Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЕЛКА КАЛИЕЦ 30–50-Е ГОДЫ

Тильтин К.С. 1
1 г. Соликамск, МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 4», 6 «А» класс
Тарасова Н.А. (Соликамск, МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 4»)
1. Бординских Г.А. Соликамск: Путеводитель по ;историческим местам, 2008.
2. Калих А.М., Суслов А.Б. Сплав металлов и ;судеб. 60–летний путь Соликамского магниевого завода. – Пермь, 1996.
3. Летопись СКРУ ;– 1 ;/ ПАО «Уралкалий», 2006.
4. Станковская Г.Ф. Цифринович Владимир Ефимович ;// Уральская историческая энциклопедия. – Екатеринбург, 1998.
5. Цифринович М.В. У ;кукол все как у ;людей. – М., 2003.
6. Долгих Ф.С. Музыка ;– это прививка духовности ;// Курьер Прикамья. Из ;истории музыкальной жизни Соликамска.
7. Мальгинова Е.«Под клеймом «спецконтингент» ;// За ;калий. – 2009ю ;– № 29.
8. Пономаренко В.П. Культурная жизнь Соликамска в ;30–40 ;годы XX столетия ;// ГородОК. № 40 от ;3 ;декабря 2014 ;г.
9. Прозорова О.П. Невыдуманная история ;// За ;калий. – 2008. – №2.
10. Прозорова О.П. Я хочу покоиться на Соликамской земле ;// Соликамский рабочий. – 2012 ;№23, 24 ;марта.
11. Прозорова О.П. Я тысячами душ живу в ;сердцах ;// За ;калий. – 2004. – №44. – С. 7.
12. Прозорова О.П. История одного открытия ;// За ;калий. – 2008. – № 19.
13. Фотоархив Музейно-выставочного центра ;г. Соликамск ПАО «Уралкалий».
14. Архивный отдел г. Соликамск, Ф. р ;– 275, оп.1, д.136, л.76.
15. Архивный отдел г. Соликамск, Ф. р ;– 275, оп.1, д.136, л.11.
16. Фонды СКМ 1. 3834/3; 2. 3818/23; 3. 3818/10; 4. 3818/4; 5. 3818/1.
6. 3818/27; 7. 3818/8; 8. 3818/6; 9. 3818/7; 10. 3818/5; 11. 3818/9; 12. 4196/5.
17. adm.solkam.ru›documents/vzglyad v proshloe.doc.
18. Пермское краевое отделение Международного общества «Мемориал». – http://pmem.ru/695.html.
19. http://solbiblfil2.ucoz.ru/load/kraevedenie/istorija_colikamska_v_licakh/pervyj_direktor_solikamskogo_kalijnogo_kombinata/63–1–0–407.
20. Архивы «Признательные показания» Владимира Цифриновича. -http://navolne59.ru/2017/01/26/.

Каждый человек должен знать историю своего родного города. Без этого нельзя стать патриотом своей родины и настоящим гражданином своей страны. Укреплению патриотизма и гражданственности способствуют конкурсы, которых в настоящее время много проводится.

Считаю, что тема исследовательской работы «Культурная жизнь поселка Калиец 30–50-е годы» актуальна. С поселком Калиец связана история моей семьи. Каждое лето я провожу у бабушки. Мы с друзьями играем в футбол на площадке, где, как оказалось, был парк культуры. Мне всегда было интересно, что за разрушенные фундаменты стоят около футбольной площадки? Почему здания в этом районе старые, ветхие, а некоторые заброшенные, полуразрушенные? Большая часть населения г. Соликамска живет в новых районах города. Чем больше возникало вопросов к бабушке и папе, тем дальше уводила меня история этого поселка. Так появилась наша первая работа «Поселок Калиец: вчера и сегодня», которую мы представили в прошлом году на муниципальном конкурсе исследовательских работ обучающихся. Мы изучили и описали историческое прошлое поселка Калиец и его современное состояние.

Чем глубже мы погружались в тему исследования, тем больше находили интересных для нас фактов. Оказалось, что строительство калийного комбината и посёлка Калиец привлекло много разных знаменитых творческих людей. В их числе были и те, кто попал сюда по воле неблагоприятной к ним судьбе. Поэтому мы решили подробно изучить культурную жизнь поселка Калиец.

Проблема исследования – противоречие между историческим культурным наследием района и его современным состоянием.

Гипотеза исследования – данный район был по – настоящему культурным центром, но в силу исторических процессов утратил свое значение.

Мы стали изучать различные источники: литературу, интернет-источники, посетили музейно-выставочный центр ПАО «Уралкалий», фонды Соликамского краеведческого музея, фонды МБУ «Архив г. Соликамска. Встретились с корреспондентом газеты «Соликамский рабочий» Прозоровой Ольгой Петровной, которая написала несколько статей о Н.М. Жеромской. Нам удалось пообщаться с Будиловым Н.Г., который в то время ходил на занятия в клуб Горняков. Побеседовали с Ерофеевым С.В.

Работа состоит из трёх частей: введение, основная часть и заключение.

Во ведении раскрывается актуальность данной работы, ставится цель работы и формулируются задачи, гипотеза исследования.

В основной части рассказывается о культурной жизни рабочих Первого калийного комбината, Соликамского магниевого завода в поселке Калиец, о талантливых людях, которые поднимали культуру поселка. Нами составлена сводная таблица всех известных деятелей культуры и искусства, которые внесли большой вклад в развитие культуры поселка Калиец. Это знаменитые творческие люди из нашей страны, с Украины, Молдавии.

В заключении формулируются выводы. В приложении представлены фото.

В процессе работы использовались методы: анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, изучение фондов Краеведческого музея, интервьюрование, наблюдение.

Материалы нашей работы могут быть использованы при подготовке классного часа для обучающихся, на родительских собраниях.

Цель работы. Изучение культурного прошлого поселка Калиец в 30–50-е годы.

Основные задачи:

– Найти и изучить различные литературные источники информации по истории культурного развития поселка Калиец.

– Изучить материалы музейно-выставочного центра ПАО «Уралкалий» и фондов Соликамского краеведческого музея, побеседовать с сотрудниками.

– Найти и взять интервью у людей, которые были связаны с поселком Калиец.

– Систематизировать информацию.

Объект исследования – историческое прошлое города Соликамска.

Предмет исследования – культурная жизнь поселка Калиец в 30–50-е годы.

Поселок Калиец – «громкое» прошлое Соликамска.

1. Как все начиналось…

Открытие крупнейшего месторождения калийно-магниевых солей на Верхней Каме сыграло исключительную роль в жизни Соликамска. У него появилась широкая перспектива промышленного и культурного развития.

В декабре 1929 г. на должность управляющего Всесоюзного калийного треста в Соликамск приехал Владимир Ефимович Цифринович – советский партийный и государственный деятель (прил. 1,рис. 1).

К приезду нового управляющего в еловом лесу, где велась проходка шахты, стояло около двадцати бараков. Еще в 1928 году вблизи рудника началось строительство рабочего поселка Калиец. Ни клуба, ни библиотеки. Овощи и картошку завозили из других областей. Позднее он напишет: «Знал, что берусь за трудное дело. Но увидеть такой беспорядок, грязь, азиатчину не ожидал…» [2]. С назначением Цифриновича бытовые условия на стройке кардинально улучшились.

Владимир Ефимович создал образцовое предприятие мирового уровня. На встрече с соликамцами народный комиссар тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе сказал:

– У вас дела идут хорошо, потому что во главе стоит Владимир Цифринович [20].

За большой вклад в развитие промышленности Верхнекамья и в целях увековечивания памяти первого директора Соликамского калийного комбината с 1989 года именем Цифриновича названа улица в микрорайоне Клестовка. В 1990 год к празднованию 560-летия города Соликамска на фасаде церкви Михаила Малеина установлена мемориальная доска, посвящённая первому директору калийного комбината В.Е. Цифриновичу.

В.Е. Цифринович заботился о рабочих. Под его руководством в начале 30-х годов были построены первые благоустроенные дома, общежития и общественные здания: баня-прачечная, поликлиника, фабрика-кухня, универмаг, дошкольные учреждения, школы, клуб Горняков, Дом культуры магниевого завода, два кинотеатра, два стадиона: «Химик» и «Металлург», Парк культуры с летним кинотеатром, танцплощадкой, эстрадой, летними читальными беседками и библиотекой. Подробно об этом мы рассказывали в своей предыдущей работе.

В.Е. Цифринович говорил: «Мы должны растормошить людей, пробудить интерес к культуре» [2]. К 1939 году при ДК Горняков существовали театральный, хоровой, хореографический, струнный, духовой, детский театральный, детский хоровой кружки, джаз-оркестр.

Сложно представить, что в небольшом провинциальном промышленном городе ежемесячно организовывались выставки, концерты, тематические вечера, спектакли, заезжали именитые гастролеры. Горожане ждали удивительных культурных событий. Жадно изучали анонсы и афиши.

2. Непридуманная культура поселка Калиец

В 1930 году в поселке Калиец открылся клуб Горняков. В одном из январских номеров журнала «Калий» (1935 г.), была следующая информация: «Дворец культуры Горняков: театральный зал на 300 человек со сценой, оборудованный по последнему слову техники, концертные и лекционные залы, физкультурный кабинет, библиотека, буфет-столовая, комнаты для кружковой и культурной работы» [16.5].

Материальная база клуба Горняков, где в основном и проводилась вся работа по культуре и идеологии – была очень крепкой, основание всех кружков было на высоком уровне, все, в чем, нуждались кружки – было предоставлено, вплоть до того, что что некоторые участники самодеятельности, которые работали до 6 часов вечера или после 6 часов вечера, получали бутерброды с колбасой и сыром, и чай бесплатно. Одним словом, руководство комбината и администрация клуба были заинтересованы в крепости и стабильности состава самодеятельности и их непрерывной активности. [16.5]

Строительство калийного комбината и посёлка Калиец привлекло много разных людей. В их числе были и те, кто попал сюда по воле неблагоприятной к ним судьбе.

Город часто посещали гастролирующие артисты. 1936 – джаз СССР, в клубе Горняков выступали китайские иллюзионисты, в годы войны приезжал джаз Молдавии, музыкальная труппа лилипутов и другие артисты. В 1939 году выступала в летнем театре в парке, Ляля Черная (прил. 1, рис. 19).

Нами составлена сводная таблица всех известных деятелей культуры и искусства, которые внесли большой вклад в развитие культуры поселка Калиец.

Расскажем о жизни и деятельности этих людей в поселке Калиец.

Через газету «Известия» рабочие обратились с открытым письмом к музыкальной общественности Москвы с предложением создать собственный квартет специально для обслуживания Соликамска. Организацию квартета взяла на себя Московская консерватория. В состав квартета вошли студенты консерватории. В ансамбль была включена пианистка Элла Альтерман (прил. 1, рис. 2). Квартетом руководил Михаил Абрамович Калужский (прил. 1, рис. 3) 11 января 1935 года состоялся первый концерт квартета в ДК Горняков в Соликамске. Пребывание квартета в Соликамске продолжалось два года.

Таблица 1

Известные деятели культуры и искусства поселке Калиец в 30–50-е годы (составлено автором)

Год

Деятели культуры и искусства

Вклад в развитие культуры поселка Калиец

1935–1937

пианистка Э. Альтерман,

Михаил Абрамович Калужский – руководитель квартета

Квартет им. М.И. Глинки

1933–1936

Елизавета Николаевна Панаева певица киевской оперы

Хоровая капелла

1932

Огарков С.М.- бывший референт князя Михаила Романова

Художник

1933

Режиссер Сергей Леонтьевич Гремячкин

Драматический кружок

1937

Актриса херсонского тетра Елизавета Тимофеевна Возная и Г.А.Ивановский- бывший администратор этого же театра

Театральный кружок

1941

из Ленинграда актёр Лев Дмитриевич Воробейчик

Драматический кружок

 

Московский художник В.С.Бибиков

серия гравюр на дереве «Соликамский калий»

1932

В.В. Почитайлов, московский художник

соликамская серия картин «Общий вид Соликамского калийстроя»

1948–1950

1954–1958

Нина Михайловна Жеромская

актриса Ленинградского театра драмы.

Драмтеатр

1946–1950

П.А. Вульфиус

музыковед, профессор Ленинградской консерватории

Хоровой и джазовый коллективы

1946

Август Михайлович Штро

солист, трубач Ленинградского театра оперы и балета

скрипач Александр Андреевич Фишер,

саксофонист – Эльмар Иванович Ноускайнен

Джазовый оркестр

1936

Приезжал джаз СССР, в клубе Горняков выступали китайские иллюзионисты музыкальная труппа лилипутов и другие артисты.

Гастролирующие артисты

В годы войны

Приезжал джаз Молдавии под управлением композитора Аранова

Гастролирующие артисты

1939

Выступала в летнем театре в парке Ляля Черная

Гастролирующие артисты

По инициативе В.Е. Цифринович была создана певческая капелла первого калийного комбината. И капелла была замечательная! Руководила хоровой капеллой Елизавета Николаевна Панаева, певица киевской оперы, обладавшая замечательным голосом и эффектной внешностью (прил. 1, рис. 7–9). Ей пришлось отправиться в добровольную ссылку в Соликамск, так как её муж в начале 30-х годов был репрессирован и сослан в наш город. В 1933 году Елизавета Николаевна за короткий срок сумела подготовить классический репертуар из 150 номеров хорового и 100 номеров сольного пения. Уже в 1936 году ею были поставлены оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» (прил. 1, рис. 10). Кроме того, Е.Н. Панаева вела занятия с хором вокалистов.

В 1936 году Алексей Иванович Парфенов был направлен в город начальником радиоузла, который находился во Дворце культуры поселка Калиец. Его жена, Мария Степановна Парфенова, (прил. 1, рис. 4–5) была активной участницей хоровой капеллы.

Мы прочитали ее воспоминания о жизни в Соликамске в фондах краеведческого музея [16.5]. На репетиции старались не опаздывать, и если случилось, что кто-то по уважительной причине задерживался, Панаева глядя на часы, говорила: «Товарищи, подождем еще минут пять, а потом начнем». Мы, бывало, скажем: «Давайте, Елизавета Павловна, начнем, а придут товарищи и включатся». «Нет, – отвечала она – будем ждать». И ждали. Эти она хотела подчеркнуть, как важен каждый человек в хоре, чтоб мы знали-опаздывать нельзя, там меня ждут. Кроме того, что Панаева вела занятия с хором, вокалистами, она занималась еще и нашим «воспитанием». Случится ли у кого из хористов неприятность в семье, она идет и выясняет и нужно если – проводит беседу, мирит супругов или утешает, если горе, помогает, если человек в чем нуждается.

Помню, сколько у нас было волнений, когда срок показа нашей работы, постановки опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Перед эти мы много, до изнеможения работали над изготовлением костюмов. Портных не было, а те швеи, что были в Соликамске, не знали даже как их кроить. Вот тут и помогал нам наш замечательный художник Огарков С.М., бывший референт князя Михаила Романова, сосланный в 1932 году на постоянное место жительства в Соликамск. Он страстно отдавался работе хоровой капеллы, был другом и советником Панаевой.

О чем лично жалею, что мне так мало довелось поработать с Панаевой. Я приехала в Соликамск 06.04.1936, когда капелла существовала уже более двух лет. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» были почти готовы к постановке. Мне досталась роль гувернантки в «Пиковой даме».

Затем для нашей хоровой капеллы пришел черный день…мы проводили свою любимую, всеми обожаемую чародейку Елизавета Николаевна Панаева в г. Донбасс. Сколько было слез, сколько горя. Мы сначала не могли понять, что заставило нашу любимую, нашу дорогую богиню покинуть нас. А потом поняли, надвигались тучи 1937 года и она, видимо, это предчувствовала, так как в газетах в конце 1936 года мелькали уже какие-то заметки. Уехала она в ноябре в 1936 г..

Уезжая из Соликамска Елизавета Николаевна умоляла нас не разбегаться, петь, тем более, что репертуар у нее был обширный. Но коллектив постепенно распался» [16.5].

Наряду с капеллой существовал драматический кружок, душой которого был репрессированный деятель культуры и искусства, режиссер Сергей Леонтьевич Гремячкин (прил. 1, рис. 11).

Затем в 1937 году в Соликамск прибыли супруги – актриса херсонского тетра Елизавета Тимофеевна Возная и Г.А. Ивановский, бывший администратор этого же театра (прил. 1, рис. 12) Они возглавили театральный коллектив после отъезда Е.Н. Панаевой. Поставлены такие монументальные пьесы, как «Овод» Л. Войнича, «На дне» М. Горького, «Гроза», «Не всё коту масленица», «Без вины виноватые» А. Островского и другие произведения (прил. 1, рис. 12–14) Спектакли пользовались огромным успехом. Кружок просуществовал с 1938 по 1941 годы. В ночь на 22 июня 1943 года мирный труд людей был прерван. Большинство артистов ушли на фронт. В самом начале войны погиб режиссёр С.Л. Гремячкин.

В 1941 году прибыли эвакуированные из Ленинграда актёр Лев Дмитриевич Воробейчик, который сразу же возглавил осиротевший театр, ему удалось поставить пьесы «Синий платочек», «Лес», «Медведь», Абрам Дмитриевич Воробейчик, профессор по детским болезням, – возглавил поликлинику в поселке Калиец (прил1., рис15.).

В 1948 г. определяют в Соликамск на трудопоселение Нину Михайловну Жеромскую – актриса Ленинградского театра драмы. Нина Михайловна стала создателем и художественным руководителем драмтеатра клуба Горняков. (прил. 1, рис. 21).

Воспитанная в классическом духе, Нина Михайловна была верна себе и в творческой работе: под ее руководством были поставлены известные классические пьесы А. Н. Островского – «Последняя жертва», «На бойком месте», «Бедность – не порок» (прил. 1, рис. 21–24).

Жеромская, обращаясь к классикам, отдала дань уважения А. С. Пушкину: ею были поставлены отрывки из поэм «Русалка», «Цыгане», – веницианскому драматургу XVIII века Карло Гольдони – «Слуга двух господ».

Наряду с классическими произведениями режиссер обращалась к современному репертуару: были поставлены пьесы Константина Михайловича Симонова «Под каштанами Праги, «Чужая тень», пьеса Александра Николаевича Афиногенова «Машенька» о человечности в человеке, написанная им в 1940 году, после того как писателя восстановили в рядах партии после длительной унизительной опалы 1937 года Алексея Николаевича Арбузова «Дальняя дорога» (1935 г.).

Особое внимание в работе Н.М. Жеромская уделяла искусству художественного чтения. Чтецы клуба Горняков с завидным постоянством занимали первые места в городских конкурсах.

Долго помнились калийщикам, да собственно, всем соликамцам, тематические вечера, организованные Жеромской, – «В чем счастье советского человека», «В жизни всегда есть место подвигу», литературные программы памяти А.С.Пушкина, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя, сильная эмоционально мощная программа в честь 150–летия Бородинской битвы.

Интересно, что кроме прочего Нина Михайловна работала руководителем пионерского драмкружка. Для юных зрителей Соликамска на сцену вышли замечательные детские постановки: «Хрустальный башмачок», «Сказка о правде».

Воспитанники обожали свою наставницу, некоторые, благодаря Н.М. Жеромской, меняли свою судьбу и прямо с комбината уходили на профессиональную сцену. Известен факт, что маркшейдер горного цеха Николай Шантаренков стал студентом Московского государственного института театрального искусства. Слесарь Анатолий Останин стал актером Кудымкарского театра драмы. Штукатуры Валентина Валюженина и Нина Переславцева вошли в состав Пермского ансамбля профтехобразования.

Проработав в Соликамске около двух лет, Н.М. Жеромская была вновь арестована в апреле 1950 г.

Судьба дважды направила к нам удивительную актрису! После ссылки Жеромская вновь возвращается в Соликамск и на общественных началах занимается своим любимым делом.

В 1958 году в Соликамске актриса отмечала сорокалетний юбилей своей творческой деятельности.

Последние годы своей жизни Н.М. Жеромская провела в Ленинградском Доме ветеранов сцены. Последняя воля заключалась она в том, чтобы ее похоронили в Соликамске... «.

Позже, в 2007 году, к 95-летию сценической деятельности, по инициативе администрации ОАО «Сильвинит» был установлен новый памятник, на нем высечено: «Великой артистке от соликамских калийщиков». Мы узнали, что за ее могилой ухаживает Ерофеев С.В. – председатель Совета ветеранов Соликамского управления ГУФСИН России по Пермскому краю. Наша школа тесно сотрудничает с Советом ветеранов (прил. 1, рис. 25).

В беседе с корреспондентом газеты «Соликамский рабочий» Прозоровой Ольгой Петровной (прил. 1, рис. 26) мы узнали о том, что ее мама Селюк Екатерина Федоровна (прил. 1, рис. 27)-жила в общежитии Доме химиков с Жеромской. Ольга Петровна, из рассказов мамы о Н.М. Жеромской, вспоминает: «Она была общительным и добрым человеком, красивая, высокая, выделялась среди других. Она очень любила кошек и содержала. Их было не менее 20 штук» (прил. 1, рис. 28). Ольга Петровна написала несколько статей о Н.М. Жеромской и охотно поделилась с нами.

Мы побывали в гостях у ветерана Николая Григорьевича Будилова. В 1951 году он приехал после службы в армии в Соликамск (прил. 1, рис. 29). Начал заниматься в клубе Горняков в драматическом театре у Н.М. Жеромской. Участвовал в спектаклях «День рождения Терезы», «Женатый жених» и др. (прил. 1, рис. 30). Считает, что с этого и началась его страница в жизни под названием «самодеятельность». В 1980 году в клубе Горняков состоялся творческий концерт, посвященный Николаю Будилову (прил., рис. 31). Николай Григорьевич еще до марта 2017 года (90 лет) продолжал участвовать в самодеятельности Совета ветеранов ПАО «Уралкалий».

Павел Александрович Вульфиус, музыковед, профессор Ленинградской консерватории и мн.др. (прил. 1, рис. 32). Между двумя арестами четыре года (с 16 апреля 1946 года по 22 января 1950 года) работал хормейстером в клубе горняков Первого калийного комбината (прил. 1, рис. 33). П.А. Вульфиус создает здесь хоровой и джазовый коллективы (прил. 1, рис. 34–35).

Проживал П.А. Вульфиус вместе с женой Ольгой Гергиевной в крохотной комнате 9 м. кв.. Судя по фото, здесь стоит фортепиано, сложенная на день раскладушка (прил. 1,рис. 36). В этой комнате рождались новые музыкальные произведения Вульфиуса. Через дорогу от барака находился Клуб горняков Соликамского калийного комбината.

Сложилось так, что в одном клубе горняков жизнь свела многих музыкантов. Это были Август Михайлович Штро – бывший солист, трубач Ленинградского театра оперы и балета, скрипач Александр Андреевич Фишер, саксофонист, Эльмар Иванович Ноускайнен. Все они отбывали сроки в Пермских лагерях и были направлены в Соликамск на поселение. Музыканты создают потрясающий джазовый оркестр. Первый концерт состоялся в ноябре 1946 года.

Есть еще одно благороднейшее дело, у истоков которого стоял П.А.Вульфиус. В заявлении министру государственной безопасности Союза СССР он пишет: « …при Соликамском Дворце пионеров мною был организован класс фортепиано для детей, достижения которого явились стимулом для открытия в Соликамске городской музыкальной школы». (прил. 1, рис. 37). Подтверждение этому статья «Зачетный концерт детской музыкальной школы» газета «Соликамский рабочий» пишет: «Опираясь на достижения современной фортепианной педагогики (проф. Е.Ф. Гнесиной, проф. Николаева), руководитель школы П.А. Вульфиус стремится с начальных стадий обучения привить наиболее совершенные технические приемы и, что особенно важно, ощущение содержательности исполняемого произведения – понимание музыки как живой речи, повествующей о мыслях и чувствах человека» [15].

Новой пыткой стал второй арест П.А. Растерянность, недоумение, страх, надежда каждого участника хора, чувствуется в этом письме:

«Начальнику МГБ Молотовской обл. г. Соликамск. Мы, молодежь, участники художественной самодеятельности Соликамского клуба горняков (Молотовской обл.), обращаемся к Вам с глубоким переживанием по поводу настоящей неприятности нашего хормейстера клуба – друга молодежи Павла Александровича Вульфиуса. Мы, все участники клуба, знаем Павла Александровича с 1946 г. С первых дней пребывания здесь он воспитывал в нас любовь к Родине, к русской песне... У нас всех была большая перспектива на хорошее будущее.. Мы обращаемся к Вам с огромной просьбой оставить нам Павла Александровича, с тем, чтобы мы могли продолжить нашу творческую работу в художественной самодеятельности. 22/1 1950г.» Далее – подписи 54 участников хора [12].

Девчонки с плачем бегут в комитет с просьбой помочь Вульфиусу. «Что, врага народа защищаете? Сами туда хотите?» – слышат в ответ... [12].

22 января 1950 года в Молотовской тюрьме (ныне г. Пермь) П.А.Вульфиус вновь заполняет страшную по своей сути анкету арестованного.

В 1955 году Павла Александровича реабилитировали (прил. 1, рис. 38).

Строительство и ударная работа калийного комбината привлекли много разных художников в Соликамск. Например, московский художник В.С. Бибиков (1903–1973) создал серию гравюр на дереве «Соликамский калий». В.В. Почитайловым написана соликамская серия картин «Общий вид Соликамского калийстроя» (1932г) висит в музейно – выставочном центре ПАО «Уралкалий» (прил. 1, рис. 16), «Соляные заводы под Соликамском» (1935 г), «Соликамск. В шахте» (1934г) (прил. 1, рис. 17–18).

Суровые и трагичные времена не остановили культурную жизнь Соликамска – на ее развитие неоценимое значение оказала деятельность многих творческих личностей, живших и работавших в городе.

Хочется подчеркнуть, что в то время в клубах поселка Калиец было много кружков, которыми конечно руководили не только известные артисты, режиссеры о которых мы рассказали, но и сами работники калийного комбината.

Заключение

Поселок Калиец был по –настоящему культурным центром. Жизнь здесь «кипела».

Строительство калийного комбината и посёлка Калиец привлекло много разных знаменитых творческих людей. В их числе были и те, кто попал сюда по воле неблагоприятной к ним судьбе. Закончились тяжелые времена в истории нашей страны и известные артисты, режиссеры разъехались. Но в клубах поселка Калиец осталось много кружков, которыми руководили и сами работники калийного комбината. Постепенно самодеятельность стала «угасать», так как введение санитарно-промышленных зон от промышленных предприятий повлекло за собой изменение концепции строительства жилых домов. Жилые районы стали «вырастать» вдали от промышленных предприятий и вместе с ними ушла и культурная жизнь поселка.

Скоро останется мало людей, которые помнят о счастливой жизни в этом поселке. Важно сохранить все, что знает старшее поколение. Только ребенок, знающий историю своей Родины, помнящий свои корни может вырасти достойным гражданином своей страны.

Полученной информацией мы готовы поделиться со всеми кому интересна история нашего города.

Приложение 1

Фотоматериалы

tilt4.tif

Рис. 1. Владимир Ефимович Цифринович

tilt1.tif

Рис. 2. Элла Григорьевна Альтерман

tilt2.tif

Рис. 3. Михаил Абрамович Калужский

tilt3.tif

Рис. 4. Алексей Иванович Парфенов

tilt5.tif

Рис. 5. Мария Степановна Парфенова

tilt7.tif

Рис. 6. Парфенова в роли Юлии в пьесе «Овод»

tilt6.tif

Рис. 7. Елизавета Николаевна Панаева

tilt8.tif

Рис. 8. В.Е. Цифринович и Е.Н. Панаева, 1936 г.

tilt9.tif

Рис. 9. Капелла под руководством Е.Н Панаевой, 1936 г.

tilt10.tif

Рис. 10. Сцена из спектакля «Евгений Онегин» в исполнении капеллы

tilt11.tif

Рис. 11. Сергей Леонтьевич Гремячкин в роли Незнамова «Без вины виноватые», 1938 г.

tilt12.tif

Рис. 12. Е.Т Возная и Г.А Гремячкин в пьесе Островского «Без вины виноватые», 1938 г.

tilt13.tif

Рис. 13. Сцена из пьесы ««Без вины виноватые», 1938 г.

tilt14.tif

Рис. 14. Пьеса «На дне» М. Горького

tilt15.tif

Рис. 15. Лев Дмитриевич Воробейчик, профессор по детским болезням

tilt16.tif

Рис. 16. В.В. Почиталов «Общий вид Соликамского калийстроя», 1935 г.

tilt17.tif

Рис. 17. Соляные заводы под Соликамском, 1932 г.

tilt18.tif

Рис. 18. Соликамск. В шахте, 1934 г.

tilt19.tif

Рис. 19. Ляля Черная

tilt20.tif

Рис. 20. Н.М. Жеромская

tilt21.tif

Рис. 21. Н.М. Жеромская с ученицами

tilt24.tif

Рис. 22. На репетиции у Н.М. Жеромской

tilt22.tif

Рис. 23. Программа концерта худ. самодеятельности, 1948 г.

tilt25.tif

Рис. 24. Программа комедии «Последняя жертва», участники Н.М. Жеромская и П.А. Вульфиус

tilt26.tif

Рис. 25. С.В. Ерофеев ухаживает за могилой Н.М. Жеромской

tilt27.tif

Рис. 26. Беседа с корреспондентом газеты «Соликамский рабочий» Прзоровой О.П.

tilt28.tif

Рис. 27. Мама Прозоровой О.П – Селюк Е.Ф.

tilt29.tif

Рис. 28. Н.М. Жеромская с кошкой

tilt30.tif

Рис. 29. В гостях у Н.Г. Будилова, 2017 г.

tilt31.tif

Рис. 30. Н.Г. Будилов в спектакле «День рождения Терезы», 1960 г.

tilt32.tif

Рис. 31. Афиша творческого вечера, посвященного Н.Г. Будилову

tilt33.tif

Рис. 32. П.А. Вульфиус

tilt34.tif

Рис. 33. Письмо П.А. Вильфиуса, подтверждающее его проживание в г. Соликамске

tilt35.tif

Рис. 34. Духовой оркестр под руководством П.А. Вильфиуса

tilt36.tif

Рис. 35. Хоровой коллектив под руководством П.А. Вильфиуса

tilt37.tif

Рис. 36. В общежитии в крохотной комнате 9 кв. м

tilt38.tif

Рис. 37. Заявление министру государственной безопасности, 1952 г.

tilt39.tif

Рис. 38. Справка о реабилитации В.П. Вульфиуса

 

Библиографическая ссылка

Тильтин К.С. КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ПОСЕЛКА КАЛИЕЦ 30–50-Е ГОДЫ // Старт в науке. – 2018. – № 5-6. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1218 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674