Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСЧЕЗНУВШИЕ СЕЛА ЛЁНВА, ДЕДЮХИНО И ВЕРЕТИЯ. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ СЕВЕРНОГО УРАЛА

Альметова Д.М. 1
1 г. Пермь, МАОУ «Гимназия № 2», 4 «А» класс
Силина С.В. (Пермь, МАОУ «Гимназия № 2»)
1. http://www.ural.ru /spec/ency.
2. http://www.geo-vestnik.psu.ru/files/vest/506_Nikolaev.pdf.
3. Приказ Росохранкультуры Министерства культуры России от 30.05.2011 № 39–Р «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дедюхин горный город» в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
4. Мельников П.И. Дорожные записки (На пути из Тамбовской губернии в Сибирь) // Полн. собр. соч. 2–е изд. СПБ., 1909. Т.7. С. 514–573.
5. https://ru.wikipedia.org/wiki.
6. http://pstroganov.com/.
7. http://stroganovland.ru/o-proekte/usole/dostoprimechatelnosti.htm.
8. http://www.museum-berezniki.ru/nauchno-issledovatelskaja-rabota/lenvinskaja-cerkov-svjatoj-troicy/.
9. https://ru.wikipedia.org.

Цель моего проекта: привлечение внимания общественности к заброшенным историческим памятникам архитектуры Пермского края и восстановление памяти об исчезнувших населенных пунктах.

Для реализации цели проекта поставлены следующие задачи:

1. Собрать и изучить литературу по теме проекта.

2. Изучить памятники архитектуры исчезнувших посёлков.

3. Сделать выводы по теме исследования.

Предмет исследования: исчезнувшие деревни Лёнва и Веретия, Дедюхино.

Объект исследования: исторические памятники архитектуры этих сёл.

Мной была сформирована гипотеза: знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к предкам и своему краю.

Актуальность данной исследовательской работы. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, для меня это – история моей семьи.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков. Работа может быть использована на уроках краеведения – изучения истории и географии родного края.

Методы исследования:

1. Сбор и анализ информации из исторических источников об исчезнувших сёлах, изучение архивных данных.

2. Поездка на место исчезнувших деревень, экскурсии в музеи.

3. Фотографирование исторических памятников архитектуры.

Теоретическая часть

Географическое положение и история возникновения сел Лёнва, Веретия и Дедюхино

Истоки возникновения этих сёл уходят в глубину веков и навсегда связаны с историей добычи соли, с такой известной династией как промышленники Строгановы, с городом Соликамск. Основная часть жителей поселков занималась добычей соли, известной сто лет тому назад на всю Россию как пермянка. Современный город Березники образовался в результате слияния этих рабочих поселков, возраст которых исчисляется столетиями.

Однажды, от своих родителей я узнала, что моя прапрабабушка и прапрадедушка жили на левом берегу реки Камы в селе Лёнва, которого сейчас не существует. На месте, где была деревня, сейчас поле, поросшее бурьяном. Сегодня о такой деревне говорят «исчезнувшая». Название ее сохранилось лишь в архивах.

Название села Лёнва Усольского района произошло от названия реки, левого притока реки Камы. Название реки коми-пермяцкое, состоит из двух корней «ЛЁМ» (черемуха) и «ВА» вода. Таким образом, ЛЁМВА – река, на берегу которой растёт много черёмухи. По другой версии название произошло от слова «ЛЁН» (растение) и «ВА» – вода. Лёнва – река, текущая среди «полей льна» или река голубая, как цветы льна.

Лёнва возникла в 1610 году как поселок при солеварне балахонского купца Ивана Соколова. В 1681 году посёлок перешёл во владение москвичам Шустову и Филатьеву. В царствование царя Петра I, соляные промыслы вместе с деревнями были отобраны и переданы Григорию Дмитриевичу Строганову по его же просьбе.

В России было принято называть селами населенные пункты, где был церковный храм. В селе находились Свято-Троицкая каменная православная церковь, построенная в 1688 году Шустовыми из их же жилого дома, два земских училища (мужское и женское). В середине селения находилось Чашкино (Чашкинское) озеро. В настоящее время на берегу этого озера отдыхают горожане.

Село Веретия – село на речке Зырянке, левом притоке реки Кама. «Веретия» означает – возвышенность, сухое место у реки или над низменностью. В селе находились каменная православная церковь, построенная в 1746 году, церковно-приходская школа, почтово-телеграфное отделение, станция железной дороги и почты.

Первый раз Веретия, как село упоминается в 1647 году по поводу освящения в ней первой православной церкви. С 1678 года Веретия перешла во владение Строгановых. По сведениям 1895 года всего в Веретии было 106 дворов (домов).

Поселок Дедюхино назван в честь некто Дедюхина, который основал Дедюхинский соляной завод. Поселок располагался на левом берегу Камы при впадении в нее реки Лёнва, на ее низменном правом берегу.

Первое упоминание о соляных варницах в этой местности встречается в переписи от 1647 г. Дедюхинский промысел достался Пыскорскому монастырю, и монахи переименовали его в Рождественское Усолье.

«На востоке, в 1 км от города, на левом высоком берегу речки Лёнвы, находились Лёнвинские соляные промыслы и жилой поселок рабочих. Практически город Дедюхино и заводской поселок Лёнва разделяла только река Ленва. На юге от города, в 7 км, находилось село Веретия. На юго-западе в 3 км располагалось село Усолье, а на западе в 7 км – село Пыскор.

В 1805 году поселок Дедюхино переименован в горный город Дедюхин. В 1818–1820 гг. впервые в России была сделана попытка добывать соль шахтным способом и произошло это в горном городе Дедюхино. Это была первая соляная шахта на Урале.

Время основания первого каменного Собора Рождества Христова в Дедюхине неизвестно, но имеется предположение, что в 1684 году церковь уже существовала. На это указывала надпись на древней иконе Рождества Христова, писанной стараниями Пыскорского архимандрита Пафнутия для Рождественского Усолья и помеченная 1684 годом. Сейчас эта икона утрачена в связи с революцией 1917 года. До 1917 года в Дедюхино проживало около трех с половиной тысяч жителей.

Дедюхин располагался севернее острова Березниковского, что находился на Каме, в полутора километрах от него. И именно Березниковский (это хорошо читается на карте 1830 г.), а не Березовый, как иногда его именуют. Это старинное название острова перешло Березниковскому соляному промыслу, позднее Березниковскому содовому заводу и в итоге – советскому городу Березники».[1]

Исчезновение деревень Лёнва, Дедюхино и Веретия

Почему и как это произошло? Эти вопросы я и задала себе. Бабушки и родители мне рассказали, что в 1952 г. после строительства Камского водохранилища подъем воды был так высок, что территория бывшего горного города Дедюхина, старого Усолья и посёлков Лёнва и Веретия, со всеми жилыми домами и соляными варницами, ушла под воду.

С образованием Камского водохранилища было затоплено 200 населённых пунктов. Самые большие из них – Лёнва, Дедюхино и Усолье. Посёлок Дедюхино ушёл под воду целиком, а от Лёнвы осталась одна церковь. Возвышенность, на которой стоит Свято-Троицкая церковь (Лёнвинская), образовала остров. Усолье оказалось затоплено на 90 процентов. Поэтому усольчанам пришлось переселиться на гору. В результате затопления Усолье растянулось на 5 километров, хотя раньше его дома находились в долине Камы.

В настоящее время память о городе Дедюхин сохранилась в названии острова Дедюхинский у северной окраины Березников вблизи левого берега Камы. Жители были переселены в Березники, большая часть – в район Абрамово и на улицу Лёнвинская. Мои прапрабабушка Ольга Родионовна и прапрадедушка Алексей Гаврилович жили в доме на этой улице.

Практическая часть

Памятники архитектуры Усолья

Этим летом мои родители организовали мне экскурсионную поездку по историческим памятникам городов Березники, Усолье и Соликамск. Об этих городах даже снят документальный фильм «Хребет России». Проект посвящён природе, истории и культуре Урала.

Усолье основано Никитой Григорьевичем Строгановым в 1606 году и находится на одной широте с Санкт-Петербургом, есть даже поговорка «Усолье-град Петербургу брат». По словам экскурсовода, архитектура Спасо-Преображенского собора, колокольни и Строгановских палат очень похожи на архитектуру здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Первый музей, который мы посетили, это палаты Строгановых, которые были построены в 1724 году. Музей располагается в историческом здании, где находилась резиденция Строгановых, в центре Пермских вотчин, и является частью Усольского архитектурного комплекса.

Внутри западной стены здания устроены специальные колодцы – зольники, обеспечивающие подачу топлива снизу для топки изразцовых печей. Рядом расположены церковь и колокольня, построенные в начале XVIII века в традициях стиля «московского» барокко.

После длительной реконструкции, с 2002 года, здание палат постепенно обретает вид, который оно имело когда-то. Почти полвека дом был полностью заброшен, и краткосрочные ремонты, закладки окон и дверей не спасали его от разрушений. В музее регулярно проходят выставки.

В городе Усолье сохранились многочисленные памятники архитектуры: Никольская церковь, Спасо-Преображенский собор с отдельно стоящей колокольней, палаты Строгановых, несколько церквей, особняков. Всего насчитывается около 40 памятников культуры, гражданского строительства и промышленного зодчества.

Памятники архитектуры Лёнва и Дедюхино

Недалеко от Усолья в нескольких километрах находится территория поселков Лёнва и Дедюхино. В настоящее время она затоплена, видно лишь некоторые возвышенности и остатки памятников архитектуры. К ним относится и Лёнвинская Свято-Троицкая церковь.

Единственным источником, рассказывающим о постройке Троицкой церкви в 1688 году, является надпись на каменной плите, которая была вмонтирована в стену ее паперти.

«Построена и освящена сия церковь при великих князьях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче в Усольском уезде, меж Лёнвы-реки и меж Чашкина истока, у соляного варничного промыслу, у гостей Василия, Григория и Никиты Федоровых, детей Шустовых по обещанию».[2]

Поэтому село Ленва иногда называли Троицко-Лёнвинским и просто Троицким.

В 1962 году церковь была закрыта и в настоящее время почти полностью разрушена. Мы побывали на этом месте и видели руины заброшенного храма.

От города Дедюхина не осталось памятников заводской, духовной и обывательской архитектуры, а только архивные документы.

Деревня Веретия находилась на реке Зырянка, а сейчас это современная промышленная зона предприятий города Березники. Основана была в 17 веке. Подразделялась на Малую и Большую Веретии.

В 1973 году ввиду увеличения промышленных территорий Березниковского рудоуправления № 1 «Уралкалий» и азотно-тукового завода было принято решение о ликвидации населённого пункта. Жители были также переселены в город Березники.

Памятники архитектуры Соликамска

«Жизнь и название Соликамску дала соль. Город возник при соляных промыслах, организованных вологодскими купцами Калиниковыми. Есть указания, что около 1430 года они устроили рассолоподъёмные трубы и варницы на берегу реки Усолки. Первоначально город назывался в летописи 1506 года Усолье на Камском, позднее Усолье Камское, а с XVII века – Соль Камская.

Соликамск числился укрепленным городом с посадом. В нём насчитывалось 190 дворов, 16 соляных варниц, 26 лавок, несколько церквей. Город не раз страдал от набегов кочевых племён и пожаров (например, в 1581 году его сжег во время набега мансийский князь Кихек), но всегда восстанавливался. В 1613 году в Соликамск стали назначаться воеводы».[3]

Соликамск очень старый город, основанный в 1430 году. В нем сохранилось очень много храмов и церквей, которые я увидела. Свято-Троицкий собор, церковь Ионна Предтечи, Богоявленская церковь, Соборная колокольня.

Строительство соборной колокольни было начато в 1713 году. Высота её 62 метра. Колокольня имеет небольшой наклон. Также как и башня Сююмбике в Казани и колокольня в Усолье, где я была этим летом с родителями.

Многие храмы в Соликамске построены на деньги прихожан и отреставрированы в более позднее время.

Сохранился и дом воеводы. Его строительство началось 1673 году после пожара 1672 году, в котором погибла соликамская крепость. Дом строился в период 1673–1688 годы.

Дом воеводы имел и оборонное назначение. Стены, толщина которых достигала 2 м, имели бойницы и были сложены из больших кирпичей. «Коридоры, которые связаны между собой лестницами внутри стен и по легенде имеют подземные ходы, ведущие к Богоявленской церкви, Свято-Троицкому собору, колокольне, к близлежащему лесу и реке Усолке».[4]

Дом воеводы в Соликамске является памятником древнерусского гражданского зодчества.

Недалеко от центра города на берегу реки Усолки находится достопримечательность – Людмилинская соляная скважина, которой более ста лет. Ранее на этом месте находился Троицкий солеваренный завод. Скважина была пробурена в 1906—1907 годах в геологоразведочных целях и имела глубину около 100 метров. Добытая оттуда соль содержала большое количество калия и поэтому для употребления в пищу не годилась.

Сохранение наследия предков

Лёнвинская Свято-Троицкая церковь в 30-е годы прошлого века была закрыта. Несмотря ни на что, она сохранила своё имущество и вновь открылась в годы Великой Отечественной войны.

Время не пощадило храм. В 1962 году Комиссия рекомендовала закрытие церкви и вход был запрещён. Часть икон храма поступила в Пермскую галерею и Березниковский краеведческий музей.

К сожалению, при закрытии храма музейным работникам не удалось спасти интереснейший храмовый архив, который был уничтожен и разграблен вандалами.

В фондах Пермской галереи и сейчас хранится икона 1611 года «Сошествие Святого Духа» московского мастера Стефана Арефьева, в Березниках – образ «Богоматери Цесарской» работы московского мастера Егора Антипьева.

Оригинал иконы находится в Благовещенском соборе Московского кремля. По мнению искусствоведов, Цессарская икона очень дорогая и древняя. Считается, что её в числе первых христианских икон привезли в новокрещённую Русь. Она была написана в 792 году, а Русь крестили в 988 году. Когда-то она находилась в Киеве, затем во Владимире, а теперь в Москве. С неё и была сделана лёнвинская копия. Оклад был из чистого серебра. До сих пор не выяснено, кто её пожертвовал Лёнвинской церкви.

В 1985 году в колокольне Лёнвинской церкви еще сохранялись настенные росписи. На сегодняшний момент росписи и сами стены практически не сохранились. Лёнвинская церковь простояла до 1992 года.

Местный краевед Виктор Цыпуштанов боролся за то, чтобы церковь признали памятником архитектуры. Его поддерживал директор Березниковского музея Иван Коновалов, но власть была глуха к призыву краеведов-специалистов.

Церковные книги увезли в ЗАГС. На ворота церкви повесили замок. Он провисел один день. В холодные дни рыбаки разжигали в церкви костёр, спасались от дождя и снега. Её колокольню с угла постепенно начали разбирать на кирпичи. Колокольня рухнула, обрушив центральный свод и потолок. Церковь превратилась в развалины.

Памятник федерального значения – церковь Святой Троицы для многих жителей стал лишь опознавательным знаком того, что когда-то здесь располагалось старинное поселение солеваров – п. Лёнва.

Город Дедюхин. В 2011 году приказом Росохранкультуры был зарегистрирован уникальный объект культурного наследия «Дедюхин горный город» в государственном реестре памятников истории и культуры народов России.

Адрес памятника: «Дедюхин горный город» расположен по адресу: Пермский край, пригородная зона г. Березники, левый берег р. Кама, цепь островов севернее автодороги Усолье.

В настоящее время память о городе сохранилась в названии Дедюхинского острова у северной окраины Березников вблизи левого берега Камы. И это все, что осталось от посёлка Дедюхино…

В прошлом году я с мамой составляла родословное дерево нашей семьи. В нашей семье хранятся фотографии моей прапрабабушки Ольги и прапрадедушки Алексея, которые жили в посёлке Лёнва. В архиве Пермского края, который находится в Перми на улице Студенческой, находятся ревизские сказки и метрические книги из церквей посёлков Лёнва, Веретия, Дедюхино.

Метрическая книга – это книга, в которую записывались раньше все даты рождений, браков и смертей жителей России по 1918 год. Эти книги хранились в церквях.

Но мы не смогли посмотреть записи о рождении моих предков по причине ветхого и неудовлетворительного состояния метрической книги посёлка Лёнва. А это было бы очень интересно, найти информацию о своих родственниках.

В Архивном фонде Пермского края хранятся интересные документы, которые содержат генеалогическую информацию. Существует проект Поколения Пермского края. В Интернете находятся отсканированные архивные документы, что позволяет осуществить поиск семейных корней. Можно найти своих родственников по фамилии и получить документальное подтверждение информации о своем роде. Но этот проект, видимо, тоже мало финансируется и документа, который интересует нашу семью, в электронном виде нет.

Строгановские палаты, как и разрушенная Лёнвинская церковь – это памятники архитектуры федерального значения. Необходимо привлечь внимание общественности к состоянию уникальных памятников архитектуры. Многие из них можно сохранить и восстановить при должном финансировании. Ведь это наша история, история наших предков и края. Горестно смотреть на разрушенные, заброшенные и забытые многими руины храмов и церквей, старинных зданий.

Есть успешные примеры сохранения памятников культуры, например, этнографический музей Хохловка – крупнейший центр притяжения туристов. В него привезены уникальные деревянные здания и сооружения, лучшие образцы народной культуры Пермского края.

Например, Белогорский монастырь, открытый в 1917 году, который называют Уральским Афоном. Мы ездили с родителями в августе на праздник столетия со дня основания Белогорского монастыря. Он расположен на Белой горе, и оттуда открывается прекрасный вид на поля, реки и леса. Монастырь перенес много трагических событий, был разграблен, перенёс пожар в 1980 году. Но в настоящее время восстановлен, благодаря пожертвованиям обычных людей и предприятий края, а также финансированию из бюджета Пермского края.

Наши памятники нисколько не хуже исторических объектов Санкт-Петербурга или Москвы, Новгорода или Ярославля. Некоторые из них даже более древние.

Одна из причин их плачевного состояния – отсутствие денежных средств на восстановление и недостаточная транспортная инфраструктура до этих объектов. Ещё я считаю, что нужна реклама в средствах массовой информации (газетах, радио, телевидении), чтобы люди знали, как и куда добраться.

Можно не уезжать из своего края и каждую неделю ездить на экскурсии! Необходимо развивать внутренний туризм. В Пермском крае так много архитектурных и природных памятников!

Заключение

В ходе выполнения работы я поняла, как богата история нашего края. Я родилась в Березниках, и поэтому часто бывала в близлежащих городах и посёлках: в Усолье и Орле, Соликамске. Когда я переехала в Пермь, мы с родителями побывали в музее Хохловки и в Белогорском монастыре, в Кунгурской ледяной пещере. Но еще столько мест и городов, в которых интересно побывать, например, Чердынь, Чусовские городки, Каменный город (Чёртово городище).

Работая над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, я пришла к выводу, что необходимо знать историю своего края. Это воспитывает любовь и уважение к своим предкам.

Наше поколение и знать не будет о том, что в таких местах когда-то давно жили люди. Но остаются воспоминания в памяти людей, в стихах поэтов, летописях.

Приложение

alm1.tif

Рис. 1. Карта реки Кама и ближайших населенных мест, 1913 г.

alm2.tif alm3.tif

Рис. 2. Свято-Троицкая церковь, с. Лёнва, построена в 1687–1688 – в настоящее время почти полностью разрушена

alm4.tif

Рис. 3. Церковь Похвалы Богородице, п. Орел, построена в 1735 г. – действующая

alm6.tif

Рис. 4. Спасо-Преображенский собор, с. Новое Усолье, построена 1724–1731 гг. – реставрируется

alm7.tif

Рис. 5. Никольская церковь, Новое Усолье, построена в 1813–1820 гг. – восстанавливается

alm5.tif

Рис. 6. Свято-Троицкая церковь, Веретия, построена в 1746 г. – разрушена полностью в 1954 г.

alm8.tif

Рис. 7. Церковь Иоанна Предтечи, с. Зырянка, построена в 1757 г. – закрыта в связи с затоплением рудника

alm9.tif

Рис. 8. Церковь Владимирской Божьей матери, с. Новое Усолье, построена в 1757 г. – закрыта в 1951 г.

alm10.tif

Рис. 9. Христовоздвиженский собор, Дедюхин, построен в 1732 г.- в 1954 г.Взорван, полностью разрушен

alm11.tif

Рис. 10. Никольская церковь, с. Пыскор, построена 1558 гг. – почти полностью разрушена

alm12.tif

Рис. 11. Заброшенные постройки Усолья, материальный магазин, амбар и дом Абамелек-Лазарева

alm13.tif

Рис. 12. Изображение павлина на полихромном фасадном изразце Строгановских палат, Усолье, конец XIX в.

alm14.tif

Рис.13. Изразец бордюрный от печи голландки из с Лёнвинской церкви, XVII в.

alm15.tif

Рис.14. Изразец с фасада Лёнвинской церкви XVII в.

alm16.tif

Рис. 15. Балясина от печки голландки из Строгановских палат, конец XVIII в.

alm17.tif

Рис. 16. Дом воеводы, построен в 1688 году. Соликамск

alm18.tif

Рис. 17. Богоявленская церковь, Соликамск, построена в 1695 году. Отреставрирована в 2005 году

[1]Географический вестник. Туризм.

[2]Косточкин В.В. Чердынь. Соликамск. Усолье. – М.: Стройиздат, 1988. – С.155–156.

[3]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA.

[4]https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8B_(%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA).


Библиографическая ссылка

Альметова Д.М. ИСЧЕЗНУВШИЕ СЕЛА ЛЁНВА, ДЕДЮХИНО И ВЕРЕТИЯ. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ СЕВЕРНОГО УРАЛА // Старт в науке. – 2018. – № 5-7. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1238 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674