Трудно представить, что когда-то люди обходились без бумаги. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Каждый день мы читаем газеты, журналы, книги. В школе учимся по учебникам, пишем в тетрадях, используем бумагу для творчества. Она используется для производства упаковки, одноразовой посуды, поздравительных открыток, обоев и денежных банкнот. Бумага напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам – паспорту, диплому, справке и так далее. Как ни крути, а замены ей нет!
А, что происходит с использованной бумажной продукцией? Есть ли вторая жизнь у бумаги? Можно ли самому в домашних условиях изготовить ее из использованной бумаги? На эти вопросы я вместе с моими родителями хочу найти ответы.
Цель работы: научиться делать бумагу своими руками в домашних условиях.
Задачи:
- Провести социологический опрос среди учащихся первых классов.
- Оценить результаты опроса.
- Узнать, что такое макулатура и как она защищает природу.
- Изготовить бумагу своими руками из макулатуры.
- Изготовить цветную бумагу своими руками из макулатуры.
- Показать практическое применение полученной бумаги.
Предмет исследования: возможность вторичного использования бумаги.
Объект: макулатура.
Гипотеза исследования: возможно ли использование макулатуры для получения бумаги в домашних условиях.
Актуальность: тему исследования считаю актуальной, так как существует угроза окружающей среде.
Практическая значимость: рассказать учащимся младших классов о вторичном использовании бумаги и как при помощи макулатуры мы может спасти окружающую среду.
Методы исследования:
- Работа с информационным источником;
? Социальный опрос;
- Составление аналитических диаграмм;
- Проведение исследований (эксперимента);
- Изучение литературы.
Работа основывается на данных, полученных из специальной литературы, посвященной раскрытию темы и экспериментах.
Социологический опрос на тему «Что вы знаете о макулатуре?»
В начале работы был проведен социологический опрос первоклассников (100 человек) и выявлено, что большинство ребят – 88 % не знают, что такое макулатура и для чего она используется. Поэтому на вопрос о необходимости сбора макулатуры 50 % ребят затрудняются ответить. 99 человек выбрасывают старые газеты, журналы, исписанные тетради. Результаты отображены с помощью диаграмм. (Приложение 1).
Макулатура и ее роль в защите природы
Так что же такое макулатура? В большом энциклопедическом словаре записано, что макулатура (нем. Makulatur – от лат. maculo – пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и так далее, используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках [1] (Приложение 2).
Ежегодно в мире производится более 300 млн тонн бумаги. Это огромное количество. Ежедневно мы используем бумажную продукцию, после чего избавляемся от нее, выбрасывая на свалки или сжигая. А тем временем вырубают леса, чтобы обеспечить целлюлозно-бумажную отрасль необходимым сырьем. Так почему бы не сдать все ненужные бумажные отходы на переработку, так как 1 тонна макулатуры заменяет около 4 м2 древесины [7]. Совершенно безответственно отправлять ценный вторичный ресурс гнить на свалки. В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии.
При переработке макулатуры для производства новой бумажной продукции тратится меньше природных ресурсов: срубается меньше деревьев и экономится вода. Волокна в перерабатываемой бумаге уже достаточно мягкие, и их не надо размягчать дополнительно. А это значит, что на производстве бумаги из вторсырья используется меньше химикатов, загрязняющих окружающую среду. Это огромная польза для нашей природы.
Знаете ли Вы, что переработка 1 тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек.
Если бы каждый читатель отправлял на переработку хотя бы 1 из 10 приобретенных им газет и журналов, это помогло бы сохранять 25 млн деревьев ежегодно.
Из переработанной макулатуры изготавливают гигиеническую продукцию, бумагу разных сортов, картон для коробок из-под обуви и других целей, ее используют при производстве строительных материалов. Таким образом, бумага получает вторую жизнь.
Хотя бумагу нельзя перерабатывать бесконечно. С каждой новой переработкой волокна бумаги становятся все слабее и короче. Обычно бумага выдерживает не более 7 переработок [5] (Приложение 2).
Интересные факты:
- Бумага, произведенная из тряпок, прочнее и долговечнее бумаги из древесины [4];
- Для производства разных сортов бумаги идут волокна разных пород деревьев. Так, из мягкой древесины (ель, сосна) изготавливают бумагу для газет, салфеток и одноразовых носовых платков. Из твердой древесины (береза) производят качественную писчую бумагу [5];
- Макулатура составляет по весу примерно 40 % всех твёрдых отходов [6];
- 115 млрд. страниц офисной бумаги, в среднем, ежегодно переводится в макулатуру пользователями персональных компьютеров во всём мире [7];
- 10 тыс. деревьев вырубается ежегодно в Китае для производства поздравительных открыток [6];
- 54 кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяют сохранить 1 дерево [4];
- Крупнейшим экспортёром макулатуры в мире является США, а крупнейшим потребителем – Китай, ежегодно закупающим её в объеме не менее 25 млн. тонн, что составляет более половины всего мирового торгового потока макулатуры [6].
Практическая часть
Бумага ручного литья не только необыкновенно красива; эта технология даёт вторую жизнь макулатуре.
1. Изготовление бумаги
Цель: научится делать бумагу в домашних условиях, используя старые газеты и использованную писчую бумагу.
Оборудование: таз для замачивания бумаги, кухонный блендер-стакан, большой таз, в который будем опускать для рамки, рамка для бумаги, салфетки, на которых можно сушить бумагу, скалка (Приложение 3).
Технология изготовления:
- Разорвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз теплой воды и оставить на ночь.
- Вымоченную бумагу размолоть блендером, добавив большое количество воды. Таким образом, мы получаем пульпу.
- Наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.
- Аккуратно поднять рамку из таза, держа ее горизонтально и подождать, чтобы стекла вода. Главное не дотрагивайтесь до нее и не капайте на нее водой!
- Положить рамку на салфетку, сверху накрыть еще одной салфеткой и аккуратно прокатать скалкой, отжимая оставшуюся воду.
- Осторожно снять салфетки и повесить рамку сушить.
- После полного высыхания листа, аккуратно отделить его от рамки [3] (Приложение 3).
Вывод: в результате из старых газет получилась бумага серого цвета, мягкая и тонкая. Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд (салфетки, как обёрточный материал).
Из писчей бумаги получилась более нежная и голубоватого цвета бумага. Такую бумагу можно использовать для творческих работ (Приложение 3).
2. Изготовление цветной бумаги
Цель: научится делать цветную бумагу в домашних условиях.
Оборудование: используем тоже оборудование, которое необходимо для изготовления бумаги и гуашь желтого, красного, зеленого цвета.
Технология изготовления: процесс изготовления цветной бумаги такой же, что и при изготовлении обычной бумаги, отличие заключается в том, что в пульпу мы будем добавлять гуашь разных цветов.
Вывод: из старых газет цветная бумага нужного цвета не получается, она имеет темный оттенок, а из писчей бумаги получается бумага ярких цветов (Приложение 3).
3. Мастер-класс из бумаги ручной работы
В классе я поделилась своими знаниями о бумаге ручной работы с одноклассниками. Вместе с ребятами мы нашли применение данной бумаги. Бумага хорошо подходила в качестве материала для изготовления открыток к 8 Марта. Из бумаги приготовленной мною мы вырезали цифру восемь, делали цветы, использовали бумагу для фона открытки. Выполненные работы принесли радость не только мне, но и всем ребятам.
Вывод: бумага ручной работы пригодна для творчества (Приложение 3).
Заключение
Я научилась делать бумагу в домашних условиях. Мне удалось получить бумагу разного качества, а при помощи краски я смогла получить цветную бумагу. Это достаточно увлекательный и познавательный процесс, который позволяет понять, как можно сохранять деревья.
Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях из макулатуры. Полученную бумагу можно использовать для детского творчества.
В результате социологического опроса, проведённого среди учащихся первых классов нашей школы, выяснилось, что ребята не осознают какой вклад, они могут сделать в сохранение лесных богатств и не готовы принимать активное участие в сборе и сдаче макулатуры.
Поэтому мы предлагаем:
1) шире вести разъяснительную работу среди учащихся по сбору и сдаче макулатуры;
2) организовать в нашей школе сбор макулатуры, а на полученные деньги озеленить школьный двор или купить новые учебники;
3) присоединиться к всероссийскому экологическому марафону «Сдай макулатуру – спаси дерево».
Таким образом, мы внесем вклад в развитие вторичной переработки.
Надо помнить, что лес – это сокровище, которое подарила нам мать-природа и что лес нужно беречь, охранять и всеми силами пытаться спасти.
Для того чтобы все знали о значимости макулатуры, мы сделали буклеты с полной информацией: что такое макулатура, где ее принимают, как подготовить ее к сдаче (Приложение 4).
Приложение 1
Приложение 2
Макулатура
Круговорот переработки бумаги
Приложение 3
Таблица сравнений бумаги
Качества |
Бумага, полученная из старых газет |
Бумага, полученная из писчей бумаги |
|
Цвет |
серый |
бело-голубоватый |
|
Плотность |
мягкая |
жесткая |
Таблица сравнений цветной бумаги
Цвет гуаши |
Цвет бумаги из старых газет |
Цвет бумаги из использованной писчей бумаги |
Желтый |
серый |
светло-желтый |
Красный |
красно-коричневый |
розовый |
Оранжевый |
коричневый |
нежно-оранжевый |
Зеленый |
болотный |
зеленый |
Цветная бумага из старых газет
Цветная бумага из использованной писчей бумаги
Мастер-класс
Приложение 4
Библиографическая ссылка
Николаева С.Р. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ БУМАГИ // Старт в науке. – 2018. – № 5-9. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1279 (дата обращения: 23.11.2024).