Тема человека и природы, сохранения ее красоты, первозданности, бережного отношения к ее богатствам и материальные ценности народа остается популярной и актуальной в башкирской литературе на протяжении десятилетий. В произведениях Ф. Исянгулова, Я. Хамматова, А. Бикчентаева, Ш. Янбаева, Н. Мусина и других показано, что и в прошлом и в настоящем вопросы природопользования волновали и волнуют ученых и рядовых людей, выступающих против повальной вырубки лесов, строительства многочисленных леспромхозов, железных дорог, фабрик и заводов с целью получения лишь экономической выгоды, но без учета экологических проблем.
Особенную актуальность они обрели в конце двадцатого столетия. Об этом много пишут и говорят очеркисты, журналисты, публицисты, писатели. Верным избранной теме долгие годы остается известный башкирский прозаик, лауреат премии имени Салавата Юлаева, автор рассказов, очерков, повестей, романов о современности Нугуман Мусин. В этом году ему исполнилось 85 лет.
Цель исследовательской работы: изучить изучить пословицы и поговорки в произведении Н. Мусина «Мин д? ата бала?ы» («И я сын своего отца»).
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи: 1) Изучить жизненный путь и творчество Н. Мусина; 2) Провести анализ произведений Н. Мусина; 3) Выявление образцов народного фольклора в произведениях Н. Мусина; 4) Выявление пословиц и поговорок в произведении Н. Мусина «Мин д? ата бала?ы» («И я сын своего отца»).
Обьект исследования: жизненный путь и творчество Н. Мусина.
Предмет исследования пословицы и поговорки в произведении Н. Мусина «Мин д? ата бала?ы».
Структура работы. Исследовательская работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, литературы и приложения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа представляет определённый вклад в разработку исследования творчества Н. Мусина. Практическая значимость исследования заключается в том, что собранные и проанализированные в нем материалы являются ценным источником для изучения творчества писателя в общеобразовательных школах. Результаты исследования, его основные мысли и идеи могут использовать в своих работах педагоги, учащиеся при подготовке к мероприятиям, а также родители.
В процессе работы применили следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования и метод обобщения полученного материала.
Башкирский народный писатель Н.С. Мусин
Жизнь и творчество Нугумана Сулеймановича Мусина
Нугуман Сулейманович Мусин родился 17 июля 1931 года в деревне Кулгунино Макаровского района Башкирской АССР, ныне Ишимбайского района. Родная деревня писателя находится в живописном ущелье реки Большой Шишеняк на старинном Белорецком тракте. На западе от деревни высится двуглавый Алатау, на восток тянутся бесконечные хребты и гряды Уральских гор. А вокруг – вековые сосновые и лиственные леса.
Очень рано остался Нугуман без отца – искусного на всю округу мастера-плотника, который умер, надорвавшись при вывозке из леса бревен. Перед смертью он завещал жене выучить сына. И супруга сдержала свое слово, хотя поднимать на ноги ей одной пришлось троих детей, кроме Нугумана были еще две старшие дочери. Он отца сын унаследовал редкое умение работать с топором и много позже, когда решил построить дом в садовом товариществе, всем соседям на удивление споро и ловко один поднял его.
В 1947 году, окончив Макаровскую среднюю школу – в родной деревне школа была тогда неполной, два года проработал учителем в Кулгунино. В 1949-1951 годы Нугуман Мусин – студент Стерлитамакского учительского института. Отличался он от сверстников тем, что был всегда серьезен и скромен. Учился на пятерки, получал повышенную стипендию, занимался общественной профсоюзной работой. Стерлитамакский учительский институт располагался тогда по улице Комсомольской, в старинном здании, в котором ныне базируется один из корпусов Стерлитамакского филиала Башгосуниверситета. На двух крошечных факультетах института все знали друг друга в лицо.
Именно во время учебы Нугуман Мусин сделал свои первые творческие шаги. И помог ему в этом поэт Хаким Гиляжев, который преподавал в институте башкирскую литературу. «Он постоянно читал мои стихи, – вспоминает сам Нугуман Сулейманович, – давал мне полезные советы».
Мусин Н.С.
Хаким Гиляжев впервые организовал литературный кружок, под его руководством выпускался рукописный журнал «Ашкадар». Хаким Габдрахманович пророчил ему большое будущее. Прочитав как-то очередную подборку стихов Нугумана, он воскликнул: «Друзья, рождается большой поэт, каких еще в башкирской поэзии не бывало».
Но судьба распорядилась по-иному. Свое призвание Нугуман Мусин нашел в прозе.
Вначале он работал инспектором отдела народного образования Макаровского района, в 1951 году был призван в Советскую Армию. Окончил Башгосуниверситет. В 1958 году начал трудиться литературным сотрудником, затем ответственным секретарем журнала «Эдэби Башкортостан» (ныне «Агидель»), в редакции газеты «Совет Башкортостаны» («Советская Башкирия»), литературным консультантом Союза писателей БАССР, редактором Башкирского книжного издательства.
Первый рассказ Нугумана Мусина «Мой друг» появился в журнале «Эдэби Башкортостан» в 1954 году. Первым значительным произведением, принесшим молодому писателю известность, была его повесть «Зухра». Н. Мусин, окончивший Стерлитамакский учительский институт и работавший учителем, а затем инспектором роно, главными героями повести сделал молодых педагогов из сельской глубинки.
С тех пор писателем созданы многочисленные рассказы и очерки, повести и романы.
Зухра. – Уфа, 1960.
Гордость: повесть и рассказы. – Уфа, 1962.
Дорога моей деревни: повести, рассказы. – Уфа, 1963.
Человек улыбается: повесть и рассказы. – Уфа, 1965
Краса земли. – Уфа, 1967.
Люди дальних дорог: роман. – Уфа, 1970.
Твоя любовь: повести, рассказы. – Уфа, 1972.
Судьба желанна: роман. – Уфа, 1974.
Вечный лес: роман Кн 1. – Уфа,1976; Кн. 2. – Уфа, 1978.
Люди дальних дорог: роман. – М., 1977.
Мгновенье жизни: повесть и рассказы. – Уфа, 1979.
Белый олень на Синь горе: роман. – Уфа, 1980.
Краса земли: повести. – Уфа, 1981.
Свет ночного костра: повесть и рассказы. – Уфа,1982.
Вечный лес : роман в 2 кн. Кн.1. – М., 1989; Кн. 2. 1984.
Избранная судьба: роман. – Уфа, 1983
Перед половодьем: роман. – Уфа, 1985.
Когда занималась заря: повести, рассказы. – М., 1988.
Вечный лес: роман Кн. 2. – М., 1988.
Разговор по душам. – Уфа: Башк. кн. изд-во, 1990.
Белый олень на Синь-горе: роман. – М., 1990.
Избранные произведения: В 2 т . – Уфа, 1992-1993.
Рассказы охотника. – Уфа: Китап, 1995.
Звериная шкура: Роман и повести. – Уфа: Китап, 1996
Белый олень на Синь-гope. – Уфа: Китап, 1998.
Здесь лежат кости батыра. – Уфа: Китап, 2001.
Избранные произведения В 5 т. – Уфа: Китап, 2003-2006.
С его творчеством хорошо знакомы и российские читатели – в Москве в разные годы выходили его романы «Вечный лес» в двух томах, «Белый олень на Синь-горе», сборник повестей и рассказов «Когда занималась заря». Отдельные произведения писателя печатались на татарском, якутском и других языках. В последние годы Нугуман Мусин активно работает над выпуском полного собрания своих сочинений в 11-ти томах, из которых уже издано десять.
Нугуман Сулейманович – заслуженный работник культуры Башкирской АССР. В 1991 году он был удостоен Государственной премии БССР имени Салавата Юлаева. В 2001 году стал народным писателем Башкортостана. Награждался орденами Салавата Юлаева и «За заслуги перед Республикой Башкортостан». Является отличником охраны природы России.
Во всех делах верными спутниками Нугумана Сулеймановича были его супруга Фагима и их две прекрасные дочери.
Писатель Нугуман Мусин и сегодня остается в душе романтиком. Родная земля кажется ему, как и главному герою одной из его книг, чудом, которое поможет людям выжить в самые тяжелые испытания. Он твердо верит, что на Синь-горе живет белый олень и именно там рождается любовь, сбываются прекрасные мечты и светлые надежды на будущее.
Сам писатель видится мне неустанным путником. Он не знает ни дня покоя. Всю жизнь он сочетал плодотворную писательскую деятельность с журналистской и редакторской работой и сейчас выступает наставником начинающих писателей. В свои 85 лет он полон сил и бодрости.
Особенности произведений Н.С. Мусина
Нугуман Мусин – страстный защитник природы и леса. Во многих очерках, рассказах, повестях и романах он выступает за сохранение и умелое использование этого богатства. Он одним из первых начал поднимать экологические проблемы в те годы, когда мы еще и не знали самого понятия «экология» и остался верным этому. Тема природы и роли человека в ней проходит через все творчество Мусина. Автор ставит важную проблему эффективного использования лесного богатства и планомерного его восстановления. На вопрос «Почему именно лес оказался в центре вашего внимания, ведь наши луга и поля не менее прекрасны?», Нугуман Мусин отвечает: «Я пишу не столько о лесе, сколько о людях, об отношениях природы и человека. Сам родился буквально в лесу – моя семья жила тогда в летнем лагере. Отец возвращался из леса, а четырехлетняя сестра выбежала навстречу с криком: «Отец! У тебя родился сын!»... ...Первые горести и радости связаны с родными местами. В этом районе были только горы да деревья, поэтому большинство жителей занималось заготовками. Лес нас кормил. Я описывал то, что видел своими глазами, но это все же не историческая хроника, а художественный вымысел» [9].
«Краса земли» – так назвал писатель повесть, появившуюся в 1960 году и рассказывающую об отношении человека к природе. Для лесника Юмагула Заманова, считающего себя хозяином родной земли и поэтому ответственным за ее судьбу, лес – не только источник благосостояния людей, но и краса земли; поэтому и отношение к нему – показатель нравственности. Все человечное, доброе в повести связано с Юмагулом, его характер предстает перед читателем объемным, масштабным, ибо герой поставлен не перед вымышленными, а перед настоящими противоречиями того времени.
Такой же крупномасштабный характер преданного своему делу труженика создал Н. Мусин в упомянутой выше повести «Дорога моей деревни». Герой произведения, строитель дорог Гаяз Мингажев, человек, размышляющий о смысле своей деятельности, стремится к тому, чтобы и земля, и люди стали лучше.
От повести к повести усиливается проникновение писателя во внутренний мир человека, в его сложные взаимоотношения с обществом, историей, природой. Полнокровные образы выведены Н. Мусиным в повестях «Гордость», «Человек улыбается», «Миг жизни», «Твоя любовь», «Дыхание гор», «Чертово колесо», «Двое мужчин и одна женщина», «Звериная шкура», рассказах «Кудрявые берега Нугуша», «Садри и Нурсиля» и других. Повести и рассказы писателя запоминаются прежде всего колоритными образами положительных героев, живущих высокими стремлениями, размышляющих о красоте жизни, старающихся создавать и беречь эту красоту. Они всегда борются не за личное благополучие, а за счастье всех людей.
Главной привязанности Н. Мусина – башкирскому лесу – посвящена серия романов о нелегком труде людей, связанных с лесом. Это дилогия «Вечный лес», роман «Белый олень на Синь-горе» и его продолжение «Выходи в путь на заре». Произведения писателя отличаются динамизмом, глубоким драматизмом сюжета, психологической мотивированностью поступков героев. Он умеет расширять событийное действие произведений и во временном, и в пространственном отношении. Поэтому очень удачны в его романах экскурсы в прошлое, стремление найти связь между прошлым и настоящим.
Время работы над романом «Вечный лес» было очень непростым. В этот период наибольшего расцвета достигла идеологизация литературы. Герои произведений обычно одинаково мыслили и действовали по заранее намеченному плану партийных органов. Писатели на первое место ставили лишь производственные темы, за которыми не видно было живых людей. А.Н. Мусин пошел по своему пути. Он писал о духовном мире конкретных людей, о любви и бережном отношении к природе. В то время не было еще движения «зеленых». Потому и действовал принцип – брать от природы все. Против течения пошел в своем творчестве Н. Мусин, за эту смелость и полюбили его читатели.
«Белый Олень на Синь-горе» охватывает по времени почти 30 лет. Первая часть рассказывает о тяжелых буднях рабочих скипидарного завода: о том, как они трудились в ужасных условиях, как умирали. Для них символом счастья стал белый олень, который скачет по Синь-горе. Человек ищет счастье всю жизнь. Например, Ирназар видит в своих мечтах этого белого оленя, потом погибает, перетаскивая сани с сосновой смолой. И перед смертью перед его глазами мелькает белый олень. Этот образ возникает и в следующих книгах трилогии.
Роман «Голос раненого человека» охватывает период конца войны. Бойцы возвращаются домой, покалеченные не только физически, но и душевно, однако продолжают мечтать о счастье. Таков Кабир, прошедший ужасы немецких лагерей. Вернувшись в родной край, он столкнулся с недоверием, переросшим в ненависть. Кабиру приходится уйти в лес, там он продолжает мечтать о счастье и там видит белого оленя. В последнем романе «Выходи в путь на заре» также возникает этот образ-символ.
Нугуман Мусин проявил себя и как мастер крупных эпических полотен. Его роман «Люди дальних дорог» продолжает разговор, начатый повестью «Дорога моей деревни»: о современном селе и его будущем, об ответственности людей за судьбу малой родины.
Мысль о выборе нелегкого, но желанного пути в жизни особенно громко звучит в романе «Судьба желанная». Герои романа проходят долгий, нелегкий путь, определяемый двумя вехами жизни страны – годами Октябрьской революции и Гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Нельзя сказать, что сюжет возникает как-то вдруг и сразу. Скорее его рождают беспокойство, раздумья о том, что я хотел бы сказать. Вдохновить могут какое-то событие или личность, необыкновенная история жизни. Например, в романе «Избранная судьба» рассказывается о немецкой девушке. Это произошло на самом деле. Когда Н.Мусин работал учителем, ему пришлось замещать коллегу в другом районе. Его поселили в доме человека, который прошел Первую мировую войну, был в плену и привез из Германии жену – немку Зильду. Он рассказывал о том, как жил у бюргера, заботился о его лошадях, а потом влюбился в его 17-летнюю дочь. В 1918 году они бежали из Германии, заблудились и только через полгода добрались до Башкирии. Хотелось не просто рассказать об услышанном, но и вложить в это особый смысл. Поэтому в 1969 году Н. Мусин написал сначала повесть. И сразу же получил много замечаний по поводу того, что не знает жизни немцев, хотя изучил довольно много материалов. В 1970 году Н. Мусин побывал в ГДР, где познакомился с бытом немецкого народа. Местные писатели очень помогли ему, он путешествовал по селениям, знакомился с людьми, просматривал архивы. В городе Айзенах познакомился с учительницей русского языка Хайди Лингельбах, долго переписывались, и именно с нее Н. Мусин позднее писал портрет Зильды.
В романе писателя «Последняя борть» воссоздана безрадостная картина жизни заброшенной деревни, бывшего леспромхоза. Леса кругом вырублены, люди остались без работы. В деревне, в которой некогда кипела жизнь, сейчас запустение, разруха. От безвыходности и отчаяния пьет и стар и млад. На этом фоне разворачиваются судьбы героев романа.
Трогательно, с авторской любовью рассказана история жизни 90-летнего старика Карамыша. Перед читателем предстает почти вековая история этого края, деревни Аязытау, так как старик является живым свидетелем и участником больших и малых событий. Мы с интересом узнаем, что когда-то леса вокруг этой деревни славились особо ценной породой сосны, которую в народе называют «солок». У каждого такого дерева был свой хозяин, который растил его, берег, лелеял, передавал из поколения в поколение. Но, как повествует автор, такие времена прошли безвозвратно. Единственный оставшийся солок принадлежит лежащему при смерти Карамышу.
Внешний конфликт романа строится на том, что коммерсанту Дамиру Талипову нужен материал именно из солока для строительства дачи, и он любыми путями и способами добивается вырубки последнего солока. Автор создает глубоко драматическую картину гибели чего-то дорогого, бесценного и в то же время беззащитного существа. Солок, стоявший веками, не хочет поддаваться злым людям, сопротивляется, но под ударами топора падает на землю. Это кульминационный, узловой эпизод в романе. В момент гибели солока умирает старик Карамыш; от выстрела из своего же ружья погибает его внук Расул, наблюдавший за сценой рубки. Эти кажущиеся случайности наполнены глубоко символическим смыслом.
Образная символика романа прежде всего связана с образом солока, имеющим и конкретное, и условно обобщающее значение, придающим роману философское звучание. Этот сквозной образ наводит на раздумья о жизни, о человеке, о его месте в ней, о сложных взаимоотношениях между людьми, о нравственных, экологических проблемах современности. Солок стал символом и смыслом жизни старика, мерилом моральных, человеческих качеств других героев. Сын Карамыша Насип рубит не дерево, а свои духовные корни, нравственные устои жизни, выработанные веками его предками. Растоптав свои исторические корни, он лишил себя будущего, ограничил свое жизненное пространство рамками сегодняшнего дня, занятого удовлетворением низменных желаний. Создавая этот образ, рисуя эти картины, писатель предостерегает человека от безрассудства, бездумного отношения к своей и чужой жизни, ко всему окружающему. Как и в других произведениях, в этом романе Н. Мусин вновь утверждает гармонию человека и природы, человека и земли, убедительно показывает, как нарушение этой гармонии, разрыв этих связей приводит личность к деградации, моральному и физическому падению. Образы Насипа и Дамира Талипова и других – подтверждение этого.
В последние годы Н. Мусин обратился и к далекой истории своего народа: в романе «Здесь лежат кости батыра» он показал острые социально-политические события в России в конце семнадцатого и первой половине восемнадцатого столетия, воссоздал яркий образ крупного исторического башкирского деятеля Алдара Исангильдина. За участие в Крымском и Азовском походах русской армии в конце ХVII века Исангильдин получил от Петра Первого ярлык на тарханство и саблю с золотыми ножнами. Вторично он получил именную саблю в 1733 году как член посольства во времена присоединения Малого Казахского жуза к России.
Произведения Нугумана Мусина, созданные в 1990-е годы, пронизаны беспокойством за будущее народа. Свои переживания автор вложил в слова главного героя повести «Звериная шкура» Султан-бая: «Вот ведь пришли времена. Весь мир перевернули с ног на голову, ни головы нет теперь, ни основы. Сколько лет говорили, что строят лучшую жизнь для народа. А теперь что рассказывают: якобы только злые дела и вершили. Неужели такое возможно, что все люди нашей огромной страны шли неверным путем?» На протяжении всей повести мы сталкиваемся с его рассуждениями о прошлом и будущем. Народу никогда не жилось легко, особенно тем, кто имел свое мнение и старался противостоять суровым условиям жизни, размышляет герой.
Вот что пишет об этой повести исследователь башкирской литературы Гульфия Гареева: «В этом произведении обличается сущность общества, в котором живут люди с натурой хищника и облаченные в шкуру зверя, раскрываются равнодушие, социальные противоречия, бесчеловечность, безнравственность среды, продолжающейся со времени советской власти и до нынешних дней» [2]. В своих произведениях Н. Мусин говорит о том, что смена старого новым может сопровождаться отрицательными явлениями нравственного порядка.
Одним из героев, живущих ради высокой цели, является Райман Колчурин из повести «Двое мужчин и одна женщина». Он в юности говорит любимой девушке, что хотел бы быть рабом, приносящим людям красоту и добро. Найдя свое призвание в изготовлении красивой самодельной мебели, он осуществляет свою мечту. Вкладывая всю душу в работу, он претворяет в жизнь самые невероятные замыслы, становится хорошо известным мастером. Он строит для своей семьи большой дом, мастерскую для изготовления мебели и продолжает работать, находя в этом счастье. В противоположность ему втор рисует образ другого преуспевающего мужчины – Антила Байкалова. Но у них совершенно разные взгляды на жизнь, они руководствуются разными жизненными принципами и нравственными уста новками. Для Антила нет ничего важнее своего статуса и денег: «Вон президент банка говорит, что деньги могут все. Правильно говорит». Он живет только своими интересами. Главное для него – это выполнение плана по сбору денег, иначе он не получит свои миллионы.
В повестях и романах народного писателя Башкортостана мы видим сложный мир взаимоотношений между людьми разных социальных групп, разных по характеру и мировоззрению людей. Здесь и сильные духом настоящие герои, и ищущие легкой наживы коммерсанты, и утратившее свои моральные ориентиры «потерянное» поколение, разорвавшее связь со своим внутренним миром, с традициями отцов и дедов.
В своих произведениях Н.С. Мусин широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости - башкирские народные пословицы и поговорки. Однако он не только берет их из народного языка, но и обогащает и его.
В следующей главе мы рассмотрим пословицы и поговорки, которые использовал Н.Мусин в своем произведении «Мин д? ата бала?ы» (И я сын своего отца).
Выводы
Тема природы, сохранения ее красоты, первозданности, бережного отношения к ее богатствам и материальные ценности народа остается популярной и актуальной в башкирской литературе на протяжении десятилетий. Верным избранной теме долгие годы остается известный башкирский прозаик, лауреат премии имени Салавата Юлаева, автор рассказов, очерков, повестей, романов о современности Нугуман Сулейманович Мусин.
Изучив научную литературу о жизни и творчестве Н. Мусина, мы пришли к выводам, что родившись в живописном районе, где вокруг – вековые сосновые и лиственные леса, он стал страстным защитником природы и леса, выступает за сохранение и умелое использование этого богатства. Он одним из первых начал поднимать экологические проблемы в те годы, когда мы еще и не знали самого понятия «экология» и остался верным этому. Автор ставит важную проблему эффективного использования лесного богатства и планомерного его восстановления. Его называют певцом башкирского леса. В его многих произведениях рассказывается об отношении человека к природе. От повести к повести усиливается проникновение писателя во внутренний мир человека, в его сложные взаимоотношения с обществом, историей, природой. Полнокровные образы выведены Н. Мусиным в повестях «Гордость», «Человек улыбается», «Миг жизни», «Твоя любовь», «Дыхание гор», «Чертово колесо», «Двое мужчин и одна женщина», «Звериная шкура», рассказах «Кудрявые берега Нугуша», «Садри и Нурсиля» и других. Башкирскому лесу посвящена серия романов о нелегком труде людей, связанных с лесом. Это дилогия «Вечный лес», роман «Белый олень на Синь-горе» и его продолжение «Выходи в путь на заре», и роман «Последняя борть».
Мысль о выборе нелегкого, но желанного пути в жизни особенно громко звучит в романе «Судьба желанная», «Избранная судьба». Герои романа проходят долгий, нелегкий путь, определяемый двумя вехами жизни страны – годами Октябрьской революции и Гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Произведения Нугумана Мусина пронизаны беспокойством за будущее народа. В них мы видим сложный мир взаимоотношений между людьми разных социальных групп, разных по характеру и мировоззрению людей. Здесь и сильные духом настоящие герои, и ищущие легкой наживы коммерсанты, и утратившее свои моральные ориентиры «потерянное» поколение, разорвавшее связь со своим внутренним миром, с традициями отцов и дедов. В этих произведениях Н.С. Мусин широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости – башкирские народные пословицы и поговорки. И в следующей главе мы рассмотрим пословицы и поговорки, которые использовал Н. Мусин в своем произведении «Мин д? ата бала?ы» («И я сын своего отца»).
Пословицы и поговорки в произведениях Н. Мусина
Пословицы и поговорки как распространенный жанр устного народного творчества
Пословицы и поговорки – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Точная рифма, простая форма, краткость сделали пословицы и поговорки запоминаемыми и необходимыми в речи.
Пословицы и поговорки возникли в далекой древности и сопровождали жизнь любого народа на всем протяжении его истории. У каждого народа с давних времен в речевом обиходе используются пословицы и поговорки, которые отражают длительный процесс развития культуры народа, дух и своеобразие нации.
Пословица – мудрое, поучительное изречение, выражающее в лаконичной форме обобщенную мысль, мысль, проверенную житейским опытом, вековыми жизненными наблюдениями многих поколений [15]. Разных лет издания «Толкового словаря русского языка» предоставляют читателю видоизмененные формулировки понятия пословица. Например, в современном источнике [13], под пословицей понимается краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. В «Словаре терминов» [2] часто встречается электронный вариант определения пословицы, как краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от поговорки, законченного высказывания.
Пословицу башкиры, как и некоторые другие тюркские народы, называют «м?к?л» (термин арабского происхождения, в переводе означает «слово, сказанное к месту»), автором которых является народ. Меткое выражение, удачное сравнение, лаконичная формула, сказанные кем-то однажды подхватываются другими, становятся атрибутом народной речи, благодаря постоянному употреблению в аналогичных по смыслу ситуациях.
Близка по своей жанровой природе к пословице поговорка – айтем (?йтем). Она так же, как и пословица, припоминается к слову, часто употребляется в переносном значении, метко подмечает сущность предметов, явлений и дает им образную характеристику. Но поговорка в отличии от пословицы не содержит обобщающего значения, а образно, в большинстве случаев иносказательно определяет предмет или явление [17]. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл и не является законченным предложением.
Башкирские пословицы, как и пословицы других народов, возникли весьма в отдаленные времена в процессе трудовой деятельности людей. В условиях древнего общества, когда не существовало средств материального закрепления мысли – письменности, обобщение и закрепление трудового опыта, житейских наблюдений в устойчивых словесных формулах было жизненной необходимостью. И в каждой из них кроется великая мудрость нашего народа, глубочайший смысл, заложенный буквально в одной короткой фразе, четкой и лаконичной. Нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы не затрагивали слова классических старинных пословиц. Их знали многие поколения наших предков, они актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся ненужными и непонятными.
Пословицы и поговорки также являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений. Они используются писателями для характеристики героев, выражают отношение автора к событиям, подчеркивают развитие действия, способствуют созданию национального колорита. Пословицы и поговорки в основном произносятся главным героем, раскрывают духовную сферу его жизни.
Пословицы и поговорки в повести Н.С. Мусина «Мин д? ата бала?ы» («И я сын своего отца»)
Главный герой в повести Нугумана Сулеймановича Мусина «Мин д? ата бала?ы»– десятилетний мальчик, оставшийся без отца. Он не понит его совсем, потому что был еще маленьким мальчиком в колебели, рос с мамой. Но у него был дед Муса! Этот дед ничем не отличался от других стариков: среднего роста, худощавый, с редкой бородкой с сединой, усами. Но руки были большими, и он их ставил за спину, двигался медленно. И одежда на нем всегда одна и та же: летом – белая длинная рубашка, брюки с широкими штанинами, на голове тюбетейка из цветного материала, на ногах шерстяные носки с заплатками и старые кожаные сапоги. Когда ходил в гости, одевал новые носки из белых шерстяных ниток и новые резиновые калоши. Зимой – белая старая шубку, повязанную непонятно какого цвета кушаком, на голове шапка, на ногах валенки на высокой подошве.
Этот дед – опора для своего внука, замена отца. Он и будет учить внука жизни! Все что не скажет дедушка, скажет с умом. В своем рассказе обязательно упомянет пословицу или поговорку башкирского народа.
Вот дед Муса взял своего внука первый раз посмотреть, где пасутся сельские лошади. У мальчика в руках – уздечка для вороной кобылы. Сальчик очень рад и старается во всем угодить деду. А дедушка рассказывает, как можно определить свою кобылу по звону колокола на шее у лошадей. Для мальчика это очень интересно: много разных голосов, и они пререплетаются между собой. Откуда знать, как отличить издалека среди них свою кобылу?
А старик продолжает рассказывать. Вот слышен глухой звук колокола – это лошадь Афлятун бабая. У этой лошади глухой звук колокола, потому что она носит большой колокол. А вот звонкий звук. Это лошадь – Муслима. Муслим не смог найти колокол для своей лошади, и повесил камфарку от самовара. Звонче всех звенит колокол на шее у лошади кузнеца Ахмадуллы. Кузнец работает с металлом и для своей лошади изготовил медный колокол. Кобыла деда Мусы издает редкие, спокойные звуки, похожие на удар по дну ведра. Вороная кобыла деда с очень спокойным характером. Дед Муса изрекает: «И по звону колокола на шее у лошади можно определить, что представляет из себя человек» («Шулай ул, улым, ат муйынында?ы ?ы??ырау?а ?арап та кемде? кемлеген белеп була...»)... Но до сознания внука пока не доходит смысл этих слов. «Как же определить людей по звуку колокола на шее лошади?» – думает он. Конечно, нужно понимать, что эта поговорка из жизни и опыта старика.
По звуку колокола дед идет к своей кобыле, находит ее и начинает медленно гладить вороную кобылу за шею, теребить за гриву и что-то шептать ей. Вороная кобыла, как избалованный ребенок, поднимает голову, закрывает глаза и ласкается об руку деда. «Мягкое слово и лошади любят» («Йомша? ????е ат та ярата»), – говорит старик.
Вот мальчик впервые поднялся на лошадь! В это время сердце у мальчика билось в восторге. А когда дед дал внуку вожжи – у мальчика от радости закружилась голова! И снова дед говорит непонятные внуку слова: «Вожжи жизни – в руках у мужчин» («Тормош те?гене ир??р ?улында»). Смысл этого высказывания мальчик, очевидно, не понял. Но и задумоваться над ним не стал, так как радость от владения настоящей лошадью была выше всего!
Хоть и не помнил мальчик своего отец, но по рассказам о нем, знал, что отец был очень хорошим мастером – плотником. Взрослые о нем говорили: «У Сулеймана были золотые руки». И у него были хорошие инструменты. Люди часто спрашивали у Сулеймана разрешения попользоваться ими. Даже после его смерти, люди приходили брали инструменты и конечно же возвращали обратно. Но вот однажды кто-то забрал сверло и не вернул. Дед Муса решил во что бы то не стало найти и вернуть сверло и начал искать. Когнечно же он нашел инструмент, но тот кто его забрал не признавался и не хотел оттдавать его. Тогда старик решил призвать его на совесть, взяв за руку внука отправился к этому человеку в дом. Войдя он сказал: «Вот пришли посмотреть на того, кто присвоил инструмент, оставленный на память отцом мальчику. Тот, кто позарился на наследие, оставленное ребенку – последний человек! Не возвращать то, что брал взаймы - хуже воровства». (?омарт?ы?а хилаф итк?н кеше – ???м а?ты?ы ул!.. ... Биреп тор?анды кире ?айтарып бирм?? урлы?тан да яман!»). Инструмент после этих слов вернули. Мать мальчика со словами «В будущем пригодиться» положила сверло в сундук с инструментами и убрала подальше, решив больше никому никогда их не отдавать, а хранить до достижения сына совершеннолетия.
Но до этого времени было еще далеко... Дед говорит: «На пути к мастерству ковер не проложен» «О?та юлына бу?тау т?ш?лм?г?н». Человек постепенно научится профессии. Пройдут годы, мальчик выростит, и его тоже назовут «мастерстером». Он тоже, как его отец будет строить в селе дома, а люди будут смотреть на его его работу и говорить: «это – его рук дело». И тогда он вспомнит эти слова своего деда.
Дед будет учить внука всему что он сам знает. Куда бы только они не ходили, чего только бы они не делали, что бы только дед не рассказывал своему внуку, везде он находил нужные слова. Одно из двух слов – пословица или поговорка. Перед входом в лес, подпоясившись липовым поясом дед Муса говорит: «У подпоясанного мужчины плечи широкие, спина крепкая» (Билен быу?ан ир?е? яурыны ки?, ар?а ??й?ге ны? була»); берет топор и учит внука им пользоваться: «Мужчина хвастается – инструмент работает» («Ир ма?таныр – ?орамал эшл?р»); стрежет волосы и говорит: «Молодому и семьдесять профессий мало»(«Егет кешег? етмеш т?рл? ??н?р ?? а?», «Взаимопомощь –справедливая работа», («?улалмаш эш – ???ел эш»),»Заплатка на теле», («?? ямауы – ??енд?») ,» Что в колыбельку, то и в могилку» («Булыр бала – бишект?н, булма?тай?ан – ту??анда ла ю?»), подбадривае высказыванием «Дают – бери, бьют – беги», («Б???н?н?н й?н ал, т?йл?г?нд?н ит ал, ?ара – ?уранан ?рк?п ?ас»).
Через эти пословици и поговорки автор хочет довести до читателя те качества, каким должен быть прекрасный человек. Повсеместное обилие народного творчества, их глубокое смысловое значение, место применения – дают произведениям самые яркие расцветки. Нугуман Мусин через них прививает любовь к Родине, к природе, призывает оставить в стороне зло, творить добро. Мастерски использованные пословицы и поговорки добавляют в творение своеобразный окрас.
После подробного знакомства с повестью «Мин д? ата бала?ы», можно сказать, что: произведения Н.С.Мусина, обагащенные народным фольклором в виде пословиц и поговорок, отличаются динамизмом, глубоким драматизмом сюжета, психологической мотивированностью поступков героев. Он умеет расширять событийное действие произведений и во временном, и в пространственном отношении. Поэтому очень удачны в его романах экскурсы в прошлое, стремление найти связь между прошлым и настоящим.
Выводы
Итак, изучив необходимую литературу, мы узнали, что пословицы (м???лд?р) и поговорки (?йтемд?р) – широко распространенный жанр устного народного творчества. Они сопровождают людей с давних времен. Точная рифма, простая форма, краткость сделали пословицы и поговорки запоминаемыми и необходимыми в речи. Они являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений, используются писателями для характеристики героев, выражают отношение автора к событиям, подчеркивают развитие действия, способствуют созданию национального колорита. Пословицы и поговорки в основном произносятся главным героем, раскрывают духовную сферу его жизни.
В повести Нугумана Сулеймановича Мусина «Мин д? ата бала?ы»– главный герой – десятилетний мальчик, оставшийся без отца. Но у него был дед Муса – опора для своего внука, замена отца. Дед будет учить внука всему что он сам знает. Куда бы только они не ходили, чего только бы они не делали, что бы только дед не рассказывал своему внуку, везде он находил нужные слова. Все что не скажет дедушка, скажет с умом, в своих рассказах обязательно упомянет пословицу или поговорку башкирского народа. Когда бы это ни было: внук с дедом идут искать свою кобылу, когда дед сажает внука верхом и дает ему вожжи, когда учит держать топор в руке, стричь волосы и т.д. – всегда читатель услышит жемчужины башкирского народа – пословицы и поговорки. Через них автор хочет довести до читателя те качества, каким должен быть прекрасный человек. Нугуман Мусин через них прививает любовь к Родине, к природе, призывает оставить в стороне зло, творить добро.
После подробного знакомства с произведениями народного писателя Башкортостана Н.С.Мусина, обагащенными народным фольклором в виде пословиц и поговорок, можно сказать, что они отличаются динамизмом, глубоким драматизмом сюжета, психологической мотивированностью поступков героев. Писатель умеет расширять событийное действие произведений и во временном, и в пространственном отношении. Поэтому очень удачны в его романах экскурсы в прошлое, стремление найти связь между прошлым и настоящим.
Заключение
«Куда ни гляну, кругом вырисовываются голубые горы. И хочется мне, взобравшись на самую высокую из них, стоять и любоваться удивительными картинами, окружающими меня. Нет ничего лучше Родины! Нет ничего величественней и прекрасней, чем ее широкие и надежные дороги! И шагать нам по ним вечно!» – так говорит один из героев повести Н. Мусина «Дорога моей деревни». Свои дороги, большие или едва приметные, прокладывают в литературе и художники слова. Дорога, которую проложил народный писатель Башкортостана Нугуман Мусин в башкирской прозе за шестьдесят лет интенсивной и плодотворной творческой деятельности, весьма своеобразна.
Изучив научную литературу о жизни и творчестве Н. Мусина, мы пришли к выводам, что родившись в живописном районе, где вокруг – вековые сосновые и лиственные леса, он стал страстным защитником природы и леса, выступает за сохранение и умелое использование этого богатства. Он одним из первых начал поднимать экологические проблемы в те годы, когда мы еще и не знали самого понятия «экология» и остался верным этому. Автор ставит важную проблему эффективного использования лесного богатства и планомерного его восстановления. Его называют певцом башкирского леса. В его многих произведениях рассказывается об отношении человека к природе. От повести к повести усиливается проникновение писателя во внутренний мир человека, в его сложные взаимоотношения с обществом, историей, природой. Полнокровные образы выведены Н. Мусиным в повестях «Гордость», «Человек улыбается», «Миг жизни», «Твоя любовь», «Дыхание гор», «Чертово колесо», «Двое мужчин и одна женщина», «Звериная шкура», рассказах «Кудрявые берега Нугуша», «Садри и Нурсиля» и других. Башкирскому лесу посвящена серия романов о нелегком труде людей, связанных с лесом. Это дилогия «Вечный лес», роман «Белый олень на Синь-горе» и его продолжение «Выходи в путь на заре», и роман «Последняя борть».
Мысль о выборе нелегкого, но желанного пути в жизни особенно громко звучит в романе «Судьба желанная», «Избранная судьба». Герои романа проходят долгий, нелегкий путь, определяемый двумя вехами жизни страны – годами Октябрьской революции и Гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В большинстве рассказов и повестей Н. Мусина ставится вопрос о воспитании человеческого в человеке, о цене душевного комфорта, о цели и смысле жизни, о необходимости спешить делать людям добро («Главная пора жизни», «Мой ровесник Сафа», «Продолжительность жизни», «Откуда этот мелодичный звон?», «Исповедь Сарии», «Беспокойный день», «Молодость», «И я сын своего отца»). В этих произведениях Н.С. Мусин широко используют неиссякаемые запасы народной мудрости – башкирский народный фольклор, а в частности пословицы и поговорки.
Так же мы узнали, что пословицы (м???лд?р) и поговорки (?йтемд?р) – широко распространенный жанр устного народного творчества, которые сопровождают людей с давних времен, являются необходимым художественным элементом языка литературных произведений, используются писателями для характеристики героев, выражают отношение автора к событиям, подчеркивают развитие действия, способствуют созданию национального колорита.
В повести Нугумана Сулеймановича Мусина «Мин д? ата бала?ы» – главный герой – десятилетний мальчик, оставшийся без отца. Но у него был дед Муса – опора для своего внука, замена отца. Дед учит внука всему что он сам знает. Куда бы только они не ходили, чего только бы они не делали, что бы только дед не рассказывал своему внуку, везде он находил нужные слова, обязательно упомянет пословицу или поговорку башкирского народа. Когда бы это ни было: внук с дедом идут искать свою кобылу, когда дед сажает внука верхом и дает ему вожжи, когда учит держать топор в руке, стричь волосы и т.д. – всегда читатель услышит жемчужины башкирского народа – пословицы и поговорки. Через них автор хочет довести до читателя те качества, каким должен быть прекрасный человек. Нугуман Мусин через них прививает любовь к Родине, к природе, призывает оставить в стороне зло, творить добро.
После подробного знакомства с произведениями народного писателя Башкортостана Н.С. Мусина, обагащенными народным фольклором в виде пословиц и поговорок, можно сказать, что они отличаются динамизмом, глубоким драматизмом сюжета, психологической мотивированностью поступков героев. Произведения последних лет можно рассматривать как новую ступень, более высокий уровень художественного мастерства. В них характеры раскрываются в философском осмыслении, через глубокие психологические переживания, и, благодаря мастерскому владению словом, умению проникать во внутренний мир персонажа, заставляют читателя сопереживать, страдать и радоваться вместе с героями.
Библиографическая ссылка
Арслангалиев И.Р. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ПОВЕСТИ Н.С. МУСИНА («И Я СЫН СВОЕГО ОТЦА») // Старт в науке. – 2018. – № 6-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1324 (дата обращения: 23.11.2024).