Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/1/34304.
К нам голубь белый прилетел,
На ветку рядом с домом сел.
Наверно холодно ему…
Быть может дать ему еду?
На ветке голубок сидит,
На нас с братишкою глядит.
Боится голубь подлетать,
Не хочет семечки клевать!
Тогда решили мы узнать –
Легко ли птице другом стать?
Недавно во дворе нашего дома поселился белый голубь. Случилось это в ноябре. Откуда он прилетел, мы не знали и очень боялись, что птица скоро улетит.
Нам очень понравился белый голубь, и мы захотели с ним подружиться. Мы решили выяснить, можно ли приручить голубя и что для этого нужно. Так началась наша исследовательская работа.
Объект исследования: белый голубь.
Предмет исследования: особенности жизни голубей и способы их приручения.
Цель работы: проследить этапы привыкания голубя к человеку.
Задачи:
• Выяснить все ли голуби одинаковые.
• Выяснить зачем люди приручают голубей.
• Определить численность голубей в р.п. Сурское.
• Узнать, что любят есть голуби.
• Выяснить за какой срок голубь привыкает к человеку.
Гипотеза: стаи голубей живут в людных местах, значит, они мало боятся человека. Голуби часто выступают в цирке, значит, они поддаются дрессировке и их можно приручить.
Методы исследования:
• анкетирование
• поиск информации в библиотеке,
• изучение информации в сети Интернет,
• экскурсия на голубятню в нашем районе,
• наблюдение за голубем,
• подсчет голубей методом маршрутного учета.
1. Основная часть
1.1. Как посчитать голубей?
Многие наши одноклассники хотели бы узнать, сколько голубей живет в нашем поселке. Поэтому с этим мы обратились к учителю биологии Сорокиной Нине Николаевне.
Она рассказала нам о широко известной методике маршрутного учета птиц, разработанной Ю.С. Равкиным в 1967 году.
Суть метода заключается в следующем. Учетчик движется по маршруту и отмечает всех птиц, которых видит. Для каждой встречи при этом указывают: число встреченных особей и расстояние от учетчика до птицы в момент обнаружения. Кроме того, отмечают время начала и конца учета и пройденное расстояние.
Четыре группы
«дальностей обнаружения»
0–25 м – близко (Б);
25–100 м – недалеко (Н);
100–300 м – далеко (Д);
300–1000 м – очень далеко (ОД).
Для подсчета голубей в нашем поселке мы выбрали следующий маршрут: 1) Завод Маслосыродельный и ООО «Лига» – 2) районная больница – 3) Хлебозавод – 4) рынок – 5) автовокзал – 6) хлебоприемное предприятие (ХПП). Длина пути L = 6 км.
Во время пути мы считали всех встреченных голубей, а в местах, где голубей было много – фотографировали стаю, чтобы посчитать птиц дома. Данные мы заносили в таблицу (Приложение 1. Таблица 1).
Расчет плотности проводился по формуле
N = ((n1 x 40) + (n2 x10) + (n3 x 3) + n4) / L,
где N – число голубей; n1 – число голубей, обнаруженных близко (Б) (0–25 м); n2 – недалеко (Н) (25–100 м); n3 – далеко (Д) (100–300 м); n4 – очень далеко (ОД) (300–1000 м); L – длина пути (в км).
Выводы:
1. Всего мы зафиксировали – 2239 голубей.
2. Зимнее время года наиболее удобное для подсчета птиц, так как с уменьшением корма голуби начинают объединяться вокруг мест, где есть возможность добыть пищу.
3. Большие скопления птиц мы увидели в следующих местах:
Вопросы:
1. Почему мы не встретили ни одного белого голубя?
2. Может наши одноклассники встречали белых голубей на улицах поселка?
1.2. Видели ли наши одноклассники белых голубей?
Продолжить свою работу мы решили опросом одноклассников. Мы задали им 5 вопросов. В результате мы получили следующие ответы:
1. Любите ли вы наблюдать за голубями?
Да – 20 человек;
Нет – 7 человек.
2. Видели ли вы белых голубей и где?
Видел – 27 человек;
В цирке – 19 человек;
На свадьбе – 8 человек;
На улице – 0 человек.
3. Хотели бы вы иметь домашнего голубя?
Да – 25 человек;
Нет – 2 человека.
4. Сложно ли приручить голубя?
Да – 18 человек;
Нет – 3 человека.
Затрудняюсь ответить – 6 человек.
Вопросы:
1. Если мы и наши одноклассники не видели на улицах поселка ни одного белого голубя, тогда может у нас какой-то особенный голубь?
1.3. Чем похожи все голуби?
В нашем дворе поселился белый голубь. Мы ни когда не видели таких голубей на улицах нашего поселка. Мы видели только сизых голубей. Может это какой-то особенный голубь?
Мы вспомнили, что белых голубей мы видели в цирке, но они были другими – у них была большая грудь и пушистый хвост.
Что же за голубь живет у нас? Ответы на этот вопрос мы решили узнать в библиотеке.
Из энциклопедии [1] мы узнали, что ГОЛУБИ (голубиные), семейство птиц отряда голубеобразных. Их около 290 видов, объединяемых в 41 род.
Голуби распространены в мире. В России встречаются сизый голубь, вяхирь, горлицы и др.
На Волге, по старым данным, дикий сизый голубь встречается до устьев Камы, а по новейшим – признается возможным гнездование на Волге, Оке или Суре и на Свияге.
Голуби ведут строго дневной образ жизни. Пищу обычно собирают на земле, в связи, с чем хорошо ходят. Летают они прекрасно: легко, быстро, могут делать резкие повороты.
Голуби – общественные птицы. Чаще всего держатся стаями, иногда громадных размеров. Питаются голуби главным образом семенами растений, реже мелкими беспозвоночными. Все голуби нуждаются в воде и часто летают на водопой на значительные расстояния.
Эти птицы образуют прочные пары. Большинство голубей откладывают по 2 яйца, некоторые по 3 или по 1. Яйца белой окраски, без рисунка. Насиживание длится у разных видов от 14 до 30 дней. В году бывает обычно 2, а у некоторых видов и больше – до 4–5 кладок. Птенцы вылупляются голыми и беспомощными и остаются в гнезде до полного оперения [2].
Первое время родители выкармливают их отрыжкой содержимого зоба, так называемым «голубиным молоком». Растут птенцы довольно быстро, они в 25-дневном возрасте начинают летать.
Общим предком всех домашних голубей является дикий сизый голубь.
Точное время, когда началась история приручения этих птиц, неизвестно. По разным оценкам это могло произойти от 5 до 10 тыс. лет назад. Существуют три основных теории на этот счёт. Одна из них гласит, что это могло произойти на Ближнем Востоке за 8 тыс. лет до нашей эры, когда начало развиваться земледелие – люди научились выращивать ячмень. Привлечённые бросовым зерном, птицы сами стали селиться возле человека, а люди стали употреблять их в пищу. Другое предположение состоит в том, что в древности храмы строились на скалистых побережьях, где обитали голуби, и птицы использовали эти сооружения для обустройства гнезда. Наконец, третья гипотеза гласит, что люди собирали яйца птиц для дальнейшего употребления в пищу, а затем для облегчения задачи стали содержать птиц у себя в пещерах, где те стали размножаться.
За долгую историю разведения человеку удалось вывести большое количество разновидностей голубей, отличающихся друг от друга телосложением, размерами, мастью и лётными способностями. В настоящее время известно более 800 пород, которых по практическому применению разделяют на три основные группы: спортивных, мясных и декоративных.
Сравнивая фото голубей разных пород с фотографией нашего голубя, мы пришли к выводу, что наш голубь похож на крымского высоколетного голубя [3].
Крымский высоколетный голубь
Наш белый голубь
Это одна из старейших отечественных пород. Встречаются голуби как с неоперенными ногами, так и лохмоногие. Основная окраска оперения белая. Реже встречаются и другие расцветки: желтая, сизовато-сиреневатая.
Крымские голуби неплохие летуны. Полет у них круговой, они обладают способностью кувыркаться в воздухе через хвост.
Голубей этой породы можно встретить во многих районах нашей страны, но главным образом на Украине.
Голуби этой породы довольно доверчивы и любопытны. Они прекрасные наседки, заботливые кормильцы птенцов.
Выводы:
1. Мы выяснили, что все голуби имеют общего предка – дикого сизого голубя.
2. Голуби бывают дикие и домашние.
3. Сравнивая фотографии и описания домашних пород голубей, мы пришли к выводу, что наш голубь похож на крымского высоколетного голубя.
Вопросы:
1. Зачем люди строят голубятни и разводят голубей?
1.4. Зачем люди разводят
домашних голубей?
В книгах было написано, что многие люди строят голубятни. Но зачем они это делают?
За ответом на этот вопрос, мы отправились к голубеводу нашего поселка – Феофанову Василию Александровичу и все, что до этого мы прочитали в книгах, нам удалось увидеть собственными глазами.
Мы наблюдали, как голуби доверяют человеку, увидели полёт стаи. А от голубевода узнали много интересного об этих замечательных птицах.
Вот какие вопросы мы задавали голубеводу:
1. Как давно вы держите голубей?
2. Какие голуби у Вас любимые?
3. Как Вы ухаживаете за голубями, чем кормите?
4. Есть ли враги у голубей?
5. Трудно ли приручить голубя?
Василий Александрович с радостью ответил на наши вопросы. Разговор с ним мы записали на видео, чтобы показать одноклассникам.
Василий Александрович разрешил нам запустить в небо голубя, и мы любовались его полетом.
На наш вопрос трудно ли приручить голубя, Василий Александрович ответил так: специально голубей я не приручал. Я кормил и ухаживал за ними, а птицы постепенно привыкли ко мне.
Мы увидели, как дружно живут птицы на голубятне. Нам стало жалко своего одинокого голубя. Мы решили подарить его Василию Александровичу.
Вечером, когда стемнело, голубевод поймал голубя и отпустил в своей голубятне. Мы были рады, что наш голубь найдет себе друзей. А мы будем навещать его.
Каково же было наше удивление, когда через три дня наш голубь снова сидел под крышей нашего двора!!! Голубь ворковал, он был рад нас видеть. Мы снова насыпали ему зерна и ушли в школу.
Выводы:
1. Люди разводят голубей, чтобы любоваться их полетом.
2. Голубя можно приручить.
Вопросы:
1. Всегда ли голубей разводили только чтобы любоваться ими?
2. Почему голубь вернулся к нам, а не остался в голубятне?
1.5. Почему голубь вернулся домой?
Почтовые голуби всегда находят дом [4]. Учёные экспериментально подтвердили, что у них есть пространственные представления и познавательные способности. Голуби ориентируются в неизвестной местности, определяют, где они находятся по отношению к своей голубятне, и могут самостоятельно выбирать цели полета.
Их способность определять дорогу домой издавна удивляла людей. Несмотря на интенсивные исследования, еще до конца не выяснено, на чем основывается этот необыкновенный дар. Известно лишь, что почтовые голуби ориентируются в полете по магнитным силовым линиям Земли, звездам и положению Солнца.
История знает самое разнообразное использование голубей, в том числе печальное. Так, начиная с древних египтян, птиц специально выращивали в большом количестве и широко употребляли в пищу. И в настоящее время они считаются лакомством во многих странах.
Голуби оставили свой след и в нашей истории. В «Повести временных лет» приведен рассказ о том, как в 946 г. княгиня Ольга использовала голубей в военном деле для захвата непокорной крепости. Она потребовала у жителей города, осаждаемого ее дружиной: «…дадите мне от двора по 3 голуби да по 3 воробьи…» Жители, не увидев подвоха в требовании княгини, быстро собрали от каждого двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге. Княгиня велела их раздать дружине, привязать к каждой птице сухой прут, зажечь его и отпустить крылатых «воинов». И те понесли тлеющую смерть к своим домам. Загорелись голубятни и сараи, а от них и другие деревянные постройки. А поскольку горели все дворы сразу, их нельзя было погасить.
Святой дух в виде голубя
В христианской религии всегда считали этих пернатых «божьими птицами». Поэтому издавна на Руси голубя, почитаемого как святое создание, изображали в храмах и жилых домах, на сосудах и лампадах, саркофагах и гробницах. Разорение голубиных гнезд и охота на этих птиц считались превеликим грехом. Люди радовались, когда голуби останавливалась у них на постой, и для их удобства подвешивали деревянное корытце, чтобы пара свила в нем свое гнездо.
Как не странно, символ мира может оказаться эффективным средством войны. Голубиная почта существовала ещё со времён глубокой древности, но с приходом радио казалось, что её век окончен. Но первые бои Великой Отечественной войне показали, что проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Зачастую техника выходила из строя. Поэтому армия использовала почтовых голубей. Всего за годы войны почтовыми голубями доставлено более 15000 голубеграмм.
Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных «пернатых партизан» их хозяину было только одно наказание – смерть.
Выводы:
1. Голубь всегда возвращается домой. Если наш голубь вернулся, значит, он считает наш двор своим домом.
2. Люди с древних пор разводят голубей не только чтобы любоваться их полетом. Голуби помогают людям в различных ситуациях.
Вопросы:
1. Что думают о голубях наши одноклассники?
Практическая часть
Опыт 1. Что любят голуби?
Для того, чтобы выяснить что любит кушать голубь мы провели эксперимент: в течение недели мы предлагали голубю одновременно несколько видов семян: пшеницу, овес, семена подсолнечника, хлеб, гречку и горох. Каждый раз мы видели, что птица сначала склевывала семечки подсолнуха, и только потом, если была еще голода, клевала зерно пшеницы.
Вывод: голуби едят любые семена растений, но больше любят семена подсолнечника.
Опыт 2. Нужен ли голубю дом?
Наблюдая за голубем мы заметили, что чаще всего голубь сидит на балке в нашем дворе, а кушать летает к живущим в сарае уткам.
Для некоторых птиц, таких как скворцы, люди строят скворечники. Зимой в этих скворечниках живут воробьи. Мы решили узнать: будет ли голубь жить в домике, сделанном из коробки?
Для изготовления домика мы взяли картонную коробку и прорезали в ней отверстие для залета птицы.
Мы боялись, что нашего голубя могут поймать кошки, поэтому попросили папу помочь нам выбрать безопасное место.
Папа помог нам прибить домик под крышей, там, где кошки не смогут достать птицу. В защищенную от ветра часть коробки мы положили мягкого сена. А на входе насыпали горсть семечек, чтобы голубь сначала использовал домик как кормушку и привык к новому домику.
На следующий день мы обнаружили, что все семечки были склеваны. Но их могли склевать и воробьи. Мы насыпали зерна каждый день и видели, как голубь залетает в коробку, чтобы склевать их. Но жил голубь по прежнему в нашем дворе.
Вывод: зимой голубь не стал жить в домике. Но возможно весной он устроит в нем гнездо. Мы продолжим наблюдать за поведением птицы.
Опыт 3. Легко ли приручить голубя?
Приручением голубя мы решили заняться на зимних каникулах, так как у нас было много свободного времени и мы могли часто навещать своего питомца.
2–4 января. Голубь нас боится и улетает на газовые трубы, когда мы пробуем подойти к нему ближе.
5–8 января. Голубь еще боится, но уже не улетает высоко. Он с интересом наблюдает за нами. Мы разговариваем с ним, медленно передвигаемся и бросаем семечки на тропку. Но голубь боится спускаться на тропу рядом с нами.
10 января. Мы продолжаем навещать нашего друга. Сегодня голубь во дворе спустился на стол и начал клевать семечки не далеко от нас.
12 января. Сегодня голубь подпустил нас близко к себе. Мы предложили ему корм на вытянутой руке. Голубь не улетел, но есть с руки, не осмелился.
13–14 января. Голубь подлетает к нам, когда мы выходим навестить его. Он смело клюет семечки рядом с нашими ногами, но клевать с руки еще не решается.
16 января. Сегодня голубь первый раз клевал из моей руки. Он еще немного боится, но уже доверяет нам.
Для того чтобы голубь привык к нам и начал брать корм с руки понадобился почти 2 недели. Мы продолжаем приручать нашего голубя. Мы надеемся, что скоро голубь, не боясь, будет садиться к нам на руку, чтобы полакомиться семечками.
Выводы:
1. Чтобы приручить голубя нужно:
2. Регулярно общаться с голубем. Приходить к нему в гости, разговаривать, кормить. Все это для того, чтобы голубь постепенно привык к вам.
3. Первое время следует приходить в одной и той же одежде. Голуби не любят блестящие наряды. Одевать нужно что-то не яркое.
4. Когда голубь привыкнет к вам, можно приучать его к рукам. Сначала кидать корм подальше от себя, с каждым разом сокращая расстояние. Не забывать разговаривать с ними, присаживаясь на корточки. Затем протянуть корм в руке. Эти птицы очень любят семена подсолнечника.
5. Голуби бывают разными, у каждого свой опыт, как и у человека. Не пугливые птицы быстро привыкнут к рукам. Будьте терпеливы к пугливым голубям.
Заключение
Чтобы выяснить легко ли приручить голубя, нам пришлось прочитать много книг, посетить местного голубевода, провести опрос жителей поселка, пройтись по улицам р.п. Сурское и посчитать голубей. Но только наблюдение за птицей дало нам ответ на наши многие вопросы.
В процессе исследования мы прочитали познавательный материал не только о голубях, но и других птицах, узнали много нового и интересного. В книгах мы нашли ответы на такие вопросы: Какие бывают голуби? Почему этих птиц называют «млекопитающими птицами»? Как используют голубей в настоящее время и какой след в истории они оставили? Познакомились с условиями содержания голубей, узнали, как люди приучили голубей и вывели различные породы.
Встречаясь голубеводом, мы поняли, что общение с домашними голубями позволяет человеку сблизиться с природой, узнать её тайны и полюбить животный мир, стать добрее не только птицам, но и людям. Голубеводство является прекрасным видом активного отдыха, снимает нервные напряжение и перегрузки, которыми насыщена современная жизнь.
Совершая прогулки, мы невольно ищем взглядом этих птиц, будто они наши старые и добрые знакомые. Внимательно наблюдая за их повадками, мы всё больше и больше понимаем, какие это удивительные создания природы, как они радуют нас своим присутствием. Хочется любоваться ими, заботиться о них.
Чтобы наши сверстники узнали, что голуби – это удивительные птицы, мы сделали небольшую книжку-малышку «Мал голубок, да сам себя кормит», которую подарили детской библиотеке. В этой книжке мы напечатали интересные стихи, загадки и пословицы про голубей. Мы сами придумали поучительную сказку о необычном голубе, составили кроссворд о зимующих птицах Ульяновской области. Надеемся, что ребята, прочитав нашу книжку, будут внимательнее ко всем птицам нашего района.
Если кому-то из наших друзей захочется попробовать приручить голубя, то он может воспользоваться нашими советами, которые мы оформили в виде буклета.
Мы справились с поставленными целями, проследили этапы привыкания голубя к человеку. Теперь мы знаем, что голубя приручить не сложно.
Мы продолжим наблюдать за голубями, потому что хотим выяснить, какую роль играют голуби в экосистеме нашего поселка.
Библиографическая ссылка
Калашников Н.А., Калашников Д.А. ЛЕГКО ЛИ ПРИРУЧИТЬ ГОЛУБЯ? // Старт в науке. – 2018. – № 5-4. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1148 (дата обращения: 23.11.2024).