Старт в науке
Научный журнал для школьников ISSN 2542-0186
О журнале Выпуски Правила Олимпиады Учительская Поиск Личный портфель

СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ

Сидоренко С.Я. 1
1 г. Подольск, МОУ «СОШ № 20», 4 «Б» класс
Леонова О.В. (Подольск, МОУ «СОШ № 20»)
1. Серия книг «Венок славы» (12 томов)
2. Альманах «О тех, кто воевал. Воспоминания о войне», Издательство «Фридгельм», Калуга, 2015 г.
3. Рассказы родственников
4. Подлинники фотографий и документов родственников
5. Сайт https://pamyat-naroda.ru

Война… как много в этом слове

Невыносимой страшной боли,

Как много горя в этом слове,

Непобедимой русской воли!

Какое счастье, что войны не знаем мы,

Но помним о героях той войны...

Цель работы: познакомиться с семейным архивом, изучить документы, свидетельствующие об участии родственников в Великой Отечественной Войне, рассказать о большом вкладе моих прадедушки и прабабушки в великое дело Победы, показать подвиг народа на примере конкретного человека и сохранить память семейного наследия.

Задачи:

1. Сбор информации на заданную тему

2.  Анализ имеющейся информации по данной теме;

3. Работа с материалами домашнего архива;

4. Систематизировать полученную информацию;

5. Сформулировать полученные результаты и сделать вывод.

Великая отечественная война явилась крупнейшим событием 20-го века, и нет, пожалуй, ни одной семьи, живущей на территории нашей огромной страны, которой бы она не затронула...

Для меня, человека родившегося несколько десятилетий спустя и, чей прадед, прошёл через Варшаву и брал Берлин, Великая Отечественная Война является особой эпохой...

Война – это кровь, боль и потери... Война – это горе и слёзы. Война – страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали Отечество, родных и близких. Война – это смерть каждый час, каждую минуту, но тогда они об этом не думали, для всех было главным остановить врага. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти.

Оттого долгожданный День Победы – это «…праздник со слезами на глазах»!

Семейный альбом

День Победы, как он был от нас далек...

Отгремели бои в далёком прошлом... Но живы воспоминания о тех, кто спас мир на нашей земле. Именно благодаря подвигам воинов, прошедших через весь этот ужас, сегодня мы живём!

И, несомненно, мы БЛАГОДАРИМ ЗА ЖИЗНЬ, ЗА ДЕТСТВО И ВЕСНУ, ЗА ТИШИНУ, ЗА МИРНЫЙ ДОМ, ЗА МИР, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ!

Семейный альбом – это традиция с многолетней историей, это книга памяти, история семьи, рассказывающая обо всех ее значимых и важных событиях.

Листая семейный альбом, можно увидеть историю жизни семьи, ее традиции и самые памятные мгновения.

В каждой семье есть свой семейный альбом, в котором есть фотографии родственников-фронтовиков…

sid1.tif

Семейный альбом

Семейный альбом, это летопись жизни.

В нем те, с кем когда-то прожил человек.

Вся долгая жизнь, от рожденья до тризны,

Кто рядом с ним был, с кем прошёл его век.

В нём бабушка, мать, в нём отец, дети, внуки,

Все те, с кем дружил и кого он любил.

Вот сядешь порой, полистаешь от скуки

И будто бы снова родных навестил.

На каждой странице знакомые лица.

Родные улыбки, родные глаза.

Как будто хотят все с тобой поделиться,

Как будто бы что-то хотят рассказать.

Семейный альбом выполняет функции хранения фамильной памяти, идентификации семьи, её сплочения. Зачастую семейные снимки остаются практически единственным, что связывает разросшуюся семью. Я это вижу на примере моей собственной семьи.

История семейной фотографии такая же длинная, как история самой фотографии. Изначально семейная фотография служила своего рода кирпичиком в семейной летописи. Перебирая старые семейные архивы, практически невозможно найти в них случайные снимки. С пожелтевших фотографий на нас смотрят сосредоточенные, преисполненные важностью момента, люди. Никакой небрежности ни одежде, ни в прическах, ни в постановке кадра – каждым снимком писалась история. И фронтовые снимки красноречиво указывают нам на историю нашей Родины, не позволяя нам забывать о подвигах наших прадедов, подаривших нам мирную жизнь.

Мы бережно храним фотографии военных лет, письма, которые теперь уже приобрели ценность архивных документов. Моя семья – не исключение. Мне всегда интересно слушать рассказы о прошлом от своих родственников, а особенно, когда это рассказы о войне.

Кем бы ни были наши деды и прадеды, кем бы ни работали они – учителями и колхозниками, строителями, врачами или представителями какой-то другой мирной профессии – страницы этого альбома откроют вам и портреты людей в военной форме. Все они становились солдатами, учились обращаться с автоматом или винтовкой.

9 мая 2017 года исполнилось уже 72 года со дня Великой Победы и мне захотелось сделать проект, рассказать о подвиге моего прадеда и ударном труде моей прабабушки, которых, к большому сожалению, уже нет в живых, но тем ценнее мне эта работа...

Это дань уважения и памяти.

Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой

Моя бабушка, Елена Семеновна, бережно хранит боевые и трудовые награды, фотографии, ветхие от времени письма и документы своего отца, моего прадеда Лисинского Семена Федоровича, воевавшего на фронтах нашей Родины с 1942 по 1945 год. Когда накануне очередной годовщины со дня Великой Победы, я попросил ее показать воинские награды прадеда из нашего семейного архива, его фронтовые фотографии, бабушка с удовольствием и не без гордости за своих родителей, достала из шкафа небольшой чемоданчик и мы долго их вместе перебирали, рассматривая каждый документ, каждую фотокарточку, пожелтевшую от времени. Рассказ бабушки о моих прадедушке и прабабушке потряс меня до глубины души. Я уверен, со мной солидарны многие жители нашей необъятной Родины, т.к. нет в России семьи такой, где не памятен свой герой...

Мой прадедушка Лисинский Семён Фёдорович родился 11 марта 1926 года в деревне Вяловская Линдовского района тогда еще Горьковской (а сейчас Нижегородской) области.

Будучи учеником 10 класса, в октябре 1943 года Лисинский Семен Федорович, мой прадедушка, добровольно ушел на фронт.

sid2.tif

Глядя на фотографию совсем еще юного парня, трудно представить, могла бы сейчас с такой же отвагой и патриотизмом встать на защиту своей Родины сегодняшняя молодежь?

Благодаря отличным математическим знаниям, мой прадедушка был зачислен наводчиком орудия в 16-йот дельный мотоциклетный батальон 2-й гвардейской танковой армии.

Историческая справка

Наводчик – это специалист, входящий в состав артиллерийского расчета и занимающий должность заместителя командира орудия. Благодаря его работе орудийные выстрелы достигают намеченных целей.

Обязанности наводчика, проходящего службу в артиллерии

Отлично знать орудие. Вовремя и хорошо осуществлять его подготовку. Помимо того, он должен готовить боеприпасы и прицельные устройства.

sid3.tif

Своевременно находить и исключать все повреждения и поломки.

Уметь правильно оценивать расстояние до цели. Подбирать установку прицельной шкалы, а также точность прицеливания. Осуществлять меткий огонь;

Наводчик должен обладать несколькими профессиональными качествами. Прежде всего, он должен быстро и точно считать в уме. Он обязан иметь самообладание, выдержку, находчивость и др.

75 лет назад, 12 февраля 1942 года, постановлением Государственного комитета обороны СССР на вооружение Красной Армии было принято самое массовое орудие Второй мировой войны – 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, ставшая грозой бронетанковых войск и пехоты противника. Наводчиком именно такой пушки и был мой прадедушка.

Прадедушка не любил вспоминать о войне, но от близких он никогда не скрывал, что в первый бой идти было очень страшно: рассказывал, как шел в наступление со слезами на глазах, и под залпы орудия он кричал слово «Мама»... Ему тогда было всего 16 лет.

Сколько их было, таких совсем юных мальчишек, стремящихся пойти добровольцами прямо со школьной скамьи на фронт? Что им тогда известно было о войне?

Сколько из них вернулось обратно домой?

Мой герой, его подвиги и награды

Мой прадедушка Лисинский Семен Федорович во время Великой Отечественной Войны прошел длинный путь, побывав в самом пекле войны сражаясь на Курской дуге, на территории Польши, защищая наших братьев-славян, дошел до самого Берлина, не прячась от опасности за чужие спины. Он был счастлив, что смог вложить частицу себя в завоевание победы над фашизмом.

Наверное, именно благодаря неистребимой воле к Победе, сильнейшему чувству патриотизма и желанию поскорее вернуться к родным, мой прадедушка смог выстоять и уцелеть в то страшное время.

О героизме и отваге моего прадеда Лисинского Семена Федоровича, красноречиво говорят его боевые награды.

За участие в боевых операциях мой прадедушка Лисинский Семен Федорович был награжден:

? Орденом Славы 3-й степени

sid4.tif

– из наградного листа:

В боях за город Массов, орудийному расчету, где наводчику, гвардии младшему сержанту, Лисинскому С.Ф. была поставлена задача: подавить огневые точки противника, которые мешали продвижению нашей пехоты вперед. Выкатив орудие на открытую огневую позицию, гвардии младший сержант Лисинский С.Ф., точной наводкой подавил пять пулеметных точек противника. Но в этот момент противник пустил в обход нашей Р.Г. свою пехоту, которая отчаянно рвалась вперед. Товарищ Лисинский открыл шквальный огонь из орудия, немцы падали от разрывов снарядов, но продолжали наступать. В это время у нас кончились снаряды. Командир приказал орудийному расчету залечь. Когда немцы подошли уже совсем близко, товарищ Лисинский давал одну за одной меткие очереди из автомата. На этот участок было подброшено еще одно орудие батареи и подвезены боеприпасы. Тогда наводчик Лисинский вновь стал к своей пушке и открыл огонь. Тогда немцы не выдержали и повернули обратно. Благодаря действиям наводчика ЛисинскогоС.Ф. задача была выполнена.

Достоин представления к правительственной награде – Ордену Славы
3-й степени.)

? Орденом Отечественной войны II степени

sid5.tif

им награждаются те:

– кто лично артиллерийским огнём уничтожил 1 тяжёлый или средний, или 2 лёгких танка (бронемашины) противника, или в составе орудийного расчёта – 2 тяжёлых или средних, или 3 лёгких танка (бронемашины) противника;

– кто уничтожил огневые средства противника огнем артиллерии или миномётов, обеспечив успешные действия наших войск;

– кто подавил огнем артиллерии или миномётов не менее 3 батарей противника;

? Медалью «За освобождение Варшавы»

sid6.tif

Получить эту награду могли только участники битв в польской столице и ее окрестностях в определенный период (14–17 января 1945 года)

? Медаль «За взятие Берлина»

sid7.tif

Получить медаль «За взятие Берлина» вправе были военнослужащие, которые лично штурмовали столицу Германии.

«Прадедушка»

На фотографии бравый солдат: 

На серой шинели награды висят,

Винтовка в руках прижата к груди,

Звездочка в шапке блестит посреди. 

Взгляд его строгий, и даже суров,

Красное знамя висит за спиной.

Стоят полевые цветы на окне,

И солнечный зайчик на белой стене.

Прадед был сильным и смелым бойцом.

Любим мы слушать рассказы о нем : 

Как Родину – Мать от врага защитил,

Мирное небо он нам подарил.

На фотографии дед написал: 

«Победу над злом наш народ одержал!

Помните, дети и внуки мои,

Не забывайте героев войны».

Прадед, мы все благодарны тебе:

За Мир, за Победу, Свободу в стране,

За то, что в счастливое время живём,

И только счастливые песни поём.

Прадедушка был советский солдат,

Путь фронтовой удостоен наград,

Нам завещал – дух боевой.

Прадедушка наш – мы гордимся тобой!

К счастью всех близких и родных, с войны мой прадедушка вернулся живым и почти невредимым. Сказать, что совсем невредимым нельзя, мне кажется, ни об одном участнике Великой Отечественной Войны, так как даже, если и не было ранений физических, то душевную и сердечную боль испытал уж точно абсолютно каждый.

По возвращении с фронта, мой дедушка пошел учиться, окончил Горьковский университет и всю свою жизнь посвятил работе в школе, сначала устроившись учителем начальных классов в сельскую школу по месту жительства, затем много лет преподавал математику старшим классам, а на пенсию уходил уже с должности директора школы. По рассказам моих мамы и бабушки, ученики, жившие рядом, не забывали о своем Учителе и всегда относились к нему с уважением.

К моему огромному сожалению, мне не довелось застать прадеда в живых.

Лисинский Семен Федорович умер 10 октября 2008г. Вечная ему память!

«Всё для фронта, всё для Победы!!!»

– под таким девизом работали, не жалея сил, труженики тыла.

В связи с этим, я не могу не рассказать о героическом труде моей прабабушки Лисинской Александры Петровны, которая в тяжелые годы Великой Отечественной войны трудилась на Горьковском автозаводе.

В те страшные годы Горьковский автозавод, в кратчайшие сроки перестроился и начал давать фронту военную технику и боеприпасы.

На место ушедших на поле битвы мужчин встали женщины и подростки, среди которых была моя прабабушка.

За годы войны завод стал настоящей кузницей оружия: производили танки, самоходные установки, бронеавтомобили, боеприпасы, даже легендарные Катюши и многое другое вооружение рождалось в цехах.

Моя прабабушка Лисинская Александра Петровна (девичья фамилия Рожина) родилась 24 февраля 1925г. в Горьковской области, Ветлужского района, в деревне Мясиха.

Несмотря на юный возраст (шестнадцать лет), моя прабабушка Лисинская Александра Петровна работала в цехе по производству мин.

Было страшно, так как автозавод часто подвергался обстрелу – тысячи автозаводцев, погибли на своих рабочих местах во время налётов фашистской авиации.

Однажды моя прабабушка, возвращаясь со смены домой, услышала рев самолетов и, как и многие ее коллеги, попыталась спрятаться в укрытии в овраге, мысленно уже попрощалась с жизнью, как вдруг самолет, после долгого обстрела, развернулся и улетел обратно. Чудом моя прабабушка осталась жива!

После этого случая, моей прабабушке еще больше хотелось помочь нашим солдатам, поэтому она старалась, увеличивая производительность труда, поскорее обеспечить фронт вооружением. Чувство причастности к общему вкладу в великое дело Победы вытесняло чувство страха.

Думаю, что таким людям, как моя прабабушка, помогали оптимизм и русский дух, сильный характер и стремление к Победе, способствовали преодолению самых сложных жизненных поворотов.

9 МАЯ

Праздничный флаг в небеса поднимая,

Входит на площадь Девятое мая.

Город в парадную форму одет,

Даже у солнца торжественный цвет.

Этот святой, героический праздник

Поровну делят прадед и правнук.

Воинов хочет обнять вся страна,

С гордостью глядя на их ордена.

И марширует в шеренгах парада

Мужество Бреста и Сталинграда.

Ратная доблесть наших полков

Не потускнеет во веки веков!

Прадеды-деды, солдаты Победы,

В бронзе отлиты, в песнях воспеты!

Слава погибшим! Слава живым!

Всем полководцам и всем рядовым!

Не прервать бы памяти связующую нить…

Говорят, что достаточно нескольких десятков лет, чтобы событии истории, казавшиеся такими важными их очевидцам и участникам, для новых поколений стали всего лишь страницами в школьном учебнике. Якобы после этого срока уже можно «переформатировать» сознание людей по-новому, но только не в случае с Россией, с нашим Днем Победы подобного не происходит. Наверное, потому, что память наша крепка.

Каждый человек вправе гордиться своей семьей, частичкой которой он является. Семейный альбом, фотографии даже спустя десятки лет помогут ощутить неразрывную связь родных людей, понять и почувствовать, что это самое дорогое, и останется с нами на всю жизнь.

Заключение

9 мая – праздник особый, общий для всех и в то же время очень личный.

Через Великую Войну и Великую Победу прошла практически каждая семья. И у каждой – своя история, свои подвиги или даже потери…

Фронтовиков с каждым годом становится все меньше и меньше. Они не любят вспоминать войну по «первому запросу» собеседника, пусть даже он близкий человек. Потому что война – дело очень личное и болезненное. Для воспоминаний нужна особая обстановка, в том числе и документы, и фотографии, напоминающие о тех страшных годах войны.

Именно поэтому необходимо помнить об участниках и Героях Великой Отечественной Войны, чтить их память, знать историю своей семьи и события ее героического прошлого, тем самым развивая чувство патриотизма и любви к Родине.

Мы живем в мирное время. Над нами мирное небо и ласковое солнце! Мы не вправе забывать тех, кто ценой своей жизни подарил нам все это!

Как же мне промолчать,

не писать о войне?

Если болью она остается во мне.

Горькой памятью

невозмещённых потерь

Мы в далеком жестоком году,

и теперь…

Как же мне позабыть,

не писать о войне?

Если золотом буквы на белой стене

Повторяют бессчётно солдат имена

Тех, которых навеки украла война!

Как же мне не писать

про жестокость войны?

Если слышу -

Из той нежилой глубины.

Над которой, как память,

огонь не угас,

Голос наших дедов: – Не забудьте о нас!

Недавно, при прочтении очередной книги о Великой Отечественной Войне из серии «Венок Славы», мне в память врезалась замечательная фраза «напрасно хвастаешь ты своими предками, если твои потомки не смогут гордиться тобой»! Я подумал тогда, что эти слова очень много значат, ведь изучая историю своей страны, своей семьи, мы передаем эту самую историю из поколения в поколение, не забывая тех, кто подарил нам жизнь и мирное небо над головой! Очень важно бережно относиться к семейным архивам, документам, фотоальбомам и тем более наградам наших предков, чтобы было, что передать своим потомкам, чтобы не разорвать бы памяти связующую нить.

sid8.tif

Приложение 1

sid9.tif

Выдержка из приказа о награждении

Приложение 2

sid10.tif

Наградной лист Лисинского С.Ф.

Приложение 3

sid11.tif

Благодарственное письмо Главнокомандующего Сталина И.В.


Библиографическая ссылка

Сидоренко С.Я. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ // Старт в науке. – 2018. – № 4-1. ;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1015 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674