Этим летом я прочитал книгу Р. Киплинга «Маленькие сказки». В ней меня очень заинтересовал один рассказ «Как было написано первое письмо». Это занимательная история о том, как маленькая девочка Таффи попыталась написать письмо своей матери, чтобы она принесла папе новое копье взамен сломавшегося. Девочка нацарапала на коре несколько, как ей казалось, понятных рисунков и передала послание с человеком, не владевшим языком их племени. В результате письмо Таффи было совершенно неверно истолковано, и в родном племени поднялся страшный переполох. Приключения Таффи показались мне забавными, но вместе с тем заставили задуматься над многими вопросами. Как человечество научилось писать? Как зародилась славянская письменность? Чем и на чем писали наши предки в стародавние времена? Я попытался найти ответы на эти вопросы в различных источниках: книгах, энциклопедиях, справочниках, научных журналах и в интернете. Сам процесс поиска оказался крайне интересным, познавательным и полезным. Я узнал много нового.
Письменность
Во всех источниках, с которыми я ознакомился, подчеркивается тот факт, что на свете не обнаружено еще ни одного народа, у которого не было бы своего языка. То есть у всех народов имеется устная система передачи информации, однако не у всех народов сформировалась письменная языковая система. По мнению ученых, язык, как важнейшая коммуникативная система, возникла примерно 100000 лет назад предположительно в Восточной Африке и постепенно распространилась по всему миру. Письменный язык начал формироваться примерно 5-6 тысяч лет назад (по некоторым источникам 8 тысяч лет назад). Письменность формировалась достаточно долго и в своем развитии прошла несколько этапов, хотя произошло это далеко не у всех народов нашей планеты. Такое определение письменности приводится в Википедии: «Письменность – это знаковая система, предназначенная для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных на расстоянии и придания этим данным вневременного характера. Письменность – одна из форм существования человеческого языка» [4].
Ученые выделяют несколько этапов формирования современной письменности. По утверждению ученых первым на земле появилось предметное письмо, когда люди, не обладая еще никакой письменностью, пытались передавать послания на расстоянии с помощью предметов. Примерами такого письма являются вампум (ирокезское письмо, представленное разноцветными ракушками, нанизанными на веревку) и кипу (перуанское письмо, в котором информация передавалась цветом и количеством узелков на веревке). Конечно, предметное письмо было далеко не самым удобным средством передачи информации из-за проблем с его неоднозначным толкованием. Следовало придумать, что-то более удобное, точное и универсальное. Следующей ступенькой стало письмо на основе изображений, рисунков или пиктограмм. Оно получило название пиктографическое письмо. Мне кажется, что письмо Таффи, с которого и началось мое исследование, можно отнести к разряду пиктографических писем. Сначала люди рисовали тот или иной предмет, например: дом, человека, солнце и т.д. Эти символы были изначально весьма похожи на оригинал, но со временем все больше упрощались, отдалялись от точного первоначального изображения и принимали абстрактный характер. Однако здесь возникли сложности с передачей абстрактных понятий и связующими элементами. Постепенно на смену пиктографическому письму пришло письмо иероглифическое. В нем уже трудно проследить связь между символом (иероглифом) и первоначальным понятием. Сложность заключается еще и в том, что он не дает никакого представления о том, как написанное иероглифами слово должно звучать, то есть устный и письменный язык существуют отдельно. Возникают проблемы и с изменениями форм слова. Однако подобные системы письменности существую до сих пор: китайское, японское иероглифическое письмо. Следующим шагов в развитии письменности стало слоговое письмо, которое послужило существенным фактором сближения устной и письменной речи. Наиболее известными слоговыми письменностями являются клинописные системы: древнеперсидская, аккадская, шумерская письменность, а так же японские слоговые системы кактакана и хигарагана. Финикийское (консонантное) письмо сыграло в жизни человечества в целом, и славянских народов в частности очень важную роль. Именно оно легло в основу греческого письма, от которого произошли латиница, кириллица и большинство современных письменностей. Завершающим этапом является на сегодняшний день алфавитное письмо. Греки усовершенствовали финикийское письмо, добавив в него гласные. Такая письменность стала более универсальной. Теперь благодаря использованию 30 знаков, которые легко мог выучить любой человек, стало возможным передать практически любые слова устной речи. Алфавитное письмо в силу своей простоты быстро распространилось по всему миру (хотя в некоторых цивилизациях переход к нему так и не произошел) [4] (таблица).
Вид письма |
характеристики |
Простота освоения |
Точность интерпретации |
предметное письмо |
С помощью предметов посылали информацию |
средняя |
крайне низкая |
пиктографическое письмо |
Передача информации с помощью рисунков |
низкая |
низкая |
Иероглифическое письмо |
Информация передается иероглифами. нет представления о звучании слова |
высокая |
средняя |
слоговое письмо |
Символы обозначали слоги, сближение письма и фонетики |
средняя |
высокая |
алфавитное письмо |
Символ передает звук, набор символов-звуков передает информацию. Универсальный характер |
Низкая/ легко выучить |
Самая высокая |
Русский язык
Русский язык относится к индоевропейским языкам, на которых в настоящее время говорит более половины населения всего земного шара. Русский язык занимает седьмое место в мире по числу носителей. Семья индоевропейских языков в свою очередь делится на группы и подгруппы. Русский язык, согласно принятой классификации, относится к группе балто-славянских языков, к подгруппе – славянские языки, а точнее к ее восточнославянской ветви. Ближайшими родственниками русского языка называют белорусский и украинский языки, но можно проследить и более отдаленные родственные связи с южнославянскими языками: болгарским, словенским, сербохорватским. [2]
Понятно, появился наш родной язык далеко не сразу. Он долгое время развивался, формировался, изменялся и совершенствовался. Огромное влияние на него оказало появление собственной письменности, но и это произошло за один день. О существовании у древних славян язычников знаков для письма (или счета) и гадания («черты и резы») пишет черноризец Храбр в своем «Сказании о письменах»: «Прежде ведь славяне не имели букв, но по чертам и резам читали, ими же гадали, погаными (язычниками) будучи. Крестившись, римскими и греческими письменами пытались писать славянскую речь без устроения.» [4] Глаголица и кириллица – это древние азбуки наших предков – славян. Конечно, до их создания предпринимались попытки какой-то систематизации, но они не доходили до уровня полноценного алфавита. Споры о том, что появилось раньше – глаголица или кириллица, ведутся учеными до сих пор.
Учителями славян, давшими им письменный язык, стали равноапостольные Кирилл и Мефодий примерно в 863 году. Именно они со своими помощниками не только изобрели для славян азбуку, но и перевели на славянский язык Евангелие и Апостол – важнейшие книги для христианства. Кириллица в буквальном смысле подарила жизнь для алфавитов многих славянских языков: русского, болгарского, белорусского, украинского и др. Классическая старославянская кириллица представляла собой совокупность из 43 букв, причем 24 из них состояли полностью греческий алфавит. А остальные символы были просто необходимы, так как греческий и славянский языки отличались по произношению. Интересно. что при помощи букв как в кириллице, так и в греческом алфавите можно было записывать цифры. [3] Свое название старославянская азбука получила от сочетания двух букв «аз» и «буки», которые обозначали первые буквы алфавита А и Б. Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит. Они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры. [1]
Про многие буквы старой кириллицы сложены пословицы и поговорки. Сейчас мы говорим: сделать что-то «от а до я» – то есть от начала и до конца. Раньше эта пословица звучала так: «от аза до ижицы». О трудностях обучения грамоте говорила еще одна пословица: «Что было муки, а ни аза, ни буки». Выражение «Не знать азов» имеет значение «не знать самого основного, элементарного». «Ставить точки над и» – значит, доводить дело до конца. Здесь подразумевалась не совсем привычная нам буква и – i. «Стоять фертом» – уперев руки в бока, подбоченившись, наподобие буквы Ф. «Прописать ижицу» – наказать кого-либо за провинность. [5]
Чем писали наши предки
Сейчас трудно представить нашу жизнь без карандаша, ручки, фломастера. Но на протяжении многих веков самым удобным орудием письма считалось гусиное перо, иногда также использовались перья лебедей или павлинов. В таких случаях писец не упускал случай похвастаться: «Писал есмь павьим пером». Способ приготовления гусиных перьев был устойчивым и дожил до XIX века. Техника подготовки пера требовала умений и правильных действий. Для письма пригодны перья лишь из левого крыла птицы, так как они имеют удобный угол для письма правой рукой. Чтобы размягчить перо и очистить от жира, его втыкали в горячий и влажный песок или золу. Затем с помощью ножа очинивали: делали надрез с двух боков, оставляя небольшой полукруглых желобок, по которому стекали чернила. Для удобства нажима желобок расщепляли. Кончик пера затачивали наискось. Перочинный ножик был всегда у писца под рукой. Для написания красками заглавных букв или заголовков использовали кисточки. [6] На бересте писали острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли в Древней Руси, писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами. [1] В Новгороде было найдено два костяных писала, которые датируются по археологическим данным временем до крещения Руси: одно – 953-957 годами, а другое 972-989 годами. [3]
Уже в Древнем Риме использовались более прочные перья из бронзы, меди и серебра. Широко доступны перья из металла стали сначала XIX столетия. Слово «карандаш» в переводе означает черный камень. История карандаша насчитывает уже девять веков. В самых древних карандашах стержень был из серебра или свинца. стержень этот покрывала оправа из другого металла – бронзы или железа. Похожие на современные карандаши – с графитовым стержнем в деревянной оправе – появились чуть более двух веков назад. [5]
Чернила. Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет. Черные чернила изготавливались из камеди и сажи («копченые чернила»). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди «чернильные орешки» – болезненные наросты на листьях дуба. Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути). В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных сосудах. Перед использованием чернила разбавляли водой и помещали в специальные сосуды – чернильницы. Чернильница позволяла чернилам не выливаться на стол и потому должна была иметь форму, позволяющую стоять устойчиво на столе. [6] В XIX веке появились первые ручки с чернильным резервуаром (их называли «самоструйными»). Привычные нам шариковые ручки появились гораздо позже. [5]
Выражение «писать с красной строки» – известно всем школьникам. Оно очень древнее. В рукописной книге текст или абзац текста начинали с заглавной буквы, которую, как правило, выводили красной краской (киноварью). Причем букву писали с отступом вправо или влево. Эту строчку и называли красной – по цвету буквы. [3]
На чем писали наши предки
Из источников по бытовой письменности XI-XV веков наибольший интерес представляют берестяные грамоты. Культурно-историческое значение этих источников чрезвычайно велико. Памятники бытовой письменности позволили покончить с мифом о чуть ли не поголовной безграмотности в Древней Руси. впервые берестяные грамоты были обнаружены в 1951 году во время археологических раскопок в Новгороде. Затем они были найдены (хотя и в несравненно меньшем количестве, чем в Новгороде) в Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Твери, Торжке, Москве, Витебске, Мстиславле, Звенигороде Галицком (под Львовом). В настоящее время собрание текстов на бересте насчитывает свыше тысячи документов, и их число постоянно растет с каждой новой археологической экспедицией.
Берестяные грамоты в настоящее время обнаружены при раскопках следующих древнерусских городов (указано количество по состоянию на 11 октября 2017 года) [4].
Великий Новгород |
1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка |
Старая Русса |
48 |
Торжок |
19 |
Смоленск |
16 |
Псков |
8 |
Тверь |
5 |
Москва |
4 |
Звенигород Галицкий (Украина) |
3 |
Мстиславль (Белоруссия) |
2 |
Витебск (Белоруссия) |
1 |
Старая Рязань |
1 |
Вологда |
1 |
В отличии от дорогого пергамента береста была самым демократичным и легкодоступным материалом для письма в средневековой Руси. Самые старшие берестяные грамоты из числа обнаруженных ныне относятся к первой половине и середине XI века. [3] Среди найденных берестяных грамот в Новгороде и других городах много документов, личных писем, долговых расписок, ученических «тетрадей» с упражнениями в письме и в счете. Для того, чтобы использовать бересту в качестве писчего материала ее, как правило. специально готовили. Лист березовой коры должен был иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной – шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но порой писали и без столь тщательной подготовки. В большинстве случаев текст наносился на внутреннюю поверхность коры, а иногда и на наружную с помощью костяного или железного писала. [6]
Основным материалом для письма до XIV века был пергамент, который на Руси называли кожей или телятиной. Все потому, что изготавливали его и кожи телят, козлят и ягнят. Каждую шкурку будущего пергамента требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе, после чего еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. затем пергамент отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера. Пергамент был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того пергамент можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Недостаток состоял в том, что такие книги пришлись по вкусу мышам и насекомым. Их приходилось тщательно беречь от вредителей. Из одной шкуры теленка получалось 7-8 листов для книги. А для всей книги требовалось целое стадо. [6] Поэтому пергаментные книги стоили очень дорого и высоко ценились. Не стоит забывать и о колоссальном труде, который затрачивался на их создание: как на подготовку пергамента, так и на написание книги, ведь тогда все книги были рукописными.
Еще одним интересным материалом для письма были церы (вощеные дощечки). Цера – это деревянная дощечка небольшого размера с выпуклыми краями заполненная воском. Чаще всего церы имели прямоугольную форму. Воск, используемый для заливки таблички, применяли черного цвета, как самый доступный по цене. Реже использовали воск других цветов. Чтобы воск надежно закрепился на дереве, внутреннюю поверхность подготовленной формы покрывали насечками. Пришедший в негодность, истончившийся слой воска можно было постоянно заменять и на месте прежнего текста писать новый. Но восковое покрытие на деревянной поверхности было недолговечным. [6] Этот недостаток оказался весьма полезен для обучения детей грамоте. Церы успешно применялись в образовательных целях благодаря их доступности, простоте в обращении, возможности многоразового использования, легкости письма по вощеной поверхности. [5] В 2000 году в ходе археологических раскопок на Троицком раскопе в Новгороде в слоях первой четверти XI века были обнаружены соединенные вместе три дощечки, покрытые воском. На этих дощечках оказались фрагменты библейской книги Псалтырь. Эта ценнейшая находка свидетельствует о том, что книги на Руси стали переводиться сразу после ее крещения.
Бумага. Бумагу изобрели в давние времена в Китае. А в Европе начали делать бумагу только восемьсот лет назад. На Руси она появилась незадолго до Куликовской битвы. Сейчас бумагу делают из древесины, но до этого ее варили из старого тряпья. После долгого кипячения получалась вязкая однородная масса, которую отливали на решетку из мелких ячеек в форму. Так рождался бумажный лист. Бумага была дешевой и доступной. Она и по сей день остается главным материалом для письма и печатания. [5]
Тетрадь. Каждый день в школе нам приходится пользоваться тетрадями. Это слово пришло к нам из греческого языка. Оно связано с процессом создания рукописной книги. Чтобы получить целую книгу ее собирали из отдельных тетрадей. Брали четыре листа пергамента или бумаги, сгибали каждый из них пополам и вкладывали друг в друга. А потом сгибали еще раз. Получалась книжечка. Ее-то по-гречески и называли «тетрада», что в переводе означает «четверка». Отсюда и наше слово тетрадь. Конечно, сейчас тетради имеют разное количество страниц, но название осталось. Пергаментные или бумажные тетрадки подгоняли одну к другой, составляя книжный блок. Потом тетради скрепляли. делали обложку, и книга готова. [7]
В 1574 году произошло важнейшее событие, которое способствовало новому витку развития славянской письменности. Во Львове первопечатник Иван Федоров напечатал первую «Азбуку». [1]
Заключение
Наш родной русский язык – это великое богатство. Во всем мире он признается, как язык великой нации, великой культуры, великой литературы. Русский язык способен передать самые тонкие чувства человека. Слово – огромная сила. Вот как сказал поэт Я. Козловский:
Слово умеет плакать и смеяться,
Призывать, молить и заклинать,
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать,
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
Очень важно, помнить об этом. Надо пользоваться устным и письменным словом разумно и для добра. Нельзя забывать о том, что создавалась наша грамота великими людьми для благих целей. это одно из величайших народных достояний. Это наша многовековая история. Это труд и память наших предков. Русский язык необходимо беречь, ценить, уважать. А лучше всего – любить всем сердцем. Подготовив эту работу, я начал понимать, какой великий подвиг совершили святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Каждый из нас, как ценнейшим даром, пользуется теперь их трудами. Мы безвозмездно получили это наследие и теперь обязаны сохранить его для потомков.
Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
наш дар бессмертный – речь.
Иван Бунин.
Любите и берегите русский язык. Гордитесь им, как величайшим достоянием. Уважайте и цените труд наших предков.
Библиографическая ссылка
Меркулов Я.А. ЗАРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ // Старт в науке. – 2018. – № 4-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1050 (дата обращения: 04.12.2024).