Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 1955–1991 ГОДЫ

Гулиева А.А. 1
1 г. Тюмень, МАОУ среднеобразовательная школа № 22, 11 класс
Извина О.А. (г. Тюмень, МАОУ среднеобразовательная школа № 22)
1. Василевская Э.В. Очерки развития телевидения в Западной Сибири. Новосибирск, 1978 г. 109с.
2. Саппак В.С. Телевидение.//Новый мир, 1960 г., № 10. 214 с.
3. Саппак В.С. Телевидение и эстрада // Искусство эстрады, 1961 г., № 1. 287 с.
4. Саппак В.С. Искусство, которое рождается // Вопросы литературы, 1962 г., № 1. 315 с.
5. Саппак В.С. Телевидение и мы. М., 1963 г. 106 с.
6. Проблемы телевидения и радио. Москва, 1967 г. Выпуск 1. 19 с.
Проблемы телевидения и радио. Москва, 1971 г. Выпуск 2. 23 с.
7. Проблемы телевидения. Москва, 1976 г. 152 с.
8. Борецкий Р.А Телевизионная программа. М., 1967 г. 65 с.
9. Борецкий Р.А Диалоги о телевидении. М., 1967 г. 89 с.
10. Юровский А.Я. Об искусстве телевидения. М., 1965 г. 299 с.
11. Юровский А.Я. Телевидение – поиски, решения. М., 1975 г. 304 с.
12. Ефимов Э.М. Учебное телевидение: проблемы и перспективы. М., 1977 г. 174 с.
13. Фирсова А. Телевидение и обучение. М., 1977 г. 267 с.
14. Шаболовка, 53. М., 1988 г. 255 с.
15. Вильчек В.М. Под знаком ТВ. М., 1987 г. 214 с.
16. Тюмень. Копылов Д.И., Князев В.Ю., Ретунский В.Ф. Свердловск, 1984г. 318 с.
17. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. М., 1990 г. 204 с.
18. Шаболовка, 53. М., 1988 г. 255 с.
19. Тюменская правда. Орган областного Совета народных депутатов. 1957 – 1991 гг. 10 с.
20. Ф. 1830 Комитет по радиовещанию и телевидению ГАТО, оп. 1, д.15, 40, 105, 165, 578. 289 с.
21. Гайдучок О.Я. Человек в эфире: кадровое обеспечение телерадиослужб Тюменской области в 1944-1991 гг. / О.Я. Гайдучок // Диалог культур и цивилизаций. Тез. VII Всероссийская научная конференция молодых историков (25-26 февраля 2006 г.). Тобольск, 2006. 49 с.
22. Гайдучок О.Я. Развитие телерадиовещания в Тюменской области (1944-1990-е гг.) / О.Я. Гайдучок // Вестник ТГУ. 2003. № 3. 175 с.

Зарождение телевидения в стране, создание тюменской студии телевидения

Огромная роль в передаче самым широким народным массам накопленных человечеством духовных ценностей принадлежит телевидению. Будучи одним из мощнейших информационных каналом, телевидение синтезирует в себе все существовавшие до него способы передачи информации: устную речь, письменное и печатное слово (рукописные и печатные титры, надписи, книжные и газетные тексты, схемы, чертежи), изобразительные формы (архитектура, скульптура, живопись, графика, собственное творчество телевизионных художников-поставщиков), фотографию, кино (художественное, документальное, мультипликационное, научно-популярное, учебное), радио. Аудиовизуальный язык телевидения позволяет передавать любые виды сообщений: информационно-публицистические, документальные, художественные, научно-популярные и образовательные. Телевидение является универсальным средством, способным в своих программах интегрировать с помощью звука и изображения информацию о всех сферах деятельности человека и передавать эту информацию прямо на дом каждому телезрителю.

В этой связи обращение к истории электронных средств массовой информации позволяет не только определить роль телевидения в достижении политических, социально-экономических и идеологических целей государства, формировании национального самосознания, но и воссоздать в ретроспективе тот механизм, с помощью которого осуществлялось воздействие на общественное мнение. Особую актуальность обращение к истории телевидения приобретает в современных условиях, когда ведется активный поиск оптимальной модели функционирования средств массовой информации, в равной степени отвечающей интересам государства и общества. В этом контексте опыт прошлого представляется особенно ценным, так как позволяет получить довольно полное представление об одной из моделей информационного пространства, развивающегося под влиянием монопольного идеологического диктата.

К истории развития телевидения в Сибири одна из первых обратилась Э.В. Васильевская (1). На примере организации телестудий в трех крупнейших городах региона – Томске, Омске и Новосибирске она представила общую картину развития телевещания, определила периодизацию этого процесса. Развитие материально-технической базы служб телерадиовещания Сибири стало предметом исследования Ф.Я. Володарского, обратившегося к заключительным этапам процесса радиофикации региона, становлению региональной сети телевещания, проблемам кадрового обеспечения телерадиослужб.

Несмотря на то, что в работах Э.В. Васильевской и Ф.Я. Володарского доминируют завышенные оценки деятельности партийных структур, в них впервые предпринята попытка проследить процесс развития телерадиовещания с учетом объективных и субъективных трудностей. В этом русле авторы выявляют некоторые ошибки в работе органов власти на местах, не получившие, правда, всестороннего объяснения. Определенное внимание в этих работах уделяется отдельным аспектам развития радио и телевидения Тюменской области в конце 1950-х – 1960-е годы.

Работы Саппака В.С. явились основополагающими для развития всей дальнейшей теории телевидения, для изучения самых различных аспектов телевизионного вещания, его внутренней природы.(2;3;4;5)

Многие важные вопросы теории и практики телевидения поднимались в сборниках «Проблемы телевидения и радио» (6) и «Проблемы телевидения» (7).

Имеется ряд работ, в которых нашли отражение эстетические проблемы телевизионного вещания. Это, прежде всего работы Юровского А.Я. и Борецкого Р.А.

Наряду с искусствоведческими работами имеется небольшая группа работ филологов, журналистов, в которых исследуются жанры телевизионной журналистики, даётся анализ содержания прессы, радио и телевидения как источников информации. (8; 9; 10; 11). Большая литература посвящена учебному телевидению. Этот вид вещания является предметом комплексного исследования, как работникам телевидения, так и педагогами, психологами, лингвистами, медиками и т.д. (12; 13).

Большое значение имеет обобщение всего накопленного телевидением опыта за всё время его развития. Среди работ, посвященных изучению истории телевидения, набольший интерес представляет книга Юровского А.Я. «Телевидение – поиски и решения» (11). В ней в очерковой форме рассказывается о том пути, который прошло советское телевидение от первых технических опытов до наших дней, раскрывается социальная роль телевидения, обсуждаются его выразительные возможности. Автор воссоздаёт наиболее примечательные страницы истории советской тележурналистики, исследует теоретические проблемы, связанные с особенностью прямого телевещания и записью событий на плёнку с последующим монтажом и т.д.

Также следует отметить книгу «Шаболовка 53» (14). Страницы истории телевидения». Эта книга – воспоминание тех, кто прокладывал путь к сегодняшнему телевидению. Она рассказывает об эре «живого» телевидения, когда передачи шли в эфир прямо из студии без предварительной записи. О том, как зарождались и набирали силу жанры и формы, без которых мы теперь не мыслим телевизионную программу.

Представляет интерес книга В.М. Вильчека «Под знаком ТВ» (15). В этой книге рассматриваются процессы, происходящие в культуре под влиянием телевидения. Новый способ электронной печати вновь обостряет вопрос: что есть искусство. Новые формы и жанры, родившиеся на телеэкране, автор анализирует в традиционном ключе – исследуя истоки их поэтики, находя параллели в прошлом и их перспективы в будущем культуры.

Развитию телевидения в Западной Сибири посвящена книга Э.В. Василевской. В этой книге прослеживаются 3 этапа становления телевидения в Западной Сибири. I этап – строительство 1932-1956 гг.; II этап – строительство государственных телецентров и создание студий телевидения в Омске, Томске – 1956-1960 гг.; III этап – с 1960 г. массовое развитие телевидения в Западной Сибири.

Что касается тюменского телевидения, то Тюмень лишь упоминается в связи с открытием в 1964 году нового телецентра. Что касается тюменского телевидения, то литература по этой проблеме крайне малочисленна. В путеводителе – справочнике «Тюмень» (19) говорится о том, что в июле 1958 г. начала свою работу тюменская студия телевидения и указывается, что с 1972 г. стали вестись передачи в цветном изображении. Однако обе эти даты требуют уточнения.

В книге Д.И. Копылова, В.Ю. Князева, В.Ф. Ретунского «Тюмень» (16) отмечается, что группа энтузиастов оборудовала телецентр, в декабре 1957 г. начались пробные передачи, а в июле 1958 г. была организована уже настоящая студия.

Отдельные фрагменты по истории радио и телевидения Тюменской области получили освещение в работе В.Е. Копылова, обратившегося к начальному периоду развития радиовещания в 1920-е-1930-е годы. Кроме того, автор представил свою интерпретацию событий, связанных с организацией в 1957 г. тюменской телестудии. Несмотря на фрагментарность и спорность некоторых положений, особенно в оценке государственной политики в области телерадиовещания, работа В.Е. Копылова может служить основой для продолжения исследований проблемы.

Таким образом, история развития телерадиовещания как на всесоюзном, так и региональном уровнях привлекает определенное внимание исследователей. Вместе с тем в отечественной историографии отсутствуют работы обобщающего характера по истории радио и телевидения в 1946-1991 годы. Вне поля зрения исследователей остаются проблемы организации управления телерадиослужбами, их кадровый состав. В самом общем виде характеризуются процессы развития материально-технической базы радио и телевидения, основные направления их деятельности и место в формировании общественного сознания. Попытки рассмотреть проблему в более широком контексте носят единичный характер и сдерживаются недостатком региональных исследований, в том числе выполненных на материалах Тюменской области.

Регулярное телевизионное вещание на электронной основе (каким оно является и поныне) началось в Ленинграде и Москве почти одновременно – в начале 1939 г. До этого времени на протяжении 30-х годов существовало так называемое «механическое» мало строчное телевидение, не имевшее перспективы дальнейшего развития (17).

В 1938 г., в Москве, на улице Шаболовка, у подножия Шуховской радиобашни начал свою работу Московский телецентр (18). Он стал основой для создания в 1951 г. Центральной студии телевидения, которая превратилась со временем в Центральное телевидение, охватившее своими программами всю страну.

В январе 1955 г. в Тюмени при областном комитете ДОСААФ была организована секция телевидения. В неё вошли радиолюбители и специалисты предприятий города. Они решили с помощью предприятий и общественных организация города построить в Тюмени телецентр.

Было рассмотрено несколько вариантов типовых и любительских телецентров. Все сошлись на том, что нужно строить телевизионный центр по схемам Омского телецентра, наиболее отвечающего современным техническим требованиям.

Учитывая, что в Омске телецентр был построен силами общественности, члены секции телевидения также обратились за помощью к предприятиям и организациям Тюмени.

К марту 1957 г. была изготовлена значительная часть оборудования и аппаратуры, была построена передающая телевизионная антенна. В её строительстве приняли активное участие коллективы треста «Тюменьнефтегеология» и паровозного депо (19). Также был закончен монтаж звукового сопровождения и передатчика изображения. Этот большой и ответственный заказ выполнили коллективы областного радиоцентра Министерства связи и радиоцентра аэропорта. Коллектив радиомастерской дистанции связи железной дороги под руководством Широковец смонтировал выпрямители, которые обеспечивали электропитание всех узлов связи (19).

В создании аппаратуры телецентра также активное участие приняли предприятия города. Так, судостроительный завод изготовил все металлоконструкции телецентра, металлические шкафы к синхрогенератору и выпрямителям. Авиаремонтные мастерские выполнили работы по автогенной сварке и окраске металлоконструкций. Завод АПЭ оказал помощь изоляционными материалами. Свой вклад в строительство телецентра внесли завод «Механик», коллектив городских радиотрансляционных сетей.

Энтузиасты телевидения рассчитывали закончить монтаж аппаратуры к 1 июля 1957 г. В мае должны были начаться пробные передачи с целью выявления дефектов в работе передатчика и дальности его действия. Предполагалось, что передач из Тюмени можно будет принимать на обычный телевизор в радиусе 30-50 километров.

Точных данных о начале телевизионных передач в Тюмени обнаружить не удалось. В прессе упоминается дата – 7 ноября 1957 г. По сообщению «Тюменской правды» в этот день по тюменскому телевидению был показан художественный фильм «Ленин в Октябре». В эти дни в Тюмени имелись лишь 3 телевизионных приёмника (19).

При изучении архивных материалов – журналов учёта телевизионных передач было обнаружено, что первая «учтенная телевизионная программа тюменского телевидения» прошла 29 ноября 1957 г. И с этого дня по понедельникам, четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям тюменцы могли собираться у голубых экранов телевизоров примерно на 3 часа (19).

Что же было показано 29 ноября 1957 г.?

19:30 – 19:37 Последние известия

19:37 – 19:47 О газете «Новая жизнь»

19:47 – 19:50 Перерыв

19:50 – 22:35 Фильмы «Терентий Мальцев», «Обида», «Моя ошибка» (26).

Телестудия в годы с 1957 г. по 1965 г. размещалась в приспособленном помещении, на 4 этаже главпочтамта. Павильон студии вместе с аппаратным цехом занимал менее 60 квадратных метров. Антенна находилась во дворе главпочтамта на 40-метровой парашютной вышке.

Несмотря на то, что секция телевидения начала свою работу в 1955 году, а первые передачи прошли по местному телевидению в 1957 г., официально днём рождения тюменского телевидения является 20 августа 1958 г., когда Совет Министров РСФСР принял Постановление № 955 «Об организации в Тюменской области комитета по радиовещанию и телевидению (20). А 16 октября 1958 г. тюменский областной Совет депутатов утвердил положение о комитете по радиовещанию и телевидению и его состав. Председателем комитета была назначена Пелевина Н.В., директором телестудии – Иваненко Ф.В., ответственным редактором – Крицкий Ф.В., директором радиоцентра – Иващенко Н.И. и старшим звукооператором комитета – Завьялова А.М. (20).

В первые годы существования деятельность тюменской студии телевидения строилась, в основном, на энтузиазме её организаторов. Хотя следует отметить, что определенное внимание организации новой телестудии, уделяя Государственный комитет по радиовещанию и телевидению. Так, в третьем квартале 1958 г. Государственным комитетом по радиовещанию и телевидению при Совете Министров РСФСР тюменскому комитету по радиовещанию и телевидению было выделено 10 тысяч рублей ассигнований (4). В четвёртом квартале 1958 г. по расположению Госкомитета по радиовещанию и телевидению было выделено: 1 магнитофон МЭЗ-15; контрольный агрегат КА-7; 2 пишущих машинки, 1 телевизор индикаторы технического уровня РИ-35 (26).

В 1959 г. среднемесячное телевидение составляло около 65 часов. Из них студийные передачи (собственное вещание) занимали 7-10 часов, кино 45-50, в этом числе детское кино – около 6 часов, хроника от 5 до 8 часов (20).

Далеко не все удавалось студийцам. С самого создания телестудия находилась под контролем партийных органов. Уже в январе 1959 г. вопрос о работе областного комитета по радиовещанию и телевидению рассматривался на заседании Бюро Обкома КПСС. Было отмечено, что комитет работает еще не удовлетворительно и многие передачи ведутся на низком идейном уровне. На основании того, что поверхностно освещаются вопросы хозяйственного и культурного строительства, не вскрываются резервы районов, городов, отдельных колхозов, совхозов, предприятий, Обком обязал комитет по радиовещанию и телевидению регулярно организовывать выступления передовых людей колхозов, совхозов, предприятий, различных специалистов, руководящих работников (27). Также было решено утверждать квартальные планы на заседании бюро Обкома КПСС.

В эти годы идет процесс формирования отдельных редакций на телестудии. Одними из первых были организованы редакции «Последних известий», пропаганды и народного хозяйства.

Постепенно растёт число работников телестудии. На 1 декабря 1959 г. на телестудии работали 41 человек, в том числе специалистов со средне – специальным образованием 8, из них 5 женщин (специалистов с высшим образованием в те годы еще не было).

В декабре 1960 г. количество работников возросло до 52 человек, из них со средне – специальным образованием – 10; а через год (декабрь 1961 г.) на телестудии работало уже 77 человек. Средний возраст работающих, по словам ветеранов студии, в начале 60-х годов был 23-25 лет.

В первые годы своей деятельности тюменская телестудия испытывала большие трудности в связи с недостатком специалистов. Особенно сложная ситуация складывалась в связи с отсутствием режиссёров, т.к. их готовили лишь в московском институте культуры (позже в челябинском институте культуры).

Поначалу многие передачи были тяжелы для восприятия, состояли из длинных статей, перегруженных цифрами, были и слабо связаны с жизнью. Аргументация и факты подменялись в них общими рассуждениями.

Нужно сказать и о том, что сотрудники телестудии работали в тяжелейших условиях. Помещение не было приспособлено для ведения передач, в нём было тесно и очень душно. Не было режиссёрского места, репетиции проводились прямо в коридорах, там же переодевались артисты. Аппаратура, отчасти самодельная, отчасти устаревшая, полученная с других студий телевидения, постоянно выходила из строя. Часто отказывали камеры, которых в начале 60-х годов было всего 2.

И всё же на телецентре существовало даже собственное кинопроизводство. Киносъемочный аппарат появился в 1959 г. Обработка кинопленки производилась ручным способом в бачках. Киноматериалы были только немыми и черно-белыми. Пленка-16мм. Голос, музыка накладывались на кинопленку, т.к. синхронных съемок поначалу не было. Количество часов из года в год увеличивалось и в 1962 г. передачи велись уже ежедневно. Были введены дневные передачи для работающих в вечернее время, и детские воскресные передачи.

Улучшалось также и качество работы телецентра, росла его техническая оснащенность. Если в момент пуска телецентр имел всего лишь один вход (канал), рассчитанный для показа диктатора и фильмов, то в 1962 г. на телецентре работало при камерных входах (каналов), которые обеспечивали не только передачу из студий изображения диктора, но и показ спектаклей.

С ростом часов вещания росло и количество телезрителей в нашем городе. Если первые передачи смотрели по трём телевизорам, то в 1962 г. уже около 8 тысяч голубых экранов собирали зрителей (19).

Повысилось количество передач. Улучшилась связь со зрителями. Если за 9 месяцев 1959 г. студия получила 91 письмо, то за это же время 1960 г. пришло 647 писем.

Таким образом, уже в первые годы существования на тюменской студии телевидения произошли существенные изменения в техническом обеспечении студии, и её кадровом составе, серьёзно расширилась зрительская аудитория. К достоинствам деятельности студии следует отнести попытки установления тесного контакта со зрителями. В то же время следует отметить, что уже с первых лет работы деятельность тюменской студии телевидения была поставлена под партийный контроль.

1958 – 1965 гг. – время «живого» эфира.

По плану были организованы выступления Эрвье, Майкова, Царапкина, Мальчевского и так далее.

Деятельность телевидения с первых дней его существования протекала под руководством и жестким контролем органов КПСС. Большое внимание уделялась политико-просветительским передачам. Вначале 60-х годов ведущей темой этих передач было «освещение передового опыта».

Большая аудитория была у передачи «Школа передового опыта». Перед телезрителями выступали передовики производства с рассказом об опыте своей работы.

Возможно, что интересная форма организации подобных выступлений не была еще найдена. Редко практиковались такие формы передач как ответы на вопросы, беседа по письмам трудящихся.

Киносъемочный аппарат хотя и имелся, но работа киносъемочной группы не была налажена. Поэтому мало было возможности готовить оперативные передачи и «Последние известия». Они хотя и назывались «Последние», но там редко можно было встретить слова – «вчера», «сегодня».

На экране было мало живой жизни. Снимки, которые шли в эфир уже поднадоели телезрителям. Было мало авторов, и те привлекались случайно. Не было ещё создано музыкальной редакции.

Но уже в середине 1960-х годов в эфире стали чаще звучать слова: «Наш корреспондентский пост сообщает» или ссылка на то, что передача подготовлена общественной редакцией. Мало делалось тематически передач, посвященных отдельным районам, городам, предприятиям, колхозам и совхозам.

В начале 1960-х годов на экраны телевизора ежемесячно выходили журналы «По родной Тюмени», «Для вас, женщина», сатирический журнал «Сквознячок».

Излюбленным жанром телевизионщиков в то время был «Телеплакат», который готовился ко всем знаменательным датам и профессиональным праздникам (редакция пропаганды). В этой передаче использовался иллюстративный материал из журналов, фотографий. Рассказывалось об истории данного праздника, читались стихи.

1960-ые годы – период активного освоения тюменских земель. В области работали бригады геологов, нефтяников, газовиков. Все бригады, приезжавшие для работы в Тюменскую область, обязательно приглашались на телевидение, где рассказывали о себе, о своей работе. Их должны были, знать – это были первопроходцы.

В период освоения нефти телевизионные студии были в Ханты-Мансийске, Нижневартовске, в п. Горноправдинск, в п. Комсомольский. Все эти телевизионные студии были закрыты в конце 60-х годов.

В 1964 г. студия начала выпуск киноочерков («О лесорубах», «Геологи», «Наш край»), один из которых был растиражирован для показа в телестудиях страны. Высоко была оценена программа тюменского телевидения на фестивале телестудий страны в Омске (1964 г.). Все эти достижения свидетельствовали о возросшем мастерстве, профессиональной зрелости тележурналистов, режиссёров, телеоператоров и других творческих работников (19).

Наряду с этим в начале 60-х годов раз в 2 недели выходила музыкальная передача «По вашим заявкам», которая так же имела обширную почту и обширную географию.

Телестудия находилась в центре города и приковывала к себе огромное внимание. Туда шли люди, шли со своими идеями, просто познакомиться, посидеть, поговорить. И, несмотря на то, что технические средства были несовершенны, именно на начало 60-х годов, по воспоминаниям ветеранов студии, приходится расцвет тюменского телевидения.

В 1960 г. по телевидению были показаны первые телепостановки. Часто прямо из студии транспортировались спектакли Областного драматического театра. Между драматическим театром и телестудией существовала тесная связь. Дьяков-Дьяченко, Калинин были частыми гостями на телевидении. Также под фонограмму в «живом» эфире или постановки Новосибирского оперного театра.

Таким образом, 1958 – 1965 гг. – это время поиска, творческих находок; время, когда телевидение обрело свою форму. Ежедневное эфирное время составляло на этом этапе в среднем 3,5 часа, в том числе собственное вещание/информационные программы, студийные передачи/ – от 10 минут до 50 минут. Все студийные передачи передавались только в «живом» эфире. Дальность действия телецентра была 30-40 километров.

Благодаря своему местоположению – в центральной части города, телестудия в начале 60-х годов стала центром городской культурно и духовной жизни.

Тюменское телевидение 1965-1991 гг.

11 марта 1965 г. начал свою регулярную работу новый телевизионный центр. Телепередачи отныне велись по третьему каналу. Время начала вечерних передач было перенесено с 18:30 на 19:00. Новый телецентр находился по адресу ул. Пермякова 6. Проект телецентра предусматривал выпуск 150 часов собственного вещания в год в основном показ информационных программ.

На новом телецентре было установлено оборудование последних образцов, которые выпускала отечественная телевизионная промышленность. Изменились условия для творческого персонала студии. Имелась вентиляция, была проведена специальная электроакустическая обработка помещений, создана система антивибрации – всё это выгодно отличало новый телецентр от старого.

Одно только было плохо: студия стояла на отшибе, вдали от города и в ненастную погоду туда не было подъездных путей, «дорога и доставка выступающих – проблема. Ямы, грязь, хулиганьё. Главное, чтобы люди шли к нам с охотой, а мы лишены этого всю осень и весну». Не было уже той кипучей жизни, которая была в старой студии.

В этот период произошли существенные изменения в характере и содержании передач. География материалов тюменского телевидения стала шире, повысилась оперативность, улучшилась форма подачи материалов. Больше стало звучать живых документальных материалов. Повысился идейно-художественный уровень вещания. Стали чаще практиковаться передачи конкурсного и игрового характера (редакции народного хозяйства, музыкальных и детских передач).

3 февраля 1969 года вышел в эфир первый выпуск «Тюменского меридиана».

В 1965 г. была создана молодежная программа «Орбита», которая продержалась на тюменских экранах 12 лет. Эту передачу с большим интересом смотрела молодёжь. Авторами её были Виктор Семёнович Горбачёв и Зот Тоболкин – теперь известный сибирский писатель, а тогда начинающий журналист.

Также в конце 60-х годов по редакции молодёжных программ большую зрительскую аудиторию имела программа «Мы – молодой рабочий класс». Передачи шли в эфир прямо из ПТУ, камеры были расставлены в различных спецкабинетах, спортивном, актовом залах и т.д. результатом этих телевизионных программ являлось то, что вырос набор в училища. В речное, железнодорожное и геологов были даже конкурсы.

В 1969-1973 гг. тюменцы на экранах своих телевизоров могли видеть настоящие телевизионное шоу. Оно называлось «Телевизионный конкурс новаторов», и по своей форме представляло в те годы грандиозное зрелище. Всё это было в «живом» эфире. Инициатива проведения конкурса принадлежала редакции народного хозяйства (редактор Юрченко Эмма Захаровна).

Одной из знаменательных передач по редакции пропаганды в 1968-1969 гг. («живой» эфир) была массовая передач «Дорогие мои земляки». Передача велась в форме встречи с интересными людьми. Трансляция шла и из студии и с ПТС из какого-либо зала. Близкая по духу вышеописанной передаче была другая, созданная в сельскохозяйственной редакции. Эта передача называлась «Радуга». Она также велась в «живом» эфире и была предназначена для тружеников сельского хозяйства. Проводилась по типу «Огонька» на ЦТ. Её участники собирались за самоваром, говорили о сельских и житейских проблемах.

К 1975 году были проведены предварительные работы и подписан контракт на поставку и проведение шефмонтажных работ и настроечных на оборудовании телевидения радиотелецентра. Работы начались весной 1975 года и были закончены в декабре 1975 года. Радиотелецентр получил современное по тем временам оборудование на транзисторах. Оборудование было изготовлено и смонтировано с высоким качеством. Впервые в арсенале режиссёра появились спецэффекты; электронная, пока ещё чёрно-белая рир-проекция. В конце 1975 года – начале 1976 года были поставлены и введены в эксплуатацию видеомагнитофоны «Кадр-3», эти видеомагнитофоны были совершенны, позволяли записывать цветную видеозапись, имели электронный монтаж. Впервые записанные на видеомагнитофон программы стали занимать ведущие место в телевизионных программах.

В 1978 г. тюменским радиотелецентром была получена от Пермского РТЦ передвижная телевизионная станция цветного телевидения «Лотос». К сентябрю 1979 года было проведено 6 передач в «цвете». В Тюмени в 1979 году насчитывалось около 12 тысяч цветных приемников.

В 1985 году радиотелецентр перешел полностью на цветное телевизионное вещание.

В 1985 году тюменское телевидение впервые приняло участие в подготовке программ своими техническими средствами для центрального телевидения. Была проведена трансляция партийного актива с участием генерального секретаря ЦК КПСС.

В конце 70-х – начала 80-х годов на экранах телевизоров тюменцы могли постоянно, т.е. еженедельно видеть передачи экономико-технического содержания. Еженедельно выходила на экраны в 80-90-е годы передача очеркового характера «Тюмень и тюменцы». Ежедневно выходил в эфир «Тюменский меридиан».

На протяжении двух десятилетий не сходила с экрана рубрика «Коммунисты» (редакция пропаганды). В передачах этой рубрики выступали коммунисты, руководители предприятий. Показывалась работа отдельных предприятий с аналитической точки зрения.

Большая и сложная работа проводилась тюменским телевидением над передачей «Первые» (1974-1977 гг., редакция пропаганды). Передача выходила раз в квартал и использовалась с ПТС, обычно с какого-либо завода или из учреждения. В ней рассказывалось о «первых» людях, которые создавали завод, закладывали первый кирпич; о тех, кто уходил на фронт и о тех, кто сейчас находится в числе лучших. Передача имела своей целью поднять человека труда. К передаче обычно организовывались выставки технического творчества, фотографии завода и его работников.

В 1985 г. впервые вышла в эфир передача «Сейчас и здесь» (Строгольщиков В.). С неё у нас началась вторая волна «живого» эфира. Приглашались руководители предприятий, ответственные работники горисполкома и Обкома КПСС. В одной передаче обсуждалась одна какая-либо из городских тем, например, по транспорту, здравоохранению, бытовым услугам и т.д. Работали прямые телефоны. Передача имела огромную почту.

В 1988 г. тему передачи «Сейчас и здесь», продолжила программа «Камертон» (Юрченко Э.З.). Программа носила публицистический характер и отражала общественное мнение на различные события, происходящие в городе.

По молодёжной редакции наиболее интересной была передача «Искатель», которая была посвящена истории изучения родного края. Готовилась совместно с областной станцией туристов и объездила весь Тюменский край. Было сделано много находок. Одна из передач была перенесена на ЦТ фрагментом в большую программу. Все участники передачи ездили в Москву. Главным героем был легендарный тракторист Пётр Дьяков.

Хочется отметить передачи «Наследие», которая рассказывает о быте и нраве сибиряков, культурных ценностях края; «Надежда», которая принимает участие в инвалидах, стариках, брошенных детях, оказывает им посильную помощь; «Тюменские имена», в которой рассказывается о талантливых детях и их творчестве; «Час для вас» – передача для семейного просмотра; программу «Литературный канал», «Художественные среды».

Таким образом, с 1975 года значительно улучшилось техническое обеспечение телерадиоцентра, что позволяет даже проводить телемосты между городами, и активно применять свои технические средства в создании передач ЦТ.

Значительно возрос кадровый технический и творческий состав. Если в 1975-1976 годах эфирное время составляло около 3,5 часов, то после 1980 г. – около 2,5.

Таким образом, историю развития Тюменской студии телевидения можно разделить на 3 периода. Первый период – это период любительского телевидения, время поиска и творческих находок, время, когда телевидение обретало свою форму. Это период «живого» вещания (эфира). Телестудия была в центре всех городских событий

Второй период также является периодом живого эфира. Это время, когда намного расширились рамки телевизионного вещания, т.к. телекомитет переехал на новый телевизионный центр, и потому, что появилась передвижная техническая станция, которая, позволяла вести репортажи прямо с места событий в прямом эфире.

Третий период – это время, когда появилась видеозапись и живой эфир стал сходить на нет. Что продолжалось вплоть до 1985 г., до начала перестройки, когда стала допускаться определенная свобода в выборе и направлении передач. С 1985 г. началась новая волна живого эфира.

Третий период заканчивается 1 июня 1991 г. – созданием на базе комитета по телевидению и радиовещанию государственной телерадиокомпании «Регион-Тюмень».

1 июня 1991 г. на базе комитета по телевидению и радиовещанию была создана государственная телерадиокомпания «Регион-Тюмень».


Библиографическая ссылка

Гулиева А.А. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ 1955–1991 ГОДЫ // Старт в науке. – 2018. – № 4-3. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1132 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674