Я живу в станице Васюринской. Выбрала эту тему, потому что мне хочется больше узнать о том месте, где я живу, учусь.
Задалась вопросом: «Как развивалось образование, когда меня еще не было?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я посетила музей Боевой и Трудовой славы им. П.Т. Василенко, изучила архивные документы в школе, провела анкетирование среди учащихся своего класса и родителей, сравнила ответы детей, родителей с архивными документами. В результате получилась историческая статья.
Школа – это мой мир, в котором я интересно живу. Школа – это родной дом, в котором я раскрываю свои таланты. Школа – это удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать.
Меня очень интересует история своей станицы Васюринской.
Девизом моей жизни считаю слова Я.А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».
Я коллекционирую энциклопедии. Но ни в одной из них информации об истории развития образования в ст. Васюринской практически нет. Очень мало информации и в сети Интернет. Хочу раскрыть вопрос о том, с чего начиналось и как развивалось образование ст. Васюринской.
Я изучила и отобрала важную информацию по этому вопросу, расположила её последвательно, подтвердила документами и фотоматериалами.
Цель исследования: собрать информацию о развитии образования в станице Васюринской и составить историческую статью.
В своей работе использовала разные методы: работа с архивами школы № 13 и Васюринского музея Боевой и Трудовой Славы им П.Т. Василенко (письмами, газетными материалами), привлечение материалов, собранных учащимися нашего класса, в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы, с фотографиями прошлых лет, с информацией в сети интернет, словарями.
Все собранные данные связала в одно целостное повествование.
Задачи:
1. Сравнить результаты анкетирования с научными данными.
2. Изучить исторические справки по данному вопросу.
3. Создать историческую статью
Деятельность школ
Что мы знаем о школах?
Приложение 1
Сравнительный анализ анкеты одноклассников и родителей «4 «Б» класса» с архивными документами.
Вопросы |
Ответы одноклассников |
Ответы родителей |
Архивные данные |
Зачем нужны школы? |
Для получения знаний – 10 чел Для дальнейшего успешного обучения и успешной работы – 6 чел. Знать больше 2 Чтобы уметь читать и писать – Научиться всему в жизни – 1чел. Быть умными и отличниками – 1 чел. |
Дать ребенку знания, сделать его образованным – 3 чел. Для образования и развития ребенка в дальнейшем получения хорошей профессии – 3 чел. Школа дает много информации в разных областях науки и творчества – 2 чел Для общения и друзей – 2 чел. |
|
Какая школа была первой в ст. Васюринской? |
СШ № 10 – 6 чел. СШ № 13 – 3 чел. СШ № 14 – 5 чел. Не знаю – 8 чел. |
СШ № 10 – 2 чел. СШ № 13 – 1чел. СШ № 14 – 1 чел. Не знаю – 6 чел |
СШ № 10 – 1898 год СШ № 13 – 1910 год СШ № 14 – 1911 год |
Окончание таблицы |
|||
Вопросы |
Ответы одноклассников |
Ответы родителей |
Архивные данные |
Что вы знаете об истории школы № 13? |
Ничего – 18 чел. Во время ВОВ был госпиталь – 2 чел. Школа была построена при Николае ΙΙ – 1 чел Казакам было скучно и они построили школу – 1 чел. |
Ничего не знаю – 7 чел Из- за нехватки учебных заведений в 1908 году казаки построили восточное начальное училище Наставником училища был отец Василий Попов – 1 чел. Во время ВОВ был госпиталь – 2 чел. |
См. работу |
Хотели бы узнать больше об истории школы № 13? |
Да – 19 чел., Не знаю – 3 чел. |
- |
Вывод: мнение одноклассников и родителей о роли школ совпадают: школы служат для получения знаний, которые необходимы для дальнейшей жизни ребенка. Ответы на вопрос: какой первой была школа в станице – разошлись. Об истории школы практически никто ничего не знает, либо знают совсем немногое, что во время Великой Отечественной войны в школе был госпиталь для военнослужащих. И на вопрос для одноклассников: «Хотят ли они узнать историю школы?», многие ответили: «Да». Это еще раз доказывает, что моя работа принесет пользу. Я смогу поделиться информацией не только о своей школе, но и о развитии образования вообще.
С чего все начиналось?
Из архивных документов музея Боевой и Трудовой Славы им П.Т. Василенко ст. Васюринской я узнала, что в 1900 г. население в станице насчитывалось: казаков 2952 чел, казачек – 3067 чел.иногородних (мужчин и женщин) 2288 человек, батраков и ремесленников 838 человек.
Самым грамотным был поп Тихон. Дети богатых казаков посещали церковно-приходскую школу. Приложение 2
Что такое церковно-приходская школа? В «Историческом словаре» дается такое значение:
Приходские Школы – начальные школы при церковных приходах. Возникли в Западной Европе с начала средних веков. На Руси создавались с XI в. В 1884 г. стали называться церковно-приходскими школами.
Поскольку средств на строительство школ в Васюринской не было, а необходимость в школах была, в 1908 г. был создан Совет попечителей школ, который начал сбор средств на строительство школ. Приложение 2
В 1908-1909 учебном году в станице было 2-х классное училище, где кроме общеобразовательных предметов и пения преподавалось кузнечное и столярное дело. Приложение 2
Тут же возникает вопрос: 2-х классное училище, каким оно было?
Пришлось обратиться за информацией в интернет. (Двуклассные начальные училища – это школы повышенного типа с пяти и шестилетним сроком обучения. Обучение в двуклассных училищах было раздельное. Первые 3 года считались 1-м классом и полностью соответствовали курсу начальной школы, 4-й и 5-й год составляли курс 2-го класса: русский язык, арифметика, элементарные сведения по естествознанию, физике, геометрии, истории, черчению; необязательные предметы (по мере возможности): гимнастика, ремесла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство.)
В 1910 -1911 усилиями Совета попечителей из богатых казаков были образованы три одноклассных училища – два мужских: «Восточное» – школа№ 13, «Западное» школа № 14, и женская гимназия – школа № 11, директор Попова Юлия Лукинична, ныне швейный цех Племзавода им. В.И. Чапаева, а ранее роддом ст. Васюринской.
«Восточное» (сош № 13) одноклассное. Приложение 2
Снова неизвестное: одноклассное училище? Раздобыв информацию, узнала, что,
Срок обучения в одноклассных училищах составлял три года, а обязательными предметами в них были Закон Божий, славянская грамота, русский язык с чистописанием, арифметика.
Первыми учителями в «Западном» училище были: Приложение 2
– заведующий Пармён Тимофеевич Гонтарёв, законоучитель диакон Василий Иванович Сапрыкин, учителя предметов: Антонина Петровна Дмитриева и Анна Ильинична Гомазенко, учитель пения Николай Максимович Шерстюк.
По окончании училища выдавался документ: «окончил одноклассное или двуклассное училище». Критерий оценок учащихся был 7-ми балльный:
1) 0; 2) 1; 3) 2; 4) 3; 5) 4; 6) 5; 7) 5+.
0 – полное незнание; 1 – очень плохо; 2 – плохо; 3 – удовлетворительно; 4 – хорошо; 5 – отлично; 5+ – с/отлично.
Женская гимназия – заведующая Юлия Лукинична Попова, учителя: Зинаида Ивановна Фрейман и Вера Андреевна Ариотовская. Приложение 2
После революции понятие «Попечительский Совет» сохранилось, но состав изменился. Вошли в него первый ревком Ивко А.С., члены, Ильенко В.Е., и учитель Галаган А.Н., теперь в школы могли ходить дети бедноты.
Позднее, в 1912 г. была создана школа № 12 для иногородних. Приложение 2. В наше время это здание находится на ул. Матвеевской, в котором позднее были мастерские школы № 10(готовили трактористов). Здесь получили свое образование Винников Николай Георгиевич – писатель, Хохлов Сергей Николаевич – детский кубанский писатель.
Ремесленное училище – 1913 год, а в 1914 году на базе ремесленного училища был организован лазарет для раненых в первой мировой войне.
Позднее, после отмены раздельного обучения в станице осталось только три школы, № 10, № 13 и № 14
Историческая справка школа № 13
Более подробно я изучила пока только историю школы № 13.
В 1910 году по распоряжению атамана станицы Курдюк Ильи казаки построили восточное начальное училище. Настоятелем училища был отец Василий. В училище располагались 4 классные комнаты, и обучался 131человек. Позднее училище было переименовано в начальную школу, где занимались чтением, письмом, счетом, пением. Проводились занятия по садоводству, огородничеству, изучались различные ремесла. Особое внимание уделялось физическому воспитанию.
1911 г. настоятелем данного училища был отец Тихонов Алексей Гаврилович.
1912 г. настоятелем был отец Григорий (Голубинский).
Год 1916.Заведующий училищем – Северский Григорий Григорьевич.
Законоучитель- дьяк Сапрыкин В.И.
Учителя: Ткачев Алексей Христофорович, Даниленко Николай Васильевич, Панков Гурий Иванович и др.
(Из архивного документа Ф.Р. – 837, Оп1, д.95, л 186)
Из выступления в Усть – Лабинске Ивановой Елены Леонтьевны – учителя школы: «В школе 4 группы учеников в количестве 152человек, из них мальчиков – 85 чел., девочек- 67чел. Максимальное наполнение групп -42 человека, минимальное наполнение-30 человек. «Учреждение оборудовано неудовлетворительно. В качестве наглядных пособий детские картинки, детская библиотека насчитывает 800 экземпляров книг, педагогической литературы не имеется.
При обработке проходимого материала применяется следующие методы:
– Экскурсионно-исследовательский,
– Лабораторный.
– Главными предметами являются:
– Природоведение,
– Обществознание,
– Трудоведение,
– Русский язык,
– Математика.
Остальные являются подсобными.
Началась Великая Отечественная война. На борьбу с ненавистным врагом поднялась вся страна – от мала до велика. Не обошла война стороной и нашу станицу. В августе 1942 года фашисты оккупировали Васюринскую. Учителя, наравне с другими жителями станицы, уходили на фронт. Приложение 2
Дмитрий Данилович Калиниченко- учитель трудового обучения – воевал в танковых войсках, Зайцев Николай Филиппович – директор школы форсировал Керченский пролив, хрупкая и молодая девушка – учитель начальных классов – Козлова Вера Ивановна – крепко держала баранку своего грузовика, Бондаренко Петр Дмитриевич – завуч школы защищал родную станицу, Страшко Петр Макарович и др.
На территории школы разместился военный госпиталь. Приложение 2
Школьники помогали медработникам ухаживать за ранеными, подносили им лекарство. Выступали с концертами, чтобы облегчить страдания больных. Из воспоминаний Утиной Е.Г. «В 13 школе был госпиталь для наших раненных солдат. Моя сестра работала там. Я видела, как сестра и ее подруги собирали и носили еду солдатам. И сама носила кошелки с едой несколько раз. Обслуживали по классам. За каждой работницей закреплялась определенная классная комната с ранеными». Война оставила свою отметину на здании школы. В верхнюю часть угла школы угодил немецкий снаряд, к счастью школа не была разрушена. Приложение 2
Отгремела война. Школа вернулась к своей обычной жизни.
1949 год. Школа преобразована в семилетнюю. Приложение 2
20 мая 1961 года в районе Приложение 2 произошли преобразования: Пластуновский район был переименован в Динской. С этого же года школа получила статус восьмилетней.
С 1 сентября 1991 года Васюринская восьмилетняя школа № 13 преобразована в среднюю школу.
Школа сегодня
Конечно, сегодняшней школой можно гордиться. У нас есть компьютерный класс, библиотека, медицинский кабинет, каждый кабинет оснащен интерактивным оборудованием, столовая, но самое главное и долгожданное, которого ждало ни одно поколение, гордость школы – огромнейший спортивный зал. Приложение 2
Школа ушла от печного отопления, осталось совсем немного времени и я уверена в школе будет газовое отопление.
Заключение
История развития образования оказалась очень интересной. Я даже никогда не слышала, что в станице было столько много школ. Проведя свое исследование, я узнала, что раньше было раздельное образование, убедилась, что люди всегда стремились к знаниям, поэтому возникала необходимость в строительстве школ. Поняла, что моя поисковая работа необходима не только мне, но и моим одноклассникам.
Приложение 2
Церковно – приходская школа
Попечительский совет школ 1908 год
Двуклассное училище – школа 13
Восточное одноклассное училище
Западное училище – школа 14
Женская гимназия 1913 г. – школа 11
Школа 12 для иногородних
1943 год. Учителя школы отправляются на фронт
След войны на здании школы
Паспорт школы 1949 год
Школьный спортивный зал
Библиографическая ссылка
Евдокимова М.А. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СТАНИЦЕ ВАСЮРИНСКОЙ // Старт в науке. – 2018. – № 4-1. ;URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1016 (дата обращения: 21.11.2024).