Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/18/34447.
Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.
Актуальность исследования. С каждым годом все дальше от нас тот памятный день – 9 мая 1945 года. Но нам никогда не забыть славный подвиг ветеранов Великой Отечественной Войны. Наши прадеды отстояли право на жизнь и подарили свободу миллионам наших соотечественников. Они показали пример истинного мужества, огромной силы и выносливости. Участники Великой Отечественной войны – не только прошли всеми боевыми дорогами, но и возродили, подняли с колен страну в послевоенное время.
Приближается великая дата – 75 лет со дня прорыва блокады Ленинграда во время Великой Отечественной Войны. Сегодня много говорят о фашизме, о войне и о патриотизме, т.е. о любви к Родине. Мы – дети – мало что из этого понимаем. Но мы четко знаем, что война – это страшное слово. Наше поколение последнее, которое на праздник 9 Мая видит ветеранов – людей, живших во время Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) и защищавших нашу Родину от немецких захватчиков.
Все меньше становится среди нас ветеранов Великой войны. Мы живем мирно и счастливо. Но бывают минуты, когда понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Свою причастность к великой истории России ощущает, наверное, каждый россиянин. Почти в каждой семье как самые дорогие реликвии, хранятся боевые и трудовые награды отцов и дедов, из поколения в поколения передаются их воспоминания.
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследовании будут мои родственники.
Мой прадедушка, Казаков Николай Филиппович, тоже участвовал в Великой Отечественной войне. На уроках окружающего мира мы вместе с одноклассниками посетили Историко-краеведческий музей нашего села Кинель-Черкассы. Из рассказов экскурсоводов мне стало известно о собранных материалах в музее об участниках Великой Отечественной войны. Среди них я нашел фамилию своего прадедушки Казакова Николая Филипповича и узнал, что он был защитником блокадного Ленинграда. Мне захотелось больше узнать о его военных подвигах. Вместе с родителями мы принялись за изучение исторического прошлого своей семьи.
В своем исследовании я воспользовался воспоминаниями моей прабабушки Казаковой Валентины Михайловны, семейным архивом и материалами районной библиотеки и музея. В нашей семье есть памятная книга Самарской области. Заглянув в неё я также увидел в списке участников войны информацию о своём прадедушке– Казакове Николае Филипповиче.
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его! Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
У меня есть предположение, что я могу узнать о том, что происходило с ним много лет назад по фотографиям, книгам, военным архивам, наградам.
Цель исследования. На примере биографии моего прадеда, Николая Филипповича, показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества.
Задачи исследования:
1. Сохранить память о сержанте Казакове Николае Филипповиче.
2. Изучить и систематизировать документальные источники об истории моей семьи.
3. Проанализировать информацию о Блокаде Ленинграда
4. Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
Объект исследования: прадед, сержант Казаков Н.Ф.
Предмет исследования: воинский путь моего прадеда, сержанта Казакова Николая Филипповича.
Методы исследования:
1. Изучение фотографий и документов из домашнего архива.
2. Систематизация и обобщение архивных материалов, воспоминаний моей прабабушки.
3. Изучение и анализ документальных источников и Интернет-ресурсов
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный – сбор, анализ и систематизация материала.
2. Основной – оформление исследовательской работы на основе полученных сведений и документальной хроники.
3. Защита проекта – демонстрация презентации и представление собранного материала одноклассникам.
Научная новизна работы в том, что впервые создано исследование о жизненном пути сержанта Казакова Н.Ф. – участника ВОВ.
Практическая значимость в том, что материалы исследования могут быть использованы при проведении классных часов и уроков мужества.
1. Воин и труженик
Опираясь на семейный архив и записи мне хотелось бы рассказать о своём прадедушке – ветеране Великой Отечественной войны Казакове Николае Филипповиче.
Казаков Николай Филиппович родился 26 октября 1918 г. в Кинелъ-Черкассах. В 1934 году после окончания семилетки он поступил на агрономическое отделение Кинель-Черкасского сельскохозяйственного техникума. В сентябре 1938 года Николай был направлен на работу в МТС «Волна революции» Колдыбанского района Куйбышевской области.
Через год молодого агронома призвали в ряды Советской Армии. Пять с половиной лет он служил в Советской Армии. Он был зачислен в пограничные войска НКВД. Военную службу начал в девятом Псковском пограничном отряде на границе с Эстонией. В октябре 1940 года, успешно окончив школу младшего начальствующего состава Ленинградского военного округа, был откомандирован на границу с Финляндией, где служил в составе девятой пограничной заставы 102-го пограничного отряда.
Став командиром стрелкового отделения, сержант Казаков с присущей ему настойчивостью стал овладевать секретами пограничной службы и обучать этому подчиненных. Но мирная служба продолжалась недолго.
19 мая 1941 года на участке заставы пограничным нарядом был задержан нарушитель государственной границы и отправлен в штаб погранотряда. 20 мая из штаба отряда начальнику заставы поступил приказ – усилить охрану государственной границы. Этот приказ строго выполняли все командиры и солдаты заставы вплоть до 21 июня...
– На другой день, заставу обстреляла финская артиллерия. После этого поступил приказ – занять оборону вместе с полевыми воинскими частями. С правого и с левого флангов финны прорвали оборону нашего отряда и взяли нас в окружение. Через некоторое время пришел приказ от командования фронтом: выйти из кольца окружения к Ленинграду. Противник имел превосходство и в силе, и в вооружении, В ожесточенных сражениях несли потери, был смертельно ранен начальник заставы младший лейтенант Усачев и тяжело ранен политрук Медведев. От пятидесяти бойцов погранзаставы в живых осталось только пять. 10 сентября 1941 года наш 102-й погранотряд вместе с другими воинскими подразделениями вошел в Ленинград.
К тому времени в Ленинграде немецкая авиация разбомбила и сожгла почти все продовольственные склады и другие коммуникации. Последняя норма солдатского хлебного пайка дошла до 100 граммов эрзац хлеба. Других продуктов не было.
Спасение принесла защитникам Ленинграда сооруженная ледяная трасса через Ладожское озеро. По этой «дороге жизни» завозили продукты питания и военное снаряжение, а вывозили раненых, больных, детей, стариков.
Во время одной из боевых операций на Карельском перешейке 15 июля 1941 года сержант Казаков был тяжело ранен. После лечения и выздоровления он вновь вернулся в свою часть и стал продолжать военную службу. Второе ранение было получено им бою в финских траншеях 8 августа 1942 года.
В январе 1944 года 201–я стрелковая дивизия, в состав которой входило его стрелковое отделение, осуществила прорыв блокадного кольца в направлении городов: Гатчина, Луга и Нарва, а так же принимал участие в боях за освобождение г. Риги.
201-я стрелковая дивизии пополнилась живой силой и техникой, ее направили на уничтожение Курляндской группировки. В феврале 1945 года во время ожесточенных боев Казаков был тяжело ранен. Сначала он лечился в Ленинградском госпитале, затем в Черемховском.
За боевые заслуги, мужество и отвагу Н.Ф. Казаков награжден орденами: Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», знаком «Фронтовик 1941–1945 гг.», почётным знаком «Ветеран войны и военной службы» и двенадцатью юбилейными. Кроме того, сержант Казаков получил две Благодарственные грамоты от Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР И.В. Сталина за освобождение городов Гатчина и Луга, а также Благодарственную грамоту Военного Совета Ленинградского фронта за участие в боях за освобождение г. Нарва.
Н.Ф. Казаков мужественно пережил 900 блокадных дней и ночей в осажденном Ленинграде. 17 мая 1945 года Николай Филиппович возвратился в родные Кинелъ-Черкассы. После лечения и отдыха поступил на работу в Кинель-Черкасский район. Затем перешел в Кинель-Черкасскую МТС, где 8 лет проработал участковым агрономом. Часто оказывал квалифицированную помощь товарищам по труду и пользовался среди них заслуженным авторитетом. В марте 1948 года был награжден медалью «За трудовую доблесть».
После реорганизации МТС Николай Филиппович перевелся в колхоз им. XX партсъезда. В этой сельхозартели он трудился 11 лет и много сделал для улучшения культуры производства.
В сентябре 1966 года Казаков был переведен в колхоз им. Калинина, где проработал 23 года. Бывший председатель этой сельхозартели А.С. Попов характеризует его так: «Казаков – скромный, добросовестный, неутомимый труженик. Он много сделал для повышения плодородия земли. Прописку в хозяйстве получили новые, более урожайные сорта культур, раздельная уборка. Все это помогало добиваться высоких урожаев». Мой прадедушка пользовался большим уважением, практически был бессменным председателем профсоюзного комитета колхоза. В марте 1970 года его наградили медалью «За доблестный труд», а в феврале 1979 года – медалью «Ветеран труда». После ухода на заслуженный отдых Николай Филиппович продолжал работать в колхозе еще 11 лет. Общий трудовой стаж составил 50 лет.
Будучи уже в преклонном возрасте Николай Филиппович состоял в Совете Ветеранов Кинель-Черкасского района. Его приглашали на тематические мероприятия, уроки мужества, которые проводились в медицинском колледже, в районной библиотеке, в сельскохозяйственном техникуме, в музее села, в Кинель-Черкасских СОШ №1 и №2.
Мой прадед прожил долгую жизнь и умер на 92 году.
Поскольку мой прадедушка Казаков Николай Филиппович участвовал в прорыве «Блокады Ленинграда», мне захотелось подробнее узнать об этом событии в истории нашей страны, которое довелось пережить моему прадеду. Из источников литературы вместе с родителями я постарался выяснить: что же такое «Блокада Ленинграда»?
2. Оборона города Ленинграда
Со дня окончания войны прошло уже 73 года, но интерес к этому героическому периоду в истории нашей Родины не ослабевает. Советские люди всегда будут помнить о тех, кто с беззаветным мужеством и отвагой на фронте и в тылу ковал победу над фашизмом, о тех, кто в смертельной схватке с врагом отдал свою жизнь за эту победу.
Ход боевых действий в период Великой Отечественной войны сложился так, что многие города выдерживали более или менее длительную осаду, вели оборону в условиях, когда вопросы связи с Большой землей становились особенно сложными и жизненно важными. Исключительно трудной, потребовавшей для своего решения титанических усилий, являлась проблема связи с Ленинградом, оказавшимся с осени 1941 г. в условиях полного окружения с суши.
Оборона Ленинграда – одна из самых славных и ярких страниц истории Великой Отечественной войны, один из самых выдающихся примеров стойкости и массового героизма советского народа в борьбе за независимость своей Родины. Защитники Ленинграда, несмотря на тяжелейшие условия вражеской блокады, непрерывные артиллерийские обстрелы и бомбардировки с воздуха, не только выстояли, но и разгромили немецко-фашистские войска, осаждавшие город.
Одной из главных причин того, что Ленинград выстоял и победил, было то, что в борьбе с врагом он не был одиноким, что усилия всех его жителей, всех воинов Ленинградского фронта и Балтийского флота в обороне города опирались на поддержку всей страны. Снабжение Ленинграда продовольствием, топливом, вооружением, боеприпасами стало предметом неустанной заботы для страны. Почти два с половиной года Ленинград был осажден врагами. Но ни на один день, ни на один час он не оставался одиноким. Городу помогала вся страна. С Урала, Поволжья, из Сибири и Средней Азии сюда шли продовольствие, вооружение, снаряжение, медикаменты... Ленинград жил и героически боролся.
Немецко-фашистским войскам благодаря внезапности нападения и временному превосходству в силах удалось в короткий срок захватить почти всю Прибалтику и вторгнуться в пределы Ленинградской области. Однако совместными усилиями сухопутных войск, авиации и военно-морского флота в результате упорной обороны, сочетавшейся с контратаками и контрударами, наступление немецко-фашистских войск на Ленинград было приостановлено на всех направлениях.
Воспользовавшись тем, что враг вынужден был приостановить наступление на Ленинград, советское командование во второй половине июля 1941 г. приняло ряд мер по укреплению обороны города. В городе интенсивно велось военное обучение трудящихся. Большое внимание уделялось созданию в Ленинграде и на подступах к нему различных инженерных сооружений – огневых точек, противотанковых и противопехотных заграждений, бомбоубежищ и укрытий.
Блокада города Ленинграда (ныне СанктПетербург) во время Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им.
Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецкофашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900–дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались. В ноябредекабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики – всего 125 граммов. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически черным по цвету и горьким на вкус.
Осень–зима 1941–1942 годов – самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод – отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Главным источником тепла в домах стала печка-»буржуйка». Прекратилась работа на заводах и фабриках.
Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться – работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13–14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.
Осенью на Ладожском озере изза штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.
22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название «Дорога жизни». Ладога – «Дорога жизни». Под обстрелом, под бомбёжкой перевозили они день за днём пассажиров и летом, и зимой: эвакуируемых ленинградцев, детей, женщин, ценные грузы и всё, что нужно для обороны великого города.
За всё время действия дороги, по ней было доставлено в Ленинград 361 419 т различных грузов, из которых 262 419 т продовольственных. Это не только улучшило снабжение героических ленинградцев, но и позволило создать некоторый запас продуктов к моменту окончания работы ледовой дороги .
Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8–11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.
Кировский завод не прекращал работу на протяжении всего периода блокады. От завода к линии фронта даже ходил трамвай. Это была обычная трамвайная линия из городского центра в пригород, но теперь она использовалась для перевозки солдат и боеприпасов.
Блокада Ленинграда была снята полностью в ходе ЛенинградскоНовгородской операции 1944 года. В результате мощного наступления советских войск немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60–100 км.
27 января 1944 года стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады. В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.
Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества: от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек).
Подвиг защитников города был высоко оценен: свыше 350 тысяч солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза. Медалью «За оборону Ленинграда», которая была учреждена в декабре 1942 года, было награждено около 1,5 миллиона человек.
За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецкофашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание «ГородГерой».
Заключение
В ходе работы над исследованием были изучены семейный архив, документальные хроники, воспоминания родственников. На основе данного материала создана презентация и уголок памяти, в котором размещены копии документов моего прадедушки.
В результате работы над проектом я узнал о своем прадеде как о человеке – гражданине, верой и правдой служившим своей Родине. Я горжусь, что в нашей семье был такой герой войны, патриот своей Родины как мой прадедушка: мужественный, мудрый, скромный и добрый человек. К сожалению его уже нет в живых, но благодаря записям я узнал о его нелёгком фронтовом и жизненном пути. Надеюсь, что материалы, которые мне удалось собрать в ходе своей исследовательской работы вызовут интерес у моих сверстников к изучению истории своей Родины.
Мой прадед ушёл из жизни, когда я ещё был маленьким, и я его почти не помню, но я буду всегда гордиться своим прадедушкой, и на его примере учиться любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию. Я стараюсь быть достойным его памяти.
Казаков Николай Филиппович не только защищал Родину, но и трудился в послевоенные годы на блага с. Кинель-Черкассы, где имел много трудовых заслуг. Вместе с тем прадед создал крепкую семью, в которой по сей день царит уважение друг к другу и взаимопомощь. У моего прадедушки два сына, четверо внуков и пятеро правнуков.
На уроке окружающего мира был продемонстрирован результат работы над проектом – презентация «Мой прадед стал роднее». Я надеюсь, что после ознакомления с данной исследовательской работой мои сверстники тоже заинтересуются своей родословной.
Планируем создать брошюру о жизни прадедушки. Она будет храниться в нашей семье как память о его военных и трудовых заслугах. Один экземпляр предоставим в Кинель-Черкасский историко-краеведческий музей, для ознакомления всех желающих.
Библиографическая ссылка
Казаков С.А. МОЙ ПРАДЕД СТАЛ РОДНЕЕ // Старт в науке. – 2018. – № 5-4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1153 (дата обращения: 23.11.2024).