Тема исследовательской работы: «История градообразующего завода в математических задачах».
Актуальность проекта:
В 2017 году наш город отмечает юбилей 260 лет. Так же юбилей отмечает один из градообразующих заводов Кыштымский Медеэлектролитный завод. Трудовая слава города не подлежит сомнению и тесно связанна с заводом. Кыштым – город с великой историей, своей особой культурой! Но, к сожалению, современные школьники не проявляют интерес к изучению производства на заводах.
Изучать историю своей малой родины необходимо не только на уроках истории, краеведения, географии, но и на уроках точных наук, например – математики. Для решения могут быть предложены задачи, содержащие краеведческие данные, опирающиеся на историю родного края.
Данный проект направлен на повышение интереса школьников к трудовой истории Кыштыма и на получение информации с помощью увлекательных математических заданий математической игры «Завод в числах». Задания были разработаны не с целью проверить знания, а целью эти знания дать. К тому же, математические ребусы и головоломки способствуют: повышению познавательного интереса к предмету математика; развитию логического мышления, смекалки, эрудиции. Задания не только способствуют закреплению математических навыков, но и знакомят школьников с историей завода.
Цель работы:
Узнать историю завода и познакомить других с основными фактами, событиями, датами через содержание составленных математических задач.
Задачи:
1. Изучить историю завода.
2. Составить задачи в соответствии с программой по математике.
Новизна работы:
Подобных исследований с целью создания задачника в среднем звене нашей школе не проводилось.
Объект исследования – история Кыштымского медеэлектролитного завода.
Предмет исследования – математические задачи, способствующие развитию умственных способностей школьников.
Гипотеза – «если я изучу историю города и завода, соберу числовой материал, то смогу создать математические задачи и внести свой вклад в формирование знаний об исторических фактах и явлениях».
Этапы исследования
1. Посетить центральную библиотеку и изучить литературу с целью ознакомления с историей города.
2. Подобрать необходимый числовой материал для составления задач.
3. Составить задачи в соответствии с программой по математике.
4. Создать задачник.
План исследовательской работы
1. Введение
2. Анализ литературы
3. Основная часть.
3.1. знакомство с требованиями составления задач на краеведческом материале
3.2. подбор необходимого числового материала для составления задач
3.3. составление задач в соответствии с программой по математике
3.4. создание задачника
4. Заключение.
На первом этапе своего проекта, я посетила центральную библиотеку и изучила литературу с целью ознакомления с историей города.
Завод, с которого начинался город
Кыштымский медеэлектролитный завод – одно из старейших металлургических предприятий Урала. Со времени его основания в 1757 году Н.Н. Демидовым, завод почти 150 лет являлся железоделательным. Многие годы именно здесь выпускали железо всемирно известной марки «Два соболя». Но в 1908 г. по инициативе новых акционеров во главе с англичанином Лесли Урквартом он был перепрофилирован для рафинирования меди. Шаг этот не был случайным, ведь век пара сменял век электричества. С этого момента началась новая страница истории завода, достойно продолженная последующими поколениями металлургов.
XX век был богат потрясениями. Трудным было восстановление производства после разрушений и пожаров революции и гражданской войны. Но уже в 1920 году из сохранившихся запасов медных слитков – вайербарсов – была налажена прокатка медной проволоки.
В двадцатые-тридцатые годы на КМЭЗ впервые в нашей стране были получены селен, теллур и сплав Доре, началось производство медного купороса.
В результате совместных с институтом ГИПРОЦМО технологических разработок специалистами и квалифицированными рабочими в 1956 году впервые в Советском Союзе начато производство медной рулонной фольги электролитическим способом.
Значительным событием в жизни медеэлектролитного завода в восьмидесятые годы стало решение о коренной реконструкции, как основного производства, так и всех вспомогательных служб, завершился этот процесс к 1995г. Полностью обновлены все основные производственные мощности, созданы новые производства, благодаря чему увеличилась численность работающих, построен новый жилой микрорайон. По уровню используемых технологий и оборудования завод вошёл в десятку самых современных заводов мира.
Творцом славной и нелёгкой истории завода, его традиций и достижений, главным богатством является коллектив. Как и более 260 лет назад, главным принципом деятельности руководства предприятия и его коллектива остаётся девиз Демидова: «Не словами, а делами»
Составление задач
На третьем этапе работы над исследованием я столкнулась с трудностями, с которыми мне помогла справиться «карточка-помощник» составленная мной под руководством учителя. Первые наши задачи были очень объёмные по содержанию, непонятные, неинтересные для ребят. И нам потребовалось знакомство с требованиями к формулировке задач составленных на краеведческом материале. Ознакомившись с ними, мы составили карточку – помощник.
Карточка – помощник.
«Как составить задачу на краеведческом материале»
1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес к математике.
2. Содержание задач должно быть кратким, но понятным. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими её события. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснить устно.
3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой по математике.
4. В тексте задач для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
Задачи
1. Известно что медеплавильный цех оборудован печью «Мерц» с разливочным комплексом М-24 карусельного типа . В печь загрузили 380 тонн меди .Сколько выплавится анодов если средняя масса анода 200 кг ? Сколько вагонов понадобится, чтобы перевести эти аноды в цех электролизамеди. Если известно, что в каждый вагон помещается 24 анода.
Решение:
1) 380 тонн – 380 000 кг
2) 380 000: 200 =1900 (ан.) – количество выплавленных анодов
3) 1900 : 24 = 79 (вагонов) – понадобится
Ответ : 1900 анодов; 79 вагонов.
Я использовала правила вычисления.
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее .
Чтобы выполнить деление целых чисел, надо делимое поделить на делитель. Можно поделить также столбиком.
2. В 1779 г. Плата по всей России конному работнику – 10 коп. в день, а пешему – 50 % от конного, а вся сумма подати (зарплата )1 руб. 70 коп.
В течении какого времени пеший рабочий должен отработать за себя, чтобы получить подать в сумме 1 руб. 70 коп.
1)50 % – 0,5
2)10 *0,5 = 5 ( коп.) – в день
3) 1 руб. 70 коп. – 170 коп
4)170 : 5 = 34 (дня)
Ответ : за 34 дня пеший рабочий должен отработать за себя.
Я использовала правило процент от числа.
Чтобы найти указанный процент от числа, нужно данное число умножить на число процентов и результат разделить на 100.
3. В 1882г. в кричных цехах мастеровым платили в неделю 2 руб. 50 коп., но даже с такой мизерной зарплаты хозяева удерживали штрафы, например за угар в чугуне штраф 80 руб. Сколько недель мастеровой должен отработать, чтобы погасить штраф?
1)80 руб. – 8 000 коп.
2 руб. 50 коп.- 250 коп.
2)8 000: 250 = 32 (недели)
Ответ: за 32 недели мастеровой должен отработать штраф.
Я использовала правило вычисления.
Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.
4. Проведенная перестройка и модернизация завода позволила значительно увеличить впуск железа : если в 1896 г. его было получено 844 000 пудов, то в 1898 г. – 1 081 000 пудов, причем 98 % из них пудлингового.
На сколько тонн больше было выпуска железа в 1898 г., и сколько тонн из него пудлингового?
Решение:
1) 1 кг – 16 пуд
2) 1 081 000* 16 = 17 296 000 (кг) – в 1898 г.
3) 844 000 * 16 = 14 144 000 (кг) – в 1896 г.
4) 17 296 000 – 14 144 000 =3 152 000 (кг)
5) 3 152 000 кг – 3 152 т.
6) 17 296 000 кг – 17 296 т.
98 % – 0,98
7) 17 296 * 0, 98 = 16 950 ( т ) – пудлинговое железо
Ответ: на 3 152 т.; 16 950 т.
Я использовала правила правило вычисления и правило процент от числа.
Чтобы найти указанный процент от числа, нужно данное число умножить на число процентов и результат разделить на 100.
Чтобы выполнить умножение целых чисел, нужно взять одно число слагаемого столько раз, сколько в другом содержится единиц, и найти сумму этих слагаемых.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее .
5. Для конно-рабочих занятых перевозкой каменного угля с взвешиванием, погрузкой и выгрузкой при работе вдвоем ( конно-рабочий с лошадью и пешим ) и расстояние 20 метров норма – 16 тонн в смену, а при расстоянии 100 метров и работе без пешего норма – 10 тонн в смену . На сколько больше железа надо перевести из расчета на 1 метр пути конно – рабочиму с лошадью и пешим ?
Решение:
1) 16 : 20 = 0,8 (т) – при расстоянии 20 метров
2) 10 : 100 = 0, 01 (т) – при расстоянии 100 метров без пешего
3) 0,8 – 0,01= 0, 79 (т )
0,79 т – 790 кг
Ответ : на 790 кг больше железа .
Я использовала правила деление меньшего числа на большего и правило вычисления.
Чтобы узнать, во сколько раз одно число большего или меньше другого, надо из большего числа вычесть меньшее.
Деление меньшего числа на большее.
Если делимое меньше делителя, то в частном получится 0, а остаток будет равен делимому.
6. В 1926 г. Кыштымский электролитный завод выдал 8 509 тонн вайербарсов, а в 1935 г. – 15 164 тонн . Параллельно – меди выпустили 3 500 т. и 22 000т.
На сколько % больше взрос выпуск меди?
Решение:
1) 15 164 – 8 509 =6 655 (т) – вайербарсов
2) 22 000 – 3 500 = 18 500 (т) – меди
3) 18 500 : 6 655 * 100 % = 278 %
Ответ: на 278 % больше взрос выпуск меди.
Я использовала правило процент от числа.
Чтобы найти указанный процент от числа, нужно данное число умножить на число процентов и результат разделить на 100.
7. Расшифруй слово и ты узнаешь как называется металлическая форма для отливки металла в виде слитка.
-10 32 -20 -2 -2,2 -1\4 -1 5\8 – 6,3 – 8 2\15
----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ------
А) – 5 1\12 + ( – 3 1 \ 20 )
Ц) – 1 ,6 + ( – 8, 25 )
З) – 14 – ( – 18 )
Л) – 70 + 50 =
И 1 ) – 1, 75 + ( – 8, 25 )
Ж) 6, 1 + ( – 8, 3 )
И 2 ) – 1 3\8 – 1\4
О) – 21 – (-19 )
Ответ: изложница.
Я использовала правила сложение двух отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками и вычитание.
Чтобы сложить два отрицательных числа, надо:
1) сложить их модули ;
2) поставить перед полученным числом знак «-».
Чтобы сложить два числа с разными знаками, надо :
1) из большего модуля слагаемых вычесть меньший ;
2) поставить перед полученным числом знак того слагаемого, модуль которого больше.
Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому: a – b = a + (-b)
Также я познакомилась с новыми определениями:
1. Анод – (др.-греч. – движение вверх) – электрод некоторого прибора, присоединённый к положительному полюсу источника питания. Электрический потенциал анода положителен по отношению к потенциалу катода (кроме гальванических элементов).
2. Чугун – сплав железа с углеродом (и другими элементами).
3. Пуд –устаревшая единица измерения массы русской системы мер. 1 пуд = 40 фунтов = 1280 лотов = 3840 золотников = 368 640 долей. 10 пудов = 1 берковец.
4. Пудлинговое железо – одна из двух форм, в которых промышленность выпускает железо (другая форма – это чугун).
5. Вайербарсы – заготовка с заостренными краями из очищенной от примесей, рафинированной электролитной меди; используется преимущественно для изготовления проволоки.
Заключение
В процессе исследовательской работы у меня не только повысился интерес к предмету, я получила знания о городе, у меня пробудился интерес к трудовой истории города Кыштым. Я хотели бы продолжить работу, связанную с краеведением и знакомиться с историей, культурой, традициями моего родного города.
Библиографическая ссылка
Пискунова В.Д. ИСТОРИЯ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ЗАВОДА В МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧАХ // Старт в науке. – 2018. – № 4-2. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1046 (дата обращения: 04.12.2024).