Наша планета Земля огромна и разнообразна по своей природе, уникальна, многолика. Современный человек старается узнать всё больше и больше об окружающем мире, о предках, которые жили до него. «Познание России», к которому призывал наш великий соотечественник Дмитрий Иванович Менделеев, может происходить двумя путями: от изучения общих особенностей нашей страны до изучения своей малой родины, т.е. от общего к частному, и, наоборот, от изучения своего родного края до общих характеристик истории России. Как бы не происходил процесс «познания России» необходима заинтересованность школьников и новые методы.
Наша малая Родина – Тюменский район – это мир снежных просторов, многочисленных озёр, быстрых рек, широких полей, зеленых лугов, хвойных лесов. История насыщенна, разнообразна и бесконечно интересна. Исторические места, памятники религиозной архитектуры, краеведческие музеи, заповедники поражают своей изысканной художественностью, богатой и насыщенной историей.
Изучая на уроках окружающего мира в предыдущие годы удивительные памятники природы, достопримечательности, созданные человеком различных стран, я задумалась над вопросом: «А что мне и моим одноклассникам известно о моем родном крае, его культурном наследии, истории, людях?». Ответ оказался немногословным.
Мне очень захотелось узнать, что в нашем сибирском крае есть интересного, изучить информацию по краеведению, посетить некоторые места, выявить знания учащихся моего и других классов по данной теме. В качестве метода заинтересованности познания и проверки знаний я решила разработать географический квест «Окрестности Тюмени».
Географический квест является одной из форм обогащения культурного мира современного человека. Может использоваться как способ активизации учебной деятельности учащихся.
Географические аспекты изучения родного края основываются на понятии «территория» и «границы территории». Реализация краеведческого подхода в географии России осуществляется через систему поэлементного изучения своего края, но целостного образа не создается.
Несмотря на то что Тюменская область является массово посещаемым местом, учащиеся района владеют информацией не в полном объеме. По моей малой родине – Тюменскому району туристические маршруты и содержательные экскурсионные туры отсутствуют. Поэтому можно заключить, тема работы актуальна и необходима.
К сожалению, до того как я начала работать над научно – исследовательской работой, я не знала и была не во всех населенных пунктах, по истории которых буду разрабатывать географический квест. Но мне много пришлось поработать, изучить материалы, литературу, побывать в населенных пунктах.
Изучив географию Тюменского района, исторические места, культуру, быт, население, памятники религиозной архитектуры, музеи, я решила разработать проект, который был бы интересен как учащимся так и взрослым, позволил узнать много нового.
Цель работы: разработать географический квест «Окрестности Тюмени».
Важнейшими функциями исследования является:
• формирование устойчивого интереса к родному краю как к региону России с богатым культурным и природным наследием
• познание уникальных географических, архитектурных и исторических объектов Тюменского района
• популяризация памятников культуры и природы, подчеркивающих многогранность и самобытность региона.
Объект исследования: населенные пункты Тюменского района.
Предмет исследования: памятники культурного, исторического и природного наследия Тюменского района.
Гипотеза: географический квест – современная форма обогащения культурного мира человека, способ активизации учебной деятельности.
Приступая к работе, я поставила следующие задачи:
1. Изучить географию Тюменского района
2. Изучить населенные пункты, входящие в состав района и определить наиболее интересные для разработки заданий квеста
3. Изучить культурно-исторические центры, достопримечательности населенных пунктов
4. Изучить методы шифрования и кодирования информации
5. Провести социологический опрос школьников
6. Разработать географический квест
7. Создать картографическое и информационное сопровождение.
Методы исследования: изучение специальной краеведческой литературы по культурно-историческому наследию Тюменского района изучение правил составления ребусов изучение методов шифрования и кодирования информации статистическая обработка полученных данных учебной деятельности учащихся.
1. Изучение географии Тюменского района
1.1. Географическая характеристика населенных пунктов Тюменского района
Тюменский район расположен на юго-западе Тюменской области. История развития связана с историей развития Западно-Сибирской низменности. Территория на западе, между реками Турой и Пышмой, представлена обширной пологоволнистой водораздельной возвышенностью. Южная часть района расположена на высоких увалах водораздела рек Пышма и Среднего и Нижнего Бешкиля. Восточная часть – на плоской равнине правого берега реки Пышма. Северная часть – пониженный ровный, заболоченный участок.
Тюменский район образован в ноябре 1923 году. Территория занимает 3700 квадратных километров. С севера на юг район протянулся на 50 километров, с запада на восток – на 100 километров.
Административный центр Тюменского района – город Тюмень. Вокруг – населенные пункты: поселки городского типа, деревни, села. Территория района разделена на 24 муниципальных образования, в которые входят 77 населенных пунктов. Это села Гусево, Ембаево, Княжево, Щербак, Перевалово, Кулаково, поселки городского типа Винзили, Боровский, Богандинский, деревни Дербыши, Тураева, Головина и другие.
1.2. Выбор населенных пунктов для разработки квеста
Изучая территорию района, можно с уверенностью сказать, Тюменский район – удивительный край с тысячелетней историей. История заселения района насыщена, удивительно интересна. Регион богат разнообразными познавательными историческими местами, которые включают множество объектов истории, культуры, археологических памятников.
Как сокровищница истории, культуры и первозданной природы наибольший интерес у меня вызвали такие населенные пункты Тюменского района как Перевалово, Каскара, Ембаево, Кулаково, Успенское, Борки. Эти населенные пункты я выбрала для разработки географического квеста.
Культурно-исторических центры и достопримечательности как объекты географического квеста
Изучая культурно-историческую информацию, достопримечательности выбранных населенных пунктов, можно сделать несколько заключений.
Памятники религиозной архитектуры поражают своей изысканной художественностью. Краеведческие музеи-заповедники, расположенные в старейших селах, рассказывают о жизни, культуре и быте народа прошлых столетий.
Декоративное убранство жилых домов, выполненное в технике деревянной резьбы, вошедшее в наследие мировой художественной культуры, сохранено и в настоящий момент.
Из природных достопримечательностей выделяются зеленые хвойно-лиственные массивы. Большую часть составляют сосны, которым более ста лет. Берёзовые перелески – колки и сосновые боры по речным увалам реки Туры.
Характеристики и культурно-исторические объекты выбранных населенных пунктов приведены в приложении 1.
Изучив информацию, проанализировав и структурировав ее, я определила наиболее интересные факты для дальнейшего составления заданий и формата географического квеста.
2. Использование методов шифрования информации
2.1. Ребус как метод шифрования информации
Для составления заданий географического квеста я изучила самые распространенные методы шифрования и кодирования информации.
Первый метод – с помощью ребусов. Слово «ребус» происходит от латинского слова «res» – «вещь». Суть ребуса – это загадка, сформулированная в виде рисунка (либо фотографии) в сочетании с буквами, цифрами, знаками, символами, фигурами. Ребусом загадывается какое-либо слово или предложение. Решить ребус – значит «перевести» всё, что он содержит в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение. Для составления ребуса используются особые приёмы, отличающие его от какой-либо другой «загадки в картинках». Эти приемы и правила были изучены мной и применены для разработки заданий квеста.
2.2. Метод криптографии
Криптография – наука и искусство передачи сообщений в таком виде, чтобы их нельзя было прочитать без специального секретного ключа. Слово «криптограф» происходит от древнегреческих слов kryptos ‘секрет’ и graphos ‘писание’. Исходное сообщение называется открытым текстом, зашифрованное сообщение называется шифрограммой или криптограммой. Процедура шифрования включает в себя использование определенного алгоритма и ключа. Алгоритм – это определенный способ шифрования (например, список инструкций). Ключ конкретизирует процедуру шифрования. Шифрограмма получается путем замены каждой буквы открытого текста на записанную под ней букву (символ) шифровального алфавита. Этот способов шифрования информации был изучен мной и применен в работе.
Для составления заданий использованы также головоломки, кроссворды, «паутинки», вопросы.
3. Разработка географического квеста
3.1. Выбор программного обеспечения.
Изучив историю и культурно-исторические объекты населенных пунктов, информацию и основные методы шифрования ее, определим программное обеспечение для составления заданий. В качестве основного программного средства для оформления заданий я воспользуюсь программным обеспечением Microsoft Word. Это текстовый процессор, предназначенный для создания, просмотра и редактирования текстовых документов. Редактор мне хорошо знаком и удобен в работе. Программа имеет определенный набор возможностей, который позволит мне оформить задания для географического квеста.
В качестве программных средств для разработки картографического материала используем графический редактор GIMP. Он обладает необходимыми возможностями по созданию и обработке цветных и черно-белых рисунков. С помощью редактора я обработаю все рисунки для оформления квеста. Для составления карты с изучаемыми населенными пунктами я буду использовать изображения с картографического сервиса Google Maps.
3.2. Проектирование географического квеста
Английское слово «Quest» означает «вызов, поиск, приключение». Сегодня словом «квест» обычно называются компьютерные игры, состоящие из нескольких уровней, где игроку нужно проявить смекалку и преодолеть разного рода трудности, чтобы добраться до условного «сокровища» или стать «повелителем мира». В настоящее время можно использовать принцип квестов и для расширения рамок образовательного пространства современного человека.
Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Есть некая цель, дойти до которой можно последовательно, выполняя различные задания. Каждое задание – это ключ к следующему заданию. Задания могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными.
Цель моего географического квеста – выполняя различные задания последовательно от предыдущего к последующему, определить местоположение и название населенного пункта Тюменского района. Отметить на карте района его местоположение.
Выполнив задания по шести населенным пунктам, необходимо определить названия всех населенных пунктов. Каждый пункт нанести на карту. Цель будет достигнута, когда определены названия, на карту нанесены все населенные пункты и разгадано ключевое слово.
Задания для географического квеста я буду разрабатывать по изученной мною культурно-исторической информации о населенных пунктах (Приложение 1). Наиболее интересные факты истории каждого населенного пункта я зашифрую с помощью изученных методов шифрования информации. Таким образом разработаю задания по шести населенным пунктам. Цель каждого задания – определить о каком населенном пункте идет речь. Необходимо расшифровать шесть слов. В этом случае географическая карта Тюменского района будет заполнена и иметь целостный вид. Разгаданные наименования населенных пунктов нужно внести в итоговое задание. В результате расшифровать ключевое слово.
Разработка заданий осуществлена в текстовом редакторе с использованием графических редакторов. Задания географического квеста «Окрестности Тюмени» приведены в приложении 2.
4. Тестирование географического квеста
Создав свой географический квест, я провела тестирование. Листы с заданиями распечатала, выявила ошибки в ребусах и шифрограммах, опечатки в текстах вопросов. Провела корректировку заданий, иллюстраций [19].
Воспользоваться разработанным мною географическим квестом «Окрестности Тюмени» я предложила своим близким. Участниками стали папа, мама, бабушка и дедушка. Задания предложены согласно приложению 2. Информация понятна, задания пройдены успешно, затруднений не вызвало. Все населенные пункты названы, верно отмечены на карте. Ключевое слово разгадано.
Тексты заданий, формулировки вопросов на наш взгляд поставлены корректно, головоломки и кроссворды составлены правильно.
5. Социологическое исследование
Для того чтобы определить знакомы ли окрестности Тюмени школьникам, посещали когда-либо и какие населенные пункты, достопримечательности Тюменского района учащиеся, их туристические предпочтения, я провела социологический опрос. Я подобрала вопросы и составила анкету с несколькими вариантами ответов. Предложила ответить на вопросы учеников своей школы. Этот вариант и будет учтен в процессе обработки информации. Текст анкеты представлен в Приложении 3. В исследовании приняло участие 120 учеников разного возраста. Из пятого класса опрошено 27 человек и 93 человека из четырех девятых классов.
По результатам опроса выяснилось, что в экскурсиях по Тюмени были практически все ученики – 99 человек дали утвердительный ответ. По Тюменскому району с экскурсиями ездили несколько меньше – 78 учеников, что составляет 65 %. Большинство – 84 человека предпочитает посещать более одного места за одну поездку. В одиночку любит путешествовать 8 учеников, 51 человек с семьей и больше всего 64 с друзьями. Соотношение ответов одинаковое для пятого и девятых классов, но в пятом классе никто не хочет путешествовать в одиночку. Ответы на вопрос: “Что вас интересует больше всего в поездке?” отображены на диаграмме.
Большинство опрошенных – 65 человек, предпочитает длительные, более трех дней путешествия. Поездки на один день выбрало 10 человек, на два дня – 13 и всего 5 учеников отметило выезды на 3 дня. На общественном транспорте нравиться передвигаться 17 ученикам, 42 человека выбрало специально выделенный для поездки транспорт и больше всех – 63 выбрало личный транспорт.
Историей населенных пунктов интересуется 69 учеников, 14 не интересуются и 32 человека не могут определиться с ответом. По сравнению с 5 классом в 9 классе больше учеников уделяет внимание истории.
В социологическом опросе я узнала у участников были ли они в населенных пунктах, которые я описываю в своей работе. Получены следующие ответы.
Населенный пункт |
5 класс |
9 класс |
Всего |
|||
был |
не был |
Был |
Не был |
Был |
Не был |
|
Успенское |
9 |
18 |
12 |
59 |
21 |
77 |
Перевалово |
5 |
22 |
15 |
56 |
20 |
78 |
Кулаково |
10 |
17 |
16 |
55 |
26 |
72 |
Ембаево |
3 |
24 |
11 |
60 |
14 |
84 |
Каскара |
7 |
20 |
12 |
59 |
19 |
79 |
Борки |
7 |
20 |
10 |
65 |
17 |
85 |
По результатам опроса составим лепестковую диаграмму.
По диаграмме видно, что больше учеников пятого класса побывали в Успенском, Кулаково, Каскаре и Борках. В Перевалово и Ембаево было больше ученики девятых классов. Интересно, что в Тюменском районе было 65 % опрошенных, а в населенных пунктах из анкеты самое большое 37 %. Это означает, что ученики посещали другие населенные пункты и им будет интересен квест.
Заключение
Выводы:
Квест – прекрасная возможность приобрести новые знания и опыт по истории родного края, возможность с пользой провести время, отдохнуть.
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов самообразования, новых технологий, способствующих индивидуальному развитию современного человека, творческой инициативы, выработке навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирование умения решать задачи, возникающие в повседневной жизни, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.
При работе над квест-проектом участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения получать новую информацию.
Одним из способов решения данных задач является использование разработанного мною географического квеста.
Таким образом, гипотеза подтверждается: географический квест – современная форма обогащения культурного мира человека, способ развития познавательного интереса.
Итоги работы:
Исходя из опыта проектирования квеста можно сделать вывод, что данный метод можно использовать и в других областях предметных знаний.
Практическая значимость работы:
Квесты можно разрабатывать по различным предметам, разнообразным темам, на разных уровнях обучения в учебном процессе, в процессе самообразования. Они могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, отдельную тему, могут быть и межпредметными.
Преимуществом является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Перспектива работы:
Можно предложить рассмотреть другие населенные пункты, проанализировать работу детских туристических центров Тюмени, создать WEB-квест.
Приложение 1
Характеристика населенных пунктов и культурно-исторических центров
Характеристика культурно-исторических объектов села Успенского
Проезжая по автомагистрали Тюмень-Екатеринбург, примерно в сорока минутах езды от Тюмени, вдали полей можно увидеть небольшой силуэт белокаменной церкви (рис. 1).
Рис. 1. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Свернем в эту сторону, нашему взору открываются живописные окрестности деревни Успенки. Успенское или просто Успенка – село, расположенное на юго-западе Тюменской области, одно из старейших сел Тюменского района. Время его основания относят к первой четверти XVII века. Церковь неслучайно уже издалека воспринимается как главный символ, по которому можно узнать это селение. Именно ей деревня обязана своим названием и во многом необыкновенной судьбой. Первые упоминания о селе относятся к началу XVII века. Первоначально оно именовалось Кармацкое, по названию реки Кармак. Основным занятием их жителей являлось сельское хозяйство. Благодаря близости Екатеринбургского тракта, в них проживало много ямщиков. Несколько раз жители села Кармацкое становились жертвами страшного мора, уносившего большую часть его населения. Чтобы противостоять злому року, преследовавшему селение, по обету, данному его жителями, была построена каменная Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Первая служба состоялась 28 августа 1783 года. С тех пор село стало называться Успенским, Церковь Успения Пресвятой Богородицы – главным духовным символом, а праздник Успения стал для жителей особо почитаемым днем. [5]
Со второй половины XVIII до начала XX веков в западной части Тюменского уезда, где располагалось село Успенское, большое развитие получили разнообразные ремесла. Наибольшее распространение получили деревообрабатывающие промыслы, кузнечное, кожевенное и красильное дело. Красильное дело «кармацкой школы» выражалось в росписи деревянной утвари (рис. 2) и интерьеров крестьянских жилищ (рис. 3).
Главный объект культурного наследия – Успенский краеведческий музей (рис. 4).
Рис. 2. Деревянная разделочная доска
Рис. 3. Прялка
Рис. 4. Успенский краеведческий музей
Он основан в 1983 году Г.Я. Сотниковым (1921–1995), ветераном Великой Отечественной Войны, Заслуженным учителем школы РСФСР. Успенский краеведческий музей – культурный центр, подробно и разносторонне представляющий историю села и крестьянского быта. Музей состоит из десяти залов, среди которых разделы, посвященные истории села Успенское, народному быту и ремеслам, природе края. Музей имеет специальные помещения для постоянных экспозиций: «Крестьянская изба» и «Музей хлеба». Основа коллекции музея была собрана усилиями его основателя. Здесь можно увидеть предметы, относящиеся к XVI веку – периоду освоения Сибири. Музей располагает большим количеством фотографий и исторических документов. Многие из материалов, представленных на стендах в виде экспонатов, и в фотоэкспозициях (рис. 5).
Рис. 5. Стенд экспонатов и фотоэкспозиций
Одним из необычных моментов для краеведческого музея является уголок живой природы, в котором подробно представлена флора и фауна края. Размещены стенды с информацией о специфике охраны окружающей среды (рис. 6).
Рис. 6. Стенд о специфике охраны окружающей среды
В Музее хлеба подробно представлен весь круг работ по его изготовлению (рис. 7) – начиная от вспахивания земли и сева, заканчивая моментом, когда свежий батон вынимают из печи (рис. 8). В экспозиции музея наглядно представлена эволюция орудий труда, которыми на протяжении четырех столетий пользовались крестьяне, жившие на территории Зауралья и Западной Сибири.
Рис. 7. Орудия труда
Рис. 8. Изготовление хлеба
Музей «Крестьянская изба» (рис. 9) воссоздает традиционный быт (рис. 10) и жизненный уклад крестьянской семьи. Он наглядно демонстрирует то, насколько много бытовых и культурных задач было возложено на каждый предмет и элемент интерьера крестьянского дома, сколь глубоким образом, архаическая культура, воспитывала человека, начиная с первых лет его жизни.
Маленькая и низкая (высотой чуть более метра) входная дверь сохраняла больше тепла в горнице, препятствовала возникновению губительных сквозняков. Еще одна важная функция такого низкого входа в избу состояла в том, что каждый гость, проходя через него, нагнувшись, невольным образом делал поклон, добавляя к нему традиционные пожелания: «Здравствуйте» и «Мир вашему дому». Этим человек свидетельствовал, что в дом он пришел только с добром.
Рис. 9. Крестьянская изба
Рис. 10. Быт крестьянской семьи
Рис. 11. Уклад крестьянской семьи
Уклад традиционной крестьянской семьи (рис. 11) – патриархальный. В семейных трапезах всегда присутствовали порядок и торжественность. В красный угол стола сажали старейших членов семьи. Принятию пищи всегда предшествовала молитва. Затем старейшина семьи стучал ложкой по миске, тем самым давая разрешение приступить к трапезе. Правом отведать еду первыми обладали старейшие члены семьи, в последнюю очередь – дети.
За каждым из предметов в музее стоит своя неповторимая судьба.
Успенский краеведческий музей наглядно дает нам представление о традиционно установившейся культурной преемственности поколений, демонстрирует насколько глубокий обрыв разделяет ценности эпохи, в которой живем мы, с эпохой наших предков.
Село Успенское – одно из интереснейших мест Тюменского района.
Адрес музея: 625503, Тюменская обл., с. Успенское , ул. Московский тракт, 67–а, тел. (3452) 726–157.
Приложение 2
Характеристика и культурно-исторические объекты села Перевалово
Перевалово (рис. 12) – одно из старейших сел Тюменского района, родина богатых тюменских купцов.
Рис. 12. Село Перевалово
Расположено на юго-западе области. Перевалово – крупное село на старом Московском тракте, в 18 км от Тюмени. Построено в конце XVII века переселенцами из России Переваловыми. По местному преданию, пятеро братьев – Степан, Василий, Евграф, Григорий и Семен – были сосланы из Москвы и поселились у «Большой дороги» – Московского тракта. Представители этой фамилии в XVIII веке числились среди самых богатых людей Тюмени. [7]
Первое упоминание о населенном пункте относится к 1709 году. Тогда здесь работала кожевенная артель Якова Бадагова, входившая в мануфактуру Григория Перевалова.
Активно развивались столярный, бондарный, кожевенный промыслы, ковроткачество, выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Работали кузница и ветряная мельница, был открыт постоялый двор.
В селе было немало богатых людей: Переваловы, Шаповы, Шабалковы, Черных, Подаруевы.
Григорий Перевалов предпринимательскую деятельность начал с мелкой торговли. В 1700 году он открыл кожевенный завод. Подросшие сыновья Петр и Иван присоединились к делу отца. Образовался торговый дом, богатейший в Тюмени. Чем только не занималась семья Переваловых: на своих судах возили строевой лес вверх по Иртышу, назад везли соль, заключали с Казахстаном и Китаем сделки на тысячи рублей, которые по современной шкале равны миллионам.
Летопись села хранит множество интересных исторических фактов, одно из которых – упоминание о купце Прокопии Ивановиче Подаруеве, родившемся в далеком 1818 году. Купец Первой Гильдии Прокопий Иванович Подаруев с 1879 по 1883 год – он был головой Тюмени, разрабатывал золотые прииски, держал извозчиков. На его счету много добрых дел: он построил часовню, избу-читальню, в Тюмени – здание Александровского реального училища, где теперь располагается главный корпус аграрного университета Северного Зауралья.
В 1876 году на свои деньги Прокопий Иванович Подаруев построил в Переваловой церковь во имя святого Николая и деревня стала селом Переваловым. Храм Николая Чудотворца (рис.13) является главным объектом культурного наследия.
Рис. 13. Храм Николая Чудотворца
В годы гонений на церковь он, как и большинство храмов России, был закрыт в 1930-х годах. После войны были снесены купола, выбиты двери, окна, разгромлено внутреннее убранство. Здание использовалось, как электростанция и железобетонный цех. Но храм выстоял, и до наших дней сохранились фундамент и стены здания.
Сегодня храм святителя Николая Чудотворца нуждается в реставрации и находится под опекой областного Комитета по сохранению культурного наследия в Тюменской области. Своей мощью духовного и нравственного наследия храм объединяет вокруг своих стен верующих жителей района.
Восстановлением храма заложена основа для дальнейшего духовного и нравственного развития, пробуждена неиссякаемая сила христианской любви и добра, которую явил своей жизнью один из самых любимых русским народом святых – Святитель Николай Чудотворец.
Адрес храма: Россия, Тюменская область, Тюменский район, с. Перевалово, ул.Рабочая, 22а.
Приложение 3
Характеристика и культурно-исторические объекты села Кулаково
Двигаясь по Ирбитскому тракту к северо-западу от Тюмени, мы попадаем в село Кулаково. Кулаково (рис. 14), протянувшееся в просторной пойме реки Туры – одно из самых старинных сел, возникших под Тюменью вдоль первого тракта в Сибири.
Рис. 14. Село Кулаково
Деревня ведет свою историю с начала XVII века, возникнув из двух крохотных поселений служилого люда. Первые упоминания датируются 1957 годом. По одной из местных легенд: «когда-то с верховьев Туры приплыли сюда в лодке два человека. Один по фамилии Кулаков, а другой – Гусельников». Место это им очень понравилось – и поля, и река рядом и бор сосновый неподалеку. Решили строиться здесь. Кулаков дом тут построил, а Гусельников – чуть выше по реке. Так вот и появились две деревни соседки: двухдворная деревня Тренки Кулакова (Кулаково) и деревня Ларьки Гусельникова из четырех дворов (Гусельниково). Теперь- то они уж соединились вместе и значатся как Кулаково.[8]
Деревня славилась мастерами по изготовлению телег и саней. Здесь могли наладить дорожный экипаж на любой вкус. Главное занятие населения – земледелие. Кулаково славилось удалыми ямщиками, отменными сортами конопли и качественными изделиями из коноплевой пряжи. Холсты, веревки, канаты, рыболовецкие сети и неводы из местной конопли, а также конопляное масло были широко известны за пределами Тобольской губернии.
Село Кулаково – родина авторитетного купца Николая Мартемьяновича Чукмалдина. Он был купцом первой гильдии и известен как в Тюмени, так и в Москве. В 1897 году в центре села Николаем Чукмалдиным начато строительство каменного храма. Он же построил здание школы, создал библиотеку, устроил парк дендрарий.
Храм был закончен в 1901 году и освящен 9 (22) мая на день памяти и во имя Святителя Николая Чудотворца (рис. 15). Совершилось это в дни похорон Чукмалдина, тело которого было привезено из Германии, где он скончался. Под храмом был сооружен склеп, в котором и было упокоено тело его строителя. В это же время – в 1901 году Кулаково стало селом.
Рис. 15. Храм во имя Святителя Николая Чудотворца
Свято-Никольский пятиглавый храм с шатровой колокольней построен из красного кирпича. Один из последних храмов, построенных в Тобольской губернии до революции. В годы Советсткой Власти храм был частично разрушен. До 1998 года он использовался под кузницу, тракторный парк, склад для запчастей.
В настоящее время храм восстановлен. Изготовлен резной иконостас, сохранилась прежняя роспись. Богослужения совершаются с 2006 года.
Обычно православные храмы ставят на высоком месте, чтобы было видно издалека (например, как мы видели храм в селе Успенском). Но этот храм стоит в низине, зато благодаря своей высоте и тому, что он построен в самом центре, храм видно со всех уголков этого большого села. Проезжая по дороге, мы любуемся панорамой всего села, над которым возвышается красное здание церкви с позолоченными куполами.
Окрестности Кулаково очень живописны. Оно стоит в низине у Туры, на невысоком уступе коренного берега. На юге высокой горой поднимается еще одна береговая терраса, изрезанная глубокими оврагами. История села насыщенна, духовно обогащена и интересна.
Адрес храма: 625526, Россия, Тюменская область, Тюменский район, с.Кулаково, ул. Семеновых, 90а.
Приложение 4
Характеристика и культурно-исторические объекты села Каскара
Наш путь продолжим на северо-восток Тюменского района. На двадцать восьмом километре от Тюмени по старинному Тобольскому тракту, вблизи р. Туры, находится древнее татарское поселение Каскара (рис. 16).
Рис. 16. Село Каскара
Название Каскаринских юрт (Большие и Малые) в переводе с тюркского означает «черный гусь». Однако первый историк Сибири Г.Ф. Миллер писал, что у хана Кучума было трое подданных – крупных военачальников с именами Каскара (Кашкара), Матмас и Варвара и что в разных местах владений Кучума они имели свои юрты, которые назывались их именами. Возможно, что Каскара был человеком немолодым, толстым, как подобает быть начальнику в мусульманском мире, смуглым, как всякий татарин, вел себя важно, потому и получил в народе кличку Каскара – черный гусь.
Древняя Каскара располагалась на маленькой речке Каскарке. Рядом находилось Святое озеро и кладбище, на котором хоронили только святых. Использовать воду из озера для хозяйственных нужд считалось большим грехом. Согласно легенде, в давние времена у одного из святых, приехавших из Бухары, родились три дочери: Зарифа, Сабира и Сарбижамал. Катаясь на лодке, девушки утонули в озере, и их похоронили на кладбище. А озеро с тех пор стало называться Святым.[15]
Хорошей пахотной земли было мало, поэтому основным занятием местных жителей было скотоводство: держали лошадей, коров, овец. Пахотной земли было мало, и она была разделена по паям. Рыболовством занимались все, т.к. река и окрестные озера были богаты рыбой. Изготовляли сани, телеги, сбрую, домашнюю утварь, торговали мясом и рыбой, отвозя их на базар и возвращаясь обратно с посудой и тканями. В Тюмень ездили на коровах, что было весьма практично: в дороге корову можно было накормить, подоить и, напившись молока, продолжить путь.
Когда-то через центральную улицу села проходил тракт, по которому везли на каторгу декабристов, а в 1918 г здесь проезжал царь Николай Второй.
Сформировалось современное село Каскара от слияния двух старинных юртов – Малых и Больших Каскаринских, или Малой и Большой Каскары. Поселения существовали еще до прихода Ермака. В юртах Больших Каскаринских преобладали татары, бухарцы подселились к ним в начале XVII века. Малая Каскара находилась в некотором отдалении от Туры, на высоком берегу озера-старицы под названием Калым. Этот озеро, длинное, как канал, почитается татарами как святое. Объединение поселений произошло в 1983 году.
В центре села в 1992 году построили мечеть в честь Казанской иконы Божией Матери (рис. 17). Первоначально икона была чудесным образом явлена в столице Казанского ханства в июне 1579 года на пепелище. В одном городе сосуществовали две религии. Тогдашний митрополит Казанский писал: икона явилась «ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу, а десятилетней девочке, «дочери... простого воина».После этого события с вновь явленного образа Богородицы было списано несколько копий, распространенных по всей Руси.
Рис. 17. Мечеть в честь Казанской иконы Божией Матери
Село относится к одному из крупных сел Тюменского района. В настоящее время в Каскаре действует одно из объемных предприятий в Тюменской области – птицефабрика «Тюменский бройлер», которое входит в 300 лучших в сельскохозяйственной отрасли России.
Адрес: 625512, Тюменский р-н, с.Каскара, ул.Ленина, 6.
Приложение 5
Характеристика и культурно-исторические объекты села Борки
Село Борки расположено в северной части Тюменского района на левом берегу реки Туры в двадцати пяти километрах от города Тюмени по Сибирскому тракту. Это одно из старинных русских поселений. Основание относится к первой четверти XVII века. До начала заселения здесь были сосновые леса, непроходимый бор. Село легло на возвышенном косогоре, «выросло в бору» и назвали его Борки.
Рис. 18. Село Борки
Сибирский тракт был проложен через Борки по инициативе местных мужиков, так как изначально он проходил по противоположному брегу реки Туры. Мужики из Борков несколько раз строили мост, чтоб тракт пролегал по их территории. Жители соседнего села сжигали его. Спор решился только кулачным боем. Местные мужики «на кулаках» отвоевали это право. С тех пор тракт стал проходить через село Борки. Здесь была «пряжка» – пункт остановки ямщиков и смены лошадей. Жители села говорили: «Не земля нас кормит, а большая дорога». В 1912 году Борки были крупной почтовой станцией [13].
Жители издавна занимались земледелием и скотоводством, держали постоялые дворы, кузницы, выделывали кожи. Самые зажиточные крестьяне, занимались извозом, мелкой торговлей, содержанием постоялых дворов. На постоялых дворах жили пассажиры, в ожидании отдохнувших свободных лошадей до следующей станции. Желающих остановиться на постой в Борках было много. Порой здесь в течение суток останавливалась более 300 подвод.
Славились Борки своими пельменями. На зиму пельмени замораживались мешками. Традиция пельменей в Сибирь была привезена из Китая, однако сам продукт претерпел существенные изменения.
О зажиточности местных крестьян можно судить по сохранившимся до наших дней крепким домам, которые украшают центральную улицу села. Через Борки проходил этап ссыльных. Каждую пятницу по дороге гнали каторжников, приговоренных к ссылке, в глухие сибирские места. Звон цепей еще издали извещал о приближении очередной партии. Люди старались облегчить страдания арестованных, к пятнице готовили пищу, теплые вещи. Наиболее известные ссыльные: Мария Холопова, невеста царя Михаила Федоровича Романова, славянский просветитель, хорват Ю. Крижанич.
Через Борки шли на каторгу декабристы. Среди них были Трубецкой, Волконкий, Муравьев-Апостол, также останавливались и их жены, спешащие за своими мужьями в Сибирь.
Здесь останавливалась ссыльная семья Романовых. Помнят жители села и странную женщину – Ольгу Лохтину, которая посетила Борки во время следования в село Покровское вместе с Григорием Распутиным.
Одним из самых видных уроженцев села Борки был Андрей Иванович Текутьев – тюменский городской голова, крупный предприниматель Тюмени. Текутьев – купец первой гильдии, выходец из старообрядческой среды. При нем в Тюмени была построена больница (городская больница №3). На свои средства для больницы он приобрел рентгеновский аппарат. В Зареке им была открыта первая публичная библиотека им А.С Пушкина. Им же был привезен в библиотеку бронзовый бюст поэта. По его инициативе был разбит загородный сад. На свои средства он строит здание ремесленного училища с чугунно-литейными мастерскими (ТюмГУ, эколого-географический факультет).
В селе был велик интерес к грамоте. Местные мужики «поклонились» своему земляку А.И. Текутьеву и попросили его построить в Борках «на память» школу. Так была построена 4–классная школа, открытая в 1912 году. Это здание сохранилось, теперь в нем располагается больница. Сохранилось здание паровой мельницы, принадлежавшей Текутьеву.
Приложение 6
Характеристики и культурно-исторические объекты села Ембаево
Недалеко от Тюмени, двигаясь на север, по Тобольскому тракту, справа открывается панорама Ембаевских юрт. Ембаево (рис. 19) Сибирь мусульманская
По местным преданиям, первое поселение здесь основано миссионерами из Бухары. В XIV веке в Зауралье проникает 366 мусульманских шейхов с целью распространения ислама среди тюркского населения. На месте села был миссионерский стан. Хан Кучум отводит земельные улусы своей приближенной знати. В 1565 году свою вотчину здесь основал знатный бухарец Ембай (на русский язык как «новый купец, богач», или как «один из семи»). В документах 19 века село Ембаево называлось Ембаевским или Ембаевскими юртами. «Юрт» – по-татарски означает – поселение, деревня. У поселения есть еще одно название – Улуг-Манчел (Олы Манчел). «Манчел» по-таджикски означает остановка, привал, место, где можно остановиться [17].
Рис. 19. Село Ембаево
Высоко над окрестностями поднимается коренной берег Туры, под его отрывом плещется обширное озеро – старица длиной около 10 км – татары его называют Манцык.
По высоким местам шумела тайга – густой хвойный лес. Плодородной земли было мало, и людям пришлось корчевать лес, чтобы расширить посевы. Население занималось в основном животноводством, рыбной ловлей, извозом – перевозкой по тракту людей и грузов, выделкой кож, изготовлением обуви, конской упряжи и торговлей. Ембаевские юрты славились мастерами ювелирного и кожевенного дела. В 19 веке в Ембаево крупный кожевенный завод имел бухарец Абдулла Ниясов из Тюмени. Его шестеро работников в год выделывали около 5 тыс. кож искусной выделки – сафьян, юфть. Сюда заезжали купцы из Европейских стран и Востока. Значительную часть выделанной кожи вывозили на Кяхтинскую ярмарку, в приграничные районы Китая.
В 19 веке в селе построили две мечети: малую – около 1841 года, большую – в 1884–1888 гг. В 1844 году открыли духовную школу – медресе, где обучали служителей культа. Преподавали учителя из Стамбула. Большая мечеть построена бухарским купцом Нигматуллой Кармышаковым-Сейдуковым полностью на свои средства. О богатстве и щедрости купца до сих пор ходят легенды. Он помогал бедным односельчанам, невзирая на национальность и вероисповедании: бухарцам, татарам, русским. Полное его имя Нигматулла Хаджи Кармышаков улы Сайдулаев. Его именем и названа мечеть – Мечеть Нигматуллы Хаджи (рис. 20).
Рис. 20. Мечеть Нигматуллы Хаджи
В конце XIX в. К Ембаевским юртам, получившим статус административного центра Бухарской волости, были приписаны близлежащие бухаровские поселения – юрты Казаровские, Большекакскаринские, Большеакияровские, Есауловы и др.
С целью восстановления и изучения национальных традиций, сохранения материальных свидетельств прошлого в Ембаево открыт районный музей- заповедник татарской культуры и истории (рис. 21). Музей действует в настоящее время в здании медресе. В музее представлены экспозиции по материальной и духовной культуре бухарцев.
Рис. 21. Музей-заповедник татарской культуры и истории
За Ембаевскими юртами открывается вид на пойму Туры. В прошлом эти места изобиловали боровой дичью и птицей соколиной породы, что послужило основанием для развития здесь кречетного промысла. До начала XVIII в. бытовала практика ловли и обучения птицы для соколиной охоты. Источники фиксируют существование в предместье Тюмени нескольких слобод «кречатьих помычников» (соколиных ловцов). Мужчины отлавливали птицу, обучали ее, а женщины изготавливали убор для птицы. Для головы птицы шили колпачок из сафьяна, вышивали его бисером. На ножки, там где заканчивалось оперенье, крепили «обносцы» – парчовые шнурки с колокольчиками. Изготавливали искусную клетку и перчатку до локтя из грубой кожи для приема птицы. В таком уборе обученную птицу отправляли к Московскому двору для «царской теши».
Село Ембаево является одним из интереснейших мест.
Приложение 7
Географический квест (составлен автором)
1. Расположен в северной части Тюменского района на левом берегу реки Туры в двадцати пяти километрах от города Тюмени (Карта).
2. Одно из старинных русских поселений. К первой половине какого века относится основание?
Запишите числа с помощью римских цифр и определите век основания:
3. До начала заселения здесь был непроходимый сосновый лес. Как он называется?
4. Через поселение был проложен
5. Определите основные виды деятельности жителей, решив кроссворд.
По горизонтали:
2. Мучное изделие с мясным фаршем.
3. Постоялый ……… .
5. Мастерская для ковки металла.
По вертикали:
1. Перевозка пассажиров .
4. Металлическая застежка на ремне.
6. Одним из самых видных уроженцев был тюменский городской голова, крупный предприниматель Тюмени. Купец первой гильдии, выходец из старообрядческой среды. При нем в Тюмени была построена больница (городская больница №3), открыта первая публичная библиотека им А.С. Пушкина, был разбит загородный сад. О ком идет речь?
7. Местные мужики «поклонились» своему земляку и попросили его построить «на память»….
8. Расшифровав ребус, впишите название населенного пункта.
9. Отметьте его на карте.
Географический квест «Каскара»
1. Продолжив путь на северо-восток Тюменского района, на двадцать восьмом километре от Тюмени по старинному тракту, вблизи реки Туры, находится древнее татарское поселение.
Расположите кубики в правильном порядке и Вы узнаете в каком веке оно возникло.
2. Разгадав ребус, определите кем основано поселение.
3. Древнее поселение располагалось на маленькой
4. Пахотной земли было мало. Она была разделена по паям.
Прочитав шифрограмму, Вы узнаете какими основными видами деятельности занимались жители.
Шифр:
Основные занятия:
5. Решив кроссворд, Вы узнаете каких животных держали жители.
1.Дает молоко.
2. Средство передвижения.
3. Стригут шерсть.
6. На этом животном ездили на базар в Тюмень. Это было весьма практично: в дороге можно было его накормить, подоить и, употребив продукт, продолжить путь. О каком животном идет речь? Впишите его название.
7. Прочитав шифрограмму, Вы узнаете в каком году в центре села построен храм.
8. Назовите этот храм
ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
9. Сформировалось современное село от слияния скольких поселений, можно узнать, разгадав ребус.
10. Название в переводе с тюркского означает:
11. Расшифровав ребус, впишите название населенного пункта.
12. Отметьте его на карте.
Географический квест»Ембаево»
1. Поселение расположено на северо-востоке Тюменского района.
Расположите кубики в правильном порядке и Вы определите в каком веке здесь свою вотчину основал знатный бухарец.
2. Расшифруйте его имя и впишите клеточки.
3. Татарское поселение, деревня
4. Как называется архитектурное исооружение?
5. Именем какого бухарского купца названо оно, Вы узнаете прочитав шифрограмму:
Шифр:
Имя бухарского купца:
5. В селе имеется учреждение, в котором представлены экспозиции татарской культуры и истории. Как оно называется? Впишите название в пустые клетки.
6. Плодородной земли было мало, и людям пришлось корчевать лес, чтобы расширить посевы. Чем занималось население Вы узнаете , ответив на вопросы.
1) Отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных.
2) Добыча морских и речных рыб.
3) Изготовление изделий из драгоценных металлов.
4) Выработка различных сортов кож и шкур.
5) Отлов и обучение соколов для соколиной охоты.
7. Допишите слова, характеризующие это поселение, и определите его название.
8. Отметьте его на карте.
Географический квест «Кулаково»
1. Двигаясь к северо-западу от Тюмени, протянувшееся в просторной пойме реки Туры расположено одно из самых старинных сел.
С начала какого века деревня ведет свою историю, определите, разгадав головоломку.
2. По преданию местных легенд из скольких крохотных поселений служилого люда образовалось современное поселение?
Расшифруйте головоломку.
3. Место им очень понравилось – и поля, и река рядом и бор сосновый неподалеку. Решили строиться здесь. Один дом тут построил, другой – чуть выше по реке. Разгадав ребусы, назовите имена и фамилии этих основателей.
1)
2)
4. Мастерами по изготовлению каких предметов славилась деревня?
Определите, вписав в поговорку В.И. Даля пропущенные слова:
«Готовь летом ………, а зимой ………..».
5. Отменными сортами какого растения славилось село?
Расшифруйте головоломку:
6. Какие качественные изделия из пряжи этого растения делали мастера?
Разгадав кроссворд, Вы получите ответ на этот вопрос.
По горизонтали:
1. Рыболовная снасть.
3. Толстая крученая веревка.
5.Полотно для картин
По вертикали:
2. Длинное изделие, сплетенное из волокон.
4. Бывает растительным или сливочным
7. Село – родина авторитетного купца первой гильдии. Он был известен как в Тюмени, так и в Москве. В 1897 году в центре села на его средства начато строительство каменного храма. Он же построил здание школы, создал библиотеку, устроил парк дендрарий.
Назовите его фамилию, разгадав ребус:
8. Расшифруйте название этого села, впишите в клетки.
9. Отметьте его на карте.
Географический квест «Перевалово»
1. Двигаясь на юго-запад в 18 км от Тюмени расположено одно из старейших крупных сел Тюменского района.
Расположив кубики в правильном порядке, Вы узнаете в каком веке оно построено.
2. Построено село переселенцами из России. По местному преданию братья были сосланы из Москвы и поселились у «Большой дороги».
Ответьте на вопрос:
«Сколько братьев поселились на этом месте?»
3. Какие виды промыслов активно развивались в этом населенном пункте?.
Разгадав кроссворд, Вы получите ответ на этот вопрос.
1. Ткачество ковров как отрасль производства.
2. Древнерусский промысел, связанный с изготовлением из деревянных планок сосудов, таких как бочки, чаны, кадки и др.
3. Промысел, связанный с обработкой дерева.
4. Ответьте на вопрос: «Где мололи зерно?» Ответ впишите в клетки.
5. Это село – родина богатых тюменских людей. Как называли этих людей?
Ответ на вопрос Вы узнаете, разгадав ребус.
6. Предпринимательскую деятельность этот человек начал с мелкой торговли. В 1700 году открыл кожевенный завод. Сыновья Петр и Иван присоединились к делу отца. Образовался торговый дом, богатейший в Тюмени. Разгадав ребус, назовите фамилию купца. Впишите ответ в клеточки.
7. В 1876 году на свои деньги купец Прокопий Иванович Подаруев построил архитектурное сооружение. Прочитав криптограмму, назовите его.
8. Расшифруйте название этого села, впишите в клетки.
9. Отметьте его на карте.
Географический квест «Успенское»
1. Населенный пункт расположен на юго-западе, в сорока минутах езды от Тюмени. К первой четверти какого века относится его основание? Определите век основания.
10 5 1 1
2. Первоначально именовалось по названию реки. Назовите название, разгадав ребус:
3. Назовите главный символ, по которому можно узнать это селение, проезжая по автомагистрали.
Прочитав криптограмму, назовите его.
4. Большое развитие в селе получили разнообразные ремесла. Наибольшее распространение получили деревообрабатывающие промыслы, кузнечное, кожевенное и ……… дело. Оно выражалось в росписи деревянной утвари и интерьеров крестьянских жилищ. О чем идет речь?
Впишите ответ в клеточки.
5. Главный объект культурного наследия в селе основан в 1983 году. Г.Я. Сотниковым. В этом учреждении представлены подробно и разносторонне представляющие историю села и крестьянского быта.
В головоломке спрятано название этого учреждения и постоянно действующие экспозиции. Назовите их, составив словосочетания из букв, соединяя их по горизонтали и вертикали..
Ю |
Т |
С |
Е |
Р |
А |
Е |
В |
Е |
У |
Я |
Ь |
Е |
Р |
К |
Й |
Х |
Е |
Д |
М |
Н |
С |
К |
К |
З |
Е |
Л |
А |
Ч |
Н |
Е |
А |
А |
Я |
У |
М |
Е |
Б |
Е |
Й |
Щ |
Б |
З |
И |
Ф |
И |
И |
К |
С |
Е |
З |
Я |
Ш |
Г |
Ю |
С |
Й |
М |
У |
З |
6. Расшифровав ребус, впишите название населенного пункта.
7. Отметьте его на карте.
Вы определили все населенные пункты и в результате географического квеста нанесли их на карту Тюменского района.
Впишите в кроссворд названия пяти сел и замените КАСКАРА = Д в ключевом слове.
Приложение 8
Анкета для выявления предпочтений туристов
Уважаемые ученики! Ваши ответы помогут в составлении географических заданий.
Укажите свой класс _______
1. Были ли Вы уже в экскурсиях по Тюменскому району?
Да
Нет
2. Были ли Вы на экскурсиях по городу Тюмени?
Да
Нет
3. За одну поездке Вы предпочитаете посещать одно место или несколько?
Одно
Несколько
4. С кем Вы любите путешествовать?
В одиночку
С семьей
С друзьями, знакомыми
5. Что Вас интересует больше всего в поездке?
Природные памятники
Музеи
Памятники архитектуры
Современные архитектурные сооружения
6. Сколько дней Вы готовы провести в туристической поездке?
1 день
2 дня
3 дня
Больше трех дней
7. Вид транспорта, предпочтительный для Вас
Общественный транспорт
Транспорт, специально выделенный для маршрута
Личный транспорт
8. Интересует ли Вас история мест, где Вы побываете?
Да
Нет
Не знаю
9. Были ли Вы в населенных пунктах?
Успенское |
a. Да b. Нет |
Перевалово |
a. Да b. Нет |
Кулаково |
a. Да b. Нет |
Ембаево |
a. Да b. Нет |
Каскара |
a. Да b. Нет |
Борки |
a. Да b. Нет |
Спасибо за участие !
Приложение 9
Результаты социологического опроса
Диаграмма 1. Посещаемость экскурсий по Тюменскому району
Диаграмма 2. Посещаемость экскурсий по Тюмени
Диаграмма 3. Предпочтительность количества посещаемых мест
Диаграмма 4. Предпочтительность с кем путешествовать
Диаграмма 5. Заинтересованность туристов
Диаграмма 6. Предпочтительность количества дней путешествия
Диаграмма 7. Предпочтительность вида транспорта
Диаграмма 8. Интерес к истории посещаемых мест
Диаграмма 9. Посещаемость населенных пунктов
Диаграмма 10. Сравнительная посещаемость населенных пунктов 5-х и 9-х классов
Библиографическая ссылка
Ядрышникова Е.И. РАЗРАБОТКА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО КВЕСТА «ОКРЕСТНОСТИ ТЮМЕНИ» // Старт в науке. – 2018. – № 5-6. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1213 (дата обращения: 21.11.2024).