«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь!» – так писал о воде знаменитый французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Вода – самое распространённое на Земле вещество. Поверхность нашей планеты на треть покрыта водой. Организм человека примерно на 70 % состоит из воды. Трудно переоценить значение этого вещества в нашей жизни. Без еды человек может прожить около месяца, без воды же – не более недели. Для нормального функционирования организма человеку необходимо выпивать 2-2,5 литра воды в сутки. Но какой воды?
На уроке окружающего мира, изучая тему «Самое главное вещество», мы познакомились со свойствами воды и её ролью в жизни человека. Учитель нам задал вопрос «А какую воду вы пьёте?» И оказалось, что у троих наших одноклассников установлены фильтры для очистки водопроводной воды, в остальных семьях пьют воду из крана, не подвергая её дополнительной очистке. В сентябре в нашем классе появилась новенькая девочка, долгое время проживавшая в городе Москве. Она нам рассказала о том, что в школах столицы дети пьют только бутилированную воду.
Так какая же вода лучше? Этот вопрос нас с ребятами очень заинтересовал, и мы решили провести исследование.
Цель исследования – сравнить качество водопроводной (без фильтра), очищенной фильтром и бутилированной воды.
Задачи исследования:
– прочитать научно-популярную литературу о воде;
– познакомиться с возможными способами определения качества воды в домашних условиях;
– побеседовать с работниками МУП «Межрайкоммунводоканал» г. Кумертау;
– побеседовать со школьным фельдшером;
– провести опыты по определению качества воды;
– сделать вывод по проделанной работе.
Методы исследования:
– опыт
– наблюдение
– сравнение
– изучение литературы
Гипотеза:
– в нашей школе на питьевых фонтанах не установлены фильтры, в школу не поставляется для питья бутилированная вода, значит, питьевая вода в школе соответствует санитарным нормам и по качеству не уступает бутилированной и очищенной фильтром воде.
Начать наше исследование мы решили с теоретической подготовки и отправились в школьную библиотеку. Наталия Юрьевна помогла нам подобрать книги по интересующей теме, из которых мы узнали много интересных фактов о воде. (Приложение № 1)
Для нашего опыта мы купили бутилированную питьевую воду Bon Aqua (производитель – компания «Coca-Cola»), подготовили такой же объём профильтрованной воды (Приложение № 2) и набрали питьевую воду в школе. (Приложение № 3)
Лабораторное оборудование для проведения опытов нам предоставила Галимзянова Зульфия Дикатовна – преподаватель химии в нашей школе. Так же она дала нам советы по проведению опытов. (Приложение № 4)
Итак, всё было подготовлено к работе. Начали мы с самого простого – определения качества образцов воды по запаху. Все результаты договорились заносить в таблицы. Питьевой воде, которую мы набрали в школе, был присвоен № 1, воде, очищенной фильтром – № 2, бутилированной воде – № 3. (Приложение № 5)
Результаты первого наблюдения:
Водопроводная |
Фильтрованная |
Бутилированная |
без запаха |
без запаха |
без запаха |
Вывод: все образцы не имеют запаха.
2. Следующим этапом было определение качества воды по вкусу (Приложение № 6)
Водопроводная |
Фильтрованная |
Бутилированная |
самая приятная на вкус |
приятная на вкус |
имеет горьковатый привкус |
Вывод: с испытанием справились образцы № 1 и № 2.
3. Далее мы проверили воду на прозрачность. Для этого вода была разлита по колбам, за которыми был размещён печатный текст. (Приложение № 7) Текст хорошо просматривался во всех трёх случаях.
Водопроводная |
Фильтрованная |
Бутилированная |
прозрачная |
прозрачная |
прозрачная |
Вывод: все образцы справились с испытанием.
4. Для обнаружения в воде посторонних примесей, было проведено отстаивание испытуемых образцов. Для этого колбы с водой поместили в тёмное место на трое суток. По истечении времени никаких осадков в образцах обнаружено не было. (Приложение № 8)
Водопроводная |
Фильтрованная |
Бутилированная |
осадка нет |
осадка нет |
осадка нет |
Вывод: в образцах воды не содержатся посторонние примеси.
5. Следующим шагом было определение наличия ионов железа в образцах. Для этого мы использовали марганцовку. Если вода поменяет окраску и станет желтовато-бурой, то пить ее опасно. (Приложение № 9)
Водопроводная |
Фильтрованная |
Бутилированная |
окраску не поменяла |
окраску не поменяла |
окраску не поменяла |
Вывод: все образцы пригодны для употребления.
6. Следующий опыт – определение жёсткости воды. Жёсткость воде придают соли кальция и магния. На предметные стёкла были нанесены капли испытуемых образцов. После высыхания на каждом стекле остался чуть заметный беловатый развод. Это показывает наличие солей в каждом образце, но не выявляет лидера. (Приложение № 10)
Мы решили продолжить опыт. Добавим в образцы воды мыло и попытаемся при помощи трубочек вспенить воду. (Приложение № 11)
Водопроводная |
Фильтрованная |
Бутилированная |
плохо пенится |
пенится лучше |
самое большое количество пены |
Для более точного определения количества растворённых солей в наших образцах нами было проведено дополнительное исследование – выпаривание воды. (Приложение № 12)
Водопроводная |
Фильтрованная |
Бутилированная |
самое большое количество солей |
меньшее количество солей |
самое маленькое количество солей |
Вывод: самой жёсткой оказалась вода № 1, самая мягкая – № 3.
Подводя итоги проведённых опытов, мы пришли к выводу, что вода, набранная в нашей школе, оказалась самой жёсткой. Почему? Для разъяснения мы обратились к маме нашего одноклассника – Варнавской Светлане Вячеславовне – оператору Кумертауского водоканала. При встрече, Светлана Вячеславовна рассказала нам, что вода в город Кумертау поступает из подземного источника «Мокрый Лог», поэтому вода насыщена солями кальция и магния. Но жёсткость воды находится в допустимых нормативами пределах. Вода в городе чистая, её качество ежедневно контролируется в лаборатории водоканала. И самое главное, это то, что все работники водоканала пьют сырую водопроводную воду.
А что скажет о жёсткой воде медицинский работник? Мы решили побеседовать с фельдшером нашей школы – Аглеевой Риммой Рауфовной. Римма Рауфовна рассказала нам, что соли кальция и магния, придающие жёсткость воде, полезны для организма. С питьевой водой человек получает 1-2 грамма минеральных солей в сутки. (Приложение № 13).
Заключение
Проведя все опыты, сравнив разные образцы воды и поговорив со специалистами, мы сделали вывод: наша гипотеза нашла своё подтверждение – питьевая вода в нашем городе хорошего качества! А это большая редкость в современном мире. Ведь не зря в наступившем Году экологии проблемам охраны водных ресурсов уделяется огромное значение.
Приближается Всемирный день воды. Результатами своего исследования мы решили поделиться с учениками нашей школы, проведя 22 марта мероприятие «Самое главное вещество на планете». Так же мы с ребятами изготовили памятки «Береги воду!» и развесили их над умывальниками в нашей школе. (Приложение № 14).
А завершение мне бы хотелось продемонстрировать вам простейший способ определения качества воды без лабораторного оборудования. Он может вам пригодиться, если вы окажетесь в незнакомом городе. Вам необходимо заварить чёрный чай и крепкую заварку разбавить водопроводной водой. Если вода приобретёт персиковую окраску – она хорошего качества.
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10
Приложение № 11
Приложение № 12
Приложение № 13
Приложение № 14
Библиографическая ссылка
Исхакова Э.Э. КАКУЮ ВОДУ ТЫ ПЬЁШЬ // Старт в науке. – 2018. – № 4-3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1144 (дата обращения: 22.12.2024).