками и учителями для подготовки выступлений на классных часах, тематических мероприятиях. В процессе работы применили следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, опрос, интервьюирование и метод обобщения полученного материала.

Башкирские народные обычаи в литературе

Башкирские народные обычаи

Башкирские народные обычаи – закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми у башкир [20].

Истоки башкирских обычаев исходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо рационально вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали и нравственности, для этого были выработаны и развивались определенные социальные нормы поведения, которые плавно перешли к народным обычаям.

В древности обычаями и обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Среди традиционных обычаев башкир свадебные обычаи сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: украсть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьбе и, конечно, пир.

Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье. Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Мир в семье во многом зависел и от женщины. Девочек с детства воспитывали в скромности, терпеливости и кротости. Замужние должны были носить на голове платки, не разговаривать с чужими при муже, им нельзя было интересоваться, где был и что делал муж. Жены не должны были при чужих выказывать своё безразличие к мужу.

Большим грехом считалась измена жены мужу. В случае измены женщины – был возможен развод. Для мужчин такого запрета не было. Муж мог жениться и на другой женщине, предварительно спросив на это разрешение у первой жены. При смерти мужа, для сохранения честного имени вдовы, её выдавали за младшего брата умершего, племянника, сына брата. При смерти жены и уже уплаченном калыме, отец умершей должен быть отдать вдовцу замуж её сестру, если калым не уплачен, сестра отдавалась при уплате вдовцом уменьшенного калыма.

В семейных отношениях башкир действовали правила избегания, при которых женатые дети должны были избегать появления на виду у родителей в определенном месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывался оплачен или нет калым.

Существовал целый цикл обычаев, связанных с рождением ребёнка: укладывание в колыбель, наречение имени, обрезание, стрижка первых волос, угощения в честь появления зубов, первого шага и др. У башкир было особое отношение к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти «царицей»: по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства.

Среди традиционных обычаев немаловажными являются запреты. Они накладывались на поведение башкир. Например, нельзя зимой копать землю – она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то нельзя было ею хозяину подавать гостю посуду с едой и напитками и принимать её обратно с объедками, для достижения лучших результатов рекомендовалось начинать дело правой рукой. Левой рукой сморкались.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику), не рекомендовали посещать мечети (молиться дома), посещать кладбища.

Посещая мечеть, башкир, как и всякий мусульманин, должен был следить за тем, чтобы переступить её порог правой ногой, а выходя из мечети – переступить порог левой ногой. В мечетях запрещалось закрывать входные двери, использовать для освещения в светильниках нечистое масло, приводить маленьких детей и др.

Запреты были и в принятии пищи: запрещалось спиртное, блюда из свинины, из падали, хлеб нельзя резать ножом – только ломать на ломтики, еду нельзя брать двумя пальцами – минимум тремя. Во время поста весь день запрещалось пить и есть, можно только глотать слюну. Кто не мог (исключая больных и детей), вовремя выдержать пост – могли это сделать в другое время.

Особым уважением в башкирской семье пользовались дедушки и бабушки. Обычаи почитание старших было связано с культом предков. Башкиры должны были знать имена родных до седьмого колена. Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.

В цикле семейных обычаев завершающими являются погребально-поминальные обычаи. Согласно им, потомки обязаны с почестями предать земле тело своих предков как можно быстрее – в день смерти или на следующий день (обязательно до захода Солнца), справлять поминки, посвящая им молитвы. Эти обычаи включали в себя большое количество правил: трехкратное омывание, окутывание в саван, молитвы, особое рытье и обустройство могил (лахад, ярма). Хоронят мусульман без гроба. У башкир существует обычай «Аят у?ытыу» (чтение Аята), являющийся составной частью поминальных и погребальных обрядов. Аят также читаются при въезде в новый дом или перед отправкой в дальний путь. Запрещается наем профессиональных плакальщиц.

У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу ? черт пожалел», – гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.

Чтобы корова у башкира стала яловой, считалось обязательным хозяину подать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.

Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот. При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.

У башкир существует традиционный обычай взаимопомощи Каз умахэ (?а? ?м??е, от баш. ?а? – гусь, ?м? – помочь). Взаимопомощь заключалась, в частности, оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток. Обряд Каз умахэ проводился зимой или осенью при установлении снежного покрова. Приглашались девушки и молодые женщины (чаще невестки). После обработки тушек птиц их полоскали на водоёме. По дороге к водоёму проводился обряд «?а? юлы» («Гусиная дорога») – дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде, приговаривая, чтобы в будущем году гуси ходили этой дорогой. Исполнялись сольные и парные танцы, песни, такмаки. В домах готовилось чаепитие с блинами на гусином жиру, вечером – праздничное угощение из гусиного мяса и потрохов.

Обычаими башкир являются и проведение национальных праздников башкир. До начала проведения посевных работ устраивались такие праздники Каргатуй, Майдан, после проведения полевых работ – праздник Сабантуй. Так же весной отмечают Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

После проведения народных собраний, связанных с решением важных для башкирского народа вопросов, проводился праздник йыйын. Кроме упомянутых праздников в РБ празднуются все государственные, религиозные, городские, детские и т. д. праздники.

Также башкиры отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Башкиры – колоритный, самобытный и очень гостеприимный народ, тщательно оберегающий свои традиции и обычаи. Для башкирской семьи характерен патриархат, обязанности женщины и мужчины строго распределены. Родители любят своих детей и рады их появлению на свет, у башкир развиты обычаи почитания старших, а так же среди традиционных обычаев немаловажными являются запреты, которые накладывались на поведение башкир. Многие из этих обычаев описывались в произведениях устного народного творчества: легендах, преданиях, эпосах, сказках. Множество примеров можно встретить и в произведениях современных поэтов и писателей.

Народные обычаи в произведениях устного народного творчества и башкирских писателей

Обычаи башкир, являясь уникальной формой проявления исторически сложившейся этнической культуры, воспринимаются современными историками и этнографами в качестве содержательного и бесценного фольклорно-поэтического наследия народа. Описания обычаев прочно вошли в сюжеты эпических произведений башкирского народа. Наиболее значимыми из них являются эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Кара-юрга», предания »Кумыз», «Кунхылу», эпические сказания «Алпамыша», «?узыйкурпас и Маянхылу», «Алдар и Зухра», сказки «Ала карга», «Арманде тун», «Батша, егет, аждаха», «Калдым», «Алтын кауырхын» и др.

Еще в глубокой древности у башкир сложились обычаи, в соответствии с которыми перед заключением семейно-брачных отношений тщательно осведомлялись не только о родне невесты или жениха, но и об их роде-племени в целом. Породниться с выходцами из уважаемых и знатных родов считалось большой удачей. Так, в эпосах «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу» в эпизодах встреч Урала с Хумай, Айхылу, Гулистан, Хаубана с Неркес, Заятуляка с Хыухылу красавицы первым делом сообщают батырам сведения о своей родине и родителях, не забывая предупредить о нравах и обычаях своего рода. Такие предания, как «Кумыз», «Кунхылу», эпос «Кара-юрга», содержат поэтические описания знакомства джигита и девушки во время на родных праздников, йыйынов, молодежных гуляний и т.п.

Во многих преданиях и легендах факт обзаведения семьей и связанные с ним народные обычаи преподносятся как решающее событие в судьбе всего рода. Так, например, в башкирских героических эпосах «Урал-батыр», «А?бузат» отразились отголоски архаичных мотивов содания семьи, брачных отношений, в других эпических сказаниях, как «Алпамыша», «?узыйкурпас и Маянхылу», «Алдар и Зухра», проповедующих идею кровно-родственного единства и согласия, а также в некоторых других произведениях устного народного творчества как, «Аксак-кола», «Кара-юрга», «Кунгыр-буга», «Заятуляк и Хыухылыу», в присущей башкирам поэтической форме живописуются поиск и выбор невесты, помолвка, выяснение имени девушки, ознакомление с ее родом, воспевание женской красоты, привораживание, расположение к себе, объяснение в любви, испытание жениха и выполнение им определенных условий, заступничество за молодца-жениха, получение согласия, раздача подарков, венчание, выдача девушки замуж за батыра, взаимоотношения мужа и жены.

Свадебные обычаи широко описываются и в сказках. Так, например, в сказке «Кук хыйыр» молодой парень для поиска девушки, отправляется в соседнюю деревню, где «к приезду батыра, собрали йыйын, на стол поставили угощения...»; в сказках «Ала карга», «Арманде тун», «Батша, егет, аждаха» девушки выстуают перед женихом в облике голубя, лебедя, журавля. Парень долго наблюдает за невестой и крадет ее обличие (шкуру) и возвращает ей только после того, как она соглашается выйти замуж за него. В этих сказках описывается свадебные обычаи – смотрины.

В сказке «Калдым» описывается обычай оплаты ?алыма: Габбас бай отправляет свиту к старикку Альмат, просватать дочь Малику, сообщает, что за калым отдает много скота и расходы свадьбы берет на себя. От токого изобилия обещаний, старик Альмат соглашается отдать дочь замуж за бая.

Батыр Умурзак тоже влюбляется в дочь царя. Царь перед ним ставит условие – оплатить калым, тем, что попросит царь. После того, как условие выполняется, играют никах. Этот обычай представляется и в сказке «Алтын кауырхын»: «Наутро девушку одели в свадебное платье, посадили на белую лошадь, позвали муллу и прочитали никах. Церемония плавно перешла в празднование свадьбы».

После свадьбы готовились к рождению ребенка. Так после рождения сына Шишмегел и батыра Эшяр в сказке «Ырысбика и Хезмэтян», весь род радовался, богам леса, воды, горы и поля были приведены жертвоприношения, проведен обычай наречения именем.

В цикле семейных обрядов завершающими являются погребально-поминальные обычаи. Так в башкирском эпосе «Акхак-Кола» подробно описываются поминки 40-го дня: было зарезано 40 баранов, яловых кобылиц и 40 двугорбых верблюдов, приглашены муллы, которым подарили 40 мотков ниток. В течение 40 дней ежедневно читали молитвы, на 40-й день – заключительную. После молитвы мулле давали хаер, затем подавалось угощение. В народе сохранилось выражение, что на этих поминках «гостей принимали как сватов». Состав поминальных блюд в целом был тот же.

В эпосе «Куз-Курпяч», отражающем доисламскую эпоху, говорится, что у башкир на поминках было принято совершать те потехи, которые умерший любил в жизни. На поминки влиятельного при жизни человека собирались многолюдные йыйыны, устраивались праздничные развлечения, скачки, игры.

Погребально-поминальные обычаи описываются в сказках «Ос ауыз хуз», «Сафар», «Васыят», «Ос батыр», «Езтырнак», «Алтын йомортка».

Особое место башкирские народные обряды занимают и в произведениях современных писателей. Премером таких произведений являются поизведения народного поэта и писателя Мустая Карима. В его повести «Долгое, долгое детство» целая глава посвящена башкирскому народному празднику Курбан-байрам. В следующей глав, которая называется «Рождение человека» подробно описываются обычай, которой придерживаются при появлении ребенка.

Определенное место народным обычаям в своих произведениях отдает Д.Г. Кийекбаев. Как в жизни описываются обычаи проведения праздника Сабантуй, помолвки, свадьбы. В его романе «Родные и знакомые» более подробно обрисовывается обычай гостеприимства. В селе Ташбаткан встречают гостей по старым обычаям: стол накрывают на нарах, гостей сажают на подушки, перед гостями выставляют все, что есть в закромах и кладовых.

Эти и множество примеров народных обычаев можно встретить в произведениях башкирских писателей. И в творчестве народного писателя Башкортостана З.Биишевой можно встретить множество упоминаний об обычаях башкирского народа. Например, в романе «Униженные» описывается увлекательные игры башкирских детей. В них отголоски живой истории народа, в них много движения, песен, танцев. Игры детей часто копируют жизнь и быт взрослых, передают их сложные взаимоотношения. Здесь описывается обычай отливания души, снятие порчи, весенние игры на поле, игры девочек с посудой, обычай проводить аулак ой, свадебный обычаи с кражей невесты, и обычаи связанные с рождением ребенка.

В следующей главе мы подробно изучим произведение З. Биишевой для детей «Будем друзьями» и определим с какими обычаями и как ознакамливает писательница детей.

Выводы

Проанализировав литературу, мы узнали, что истоки башкирских народных обычаев исходят к историческим корням народа, его верованиям, уровню образованности и познаниям об окружающем мире. На протяжении истории башкирам было необходимо вести хозяйство, выработать и соблюдать нормы морали и нравственности, были выработаны определенные нормы поведения – обычаи.

В древности обычаями и обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны, проведения различных праздников.

Свадебные обычаи сложные и красивые: со сговором породниться еще до рождения детей, помолвкой между женихом и невестой (сыргатуй). Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры, пир.

Существовали обычаи, связанные с рождением ребёнка: укладывание в колыбель, наречение имени, обрезание, стрижка первых волос, угощения в честь появления зубов, первого шага и др. У башкир было особое отношение к рождению ребенка.

Особым уважением в башкирской семье пользовались старейшины рода. Они организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. Обычай почитания старших прочно вошло в жизнь башкир: потомки их уважали, получали у них благословение, обязаны были с почестями предать земле тело своих предков, справлять поминки, читать молитвы.

Среди традиционных обычаев – запретов следует отметить запрет на копание земли зимой (она спит), запрет подавать гостям левую руку, подавать гостю посуду с едой и напитками и принимать её обратно, рекомендовалось начинать дело с правой руки. Женщинам нельзя было пересекать дорогу мужчине (мальчику), им не рекомендовали посещать мечети, кладбища. В мечетях запрещалось закрывать входные двери, использовать для освещения в светильниках нечистое масло, приводить маленьких детей и др. Запреты проявлялись и в приеме еды: запрещалось принимать спиртное, блюда из свинины, из падали, запрещалось резать хлеб ножом, еду нельзя было брать двумя пальцами. Во время поста весь день запрещалось пить и есть.

Обычаи гостеприимства распространялись и к званым и к незваным гостям. К гостям башкиры относились уважительно, на стол ставили много угощений. Обычай мытья рук гостем был обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина.

У башкир существует обычай взаимопомощи Каз умахэ (оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток). После обработки тушек птиц их полоскали на водоёме, по дороге проводился обряд «?а? юлы» – дети разбрасывали перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде. Исполнялись танцы, песни, такмаки. В домах готовилось чаепитие с блинами на гусином жиру, вечером – праздничное угощение из гусиного мяса.

Один из обычаев башкир проведение национальных праздников. Весной до начала проведения посевных работ отмечают Каргатуй, Майдан, после проведения полевых работ – Сабантуй. После проведения народных собраний, связанных с решением важных для башкирского народа вопросов, проводился праздник йыйын. Так же башкиры отмечают все мусульманские праздники: Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид-байрам.

Описания древних обычаев прочно вошли в сюжеты эпических произведений башкирского народа. Наиболее значимыми из них являются эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Кара-юрга», предания »Кумыз», «Кунхылу», эпические сказания «Алпамыша», «?узыйкурпас и Маянхылу», «Алдар и Зухра», сказки «Ала карга», «Эрменде тун», «Батша, егет, аждаха», «Калдым», «Алтын кауырхын» и многие другие.

Особое место башкирские народные обряды занимают и в произведениях современных писателей. Примером таких произведений являются поизведения М.С. Карима, Д.Г. Кийекбаева, З.А. Биишевой и др. В произведениях как в жизни описываются обычаи проведения праздника Сабантуй, свадебный обычаи с помолвкой, кражей невесты, обычаи связанные с рождением ребенка, обычаи отливания души, снятие порчи, детские игры, обычай проводить аулак ой.

В следующей главе мы подробно изучим произведение З.Биишевой для детей «Будем друзьями» и определим с какими обычаями и как ознакамливает писательница детей.

Башкирские народные обычаи в произведениях народного писателя Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»

Жизнь и творчество Зайнаб Биишевой

Зайнаб Абдулловна Биишева родилась 2 января 1908 года в деревне Туембетово Кугарчинского района Башкортостана. Жизнь и судьба с раннего детства испытывали ее на прочность. Еще ребенком осталась сиротой: в 1911 году умерла мать, в 1919 – отец. Зайнаб только к 16 годам смогла окончить четыре класса.

Еще первый школьный учитель Султан-Гарей Тукаев поддержал литературные опыты Зайнаб, которая начала писать стихи в четвертом классе. Увлечение поэзией, литературой продолжалось и в Башкирском педагогическом техникуме Оренбурга. После поступления в техникум ее, как и всех новичков, одели в одинаковые пальто, ботинки, платья. Многие, как и Зайнаб, впервые в жизни оделись во все новое, а не в обноски старших детей.

В учебном заведении создалась литературная группа, родился рукописный журнал «Молодое поколение». Зайнаб читала книги, редактировала стенгазету, записывала фольклор. И опять услышала от учителей: у тебя задатки писателя, пиши, работай. Но Зайнаб помнила отца, деревенскую школу в подслеповатой избушке, ребятишек. И когда окончила техникум, твердо решила – ее призвание – быть учительницей.

Зайнаб Абдулловна в 1929-1931 годах работает учительницей в селе Темяшово Баймакского района. Вошла в ее жизнь не тихо и смиренно, как следовало «воспитанной» башкирской девушке, а врезалась с ходу, дерзко, подняв вокруг себя бурю. Начала всем интересоваться, во все вникать. Утром учила детей, после их ухода домой, зовет пожилых учиться грамоте.

После отдел народного образования района направил ее на учебу в Уфу. После окончания Уфимских курсов повышения квалификации, с 1931 года она работает редактором Башкирского книжного издательства и журнала «Пионер». В 1934-1935 г. г. сотрудничает в редакции газет «Ударник», политотдела Мечетлинской МТС. Затем до 1938 года в Салаватской районной газете.

В 1938 году Зайнаб Биишева – ответственный редактор детского вещания Башкирского радиокомитета, литературный сотрудник газеты «Совет Башкортостаны», затем заведующая сектором детской литературы Башкнигоиздата. В 1939-1951 г. г. она – сотрудница газеты «Кызыл Башкортостан», редактор литературной редакции башкирского радиокомитета, заведующая сектором детской литературы Башгосиздата. В 1949 году становится членом союза писателей [8].

С 1951 года Зайнаб Абдулловна становится профессиональным писателем. Первый рассказ ее был опубликован в 1930 году в журнале «Пионер». Первая книга «Мальчик-партизан» увидела свет в 1942 году. С тех пор издано более 60 книг на языках народов России и мира. Зайнаб Биишева была многоплановым писателем, работающим в самых различных жанрах.

Перу писательницы принадлежит несколько произведений для детей и юношества, в их числе пьеса «Дружба» и повесть «Будем друзьями», десятки стихов и сказок.

Зайнаб Абдулловна выступает как тонкий лирик в стихотворной повести «Гульямал». Драматические произведения «Волшебный курай» (1957), «Таинственный перстень» (1959), «Гульбадар» (1961), «Обет» (1966), «Зульхиза» (1981) с большим успехом шли не только на сцене Башкирского государственного академического театра драмы, но и на подмостках театров далеко за пределами республики.

Зайнаб Биишева плодотворно работает в жанрах повести, рассказа и сказа. К наиболее известным из книг относятся «Конхылыу» (1949), «Странный человек» (1960), «Где ты, Гюльниса?» (1962), «Думы, думы» (1963), «Любовь и ненависть» (1964). В них она поднимает философские проблемы взаимоотношения личности и общества, создает яркие образы женщин-башкирок.

В 1959 году был издан отдельной книгой роман «Униженные». Это была первая книга задуманного в то время цикла «История одной жизни» – эпического произведения, рисующего магистральные, решающие этапы жизни башкирского народа. Последующие романы «У большого Ика», «Емеш» углубили и расширили цикл, стали многоплановой эпической трилогией «К свету», которая вошла в историю литературы как крупнейшее явление историк – литературного жанра. В 1968 году за эту трилогию З. Биишевой была присуждена Государственная премия Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.

Зайнаб Биишева прежде всего – прозаик. Но поэзия – органическая часть ее творчества. Ею написаны множество стихотворений и поэм. Поэма «Последний монолог Салавата» (1984) значительное достижение в художественном воплощении личности национального героя Салавата Юлаева. Многие ее стихи положены на музыку. В стихах З. Биишеву привлекают сильные личности, до конца преданные своему народу, родной земле.

З. Биишева много сил отдала и жанру художественного перевода. На башкирский язык ею переведены «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Бежин луг» И. Тургенева, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Дорогие мои мальчишки» Л. Кассиля, рассказы А. Толстого, с Аксакова, А. Чехова, М. Горького.

З. Биишева вела огромную общественную работу, избиралась членом правления Союза писателей Республики Башкортостан, делегатом многих съездов писателей Российской Федерации и СССР. Награждена тремя орденами «Знак Почета». Удостоена республиканской премии имени Салавата Юлаева (1968). Член Союза писателей СССР с 1946 года. В 1990 присвоено звание «Народный писатель Башкортостана».

Социалогический опрос

Знаешь ли ты башкирские народные обычаи?

В ходе исследования с целью выявления знаний о башкирских народных обычаях, был проведен опрос среди учащихся 7-х классов МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы. Вопросы были заданы 145 учащимся. Им предлагались следующие вопросы:

1. Какие башкирские народные обычаи ты знаешь?

2. Какие обычаи сохранились у вас в семье?

3. Какие обычаи описываются в башкирских произведениях?

4. Какие обычаи описываются в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»?

Обработав результаты опроса, мы пришли к выводу: из башкирских народных обычаев ученики знают свадебные обычаи, обычай нарекания ребенка именем, проведение праздников («Воронья каша», «Кукушкин чай». «Сабантуй») (133 учеников, 92 %). Так же среди учеников 12 человек не знают, что такое обычай (8 %). В семье учеников сохранились некоторые башкирские обычаи (назвали 132 человека), это составляет 91 % от всех опрошенных.

На вопрос в каких произведениях описываются башкирские народные обычаи, ответили положительно 6 человек (4 %). Ученики назвали произведение А.Кобагышева «Вкусная ли воронья каша?», Т.Карамышевой «Кукушкин чай».

На последний вопрос: «Какие обычаи описываются в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»?» все ученики (145 человек (100 %)) ответили, что не читали это произведение и не знают какие обычаи описываются в повести. Поэтому, мы решили ознакомить учащихся с повестью З. Биишевой «Будем друзьями» и рассказать им об обычаях, которые там описываются.

Народные обычаи в повести Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»

Зайнаб Биишева написала десятки стихов и сказок для детей и юношества, пьесу «Дружба» и повесть «Будем друзьями».

В повести «Будем друзьями (1954 г.) главный герой – Юлдаш. Он впервые приехал из города в гости к бабушке в деревню. Их радостно встречает бабушка, дядя Киньябай и ее жена (Гульюзум енга). Сохранив старинные обычаи в честь его приезда родственники решают созвать гостей. Дядя Киньябай для приготовления угощений зарезал барана, а Гульюзум енга и бабушка Юлдаша начинают готовить мясо. По старинным обычаям гостей созывали много, приходили и соседи и родственники. Им подавали самое вкусное блюдо – мясо и салму (лапша).

Вот наступил вечер и один за другим к дому потянулись гости.

Деда Ибрагим и деда Хасан со своими женами посадили на самое почетное место, на подушки. Отец Юлдаша, Хамит и Киньябай агай расположились чуть поотдаль. Далее младший брат Хамит агая – мальчик чуть постарше Юлдаша, взял кумган с теплой водой и начал поливать на руки гостей над медным начищенным тазом. Такая процедурабыла обязательна перед едой, после употребления мяса и перед выходом из дома. (Обычай гостеприимства «Мытье рук»).

После мытья рук на большую скатерть перед гостями разложили деревянные ложки (по старинному обычаю ели руками, но уже понимая, что так делать не будут – разложили ложки).

Затем на скатерть в середину круга гостей поставили большую тарелку с лапшой. За лапшой занесли большой тазик с мясом барана и поставили перед хозяином дома Киньябай агай. Юлдаш никогда не видил столько мяса сразу, у него дома сразу много мяса не готовили. Он удивился, ему было смешно, но посмотрев на отца, на взрослых, ничего спросить не посмел. Это означало, что в гостях за столом нельзя разговаривать, смеяться. (Обычай запрета).

Киньябай агай взял острый нож и начал нарезать мясо. Куски мяса он складывал на тарелку поверх лапши.

- Ну, прошу уважаемые гости, приступаем (Й?, р?хим итеге?, ?уна?тар, етешеге? ?ле), – сказала Зулейха абей, бабушка Юлдаша. Сама взяла ложку, набрала мяса и салму и начала есть. Только после нее остальные сидящие за столом начали потихоньку накладывать себе мяса и приступили к трапезе. (Обычай ззапрета на еду до хозяина. Гости начинали есть только после хозяев). Юлдаш тоже приступил к еде из общей тарелки.

За мясом и салмой наступила очередь бульона. Бабушка Зулейха и Гульюзум енга заносили и ставили перед каждым гостем плошки с бульоном. Гости начали с удовольствием пить бульон, в бульон добавляли корот. (Старинный башкирский обычай – подавать бульон следом за мясо и салмой, есть его с башкирским национальным блюдом – коротом).

Жирный вкусный бульон с коротом Юлдашу показался очень вкусным.

После еды гостям опять подали кумган с теплой водой. Такая процедура была обязательна после употребления мяса. Гости помыли руки и приготовились пить чай. К чаю хозяева поставили много вкусных блюд. Гости с удовольствием пили горячий вкусный чай.

После вкусного ужина никто из гостей не торопился расходиться. Более старшие из них начала рассказывать разные истории, а кто помоложе сидел и слушал, не смел перебивать. Бабушка Юлдашу тихонько объяснила, что перебивать взрослых не прилично и мальчик тоже не встал, ни ушел, а продолжал слушать увлекательные рассказы гостей. (Обычай почитания взрослых.). Этот вечер на всю жизнь запомнился Юлдашу. Он понял: учишься ли ты, работаешь ли, нужно делать все от души, от всего сердца, ка это делали дед Хасан, дед Салман, дядя Хамит. Только в этом случае труд принесет радость и тебе и другим. Этого он будет придерживаться всю жизнь.

Выводы

Итак, мы познакомились с жизнью и творчеством народного писателя Зайнаб Биишевой. Узнали, что жизнь писательницы была нелегкой, но несмотря на многие трудности ей удалось стать известным человеком в области литературы.

Зайнаб Биишева была многоплановым писателем, работающим в самых различных жанрах: драматургии, повести, рассказа, сказа. Она и прозаик. Ею написаны множество стихотворений и поэм. З.Биишева много сил отдала и жанру художественного перевода. На башкирский язык ею переведены известные произведения русских классиков. Ее перу принадлежит и несколько произведений для детей и юношества, десятки стихов и сказок. В их числе повесть «Будем друзьями». В ее многочисленных произведениях прослеживаются обычаи башкирского народа.

Так же в ходе исследования с целью выявления знаний о башкирских народных обычаях, был проведен опрос среди учащихся 7-х классов МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы. Обработав результаты опроса, мы пришли к выводу: из башкирских народных обычаев ученики знают свадебные обычаи, обычай нарекания ребенка именем, проведение народных праздников. Радует, что в некоторых семьях учеников сохранились некоторые башкирские обычаи. Так же среди учеников оказались те, которые не знают, что такое обычай.

На последний вопрос: «Какие обычаи описываются в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»?» все опрошенные ответили, что не читали это произведение и не знают какие обычаи описываются в повести. Поэтому, мы решили ознакомить учащихся с повестью З.Биишевой «Будем друзьями» и рассказать им об обычаях, которые там описываются.

В повести главный герой – Юлдаш, впервые приехал из города в гости к бабушке в деревню. Сохранив старинные обычаи в честь его приезда, родственники решают созвать гостей. И здесь очень четко прослеживается обычай гостеприимства башкир, который тесно переплетается с другими обычаями башкирского народа: обычай почитать старших, обычай запрета на еду, обычай мытья рук до еды и после еды и др.

Этот вечер на всю жизнь запомнился Юлдашу, где он уяснил, что учишься ли ты, работаешь ли, нужно делать все от души, от всего сердца, как это делали его родственники и соседи из деревни. Только в этом случае труд принесет радость и тебе и другим. Этого он будет придерживаться всю жизнь.

Обобщая вышеизложенное можно сказать, что влияние народных обычаев на воспитания ребенка огромно. Они не только знакомят ребенка с окружающим миром, но и внушают нравственные правила, нормы поведения. Причем все это в произведении Зайнаб Биишевой делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной каждому читателю.

Заключение

Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди. И в мире вещи до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое – это наша культура.

Ведь культура – это не только прекрасные произведения искусства, это духовная жизнь общества в целом, достижения науки, искусства, совокупность норм деятельности и поведения. Действительно традиции, обычаи, обряды, ритуалы играют немаловажную роль в нашей жизнедеятельности и непосредственно в нашем развитии.

Исторически сложилось так, что обычаи – неотъемлемая часть жизни любого общества в каждом государстве. Они как цемент при постройке дома, связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов.

В ходе исследования, проанализировав литературу, мы узнали, что истоки башкирских народных обычаев исходят к историческим корням народа. На протяжении многих годов башкирами были выработаны определенные нормы поведения – обычаи, которые сопровождали все самые значимые для человека события: рождение ребенка, свадьба, похороны, проведения различных праздников. Описания древних обычаев прочно вошли в сюжеты эпических произведений башкирского народа. Наиболее значимыми из них являются эпосы «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», «Кара-юрга», предания »Кумыз», «Кунхылу», эпические сказания «Алпамыша», «?узыйкурпас и Маянхылу», «Алдар и Зухра», сказки «Ала карга», «Эрменде тун», «Батша, егет, аждаха», «Калдым», «Алтын кауырхын» и многие другие.

Особое место башкирские народные обряды занимают и в произведениях современных писателей, таких как М.С. Карима, Д.Г. Кийекбаева и др. Так же обычаи башкирского народа прослеживаются в многочисленных произведениях башкирского народного писателя Зайнаб Биишевой.

В ходе опроса среди учащихся 7-х классов МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы мы узнали, что ученики немного знают о башкирских народных обычаев, в частности они слышали о свадебных обычаях, обычае нарекания ребенка именем, проведение народных праздников. В некоторых семьях учеников сохранились некоторые из этих башкирских обычаев. Но все же на последний вопрос: «Какие обычаи описываются в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»?» все опрошенные ответили, что не читали это произведение и не знают какие обычаи описываются в повести. Поэтому, мы решили ознакомить учащихся с повестью З.Биишевой «Будем друзьями» и рассказать им об обычаях, которые там описываются.

Прочитав и проанализировав повесть З. Биишевой «Будем друзьями» мы узнали, что главный герой Юлдаш впервые приехал в гости к бабушке в деревню. Сохранив старинные обычаи в честь его приезда, родственники решают созвать гостей по старинным обычаям. В произведении четко прослеживается обычай гостеприимства башкир, который тесно переплетается с другими обычаями башкирского народа: обычай почитать старших, обычай запрета на еду, обычай мытья рук до еды и после еды и др.

Этот вечер на всю жизнь запомнился Юлдашу, где он сам собственными глазами увидел народные обычаи в его семье, уяснил, что нужно делать все от души, от всего сердца, как это делали его родственники из деревни. Только в этом случае труд принесет радость и тебе и другим. Этого он будет придерживаться всю жизнь.

Обобщая вышеизложенное можно сказать, что влияние народных обычаев в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями» на воспитание мальчика Юлдаша и конечно же читателя огромно. И это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной каждому человеку. Народные обычаи – неотъемлемая часть жизни любого общества. Они связывают всех родственников, позволяют им не терять общих интересов. Так что соблюдая уже имеющиеся обычаи и заводя новые, в доме всегда будет атмосфера любви и дружбы.

Приложение 1

Башкирские народные обычаи

Башкирские народные обычаи – закономерности бытования людей и взаимоотношения между людьми у башкир.

В древности обычаями и обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Свадебные обычаи

Среди традиционных обычаев башкир свадебные обычаи сложные и красивые:

- За невесту жених выплачивал большой калым.

- Могли украсть свою девушку.

- В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет.

- Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов.

- Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир.

missing image file

Башкирская свадьба

Встреча невесты в доме жениха

Отношния к браку,
к жене, к мужу, детям

- Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения.

- Отмечалось бережное отношение мужчины к женщине в семье.

- Мир в семье во многом зависел и от женщины. Девочек с детства воспитывали в скромности, терпеливости и кротости. Замужние должны были носить на голове платки, не разговаривать с чужими при муже, им нельзя было интересоваться, где был и что делал муж. Жены не должны были при чужих выказывать своё безразличие к мужу.

- Большим грехом считалась измена жены мужу. В случае измены женщины – был возможен развод.

- Для мужчин такого запрета измены не было. Муж мог жениться и на другой женщине, предварительно спросив на это разрешение у первой жены.

- При смерти мужа, вдову выдавали за младшего брата умершего, племянника, сына брата.

- При смерти жены и уже уплаченном калыме, отец умершей должен быть отдать вдовцу замуж её сестру, если калым не уплачен, сестра отдавалась при уплате вдовцом уменьшенного калыма.

- Действовали правила избегания, при которых женатые дети должны были избегать появления на виду у родителей в определенном месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывался оплачен или нет калым.

Обычаи, связанные с рождением ребенка

Существовал целый цикл обычаев, связанных с рождением ребёнка:

- укладывание в колыбель,

- наречение имени,

- обрезание,

- стрижка первых волос,

- угощения в честь появления зубов,

- первого шага и др.

У башкир было особое отношение к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти «царицей»: по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства.

missing image file

Обячаи, связанные с запретами

Среди традиционных обычаев немаловажными являются запреты. Они накладывались на поведение башкир. Например:

- нельзя зимой копать землю – она спит, трогать залежавшийся камень.

- нельзя было начинать дела с левой руки; хозяину левой рукой подавать гостю посуду с едой и напитками и принимать её обратно;

- женщинам нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику);

- женщинам и детям нельзя было посещать мечети и кладбища;

- нельзя было заходить в мечеть с левой ноги;

- в мети запрещалось закрывать входные двери, использовать для освещения в светильниках нечистое масло, приводить маленьких детей и др.

Запреты были и в принятии пищи:

- запрещалось спиртное, блюда из свинины, из падали;

- хлеб нельзя резать ножом (только ломать на ломтики);

- еду нельзя брать двумя пальцами (минимум тремя);

- во время поста весь день запрещалось пить и есть

Обячай почитания старших

Особым уважением в башкирской семье пользовались дедушки и бабушки. Обычаи почитание старших было связано с культом предков. Башкиры должны были знать имена родных до седьмого колена. Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.

В цикле семейных обычав завершающими являются погребально-поминальные обычаи. Согласно им, потомки обязаны с почестями предать земле тело своих предков, справлять поминки, посвящая им молитвы.

missing image file

Стрейшины рода

Обычай гостеприимства

У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений.

Чтобы корова у башкира стала яловой, считалось обязательным хозяину подать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.

Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот. При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.

missing image file

Обычай «Мытья рук»

Обычай взаимопомощи

У башкир существует традиционный обычай взаимопомощи Каз умахэ (?а? ?м??е, от баш. ?а? – гусь, ?м? – помочь). Взаимопомощь заключалась, в частности, оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток. Обряд Каз умахэ проводился зимой или осенью при установлении снежного покрова. Приглашались девушки и молодые женщины (чаще невестки). После обработки тушек птиц их полоскали на водоёме. По дороге к водоёму проводился обряд «?а? юлы» («Гусиная дорога») – дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде. Исполнялись сольные и парные танцы, песни, такмаки. В домах готовилось чаепитие с блинами на гусином жиру, вечером – праздничное угощение из гусиного мяса и потрохов.

Обычай проведения национальных праздников

Обычаими башкир являются и проведение национальных праздников башкир. До начала проведения посевных работ устраивались такие праздники Каргатуй, Майдан, после проведения полевых работ – праздник Сабантуй. Так же весной отмечают Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, дения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в гулянии могли исключительно женщины и подрастающее поколение, сейчас эти ограничения сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы, кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки на специальных валунах для грачей.

После проведения народных собраний, связанных с решением важных для башкирского народа вопросов, проводился праздник йыйын. Кроме упомянутых праздников в РБ празднуются все государственные, религиозные, городские, детские и т. д. праздники.

Также башкиры отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).

Приложение 2

Социалогический опрос о башкирских обычаях

Цель опроса: выявить знания учеников о башкирских народных обычаях.

База: учащихся 7-х классов МБОУ СОШ№7 г.Туймазы (145 человек).

Предлагались следующие вопросы:

5. Какие башкирские народные обычаи ты знаешь?

6. Какие обычаи сохранились у вас в семье?

7. Какие обычаи описываются в башкирских произведениях?

8. Какие обычаи описываются в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»?

Обработав результаты опроса, мы пришли к выводу: из башкирских народных обычаев ученики знают свадебные обычаи, обычай нарекания ребенка именем, проведение праздников «Воронья каша», «Кукушкин чай». «Сабантуй». Так же среди учеников есть те, которые не знают, что такое обычай. В семье учеников сохранились такие башкирские обычаи, как свадебные обычаи, обычай нарекания ребенка именем, проведение праздника «Сабантуй».

На вопрос в каких произведениях описываются башкирские народные обычаи, ученики назвали произведения А. Кобагышева «Вкусная ли воронья каша?», Т. Карамышевой «Кукушкин чай».

На последний вопрос: «Какие обычаи описываются в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»?» все ученики ответили, что не читали это произведение и не знают какие обычаи описываются в повести.

Поэтому, мы решили ознакомить учащихся с повестью З. Биишевой «Будем друзьями» и рассказать им об обычаях, которые там описываются.

Результаты социалогического опроса

Вопросы

Количество учащихся ( %)

Знают

Не знают

1. 

Какие башкирские народные обычаи ты знаешь?

133 человека, 92 %

Свадебные обычаи, обычай нарекания ребенка именем, проведение праздников («Воронья каша», «Кукушкин чай». «Сабантуй»)

12 человек (8 %)

2. 

Какие обычаи сохранились у вас в семье?

132 человек (91 %)

Свадебные обычаи, нарекания ребенка именем, проведение праздника «Сабантуй»

13 человек (9 %)

3. 

Какие обычаи описываются в башкирских произведениях?

6 человек (4 %)

Произведения А. Кобагышева «Вкусная лм воронья каша?», Т. Карамышевой «Кукушкин чай».

139 человек (96 %)

4. 

Какие обычаи описываются в произведении Зайнаб Биишевой «Будем друзьями»?

145 человек (100 %)

не читали это произведение и не знают какие обычаи описываются в повести.

0 (0 %)

Приложение 3

Жизненный путь Зайнаб Абдулловна Биишевой (1908-1996)

Зайнаб Абдулловна Биишева родилась 2 января 1908 года в деревне Туембетово Кугарчинского района Башкортостана.

1911 году умерла мать.

1919 году умер отец. Еще ребенком Зайнаб осталась сиротой.

1924 только к 16 годам смогла окончить четыре класса.

Зайнаб начала писать стихи в четвертом классе.

Увлечение поэзией, литературой продолжалось и в Башкирском педагогическом техникуме Оренбурга. В учебном заведении создалась литературная группа, родился рукописный журнал «Молодое поколение». Зайнаб читала книги, редактировала стенгазету, записывала фольклор.

Но когда окончила техникум, твердо решила – ее призвание – быть учительницей.

1929-1931 годах Зайнаб Абдулловна работает учительницей в селе Темяшово Баймакского района. Утром учила детей, после их ухода домой, зовет пожилых учиться грамоте.

С 1931 года, после окончания Уфимских курсов повышения квалификации, работает редактором Башкирского книжного издательства и журнала «Пионер».

В 1934-1935 г. сотрудничает в редакции газет «Ударник», политотдела Мечетлинской МТС.

1935-1938 годах работает в Салаватской районной газете.

В 1938 году Зайнаб Биишева – ответственный редактор детского вещания Башкирского радиокомитета, литературный сотрудник газеты «Совет Башкортостаны», затем заведующая сектором детской литературы Башкнигоиздата.

В 1939-1951 г. г. она – сотрудница газеты «Кызыл Башкортостан», редактор литературной редакции башкирского радиокомитета, заведующая сектором детской литературы Башгосиздата.

В 1949 году становится членом союза писателей.

С 1951 года Зайнаб Абдулловна становится профессиональным писателем.


Библиографическая ссылка

Терегулова Р.Р. НАРОДНЫЕ ОБЫЧАИ В ПОВЕСТИ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ «БУДЕМ ДРУЗЬЯМИ» // Старт в науке. – 2018. – № 6-2. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1325 (дата обращения: 29.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674