Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте V Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://school-science.ru/5/10/34910
Моя исследовательская работа посвящена огромному вкладу в науку и литературу нашей страны великого русского ученого, поэта и исследователя М.В. Ломоносова и предназначена для углубления познаний о нем моих ровесников.
Когда я начала знакомиться с личностью, творчеством и трудами Ломоносова меня поразило, насколько большой вклад внес во многие сферы деятельности этот удивительный человек. Мне стало интересно, откуда произрастает русская литература, и это стало толчком к началу исследовательской работы.
Гипотеза. Проблема. Актуальность темы
Гипотеза: Происхождение и природное окружение в первые годы жизни Ломоносова оказало большое влияние на развитие его литературного дара.
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем, что он или она значит в жизни города, страны? Какой вклад он внес или внесет в какую-либо область науки и искусства? Сродни этим вопросам стал и мой вопрос: можно ли повторить путь Ломоносова географически и стать исследователем его творчества? Это один из вопросов, на которые я попытаюсь ответить в своей работе. М.В. Ломоносов – уникальная фигура в истории нашей страны. По словам В.А. Садовничего, ректора МГУ им. Ломоносова, еще пока не родился второй такой человек в России. Меня заинтересовало, где, в каких условиях родился и вырос гений русской литературы и науки, какая природа его окружала.
Цель работы – выяснить, возможно ли сегодня повторить путь Ломоносова из Холмогор в Москву и какие впечатления при этом получит современный подросток. Почему столь важно появление поэзии Ломоносова в 18 веке для дальнейшего развития литературы в России и какое влияние оказала родина Ломоносова на формирование его личности и литературного дарования.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
• Собрать материал о жизни Ломоносова во время поездки на его родину село Ломоносово;
• Сопоставить свои впечатления с фактами из литературы о Ломоносове;
• Изучить литературное наследие Ломоносова;
• Найти похожие литературные образы и тропы в стихах М.В. Ломоносова и послеломоносовской поэзии;
• Сопоставить стихотворение Ломоносова со стихотворениями Пушкина и Державина;
• Сделать выводы о значении литературного вклада Ломоносова в развитие русской литературы;
• Выявить связь между поэтическим дарованием Ломоносова и его происхождением.
Основная часть
Неаккуратная асфальтовая дорога кое-где покрыта мокрым песком. Вышколено-прямые сосны и березы распушили свои пирамидальные верхушки. (рис.1. «Дорога в Холмогоры») Поворот, и мы оказываемся в селе. Холмогоры поражают старинностью. Кажется, здесь почти ничего и не менялось со времен великого ученого. Столетние домики выскакивают вверх своими острыми крышами, притесняя хлипкие сарайчики, на скорую руку слепленные из сосновых бревен.
Напротив автобусной остановки – цветущее горчичное поле. (рис.2. «Горчичное поле») Грунтовая дорога к реке. Около берега пасется конь. Он встает на дыбы и заливисто ржет.
Спускаемся к воде. Выясняется: паром ходит четыре раза в сутки, и ждать его два часа. Решаем побродить по берегу реки. (рис.3. «Берег реки Курополки»)
Курополка лениво колышется, отражая хмурое небо. Далекий серовато-зеленый берег разделяет небо и воду, и нет ничего за что глаз бы мог зацепиться, лишь только эта угрюмая неподвижная граница. У самого песка из воды высовываются непонятные растения с листьями, похожими на корни, как будто бы их посадили вверх тормашками. Пресная волна приносит к нашим ногам пепел и мелкие камни.
Мужики с катера леспромхоза решили-таки нас подвезти. Ржавое суденышко рассекает безупречно тонкую водяную ткань и оставляет за собой такой же ржавый пенящийся след. (рис.4. «Переправа через Курополку»)
Тихим толчком катер уткнулся в берег. (рис.5. «Пристань») Никакой пристани нет, только голый берег и дорога вглубь острова с двумя ответвлениями. По болотистым краям дороги шепчутся лютики и засохший репейник.
Но вот и указатель. Буйная зелень почти дотянулась до букв «ЛОМОНОСОВО». (рис.6. «Указатель «Ломоносово») Идем вглубь села. С обеих сторон разноцветные деревянные дома, стекла старые, кривые, кое-где на чердаках битые, с подоконников слезла белая краска. Все крыши с отделившимися кусками древесины, поросли мхом. Простые, чуть округлые цифры номеров – 34, 35, 38… (рис.7, 8 «Дома в селе «Ломоносово»)
Вот и бело-розовый особнячок, зарывшийся в кустах лапчатки. (рис.9. «Музей Ломоносова и пруд») Раньше здесь находилось косторезное училище, сообщает потемневшая от времени вывеска. Справа – пруд, который, по преданию, вырыл отец Ломоносова, и именные деревья. Одно из них посажено сотрудниками и студентами МГУ. За хозяйственными постройками виднеется церковь.
Входим в музей. Экспозиции музея очень простые и рассказывают не столько о Ломоносове, сколько о жизни его односельчан. Но, наверное, именно это и важно, чтобы понять и почувствовать дух русского севера, где родился человек, создавший русскую науку и искусство…
Река разлилась по песчаным берегам, забралась в ямы и овраги, и теперь греется, уходя все ниже и ниже в прибрежный зыбучий песок. Круги от брошенного камня расходятся по воде, скрывая из вида придонные дюны. (рис.10. «Пристань. Берег Курополки») Не одни мы ждем паром: на холмике у так называемой «пристани» толпятся люди и машины, паром прибывает и единым неорганизованным движением толпа затекает на палубу.
Мы стоим на корме и смотрим на удаляющиеся леса и пески, четкие очертания пейзажа на линии горизонта и округлые грани волн позади.
Я вернулась из августовской поездки с яркими впечатлениями, а в сентябре пошла в школу. Воспоминания были еще свежи, и поэтому, когда по какому-либо предмету просили сделать презентацию или сообщение, мои мысли возвращались к Ломоносову. Так выглядело задание о великих географах и сообщение по физике. Но больше всего меня увлекли работы Ломоносова в литературной среде.
Поэзия Ломоносова, на мой взгляд, оказала большое влияние на последующее развитие русской литературы. Будучи одним из основоположников русского поэтического искусства, он заложил начала многих литературных жанров и тропов, которые были развиты его последователями.
Современникам Ломоносов был больше известен как поэт, нежели как ученый. Его поэтический дар был ярок, самобытен и его стихотворения сильно отличались от современных ему поэтов. Посетив родину Ломоносова, я поняла, а скорее почувствовала, что многое Михаил Васильевич почерпнул дома в архангельской земле. Происходил Ломоносов из семьи поморов, не был крепостным, а, значит, был пропитан ощущением свободы и силы, физической и духовной, с детства смотрел на широкие просторы северных земель и рек, по которым поморы ходили до Белого моря – холодного и прекрасного. Все сулило юноше жизнь в достатке, но страстное желание учиться заставило Ломоносова покинуть родину и искать знания сначала в Москве, Киеве, потом в Санкт-Петербурге, Марбурге. В период обучения Ломоносов много читал (для меня это важно, поскольку я тоже очень люблю читать). Книги в большинстве своем были на латинском языке, который Михаил Васильевич изучал еще в Славяно-греко-латинской академии, в Германии он овладел немецким и французским языками. Ломоносов ознакомился с древнегреческой литературой, французской и немецкой поэзией и еще в Германии пробовал написать оду в подражание греческой, но на русском языке. Великий литератор понял, что богатство и красота русского языка позволяют создавать произведения не менее прекрасные, чем образцы европейской литературы. В своем творчестве Ломоносов будто указывает дальнейшие направления развития русской поэзии. Мы можем проследить, как темы, образы и рифмы Ломоносова нашли свое продолжение в творчестве русских поэтов.
Например, следующее стихотворение
Лишь только дневной шум замолк,
Надел пастушье платье волк
И взял пастушей посох в лапу,
Привесил к поясу рожок,
На уши вздел широку шляпу
И крался тихо сквозь лесок
На ужин для добычи к стаду.
Увидев там, что Жучко спит,
Обняв пастушку, Фирс храпит,
И овцы все лежали сряду,
Он мог из них любую взять;
Но, не довольствуясь убором,
Хотел прикрасить разговором
И именем овец назвать.
Однако чуть лишь пасть разинул,
Раздался в роще волчий вой.
Пастух свой сладкой сон покинул,
И Жучко с ним бросился в бой;
Один дубиной гостя встретил,
Другой за горло ухватил;
Тут поздно бедной волк приметил,
Что чересчур перемудрил,
В полах и в рукавах связался
И волчьим голосом сказался.
Но Фирс недолго размышлял,
Убор с него и кожу снял.
Я притчу всю коротким толком
Могу вам, господа, сказать:
Кто в свете сем родился волком,
Тому лисицой не бывать.
напоминает «Волка на псарне» И.А. Крылова. Хотя «Лишь только дневной шум замолк» и не названо басней, в нем присутствуют характерные для этого жанра элементы: небольшое вступление, развитие и сформулированная в последних строках мораль. Крылов же в данном произведении мораль не формулирует, но она присутствует в монологе ловчего. Аналогична логика Фирса и ловчего, одинакова участь волков. Но ошибка ломоносовского волка в желании излишнего пафоса, в хвастовстве, в разыгрывании спектакля, а Крылов изначально поставил своего волка в безвыходную для него ситуацию, и высмеял попытку вывернуться.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» отдается в стихотворениях А. Фета «Я долго стоял неподвижно…» и В. Солоухина «Аргумент». Главная составляющая всех трех стихотворений – тема звездного неба, размышления о неведомом, загадочном. Солоухин и Ломоносов спрашивают, Фет же саму идею не формулирует, давая пищу для размышления не только над ответами, но и над вопросами, которые каждый для себя придумывает разные. Но тем не менее все трое гадают: «Зачем тоска, что вовсе безотчетна и какова природа той тоски?», «Скажите, что нас так мятет?»
Ломоносов, вероятно, впервые использовал четырехстопный хорей, так популярный среди его наследников (А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Буря мглою небо кроет…», П.Н. Ершов «Конек-Горбунок»), а также дал темы для размышлений многим будущим великим поэтам (например, «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Ломоносова вдохновило Г.Р. Державина и А.С Пушкина на написание стихотворений «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Неизвестно, что было бы с русской литературой сегодня если бы в нее когда-то не пришел Ломоносов.
Тема поэта и поэзии традиционна и является сквозной в культуре как европейской, так и русской. Внутренний монолог поэта о самом себе встречается еще в античной поэзии. Так, ода Горация “К Мельпомене” в переводе М.В. Ломоносова послужила основой для стихотворений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина о “памятнике”. Основные ее аспекты – процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, с властью, с самим собой. Таким образом, среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения “нерукотворного” памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности.
Впервые обратился к теме поэта и поэзии еще в I веке до н. э. древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк в оде “К Мельпомене”. Переводов оды Горация было множество. В 1747 году М.В. Ломоносов перевел Горация на русский язык. Тема оды – роль творчества, поэзии в жизни людей. Созданное поэтом делает его бессмертным – вот идея стихотворения.
В 1796 году Г.Р. Державин также обращается к данной теме, пишет стихотворение “Памятник” – это вольное переложение оды Горация. Но Державин высказывает собственную точку зрения и считает, что люди, которых не вдохновляет, не волнует искусство, остаются глухи к добру, равнодушны к радостям и страданиям окружающих.
По убеждению Державина, цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы, проповедовать истину и справедливость. Тема этого стихотворения– бессмертие поэта в его творениях, в памяти людей.
В 1836 году, за год до смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, осмысливая собственный творческий путь, Пушкин написал стихотворение “Памятник”.
По своей теме и построению стихотворение А.С. Пушкина ближе к одноименному творению Державина, однако Пушкин отступил от прежних образов. Сюжет стихотворения составляет судьба Пушкина, которую он пытается переосмыслить. Он рассуждает о жестокости века, об отношениях с царем и великосветскими кругами, о том, что в поэзии поэт одержал победу над самодержавием. В строках читается предчувствие скорой гибели и в то же время вера в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. Пушкин утверждает единство народных и личных идеалов, он писал не ради “венца”, поэзия – это бескорыстное служение во имя человечества. Поэт был убежден в том, что муза должна строго следовать истине, преданно служить свободе, красоте, добру и справедливости.
Во всех трех «Памятниках» есть черты биографии каждого из поэтов. Для М.В. Ломоносова «…беззнатный род препятством не был». Г. Р. Державин “…первый… дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге // И истину царям с улыбкой говорить”. А.С. Пушкин “…чувства добрые… лирой пробуждал…, в… жестокий век восславил…Свободу // И милость к падшим призывал”.
Ломоносов |
Державин |
Пушкин |
Я знак бессмертия себе воздвигнул |
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, |
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, |
Превыше пирамид и крепче меди, |
Металлов тверже он и выше пирамид; |
К нему не зарастет народная тропа, |
Что бурный аквилон сотреть не может, |
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, |
Вознесся выше он главою непокорной |
Ни множество веков, ни едка древность. |
И времени полет его не сокрушит. |
Александрийского столпа. |
Не вовсе я умру, но смерть оставит |
Так! – весь я не умру; но часть меня большая, |
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире |
Велику часть мою, как жизнь скончаю. |
От тлена убежав, по смерти станет жить, |
Мой прах переживет и тленья убежит — |
Я буду возрастать повсюду славой, |
И слава возрастет моя, не увядая, |
И славен буду я, доколь в подлунном мире |
Пока великий Рим владеет светом. |
Доколь славянов род вселенна будет чтить. |
Жив будет хоть один пиит. |
Где быстрыми шумит струями Авфид, |
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, |
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой |
Где Давнус царствовал в простом народе, |
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; |
И назовет меня всяк сущий в ней язык, |
Отечество мое молчать не будет, |
Всяк будет помнить то в народах неисчетных, |
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой |
Что мне беззнатной род препятством не был, |
Как из безвестности я тем известен стал, |
Тунгус, и друг степей калмык. |
Чтоб внесть в Италию стихи эольски |
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге |
И долго буду тем любезен я народу, |
И первому звенеть Алцейской лирой. |
О добродетелях Фелицы возгласить, |
Что чувства добрые я лирой пробуждал, |
В сердечной простоте беседовать о боге |
Что в мой жестокий век восславил я Свободу |
|
И истину царям с улыбкой говорить. |
И милость к падшим призывал. |
|
Взгордися праведной заслугой, муза, |
О Муза! Возгордись заслугой справедливой, |
Веленью божию, о муза, будь послушна, |
И презрит кто тебя, сама тех презирай; |
Обиды не страшась, не требуя венца, |
|
Непринужденною рукой, неторопливой, |
Хвалу и клевету приемли равнодушно |
|
И увенчай главу Дельфийским лавром. |
Чело твое зарей бессмертия венчай. |
И не оспаривай глупца. |
Муза для поэтов тоже была представлена в разных ипостасях. У Ломоносова она – высокая покровительница, у Державина – верная подруга, у Пушкина – соратник на великом поприще поэзии.
И все-таки, возвращаясь к Ломоносову, стоит отметить его огромный вклад в развитие русской литературы. Именно реформы, научные труды и произведения Михаила Васильевича заложили основы современной русской литературы и дали возможность творить его прекрасным последователям…
В Холомогоры мы ехали через Архангельск. Меня поразил, удивил и взволновал этот город, порадовал напоминанием еще об одном литературном последователе Ломоносова, почти нашем современнике, авторе моего любимого романа «Два капитана», действие которого, возможно, происходило в Архангельске.
Над водой, очень близко, но не вплотную подступив к ней, столпились кудряшки неба. Они нерешительно топчутся, будто опасаясь приблизиться к ней, но в то же время стараясь не задеть аккуратные мазки неизвестной кисти вверху, мазки на бледно-голубом полотне, сделанные то аккуратно, боком, то размашисто, в полную силу кисти и краски. Но вдруг мазок – и от части картины пренебрежительно отмахиваются, оставляя на ее месте дыру с рваными краями. А над всем этим, выше и еще выше, под самым куполом неба, нависла налившаяся глубоким серым цветом угроза и ненавидяще оттеняет то, чему посчастливилось быть частью, входить в гармоничный ансамбль. Мерными маленькими шажками волны накатываются на берег, и одна из них приносит с собой туго набитую письмами сумку почтальона… Но это уже совсем другая история.
Заключение
Данная работа дала мне возможность глубже изучить биографию и разнонаправленное творчество великого ученого и литератора, проникнуться духом севера, где родился и вырос М.В. Ломоносов, а также позволила наметить направления для дальнейших проектов. Работа была представлена мною на уроке литературы. Одноклассники с интересом слушали рассказ, задавали вопросы. Во внеурочное время я неоднократно повторяла рассказ о своей поездке, поскольку он вызывал интерес и ребята уточняли подробности.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы я вижу в более подробном и детальном изучении литературного творчества, поиске сходных тем и стихотворных размеров в произведениях послеломоносовской поэзии. В перспективе было бы интересно еще раз посетить родину великого ученого, а также организовать поездку с одноклассниками, поделиться впечатлениями и сравнить их.
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это может быть изучение не только литературных произведений, но и более подробное изучение биографии Ломоносова, сравнение своего восприятия личности ученого с восприятием других людей, например, анализ многосерийного художественного фильма по мотивам биографии Ломоносова.
Библиографическая ссылка
Вежновец Е.А. ПО СЛЕДАМ ЛОМОНОСОВА (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ) // Старт в науке. – 2018. – № 5-3. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1114 (дата обращения: 04.12.2024).